какого исполнителя называют предтечей авторской песни
Авторская песня как жанр и явление в истории российской музыки
У русского человека понятие «авторская песня» вызывает совершенно определенные ассоциации. Мы представляем себе человека с гитарой, поющего под незамысловатую мелодию песни, как правило, собственного сочинения. Сегодня «авторская песня» воспринимается в обществе как дела уже давно минувших дней, как музыкальное сопровождение «походной романтики» советских времен.
Некоторые музыковеды указывают на некорректность применения термина «авторская песня» к конкретному песенному жанру, так как термин не несет в себе жанровой ориентации. Иными словами – авторская песня это ЛЮБАЯ песня, написанная и исполненная одним человеком. Такое понимание авторской песни, безусловно, имеющее под собой определенные основания, значительно расширяет облик и пространство данного явления, как в российской музыке, так и за рубежом.
Обращаясь к пластинкам ряда современных зарубежных артистов, мы можем увидеть в графе «жанр» слова Author Song. Однако, то, что за границей обозначают этим термином, если и имеет отношение к «советской авторской песне», то весьма и весьма опосредованное. Самым правильным будет считать, что «авторская песня» — это понятие, которым обозначаются два разных явления. Иными словами, термин «авторская песня» имеет два значения. Не случайно в рамках данной статьи мы берем его кавычки. С одной стороны, авторская песня – это песенный жанр, сформировавшийся в СССР и являющийся, пожалуй, самым самобытным явлением российской музыкальной культуры, с, другой стороны, авторская песня – это определение традиции авторского песенного исполнения, преодолевающая границы жанров и явлений и оказывающая влияние на их облик. Эти два явления можно рассматривать автономно друг от друга, но они имеют точки пересечения. В этих пересечениях и формируется пространство авторской песни как явления в истории музыкальной культуры.
Авторская песня – самобытный российский песенный жанр.
Авторская песня в привычном для русского слушателя понимании сформировалась в 60-е годы в СССР. Предтечей жанра считается городской романс, а условным «прародителем» называют Александра Вертинского. Авторская песня как жанр имеет и другое название – бардовская музыка или бардовская песня, а её исполнителей называют бардами. Эти понятия считаются синонимами с той разницей, что слово «бард» и словосочетание «бардовская песня» имеют зарубежное происхождение. Бардами называли средневековых поющих поэтов. Можно сказать, что авторская песня — это закрепившееся в русской культуре название отечественной традиции бардовской музыки. В культурном пространстве XX века слово «бард» стало аутентичным советским и российским явлением, зарубежных авторов-исполнителей «бардами» никто не называет. Учитывая широту понятия «авторской песни» для российской музыкальной культуры, термины «бардовская музыка» или «бардовская песня» применительно к жанру представляются более точными.
Характерными чертами авторской песни было то, что песни исполнялись преимущественно (а чаще исключительно) под гитару, а основная ставка делалась на текст песни, а не на музыкальную составляющую. По большому счету, авторская песня – это стихи, исполненные под музыку.
Виктор Берковский. Фото взято с сайта http://korostishevsky.org
Несмотря на общепринятое название жанра и большую значимость текста, исполнители авторской песни далеко не всегда являлись авторами стихов. Барды часто перекладывали на музыки чужие стихи (своих друзей, коллег, знакомых) или использовали произведения классиков. Ярким примером является выдающийся представитель жанра авторской песни Виктор Берковский. Как композитор он написал более 200 песен на чужие стихи, которые сам же и исполнял. В его репертуаре есть песни на стихи Давида Самойлова, Михаила Светлова, Юрия Левитанского и других авторов, некоторые из них также получили известность как барды, выступая со своими авторскими песнями. Наиболее известны песни Берковского на стихи Дмитрия Сухарева. Вместе они написали такие песни как «Альма-матер», «Вспомните, ребята», «Песенка про Собачку Тяпу» и многие другие.
Одним из центров развития авторской песни стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ имени Ленина. Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как Гимн МПГУ.
Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Этот жанр возник как «жанр непрофессионалов». Представители авторской песни изначально не являлись музыкантами по своей основной профессии и роду деятельности. Так, например, упомянутые выше Сухарев и Берковский занимались наукой и преподаванием в высшей школе. Со временем для некоторых представителей жанра исполнительство песен становится делом жизни.
Булат Окуджава. Фото взято с сайта http://www.sphaerez.de
Одним из флагманов «авторской песни» и первым «профессиональным бардом», чье творчество окончательно вписало авторскую песню в пространство советской музыкальной культуры, стал, конечно же, Булат Шалвович Окуджава. Так же как Визбор и Никитин, он был филологом по образованию, некоторое время работал учителем русского языка, но когда он состоялся не только как поэт и писатель, но и как исполнитель, он начинает жить исключительно творческими доходами. В советских социальных реалиях это означало, что он официально стал исполнителем песен, хотя никакого музыкального образования не имел.
Владимир Высоцкий. Фото взято с сайта https://istihi.ru/vysockij/photos
Окуджава стал одной из двух знаковых фигур в истории российской авторской песни, определивших существование жанра, но при этом стоящих несколько особняком. Не сложно догадаться, что вторым является Владимир Семенович Высоцкий.
Окуджава и Высоцкий – очень разные исполнители и по своему облику, и по содержанию творчества, они олицетворяют собой как бы два полюса, два пути авторской песни. Среди поклонников авторской песни также наблюдается некоторая «полярность». Некоторые из тех, кто любит Окуджаву, плохо воспринимают Высоцкого и наоборот. Но это не более, чем проявление «стереотипного» мышления, которое характерно для всех меломанов. Немало и тех, кто в равной степени уважает обоих. Высоцкий по своему облику более обособлен от «классического» изначального понимания авторской песни и своим творчеством дал «бардовской традиции» мощный импульс для дальнейшего развития.
Среди «двух российских столиц» первенство в развитии авторской песни можно отдать Москве, однако нельзя не упомянуть и «петербургскую» традицию. Среди наиболее ярких исполнителей «классической авторской песни» с берегов Невы можно назвать «трех Александров» — Городницкого, Галича и нашего современника, продолжателя дела «питерских бардов» — Александра Дольского. Вообще, Санкт-Петербург станет городом, породившим несколько ярких примеров слияния традиций авторской песни с другими явлениями музыкальной культуры.
Развитие традиций авторской песни и другие музыкальные жанры
Современная музыкальная культура ярко доказывает отсутствие четких границ между жанрами и явлениями. Мир музыки – единый плавильный котел, и даже такое самобытное и обособленное явление, как авторская песня, в ходе своего возникновения и развития вступает в сложные процессы гибридизации. Советская бардовская песня, пожалуй, самое характерное явление, доказывающее, что российская музыкальная культура, многое заимствуя с запада, при этом развивается обособленно. Феномен авторской песни оказал огромное влияние на облик российской музыки в целом.
Наиболее близким к авторской песне музыкальным направлением можно назвать шансон. Сам этот термин и совокупность обозначаемых им проявлений отечественной музыкальной культуры вызывает немало споров. Так же как и в случае с авторской песней, этот термин в России и за рубежом имеет немного разное значение. Существует мнение, что зарубежный шансон (преимущественно французский) и русский шансон — это не совсем одно и то же. Русский шансон определяют как самостоятельный жанр или «обобщенный термин» объединяющий совокупность жанров. Под русским шансоном поднимается одновременно и «тюремная лирика» (блатная песня) и музыкальные произведения, продолжающие традиции «городского романса». Наличие «общего предка» и определяет близость авторской песни к русскому шансону в его обособленных от «тюремно-блатной линии» вариациях. Если взять образцы авторской песни в той ипостаси, когда этот жанр преодолел оковы самодеятельности, а помимо гитар в аранжировках бардовских песен появились другие инструменты, то четкая граница между «не тюремным» шансоном и авторской песней будет едва ли ощутима.
Александр Розенбаум. Фото взято с сайта kudamoscow.ru
В ходе своего развития оба «родственных» музыкальных жанра сблизились с поп-музыкой. Ярким примером исполнителя, объединившего в себе традиции шансона и авторской песни и воплотившего их на российской эстраде, является Александр Яковлевич Розенбаум. Из более молодых исполнителей, переносящих традиции авторской песни в российскую поп-музыку, можно назвать Дениса Майданова и Сергея Трофимова. Поп-бард Трофим считает себя учеником и наследником Розенбаума. Наиболее популярным артистом, продолжающим традиции классической авторской песни на российской эстраде, является Олег Митяев.
В российской музыкальной традиции «авторская песня» оказала существенное влияние на формирование и развитие облика российской рок-музыки. Не будет преувеличением сказать, что русский рок как национальная музыкальная традиция сформировался в результате слияния тенденции «подражательства и заимствования из зарубежной рок-музыки» и «советской традиции авторской песни». Один из родоначальников российского рока, лидер группы «Машина времени» Андрей Вадимович Макаревич неоднократно говорил о том, что на его творчество огромное влияние оказал Булат Окуджава.
Александр Башлачев. Фото взято с сайта http://photo-journal.by/blog/aleksandr-bashlachev-chelovek-s-gitaroj
Важнейшую роль в развитии российского рока сыграло прежде всего творчество Владимира Высоцкого. Своим «нервом», подачей и «внутренней протестностью» Владимир Семенович оказал влияние на весь российский рок. Наиболее ярко «наследие Высоцкого» просматривается в творчестве легендарного музыканта Александра Башлачева. СашБаша можно условно назвать родоначальником такого явления как «бард-рок». Многие музыканты, сформировавшие под влиянием рок-музыки, исполняют свои песни преимущественно под гитару и имеют себя рок-поэтами. К «бард-року» можно отнести творчество петербуржского музыканта Константина Арбенина и его группы Зимовье Зверей.
Бард-рок как «форма исполнения» «прижился» в андеграундной музыкальной тусовке. Представители сибирского андеграунда или «московского формейшна» в своём творчестве нередко ограничивались гитарой, делая ставку не на музыку и вокал, а на текст и содержания песни. Напрямую эти явления музыкальной культуры с «авторской песней» как таковой уже мало связаны, изменилась тематика, содержание текстов и посыл, но сама суть, составившая «зерно» авторской песни как жанра и явления в отечественной музыкальной культуре остались неизменны. Все названные выше исполнители, так или иначе, объединяют в себе характерные признаки «авторской песни» и в узком, и в широком понимании этого термина.
История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра
Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР.
Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.
Главной особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который не является профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, является и непременным исполнителем своего сочинения под гитарный аккомпанемент. Важно ещё отметить, что авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции главное место, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Данные музыкальные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.
Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре (греческое autos переводится как сам). Каждой своей песней автор словно хочет сказать: «Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Об этом фраза из одной песни выдающегося барда Булата Окуджавы:
Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить…
Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все: от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.
Авторскую песню еще можно назвать формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присущи особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей.
В отличие от популярной эстрадной песни «поющая поэзия» адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства. Следовательно, аудитория, ее состав, настрой являются важной составляющей жанра бардовской музыки.
История возникновения авторской песни
Сама по себе «поющая поэзия» является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре практически всех народов мира. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Они воспевали мир и любовь, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.
Позднее, во времена средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые, подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам, воспевали любовь к Прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, в Украине – кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами-сказителями.
Следует отметить, что «поющая поэзия» имеет многовековую историю и прошла весьма непростой путь. В нашем отечестве она начала возрождаться лишь во второй половине XIX века, когда единовременно с классикой стал развиваться городской романс. Он бытовал как фольклор и пользовался большой популярностью, возможно, потому, что его сочиняли авторы из простого народа. В 1915 году на российской эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, который исполнял песенные миниатюры как собственного сочинения, так и на стихи поэтов Серебряного века, в своей неподражаемой манере. Интонационный стиль выступления артиста напоминал певучий речитатив на оттеняющем мелодическом фоне.
Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.
Тем не менее, в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова:
Кончим вуз и по глухим селеньям разлетимся в дальние края.
Молодёжь с удовольствием пела эту песню, даже не задумываясь, кто её сочинил, а автором этого популярного юношеского гимна был никому не известный студент – будущий геолог Николай Власов. Затем как символ неизведанных просторов и привлекающей романтики ворвалась песня на стихи Павла Когана с красивым названием «Бригантина». Эти две композиции сегодня признаются первыми советскими бардовскими, то есть авторскими песнями.
В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, так и самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.
Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней. Изначально его активное проявление было отмечено в студенческом обществе. Именно в молодёжной среде стали создаваться ироничные песни на социальную тематику, особенно волнующую юное поколение. Это были непривычные для того времени композиции. В них были простенькие тексты и незамысловатые мелодии с гармонией в три аккорда. Однако неформальный подход к темам и постоянно звучащие в текстах местоимения я и мы наполняли песни необычайной магией и делали их необычайно популярными. В результате молодёжь стала активно осваивать гитару и самодеятельная песня задорно зазвучала не только на выездах студенческих стройотрядов, но и в туристических походах. Необходимо отметить, что такое интенсивное развитие авторской песни совпало с периодом, который в нынешнее время называют «хрущёвской оттепелью». В нашей стране, где тоталитарный режим, подразумевал полный государственный контроль над общественной и частной жизнью своих граждан, это ощущалось глотком свежего воздуха, который имел вкус свободы. При этом на данном начальном этапе авторскую песню власти серьёзно не воспринимали, так как считали это безвредной демонстрацией самодеятельности, которая публично почти не исполнялась и распространялась только из уст в уста и на магнитофонных записях.
Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем и идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя. Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты-фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение.
В начале 80-х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее, благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90-х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей, и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.
Известные исполнители авторской песни
В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.
Авторская песня
« | Исполнителям своих песен следует помнить, что минус на минус не всегда дает плюс. | » |
— Анекдот |
« | Но гремит — напетое вполголоса, Но гудит — прочитанное шёпотом. Ни партера нет, ни лож, ни яруса, Клака не безумствует припадочно, — Есть магнитофон системы «Яуза», Вот и всё! …и этого достаточно. «Бригантина» — Песни нашего века Авторская песня буквально означает «песня, созданная автором». Такое определение может вызвать недоумение: ведь все песни, кроме народных, имеют авторов, не так ли? Так, да не так. Сабж появился в СССР, в котором официально одобренными песнями занимались специально обученные люди: текст писали члены Союза писателей (и даже если песня народная, он всё равно утверждался), музыку — члены Союза композиторов, пели профессиональные певцы (в крайнем случае, киноартисты и натренированные хоры), а аккомпанировали музыканты с образованием. Авторская песня изначально была песней НЕофициальной. Люди — как близкие к литературной деятельности, так и далёкие от неё — писали стихи, не рассчитывая их опубликовать и получить гонорар. Они напевали или намурлыкивали их, не имея вокального образования и вообще особых вокальных данных, сопровождая пение любительской игрой на гитаре (редко на пианино). Немудрёная мелодия часто доходила по примитивности до пресловутых трёх аккордов. Этих людей стали называть бардами. А людям нравилось! Нравилось, потому что сочинялось и исполнялось от души, потому что темы были близки слушателям… Собирались компаниями на квартирах и записывали на магнитофоны, ещё катушечные (интересно, все ли читатели статьи знакомы с этим громоздким чудом техники? см. эпиграф) И хотя «магнитиздат» был куда менее удобен, чем современное копирование эмпэтришек, по-настоящему хорошие песни и исполнители находили множество благодарных слушателей и обретали популярность. Надо ли говорить, что само понятие «авторские права» в этом случае было неясным призраком. Название «авторская песня» — наиболее распространённое, но не единственное. В разное время и в разных кругах её называли также бардовской, самодеятельной [1] и даже туристской (имея в виду не столько содержание песен, сколько популярность их среди бродячего народа; впрочем, песни о палатках, кострах и рюкзаках занимают в жанре почётное во всех смыслах место). Точно до сих пор неизвестно, когда появился жанр. Кто-то считает, что он восходит к песням Дениса Давыдова, кто-то называет «пиратское» стихотворение Павла Когана «Бригантина». Безусловно, сильное влияние оказал и фольклор — т. н. городской романс. Но, пожалуй, наиболее обоснованная точка зрения — что первым, кто начал работать в этом жанре незадолго до Великой Отечественной войны, был Михаил Анчаров. Во всяком случае, Высоцкий называл его своим учителем. Александр Галич «На сопках Маньчжурии» (памяти Зощенко) Теперь пара слов насчёт единства поэта, композитора, певца и музыканта. Оно соблюдается не всегда. У того же Высоцкого есть песни на стихи Игоря Кохановского, Веры Инбер («Девушка из Нагасаки»), исполнял он и народные. Городницкий так толком и не научился играть на гитаре, и на концертах его постоянно сопровождает музыкант. Для Берковского играл Дмитрий Богданов. А Никитины вообще, кажется, не сочиняли своих стихов. Александр Галич ни играть, ни петь, похоже, вообще не умел; всё, что он делал, — это тренькал, иногда невпопад, на гитаре и напевно начитывал стихи (получалось весьма своеобразно, но захватывающе — это как раз тот случай, когда минус на минус даёт плюс). И т. д., и т. п. Так в чём же ключевое отличие авторской песни от песни обычной? Пожалуй, можно сказать так: если в обычной песне текст и музыка примерно равны по значению, то в авторской однозначно доминируют слова, а мелодия всего лишь усиливает их эмоциональное воздействие. Есть ли аналоги авторской песни за пределами бывшего СССР? Есть, см. далее в статье. А ещё есть мнение, что русский рок — это авторская песня, положенная на рок-музыку, и наряду с поэтами-«шестидесятниками» эти три течения можно считать «бронзовым веком русской поэзии». Впрочем, более явные музыкально-идейные преемники бардов — менестрели. СодержаниеНаиболее известные барды [ править ]Татьяна и Сергей Никитины, «Александра» (из фильма «Москва слезам не верит») Леонид Сергеев, «Свадьба 5» — после четырёх частей трэша и угара ВНЕЗАПНО сентиментально-грустная Своеобразная разновидность авторской песни — т. н. менестрели. Они, как и ролевое движение, могут считать своим источником толкинистов. Отсюда и специфические особенности: тематика их песен — фэнтези, Средневековье и близкие сеттинги, а выступают они под игровыми псевдонимами. По другую сторону железного занавеса [ править ]Пит Сигер умеет троллить Suppose they’re working you so hard it’s just outrageous And they’re paying you all starvation wages. You go to the boss and the boss would yell, «Before I raise your pay I’d see you all in hell». Well, he’s puffing a big seegar, feeling mighty slick ‘Cause he thinks he’s got your union licked. Well, he looks out the window and what does he see But a thousand pickets, and they all agree: He’s a bastard, unfair, slavedriver, Bet he beats his wife! Now, boys, you’ve come to the hardest time. The boss will try to bust your picket line. He’ll call out the police, the National Guard, They’ll tell you it’s a crime to have a union card. They’ll raid your meetin’, they’ll hit you on the head, They’ll call every one of you a goddam red, Unpatriotic, Japanese spies, sabotaging national defense! | » |
— отрывок Talking Union |
Шансон: как бы ни было опошлено это слово в современной России, изначально шансоном во Франции называлась песня в стиле кабаре — глубоко лирическая сюжетная песня, нередко с социальным, даже протестным содержанием или подтекстом. Главное, что отличает шансон от просто эстрадной песни, — сложный и сильный текст, представляющий собой самоценное стихотворение, но неразрывно связанный с музыкой. Подлинными шансонье считались как раз авторы-исполнители, «поющие поэты», это уже потом появились просто исполнители чужих песен вроде Эдит Пиаф и Мориса Шевалье. Существует стереотип, что всё, что спето мелодично и по-французски — уже шансон. Нет, увы, во Франции творчество Ива Монтана, Мирей Матьё, Джо Дассена, Далиды, Патрисии Каас и иже с ними относят к эстрадной песне. Даже Шарля Азнавура относят то к одному «лагерю», то к другому.
Есть отдельные направления, абсолютно чуждые нашей традиции, — например, афро-карибский стиль калипсо или латиноамериканский нуэва кансьон. Хотя в той же Мексике существует жанр наркокорридо, который русскому человеку намного ближе, ибо является практически полным аналогом нашей блатной песни про воров, зону и прочий криминал. Только в Мексике так романтизирована жизнь наркодельца. Кроме того, часто трудно сказать, где заканчивается авторская песня и начинается рок-н-ролл. Например, вдохновителем Боба Дилана был Бадди Холли, чистый рок-н-ролльщик. Джонни Кэш считается иконой кантри, но он с удовольствием пел и рокабилли, и госпелы, и рок.
Самые известные [ править ]
Milonga Sentimental, кавер на Карлоса Гарделя. Да-да, тому самому который танго писал и на гитаре на этих самых милонгах бренчал.
Джоан Баэс, золотой голос авторской песни прямиком из хиппанских КСП (пела не только Боба Дилана) 60-х делает кавер на «Gracias a la vida». А ещё Мерседес Соса спела её с ней дуэтом.
Виктор Хара умел быть не только певцом протеста, но и нежным лириком. Песня о том, как лирический герой, пытаясь забыть любимую, уснул под деревом забвения, но забыл забыть её.