какое можно выделить обучение если брать за основу классификации тип приобретения и передачи знаний
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
36. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Существует несколько классификаций методов обучения.
I . Наиболее известная из них – классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скатнина:
1) По характеру познавательной деятельности: выделяют следующие методы обучения:
эвристические; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; проблемные; репродуктивные.
2) При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: подведения учащихся к постановке задачи; расчленения задачи на шаги; привлечения учащихся к участию в эвристической беседе; направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.
3) При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы: постановка совместно с учащимися исследовательских задач; организация исследовательской деятельности учащихся; направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.
4) При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: объяснение; сообщение; рассказ.
5) При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику: вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации; подготовить противоречие; поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации; определить пути решения проблемной ситуации.
6) При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: опрос по ранее изученному материалу; различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения; многократное воспроизведение пройденного материала учащимися; выполнение упражнений учащимися.
7) По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
8) К группе методов приобретения новых знаний относятся:
— методы устного изложения;
9) Группу методов формирования умений и навыков составляют:
Классификация методов обучения в педагогике
Что такое метод обучения? Единое понятие этого определения в методологии отсутствует. Есть основные точки зрения по этому вопросу, но единственно верной не существует. Считается, что метод обучения – это система, по которой преподаватель взаимодействует с учеником в процессе передачи знаний.
Методы обучения, классификация
Основной принцип разделения на методы по группам у каждого специалиста свой. На основе этого, в зависимости от разделения по классам, можно выделить существующие группы методов.
Преподаватель должен учить правильно
История
Если обратиться к истории, автор первого разделения в отношении образовательных методов – русский методист Б. Е. Райков, он первым классифицировал их. За главные аспекты были приняты объект изучения и стремление студентов к обучению.
Учить должны профессионалы
Таблица – классификация методов обучения
Таблица 1 Классификация методов
База метода | Составляющие |
Основан на источнике знаний | Словесный, наглядный, практический тип обучения |
Основанный на текущем этапе | Преследует цели подготовить студента к обучению, вызвать желание изучить объект, получить новые знания, улучшить старые. Сюда входят: ·Методы изучения новых материалов. ·Методы уточнения и улучшения знаний. Становление навыков, приобретение умений, использование на практике. ·Оценочно-контрольный. |
Способ управления процессом | Методы, связанные с управлением педагогом деятельностью учащихся: ·Разные способы проведения самостоятельных заданий. |
Методы, базирующиеся на логике | Здесь используется анализ и дедукция, логически осмысленные решения. |
По дидактическим целям | Способы возможных занятий учеников: ·поощряющие развитие – например, соревнования, конкурсы; ·отдых после процесса продуктивной работы над заданиями. |
По характеру обучающих процессов | Репродуктивные: ·объяснение и демонстрация изображений; Классификация (дидактическая направленность)Методы обучения – многогранная тема в педагогике и невозможно выделить классификацию-универсал в общем. По этой причине отдать предпочтение, отобрать подходящий для себя дидактический метод должен сам преподаватель. Сюда входит комбинирование приемов и отбор для себя их групп по подходящим параметрам. Стоит заметить! Чаще всего используют группы, отобранные по признаку деятельности. Дидактически направленные методы делятся на: О традиционной классификации методов обучения по ФГОСТрадиционные классы методик в обучении повсеместно используются и чаще всего комбинируются с приемами. Такие методы условно можно разделить на группы. Словесный методОснова этого типа представляет собой устную работу преподавателя. К базовым приемам этого метода можно отнести отдельные виды работ: Можно обучать словесно К сведению. Для плодотворной обработки текста пособий ученик должен уметь письменно отображать контент, связанный с материалом. Здесь стоит задача научить основным формам записи (плану, конспектированию) краткому или подробному, приведению цитат, составлению графических примеров по текстовым содержаниям. Практические методыПреподавание этим методом подразумевает разнообразную деятельность со стороны преподавательского персонала и учеников. Но здесь последним требуется много работать самим. К практическим методам причисляют: выполнение заданий, все типы работ, рефераты. К сведению. Проект может быть как индивидуальным, так и общим, для группы учащихся. Он развивает навыки командной работы или же самостоятельной, результат выполнения своего проекта нагляден. В процессе возможно использовать достижения современной техники, как преподавателем, так и учеником. Проекты можно разделить на несколько групп: Наглядный метод образованияТакие методики обучения тесно связаны с визуальным восприятием информации учениками. Они включают демонстрацию изображений, зрительных образов, которые помогают учащимся понять объект изучений. Методы включают в себя такие подтипы, как: Макеты лучше запоминаются Насколько будет действенен этот метод, определяет тщательность изучения полученной в наблюдении информации, проведенная под руководством преподавателя и с помощью его наставлений, на базе чего подводится итог. Прием обучения в педагогике: определение и характеристики понятияЕсли учитель использует словесный метод для подачи новой темы, при этом, периодически демонстрируя визуальные изображения, то предоставление такой иллюстрации является приемом. Напротив, иногда рассматривание фото является основным способом получения информации. Тогда комментарии учителя – это прием, здесь методом является наглядность. На основании этого педагогический метод чаще всего используют с приемами, но это не сухое суммирование. Приемы определяют взаимодействие учителя с учениками, задают общий стиль действий. Методика совмещения всегда индивидуальна. Наглядность всегда в приоритете Дидактическое правило – это норматив, описывающий образ работы, которому нужно следовать, чтобы подобрать оптимальный прием для используемого метода. Это предписание, диктующее, как действовать в течение процесса преподавательской деятельности. Насколько будет эффективен процесс обучения, по большей части зависит от методик и их комбинаций с приемами. Современный прием обучения – это в педагогике определение коллективного труда преподавателя и учащегося, который стремится к выполнению задачи получения знаний. Доклад на тему : «Классификация методов обучения»Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Классификация методов обученияВ мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Греческая философия (3 век до н.э) Платон (428-348 до н.э.), который был учеником Сократа и учителем Аристотеля, написал «Диалоги», которые вдохновляли мыслителей более двух тысяч лет. Платон назвал этот процесс диалектикой и считал его вершиной обучения. Одной из отличительных черт диалектического метода является то, что он подчеркивает коллективность как противовес одиночной деятельности. Это является формой вопрос-ответ в спорах «эксперта» с одной стороны и «исследователя» с другой. В диалогах то, что исследователь задает вопросы эксперту, часто открывает пробелы в рассуждениях. Именно через этот спор «вперед-назад» между друзьями (или противниками) понимание вопроса возрастает и становится открытым для изучающих. Такие философские последования параллельно и совокупно с полным образованием позволяют людям превосходить свои желания и разум, чтобы достичь истинного знания. Платон основал то, что называется первым университетом – свою Академию (рядом с Афинами) приблизительно в 385 г. до н.э. Он также верил, что все знания являются врожденными и совершенствуются опытным изучением в период роста. Это были первые положения современной теории конструктивизма. Наряду со многими людьми своего времени Аристотель (384-322 до н.э.) поставил акцент на всестороннее сбалансированное развитие. Игра, физические упражнения, музыка, споры и изучение науки и философии – все должны иметь свое место в процессе формирования тела, ума и души. Как и Платон, он видел, что такое обучение происходит в процесс жизни с различными акцентами в различные возрасты. Аристотель был первым, кто рассмотрел «зависимость» между идеями, способствовавших пониманию и вспоминанию. Он полагал, что пониманию способствует смежность, последовательность, схожесть и контраст. Образование для работы берет свое начало около 2000 лет до н.э. (организованное ученичество) с гравирования в Египте. Таким образом, образование для работы было организовано таким способом, чтобы основные знания могли быть развиты в классах, а прикладные навыки могли быть развиты за работой. Правила для управляющего ученичества были включены в Законы Хаммурапи, который поместил кодекс своих законов в храм Шамш в 2100 г. до н.э. Однако ученичество в действительности не было широко распространенным до периода Средневековья. По мере совершенствования инструментов, по мере того, как становились более специализированными знания и навыки их использования, родители или другие люди не могли больше учить своих детей всему. Детей отдавали в ученики мастерам и ремесленникам, которые обладали специальными навыками и инструментами для определенного ремесла. В обмен на работу, мастер должен обучать ребенка ремеслу, в котором он сам является экспертом. Ученики обычно жили с мастерами, не получали оплаты, кроме как для пропитания, так как получение квалификации считалось весьма ценным. Гильдии, организации людей, чьи интересы или дела совпадали или были близки, являлись важной частью ученичества, так как они устанавливали качественные стандарты для продукции и практики. Во время пика системы гильдий, йомены были защищены строгим регулированием часов, инструментов, цен и оплаты. Сегодня термин приобрел другое значение. Сейчас, когда многие школы используют активные методы запроса, термин «педагогика» в действительности не применяется к пассивным методам. На самом деле сейчас он больше соотносится с термином «андрогогика» кроме случаев, когда он используется в отношении детей. Иоганн Генрих Песталоцци (1776-1884) Песталоцци полагал, что мысль начинается с ощущений и учитель должен использовать чувства. Считая, что дети должны изучать предметы в их естественной среде, он развивал так называемый «предметный урок», который включал упражнения в обучающей форме, числа и язык. Ученики определяют и зарисовывают форму предмета, считают предметы и называют их. Студенты переходят от этих занятий к упражнениям по рисованию, письму, сложению, вычитанию, умножению, делению и чтению. Песталоцци использовал следующие принципы в преподавании (они рассматриваются как правильные даже сегодня): 1. Начинайте с конкретного предмета перед тем как перейти к абстрактным концепциям; Гербарт был первым ученым, который отличал процесс инструктажа от непосредственного дела. Согласно Гербарту, интерес развивается, когда уже сильные и яркие идеи готовы принять новым, таким образом, прошлые ассоциации мотивируют апперцепцию текущих. Гербартанианизм, полагающий, что изучение следует из построения последовательности идей, важных для индивида, дает учителям подобие теории мотивации. Он также выделяет изучение психологического процесса познания как средство изобретения образовательных программ, основанное на склонностях, способностях и интересах студентов. Успех методов Гербарта лежит в их принятии в системах обучения преподавателей в многочисленных странах. Основываясь на его работах, последователи Гербарта разработали обучающий метод, состоящий из 5 шагов: 1. Подготовить учеников к новому уроку. Вестибюльное обучение До конца 1800 г. метод, который сочетал пользу классных комнат с пользой обучения на рабочем месте, называемый вестибюльным обучением, стал популярной формой тренировок. Класс располагались так близко, насколько позволяли условия, к отделу, для которого обучались рабочие. Класс был оборудован такими же машинами, которые использовались в производстве. Обычно приходилось от шести до десяти учеников на обучающего, которыми являлись квалифицированные рабочие или инструкторы из компании. Вестибюльное обучение имеет ряд преимуществ. Рабочие обучаются так, как будто они на работе, но это не смешивалось с более жизненной задачей производства. Передачи навыков и знаний на рабочем месте не требовалось, пока классная комната являлась моделью рабочей среды. Классы были маленькие, поэтому ученики получали немедленную обратную связь и могли задавать вопросы более просто, чем в больших классах. Его главным недостатком является то, что это достаточно дорого, так как дублирует производственную линию и имеет маленькое соотношение учеников к учителю. Хотя классическое Гарвардское дело весьма всесторонне по своей природе, нет необходимости в том, чтобы дела, используемые в обучении, были длинными и подробными, чтобы заинтересовать и поощрить творческие усилия учеников. В 1883 г. первой программой корреспондентского обучения в США, завоевавшей академическое уважение, получив признание в штате Нью-Йорк как действенная образовательная программа, стал Институт Chautauqua (Четоква), который готовил учителей воскресных школ. Корреспондентское обучение развивалось в середине 19 века в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах и быстро распространялось. В 1840 г. английский педагог Сэр Исаак Питман обучал по почте стенографистов. Движение по расширению университета выросло из лекций вне университета, которые читал шотландский педагог Джеймс Стюарт из Кембриджского университета, Англия. Многие педагоги считают корреспондентское обучение предвестником дистанционного образования, которое является инструктажем, использующим различные коммуникационные технологии, таких как Интернет, телефон радио или телевидение. Корреспондентское обучение обеспечивает инструктаж почти в любой отрасли для культурного развития и для технической и профессиональной подготовки. Подготовь рабочих. Создай непринужденную обстановку. Выясни, что они уже знают о работе. Заставь их заинтересоваться изучением. Создай правильную ситуацию. Представь процесс. Рассказывай, показывай, иллюстрируй и спрашивай тщательно и терпеливо. Выдели ключевые моменты. Объясняй ясно и полно, рассматривая одновременно один вопрос, но не более того, чем они могут овладеть. Испытай работу. Проверь, как они выполнят работу. Заставь их рассказать и показать работу тебе, заставь их объяснить ключевые моменты. Задавай вопросы и требуй правильные ответы. Продолжай до тех пор, пока не выяснишь, что они знают. Развивай. Заставь их полагаться на самих себя, когда им потребуется помощь. Проверяй часто. Поощряй вопросы. Заставь их искать ключевые моменты, когда их уровень повысится. Снижай количество дополнительных занятий и заканчивай обучение.
|