каковы особенности формулирования целей обучения с позиций технологического подхода к обучению

IV. Технологический подход, особенности его реализации в образовании

Современная система образования в теории и практике использует категорию «подход» для анализа педагогических явлений, моделирования и проектирования объектов, овладения и применения свойств педагогической деятельности.

Подход рассматривается как ведущая научная идея, лежащая в основе организации образовательного процесса, которую исследователь развивает, объясняя возможные способы ее реализации на практике [1].

Для образования характерно сочетание как традиционных, так и инновационных подходов, которые детерминируются парадигмальным статусом для целей в современных образовательных стратегиях. Приведем пример наиболее сложившихся образовательных парадигм, в рамках которых можно систематизировать подходы по критерию «парадигма образования».

Парадигмы, исчерпавшие себя – догматическая, эзотерическая, калокагативная и др.

Бесперспективные – социотарная, технократическая, ЗУНовская, знаниевая и др.

Действующие – естественнонаучная, деятельностная, антропологическая, информационная, личностно-ориентированная, проектная, культурологическая и др.

Парадигмы будущего: компетентностная, синергетическая, гуманистическая и др.

Однако ни одна из парадигм не может быть эталонной, без привлечения методов других парадигм в системе она не может развиваться соответственно требованиям инновационного общества.

Для традиционной методической системы характерны: ведущая роль теоретических знаний в содержании образования, преобладание догматического и объяснительно-иллюстративного способов обучения и, тем самым, ориентация учебного процесса на деятельность учителя, а в учебной деятельности учащихся – доминирование памяти, что является одной из основных причин низкой результативности этой системы обучения. Изменение парадигмы образования, в свою очередь, требует приведения в соответствие с нею технологической парадигмы, на основе которой разрабатываются образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попыткам «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, в связи с чем в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

— видеть ученика в образовательном процессе;

— организовывать образовательный процесс, конструировать образовательную среду,

— обеспечивать атмосферу, способствующую учению;

— выдвигать цели профессионального роста и осуществлять самообразование;

— осуществлять эффективную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса;

— управлять образовательным процессом;

— эффективно работать с информацией.

Динамика этого процесса (от индивидуального мастерства, искусства педагога, к активным методам и формам обучения в системе массового образования) показывает, что под влиянием технологического опыта других сфер деятельности (где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами) технологический подход к обучению обретает новые возможности влияния на традиционный процесс обучения и повышает его эффективность. Следует отметить, что еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники».

«Технологический подход к обучению» «ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения); этапы такого конструирования: постановка целей и их максимальное уточнение с ориентаций на достижение результатов (этому этапу придается первостепенное значение); подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов». Применительно к деятельности учителя он означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых установок; смысл такого конструирования – более высокий результат, достигаемый быстрее и с меньшими затратами, чем раньше.

Технологический подход в образовании связан с термином «технология» и активно используется: как логически упорядоченная и воспроизводимая система действий субъектов, направленная на достижение образовательной цели, а также ее отражение в форме описания, как цикла выполняемых операций в логике реализации цели и ведущего метода или алгоритмического предписания, выполнение которого гарантирует достижение цели:

— особый тип знаний о гарантированном и воспроизводимом способе достижения образовательной цели в процессе деятельности субъекта;

— научно-обоснованный проект действий субъектов для достижения цели с необходимым для этого инструментарием [1].

В.П. Беспалько считает: «Педагогическая технология – это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса».

Различают технологический подход к обучению а) в узком смысле слова – конструирование учебного процесса на основе упорядочения целей обучения; б) в широком смысле слова – особую организацию обучения, при которой главным является четкая постановка целей обучения и последовательные процедуры их достижения.

Первыми примерами технологического подхода к обучению служат алгоритмизация обучения и программированное обучение. В дальнейшем его теоретическую основу составляют: понятие педагогической технологии и закономерностей ее функционирования; классификация и систематизация существующих педагогических технологий; технология проектирования технологий; технологизация психологических теорий – теории а) учебной деятельности и деятельностного подхода к обучению, б) поэтапного формирования умственных действий, в) развивающего обучения, г) коллективного обучения, д) личностно-ориентированного обучения, е) гуманно-личностного обучения, ж) обучения на основе опорных сигналов и т.д.

Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 70 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Технологический подход в образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологический подход в образовании

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды.

Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).

Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Источник

Технологический подход к обучению студентов

Современная система образования характеризуется широким использованием новых педагогических технологий с инновационными дидактическими ресурсами, которые в значительной степени влияют на организацию учебного процесса, потенциально увеличивая его возможности, в том числе в части повышения доступности обучения.

Кроме того, отечественная система образования ориентирована на широкое применение новых технических средств, также обеспечивающих повышение доступности обучения.

В педагогической науке используются такие понятия, как «система обучения», «образовательная модель», «педагогическая технология», «технология обучения».

Наряду с ними употребляются термины: «инновационная модель», «образовательное пространство», «среда обучения», «научно-образовательная среда» и т.д. Всё чаще в литературе встречаются понятия: «технологический подход», «информационное пространство», «информационная учебная среда» и др.

В перечисленной группе понятий для нас особый интерес представляет понятие «педагогическая технология», которая, по мнению некоторых авторов, связана с моделированием, реализацией и оценкой результативности процесса обучения с целью повышения его доступности и качества.

Понятие педагогической технологии используется в исследованиях В.П. Беспалько, В.И. Богомолова, А.А. Вербицкого, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Д.В. Чернилевского, В.В. Юдина и др., которые рассматривают ее как целостную систему, включающую в себя цели, содержание, процесс обучения.

М.М. Левина под педагогической технологией понимает проект системы последовательного развертывания деятельности, направленной на достижение целей обучения и развития личности обучаемых.

Как отмечает В. Ю. Питюков, под педагогической технологией следует понимать целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения и воспитания, гарантируя надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении и тиражировании.

В. А. Сластенин, определяя педагогическую технологию, подчеркивает, что это полное обоснование профессионального выбора операционного воздействия преподавателя на студентов в контексте их взаимодействия с миром с целью формирования у них такого отношения, которое гармонично сочетало бы в себе свободу личностного проявления и социально-культурную норму обучения в вузе.

В.В. Пикан свое понимание педагогической технологии представляет так:

— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел;

— технологическая цепочка педагогических действий или коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

— функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;

— поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы и гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучаемыми.

Указанными авторами были выделены основные характеристики педагогической технологии: системность; концептуальность; научность; интегративность; гарантированность результата; воспроизводимость; эффективность; мотивированность; новизна; информационность; оптимальность; возможность переноса в новые условия; доступность обучения.

Согласно взглядам Г. Ильина, Н.Г. Руденко и В. А. Сластенина, в основу характеристики педагогической технологии должна быть положена идея целостности педагогического процесса.

В этой связи интерес представляет работа Д. Матроса и Д. Полева, в которой авторы выявляют принципы и приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализа системы факторов, повышающих эффективность и доступность обучения студентов путем конструирования и применения педагогических технологий.

В некоторых публикациях педагогическая технология трактуется как социальная среда, по законам которой должны сотрудничать преподаватель и студенты.

В трактовке В. В. Гузеева под педагогической технологией следует понимать систему нормативного, научно-обоснованного знания, предназначенного для организации, повышения эффективности и доступности образовательного процесса студентов в рамках определенной дисциплины.

Как отмечает В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала».

Рассматривая педагогическую технологию с позиции деятельностного подхода, Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина, выделяют в этом процессе научное обоснование целей и задач обучения, отбор адекватного предметного содержания, выбор объектов изучения и видов деятельности на основе принципа доступности, методику оценки достижений конечного продукта учебной деятельности. Но все же основной характеристикой педагогической технологии авторы считают её ориентацию на заранее заданные и четко описанные результаты обучения.

Итак, в отличие от методики особенности педагогической технологии состоят в следующем:

— проектирование обучения осуществляется не на основе обобщения опыта, а на основе научного познания образовательной практики;

— технология отличается устойчивостью результатов независимо от факторов и условий обучения;

— технология ориентируются на заданные и четко описанные, а не предполагаемые результаты обучения.

На наш взгляд, технологический подход к обучению предполагает:

— постановку целей, их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение гарантированных результатов (этому этапу работы преподавателя придаётся первоочередное значение);

— подготовку дидактических материалов и организацию всего хода обучения в соответствии с целями;

— промежуточную оценку результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;

— заключительную оценку результатов.

Предпринятый нами анализ литературы показал, что состояние и развитие педагогических систем в ту или иную эпоху можно оценивать по уровню развития педагогических технологий. Если проследить динамику этих процессов, то можно заметить, что именно развитие средств обучения и связанных с ними методик, увеличение их доли в педагогических системах стимулировало технологизацию учебного процесса. В результате роль педагога как носителя индивидуального мастерства на стадии обучения постепенно снижалась.

Технологизация современной образовательной практики предполагает использование инфокоммуникационных технологий.

— она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность);

— она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены.

Инфокоммуникационные технологии в образовании включают в себя технологии обучения, воспитания и управления, основанные на применении вычислительной техники и специального программного продукта, информационного и методического обеспечения.

Актуальность создания и активное использование этой группы средств в преподавании иностранного языка продиктована не только их высокими технологическими возможностями, но и педагогическими потребностями современного развивающего гуманистического образовательного пространства. А именно: необходимостью повысить доступность и эффективность обучения языку, сформировать навыки коммуникативной компетенции как способности осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе знаний и навыков, полученных на занятиях и в «виртуальных классах».

Модернизация обучения иностранному языку в современной высшей школе связана с развитием группы перспективных дидактических средств, в которую входят электронные мультисредства, компьютеры и компьютерные сети, телекоммуникации, интерактивное видео, а также учебное оборудование, созданное на базе современной электронной техники.

Исходя из этого, следует, что использование новых педагогических и телекоммуникационных технологий в повышении доступности и коммуникативной направленности обучения иностранному языку является инновационным подходом в современной образовательной практике.

Эта проблема в первую очередь решается путем овладения педагогом системой фундаментальных знаний о проектировании образовательных систем нового поколения и конструировании учебного процесса на основе использования современных телекоммуникационных технологий.

В. М. Монахов, определяя логику технологического подхода к обучению, отмечает, что в этом процессе необходимо учитывать следующие аспекты:

— перевод педагогического замысла в технологическую цепочку педагогических воздействий;

— функционирование педагогической технологии как взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов;

— поэтапное проектирование и последующая реализация элементов педагогической технологии;

— включение в педагогическую технологию диагностических процедур, содержащих параметры, критерии, инструментарий измерения результатов деятельности.

Сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что под педагогической технологией можно понимать «технологическую оболочку», в которой комфортно, и преподавателю, и студентам, что способствует повышению качества обучения и гарантирует достижение планируемого конечного результата.

Г.К. Селевко, исследуя рациональные пути обучения, вводит понятие «технология обучения».

Автор считает, что технологию обучения можно рассматривать как способ реализации содержания обучения, форм, методов и дидактических средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Таким образом, технология обучения предстает как собой способ организации процесса обучения, предусматривающий определенную систему действий и взаимодействий всех активных элементов учебного процесса. При этом технология через систему действий преподавателя и обучающегося обеспечивает достижение положительного результата.

При сравнительном изучении понятий «технология обучения» и «образовательная технология» последнее представляется более ёмким, поскольку подразумевает и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучающегося.

На основе анализа педагогической литературы мы пришли к заключению, что современная образовательная технология представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

— при сохранении коллективных форм учения, предоставлять студентам возможность персонализации обучения по индивидуальной программе, учитывающей его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения;

— способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов и средств в учебный процесс вуза;

— обеспечивать реализацию принципов обучения в процессе учебно-познавательной деятельности на основе мотивации, актуализации цели деятельности и ее планировании, оценки уровня освоения деятельности и познавательной самостоятельности;

— выступать средством реализации рефлексий, побуждающих студентов к самостоятельному формированию системы знаний, умений и навыков;

— не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Как М.И. Башмаков, в целостном педагогическом процессе можно выделить систему и среду. Согласно концепции информатизации высшего образования в Российской Федерации, в настоящее время актуальны разработки в области информационных сред и информационных ресурсов.

Ю.С. Брановский в этой связи отмечает, что «одной из основных задач педагогической информатики является изучение вопросов применения информационных сред», синтеза этих сред в целях обучения. Кроме того, автор из большого числа проблем, связанных с информатизацией учебного процесса, в качестве наиболее важных выделяет проблему связи информационных технологий и научно-образовательных сред.

Действительно, использование информационных сред придаёт обучению технологичность: методики обучения получают конструктивное воплощение в программных оболочках и, кроме того, появляется новая деятельность по созданию оболочки и её наполнению, которая имеет «производственный» характер, поскольку отчуждена от процесса преподавания.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным построение модели процесса на основе использования инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку.

При этом важно определить место технологических структур и осуществить проектирование, направленное на реализацию принципов доступности и коммуникативной направленности обучения.

В отечественной педагогике предпринимаются усилия к классификации педагогических технологий и технологий обучения.

— традиционные технологии обучения;

— инновационные технологии обучения.

Г.К. Селевко систематизирует технологии обучения по 12 классификационным признакам.

В.Ю. Питюков группирует технологии обучения следующим образом: по направленности действия; по предметной среде, для которой разрабатывается технология; по применяемым техническим средствам; по организации учебного процесса; по методической задаче.

Предпринятый нами анализ и других педагогических источников показал, что градация классификационных признаков технологий обучения может лежать в довольно широких пределах. Однако, как правило, основными параметрами, вокруг которых строится система классификационных признаков, являются средства обучения. На наш взгляд, это обусловлено тем, что средства являются носителями информации, циркулирующей в педагогической системе.

По этой причине мы согласны с теми авторами, которые считают необходимым в основе классификационной системы использовать дидактические средства. Так, В. Оконь, классифицируя технологии обучения, подчеркивает определенную особенность дидактических средств, последовательность их применения на основе принципа «от простого к сложному», принципа доступности обучения. Однако такая классификация недостаточно учитывает возможности информационных технологий, используемых в образовательной среде современного вуза. Поэтому мы предлагаем следующую классификацию технологических структур:

1. Традиционные технологические структуры, в которых используются словесные и визуальные, аудиальные средства обучения.

2. Технологические структуры на базе новых инфокоммуникационных технологий, которые позволяют моделировать дидактические информационные среды учебного процесса.

Такая классификация позволяет унифицировать подход к разработке технологий, функционирующих в конкретных условиях, и с единых позиций рассмотреть возникающие при этом проблемы реализации принципа доступности обучения.

Использование инновационных концепций обучения иностранному языку на базе инфокоммуникационных технологий и развитие дидактических виртуальных образовательных сред способствует расширению границ доступности и коммуникативной направленности обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *