какого числа и месяца медовый спас
Медовый Cпас: история и традиции праздника
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Помните, как в детстве?! Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.
Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.
На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».
Какого числа Медовый Спас?
Медовый Спас в 2020 году, как и всегда, – 14 августа. С этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа в 2020 году). Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Эти церковные праздники совпал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.
История Медового Спаса
На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
Главный праздник этого дня – Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).
В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.
Медовый Спас традиции
Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).
Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.
Медовый Спас фото
Медовый Cпас на картинах русских художников
Известные русские художники довольно часто воплощали образы пасечников на полотнах.
Медовый Cпас детям
На Медовый спас детям можно рассказать историю праздника, сходить в церковь и освятить мед, а дома приготовить медовые лакомства и разыграть веселый сценарий праздника меда.
Медовый Cпас: стихи
Саша Черный
Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг.
Слаще дыни и помадок,
Спасы 2021 — Медовый, Яблочный, Ореховый: когда отмечают, традиции, приметы и запреты
Спасы — праздники в честь Спасителя Иисуса Христа — отмечаются в августе. На Руси эти праздники всегда были одними из самых любимых. Спасы — Медовый, Яблочный и Ореховый — это фруктовое изобилие, хлеб нового урожая, а также последние теплые дни, которыми грех не насладиться. Подробности — в материале ФАН.
Спасы 2021: когда отмечают
Медовый Спас отмечают 14 августа; Яблочный Спас — 19 августа; Ореховый (Третий) Спас — 29 августа.
Медовый Спас: что за праздник, традиции и приметы
Медовый Спас (Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас-на-водах), который отмечается 14 августа, это первый день Успенского поста. Праздник, отмечаемый 14 августа, в православии называется Происхождение честных древ Животворящего креста. Также в этот день чтят память ветхозаветных мучеников Маккавеев, имя которых для русского уха созвучно слову «мак».
Успенский пост, который начинается 14 августа, на Руси называли «лакомкой», то есть легким: освященные плоды нового урожая скрашивали постный стол. День был посвящен свежему меду, которому приписывали целебные свойства: его ели как лакомство, иногда смешивая с маком (популярным блюдом на Медовый Спас в память Маккавеев), использовали для постной выпечки.
Поскольку 14 августа церковь проводит малое освящение воды, праздник также называют Мокрый Спас, или Спас-на-водах.
«Водная» составляющая праздника определяет народные традиции: в этот день на Руси было принято приводить в порядок колодцы, а также окончательно завершать купальный сезон. Считалось, что на Мокрый Спас нужно напоследок окунуться в открытую воду, чтобы набраться здоровья на целый год. После этого на Руси купаться было не принято до следующего лета. Зимние крещенские купания — традиция гораздо более поздняя.
Яблочный Спас: что за праздник, традиции, приметы и запреты
Самый любимый в народе и самый известный из Спасов — это Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне. Праздник посвящен событию, отраженному в евангельских источниках: апостолы во время молитвы на горе Фавор узрели преображенного воскресшего Иисуса Христа.
Яблочный Спас — это время Успенского поста: мясная и молочная пища, а также яйца под запретом, но можно есть освященные плоды нового урожая. Апостольская традиция предписывала на Преображение освящать свежий мед и плоды нового урожая (в первую очередь виноград), до этого дары природы есть строго возбранялось — традиция зародилась в монастырях, но потом стала народной.
На Руси роль апостольского винограда играли яблоки, с ними связаны славянские традиции Яблочного Спаса. До сих пор жив довольно популярный запрет есть свежие яблоки до Яблочного Спаса, а также в этот день пробовать неосвященные плоды. На Руси считалось, что нарушение этого запрета, особенно женщинами, может навлечь беду на все село.
Начиная с 19 августа свежие яблоки можно было есть, с ними делали выпечку, их заготавливали, ими торговали, одаривали нищих и тех, у кого не было садов. На Яблочный Спас до сих пор есть традиция дарить друг другу освященные яблоки и яблочные пироги, устраивать застолья с выпечкой и так далее.
Согласно приметам, какая погода на Яблочный Спас, такой и осень будет. Также, по приметам, сидеть дома в этот праздник — плохое решение, особенно для девушки. На Руси Яблочный Спас был временем гуляний, на которых парни и девушки могли познакомиться поближе. Девушки в этот день гадали на суженого.
Ореховый, или Третий Спас: что за праздник, традиции и приметы
Ореховый Спас, который также называли Третьим, Хлебным, Полотняным или Холщовым, завершает августовские празднования в честь Иисуса Христа и Богоматери — Девы Марии. Третий Спас отмечается после окончания Успенского поста, на следующий день после праздника Успение (окончание земной жизни) Богородицы.
Третий Спас — это праздник прощания с летом, наступления осени, приближения главной осенней страды, выпечки хлеба из зерна нового урожая, сбора лесных орехов и грибов, продажи изделий народных ремесел и т. д.
Подробнее об этих праздниках читайте в материалах ФАН.
Медовый Спас в 2021 году
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Какого числа празднуется Медовый Спас
По церковному этот праздник называется Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднуется он каждый год в один и тот же день 14 августа.
Первоначальной причиной к установлению этого праздника в 12 веке послужили практически одновременные победы греческого царя Мануила над магометанами и великого князи Андрея Боголюбского над болгарами.
Оба монарха находились не только в союзнических, но даже в братских отношениях, сообщая друг другу о своих свершениях. В частности, они при сражениях с врагами износили перед своими войсками икону Божией Матери и изображение Честного Креста Христова. От которых были не только чудесные явления, но и дарованы православным государям победы над супостатами.
Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
Известив посланиями друг друга о сих победах, оба монарха постановили в день этих побед, 1/14 августа, установить праздник с тем, чтобы в этот день священники износили из алтаря напрестольный Крест, полагая его в храме для всеобщего поклонения.
Но хотя эти далекие исторические события и являются прямой причиной установления сего празднования, мы, однако, не можем не сказать и о глубоком духовно-символическом его значении. Для этого необходимо вспомнить, чем является для нас Крест Христов?! Но сначала скажем и о том, что было
До Креста Христова
Этот закон был установлен Богом после грехопадения прародителей в следующих словах, сказанных Им Адаму:
С тех пор в наказание прародителей и их потомков, т.е. всех людей, земля, из-за действия сего закона или проклятия стала юдолью скорбей и страданий. Об этом в дальнейшем и повествует сама Библия. Это же, собственно, так или иначе, в той или иной степени сообщается во всех культурных памятниках человечества (если они, конечно, действительно культурные). Люди там всегда страдают, хотя, наоборот, стремятся преодолеть это проклятие, победить эти скорби и страдания, стремятся к наслаждениям. Но насколько это достижимо на земле?
Несмотря на то, что этот закон был установлен Богом еще на заре существования человечества, его действие умственно заметили и философски описали лишь за несколько сот лет до рождества Христова древнегреческие философы.
При этом они рассуждали так. Оказывается, обнаружили они, каждое наслаждение необходимо связано со страданием. И действительно, чтобы испытать наслаждение от насыщения пищей, сначала надо проголодаться. Если человек не будет голоден, то и вкушение даже вкусной еды для него будет, скорее, мучением, чем радостью; да и вообще от ненужного переедания может стошнить.
Но если насыщение голодного является удовольствием, то сам голод – это, очевидно, страдание. И одно не может быть без другого! Точно также, нельзя насладиться питием даже вкусной, холодной воды, если не будешь испытывать жажду. На основании чего все эти философские потуги древнегреческих мудрецов по открытию вышеуказанного закона и его обоснованию Господь изобразил всего лишь шестью словами, сказав сластолюбивой самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин.4: 13), — и этим связав наслаждение от утоления жажды с самой жаждой.
Впрочем, этот закон имеет и другие, многочисленные приложения. Так, к примеру, уже давно замечено, что люди, стремящиеся к получению чрезмерных земных радостей, из-за самого этого впоследствии испытывают многие скорби и страдания.
Скажем, обжора, чрезмерно увлекающийся поеданием вкусной еды, в конце концов расстраивает свой желудок и уже не может без мучений есть даже простую пищу. Это же бывает с пьяницей, убивающим свой организм алкоголем и зарабатывающим кучу болезней, от которых ведь очень больно; тоже самое с наркоманом и его ломкой; с блудником (блудницей) – чем больше блудишь, тем больше вероятность подхватить какой-нибудь СПИД или, на худой конец, что-то, также передающееся половым путем – а это ведь тоже ой как больно (!), хотя даже и близко не исчерпывает все «прелести», точнее, страдания, бывающие от блуда. И такой перечень: «чрезмерные наслаждения – страшные страдания» можно продолжать почти до бесконечности!
Мудрецы древней Греции это понимали и пытались обойти действие данного закона проповедуя умеренность. Так, например, философская школа известного учителя наслаждений Эпикура, хотя и обещала их каждому входящему в нее, но… на самом деле предлагала всего лишь самую простую пищу, одежду и т.п. Ибо и это простое дает некоторое наслаждение, а вот все более изысканное, как уже было сказано выше, наоборот, может расстроить здоровье ученика, подвергнуть его болезням, следовательно, и страданиям, что в учреждении, обещающем лишь удовольствия, — совершенно недопустимо!
Но такие философские системы оказались нежизнеспособными, причем, по крайней мере, по двум основным причинам. Во-первых, падшее человеческое естество всегда скорее стремится к наслаждениям, чем к умеренности и воздержанию. Во-вторых, нелеп сам этический принцип Эпикура: «Страдать, чтобы затем получать удовольствия», — хотя здравый смысл говорит: «Так зачем же страдать, лучше сразу наслаждаться»!
Поэтому уже первые адепты эпикурейской философии и предались самым неумеренным наслаждениям настолько, что, бывало, восемнадцатилетние юноши умирали вследствие истощения от непомерного блуда. Эти-то адепты и создали сомнительную «славу» данной философии, хотя их учитель, пусть и не совсем разумно, но все же проповедовал совсем другие ценности.
Хотя хронологически оно и после Креста Христова, однако по причине чрезмерного развития атеизма множество людей оказываются вне Креста. Более того, они забыли и вышеприведенный этический закон, а также всю житейскую, народную мудрость, копившуюся веками и из понимания или, по крайней мере, нравственного чувства этого закона проистекающую.
Ныне, наоборот, во всю громогласно и в самых разных формах провозглашается проповедь о «прелести разнообразных наслаждений (в основном, — блудных)», и народ призывают всячески предаваться им! А вот что за этими сомнительными «наслаждениями» следует, так это обычно трубадуры сей дури не говорят.
А надобно говорить. Начиная с детского садика, а затем, особенно, в школе. При этом исходить надо из следующего: если девочка не запомнит теорему Пифагора, то это, скорее всего, вряд ли скажется на ее дальнейшей жизни. А если она, не зная этого закона, соблазнится, к примеру, «наркомовскими прелестями», подсядет на иглу, станет наркоманкой, продавая затем свое тело ради денег на дозу, — это будет страшной трагедией и для нее, и для ее семьи!
О Кресте Христовом
На Кресте Господь совершил наше искупление, даровав спасение тем, кто захочет его принять. Но Крестом Он также преодолел и вышеупомянутый этический закон проклятия, т.е., казалось бы, неминуемой связи наслаждений и страданий!
И этот рецепт вышеуказанного преодоления, на первый взгляд, не отличается от того, что предлагали древние философы. А именно: если они неразрывно связаны, то сначала примем страдания, чтобы затем получить радость. Так, во всяком случае, первоначально выглядит заповедь Христова:
Но христианство в своем учении о Кресте принципиально отличается от вышеупомянутых жалких философских потуг, по крайней мере, по двум основным причинам. Во-первых, из-за необычайной притягательности этого призыва к крестоношению. Ведь пример его показал нам наш Господь и Царь, Который не только пролил за нас Свой кровавый пот, но и саму Свою Пречистую Кровь!
Итак, если мы также на этом крестном пути немножко вспотеем, и даже по сему образу тоже прольем свою кровь, то ничего особо великого не сделаем. Ибо иная Кровь Царская, и иная – рабов! Но, тем не менее, Крестом мы призваны подражать Царю – а это весьма сильная мотивация! Очень даже способная (в отличие от пустой философии) преодолеть косность падшего человеческого естества, желающего лишь наслаждений и бегающего страданий.
Во-вторых, Крестом мы действительно призываемся к взятию на себя ига Христова и принятию за Него бремени (ср.Мф.11: 29); но оказывается, что иго Его благо, и бремя Его легко (ср.Мф.11: 30). Ибо радостетворность благодати Христовой, подаваемой христианину при несении им своего креста, намного превышает те скорби и страдания, кои имеет он на сем скорбном пути!
Почему господь и сказал:
С особой, необыкновенной силой это благодатное свойство Креста Христова проявилось в христианских мучениках. Уж кто, как не они, взяв на свои рамена свой крест, были подвергаемы самым чудовищным и ужасным пыткам. Но пребывая в них… к ужасу самих мучителей, радовались, сохраняли радостное выражение лица, ибо радость, подаваемая ради сего их креста Духом Святым (ср.Гал.5: 22), неизмеримо превышала все эти их страдания!
Исходя из сказанного, в крестоношении нынешним христианам, во-первых, следует избегать вышеупомянутых обманок бесовских, выдаваемый за этот крест; а, во-вторых, решительно пройти, преодолеть первоначальную косность своей падшей природы, подвигнуть себя по заповеди Господней взять свой крест, чтобы достичь радости, подаваемой в этом крестоношении Духом Святым! Прекрасный пример чему мы имеем в повести (она имеется в «Лествице») о преподобном Исидоре.
Крест, Медовый Спас и Успенский пост
Как они взаимосвязаны, думаю, можно объяснить следующим образом. Непосредственная причина установления этого праздника была указана выше (в Предисловии). Но, по моему мнению, здесь есть еще и другая, более существенная, духовная причина и взаимосвязь. А именно: в самом начале Успенского поста, в первый же его день Изнесением честных древ Животворящего Креста Господня мы приготовляемся к Успенскому постному крестоношению.
Но кто-то может спросить: какая причина в этом, если данный пост самый короткий из всех продолжительных постов? А, думаю, в этом как раз особая премудрость Божия и Божией Матери, к Которой, собственно, этот пост и относится. Да, он самый короткий, но по строгости равен Великому посту.
И, главное, именно этим постом из-за его относительной краткости все мы, малодушные и ленивые, преимущественно и прозываемся к постному крестоношению. Ведь для нас, косных на подвиг, часто очень трудно бывает без задоринки пройти, к примеру, Великий пост, длящийся почти два месяца. Поэтому свой постнический подвиг удобно начинать с гораздо меньшего, с всего лишь двухнедельного Успенского поста. Добре подвизаясь в котором, мы, постепенно, восходя от силы в силу, начнем также хорошо подвизаться и уже в других, более продолжительных постах. В этом, повторяю, особая премудрость Господа и Его Пречистой Матери!
Также есть и особый смысл в освящении меда на этот праздник, из-за которого он и получил свое название – Медовый Спас. Кроме той утилитарной причины, что медосбор начинается именно в эти дни, есть в этом, думаю, и духовная причина – показать нам, что начинаемое нами, согласно заповеди Божией, постное крестоношение по своим сладким плодам подобно меду или даже слаще его. Почему чему и Давид говорит: «Коль сладка гортани моему словеса твоя: паче меда устом моим» (Пс.118: 103).
Совершение праздника
Традиции
А вот свадьбу играть в этот день не принято, как и в течении всего Успенского поста (с 14 по 27 августа), не совершаются в этот день и Венчания.
Три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый
Медовый Спас открывает череду других подобных праздников: Яблочного Спаса (двунадесятый праздник Преображения – 19 августа) и Орехового Спаса (праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – 29 августа).
Поэзия и живопись
Медовый Спас подвигнул ряд поэтов, художников воспеть его в своих стихах и картинах.
Стихи
А вот и Спас пришёл Медовый!
А вот и Спас пришёл Медовый!
А значит, будем славить снова
Дары своей родной земли,
Что мы к нему приберегли.
Да будет мёд сегодня манной,
И благодатью разливанной,
Что нам от Господа дана,
Заполнит души нам сполна!
Фомина Ольга Алексеевна
Золотая пчёлка трудится всё лето…
Золотая пчёлка трудится всё лето.
Мёд прилежной пчёлки золотого цвета.
Солнышко такое ж в небе, золотое.
Вот оно какое, лето дорогое!
Золотистый праздник в августе Медовый,
Сладкий Спас сластёнам нравится церковный.
С мёдом пряники, блины, печенье вкУсны.
Детям в этот добрый, светлый день не скучно.
Труженица пчёлка, за медок — спасибо!
В нём от солнышка тепло и цвет красивый,
От цветов и сладкий вкус, и нежный запах.
Весело цветочным летом пчёлам, птахам,
Бабочкам летать и в воздухе кружиться.
В это время радостны детишек лица.
Рудская Раиса Терентьевна
Медовый спас
Медовый спас,
Где мёд янтарный,
Где солнца брызги на ветру,
Рябины вид из окон дальний,
И блеск и радость поутру.
И яблок спелых привкус чудный,
И сок гранатовой зари.
Так жизни поступь,
Миг столь мудрый,
Влеком всем таинством любви.
Нынче служба в нашем Храме…
Нынче служба в нашем Храме.
И, надев обновы,
Прихожане с туесками
Славят Спас Медовый.
Бьют поклоны от порога
С верой, благодарно,
Прославляют люди Бога
За медок янтарный.
Совершаются молебны,
Окропив по кругу,
Освящают мед целебный
От семи недугов.
Слава пчелке, пчеловоду!
Будем все здоровы!
Слава Богу за погоду
И за Спас Медовый!
Картины
Лазарева Светлана Александровна (род. 1987) Медовый Спас. 2010 г.
Жданов Владимир Юрьевич (род. 1959) Медовый Спас 2005 г.
Титуленко Владимир «Праздник Маковея».
Титуленко Владимир «Праздник Маковея».
Финогенова Млада Константиновна, Медовый Спас, 2001.
Заключение
Впрочем, при всей радосности этого праздника, подвигшего, как мы видим, даже многих художников воспеть его, главное для нас, православных христиан соблюдать то духовное начало крестоношения, которое в нем заложено, и о котором так много говорилось в сей статье. Тогда и все остальное благое нам приложится!
Протоиерей Георгий Городенцев
Медовый Спас 2020: традиции и обряды, что можно и нельзя делать 14 августа
Медовый Спас (который также носит название Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас-на-водах), — народное название праздника, отмечаемого 14 августа (1 августа по старому стилю). В этот день православная церковь вспоминает три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икону Владимирской Божьей Матери.
14 августа также также первый день Успенского поста, именно с этого дня по народной традиции на Руси разрешалось есть освященные плоды нового урождая, а также поспевший к этому времени мед, который также нужно было сначала освятить в храме.
Что вспоминают в Медовый Спас
Праздник, отмечаемый в Медовый Спас, носит название Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке в память о традиции выносить святыню (Крест Господень) на улицы города для защиты от болезней и других напастей.
В этот день вспоминают и другие христианские святыни, в том числе икону Владимирской Божьей Матери. Согласно православной традиции, праздник посвящен «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».
В этот день церковь также вспоминает ветхозаветных святых мучеников Маккавеев, которые боролись за чистоту веры в древней Иудее (по аналогии с именем этих святых праздник на Руси называли Маковый Спас).
В этот день в православных храмах совершается малое освящение воды, отсюда название — Мокрый Спас, или Спас-на-водах. Согласно древней славянской традиции, в этот день рыли новые колодцы и подновляли старые.
Ну, а главный «именинник» в этот день — мед, поэтому в Медовый Спас этот полезный и вкусный продукт едят и активно используют (вместе с маком) для приготовления различных кулинарных изделий (по традиции — постных).
Приметы и обряды: что можно и нельзя делать 14 августа
На Медовый Спас девушки гадали на суженого, хотя церковь этот обычай никогда не одобряла (особенно в пост). В основном 14 августа гадали девушки, которых не успели просватать, и они не могли рассчитывать на скорое венчание сразу после окончания осенних работ. Гадания были в ходу традиционные, похожие на те, которые популярны на Крещение, Рождество и другие праздники.
А просватанные невесты, которые ожидали венчания на Покров (14 октября), гадали при помощи выпечки: у кого медовый пряник самый красивый и вкусный, та и в семейной жизни будет самой счастливой.
На Медовый Спас на Руси существовало много запретов. Нельзя есть скоромную пишу (мясное, молочное, яйца) и даже рыбу, а также пробовать неосвященные плоды нового урожая. До Яблочного Спаса (19 августа) старались не есть только что созревшие яблоки, это считалось опасным, особенно строго это запрещалось женщинам. Однако для тех, кто тайно отведал свежего яблочка, было утешение: согласно поверью, на Медовый Спас прощаются все женские грехи, совершенные за год.
На Руси говорили:
— На Первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумно, паши под поле озимь.
— Первый Спас — первый (озимый) сев.
— До Петрова дня (12 июля) взорать (вспахать поле плугом), до Ильина (2 августа) — заборонить, на Первый Спас — засевать.