какова роль педагога в условиях применения технологии дифференцированного обучения ответ на тест
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Технология дифференцированного обучения
Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).
По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.
В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.
Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)
В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:
1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.
2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.
3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.
4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.
5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).
Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:
— по уровню развития памяти
— по уровню умственного развития
— по уровню самостоятельности в процессе познания
— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.
В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:
— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;
— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;
— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.
Данная технология позволяет:
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;
Трудности в использовании технологии:
1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся
2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.
Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.
Какова роль педагога в условиях применения технологии дифференцированного обучения ответ на тест
Технология личностно ориентированного развивающего процесса
Технологию личностно ориентированного развивающего процесса еще называют
– технологией поддержки ребенка,
– технологией дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей.
технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении образовательных отношений с ним.
основная идея: ребенок хочет и может познавать, поэтому важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу».
Теоретические основы технологии личностно ориентированного развивающего процесса заложены в концепции дошкольного воспитания.
В соответствии с концепцией, инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей включают:
– механизм осуществления технологии (признание субъектности ребенка, диалогизация, дифференциация и индивидуализация, организация педагогической поддержки);
– построение образовательного процесса посредством разных диалогов, которые, по выражению м.м. бахтина, являются формой взаимодействия «между равноправными и равнозначными сознаниями»;
– организацию разнообразных форм жизнедеятельности ребенка с учетом зоны ближайшего развития, сензитивных периодов детства;
– организацию разных вариантов развития, обучения, воспитания
– разные аспекты организации педагогической поддержки (направленность деятельности педагога, стратегия и тактика, система мероприятий, обеспечивающих дифференциацию детей по интересам, проблемам развития, склонностям).
Научно-методическая основа технологии – индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
С позиций ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ и воспитания сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.
Виды дифференциации:
Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов детей, их способностей к тому или иному роду деятельности.
Внутренняя дифференциация – учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебно-познавательной информации в течение занятия:
– неодинаковость усвоения информации – это естественное явление, поскольку все дети разные;
– усвоение информации бывает эффективным и неэффективным (что порождает отставание и не успешность воспитанников).
Дифференциация осуществляется не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении.
Виды внутренней дифференциации:
Дифференцированный подход к детям с отклонениями:
– психического характера (задержка в развитии).
С детьми необходимо работать особо, привлекая врачей, психологов, социальных педагогов и учителей со специальным образованием.
Дифференцированный подход к детям без отклонений.
Представляет собой следующую последовательность действий:
Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения. Важно подчеркнуть, что те или иные особенности воспитанников выступают в качестве признаков дифференциации, например дифференциация по типам мышления или каналам восприятия, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т. д.
Педагог мысленно объединяет воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, отношениям, уровням понимания и пр.).
Педагог дает информацию и организует работу с ней на занятии с учетом определенных признаков дифференциации.
Главная обязанность педагога – организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого они ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.
Индивидуализация обучения
Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе.
Индивидуализация обучения – это:
1) организация учебно-познавательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход к воспитанникам.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными детьми я по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех детей, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
Создание атмосферы для индивидуального развития
● на всем протяжении образовательного процесса педагог должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
● педагог должен помогать детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед групповым коллективом в целом, так и перед каждым ребенком в отдельности;
● педагог должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к познанию;
● педагог должен быть для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью и важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка;
● педагог должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
● педагог должен быть активным участником группового взаимодействия;
● он должен, открыто выражать детям свои чувства и стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;
● педагог должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Основные особенности технологии личностно ориентированного развивающего процесса:
– конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на учебном занятии;
– продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;
– проведение наблюдений за детьми (процедур отслеживающего характера);
– предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
– поощрение высказанных детьми оригинальных идей;
– организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
– стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов других детей;
– стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка;
– использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ребенка;
– применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как область приложения знаний;
– продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости детей.
Суть личностно-ориентированной технологии – признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
– происходит смена векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жёстко регламентированного) к учению, как индивидуальной познавательной деятельности, её коррекции и педагогической поддержки. Построение образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого, т.е. личностно-ориентированное;
– меняется функция обучения. Его задача – не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ребенку с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ребенка и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.
Позиция педагога:
– стимулирование «внутренних сил» саморазвития детей, инициирование личностного (субъектного) опыта ребенка;
– признание самобытности, неповторимости, самоценности каждой личности в коллективе.
Условия эффективности педагогической технологии:
1) создание оптимальных условий (разносторонней среды – благоприятного психологического климата и др.) для возможности детей реализовать себя;
2) накопление банка данных о формирующемся у детей индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения
Средства поддержки ребенка
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей группы воспитанников и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение педагога к детям, доверие к ним, привлечение к планированию деятельности, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку (индивидуально психолого-педагогическое сопровождение ребенка) и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы. Особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебно-познавательной работы.
Особую роль в индивидуальной поддержке педагога придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению личностного статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.
Структура индивидуальной программы познавательного общения
взрослого с ребенком (М. Ю. Стожарова)
Психолого-педагогический эпикриз содержит основные сведения о развитии познавательных процессов, степени овладения общей способностью к познанию, сведения о познавательных интересах ребенка и видах личностно значимой деятельности, краткую информацию об эмоциональном и социальном развитии ребенка, а также таблицу, отражающую результаты диагностики уровня развития элементарных математических представлений (РЭМП).
Общие методические рекомендации к программе содержат индивидуальные методические рекомендации для педагогов и специалистов, а также рекомендации для родителей ребенка (материал для проведения консультаций).
Индивидуальная технологическая карта по развитию познавательных процессов отражает основные задачи по развитию познавательных процессов и средства их реализации; задания данного блока включаются в индивидуальное занятие в сочетании с заданиями по РЭМП.
Индивидуальная технологическая карта по РЭМП содержит основные задачи по РЭМП (в соответствии с результатами диагностики), а также средства их реализации.
Индивидуальная технологическая карта по экологии содержит основные задачи по развитию экологической образованности (в соответствии с результатами диагностики), а также средства их реализации.
Заключительный блок программы отражает работу над ее реализацией. В карте реализации программы отражена ее структура, предусмотрены графы для отметок воспитателей-специалистов о ее проведении и результатах (предполагается свободная форма ведения записи).
Советы воспитателям по дифференциации обучения мальчиков и девочек:
Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
Используйте чаще различные головоломки для девочек.
Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.
Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.
Особенности дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:
• по уровню интеллектуального развития;
• по интересам и склонностям.
В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:
1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.
2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.
3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.
Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.
Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.
Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.
Виды дифференцированного обучения
• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).
• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.
Цели использования дифференцированного обучения в средней школе
• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
• Повышение качества учебного процесса.
• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.
• Выявление одаренных учеников.
• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.
Принципы
• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.
• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).
• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.
Роль преподавателя
• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.
• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.
• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.
• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.
Преимущество для учащихся
• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.
• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.
• Создается ситуация успеха для слабых детей.
Преимущество для учителя
• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.
Основные трудности для учащихся
• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.
• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.
• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.
Основные трудности для учителя
• Отсутствие дидактических материалов.
• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.
Структура урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.
2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.
3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:
• составление алгоритма действий,
• анализ опорной схемы,
• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.
4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.
5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.
6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).
7. Дифференцированное домашнее задание.
Уровни дидактического материала
В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.
• Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.
• Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.
• Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.
Перспективы развития
Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:
1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.
2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.