каким чудом выглядела статуя не закрытая огромным храмом
Чудеса света: список 7 чудес Древнего Мира. Как они выглядели?
1. Пирамида Хеопса
Источник: Википедия
Гранитная пробка. Фото 1910 года. Источник: Википедия
Одной из загадок пирамиды является восходящий проход с тремя гранитными «пробками», которые невозможно сдвинуть, а их назначение остается неизвестным.
В 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун, не сумевший сдвинуть эти пробки, сделал пролом в стене, через которые в настоящее время туристы попадают в пирамиду. Халиф рассчитывал найти внутри богатства фараона, но обнаружил лишь толстенный слой пыли.
2. Висячие сады Семирамиды
Каскад многоуровневых садов с деревьями, кустарниками и виноградными лозами. Единственное чудо света, расположение которого точно неизвестно по сей день.
Сады располагались в Вавилоне на севере современного Ирака.
Висячие сады Семирамиды. Гравюра. Источник: Getty Images
По легенде, сады были построены вавилонским царем Навуходоносором для своей жены Амитис. По другой версии, их соорудили благодаря царице Семирамиде, правившей в Вавилоне, как предполагают, в IX веке до нашей эры.
Источник: Википедия
Некоторые версии ставят под сомнение существование садов, поскольку никаких вавилонских текстов, где бы они упоминались, не сохранилось. Их описания встречаются лишь у поздних древнегреческих и римских авторов. Археологических подтверждений существования садов Семирамиды тоже обнаружено не было.
3. Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса была возведена в V веке до нашей эры в одноименном храме города Олимпия. Ни статуя, ни храм до наших дней не дошли, но по сохранившимся описаниям известно, что статуя изображала бога-громовержца, сидящего на троне со скипетром и фигурой богини победы Ники. Его ноги покоились на скамейке, поддерживаемой львами, а голову украшал позолоченный венец.
Статуя Зевса в Олимпии. Цветная реконструкция Антуана-Кризоста Картмера де Кенси. Источник: Википедия
Последнее документальное упоминание статуи датируется V веком нашей эры. Имеются сведения, что после она была отправлена в Константинополь, где сгорела при пожаре.
4. Храм Артемиды в Эфесе
Храм пережил несколько разрушений и реконструкций, наводнений и пожаров, а затем отстраивался заново.
Храм Артемиды. Иллюстрация. Источник: Getty Images
Храм был закрыт и разрушен в IV веке нашей эры в связи с провозглашением в Римской империи христианства и запретом культа языческих богов.
Некоторые элементы оставшиеся от храма были использованы при строительстве других сооружений. В настоящее время остались только руины.
Руины храма в настоящее время
5. Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе. Иллюстрация. Источник: Getty Images
Статуя Мавсола в ГМИИ имени Пушкина, Москва. Источник: Википедия
Здание попало в список семи чудес, благодаря Антипатру Сидонскому, который был очарован его великолепием.
Согласно сохранившимся сведениям, мавзолей был 45 метров в высоту, а четыре его стороны были украшены скульптурами. Большинство из них не сохранилось, от других уцелели только фрагменты, хранящиеся в Британском музее Лондона.
Скульптура льва из мавзолея в Галикарнасе. Британский музей. Источник: Википедия
Руины мавзолея в наши дни. Источник: Getty Images
Именно благодаря усыпальнице Мавсола слово «мавзолей» стало нарицательным в разных языках мира, в том числе и в русском (например, мавзолей Ленина ).
Усыпальница была разрушена в результате землетрясения
6. Колосс Родосский
Гигантская статуя бога Солнца Гелиоса была построена в III веке до нашей эры в греческом городе Родос и простояла чуть дольше 50 лет.
Предполагаемый внешний вид статуи. Гравюра XIX века. Источник: Википедия
Скульптор Харес работал над Колоссом около 12 лет. Статуя изображала стройного высокого юношу на мраморном постаменте и с венцом из лучей на голове.
Место, где предположительно стоял Колосс Родосский. Источник: Depositphotos
7. Александрийский маяк
Маяк на египетском острове Фарос неподалеку от Александрии, построенный во II веке до нашей эры.
Александрийский маяк. Гравюра XIX века. Источник: Getty Images
Маяк был единственным из чудес света, которое имело практическое применение. Он освещал кораблям путь в александрийский порт и служил наблюдательным пунктом.
Маяк был поврежден в результате череды землетрясений. В некоторых источниках указано, что сначала обвалился верх, затем упала статуя.
Руины маяка в Средиземном море. Источник: Википедия
Известно, что после этого на маяке установили купол в стиле исламской архитектуры. Самый сильный ущерб маяку нанесло землетрясение 1303 года. Последние части исчезли после 1408 года, когда султан Кайт-бей построил на месте руин маяка крепость.
Крепость на месте маяка. Источник: Getty Images
Крепость на месте маяка. Источник: Getty Images
Колосс Родосский. Версия 2.0. Восстановление одного из чудес света
История, как известно, имеет все шансы повториться, а то, что еще вчера казалось чудом, сегодня вполне может стать реальностью. Одно из Семи чудес света, гигантскую статую бога Солнца Гелиоса, известную как Колосс Родосский планируют воссоздать архитекторы, инженеры-строители и археологи из четырех стран. В соответствии с уже существующим проектом гигант будет несколько отличаться от оригинала: окажется почти в 4,5 выше своего знаменитого предка, а внутри него расположится целая инфраструктура, жизнедеятельность которой будет поддерживаться благодаря самым современным технологиям и возобновляемым источникам энергии.
Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου) – самый амбициозный и масштабный памятник эпохи эллинизма, воздвигнутый в 280 г. до н. э. жителями греческого портового города Родоса в Эгейском море в знак благодарности его покровителю — богу Солнца Гелиосу за победу над 40 000 войском Деметрия Македонского (305 – 304 г. до н. э.). Частично гигантская статуя была построена на средства от продажи фрагментов осадных орудий, оставшихся после отступления Деметрия. А создателем Колосса Родосского, согласно сведениям, отраженным в хрониках стал скульптор Харес, ученик самого Лисиппа — любимого скульптора и художника Александра Македонского.
Строительство статуи достигшей в высоту около 33 метров (110 футов) длилось 12 лет и было завершено около 280 г. до н. э.
Прощание с Колоссом
Простояв на страже острова шесть с половиной десятилетий на рубеже 222 – 226, 227 г. до н. э. Колосс Родосский пал, поверженный землетрясением преломившись в коленях и рассыпавшись на куски на земле. «Даже, падший», — пишет Плиний, — «… он вызывает удивление и восхищение. Далеко не многие люди могут обхватить его большой палец на руках. В сломанных надвое конечностях зияют обширные пещеры и массы уложенных скульптором камней горных пород».
Обломки статуи пролежали на земле более тысячелетия и впоследствии, как повествуют некоторые хроники, были проданы арабами, покорившими Родос в 977 году. По свидетельству хроник, на вывоз фрагментов потребовалось, без малого, 900 верблюдов. Какие-либо дальнейшие свидетельства о судьбе “останков” Колосса Родосского отсутствуют, как отсутствует и единое мнение о том, как доподлинно он выглядел и в какой позе стоял.
Согласно последним археологическим исследованиям, Колосс мог стоять на холме с видом на залив, где сегодня возвышается средневековый замок. Именно там во множестве были обнаружены тесанные камни, которые, по мнению археологов, заполняли вместе с глиной пустоты статуи.
Колосс Родосский причислен к одному из Семи чудес света, наряду с Александрийским маяком, Мавзолеем в Галикарнасе, Храмом Артемиды, Висячими садами Семирамиды и Статуей Зевса в Олимпии. Из перечисленных Семи чудес до наших дней сохранилась лишь Великая пирамида в Гизе — она же пирамида Хеопса.
Сегодня, когда экономическая ситуация в Греции оставляет желать лучшего, успешная реализация проекта по воссозданию прообраза Колосса Родосского за счет средств крупных греческих меценатов и международных инвесторов помогла бы раскрыть для жителей острова новые перспективы, создать сотни рабочих мест, обеспечить приток многих миллионов евро в туристическую инфраструктуру. И кое-что в этом направлении уже успели предпринять.
Согласно первоначальному плану, работы над которым стартовали на рубеже 2008 года, воссоздавать Колосса намеревались в виде самой большой в мире светотехнической инсталляции, высотой в 60-100 метров, которая была бы постоянно видима как в дневное, так и в вечернее и ночное время. По предварительным оценкам бюджет проекта оценивался в 200 миллионов евро и должен был профинансирован международной группой инвесторов, в частности, на пожертвования из личных средств немецкого филантропа и деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof). У проекта нашлись и противники из числа греческих историков и археологов, утверждавших, что любая современная интерпретация статуи не возродит, а осквернит культурное наследие страны. Впрочем, сами родоссцы, за неимением альтернативы, восприняли на тот момент новость вполне позитивно.
Спустя 7 лет с начала подготовительных работ, ведущихся с переменным успехом, в свете событий, происходящих в государстве и разногласий по ключевым организационным и этическим вопросам вышеописанный проект так и не получил продолжения.
Проект Ари А. Палла
Сегодня у жителей Родоса, похоже, снова появился шанс дождаться воплощения их многовековой мечты в реальность. В 2015 году команда молодых ученых и специалистов, куда вошли архитекторы, инженеры-строители, экономисты и археологи из Греции, Испании, Италии и Великобритании представила детализированный план проекта восстановления Колосса Родосского муниципалитету Родоса. По замыслу разработчиков проекта 150- метровый гигант станет не только окном в историю и памятником культурно-историческому наследию всей Греции, но и своего рода символом возможностей современных технологий и серьезным источником дохода, как для частных инвесторов, принявших участие в проекте, так и для городской казны.
Cтатуя греческого бога Солнца через 3-4 года может снова подняться во весь рост в устье гавани городе Родос
Внутри статуи расположится просторный музей, библиотека и культурный центр. Сверху, в поднятой руке прообраза бога Солнца задуман маяк, огни которого можно будет заметить с расстояний в 34 мили, смотровая площадка и ресторан для туристов.
Возвышаясь на 150 метров на уровнем океана, Колосс будет выполнять функции маяка, огни которого можно будет увидеть на расстоянии 34 миль от берега.
“Мы не преследовали цели создать монстра, внушающего тем, кто смотрит на него впервые чувство опасности и угрозы, как это имело место с оригиналом более 2200 лет назад – говорит руководитель разработки, архитектор из Родоса Ари А. Палла на сайте проекта… – Мы заняли принципиально другую позицию, предложив новую концепцию маяка и музея уникальных артефактов. Энергия возобновляемых источников позволит полностью покрыть энергетические расходы всей инфраструктуры. В отличие от своего древнего предка, наш Колосс не боится землетрясений и повышенной ветровой нагрузки.
Мы надеемся, что наша работа поможет Родосу восстановить свою историческую ценность, как культурного моста, соединяющего три континента, центра туризма, привлекающего огромное количество посетителей ежегодно.
Мы планируем строить современную конструкцию технологичную конструкцию, не подражая мотивам оригинальной скульптуры, но чтобы сделать свой небольшой вклад в мировую страницу истории и экономический рост Родоса и Греции.
Мы рассчитываем, что наш проект сможет предоставить рабочие места, в которых Родос, как и вся Греция сегодня остро нуждаются и позволит стимулировать развитие всей местной экономики. Именно поэтому в состав нашей группы, помимо архитекторов и инженеров включены эксперты экономисты. И они убеждены, что Колосс в его современной интерпретации принесет в казну острова поток инвестиций и продлит туристический сезон до 12 месяцев”.
Колосс спроектирован с учетом риска землетрясений и ветровой нагрузки
Успешная реализация проекта принесет в местную экономику миллионные инвестиции
Предполагается, что проект удастся завершить за 3-4 года при сумме инвестиций в 240-260 млн. евро, полученных в рамках единой европейской инициативы финансирования и за счет возможностей краудфандинга.
Особо отмечается, что финансовая нагрузка, связанная с реализацией проекта никоим образом не отразится на уровне благосостояния населения. Музей, в соответствии с проектом, займет большую часть полезного пространства сооружения. Кроме экспозиции исторических артефактов предусмотрена библиотека и культурный центр, смотровая площадка и ресторан для туристов в самой высокой точке. Все инженерные службы комплекса энергонезависимы от внешних городских сетей, поскольку Колосс, как и полагается богу Гелиосу будет «питаться» солнечной энергией.
Проект уже получил одобрение мэра Родоса Фотиса Хацидиакоса, что увеличивает его шансы стать успешным.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Фото 2.
Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.
Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.
Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.
Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.
Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.
Фото 3.
Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл – великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.
Фото 4.
Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.
В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.
Фото 5.
Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.
Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.
Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.
Фото 6.
О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.
Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась
Фото 7.
Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.
Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.
Фото 9.
Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.
Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.
Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.
Фото 10.
Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.
В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.
Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.
По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.
Фото 11.
За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.
Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.
Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.
Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.
Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.
Фото 12.
Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.
Фото 13.
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.
Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.
Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света.
Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.
Фото 17.
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
Фото 23.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.
В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.
Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.
Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Фото 24.
После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.
Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
В нескольких минутах ходьбы от достопримечательности находится станция метро «Акрополь». Кроме того, к храму можно добраться трамваями № 1, 5 и 15, а также автобусами № 040, 230, А2 и В2.