какой апостол ходил по воде

Кто ходил по воде в Библии?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня же мы ответим на вопрос, кто был «главным героем» одного из самых известных библейских сюжетов.

О том, как по воде ходили Иисус Христос и апостол Петр, рассказано в Евангелиях от Матфея (14:26-33), от Марка (6:45-52) и от Иоанна (6:16-21).

Случилось так, что Христос велел апостолам плыть в лодке на противоположный берег Тивериадского моря (на самом деле, озера), а сам взошел на гору помолиться.

Ночью поднялся ветер и разыгралась буря, Христос подошел к лодке по морю, «и ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф. 14:26).

Апостолы Марк и Иоанн рассказывают о том, что Христос велел ученикам не бояться Его. Он вошел в лодку, и она спокойно переправилась на другой берег (Мк 6:53) или же тотчас оказалась у берега (Ин 6:21).

Апостол Матфей дополняет повествование рассказом об апостоле Петре. Увидев Христа, он сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф 14:28). Апостол просит не столько даровать ему сверхъестественную способность идти по воде, сколько позволить прийти к Богу. Христос говорит «иди», и Петр идет по водам.

В какой-то момент он пугается сильного ветра и начинает тонуть. Иисус Христос подхватывает его со словами: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф (24:31).

Затем Христос входит в лодку, ветер утихает, и апостолы кланяются Господу со словами: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14:33).

На анонсе фрагмент фото Andrey

Источник

Апостол Петр: идущий по волнам

Часть 1-я

какой апостол ходил по воде. Смотреть фото какой апостол ходил по воде. Смотреть картинку какой апостол ходил по воде. Картинка про какой апостол ходил по воде. Фото какой апостол ходил по воде
Генрик Сенкевич

Скачатькакой апостол ходил по воде. Смотреть фото какой апостол ходил по воде. Смотреть картинку какой апостол ходил по воде. Картинка про какой апостол ходил по воде. Фото какой апостол ходил по воде
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Позвольте представить наших героев: Генрик Сенкевич, польский писатель. Идет 1893 год, он совсем недавно женился и теперь находится в свадебном путешествии по Италии. По Риму гуляют втроем: одной рукой писатель поддерживает за локоть свою молодую супругу Марию, которую он ласково называет «Марыся», другой – сжимает томик своего любимого латинского автора Тацита.

– Ах, дорогой, прекрасная была идея – поехать в Рим на наш медовый месяц!

– Я хотел, чтобы ты была счастлива, Марыся! Однако идея не моя. Мне подсказал ее вот этот господин, написавший книгу, что у меня в руке.

– Позволь-ка взглянуть! Корнелий Тацит? «Анналы»? Ах, пан Сенкевич, я думала, это у вас путеводитель!

– Можно сказать и так. Видишь ли, Марыся, я задумал написать роман о жизни первой христианской общины в языческом Риме. Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров. Один из них являет собой всемогущую правящую силу административной машины, а другой представляет исключительно духовную силу.

– Ого! Я свидетель пробуждающегося вдохновения великого писателя? И как же ты назовешь свой роман, Генрик?

– Не знаю, любимая, не знаю. Мне уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт.

– Так мы и ищем этот пункт здесь, в Риме?

– Да, Марыся, именно так.

На другой день супруги Сенкевич посещают собор святого Петра на Ватиканском холме.

– Какое величие! Какая красота! Чем тебе не отправной пункт романа, пан писатель? Ватиканский холм, собор в честь первоверховного апостола. А кстати, Генрик, почему Петр назван первоверховным? Не он, а его брат Андрей первым узнал Спасителя – первым же и был призван Им. Любимым учеником Христа Евангелие называет Иоанна. В чем же дело?

– Хм, интересный вопрос, Марыся. Не всякий человек с ходу назовет имена двенадцати апостолов. Но Петра знают все. Почему? Давай взглянем на евангельский сюжет глазами драматурга: роль какого апостола наиболее нагружена? Кто чаще других учеников Христа выходит на сцену?

– Определенно, Петр. Это очевидно.

– Верно, Марыся, верно! Он решительно входит в священную историю и становится одним из ее ярчайших героев – после Самого Христа, разумеется. Скажи, по-твоему, какой евангельский эпизод может служить наиболее выразительной иллюстрацией человеческой веры в Спасителя?

– Ну, не знаю, Генрик… Может быть, исцеление слуги римского сотника? Встреча с самарянкой? Исцеление кровоточивой женщины? Как бы ты сам ответил на свой вопрос?

– Хождение по воде. Помнишь, апостол Петр идет по воде навстречу Учителю.

какой апостол ходил по воде. Смотреть фото какой апостол ходил по воде. Смотреть картинку какой апостол ходил по воде. Картинка про какой апостол ходил по воде. Фото какой апостол ходил по воде

Израиль времен императора Тиберия. На берегу Генисаретского озера Проповедник из Галилеи только что совершил чудо, накормив пятью хлебами пять тысяч человек. Сразу после этого Иисус понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

В четвертую стражу ночи Иисус пошел к ним прямо по воде. И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились.

Заметив, что ученики испугались, Иисус тотчас заговорил с ними:

– Ободритесь. Это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ:

– Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:

– Господи! Спаси меня!

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал:

– Маловерный! Зачем ты усомнился?

Когда вошли они в лодку, ветер утих. И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.

Рим 1893 года. Собор святого Петра. Супруги Сенкевич продолжают беседу.

– И все же я не пойму, Генрик, чем твой выбор евангельской иллюстрации веры лучше эпизодов, предложенных мною?

– А ты подумай, Марыся: в других случаях чудеса, творимые Христом, имеют трагический и торжественный смысл. А здесь? Какой смысл выходить из лодки навстречу Иисусу, когда Он Сам идет к ожидающим Его апостолам? В том-то и дело, что никакого! Со стороны Петра это была чистая авантюра, реакция по-детски непосредственной души на чудо, совершаемое Спасителем. Ему захотелось самому так попробовать. И Господь сказал: хочешь – иди.

– Что верно то верно: порою вы, мужчины, ведете себя как дети – даже апостолы.

– А я, Марыся, вижу в порыве Петра еще кое-что, на этот раз серьезное.

– Дерзновение. Красивую мужскую добродетель, которая питается верой и способна обернуться подвигом. Ровно десять лет назад один немец начал писать сочинение под названием «Так говорил Заратустра». В нем он, между прочим, произнес страшное пророчество о «последних людях», которых благоразумие отлучит от жизни и превратит в ее зрителей. Его вопль врезался мне в память:

«Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать! Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя».

Так вот, Марыся, апостол Петр являет собой диаметрально противоположный тип человека. А дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом, верховным апостолом, в храме которого мы сейчас находимся.

– Знаешь, Генрик, а ведь ты прав. Я вспоминаю сына моей учительницы. Он хотел вступить в монашеский орден, но так и не решился, посчитав, что ему недостанет сил для этого.

какой апостол ходил по воде. Смотреть фото какой апостол ходил по воде. Смотреть картинку какой апостол ходил по воде. Картинка про какой апостол ходил по воде. Фото какой апостол ходил по воде
Казнь апостола Петра

– Увы! Наш век становится безнадежно расчетлив, Марыся. И это происходит не от возвышения ума, а от упадка веры. Недостанет сил для монашества? А кому их достанет? Кому как не апостолу Петру было известно, что человек не может ходить по воде? А он, тем не менее, призвал: Господи, повели мне прийти к Тебе по воде! И, ничтоже сумняшеся, вышел вон из лодки, чтобы сделать невозможное. Господи, дай нам такой веры, чтобы нам не превратиться в тех «последних людей», о которых написал Ницше! Господь заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне, а отправляя на проповедь Своих учеников, повелел им не брать с собой даже смены одежды! Может, это означает, что Он Сам поведет нас по всякому пути? Может, от человека не требуется ничего большего, как только дерзнуть выйти на этот путь, даже отчетливо осознавая, что пройти его ему не по силам? Если так, то Господи, повели мне написать мой роман!

– Что я вижу? Огонь вдохновения зажегся в твоих глазах, Генрик! Неужели мы нашли тот самый «отправной пункт»? Он здесь, на Ватиканском холме?

– Здесь окончились апостольские труды великого Петра. Я хорошо вижу эту сцену: голову апостола озаряли золотистые лучи, в последний раз обернулся он к городу. Вдали, чуть пониже, серебрились воды Тибра, на другом берегу было видно Марсово поле, множество портиков, храмов, колоннад – гигантский человеческий муравейник, границы которого тонули в голубом тумане; гнездо преступлений, но также могущества; очаг безумия, но также порядка; город, ставший главою мира, его угнетателем, но также и его законодателем и замирителем, – всесильный, непобедимый, вечный город. Окруженный солдатами Петр смотрел на него, как царственный властелин смотрел бы на свою вотчину, и говорил ему: «Ты искуплен, ты мой!» И никто – не только среди копавших яму солдат, но даже среди верующих – не догадывался, что средь них стоит истинный владыка этого города и что императоры уйдут, что волны варваров схлынут, что минуют века, а этот старец будет здесь царить постоянно… Все это прекрасно, но это развязка, Марыся, а не отправной пункт. Нет, ключевое звено романа нужно искать не здесь.

Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект «Радио России» и Русской Православной Церкви

Источник

Прогулки по воде, или Евангелие наизнанку

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В христианстве парадоксальным образом часто работает метод доказательства «от противного». Помню, с какой жадностью в советские времена я листал роскошно изданные атеистические книжки, иллюстрированные чуть ли не гравюрами Гюстава Доре.

Сама критика религии была мне тогда малоинтересна. Но в этих книжках были фрагменты текста Библии. Сам слог, которым они написаны, манил и завораживал. Это были какие-то послания из другого мира, о котором в ту пору мне ничего не было известно. Атеистическое содержание тех книг забылось тут же после прочтения. А вот язык Пророков и Апостолов в сочетании с величественными картинами на их страницах запомнился надолго.

Поэтому, я не удивляюсь, когда люди говорят, что пришли к вере в Бога через «евангелие от сатаны», прочитанное в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила и притягательность евангельского образа Иисуса такова, что может привлечь к себе людей даже через карикатурное Его изображение в виде бродячего философа Иешуа Га Ноцри.

Но есть один из подобных примеров, о котором мне давно уже хотелось поговорить. Это песня группы Nautilus Pompilius «Прогулки по воде». Написанная более четверти века назад, песня сразу же стала популярной, причем не только у светской, но и у церковной публики. Я много раз видел, как ее пели под гитару верующие молодые люди на приходских концертах, в походах возле костра, просто – в теплой компании близких людей.

И каждый раз у меня возникало недоумение – они что, вообще не понимают, о чем эта песня? Ведь это даже не пародия на Евангелие, это – натуральное выворачивание его наизнанку.

Но, прекрасная музыка, ее эмоциональный настрой, а также имена Спасителя и Его ученика, видимо, в очередной раз оказались сильнее всяких смыслов, заложенных в стихи. Четверть века верующие люди слушают и поют эту песню, не особенно задумываясь о ее содержании.

Я не буду здесь заниматься ее критикой. Вместо этого просто дам на каждую реплику песни с упоминанием Спасителя и апостола Андрея соответствующие цитаты из Евангелия, чтобы новозаветный контекст песни можно было прочесть не только «наизнанку», но и в прямом смысле.

С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

На самом деле первая встреча будущего апостола Андрея со Спасителем происходила совсем при иных обстоятельствах. Спаситель шел вдоль берега, а Андрей как раз стоял в воде: …Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф 4:18, 19).

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.

Под секретом здесь, очевидно имеется в виду способность ходить по воде. Единственный случай, когда Спаситель ее продемонстрировал, был во время ночного шторма на Галилейском озере, когда Иисус шел по воде, догоняя лодку с учениками, отплывшими ранее:

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Матф 14: 25-27)

Но в тот единственный раз, когда Спаситель шел по воде на глазах у учеников, пройти к Нему по воде захотел вовсе не Андрей, а его старший брат апостол Петр. И просьба эта была продиктована не тягой к чудесному экстриму, а желанием убедиться в том, что перед учениками не призрак, а настоящий Спаситель: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф 14:28).

И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»

На самом деле, ответ Спасителя был гораздо короче и совершенно непохож на эту многословную безжалостную тираду. Собственно, ответ состоял всего из одного слова:

…Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф 14:29-33)

Происходило все это еще до Распятия Иисуса, Его Крестной Смерти и последующего Воскресения. Почему и зачем Андрей должен был испытать крестные страдания раньше Самого Спасителя – загадка, понятная, наверное, лишь самим авторам этих строк.

С этого момента текст песни полностью уходит от событий, описанных в Евангелии. Однако некоторые смысловые параллели в тексте еще можно найти:

Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.

Здесь апостол Андрей просит Иисуса наделить его даром хождения по воде, но – минуя крестную казнь. На самом деле, Евангелие действительно упоминает об одной апостольской просьбе, в ответ на которую Иисус сказал нечто подобное. Правда, просьба была вовсе не о хождении по воде, а о куда более масштабных возможностях. Да и сам диалог Спасителя с апостолами звучал совсем иначе, нежели в песне:

…И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф 20:17-23)

Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
.

Здесь наступает уже полная потеря не только евангельского сюжета, но и смыслового наполнения образов, диалогов, характера героев – всего вообще, какой-либо связи с Евангелием в принципе. Да, Иисус однажды гневно ответил одному из учеников. Но дело в том, что гнев этот был вызван попыткой апостола уберечь от крестной смерти вовсе не себя, а любимого Учителя:

. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:21-23).

«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.

Относительно подобных оскорблений Спаситель высказался весьма определенно:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. ( Мф 5:21,22)

Упомянутое здесь слово «рака» как раз и есть синоним нашего слова «дурак». Странно было бы в устах безгрешного Спасителя услышать слово, которое Он Сам же и определил как – грех.

Но печальней всего выглядит в этой песне финал – Андрей, заплаканный, уходит домой с пойманными рыбками, так и не став – апостолом, ловцом человеков.

. были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего ( Ин 21:2,3).

Но сразу же после этого воскресший Спаситель приходит к ним, утешает их, обещает послать им Утешителя Духа Святого, получив Которого, апостолы отправятся проповедовать Евангелие по всем странам и народам, исцелять безнадежно больных, воскрешать мертвых силой имени Спасителя. Каждый из них примет за эту проповедь мучения. Все, кроме Иоанна Богослова, будут убиты.

Апостол же Андрей отдаст себя мучителям на распятие и будет, умирая, висеть на кресте в форме буквы Х, поскольку считал себя недостойным висеть на таком же кресте, как у Спасителя. Правитель Эгеат распорядился не прибивать апостола Андрея к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста.

Впоследствии этот крест станет основой главного символа российского флота – знаменитого Андреевского флага.

…а распятье оставь на потом…

…ты и вправду – дурак…

…гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде…

Все это люди слушали, слушают и будут слушать еще не одно десятилетие. Но, слава Богу, Евангелие способно привлекать к себе человеческие сердца даже там, где оно зачем-то было вывернуто наизнанку.

Источник

Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам?

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва).

какой апостол ходил по воде. Смотреть фото какой апостол ходил по воде. Смотреть картинку какой апостол ходил по воде. Картинка про какой апостол ходил по воде. Фото какой апостол ходил по воде
Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

– Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении – хождение Христа по водам – по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности – для апостола Петра, а также – что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками – больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос – это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества – книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой – активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь – хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это – и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи – такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи – три стражи – и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий – порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним – не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова – он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты – Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это – не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам – и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога – к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *