какими красками пишут иконы на досках
Какими красками пишутся иконы?
Дмитрий Трофимов об иконах
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Икона глубоко символична. Эта символичность простирается не только на ее восприятие, но выражается даже в том, как она создается и как к самому процессу ее создания относятся иконописцы.
Понятие «икона» неразрывно связано с особой техникой ее создания, традиции которой восходят к глубокой древности. Строгое соблюдение техники на протяжении многих веков во многом обеспечило жизнестойкость самого понятия иконы. Самые ранние дошедшие до нас иконы датируются VI в. Написаны они в технике энкаустики*, красками на основе пчелиного воска. Восковые краски давали мастеру возможность писать густыми мазками, которые он выкладывал подобно тому, как мозаичист работал с кубиками смальты, добиваясь импрессионистической свежести изображения. Эта античная техника была утрачена за время иконоборческих гонений и более не возродилась. С победой православия к священным изображениям стали предъявлять иные требования. Образ отныне должен был не столько поражать «иллюзией жизни», сколько показывать человека обóженного, одухотворенного. Для этой цели как нельзя лучше подходила наследница античной энкаустики — темпера. Темпера строже, аскетичнее энкаустики. Она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы. Каждый слой имел свое место в системе: сначала санкирь (темные охры), затем постепенное высветление «плавкой», «охрением», «подрумянкой». Самые верхние слои писали крупнозернистыми пигментами. Свет, проходя сквозь эти крупные кристаллы, наполнял образ таинственным светом, словно идущим из глубины познавшего Бога сердца.
* Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — выжигание) — техника живописи, выполняется расплавленными красками. Темпера — разновидность энкаустики.
В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Технология создания православной иконы
Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.
На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.
1-ый этап: Изготовление иконной доски.
Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.
2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.
3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.
На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.
Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.
4-ый этап: Написание иконы.
После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.
Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.
В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.
Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.
7-й этап: Создание защитного слоя.
Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.
Венчальная пара готова.
Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.
По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.
Техники и материалы для русской иконы
Создание иконы начиналось с подготовки основы под живопись. Обычно панель собиралась из двух или нескольких брусков хорошо высушенной древесины, вырубленных при помощи топора. Согласно правилам, использовалась древесина липы, реже сосны, и еще реже ели. Однако если наиболее старые иконы 12-15 веков были в основном написаны на липовых досках независимо от места их происхождения, то в 17-19 в ход пошли ольха, тополь, можжевельник и ель, в чем, собственно, ничего необычного нет.
Доски подготавливают обычно зимой, во время сильных морозов, когда в древесине содержится наименьшее количество влаги. Кругляк расщепляется на плоские бруски с помощью топора и клиньев с удалением заболони, мягких слоев древесины. Наколотые чурки сушились несколько лет. Такой способ подготовки основы не разрушает волокна целлюлозы, что делает доски более прочными и предотвращает гниение.
В 12-15 веках основы для будущих икон монтировались по византийской традиции с использованием накладных реек или полосок кованного железа. Поскольку основы составлялись обычно из нескольких брусков, эти вставки скрепляли бруски вместе или сзади, или с торцов. Кроме скрепления брусков, вставки должны были удерживать древесину от деформации. Между горизонтальными рейками часто крепились диагональные шины в форме буквы Z или X. Планки, накладывавшиеся на кромки, красились красной краской, что в более поздний период превратилось в традицию украшать нижний и верхний край красными отбивками, так называемый «опуш».
На фото слева основа, собранная по византийской традиции с накладными рейками сзади. Справа основа с выдолбленными в основе клиновидными пазами типа «ласточкин хвост».
С 15 века русские мастера отказались от греческой технологии монтажа брусков для основ, что привело к деформациям и трещинам. Чтобы избежать порчи икон, русские мастера придумали вводить сзади клиновидную рейку из твердой породы дерева (в основном дуб), забиваемую в паз типа «ласточкин хвост». Данная традиция продолжается по сей день и является отличительной чертой русских икон 18-19 веков. Также с появлением нового метода большинство старых икон было пересобрано; накладные рейки заменили на клинья.
На лицевой стороне русских икон под будущую картинную плоскость выдалбливался так называемый ковчег. Получалось, что основное изображение оказывалось обрамленным невысоким и нешироким бордюром, каймой. Без сомнения, назначение выдолбленной поверхности несло для святого изображения сакральный смысл, ведь не случайно ее именовали ковчегом. И только с конца 17-го века стали использоваться плоские основы на европейский манер.
На иллюстрации не древняя живопись. Это Икона Божией Матери «Семистрельная» но написанная на заказ одним из участников проекта zen-designer. Приводится здесь не для рекламы, а потому, что на ней отчетливо виден ковчег, выдолбленный вручную. Эта «авторская» икона написана на панели, набранной из 4-5 липовых брусков, склеенных и стянутых на обратной стороне дубовыми клиньями.
Очень подробно технология левкаса описана в нашем мастер-классе.
Темперные краски обычно приобретают матовость по высыхании. Чтобы придать краске ясность и блеск, икона пропитывалась горячим составом из льняного масла с мастикой из смолы фисташкового дерева. Однако и к большому сожалению, в северном климате масло быстро темнело, а в ряде случаев становилось почти непрозрачным.
Подготовка доски к написанию иконы
В старые времена иконописцы предпочитали покупать для росписи уже готовые доски. На Руси тогда существовала довольно разветвленная сеть мастерских, специализировавшихся на изготовлении таких досок. Мастеров, изготовляющих доски, принято было называть «деревщиками» или «дощаниками».
В старые времена доски изготовлялись с помощью топора и «тесла», поэтому до наших дней дошло название досок «тес». Особо ценились так называемые колотые доски, так как они редко трескались и почти никогда не коробились, особенно если они были расколоты по радиусу, то есть по волокнам.
По истечении времени для обработки древесины стали применяться различные инструменты, которые назывались «стругами». Чтобы доска лучше держала грунт, лицевую ее сторону процарапывали так называемым «цинубелем», то есть зубчатым рубанком. Рубанки на Руси стали применять с конца XVII века. Пила на Руси была известна еще с X века, но до XVII века она применялась только для продольного распила заготовки.
До второй половины XVII века на лицевой части доски выбирали небольшое углубление, которое называлось «ковчегом» или «корытом», а уступ, образуемый ковчегом, носил название «лузги». Глубина ковчега колебалась в зависимости от размера доек от 2 мм и до 5 – 6 мм. Если ковчег вырубали с помощью тесла, то лузгу формировали инструментом под названием «фигерей» (рис. 16).
Уже со второй половины XVII века доски, как правило, изготовлялись без ковчега, с ровной поверхностью, но при этом поля, обрамляющие изображение, стали закрашивать каким-либо цветом. В XVII веке икона потеряла и цветные поля. Их стали вставлять в металлические оклады, а в иконостасах обрамлять рамой в стиле барокко.
С целью предохранения доски от коробления с тыльной стороны, поперек древесного волокна, делались расширяющиеся в глубь доски прорези, в которые вставляли шпоны – узкие дощечки, выполненные по форме паза из более крепкого дерева, чем доска, например, дуба. Тыльная сторона доски обстругивалась ровно и чисто. Иногда для более долгого сохранения иконы ее торцы и обратная сторона проклеивались, грунтовались и окрашивались. Для этих же целей указанные части икон могли заклеиваться тканью с помощью мучного клея.
Для подготовки доски под грунт («левкас») мастера пользовались животным клеем, желатиновым или рыбьим. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и эластичностью. Однако многие старые мастера предпочитали пользоваться мездровым клеем, обладающим белизной и крепостью.
ли толстую паволоку, способную перекрыть ярко выраженную текстуру дерева. На мелкослойных досках (липа, ольха) паволока употреблялась тонкая или ее не применяли совсем.
Чтобы подготовить ткань к наклеиванию, ее сначала вымачивали в холодной воде, затем кипятили в крутом кипятке. Предварительно пропитанную клеем паволоку накладывали на проклеенную поверхность доски. Затем после тщательной просушки паволоки приступали к нанесению левкаса.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.
Нанесение красочного слоя
Таким образом мы получили на поверхности доски линейный рисунок. Настало время приступать к нанесению красочного слоя.
В качестве красящего вещества в иконописи издревле была избрана темпера, то есть краска, приготовленная на желтковой эмульсии. Живопись темперой была широко распространена еще в Византии. Краски, приготовленные на яйце, обладают большой прочностью. Создается впечатление, что они вообще не поддаются разрушению естественными факторами. Особенно прочными оказались краски, изготовленные из природных (натуральных) пигментов. Они не портятся, не выгорают, а с годами лишь крепнут.
По своим свойствам темпера подходит для иконописи как нельзя лучше. Оставаясь легкой и прозрачной, она позволяет создавать тона необычайной силы.
Итак, после перевода на левкас рисунка начиналось нанесение красочного слоя, так называемый «роскрышь». Последовательность писания иконы была выработана еще в древности, и вот уже несколько веков она остается неизменной. Начинали роскрышь с основных тонов, занимающих на иконе большие площади.
При внимательном рассмотрении иконы можно заметить, что краски на поверхность наложены в одних местах густо и равномерно, в других – прозрачно и неравномерно. Для получения звучных, как будто светящихся изнутри тонов мастера применяли метод «налива» жидкой краски на левкас, который на жаргонном языке иконописцев называют «плавью». Этот метод и дает неравномерность красочного слоя и придает ему живое, трепетное звучание. Покрывать участки левкаса лучше за один раз, так как покрытие одного и того же участка в несколько слоев снижает звучность красочного слоя. Наносить краску плавью следует осторожно, легкими движениями, последовательно, участок за участком, не размывая по возможности грунт. Однако, как бы искусно ни был наложен основной тон, после высыхания на нем могут обнаружиться какие-то шереховатости, которые можно выровнять полусухой кистью.
После раскрытия краской всей поверхности иконы мастер приступал к раскрытию головы, рук, ног и других частей обнаженного тела. Для этого он составлял локальный красочный тон, называемый иконописцами «санкирем». Тон санкиря – это тень лица. Состав его может значительно разниться. Так, палехские иконописцы санкирь составляли из охры темной, сажи и в зависимости от колера иконы небольшого количества киновари или изумрудной зелени. Иконописцы Троице-Сергиевой лавры в наши дни составляют санкирь из охры светлой, охры красной (или сиены жженой) и изумрудной зелени.
Причем санкирь составлялся или «в красноту», или «в зелень». Если обший колорит иконы холодный, то санкирь составлялся «в красноту», и наоборот, при теплом колорите санкирь делался зеленоватым.
Иногда я составляю санкирь всего из двух красок: кадмия оранжевого и окиси хрома. При этом его можно составить как «в красноту», так и «в зелень».
После выполнения роскрыши мастер приступает к обработке красочных пятен графическими средствами, то есть линией. Прорисовка контуров изображений темными красками называется росписью, а прорисовка черт лица, головы и частей обнаженного тела принято называть описью.
Рисунок иконы должен быть графически четким. Линия уверенная, твердая, четко очерчивающая детали иконы – архитектуру, пейзаж, черты ликов, пряди волос, складки одежды, контуры человеческих фигур. Красота линии зависит от различной насыщенности и ритмической напряженности. Она должна быть не однообразной, а литься свободно, сочно и живописно.
Цвет росписи и описи могут быть такими же, что и цвет роскрыши, но только более темными по тону. Но могут быть выполнены и совсем другим цветом. Например, по зеленому санкирю опись выполняют жженой сиеной, умброй или жженой умброй.
После того как мастер заканчивает роспись и опись, он приступает к нанесению «пробелов». Пробела – это высветления на одеждах, ликах, горках, палатах и других элеметах изображения, придающие им условно-декоративный объем. Они выполняются краской или золотом. Нанесение пробелов не простое дело. Пробела, положенные неграмотно, уродуют фигуру, они могут не украсить элементы композиции, а обезобразить их.
Пробела краской наносятся в 2 – 3 слоя, причем каждый последующий сокращается по площади. Первый тон лишь немного светлее тона роскрыши. Второй тон выполняется более светлым и меньшим по площади. Третий тон – это светлые черточки, отмечающие наиболее выпуклые места. Их принято называть «оживками» (рис. 17).
После нанесения пробелов производятся притенения наиболее углубленных мест одежды, лиц, палат и так далее, так называемый «приплеск». Он выполняется очень жидкой краской, что позволяет получать весьма тонкий красочный слой. Чаще всего приплеск выполняется иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый – тень зеленая; свет красный – тень коричневая и так далее.
На обнаженных частях тела также делается приплеск, причем если, например, рука лежит на одежде холодного оттенка, то приплеск делается теплым – сиеной или красной охрой, а на одежде теплого оттенка притеняется зеленой краской.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.