какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина

История педагогики

Свыше 150 трудов по астрономии, географии, математике, физике, фармакологии, истории, этнографии, литературе, философии, в которых рассматривались и проблемы содержания образования и воспитания, создал Абу Рейхом Мухаммед ибн Ахмед аль-Бирунй (973 — ок. 1050). Задолго до Яна Амоса Коменского он говорил о наглядности и системности в преподавании, о развитии познавательных интересов в обучении. Приобретение знаний, по его мнению, происходит прежде всего благодаря опыту и наблюдению.

Произведения ученых-энциклопедистов средневекового Востока помимо философского содержания являли собой образец прекрасно составленных учебников. Так, проявляя интерес к процессу обучения и, в частности, обучению математике, Бируни создал трактат под названием «Тафким», означающий «вразумление начаткам звездочетства». Эта работа служила своеобразным интегративным курсом по математике, астрономии и географии и была предназначена для первоначального приобретения знаний о мире. Она была долгое время одним из самых популярных учебников, дававшим возможность обучающемуся при ответе выбрать из нескольких вариантов любой по своему усмотрению или дать свободный ответ на поставленный вопрос. Рассматривая функции воспитания, Бируни утверждал, что главнейшей его задачей является очищение души и мыслей от дурных наклонностей, от устаревших обычаев, фанатизма, покорности страстям, борьбы за власть, что делает людей слепыми перед истиной.

Названный в свое время «Королем наук», талантливо совмещавший теоретическое мышление философа, психолога, математика и педагога с практической деятельностью, Абу-Ал и Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латинской транскрипции как Авиценна (ок. 980-1037). Он занимал должности врача и визира при различных правителях в странах Ближнего и Среднего Востока. Среди многочисленных его работ наибольший интерес представляет энциклопедический труд «Книга исцеления», куда вошли важные для педагогической теории разделы: «Книга о душе», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений». Его основной подход к воспитанию состоял в требовании комплексного воздействия на развитие ребенка, в широком использовании арсенала различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Такое воспитание должно было осуществляться не индивидуально, а совместно, чтобы дети учились друг у друга, могли соперничать между собой, продуктивно овладевая знаниями. При таких условиях необходимы различные уровни обучения, в соответствии со способностями воспитуемых. Определяя содержание образования, Ибн Сина рекомендовал начинать подготовку ученика с обучения устной и письменной речи. Овладев необходимой суммой знаний, ученик мог уже приступить к подготовке себя к будущей профессиональной деятельности.

Ряд лет своей жизни Авиценна посвятил преподавательской деятельности. Научные труды и деятельность Ибн Сины как врача и педагога снискали уважение к нему не только на Востоке, но и на Западе. Вместе с тем при жизни он подвергался гонениям со стороны служителей ислама, поскольку аргументация его выступлений шла вразрез с религиозными догмами. После его кончины в Багдаде по приказу халифа были сожжены почти все его сочинения, настолько опасными они представлялись исламу даже после смерти автора.

Одним из самых известных мыслителей Востока, уделявшим очень большое внимание проблемам воспитания, считался Абу Хамид Мухаммед аль-Газали (1058/59—1111). В его грандиозном четырехтомном труде «Возрождение наук о вере» рассматривались пути развития способностей человека, детально раскрывались приемы наблюдения за развитием детей. Только хорошо продуманное воспитание, по убеждению Газали, может придать душе ребенка нужную форму. Поскольку основы детской души и характера закладываются родителями, особое внимание он обращал на проблемы семейного воспитания. Для этих целей им был предложен ряд ценных рекомендаций для родителей по воспитанию детей в домашних условиях.

Доводя до логического завершения предлагавшуюся им систему воздействия на ребенка, Газали разработал свод предписаний для учителя, который, принимая эстафету воспитания от родителей, обязан был последовательно, не нарушая семейных традиций, дальше развивать все хорошее, что уже заложено родителями в ребенке. Нравственность усваивается детьми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспитания. В реализации этих путей роль как родителей, так и учителя чрезвычайно велика. С расширением круга знаний и формированием мышления у детей возрастает возможность самовоспитания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.

Источник

«Этот мальчик молился, пока ему не открывались научные истины»

Между истинной верой и стремлением к научному познанию мира противоречия нет. Пример тому — жизнь великого ученого и богослова Абу Али Ибн Сина. Владелец группы компаний «ДАН», куда входит ресторан «Казань» в Шардже, Исмагил Шангареев совместно с политиком, философом, журналистом Нурали Латыповым разработали цикл уроков под общим названием «Формула мусульманского образования в «Жизнеописании» Авиценны». Первый урок в виде интервью предлагаем вниманию читателей.

какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть картинку какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Картинка про какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн синаВот как Европа представляла Ибн Сину, восседающего между Гиппократом и Галеном

«НАЗОВИТЕ ЕЩЕ ОДИН ТАКОЙ УЧЕБНИК, КОТОРЫЙ БЫЛ БЫ ВОСТРЕБОВАН БОЛЕЕ 500 ЛЕТ!»

– Исмагил Калямович, сегодняшняя тема нашей беседы — основы достойного воспитания в творчестве величайшего врача-энциклопедиста Абу Али Ибн Сины, известного во всем мире как Авиценна. Чем продиктован ваш выбор?

– Абу Али Ибн Сина интересен, с одной стороны, своим личным примером гармоничного воспитания в мусульманской семье, и, конечно же, как создатель уникальной системы достойного воспитания, которая и на сегодня благодаря своей психологической глубине и гуманитарной направленности не имеет аналогов. Наверное, не случайно во всех университетах Западной Европы более 500 лет преподавали «Канон врачебной науки» как основной учебник. Да, это были средние века, эпоха Западноевропейского Ренессанса. Но назовите мне еще один такой учебник, который был бы востребован более 500 лет!

– Сразу возникает вопрос: как связана с «Каноном врачебной науки» Хасан аль-Адаб и учение о достойном воспитании, ведь великое произведение Ибн Сины посвящено медицине?

– Это мы с вами сегодня так мыслим: медицина — значит, лечение, лекарства, хирургические операции и тому подобное. Ибн Сина мыслил иначе. Медицина для него была «наукой о человеческом счастье», о том, как достичь гармонии с природой, временами года, как научится быть счастливым в детстве, в зрелые годы, в старости. Все это нашло отражение в его «Каноне», его поэме по медицине «Урджуза», философских и медицинских трактатах.

«Жизнеописание» великого мыслителя, частично написанное им самим, частично его преданным учеником Абу Убайдом Джузджани, важно для нас не только как биографические сведения, но и как бесценный материал о его воспитании.

– В чем ценность того, какое воспитание получил Ибн Сина?

Прежде всего хочу заметить, что воспитание и образование в «Жизнеописании» Ибн Сины как бы синонимы. В этой связи интересна параллель, которую профессор Владимир Исхаков в своей книге «Этюды о здоровье»(1987) проводит между «Жизнеописанием» Ибн Сины и формулой образовании Фауста в одноименной философской драме Гете: «Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил» (перевод Бориса Пастернака).

Обладая феноменальными способами, Ибн Сина в возрасте, когда ему еще не исполнилось 10 лет, признался учителю, хитибу Убайду, что постиг все суры Корана. Тот не мог поверить, но назначил слушание. То, насколько грамотно читал Коран Ибн Сина, как отвечал на вопросы о его скрытых смыслах, поразило даже знатоков. С этого времени и с одобрения ведущих богословов Ибн Сина становится шейхом, носит только белые одежды и пользуется заслуженным уважением в семье и среди горожан.

«В ОТРОЧЕСТВЕ ИБН СИНА ПРОСИЛ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ЗНАНИЙ, И В ЭТОМ ЕМУ НЕ БЫЛО ОТКАЗА»

– Ибн Сина мог бы быть примером и сегодня, изучение Корана в детском возрасте требует дополнительной мотивации, ярких примеров для подражания. Сегодня чаще всего это отец, старшие братья.

– Безусловно. Вы абсолютно правильно заметили о важности примера для подражания, я стараюсь как можно чаще совершать намаз с детьми и внуками. Особенность авторитета Ибн Сины в том, что он постиг в детстве Коран, углубившись в него так глубоко.

И вот я думаю, как же важно для ребенка постигать не только букву, но и смыслы Корана, которые откроются ему в окружающем мире, дадут пищу творческому воображению. Когда говорят «исламская наука», я понимаю, что речь идет об общечеловеческих основах развития — алгебра, химия, медицина, но при этом никогда не забываю, что каждый великий ученый мусульманского мира начинал свой путь с познания Корана.

Став в 10 лет шейхом, Ибн Сина оставался им всю жизнь, как бы кому ни хотелось в недалеком прошлом, да и сегодня «принять его в пионеры». И эти сроки из «Канона» прямое тому доказательство. Ну да ладно. Давайте двигаться дальше по формуле Гете.

«Над философией корпел» Ибн Сина, обучаясь у своего домашнего учителя ан-Натили — человека широкого кругозора, талантливого популяризатора науки. Хочу обратить ваше внимание на один примечательный факт. Друзджани со слов учителя пишет: «Поскольку он утверждал, что разбирается в философии, отец поселил его у нас в доме, и он принялся за мое обучение». Теперь представьте себе, что отец Ибн Сины, человек весьма среднего достатка, берет себе на содержание в дом (!) постороннего человека, только ради одного — воспитания сына!

– Но ведь это старая добрая традиция, бытовавшая в определенных кругах Российской империи, да и в Европе этим никого не удивишь.

– Совершенно верно, и в России, и в Европе домашнее образование — дело привычное, но в Х веке в Бухаре для человека среднего достатка это было не типичным поступком. Но! На все воля Аллаха. В отрочестве Ибн Сина просил от жизни все новых и новых знаний, и в этом ему не было отказа. Оценив возможности ученика, ан-Натили предложил ему: «Читай и решай самостоятельно, а потом показывай мне, чтобы я разъяснил тебе, что ты понял верно, а что неверно».

С ан-Натили Ибн Сина изучает широкий круг дисциплин. В «Жизнеописании» отмечается: «Он поражался: какой бы вопрос им ни поднимался, у меня складывалось о нем представление более ясное, чем у него самого. И он наказал отцу: я должен заняться ни чем другим, как только наукой. В итоге мне удалось с ним усвоить лишь те начала логики, что лежат на самой поверхности; о тонкостях же ее у него не было ни малейшего понятия. Позднее я начал изучать книги самостоятельно, читал комментарии и в конце концов овладел логикой в совершенстве».

– Но откуда такая уверенность и целеустремленность у ребенка, сверстники которого только учили азы грамоты?

– Я полагаю, что опыт самостоятельной работы, выработанный с ранних лет в процессе усвоения смыслов Корана, позволил Ибн Сине не просто в 10 лет стать шейхом богословия, но чувствовать себя уверенным во всем, с чем бы ни сталкивался его ум. И, наверное, закономерно, что, когда он достиг зрелости, ученые мужи от Самарканда до Толедо объявили его не иначе как Шейхом ар-Раисом — главой ученых в Мусульманском мире.

– Что у нас идет дальше по формуле Гете?

– «Юриспруденцию долбил» Авиценна, как это было принято, одновременно с богословием. Он вспоминает, что занимался законоведением, посещая известного в Бухаре знатока фикха Исмаила аз-Захида, и был в числе тех, кто задавал ему самые сложные вопросы. Я усвоил методы опроса и способы возражения ответчику, какие обычно применяются у людей «фикха». Одно время «юриспруденция» серьезно увлекла отрока Ибн Сину, в его биографии мы читаем: «…Я занимался фикхом и участвовал в связанных с ним диспутах. И было мне в ту пору от роду шестнадцать лет».

какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть картинку какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Картинка про какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн синаЮность гения

«В ПЕРИОД ИСТОРИИ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ БЫЛО ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ»

– Да, отрочество Ибн Сины поражает многообразием начинаний, поразительной творческой активностью и практически полной самостоятельностью выбора тем и направлений познания.

– У меня после чтения его «Жизнеописания» сложилось такое ощущение, что он уже в детстве спешил, понимая, для чего Аллах дал ему время на этой земле. Но вернемся к формуле Гете.

«И медицину изучил» Ибн Сина под руководством известного бухарского врача Абу-л-Мансура Камари. Важно отметить, что великий врачеватель всех времен медицину как научное направление выбирает сам. В этом мне видится рука предопределения. В «Жизнеописании» со слов Ибн Сины аль-Джурзджани пишет: «Вскоре во мне пробудилась склонность к медицине, и я взялся за изучение посвященных ей сочинений. Врачебная наука отнюдь не относится к разряду трудных, а потому я преуспел в ней за самый короткий срок настолько, что учиться у меня медицине начали почтенные врачи. Пока я пользовал больных, мне открылись такие дающиеся опытом способы лечения, которые нигде не были описаны».

Приглашение во дворец для лечения заболевшего эмира Бухары Нуха ибн Мансура явилось признанием незаурядных способностей Ибн Сины как практика-клинициста. К чести молодого врачевателя, он не только продемонстрировал свое медицинское искусство, вылечив эмира, но и проявил свойственное юным искателям истины бескорыстие, выбрав в награду разрешение работать в знаменитом книгохранилище Саманидов.

– Исмагил Калямович, все это напоминает идеальную модель воспитания и образования, даже лучше сказать самовоспитания. Но в жизни столь цельных и одаренных людей крайне мало. В какой степени пример Ибн Сины полезен для ребенка с обычными способностями?

– Конечно, Ибн Сина — гений, но изложенная здесь система воспитания была рассчитана на всех, кто жил с ним в эпоху Мусульманского Ренессанса в Арабском Халифате. Да, он принадлежал, как теперь бы сказали, к среднему классу. Да, в семье и прежде всего его отец понимали, что перед ними исключительно одаренный человек. Было много такого, что способствовало его быстрому развитию и интеллектуальному росту. Но давайте посмотрим, а что же было вокруг. Сколько академий, научных школ, сколько гениев во всех отраслях знаний живут вокруг Ибн Сины. И вот я думаю, что система подготовки — от постижения Корана и до трудов величайших античных мыслителей — была одна для всех.

Ведь понимаете, какая штука: в тот период истории исламской цивилизации не было противоречия между религией и наукой. Это все больные фантазии наших доморощенных атеистов, да простит их Аллах.

Ибн Сина постигал тайны науки, мысленно беседовал с Аристотелем, Гиппократом, Галеном и при этом, как сказано в его «Жизнеописании»: «Если с тем или иным вопросом у меня не ладилось и мне не давался в нем средний термин силлогизма, я отправлялся в соборную мечеть и молился, взывая о помощи к Создателю Вселенной, пока мне не отмыкалось то, что было замкнутым, и не облегчалось то, что было многотрудным».

Этот мальчик молился, пока ему не открывались научные истины, молился Аллаху с той страстью и верой, которую пронес через всю жизнь, создавая труды, по которым будет учиться вся Европа более 500 лет!


ВЕЛИКОЕ САМООТРЕЧЕНИЕ ВО ИМЯ НАУКИ И ВЕРЫ

– Слушая, как вы цитируете «Жизнеописание» Ибн Сины, невольно начинаешь понимать, что с Аллахом в сердце человек способен на великое самоотречение во имя поставленной цели. Однако в данном случае речь идет о постижении науки, научных истин, которые не всегда совпадают с постулатами религии.

– Это феномен, заложенный в Коране, его небесных энергиях созидания. Мусульманский Ренессанс явился ответом ислама на вызовы Создателя, и наука стала частью этого гигантского созидательного процесса. Как работали эти энергии, можно проследить на примере Ибн Сины, который, еще будучи отроком, трудился с фанатизмом, достойным удивления. Читаем в его «Жизнеописании»: «За это время не выпало и ночи, чтоб я выспался, и не было случая, чтоб я в течение дня занимался чем-нибудь другим. Я клал перед собой стопкой листы бумаги и, разбирая доказательства, каждый раз записывал, какие у оных силлогистические посылки, каков их порядок, какие выводы из них могут следовать, и при этом старался не упустить из виду условий, коим должны отвечать посылки, и так до тех пор, пока наконец вопрос не становился мне ясен».

какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть картинку какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Картинка про какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн синаИсмагил Шангареев (справа) и Дмитрий Певцов / Фото: из личного архива автора

– Вникая в суть в формулы Хасан аль-Адаб, которую вы так изящно проиллюстрировали словами из «Фауста» Гете, невольно задумываешься о роли духовности в воспитании личности, о том, как важно для ребенка и юноши обращение к Богу в момент интеллектуального становления. А тот факт, что подобный подход к образованию работает, мы отчетливо видим на примере Ибн Сины, авторитет которого в науке не подлежит сомнению.

– Да, конечно, Ибн Сина был удивительным ребенком, а позже — юношей. Обращаясь к Аллаху каждый раз, когда процесс научного познания заходил в тупик, он являл собой удивительный пример того, на основе каких духовных энергий создавалась исламская наука. И важно подчеркнуть, что это было ученичество, определившее весь его дальнейший путь в науке. Как сказано в «Жизнеописании»: «Все, что было познано мною тогда, таково, будто я познал это только теперь, — по сей день к тому не прибавилось ровно ничего».

Блог Исмагила Шангареева.
Размещается на платной основе

Исмагил Шангареев родился в городе Бугуруслане Оренбургской области — общественный деятель, предприниматель, бизнесмен, основатель и президент группы компаний «ДАН», в которую входят Дубайское Агентство Недвижимости «ДАН», туристическая компания «Шан Турс» и ресторан русско-татарской кухни «Казань».
С 2006 года проживает в Объединенных Арабских Эмиратах. Отец 11 детей.

Нурали Латыпов родился в татарской семье в Узбекистане — ученый, писатель, журналист, политический и научный консультант. Кандидат философских наук, автор изобретений в области электронных коммуникаций. Интеллектуал, обладатель первой награды «Хрустальная Сова» клуба «Что? Где? Когда?». Автор 15 монографий, посвященных разным аспектам развития теории творчества, сильному и стратегическому мышлению, общий тираж свыше 100 тыс. экземпляров. В настоящее время Н. Латыпов и И. Шангреев в соавторстве готовят книгу об исламе, нашедшем отражение в произведениях русских и зарубежных писателей.

Источник

Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны)

какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Смотреть картинку какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Картинка про какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина. Фото какое содержание воспитания образования и обучения предложил ибн сина

Дата публикации: 19.04.2015 2015-04-19

Статья просмотрена: 10329 раз

Библиографическое описание:

Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) / Ш. У. Камалова, Р. У. Мунарова, Н. А. Ахмедова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1068-1070. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17662/ (дата обращения: 14.11.2021).

В данной статье рассматривается педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины. Приведены примеры выполненных задач и приобретенных успехов.

Воспитание — это процесс регулярного и целеустремленного влияния на личность, на его духовное и физическое формирование, для того, чтоб подготовить его к производственной, социальной и цивилизованной деятельности. Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и формированием, так как названные процессы устремлены на личность как единое. В направлениях воспитания довольно тяжело определить некоторые составляющие, которые оказывают воздействие на чувства, волю, нрав, ценностные ориентации и умственные способности. Также следует отметить, что в процессах воспитания и формирования имеются отличия. Если сравнивать с образованием, где главная цель — это формирование познавательных процессов индивида, его способностей, усвоения им сведений, воспитание же ставит цель развития индивида как личности, его отношения к окружению и связей с ним.

Образование — это социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет и находит свое отражение в образование и культуре.

В процессе образования и воспитания одним из главнейших задач является внедрение национальных ценностей нашего народа в мысли молодого поколения.

«. Мы всегда по праву гордились своей страной, являющейся древней родиной гениев. Такие величайшие наши деятели, как Имам аль — Бухари, Ибн Сино, Беруни, Мирзо Улугбек, Алишер Навои и Мирзо Бобур проявили свои яркие дарования в очень юном возрасте. Это значит, что выдающиеся способности, самобытные таланты у нас в генах, и то, что сегодня вырастает множество одаренных ребят, отнюдь не случайность» [1],- подчеркивает Президент Республики И. А. Каримов. Действительно, Узбекистан является древним очагом цивилизации, где жили и творили великие гении. Одним из таких гениев был Абу Али ибн Сино.

Абу Али Ибн Сина великий учёный Средней Азии, родился в селе Афшана, вблизи Бухары. Первую свою научную работу написал в 17 лет. Научное наследие Ибн Сины огромно, охватывает все области человеческого знания того времени. Его произведениями пользуются не только в Средней Азии, но и в странах Европы. Ибн Сина в сфере воспитания создал такие работы, как, «Книга справедливости», «Канон о долге», «Управление телом и мыслью», «Каноны нравственности» и другие.

Ибн Сина в своей работе «Канон нравственности» раскрыл причины возникновения негативных и позитивных качеств в общих чертах характера человека. Ученый в этом произведении указывает, что положительные и отрицательные качества появляются от привычки и под влиянием государственной знати. Ибн Сина в своих произведениях даёт изъяснение таким понятиям как: справедливость, щедрость, терпение, ответственность, верность, собранность, скромность и другие качества. Ученый человек, как он считал, должен быть честным во всех отношениях и обращаться с другими в вежливой форме. Особенно он важным считал, отречение от жизненных удовольствий в пользу самому себе. Даёт объяснение таким положительным качествам, как справедливость, чистоплотность и так же раскрывает отрицательные недостатки как страх, лицемерие, скупость, воровство, мошенничество.

Ибн Сина в своих работах особое значение уделяет дружелюбности и отзывчивости между людьми, считая, что низость мешает людям дружить. В его произведениях раскрыты такие понятия, как быть добрым по отношению к друзьям, не щадя помощи и не отворачиваться от недостатков своих друзей и помочь им избавится от них. На основе образовательной программы Ибн Сина выделил 3 вида дружбы: во — первых, как бы не было трудно, человек старается не оставлять своего друга; во-вторых, идейная дружба, то есть дружба между людьми имеющими общие интересы; в третьих, это дружба возникающая из-за выгоды и пользы.

Учёный сравнивает настоящего друга с зеркалом, потому что зеркало показывает настоящую действительность человека. Если человек вовремя не раскроет недостатки своего друга, то это означает что он забыл свой дружеский долг, а значит, мы должны научить учеников выбирать настоящих друзей, ценить их и указывать на ошибки во время. Для чего надо проводить воспитательные беседы между учениками на тему: «Укрепление дружбы и как быть откровенным по отношению к друзьям» более подробно останавливаясь на высказываниях Ибн Сины о дружелюбности, доброте, человеколюбие.

Он требовал от учителя: «В обращении с детьми учитель должен быть сдержанным. Он с особым вниманием должен следить за тем, как ученики реализуют полученные знания. В процессе обучения, — считал ученый, необходимо применять разнообразные методы и формы работы с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, заинтересовывать занятиями. Мысли учителя должны быть доступны всем обучаемым. Слово свое он должен сопровождать мимикой и жестом, чтобы обучение было более доходчивым и вызывало у детей эмоциональное отношение» [2].

Все эти мысли Ибн Сино в корне противоречили господствовавшей методике обучения в школах того времени.

Ибн Сино глубоко понимал сложности и трудности процесса воспитания. Анализ его произведений убеждает в том, что он предлагал разрешить их с гуманистических позиций, дает советы, как говорить с детьми о их недостатках и путях их исправления. «. Такие разговоры не должны быть назойливыми, надоедать ребенку, тем более задевать его самолюбие. Говорить с ребенком можно, только зная его индивидуальность».

Интересно резюме этических и социологических взглядов Ибн Сино можно прочитать в заключительной части его философской энциклопедии «Китоб-аш-Шифо». Где он развивает мысль о том, что человек — существо общественное и поэтому важнейшим условием жизни людей является их постоянное сотрудничество, обеспечиваемое разумными законами и правосудием. Ибн Сино рисует идеальное государство со справедливым правителем, который заботится о том, чтобы все были заняты общественно полезным трудом. «Если правитель несправедлив, восстание против него оправдано и должно быть поддержано обществом» [2].

Таким образом в становлении молодёжи как личности имеет значение следующее:

— изучение понятий о национальных ценностях и передаче их в виде доступной информации;

— раскрытие у молодёжи чувства патриотизма, любви к Родине борьбе за неё;

— в воспитании молодёжи использовать и разъяснять такие понятия, как совершенное поколение, личность, учёный, мудрец, деятель, интеллектуал и другие.

И по этой причине на сегодняшний день в совершенствовании мышления молодого поколения имеет огромное значение внедрение национального духовного наследия, чувства гордости и патриотизма, что будет развивать у молодежи уважение, добродетельность, совесть, великодушие и другие качества. Воспитание молодого поколения — это динамичный процесс, имеющий свои культурно-социальные, материальные, организационные методы.

1. Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» речь на 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан / Мечта о совершенном поколении.-Т.: «Узбекистан», — 1997. — с 66.

2. Хайруллаев М. «Абу Али ибн Сино», «Маънавият юлдузлари», — Тошкент, — 2001. — с 103.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *