какого размера голубь на софийском соборе
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Талисманом Великого Новгорода стал голубь с Софийского Собора
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
5 июля 1942 года во время массированного артобстрела советскими войсками было почти полностью уничтожено изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, во многих местах были пробиты своды и стены.Огонь был направлен специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.
Во время обстрела было выпущено более ста снарядов, примерно 20 из которых попали в Софию. После этого, по приказу немецкого командования из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.
Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, был вывезен в Испанию.
До сих пор у древнего города не было своего официального символа. Герб и флаг не в счет – это слишком скучно и без интересных легенд. Ведь талисман должен стать главным сувениром для туристов, тем более в преддверии 1150-летия, которое Великий Новгород будет отмечать в следующем году.
Поэтому и было принято несколько месяцев назад решение объявить общегородской конкурс на лучший символ. Причем конкурс среди главных фантазеров – детей.
В результате в Администрацию города поступило свыше 70 работ от ребятишек в возрасте 10 – 12 лет со всех учебных заведений города. По их мнению, талисманом Новгорода мог бы стать русский медведь, вечевой колокол, рыба – золотое перо, сова, подкова или домовой. На конкурс были представлены рисунки, изделия из природного материала, мягкие игрушки и даже батик.
В результате долгого обсуждения сегодня 29 мая жюри конкурса приняло окончательное решение. Главным городским символом выбран металлический голубь, который выкован на кресте Софийского собора. Именно этот образ содержало большинство представленных работ.
Да и сам голубь уже давным-давно стал неофициальным символом города. И виден он, практически, отовсюду. И легенда с ним связанная очень уж подходит не только для Новгорода, но и для всей России.
Шесть лучших детских работ будут отмечены дипломами и призами. Все они будут отправлены профессиональным дизайнерам, которым и предстоит проработать окончательный вариант талисмана Великого Новгорода.
Легенда о Софийском голубе
Главный купол древнейшего храма России очень давно имеет это необычное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя — символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».
В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии. Как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест вывезли в Испанию.
В 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. В настоящее время он стоит возле алтаря Софийского собора. На золотом куполе после реставрации установлена точная копия креста с голубем, изготовленная современным новгородским кузнецом Виктором Корниловым.
Какого размера голубь на софийском соборе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КРЕСТ ГЛАВНОГО КУПОЛА СОФИЙСКОГО СОБОРА
Главный купол древнейшего храма России — новгородского Софийского собора — с давних времен имеет необычайное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя — символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».
В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных троссах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест был вывезен в Испанию. Связанная с поисками реликвии история говорит о том, что в ноябре 2002 г. губернатор Новгородской области М. М. Прусак обратился к посольству РФ в Испании с просьбой установить местонахождение святыни. Посольству удалось выяснить, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о нынешнем местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным, осведомился о возможности возвращения этой исторической реликвии в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
Церемония передачи креста состоялась 16 ноября 2004 г. в Храме Христа Спасителя на открытии Первого международного фестиваля православных СМИ. Акт передачи новгородской святыни Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II проходил при участии министров обороны обеих сторон. Глава министерства обороны РФ Сергей Иванов выразил признательность министру обороны Испании Хосе Боно за возвращение в Россию креста с главного купола Софийского собора в Великом Новгороде:
«56 лет этот крест находился в Испании в одном из соборов на территории воинской части, и сегодня возвращается туда, куда и положено».
Глава министерства обороны Испании заявил, что для испанских военных крест с купола Софийского собора был любимым религиозным символом:
«Прекрасно то, что перед крестом православной церкви молились верующие католики в течение более шестидесяти лет. Причина проста: всем нам удалось увидеть в нём образ Христа, отдавшего свою жизнь во имя жизни всех остальных людей, Христа, который спокойно стер все границы своим посланием мира и всенародной любви, который решился сказать, что Бог— это любовь, который провозгласил абсолютное равенство всех людей.
Ваше Святейшество, в настоящий момент с Вами говорит тоже христианин, прибывший сюда в качестве министра обороны Испании для того, чтобы передать вместе с этим крестом желание искреннего сотрудничества с российским народом и его правительством. Ваше Святейшество, мы возвращаем его с любовью, с большой любовью к тем, кто его принимает, и с большой любовью к кресту, который в течение долгого времени почитался многими испанскими военнослужащими как великий Символ Веры. Крест сейчас вернулся туда, где он и должен находиться».
В свою очередь, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал:
«Я сердечно благодарю всех, кто способствовал возвращению древнего креста с Софийского собора Великого Новгорода.
Этот древний город занимает особое место в истории нашей страны. Его отличает и своеобразная архитектура, и иконопись, присущая мастерам только этого региона. Софийский собор был средоточием духовной и материальной культуры Новгородской земли. На площади у стен собора собиралось народное вече, на котором решались важнейшие вопросы — от экономических до военно-политических. В алтаре храма хранились эталоны мер и весов. Это свидетельствовало о том, что новгородцы издревле полагали правду Божию в основание своих трудов. Отсюда служители Церкви отправлялись на проповедь Евангелия в северные пределы нашей страны. На протяжении столетий Великий Новгород также был вратами, через которые совершались многочисленные контакты с европейскими странами. Люди, взирая на крест Софийского Собора и на икону Божией Матери «Знамение», уносили с собой в далекие края частицу Родины и упование на заступничество Всемилостивого Бога в ратных и торговых делах.
Вскоре жители Великого Новгорода вновь обретут этот Святой Крест, который на протяжении более полувека волею судеб находился вне России. Благодаря совместным усилиям светской власти, Президента Российской Федерации и министра обороны, а также благодаря доброй воле испанского правительства стало возможным возвращение этой святыни на историческое место. Ведь, на мой взгляд, войну нельзя считать законченной не только до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Ее точно так же нельзя считать завершенной, пока находятся в пленении святыни. Сегодняшнее событие символизирует, что наши народы стремятся, искупая грехи предков, навсегда перевернуть трагическую страницу истории, дабы жить в мире и соработничестве.
Возвращение купольного креста собора Софии Премудрости Божией свидетельствует о восстановлении преемства исторической судьбы Великого Новгорода, о возвращении новгородцев под спасительную сень Креста Господня, под покров Его милости и заступления. В этом году не первая уже святыня возвращается в Россию. Мы были свидетелями возвращения из Соединенных Штатов Америки Тихвинской иконы Божией Матери. Из Ватикана возвращена в Россию Казанская икона Божией Матери, которая находилась в молельной комнате Папы Иоанна Павла II. И сегодня мы принимаем купольный крест Святой Софии, который долгие годы находился в Испании. Мы рассматриваем это событие как одно из главных в ряду значимых фактов возвращения святынь на Родину. Мы молимся, чтобы крест Господень хранил бы всех нас в мире, добрососедстве и взаимопонимании. Спасибо всем, кто содействовал осуществлению этого торжественного и знаменательного акта».
Крест главного купола Собора Святой Софии был передан Архиепископу Великого Новгорода и Старорусскому Льву и 17 ноября доставлен в Великий Новгорощ накануне праздника преподобного Варлаама Хутынского, 19 ноября. Поэтому софийская святыня первоначально пребывала в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. В Софийский собор крест торжественно перенесли 10 декабря — на празднование великой православной святыни, иконы «Богоматерь Знамение». В крестном ходе к Софийскому собору приняли участие представители Испанской ассоциации без вести пропавших в России братья Гарридо, племянники первого испанского солдата, чьи останки были обнаружены и вывезены из России после войны. Золоченый крест Софии с венчающим его голубем перед началом праздничной литургии, которую совершил владыка Лев, был установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы «Богоматерь Знамение».
Главный крест Софийского собора (его высота около 2 м, ширина 1,5 м) — важная историческая реликвия, с которой связаны древние предания. Известно о его неоднократных чинках во время ремонтов храма. Например, из Погодинской летописи известно, что его поновляли при митрополите Исидоре (1613 г.), а в 1718 г. купольный крест был вновь устроен и водружен «при державе Государя Царя и Великого Князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца».
Вероятно, в последний раз крест был воздвигнут на главном куполе в 1897 г. Именно тогда завершились капитальные работы по реставрации собора, которыми руководил академик В. В. Суслов. В послевоенный период после восстановления собора на место утраченного креста на золоченый шлем Софийского купола был установлен новый, исполненный по довоенным фотографиям. Подлинный крест, после долгого возвращения на родину нуждающийся в реставрации, предполагается хранить под сенью храма и сделать эту святыню доступной для поклонения всех православных христиан, приходящих в Софийский собор.
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России
+ материалы для распечатки и инфографика
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
Легенды Великого Новгорода
Легенда о застывшем голубе
На кресте главного купола Софийского собора много лет сидит свинцовый голубь. История его появления там весьма трагична. Легенда гласит следующее: в 1569 году в Новгород пришел Иван Грозный с опричным войском, чтобы учинить расправу над новгородцами, которые, как своенравные жители независимой вечевой республики, отказывались признавать над собой власть поляков. В течение полутора месяцев по улицам города текли кровавые реки, все разворовывалось и уничтожалось. Говорят, что голубь, витавший над куполом Софийского собора, увидел ужас, который происходил в городе, окаменел от горя и навсегда остался сидеть на кресте храма.
Легенда об иконе Божией Матери «Знамение»
В Софийском соборе находится одна из наиболее почитаемых чудотворных икон и символов Великого Новгорода — «Знамение Пресвятой Богородицы».
Ее история начинается в 1169 году, когда, решив покорить Новгород, князь Андрей Боголюбский, двинулся на город с огромным войском. В Новгороде была лишь маленькая дружина, поэтому силы были неравными, и, казалось, судьба осажденного города была предопределена. Новгородцам оставалось лишь молиться и надеяться на чудо. В одну ночь архиепископ Иоанн, три дня не выходивший из Софийского собора и вместе в жителями молившийся там за спасение города, услышал голос, который велел ему отправиться в церковь Преображения Господня, взять оттуда икону Божией матери и установить ее на стену города напротив злодеев.
Когда начался бой, множество вражеских стрел обрушилось на город и жителей. Некоторые стрелы попали и в икону Богородицы. Все, кто был рядом с ней, увидели великое чудо: икона повернулась лицом к городу, и с нее стали стекать слезы. В этот момент среди рядом осаждавших город прошло смятение. Перестав отличать своих от чужих, суздальцы стали нападать друг на друга и в панике пытаться покинуть новгородские земли. Увидев, что происходит, новгородцы не растерялись и атаковали врага.
После произошедшего икона стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода, а на месте, где она стояла во время боя, был возведен Десятинный монастырь.
В 1980-е годы икона была подвергнута реставрации и тщательному исследованию, которое подтвердило данные легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел.
Легенда о том, как бедный гусляр стал богатым купцом
Жил в богатом Новгороде бедный гусляр Садко. Ничего у него не было — ни кола, ни двора, одни только гусли. Перебивался он тем, что играл на пирах в купеческих хоромах. Однажды случилось так, что перестали Садко на пиры приглашать. Расстроенный Садко взял свои гусли и пошел к Ильменю, где играл на берегу с утра до вечера. На закате поднялось озеро, и на берегу показался сам его хозяин — Морской царь. Он похвалил Садко за чудесную игру и поведал ему великую тайну. Он предложил гусляру устроить на одном из пиров спор — дескать, в Ильмене есть рыба — золотые перья, и Садко может ее выловить (естественно, при помощи Морского царя). Гусляр побеждает в споре, и купцы отдают ему свои лавки с товарами. Садко богатеет.
Еще на одном пиру Садко решает устроить еще один спор о том, что он может скупить все новгородские товары. Пари они проигрывает и отправляется после этого в заморские страны продавать товары. На обратном пути он вновь оказывается в гостях у Морского царя, который просит гусляра сыграть. Как говорится в легенде, Садко играл несколько дней, а царь танцевал, чем устроил бурю, из-за которой затонули корабли и погибли люди. Остановить царя смогло лишь одно — когда Садко оборвал струны на гуслях, последовав совету Миколы Можайского.
Однако морской царь не унимался и предложил Садко жениться на морской красавице. И вновь на помощь гусляру пришел Микола Можайский, который посоветовал ему жениться на замарашке Чернушке. Наутро после свадебного пира Садко проснулся уже в Новгороде и больше в заморские страны не ездил.