какое направление в учении о познании признает приоритетным познание разума
«Современная философия»
256. Какие категории раскрывают структурные связи?
• часть и целое, элемент и система
257. Какие ценности включают в себя права человека, демократию и т.п.?
• Политические
258. Какие ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки и т.п.?
• Социальные
259. Какие ценности составляют традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы?
• Этические
260. Какова природа логических законов согласно марксистско-ленинской философии?
• законы логики есть отражение связей и отношений действительности
261. Какова роль сознания в деятельности человека? Выделите неверный тезис.
• В человеке имеется только рациональное начало
262. Каково соотношение понятий «эволюция» и «революция»?
• эволюция это постепенное усовершенствование, революция это новое направление развития
263. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью и логичностью?
• Научное
264. Какое из приведенных суждений является субъективно-идеалистическим?
• человек имеет дело не с реально существующими вещами, а со своими ощущениями и представлениями
265. Какое из следующих суждений выражает концепцию индетерминизма?
• Случайные явления — это беспричинные явления
267. Какое направление в учении о познании признает приоритетным познание разумом?
• Рационализм
268. Какое определение материи послужило одной из причин “кризиса” в физике на рубеже ХIХ — ХХ веков?
• материя — это вещество
269. Какое определение понятие «истины» считается марксистскими?
• истина — это соответствие знаний действительности
270. Какое определение понятие «сознание» является наиболее приемлемыми для марксизма?
• сознание как свойство человеческого мозга целенаправленно обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах
Гносеология
Познавательное отношение строится на суждениях человека и явлениях мира. Понятие «гносеология» — означает учение о познании. Кратко «гносеология» — раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии:
1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.
2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:
Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.
Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.
Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и
изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.
Философская гносеология
Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.
Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.
Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.
Направления гносеологии
Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:
Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.
Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.
Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:
• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.
• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.
Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.
Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:
• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.
• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.
• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.
Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.
Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.
Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.
Связь онтологии и гносеологии
Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.
Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.
Проблемы гносеологии
Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.
Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:
• Мистический, например, в Библейских текстах.
• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.
Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.
20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.
Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.
Ответы на тесты по теме Философия
Приходит к выводу, что познание представляет собой скорее возрастающий океан взаимно несовместимых (и, может быть, даже несоизмеримых) альтернатив, в котором каждая отдельная теория, каждая волшебная сказка, каждый миф являются частями одной совокупности, взаимно усиливают, дополняют друг друга и благодаря конкуренции вносят свой вклад в развитие нашего сознания.
—> Познание сущности всего невозможно в философии
Центральное понятие философского учения А. Бергсона – жизненный порыв. Его познание возможно с помощью:
субъекта от познаваемого объекта
Метод, к которому можно прийти лишь через постепенное движение мысли, при ясном и отчетливом осознании каждого шага, с помощью которого мы неизвестное делаем известным, превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство, по Декарту, это:
Какое направление в учении о познании признает приоритетным познание разумом?
Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний
Учение, отрицающее частично или полностью познание мира, — это:
__________________ рассматривает познавательную роль понятий, стремится произвести реконструкцию традиционной философии, чтобы помочь человеку в решении жизненных проблем, соединив воедино познание и действие.
Познание себя, известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, есть:
—>
__________________ сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов.
Научное познание всегда осуществляется с помощью:
Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой?
Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»:
Кант впервые интерпретирует познание как:
Философия. Блок 13. Основные понятия и категории философии
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Объективный идеализм – это направление в идеализме, считающее первоосновой мира …
духовное начало и сознание субъекта
сознание
всеобщее, духовное начало
2. Релятивизм – это …
учение об относительности познания мира
религиозно-философское учение о мире
учение о природе
3. Деизм — это учение, согласно которому Бог …
сотворил мир и управляет им
сотворив мир, не принимает в нем участие
не имеет отношения к сотворению мира
4. Онтология – это философское учение о …
душе
бытии и о сущем
познании природы
5. Теология – это …
религиозно-философское учение о сущности Бога
учение о познании мира
учение о целесообразности в природе
6. Телеология – это …
философско-идеалистическое учение о Боге как первопричине возникновения Природы
философское учение о всеобщей причинности в природе
идеалистическое учение о целесообразности природы, её способности к целеполаганию
7. Сциентизм — это мировоззренческая ориентация, …
отрицающая какую-либо роль науки в жизни общества
абсолютизирующая роль науки в системе культуры и в идейной жизни общества
направленная на отрицание роли философии как науки
8. Иррационализм – это течение в философии, …
утверждающее принципиальную невозможность познания мира
признающее ведущую роль разума в познании
отрицающее возможность разума в познании и абсолютизирующая роль бессознательного, интуиции и т.п.
9. Гилозоизм – это …
философское учение об обществе
учение о всеобщей одушевленности природы
учение о познаваемости мира
10. Плюрализм — это философская позиция, согласно которой существует …
в мире только одно всеобщее начало
множество зависимых и определяющих друг друга начал
несколько независимых и несводимых друг к другу начал
11. Пантеизм – это философское учение, …
отождествляющее Бога и мир, растворяющее его в природе
абсолютизирующее Бога, господствующего над природой
отрицающее какую-либо роль Бога в развитии природы
12. Монизм – это философское воззрение, согласно которому …
многообразие мира объясняется различными по своей природе субстанциями
все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции
мир лишен единой субстанции
13. Антиномия — это учение о …
законах развития
развитии природы и общества
противоречиях
14. Редукционизм – это методологический принцип …
рассматривающий материю как процесс усложнения и новообразований в развитии
объяснения прошлого на основе настоящего
сведения высших форм материи к низшим
15. Парадигма – это …
метод научного познания, используемый во всех науках
модель научного знания, принятая в качестве образца решения исследовательских задач
наиболее общая теория развития научного знания
16. Солипсизм – это разновидность субъективного идеализма, признающего реальностью …
только окружающий мир
сознание субъекта, отражающего окружающий мир
только мыслящего субъекта
17. Философский идеализм – это учение, согласно которому …
материальное и идеальное равноправны
сознание, мышление первичны, а материя, природа вторичны
материя, природа первичны, а сознание и мышление – вторичны
18. Сенсуализм — это философское воззрение, выводящее все содержание знаний из …
деятельности органов чувств
деятельности разума
чувственной и рациональной деятельности
19. Рационализм – это философское направление, признающее …
чувственный опыт основой познания
равенство эмпирического и теоретического познания
разум основой познания
20. Схоластика – это …
философское учение о Боге и его месте в Природе
религиозно-философское учение о Природе
религиозная философия, подчиненная теологии, основанная на догматических предпосылках и формально-логических основаниях
21. Субъективный идеализм – это разновидность идеализма, признающая реальность …
в виде всеобщего духовного начала
как результат деятельности сознания
как результат деятельности божественного начала
22. Материализм – это философское учение о …
первичности сознания и вторичности материального
первичности материального и вторичности идеального
равноправии духа и материи
23. Дуализм — это философское учение о …
приоритете духа над материей
приоритете материального над духовным
равноправии духа и материи
24. Агностицизм — это учение о …
мире
непознаваемости мира
законах познания
25. Теизм – это …
религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога как абсолютного начала, сотворившего мир и управляющего им
религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога равного Природе, тождественных друг другу
религиозно-философское мировоззрение, исходящее из понятия Бога как силы только сотворившей Природу, но не управляющей ею
26. Эклектика – это …
философское учение, учитывающее лишь одну сторону в развитии
философское учение, стремящееся учитывать все стороны и тенденции развития
философские построения, проявляющиеся в соединении разнородных взглядов и идей
27. Гносеология – это учение о …
познании мира
непознаваемости мира
развитии мира
28. Натурфилософия – это …
религиозно-философское представление о природе
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности
философско-идеалистическое учение о природе
29. Диалектика – это …
религиозно-философское учение
учение о развитии и противоречиях
система логических понятий
30. Детерминизм — это …
учение о познании закономерностей
учение о причинной обусловленности
учение о случайности
Ответы на тесты по теме Философия
Подчеркивают значимость и определяющую роль в Богопознании необъективируемого духовного опыта
—> философия наука о познании
Чувства и рациональность — продукты исторического развития, они формируются в их диалектическом единстве
Раздел философии о познании:
Как называется наука о познании?
Какое направление в учении о познании признает приоритетным познание разумом?
Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, — это:
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию:
Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
—>
Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для:
Качественный скачок в научном познании, предполагающий коренную перестройку исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, — это:
В интеллектуальном познании Бога, согласно блаженному Августину, душа проходит:
Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность явления), — это:
Аксиологическая оценка в гуманитарном познании является __________________ характеристикой.
В гуманитарном познании отражены содержания предмета исследования, опосредованные:
текстом, деятельностью автора и деятельностью исследователя текста