какой апостол был в армении
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?
Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.
Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.
Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.
Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.
Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.
На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.
Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.
Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.
Основоположники Армянской Церкви Св. Фаддей И Св. Варфоломей
Библейские проповеди и учение Иисуса Христа представляли собой не только теоретические принципы жизни, но включали в себя и ее практические нормы, на основе которых изначально появилось христианство в виде собирательного органа, и это соборное единение – собрание верующих, и составили Церковь Иисуса Христа. Таким образом, содержание христианства предстало в образе Церкви.
Сам Христос стал основателем Церкви и Главой не только вселенской, но и национальных местных церквей, которые были утверждены Его апостолами.
Вселенская проповедь Христа вышла за пределы Иудеи и распространилась по всему миру посредством Его двенадцати учеников или апостолов. Божественное провидение радело о спасении человечества, распространяя свет Христов по всему свету через апостолов.
По преданию, в ночь рождения Христа одним из трех волхвов, пришедших в Вифлеем для поклонения Господу, был Гаспар с земли Армянской, который стал очевидцем и вестником рождества Спасителя.
Другая удивительная легенда гласит о том, что когда армянский царь Абгар был неизлечимо болен, он прослышал о проповедовании Христа, о чудесах Его: когда хромые ходят, а слепые прозревают. Не видя всего этого царь верит в то, что это Господь и, послав своих делегатов к нему, приглашает жить у него и проповедовать, подальше от преследований иудеев.
Иисус отклоняет приглашение армянского царя, но обещает отправить к нему одного из своих учеников. Предание также гласит, что Христос посылает Абгару платок с Его Нерукотворным ликом, при помощи чудодейственной силы которого царь излечивается от болезни. Нерукотворный лик становится заветной святыней армянского народа.
После Вознесения Господа, в соответствии с Его обещанием, в Армению приходит апостол Фаддей, первой остановкой которого был город Эдесса – резиденция царя. Царь Абгар принимает апостола, как посланника Божия и целителя, с благоговением оказав ему всяческие почести.
Апостол Фаддей читает свою проповедь прямо во дворце, царь верит его словам и вновь чудом спасается. Апостол получает разрешение царя на проповедование среди народа и собирает большое количество последователей. Происходит формирование Церкви, которая проповедью Евангелия день ото дня становится все могущественнее и увеличивает число верующих.
В результате переписки царя Абгара и сына сестры царя Великого Айка Санатрука Фаддей отправляется в Армению, откуда и начинается история просвещения армянского народа. Проповедуя в различных областях Армении, апостол Фаддей добирается до провинции Артаз, где происходит его встреча с царем Санатруком. За проповедями Фаддея следят многочисленные верующие, многие из которых чудом излечиваются. В числе излечившихся и дочь Санатрука Сандухт.
Царь Санатрук, который прежде встречался с Фаддеем, испытал сильное сопротивление князей своего двора, поэтому ему не хватило смелости признаться в своей христианской вере. Он убеждает и свою дочь отказаться от веры, однако даже заточение не может сломить волю девушки, которая своим примером ободряет единоверцев не страшиться грядущей опасности. По приказу Санатрука в провинции Артаз села Шаваршаван был умерщвлен апостол Фаддей и дева Сандухт. На месте их убиения построен монастырь Святого Фаддея.
На пути освобождения от языческого мрака к свету Божию армянский народ удостоился проповедования еще одного ученика Христа – апостола Варфоломея, о котором в Евангелие Христос говорит: “Вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства” (Иоанн. 1: 47), и который первым из товарищей признал Христа Господом: “Ты Сын Божий” (Иоанн 1:49), за что справедливо получил имя Нахадаван (первый исповедник). После проповедования в Иране апостол Варфоломей пересекает границу Армении в области Сюника провинции Гохтн, где и читает свою первую проповедь. Отсюда переходит в Араратскую область, где на одном из холмов Арташата встречает апостола Фаддея. На этом месте до сего дня стоит крест Отьяц (крест остановки) в память встречи первых просветителей армянского народа Фаддея и Варфоломея.
Отсюда апостол Варфоломей отправляется в провинции Гер и Зареванд, затем останавливается в местечке Агбак Андзевской провинции. Здесь Варфоломей встречает сестру царя Санатрука Вогуи, которая услышав проповедь Евангелия, обращается в христианство.
На гробнице апостола Фаддея впоследствии сооружается монастырь и в провинции Агбак до сих пор стоит монастырь Святого Варфоломея. Две святыни стали известными местами непрекращающегося потока паломников, просящих и молящихся двум святым о заступничестве перед Господом.
Святые гробницы первых просветителей Армении являются лучшими свидетелями живой веры Христа и того, что Армянская Церковь была учреждена апостолами, так как святыня до той поры остается местом паломничества, пока к ней не прекращается поток верующих.
Как результат проповеди апостолов в Армении начинают формироваться христианские общины, епископские престолы, которые, впоследствии, после принятия христианства как государственной религии Армении, преобразовались в отдельные иерархические структуры Церкви.
Первым епископским престолом в Армении стал престол Артаза, основателем которого был апостол Фаддей, его именем позже и был наречен престол армянских патриархов – трон Фаддея, а армянские католикосы – престолонаследники Фаддея.
Престолы Фаддея были образованы также в областях Сюника и Арцаха, где епископов рукополагали Евстафий и Дади. На могиле Евстафия был построен известный монастырь Татев, а в Арцахе – Дадиванк.
Престол апостола Варфоломея находится в провинции Гохтн.
Придя в Армению с проповедями апостолы принесли с собой некоторые предметы, относящиеся к Господу, которые были приняты и хранимы армянским народом как святыни. Первым из них считается Нерукотворный лик Христа, принесенный св. Фаддем из Эдессы и чудом излечивший царя Абгара. Во время Крестовых походов он был перевезен в итальянский город Дженова в церковь Святого Фаддея.
Апостол Фаддей в средневековой армянском живописи изображается с копьем в руке, тем самым, которым был пронзен Иисус на кресте. Святой Гегард (копье) хранился в монастыре Айриванк, по этой причине монастырь был переименован в Гегард. Святой Гегард, Десница Григория Просветителя и Святой Крест – святыни, которыми благословляется Святой Миро. Святой Гегард сейчас хранится в музее Первопрестольного Св. Эчмиадзина.
Апостол Фаддей принес в Армению и благословенный Христом елей, из которого и был вначале приготовлен Святой миро, передаваемый из века в век.
Апостол Варфоломей, который не присутствовал при кончине Богоматери, получает портрет Марии и приносит с собой в Армению чудотворное изображение Пресвятой Богородицы. Икона хранится в местечке Дарбноц Кар (камень кузнецов), где позже был построен монастырь Душ (Огьяц ванк).
Армянская Церковь отмечает два праздника, посвященные памяти апостолов: апостола Фаддея и девы Сандухт, первых просветителей Св. Фаддея и Св. Варфоломея.
Таким образом, еще до Григория Просветителя в Армении усилиями апостолов была основана Армянская Церковь – созданная Христом и учрежденная апостолами.
Учение Иисуса Христа принесено в Армению в 1 веке нашей эры
Фаддей апостол 70. 1. 28 (двадцать восьмой из первых Андреевых семидесяти из всех 153х Христовых)
Святой Фаддей апостол(70.1.28.) — двадцать восьмой из первых Андреевых 70ти апостолов из общего числа 153х библейских апостолов Иисуса Христа(Евангелие от Иоанна Глава 21 Статья 11).
Восприняв его учение, стал прозываться Леввеем, то есть «сердечным», и Фаддеем, то есть «хвалящим», ибо прославлял Христа и возвестил Евангелие многим народам. Проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии, Армении.
Дни памяти: Январь 4, Август 21
Святой Апостол Фаддей(70.1.28.) происходил из города Эдесса1; родом он был еврей и в совершенстве знал Священное Писание Ветхого Завета.
Во дни святого Иоанна Крестителя святой Фаддей пришел в Иерусалим; услышав здесь проповедь Предтечи Господня и увидав ангельскую жизнь его, Фаддей весьма изумился и принял крещение от Иоанна Предтечи.
Вскоре после того святой Фаддей увидел Господа нашего Иисуса Христа, пребывавшего во плоти и обитавшего среди людей, услышал также учение Его и увидел дивные чудеса, совершенные Господом нашим Иисусом Христом, и последовал за Ним.
Святой Фаддей был принят Господом и причтен к сонму семидесяти Апостолов (меньших), о которых сказано в Евангелии: «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1).
В числе сих-то семидесяти Апостолов был воспоминаемый ныне святой Апостол Фаддей(70.1.28.). Отправляя сих Апостолов на проповедь Евангелия, Господь сказал им:
– Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите; Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои: не переходите из дома в дом. И если придете в какой город, и примут вас; ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие… Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня (Лк. 10:2-16).
Семьдесят учеников отправились на проповедь Евангелия с великою радостью и проповедовали слово Господне. Потом возвратились ко Господу и возвестили Ему, что и бесы повиновались им ради имени Его.
После вольного страдания, смерти, тридневного воскресения и вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы разошлись для проповеди Евангелия по всей вселенной; святой Апостол Фаддей был послан Господом для проповеди Евангелия в город Эдессу; ибо Господь наш Иисус Христос еще до вольного страдания Своего обещал прислать сюда одного из числа Своих святых Апостолов. Правителем города сего был князь Авгарь и вот сему-то Авгарю Господь и обещал прислать Своего Апостола.
Сей Авгарь был одержим неисцельною болезнью, – проказою. Услыхав о дивных чудесах, творимых Господом Иисусам Христом, Авгарь весьма пожелал видеть Его, слышать Его учение и исцелиться силою Его от своей тяжкой болезни. Но не дерзая надеяться на то, что Господь Иисус Христос придет к нему Сам, Авгарь послал к Господу некоего искусного иконописца и поручил ему изобразить красками лицо Господа. При этом Авгарь отправил к Господу послание, в котором писал о том, что он слышал о Господе и Его дивных чудесах, как Он без всяких врачебных снадобий и растений исцелял болезни, давал зрение слепым, хождение хромым, исцелял прокаженных, изгонял из людей духов нечистых, врачевал одним словом Своим расслабленных, лежащих долгое время на одре болезни, и воскрешал мертвых.
– Слыша о Тебе всё это, – писал Авгарь, – я думаю о Тебе одно из двух: или Ты Сам Бог, сошедший с неба, или Ты Сын Божий, так как Ты творишь весьма удивительные и преславные чудеса. Посему я пишу тебе сие послание мое смиренное, дабы Ты потрудился придти ко мне и исцелил бы меня от моей неизлечимой болезни, которой я страдаю уже много лет2…
Господь наш Иисус Христос, видя веру и упование князя Авгаря, послал к нему нерукотворное изображение Пречистого Лица Своего, а также написал и послание, в котором говорил так:
– Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня, но уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не явят веры; не видящие же уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и по совершении возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к Тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою, жизнь вечную.
Князь Авгарь, получив сие послание и увидя нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, преисполнился великой радости. Облобызав с любовью послание и поклонившись образу Христову, Авгарь вскоре же получил значительное облегчение от своей болезни, потому что лишь только незначительная часть проказы осталась на лице его.
Для окончательного уврачевания Авгаря от болезни и был послан Господом, согласно Его обещанию, святой Апостол Фаддей, которые исцелил Авгаря уже вполне, не только телом, но и душою, как об этом и будет сказано ниже.
Когда святой Апостол Фаддей пришел в город Эдессу, то не открылся сразу князю Авгарю, а вошел сначала в дом одного знакомого ему еврея, по имени Товия. Пребывая у сего еврея, святой Фаддей чудесно творил многоразличные исцеления силою Христовою, исцеляя всевозможные болезни возложением рук и призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа.
Весть о святом Фаддее вскоре же распространилась по всему городу, и жители города того начали приносить к святому Апостолу многих больных; видя быстрое исцеление их, все весьма дивились.
Спустя некоторое время было донесено князю Авгарю, что неизвестный муж, пришедший из Иерусалима, творит многие чудеса именем Христовым.
Тотчас же Авгарь вспомнил об обещании Христовом прислать к нему одного из учеников Своих и подумал про себя, – не тот ли пришел, кого обещал прислать Господь. Потом приказал позвать Товию и сказал ему:
– Я слышал, что в доме твоем обитает какой-то муж, пришедший из Иерусалима; говорят, что муж этот исцеляет болезни именем Иисуса Христа.
Товия отвечал:
– Да, действительно так; совершенно верно сказал ты, господин, что тот муж, который проживает у меня, творит много чудес именем Господа Иисуса Христа.
Тогда князь сказал:
– Приведи его ко мне.
Товия отправился к святому Фаддею и сказал ему:
-Меня призывал к себе князь города сего и приказал мне привести тебя к нему, чтобы ты исцелил его от болезни, которою он страдает.
Святой Фаддей отвечал:
– Воистину я послан к нему.
На другой день рано утром оба отправились к князю; между тем у князя уже собрались все вельможи и советники.
Когда святой Апостол Фаддей входил во двери княжеских палат, князь посмотрел на него и заметил, что лицо Апостола осиявалось каким-то необычным светом. Авгарь пришел в ужас, встал с своего места и поклонился до земли Апостолу Христову.
Между тем все, бывшие там, весьма изумились сему поступку князя, недоумевая, ради чего князь поклонился простому человеку, так как не видали того дивного сияния, которое исходило от лица Апостола Христова.
Потом князь спросил святого Фаддея:
– Ты ли ученик Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который обещал послать мне одного из Своих учеников, дабы совершенно исцелить меня от недуга моего и даровать мне, равно как и всем близким моим, жизнь вечную?
Апостол Христов отвечал:
– Так как ты явил великое упование ко Господу моему Иисусу Христу, то я и послан Им к тебе; и если вера твоя увеличится еще более, то будет исполнено всё, чего ты ни пожелаешь по вере твоей.
Авгарь отвечал:
– Я столь горячо веровал в Него (Господа Иисуса, что намеревался собрать войско и идти войной на иудеев, распявших Господа, дабы отомстить им за их жестокость и злобу и дабы окончательно истребить их; но мне воспрепятствовали в этом власти римские, коим подчинена страна наша.
Святой Фаддей сказал:
– Господь и Бог наш Иисус Христос совершенно не нуждался в помощи человеческой во время Своего страдания от завистливых и жестокосердых иудеев; ибо Он Сам мог, если бы пожелал, явить легионы ангелов; но, исполняя волю Отца, Господь наш пострадал ради спасения мира; исполнив же волю Отца Своего, Он взошел к Нему на небеса со славою и воссел одесную Его; Господь наш не нуждается в том, чтобы кто-либо отомстил за Него врагам Его, ибо Сам имеет власть над всеми; Он Сам будет некогда судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
Святой Апостол Фаддей говорил князю Авгарю и всем тем, кто был вместе с ним, многое и другое о Господе нашем Иисусе Христе; потом, доведя его до полнейшей веры в Господа, крестил его.
Тотчас же после крещения Авгарь получил исцеление от проказы. Следует заметить, что после первого исцеления3, у Авгаря еще оставалось лицо в проказе, а сначала он был поражен проказою по всему телу своему. Когда принесено было к нему письмо (послание) Христово и нерукотворный образ пресвятого Лица Христова, тога впервые Авгарь был исцелен, – его тело очистилось от проказы, и только небольшая честь его тела, по Божию усмотрению, именно лицо, оставалось еще не исцеленным до прибытия Апостола.
Вместе с тем произошло и другое исцеление не тела только, но и души, после прибытия Апостола по святом крещении; ибо из святой купели князь Авгарь вышел совершенно здравым.
И не только князь Авгарь крестился после проповеди Апостола; крестились все, проживавшие в доме его, также крестились и все те, кто видел чудеса, совершенные Апостолом, а также и те, кто был исцелен Апостолом от болезней.
После того святой Апостол Фаддей приказал князю собрать всех горожан, дабы и они могли слышать слово Божие.
Утром следующего дня собрался весь народ. Апостол Христов, став на высоком месте, начал благовествовать всему народу об едином Богу, сотворившем небо и землю, и всё, видимое и невидимое всемогущею силою Своею; святой Апостол Фаддей поведал народу и о том, как Господь наш Иисус Христос сошел с небес на землю, неизреченно воплотившись ради спасения людей, как Он пострадал волею, воскрес, вознесся на небеса и приготовил для добродетельных вечную награду на небесах, для злых же нескончаемые муки в аде. Поведал святой Апостол и о всех прочих тайнах Божия домостроительства в подробных речах.
Весь народ, слушавший Апостола, явил веру словам его, так как видел и чудеса, совершенные Апостолом: все видели исцеленным князя своего и многих других, одержимых ранее различными болезнями; все начали прославлять Господа и стали просить крещения у Апостола.
Таким образом город Эдесса был просвещен святою верою во имя Господа нашего Иисуса Христа и святым крещением; после сего здесь начали строиться храмы, и были поставлены пресвитеры руковозложением Апостольским.
Князь Авгарь весьма желал отблагодарить Апостола Христова чем-либо за свое чудесное исцеление, посему он предлагал ему много золота, но святой не принял ничего, сказав:
– Если мы оставили свое собственное, то как пожелаем получить и приобрести что-либо от других?
После того как святой Апостол Фаддей утвердил в Эдессе святую веру и благочестие и направил всё ко благу, он отправился в Месопотамию4; здесь он просветил многих, обратив ко Христу, и создал храмы; святой Апостол прошел по многим сирийским городам, подвизаясь во благовестии имени Христова. Потом пришел в финикийский город Бейрут5; проповедав здесь имя Христово и крестив многих, святой Апостол Фаддей почил здесь с миром о Господе6.
Следует заметить, что воспоминаемы ныне святой Апостол Фаддей(70.1.28.) есть иное лицо от святого Апостола Иуды Фаддея(12.11.), называемого Леввеем, Апостола из двенадцати, память коего празднуется в девятнадцатый день месяца июня (под сим числом можно читать и житие его. В Прологе под нынешним числом над синаксарем воспоминаемому ныне святому Апостолу Фаддею есть такая надпись: «Память святого Апостола Фаддея, что и Леввей». Однако следует заметить, что прозвище «Леввей» должно усвоять не сему святому Фаддею, но иному, Апостолу из двенадцати, как об этом упоминается и в Евангелии Матфея (10:3).
Более подробно говорит об этом Никифор Каллист7, древний греческий церковный историк, в 40-ой главе второй книги своей Истории. Именно Никифор Каллист говорит следующее: «Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два наименования: Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат Иакова, сверженного с крыши храма8, первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских странах, потом прибыл во Эдессу, город Авгаря, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, Апостол из семидесяти, и здесь восполнил всё то, что не было окончено тем Фаддеем»9.
Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует (из числа двенадцати Апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого ныне), – из числа семидесяти Апостолов, – только Фаддеем, а не Леввеем.
Следует заметить также, что и святой Апостол и Евангелист Матфей называется у некоторых Евангелистов Леввеем10.
Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою.
_________________________________________________________________
1 Эдесса, нынешняя Урфа, – город на севере Месопотамии, на реке Евфрате, с 137 года до Р. Хр. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Хр. Здесь был превращен римлянами в восточную колонию. – В Эдессе в IV веке св. Ефремом Сириным была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель Эдесской школы пресвитер Ива. В 614 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ей овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества эдесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.
2 Более подробно об этом можно читать выше, под 16 числом сего же месяца.
3 См. там же.
4 Месопотамия – каменистая и песчаная страна, находившаяся между реками Тигром и Евфратом и простиравшаяся от Армении на севере до Персидского залива на юге.
5 Бейрут – главный город Ливана. В древности Бейрут был финикийской гаванью и носил название Беритос. Египетский король Тутмозис II завоевал этот город, а Антиох III отнял его у Птоломеев. В 140 г. до Р. Хр. Бейрут был разрушен сирийцем Диотосом Трифоном, но при императоре Августе был снова восстановлен Агриппой и обращен в колонию для римских ветеранов. При позднейших императорах Бейрут славился своей высшей школой риторики, поэтики и в особенности права.
6 Кончина св. Апостола Фаддея последовала ок. 44 года. – Есть известие о посольстве Нарсеса, царя ассирийского, к Авгарю, князю эдесскому, с просьбою или прислать к нему святого Апостола Фаддея, или написать ему (Нарсесу) о чудесах, сотворенных сим Апостолом. В ответ на эту просьбу Нарсеса Авгарь сообщил ему о чудесах Апостола Фаддея.
7 Никифор Каллист – известнейший церковный историк XIV века, монах Софийского монастыря в Константинополе. Его «Церковная История» (в 18 книгах) доведена до кончины византийского императора Фоки (ок. 611 г.).
8 Св. Апостол Иаков(70.2.18.), брат Господень, сын праведного Иосифа Обручника и брат Иуды, Симона (или Симеона) и Иосии (или Иосифа). По церковному преданию он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве во Египет и отличался строгим исполнением закона, почему и прозван был «праведным». Уверовав в Иисуса Христа как Сына Божия уже после Его крестной смерти, он удостоился узреть Его по воскресении (Гал.1:18-19). Св. Апостол Иаков был Самим Господом поставлен во епископа иерусалимского; он был, по выражению Апостола Павла, столпом Церкви (Гал.2:9); ап. Иаков председательствовал на Иерусалимском апостольском соборе (Деян.15:13), Св. Апостол Иаков пользовался глубоким уважением не только у христиан, но и среди иудеев; скончался мученически (ок. 63 г.) во дни праздника Пятидесятницы, будучи низвергнут за всенародное исповедание имени Христова с крыши храма; перед кончиной он молился за своих убийц. Память св. Апостола Иакова совершается 23 октября, 4 января (в соборе 70 Апостолов) и в неделю по Рождестве Христове.
9 Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, оттуда и написал свое соборное послание. Поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие греховные дела. В этом послании содержится частью учение догматическое: о таинстве Св. Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; содержится также и нравственное учение: увещание избегать нечистоты греховной, плотской, хулы, гордости, непослушания и прочих пороков; Апостол увещает всех быть постоянными в обязанностях и должностях своих, – в вере, молитве, в любви, увещает печься об обращении заблудших и сохранять себя от еретиков.
10 Более подробно об этом можно читать в повествовании о житии св. Ап. и Евангелиста Матфея, под 16 числом ноября месяца.
http://www.brooklyn-church.org/svyatoj-apostol-faddej.html
© Copyright:Апостол Бааз, 2011
Свидетельство о публикации №111081600112
Варфоломей-Нафанаил апостол 12. 04 (четвёртый из первых 12ти из всех 153х Христовых)
Серия «ЛЛЧ»
Лучшие люди человечества
Варфоломей апостол (12.04)
Святой апостол Варфоломей(12.04.) родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти Петровых первоверховных и (Нафанаил) из вторых Павловых 70ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь.
Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
Апостол Варфоломей(12.04.)
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Варфоломей апостол так же (после распятия и обезглавливания в Баку), воскрес и проддолжил служение в составе вторых 70-ти апостолов с именем Нафанаил.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1280.htm
_____________________________________________
Мученичество апостола Варфоломея (Нюрнбергская хроника, 1493 год)
Варфоломей (Нафанаил)(12.04.) (греч. ;;;;;;;;;;;;, лат. Bartholomaeus) — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, исторический деятель времён Нового Завета.
Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).
Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (1:45-50) Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.
В период призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
По видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом.
Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно предания, апостол Варфоломей был казнён в Баку. Его распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.
Память апостола Варфоломея совершается:
* в Католической общине церкви — 24 августа,
* в Православной общине церкви (по юлианскому календарю) — 22 апреля, 11 июня (смерть), 30 июня (собор Двенадцати апостолов), 25 августа (перенесение мощей).
Апостол Нафанаил
Избрание Нафанаила
Иисус со своими четырьмя апостолами приближался к Галилее. Они собирались пересечь Иордан и направиться через Наин в Назарет, когда Иисус увидел, что навстречу им идет Филипп из Вифсаиды вместе со своим другом. Иисус знал Филиппа, который был также хорошо знаком каждому из четырех новых апостолов. Филипп направлялся в Пеллу со своим другом Нафанаилом на встречу с Иоанном: он прослышал о приближении царства Божьего и хотел узнать подробности. Филипп чрезвычайно обрадовался встрече с Иисусом, будучи его приверженцем с тех пор, как тот появился в Капернауме. Однако Нафанаил, живший в Кане Галилейской, не знал Иисуса. Филипп подошел поприветствовать своих друзей, а Нафанаил остался в тени дерева у дороги.
Петр отвел Филиппа в сторону и объяснил ему, что все они — имея в виду себя, Андрея, Иакова и Иоанна — стали товарищами Иисуса в новом Царстве и настоятельно советовал Филиппу присоединиться к служению. Филипп оказался в трудном положении.
Как ему поступить?
Здесь, на дороге у Иордана, без всякого предупреждения ему нужно было сразу же решить самый важный вопрос своей жизни. Вскоре он, Петр, Андрей и Иоанн уже вели серьезный разговор, в то время как Иисус объяснял Иакову маршрут через Галилею в Капернаум. Наконец, Андрей предложил Филиппу: «Почему бы не спросить у Учителя?»
Внезапно Филиппа осенило, что Иисус является поистине великим человеком, — возможно, Мессией, и он решил подчиниться в этом вопросе решению Иисуса; он подошел прямо к нему и спросил: «Учитель, идти ли мне к Иоанну или присоединиться к своим друзьям, идущим за Тобой?» И Иисус ответил: «Следуй за Мной». Филипп затрепетал от уверенности в том, что он нашел Избавителя.
Филипп показал остальным жестом, чтобы они подождали, а сам поспешил рассказать о случившемся своему другу Нафанаилу, который всё еще сидел под шелковицей, обдумывая всё то, что он слышал об Иоанне Крестителе, грядущем Царстве и ожидаемом Мессии.
Филипп нарушил его размышления возгласом: «Я нашел Спасителя — Того, о Котором писал Моисей и пророки и Кого провозгласил Иоанн».
Подняв голову, Нафанаил поинтересовался: «Откуда явился этот учитель?» И Филипп ответил: «Это Иисус Назарянин, сын Иосифа — плотник, с недавнего времени проживающий в Капернауме». И тогда, несколько пораженный его ответом, Нафанаил спросил: «Разве может что-нибудь хорошее прийти из Назарета?» Однако Филипп, взяв его за руку, сказал: «Пойдем, и увидишь».
Филипп подвел Нафанаила к Иисусу, который ласково посмотрел в глаза честному скептику и сказал: «Вот настоящий израильтянин, в котором нет лукавства. Следуй за мной». И Нафанаил, повернувшись к Филиппу, сказал: «Ты прав. Он действительно является знатоком людей. Я пойду за Ним, если буду достоин». И Иисус снова кивнул Нафанаилу, говоря: «Следуй за Мной».
Теперь у Иисуса была уже половина Его будущей группы ближайших товарищей, пять из которых знали Его в течение некоторого времени и один — Нафанаил — был незнакомцем. Они сразу же пересекли Иордан и, миновав деревню Наин, поздней ночью достигли Назарета. (стр. 1526-1527)
Филипп обладал огромным и редким даром — умением сказать «пойдем». Когда его первый новообращенный, Нафанаил, захотел поспорить о достоинствах и недостатках Иисуса из Назарета, убедительным ответом Филиппа было: «Пойдем, и увидишь». (стр. 1557)
Апостол Нафанаил(12.04)
Нафанаил призывает Иуду Искариота
Иисус дал шести апостолам последние наставления и попарно отправил их в путь учить Евангелию Царства. Он запретил им крестить и советовал воздерживаться от публичных проповедей. Он объяснил, что впоследствии позволит им выступать с такими проповедями, но пока что, в силу многих причин, Он хотел бы, чтобы они приобрели практический опыт личного общения со своими собратьями. Иисус намеревался сделать первое путешествие всецело личным трудом. Хотя Его сообщение несколько разочаровало апостолов, они поняли, по крайней мере, отчасти, почему Он хотел начать провозглашение Царства именно таким образом, и вышли в путь в приподнятом настроении, уверенные и воодушевленные. Он отправил их в путь по двое: Иаков и Иоанн направились в Хересу, Андрей и Петр — в Капернаум, а Филипп и Нафанаил — в Тарихею.
До начала этого первого двухнедельного периода служения Иисус сообщил им, что Он желает избрать двенадцать апостолов, которые продолжали бы дело Царства, после того как Он покинет этот мир, и уполномочил каждого из шести выбрать из числа его первых новообращенных по одному человеку в предполагаемую группу апостолов. Иоанн спросил: «Однако, Учитель, станут ли эти шесть человек членами нашего круга, будут ли они участвовать во всём наравне с нами — теми, кто стал Твоим последователем еще на Иордане и слышал всё, чему Ты учил при подготовке к этому первому заданию во имя Царства?» И Иисус ответи