каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по

Каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по

Подробное решение параграф Самостоятельные и проектные работы по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунова А.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в.?

Были ликвидированы оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Прибалтики.

2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества.

1775 г. – Манифест об упразднении Запорожской Сечи

1787-1788 гг. – Формирование волонтерских отрядов из бывших запорожцев для борьбы с турками.

1788 г. – расселение черноморских казаков на Кубани

3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

Переселенцам предоставлялись кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания.

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

Екатерина 2 всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий проявляла веротерпимость. При ней прекратились преследования старообрядцев.

5. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»? Узнайте, существовал ли её аналог до правления Екатерины II.

Именно для реализации такой масштабной цели, как христианизация нерусских народов империи на территории всего Приволжского региона, в 1740 г. был создан специально утвержденный государственно-церковный орган – Контора новокрещенских дел, или Новокрещенская контора с центром в городе Свияжск при Свияжском Богородицком монастыре. Несомненно, деятельность Конторы новокрещенских дел являлась уникальным примером тесного взаимодействия государства и церкви в реализации политики христианизации нерусских народов империи.

6. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

Это было связано с преподавательской и просветительской работой, которую проводил орден иезуитов. Екатерина 2 рассчитывала, что запрещенный римским папой орден развернет антипапскую пропаганду, а когда этого не удалось, правительство предприняло собственные меры против униатской церкви.

7. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной II?

8. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины II по отношению к этой группе населения?

Екатерина 2 рассматривала евреев как нежелательный и опасный элемент населения. Это была несправедливая политика.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет, соберите информацию об ордене иезуитов и его деятельности в России в XVIII–XIX вв. Оцените цели иезуитов и способы их достижения.

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Русское царство.

В 1735 году в Речи Посполитой был захвачен в плен российскими войсками иезуит Алексей Лодыженский, выходец из московских дворян, который за измену православию был выслан в Тобольск.

После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года папского послания Dominus ac Redemptor, повелела считать это послание несуществующим.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России, и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквях. Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали Габриэль Ленкевич (до 1799) и Франциск Каре.

2. Найдите в Интернете материалы по истории кубанского казачества XVIII – XIX вв. На их основе напишите эссе (в тетради) о повседневной жизни кубанских казаков.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

4. Дайте краткую характеристику национальной и религиозной политики Екатерины II. Как вы понимаете термин «религиозная толерантность»?

Религиозная и национальная политика Екатерины 2 характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии – официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России. При сохранении политических ограничений для неправославных этнических групп установилась религиозная толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Источник

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II

ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II.

1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в.?

Были ликвидированы оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Прибалтики.

2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества.
3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

Переселенцам предоставлялись кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания.

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

Екатерина 2 всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий проявляла веротерпимость. При ней прекратились преследования старообрядцев.

5. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»? Узнайте, существовал ли её аналог до правления Екатерины II.

Именно для реализации такой масштабной цели, как христианизация нерусских народов империи на территории всего Приволжского региона, в 1740 г. был создан специально утвержденный государственно-церковный орган – Контора новокрещенских дел, или Новокрещенская контора с центром в городе Свияжск при Свияжском Богородицком монастыре. Несомненно, деятельность Конторы новокрещенских дел являлась уникальным примером тесного взаимодействия государства и церкви в реализации политики христианизации нерусских народов империи.

6. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

Это было связано с преподавательской и просветительской работой, которую проводил орден иезуитов. Екатерина 2 рассчитывала, что запрещенный римским папой орден развернет антипапскую пропаганду, а когда этого не удалось, правительство предприняло собственные меры против униатской церкви.

7. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной II?

Екатерина II была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 г. был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалось насильственное крещение, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, в 1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество.

В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах. Екатерина II получила ласковое прозвище «Аби патша» – «Царица-бабушка». Однако она по-прежнему одобряла миссионерскую деятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками.

В отличие от предшественников, Екатерина II не испытывала презрения к татарам-мусульманам, более того, она считала, что татары могут выступать в роли цивилизирующего фактора по отношению к языческим народам Российской империи. С 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всей России, с 1784 г. татарские мурзы были приравнены к русскому дворянству.

8. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины II по отношению к этой группе населения?

Екатерина II рассматривала евреев как нежелательный и опасный элемент населения. Это была несправедливая политика.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет, соберите информацию об ордене иезуитов и его деятельности в России в XVIII–XIX вв. Оцените цели иезуитов и способы их достижения.

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Русское царство.

В 1735 году в Речи Посполитой был захвачен в плен российскими войсками иезуит Алексей Лодыженский, выходец из московских дворян, который за измену православию был выслан в Тобольск.

После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года папского послания Dominus ac Redemptor, повелела считать это послание несуществующим.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России, и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквях. Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали Габриэль Ленкевич (до 1799) и Франциск Каре.

2. Найдите в Интернете материалы по истории кубанского казачества XVIII – XIX вв. На их основе напишите эссе (в тетради) о повседневной жизни кубанских казаков.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы – «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

«На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» – «божница».

«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники – традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

4. Дайте краткую характеристику национальной и религиозной политики Екатерины II. Как вы понимаете термин «религиозная толерантность»?

Религиозная и национальная политика Екатерины 2 характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии – официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России. При сохранении политических ограничений для неправославных этнических групп установилась религиозная толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II.

Источник

Императрица Екатерина II и введение черты оседлости

каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Смотреть фото каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Смотреть картинку каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Картинка про каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Фото каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по

Соответствующие указы Екатерины II нередко характеризуются как своего рода апофеоз антисемитской правительственной политики и никак не вяжутся с либерализмом. Как же совместить эти два на первый взгляд несовместимых образа?

Первое упоминание об отношении Екатерины к еврейскому вопросу относится к 1762 году, т.е. к моменту ее вступления на престол. Свидетельство об этом событии принадлежит самой императрице. Первым документом, который ей предстояло утвердить, оказался “проект дозволения евреям въезжать в Россию”.
Затруднившись поначалу принять то или иное решение, Екатерина обратила внимание на запись, сделанную на полях ее предшественницей, императрицей Елизаветой “я не желаю выгоду от врагов Иисуса Христа”. Несмотря на то, что большинство сенаторов выступало за разрешение евреям въезда в Россию, Екатерина отложила рассмотрение дела на неопределенное время.

Так или иначе, после раздела Польши на территории Российской Империи оказались сотни тысяч евреев. За предшествующие века российской истории выработалась определенная традиция взаимодействия центральной власти с различными народами и этносами вновь присоединяемых территорий.

Их интеграция в общеимперское пространство осуществлялась постепенно и осторожно, причем по большей части с опорой на уже существующие властные институты. Вместе с тем Екатерина II была убеждена в необходимости распространения на всю территорию страны единой системы управления и, в отличие от существовавшей ранее практики, после первого раздела Польши на вновь присоединенных территориях Белоруссии сразу же ввела губернское правление по российским законам.

Было обнародовано обращение власти к местному населению, в котором гарантировалось соблюдение всех прав и привилегий, а одновременно объявлялось о распространении на него прав подданных Российской империи. Специальный раздел этого обращения был адресован евреям.

Из него следовало, что евреи становились подданными Российской империи, и им было обещано сохранить их образ жизни в соответствии с их, как указывалось в обращении, “званиями”. Поскольку евреи были заняты в основном в торговле, их с самого начала рассматривали как купечество.
Однако, одним из их основных промыслов была торговля вином, между тем как в России на винную торговлю существовала государственная монополия.

каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Смотреть фото каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Смотреть картинку каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Картинка про каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по. Фото каким образом практика введения черт оседлости для иудеев характеризует политику екатерины 2 по
Корчма в Черниговской губернии

Поэтому на вновь присоединенных территориях власти пытались упорядочить винокурение в соответствии с общероссийскими нормами. В мае 1783 г. вступает в действие инструкция, согласно которой винокурение в сельской местности, как и во всей империи, разрешалось только дворянству.

Лишение евреев права на винокурение, а также попытки властей переселить их в города привели к тому, что в 1785 г. в Петербург прибыла делегация белорусских евреев, обратившаяся в Сенат с соответствующей петицией. Сенат постановил, что евреи не могут сами заниматься производством и продажей спиртного, но помещики имеют право передавать им этот промысел в аренду.
Замечу, что правительство все же и тогда, и позже предпочитало, чтобы евреи занимались чем-нибудь более полезным. Что же касается переселения, то Сенат разрешил евреям, записанным в города, временное проживание в сельской местности при наличии соответствующего паспорта, выданного городским кагалом.

1780-е годы стали фактически временем первого, еще не слишком близкого знакомства русской власти с еврейским вопросом. В эти же годы сформировался и трезвый взгляд на “эффективность” еврейского предпринимательства. И до властей, и до русского купечества стало доходить, что в своей деятельности евреи склонны к жульничеству, активно участвуют в контрабанде, в том числе контрабанде драгоценных металлов.

К 1790 г. несколько еврейских купцов в полном соответствии с действующим законодательством записались в московское купечество. Через некоторое время главнокомандующий Москвы П.Еропкин получил жалобу от группы московских купцов во главе городским головой Михаилом Губиным. Евреев вполне обоснованно обвиняли в подрыве торговли и противозаконной деятельности. Поскольку в жалобе упоминалось еще и о еврее Хаимове, который довел до разорения нескольких московских купцов, обращение получило развитие и вопрос стали решать в принципиальном ключе, т.е. полезна ли вообще еврейская торговля в центральных губерниях России.

Воронцов был одним из самых образованных людей того времени, был лично знаком с Вольтером, много путешествовал по Европе. Он считался авторитетом в вопросах торговли, за что его высоко ценила императрица, хотя и знала, что он весьма критично оценивал ее царствование в целом. В составленной по запросу Совета при высочайшем дворе записке Воронцов попытался ответить на два вопроса: разрешает ли российское законодательство переселение евреев во внутренние российские провинции и полезно ли для государства развитие еврейской торговли.

В октябре 1790 г. записка Воронцова была рассмотрена на заседании Совета при высочайшем дворе, который счел необходимым с ней согласиться. В соответствии с этим решением через год с небольшим, в декабре 1791 года, т.е. накануне второго раздела Польши появился соответствующий именной указ Екатерины, ограничивавший право на расселение евреев Белорусской, Екатеринославской и Таврической губерниями, а также вошедшей к этому моменту в состав империи Курляндией и установивший черту оседлости.

Таким образом, за неполные двадцать лет, с 1772 и до конца 1790-х годов русское правительство на практике убедилось, что еврейское население невозможно втиснуть в жесткие рамки последовательно создаваемой социальной структуры и, стало быть, ареал его проживания целесообразно ограничить.

Источник

проект по Истории России на тему:» Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2″ 8 класс

помогите пожалуйста! очень прошу!!

1.В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в.?

Были ликвидированы оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Прибалтики.

2.Назовите основные этапы формирования кубанского казачества.

1775 г. – Манифест об упразднении Запорожской Сечи

1787-1788 гг. – Формирование волонтерских отрядов из бывших запорожцев для борьбы с турками.

1788 г. – расселение черноморских казаков на Кубани

3.Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

Переселенцам предоставлялись кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания.

4.Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

Екатерина 2 всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий проявляла веротерпимость. При ней прекратились преследования старообрядцев.

5.Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»? Узнайте, существовал ли её аналог до правления Екатерины II.

Именно для реализации такой масштабной цели, как христианизация нерусских народов империи на территории всего Приволжского региона, в 1740 г. был создан специально утвержденный государственно-церковный орган – Контора новокрещенских дел, или Новокрещенская контора с центром в городе Свияжск при Свияжском Богородицком монастыре. Несомненно, деятельность Конторы новокрещенских дел являлась уникальным примером тесного взаимодействия государства и церкви в реализации политики христианизации нерусских народов империи.

6.Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

Это было связано с преподавательской и просветительской работой, которую проводил орден иезуитов. Екатерина 2 рассчитывала, что запрещенный римским папой орден развернет антипапскую пропаганду, а когда этого не удалось, правительство предприняло собственные меры против униатской церкви.

7.В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной II?

8.Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины II п

Источник

План-конспект урока «Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2.»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель- Аппазова Т.А.

Цель урока: Выяснить, какие народы проживали на территории Российской империи во время правления Екатерины 2, характерные черты национальной и религиозной политики в изучаемый период.

Предметные результаты: формировать понятийный аппарат, давать определения понятий «дворянство, унификация, толерантность, Новокрещенская контора», уметь выделять главное в тексте.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладевать навыками самоконтроля, развивать навыки владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Уметь аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные : уметь самостоятельно определять цели своего обучения, задачи в учебе и познавательной деятельности, решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы, овладевать навыками самоконтроля, уметь систематизировать разные виды информации.

Познавательные: обосновывать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.

Личностные результаты: формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; воспитывать у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, критическое мышление, расширить представления о роли и значении личности в истории, понимание недопустимости дискриминации одного народа другим и т.д.

Основные понятия : Новокрещенская контора, старообрядцы, кубанское казачество, унификация, гетман, черта оседлости.

Тип урока : урок открытия нового знания

I . ОРГМОМЕНТ: проверка готовности к уроку, отсутствующих.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Назовите хронологические рамки восстания под предводительством Е.Пугачева.

2. Каковы причины восстания Пугачева?

3. Какие слои общества приняли в нем участие?

4. Почему Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» императором Петром Фёдоровичем?

5. Какие цели преследовали восставшие?

6. Какими были итого народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева?

7. Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

8. Основные этапы восстания Е.И.Пугачева

9. Причины поражения восстания Пугачева

10. Покажите на карте и расскажите об основных событиях восстания Пугачева.

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва.

а) расширение привилегий крестьян
б) написание трактатов в поддержку отмены крепостного права
в) усиление произвола со стороны помещиков
г) расширение прав дворянства распоряжаться своими кре­стьянами
д) развитие рабочего законодательства
е) несправедливая национальная политика

2. Восстание под предводительством Е. Пугачева началось:

а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г.

3. Емельян Пугачев выдавал себя за чудесно спасшегося:

а) царевича Дмитрия б) царя Ивана Антоновича в) царя Петра III

4. Манифест о «крестьянской вольности» был издан Е. Пугачевым:

а) в 1773 г. б) в 1774 г. в) в 1775 г.

5. Яицкое казачество после Пугачевского бунта было переименовано:

а) в терское б) в сибирское в) в уральское

6. Город, который почти шесть месяцев осаждали восставшие, но так и не сумели захватить?

а) Воронеж б) Оренбург в) Астрахань

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва

а) завершение промышленного переворота
б) бесправие крепостных
в) расширение вольностей крестьян
г) тяжёлое положение рабочих на мануфактурах
д) увеличение вольнонаёмного труда на мануфактурах
е) отношение к представителям национальных окраин как к людям «второго сорта»

2. Ближайшими сподвижниками Е. Пугачева были:

а) Бибиков, Михельсон, Зарубин

б) Белобородов, Юлаев, Перфильев

в) Михельсон, Кар, Суворов

3. Какую меру наказания определило правительство Екате­рины II для Емельяна Пугачёва?

а) Пугачёв был разжалован в солдаты и отправлен в действующую армию
б) Пугачёв был приговорён к каторге
в) Пугачёв был приговорён к четвертованию и казнён

4. Восстание под предводительством Е. Пугачева было разгромлено:

а) в 1773 г. б) в 1774 г. в) в 1775 г.

5 Салават Юлаев — это

а ) сподвижник Емельяна Пугачёва, участник восстания
б) глава правительственного отряда, который боролся с ар­мией Пугачёва
в) визирь Османской империи, который предложил воен­ную помощь Пугачёву
6 . Какое название носила станица, в которой родился Емельян Пугачёв?
а) Зимовейская б) Татищева в) Яицкая

Ключ: 1 вариант: 1вге 2а 3в 4б 5в 6б

Ключ: 2 вариант: 1бге 2б 3в 4в 5а 6а

Оценивание : каждый правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 1. Сообщение темы и плана урока

План урока

1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

3. Формирование кубанского казачества.

4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию

5. Религиозная политика

Слайд 2. Целеполагание: самостоятельно сформулируйте цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:

Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить… понять…

Слайд 3. Главный вопрос урока:

Учитель: Россия XVIII в – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Что это значит? Аргументируйте.

Сегодня мы с вами выясним, что было характерно для национальной и религиозной политики Екатерины Великой. С какой позиции мы будем характеризовать нац. И религ. Политику Екатерины?

Ответы учащихся (добра и зла, справедливости и несправедливости, ТОЛЕРАНТНОСТИ; если не помнят- запись в тетрадь значения слова, подведение к проблемному заданию урока : «Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?»)

1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

Мы знаем, что при Екатерине II территория Российской империи увеличилась. Какие территории вошли в состав государства? (Северное Причерноморье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва)

Вспомните, в чём была особенность управления этих земель в эпоху дворцовых переворотов?

Как жилось крестьянам на этих землях?

(На этих территориях сохранялись некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а на украинских землях- даже элементы автономии: управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, а в городах еще было распространено Магдебургское право; укр. крестьяне сохраняли право перехода от одного помещика к другому)

Учитель: как вы думаете, устраивало ли такое положение дел Екатерину 2?

(Конечно же нет, еще в начале своего правления унифицировала органы управления и админ.-террит. деление Новгородское земли, Смоленска и Прибалтики.)

А теперь прочитайте название п1 (стр32). Найдите, что означает термин «унификация» и предположите, как могла измениться политика властей на национальных окраинах?

Слайд 4. Унификация- приведение к единообразной системе или форме ; в данном случае- приведение в соответствие с российскими законами органов управления и административно- территориального деления территорий, вошедших в состав Российской империи или пользующихся привилегиями и автономными правами.

Слайд 5-7. Работа с учебником: п.2. 3 на стр. 33

Задание: Определите, какие шаги были предприняты Екатериной 2 по унификации российского законодательства и государственного управления на украинских землях?

( Екатерина ликвидировала не только гетманство на Украине, но и казачью вольницу. Вместо запорожских казаков появляются кубанские казаки:

— осень 1764г- отставка К. Разумовского

— учреждение Малороссийской коллегии, должности генерал- губернатора Малороссии- графа П.А. Румянцева

— ликвидация особенностей админ.-террит. деления, городских свобод

-май 1783- указ об окончательном запрете перехода крестьян, таким образом крепостное право было распространено и на укр. земли.

— июнь 1775- Манифест об упразднении Запорожской Сечи; получение укр. казаками земель на Кубани и формирование кубанского казачества.)

4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.

Учитель : Мы помним, что Россия было многонациональным государством. Так какую же политику проводила по отношению к своим подданным разных национальностей Екатерина 2?

Что же изменилось в религиозной и национальной политике России во второй половине 18 века?

Ещё одним аспектом национальной политики Екатерины II является приглашение в Россию иностранных переселенцев. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а также Новороссии и Северного Кавказа.

С этой целью в 1762—1764 гг. Екатериной были изданы два манифеста: «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» — призывал иностранных подданных переселяться в Россию,а второй- определял перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Уже в середине 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30 тыс. переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Особенно большим был наплыв немецких колонистов, которые селились преимущественно в Поволжье. Их численность была столь велика, что уже в 1766 г. пришлось временно приостановить приём новых немецких переселенцев до обустройства уже въехавших. Создание колоний на Волге шло по нарастающей: в 1765 г. насчитывалось 12 колоний, в 1766 г. — 21, в 1767 г. — 67. По данным переписи колонистов в 1769 г., в 105 колониях на Волге проживало 6,5 тыс. семей, что составляло 23,2 тыс. человек. В будущем немецкая община стала играть заметную роль в жизни России.

Иностранные колонисты привлекались и для заселения Новороссии.

Первыми колонистами Новороссийского края были сербы. Их переселение началось с указа Елизаветы Петровны от 24 декабря 1751 г. о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» и о создании там поселений: Новой Сербии, Славяно-Сербии и др. Здесь жили не только сербы, но и молдаване, хорваты. Новым поселенцам отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье и предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Екатерина II продолжила практику иностранной колонизации Новороссии. В манифесте 1763 г. она призывала иностранцев селиться здесь главным образом для развития промыслов и торговли.

В 1779 г. были опубликованы «Жалованные грамоты христианам греческого и армянского закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение». Согласно им переселенцы (греки и армяне) получали на новом месте земли и дома, а также освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. В свою очередь новопоселенцы должны были открывать фабрики, развивать ремёсла и торговлю.

5. Религиозная политика

Учитель: многообразие народов, проживающих в Российской империи, обусловило и многообразие религиозных конфессий. Наша с вами задача- разобраться, какие конфессии были распространены, выяснить основные аспекты религиозной политики Екатерины. Предлагаю выяснить это, поработав в группах.

Задание: п.5 на стр 34

1 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины среди народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»?

2 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к раскольникам и старообрядцам.

4 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к мусульманскому населению. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной 2?

Группа1: Екатерина II всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий она проявляла веротерпимость, которая распространялась не только на христиан (русских старообрядцев, католиков, протестантов), но и на представителей других религиозных конфессий (мусульман, иудеев, буддистов).

К началу правления Екатерины были обращены в православие большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар. В связи с успешным ходом христианизации в этом регионе в 1764 г. была ликвидирована миссионерская организация Русской православной церкви «Новокрещенская контора».

Распространялось православие и среди народов Сибири. Например, в середине XVIII в. после присоединения к России Забайкалья появились целые селения новокрещёных бурят. Среди определённой части бурят получил распространение буддизм. Этой религии также придерживались калмыки. В конце XVIII в. некоторые из них (главным образом жившие в Придонье) были приписаны к казачьему сословию области Войска Донского и постепенно перешли в православие.

Группа 2: В первые годы царствования Екатерины II прекратились преследования старообрядцев. Императрица поддержала инициативу Петра III о возвращении старообрядцев из-за границы. В 1787 г. раскольникам была предоставлена полная свобода вероисповедания, им разрешалось открывать церкви, соборы, часовни. Был также упразднён двойной подушный оклад и их особые списки. Приверженцев старообрядчества разрешалось избирать на общественные должности. В свою очередь со стороны старообрядцев появились признаки примирения с официальным православием в форме «единоверия». Движение единоверцев получило распространение в 80—90-е гг. XVIII в. в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

Группа 3: Свобода вероисповедания была предоставлена и католикам, численность которых в России возросла после присоединения Правобережной Украины и Белоруссии. В 1773 г. была учреждена Белорусская католическая епархия, которая в феврале 1774 г. получила особую «Жалованную грамоту», гарантировавшую всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их движимых и недвижимых имуществ.

Российское правительство также разрешило деятельность в Белоруссии ордена иезуитов. Это было связано с его преподавательской и просветительской работой, которая была развёрнута в Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других городах. Обучение в орденских учебных заведениях было бесплатным, а Полоцкая академия принимала в свои аудитории и православных, в том числе и русских дворян. Кроме того, российское правительство возлагало определённые надежды на то, что иезуиты, недовольные актом папы римского о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Это должно было способствовать ослаблению позиций в западных областях империи Греко-католической (униатской) церкви. Но этого не произошло, и тогда правительство предприняло собственные меры. В 1793 г. Екатерина II заявила о необходимости упразднения унии и предприняла шаги по укреплению авторитета православия на западных территориях.

Группа 4: Толерантная религиозная политика проводилась и по отношению к мусульманскому населению. В 1773 г. после издания указа о веротерпимости было разрешено запрещённое прежде строительство мечетей, при которых создавались медресе. В них, а также в казанской гимназии велось преподавание татарского, арабского, турецкого и других восточных языков и изучение Корана. Татарским мурзам и «чиновным людям» с 1783 г. был разрешён приём на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство.

Группа 5: Более сложной была религиозная политика в Башкирии. Активное участие башкир в восстании под предводительством Е. Пугачёва вызвало усиление контроля за башкирскими общинами. В 1782 г. из рук старшин был изъят суд по мелким уголовным и гражданским делам. В 1788 г. в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием, подведомственное Уфимскому наместничеству, а позднее канцелярии оренбургского губернатора. Светская администрация стала решать вопросы о назначении и на духовные мусульманские должности, а также споры и дела, подлежащие, согласно шариату, разбору в советах мулл и старшин. Она же следила за исполнением башкирами военной повинности (пограничная служба и участие в войнах).

Принцип веротерпимости распространялся и на иудеев. Главная масса еврейского населения, исповедовавшего иудаизм (676 тыс.) жила в тех областях, которые отошли к России в результате разделов Польши в конце XVIII в. Большая часть из них проживала в сельской местности и городах-местечках, занимаясь ремёслами, мелкой торговлей, торгово-посредническими операциями. По указу Екатерины II 1791 г. правительство ограничило территорию проживания еврейского населения «чертой оседлости». В начале XIX в. в Российскую империю вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тыс. горских евреев Восточного Кавказа (татов). В соответствии с екатерининским законодательством еврейскому населению предоставлялось полное право исповедовать свою веру (иудаизм), открывать молельные дома — синагоги и учебные заведения.

Выступление групп. Обсуждение работы групп (ответ на проблемное задание урока: Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?» )

Религиозная политика Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии — официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России, установлением религиозной толерантности при сохранении определённых политических ограничений для неправославных этнических групп.

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в?

2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества

3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

1. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

2. Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?

Принимают участие в оценивании.

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : стр. 32- 37, ответить на вопросы на стр. 37 (гр.1- 1,3; гр. 2- 2,4)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *