какой армянский царь спас евреев
Еврейская история Армении II
Первое упоминание названия Армении, как преемницы древней Урарту учёные обнаружили в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами.
После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами. После разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.
Армянский историк Ованес Драсханакертци в своём труде «История Армении» пишет, что в 55 году до н. э на армянский Престол взошёл царь Тигран II Великий. В 71 году до н. э. он заключил союз с сирийским царём Антиохом XIII. Их объединённые войска разбили армию царя набатеев Арету III и вновь захватили финикийские города.
Разгромив Израильское царство, Тигран II взял в плен множество евреев. 10 тыс. из них царь депортировал в Армению и поселяет в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились также в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.
Армянчкий царь Артавазд II (55—34 гг. до н. э.) увёл в плен вторую волну евреев Израильского царства. На этот раз поселяет их в городе Ван. Большинство евреви, переселённые в Армению Тиграном II, со временем перешли в христианство. А вот вторая волна переселенцев царя Артавазда, так называемые ванские евреи, так и продолжали исповедовать иудаизм.
Последующие армянские цари продолжали создавать новые поселения и развивать уже существующие города. Вот для развития городов и нужны были евреи, так как они имели многовековой опыт городской жизни. В результате численность иудеев в Армении постоянно росла. В некоторых армянских городах евреи составляли до 50% населения.
Евреи в Армении развивали торговлю и самые различные ремесла. Теперь уже иудейский историк Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил так: «…Евреям в Армении живется хорошо. »
Армянские города того периода сохраняли эллинистический облик. Их население жило относительно свободно, в том числе и евреи, которые оказывали существенное влияние на экономику городов. Армянские правители никогда не чинили препон свободному перемещению своих поданных различного вероисповедания. Такая национальная политика самым благоприятным образом сказывалась на развитии еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
В период правления царя Тиграна II Великая Армения превратилась в крупное государство. Оно простиралось от Палестины на Ближнем Востоке до Каспийского моря. Однако Тигран был разбит римлянами и лишился всех своих завоеваний.
В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны, отошла к Риму, основная часть – к Персии. Большинство евреев были принудительно переселены в Персию. Вот как описывает эти события армянский историк V века Фавстос Бузанд.
«…Число евреев Армении катастрофически уменьшилось после того, как захватчики, вторгнувшиеся в Армению, угнанных в плен более 83 тысяч иудеев из шести городов Армении. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев, и увели вместе с другими пленными».
Именно этот регион Нахчевана с X в. совпадает с местом проживания небольшой народности армянских зоков, исповедующих христианство армяно-григорианского толка. Историк Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. В частности он пишет о том, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, и т.д.
А вот что писал в своих трудах, современный историк, филолог, академик АН СССР Я.А.Манандян «…Не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы… составляли в Армении значительную часть городского населения» Принудительную депортацию армянских евреев в Персию красочно описал в художественной форме Акоп Мелик-Акопян в своём историческом романе «Самвел». Большая глава романа посвящена художественному описанию угоняемым в V веке из Армении в Иран евреев.
Вот небольшой фрагмент из книги «Самвел». В нём классик армянской литературы с нескрываемыми симпатией и сочувствием описывает грустные картины угоняемых в Персию евреях: «…Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода.
Среди них были армяне и евреи. Большей часть из них приняла христианство еще при Григории Просветителе, первом католикосе Армянской церкви. Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города. И тем самым существенно пополнил население своей страны деловым и умным народом».
В этот же период времени в Талмуде, многотомном своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма, упоминается мудрец Яков из Армении. Там же говорится о иудейской иешиве, школе по изучению Торы в армянском городе Низбис.
В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. Они создали новыю область Арминийа. В неё вошли Грузия, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент). Административным центром этого огромного района стал городе Двин. В селе Егехис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на иврите и арамейском языках.
К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества. Очень многие иудеи, под давлением обстоятельств, начали принимать христианство. Уже в постсоветские времена, в 1996 году, в Армении были найдены захоронения евреев XII-XV веков н.э.
Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с профессором Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.
В одном из музее Израиля хранится обложка первого и прижизненного издания «Истории Армении» Аракела Даврижеци. Книга была издана в Амстердаме в 1669 году. В ней в частности говорится о том, что в ноябре 1603 года персидский шах Аббас I со своим 120 тысячным войском напал на Армению и покорил её.
Вот именно эти данные наглядно и доходчиво объясняют причину почти, если можно так выразиться, обезевреенной в настоящее время Армении. Практически всех, исповедавших иудаизм евреев переселили в Персию. А принявшие христианство евреи через несколько веков истино приняли христианство, а затем и менталитет армянского народа, постепенно превратившись в 100% армян.
А вот что пишут современные историки о еврейские корнях армян:
— Армяне потомки десяти колен Израиля. C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены. Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля? Это, как сегодня доказвывают историки, установить не так сложно, как казалось ещё совсем недавно. Евреи могли поселились именно в Урарту, в прародине Армении.
— При депортации масс евреев и армян из Армении Шапуром II евреи составляли большинство изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Армянские историки прямо указывают, что евреи были угнаны потому что не считались персам лояльными к их режиму. И эта гипотеза со временем была блестяще подтверждена многочисленными историческими фактами активной борьбы евреев с персами.
— Интересен и сам факт наличия огромного числа евреев в городах Армении. Какая-то часть евреев могла переселиться в Хазарию. Вот что написал однажды хазарский еврей: «. евреи пришли к хазарам из Армении, потому, что были не в состоянии выносить невероятно тяжёлое иго идолопоклонников»
Географ Шемеуд-дин-Димешки в своих трудах иногда называет хазар армянами.
— Аматуни Аматуни — одно из самых могущественных армянских племён, княжеский род, живший по склонам Араратских гор. Армянский историк Моисей Хоренский в 5 веке передает, что племя Аматуни было еврейского происхождения.
— Багратуни Багратиды (Багратуни — ещё один древний, могущественный армянский род, правивший в Армении. Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен
— Гнтуни Гнтуни (Гндуни) — древний армянский нахарарский род, владевший гаваром Ниг (Апаран). Гнуни были еврейского происхождения.
— Зоки Зоки (зок) – субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения.
— «ЗОКИ» Григорьян Карина Эрнестовна, научный сотрудникй центра цивилизационных и региональных исследований РАН (г.Москва)в своих трудах пишет, что устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой.
— ДНК-анализ показал родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета «Миллиет»
Целью проекта было выявить генетические связи между армянами, которые после Геноцида армян 1915 года рассеялись по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживающих в бок о бок с армянами. Результаты исследования, опубликованные армянской газетой «Агос», поразили ученых.
Коллектив генетиков из Еврейского университета в Иерусалиме обнародовал результаты масштабного исследования, которое достоверно определило степень генетического родства евреев и народов, населяющих Ближний Восток.
Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман, наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. У евреев и курдов, по всей видимости, был общий предок – народ, обитавший где-то в районе нынешней границы Ирака и Турции, то есть там, где и сейчас живет основная масса курдов (общий предок, по-видимому, либо ассирийцы,- северо-аккадские племена; либо израильтяне, уведённые в плен ассирийцами в VIII в. до н.э.).
— Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение.
Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля.
В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.
Гипотеза о еврейском происхождении зоков появилась ещё в начале XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски “чуждого” происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян.
Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев.
«Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков»,- отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории.
Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего «Зокастана” ещё в конце 1980-х годов.
Владимир Соловьев: «Армяне и евреи богоизбранные народы!»
Известный российский ведущий Владимир Соловьев совершил исторический экскурс во время одного из выпусков ток-шоу «Кто против?» на телеканале «Россия 1».
Во время словесной перепалки между американским журналистом еврейского происхождения Грэгом Вайнером и армянским политологом Араиком Степаняном первому не понравилась реплика коллеги в адрес властей Израиля с просьбой повлиять на украинские власти.
«А почему в Армении нет синагог?» — обратился Вайнер к Степаняну. Ответил ему ведущий Владимир Соловьев.
Владимир Соловьев: «Армяне и евреи богоизбранные народы!»
Судьба армянского народа и в самом деле в чем-то схожа с еврейской.
Армяне — древний народ, сохраняющий свои этнические черты. На протяжении большей части своей истории страна армян находилась под властью других народов. Да и сегодня достаточно обширные территории, населенные армянами, входят в состав Турции.
В конце 19-го века турки проводили политику геноцида (уничтожение народа), уничтожив сотни тысяч армян. В 1915 году, во время Первой мировой войны, заподозрив армян в симпатиях к России, турки изгнали часть армян в пустыню (расположенную на территории современной Сирии). Там от рук турков и арабов погибли свыше миллиона армян.
И еще интересная особенность: в Армении проживают около трех миллионов армян; и почти столько же — вне Армении (один миллион — в странах СНГ и два миллиона — в странах Запада и Средиземноморья).
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то есть — в 5-м веке до н.э.) пригнал часть евреев в Армению.
Во времена независимой Древней Армении царь Тигран Второй Великий (2-й век до н.э.) пригласил дополнительное число евреев, отведя для их расселения горные районы царства.
По свидетельству летописей о завоевании Армении персами, в 4-м веке н.э. во многих армянских городах евреи составляли от 30-ти до 70-ти процентов от всего их населения.
Что касается «этнической общности» евреев и армян — об этом мне ничего не известно. Скорее всего, армяне не относятся к так называемой семитской группе. А если бы и относились, это все равно не объединило бы их с евреями. Ведь о потомках Шема, сына Ноаха, говорить сегодня (спустя более, чем 4000 лет) как о «семье родственных народов» — нельзя.
Автор текста Элиягу Эссас
Еврейская история армян
Еврейская история Армении насчитывает свыше 2 000 лет и начинается задолго до возникновения современной Армении. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. Ассирия, захватившая контроль над Израилем и Урарту/Арменией за 700 лет до нашей эры, депортировала евреев на эти земли.
Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы в Армению. С поражением Ассирии Вавилон захватил большую часть Западной Азии. Иудея без мощного союзника в лице Ассирии или Египта не могла сама по себе сопротивляться большой вавилонской армии. Вавилонский царь Навуходоносор собрал огромное войско, чтобы наказать Иудею за переход на сторону египтян (598 до н.э.). Когда многочисленная армия Вавилона появились у стен Иерусалима, новый царь Иудеи, Иехония, понимая, что сопротивление бесполезно, передал город Навуходоносору (597 до н.э.). Завоеватель затем назначил Седекию новым царем для Иудеи. По традициям того времени Навуходоносор депортировал около 10 000 евреев в свою столицу в Вавилоне. Это была стратегия на ослабление сопротивления иностранному правлению путем устранения культурной элиты. Депортируемых тщательно отбирали. Это была еврейская элита из профессионалов, богатых и мастеров. Классу крестьян и другим простым людям было разрешено остаться в Иудее. Депортация еврейской элиты теперь известна как Вавилонский плен. Далее последовало сопротивление и реакция Вавилона. Через 11 лет, после того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н.э. захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили до самого основания Храм Соломона, который часто называют как Первый храм. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению.
Армянский историк V века Мовсес Хоренаци сообщал, что род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате. В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет: Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда.
В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право… и там же: Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую. Первое упоминание названия Армении (выступавшей синонимом Урарту) встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами; после разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы. Великая Армения при Тигране II. Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран, многое приведя в порядок и устроив, идет на Палестину и берет в плен множество евреев. Тигран Великий при отступлении из Израиля уводит 10 000 евреев в свои родные края, где селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань. В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, он уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.
Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна переселения, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.
Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как последние имели навык городской жизни. В результате численность иудеев в Армении значительно возросла, в некоторых городах до половины от всех жителей. Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, так, Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря. Однако, Тигран был разбит римлянами и лишился всех завоеваний, кроме собственно Великой Армении (Армянское нагорье между Евфратом, Курой и Урмией) и Софены, площадью примерно 220 000 кв. км. Впоследствии Великая Армения превратилась в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.
В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны отошла к Риму, основная же часть отошла к Персии. Стабильность и процветание закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом династии Сасанидов Шапуром II. О численности евреев того времени наглядно показывают данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает значительное число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками вторгшимися в Армению. Всего по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из шести городов Армении. «Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы. составляли в Армении значительную часть городского населения».» Выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в историческом романе о борьбе армянского народа за независимость «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям. Вот лишь один отрывок из книги, в которой с нескрываемыми симпатией и сочувствием классик армянской литературы пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях: Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство еще при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом. В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.
Материалы по теме
А вот ещё:
Колонны Выборгского залива, часть 3
После написания двух статей о колоннах в Выборгском заливе в которых раскрыты все геометрические и иные характеристики, остался ряд нераскрытых вопросов. Последние дни на тематических ресурсах я прочитал много версий о том как колонны могли там оказаться, как они перевозились, куда предназначались. В данной статье я попробую озвучить свои мысли по данному поводу. Теперь обо всем по порядку.
]]>
Вернемся к нашей теме. По точке А я высказался. Она где-то в локации тех мест где колонны и сейчас находятся. Что касаемо точки Б то тут всё намного сложнее. Она может быть где угодно. И совсем не обязательно что это Санкт-Петербург. Шарик большой.
В первой статье ]]> я обоснованно показал что вероятность того что колонны были произведены в близлежащем карьере (500 метров на юг, желтый квадрат) крайне мала, не логична. Скорее всего в данную точку они попали из района обозначенного оранжевым овалом.
Вот схема с подписями, чтобы было наглядно. Серым пунктиром я обозначил предполагаемое место где шла выработка гранита данного паспорта и соответственно его обработка в формы. Судно с колоннами успело пройти по заливу порядка 3 км прежде чем по какой-то причине потеряло управление и его ветром снесло в бухту в которой эти колонны покоятся до сих пор.
Тут можно строить много предположений. Могла быть самоходная баржа которая потеряла управление. Мог быть буксируемый «прицеп», который сорвался с троса и его унесло ветром. Сие нам не узнать никогда. Единственное что можно предположить как уточнение, это то, что колонны были аккуратно выгружены. Рядышком, ровненько. То есть их берегли и планировали забрать. Судно же, судя по всему, позднее удалось эвакуировать.
Вы видите, что рядом с колоннами находятся каменные блоки, под которыми в свою очередь виднеются деревянные элементы. Сейчас я попытаюсь разъяснить что и как там появлялось. Конечно я со свечкой не стоял, я строю лишь логически обоснованную цепочку умозаключений на основе собственных знаний и опыта. Во ]]> второй ]]> статье я указал, что деревянные элементы это поддон, сделанный с целью изъятия колонн. Теперь подробно.
Первое что нужно понимать, так это то, что блоки и колонны никак не связанные события. Все думают что колонны и блоки везли на одной барже, либо их там вместе складывали, либо это руины какого-то древнего сооружения и прочее и прочее. Версий я слышал уже много. Вплоть до того, что были огромные сани на которых по льду всё это добро возили аж в Петербург. В конце статьи я напишу почему версия со льдом ошибочная. А пока к колоннам и камешкам вернемся.
Для визуализации и лучшего понимания моих мыслей в процессе повествования я буду рисовать принципиальные схемы. Сразу отмечу что версия предполагает погрузку колонн обратно на судно. В случае изъятия колонн на сушу всё было бы намного проще. Система лебёдок от ближайших деревьев и дело в шляпе. Правда потом совершенно невозможна их дальнейшая транспортировка без соотвествующей ландшафной проработки, следов которой нет от слова совсем.
Представьте себя на месте прораба или инженера, которому поручили достать колонны и погрузить на судно. Что вы будете делать? Логично предположить что вам первым делом на дне рядом с колоннами придется соорудить какой-то настил, на который вы сможете поставить подъемный кран (механизм). И такой настил на дне был обнаружен во время экспедиции. Вот схема. Оранжевым цветом я обозначил колонны на тот момент. Они еще рядышком.
Видимо замысел был следующим.
Я нарисовал поддон находящийся на дне. На нём видимо предполагалось размещение подъемных механизмов. Скорее всего два механизма, по торцам колонн. Ибо завести петлю из троса (каната) можно только с торцов. Принцип простой. Как у Архимеда. Дайте мне точку опоры и я переверну Землю. Предполагался подъем колонны, затем на освободившееся место смещалось погрузочное судно, колонна опускалась. Однако не срослось. Скорее всего одной из причин был прогиб или пролом поддона. Встал вопрос укрепления настила и было принято решение под подъемными механизмами настелить второй слой брёвен.
Однако опять не получилось. В этот раз по всей видимости проблемы возникли с подъёмным механизмом. Может балка не выдерживала, может еще что. Но, скорее всего, балка. Если мы исходим из того что подъемных механизмов было два, то можно прикинуть силу на излом. Колонны порядка 34-36 тонн, то есть на каждый рычаг по 18 тонн условно. Вылет стрелы относительно точки опоры никак не менее 3 метров, наверное даже 3,5-4 метра в реалиях был. Предполагая длину стрелы, которая возможно и видна на фото в виде длинного бревна и составляет 16 метров, можно рассчитать как усилие на противоположном конце стрелы, так и силу излома в точке опоры. Если мы условно возьмем соотношение длины плеча рычага как 1:3 (4 и 12 метров), то на противоположном плече рычага вес должен быть 6+ тонн. Вот эти самые 6 с гаком тонн на концах рычага мы и видим в виде разных каменных блоков. При этом когда стрела подъемного механизма начала гнуться и ломаться, на каком-то этапе была тщетная попытка укоротить плечи рычагов, что предполагало увеличение массы на конце плеча рычага. Это дополнительные каменные блоки другого размера.
В конце концов стало понятно что таким образом колонны поднять и погрузить на судно не получится. Стали ломать голову что делать дальше и придумали другой вариант. Кардинально другой. Вот его принципиальная схема.
Но и тут ничего не получалось. Возможно настил не выдерживал, возможно снова рычаг ломался, возможно судно не удавалось жестко закрепить и малейшее движение (осадка) судна все попытки сводила к нулю. Причин может быть много, а скорее всего все причины вместе взятые. Один малейший перекос тянул за собой всю вереницу проблем.
Тут стоит отметить то, что налицо спешная работа, без основательной подготовки. Торопились, возможно хотели втихаря, утайкой, малыми силами. Как я писал во второй статье, это действо происходило в 20 веке, скорее всего в 20-30 годы финнами или во время Великой Отечественной войны немцами.
На самом деле, если по-серьезному подходить к вопросу изъятия колонн, то лично я не вижу особых проблем. Правда понадобится основательная подготовка и металлические механизмы. Если сейчас вдруг кто-то захочет колонны достать, то он это сделает. Хоть на берег вытащить и погрузить на шаланду, хоть на судно. Да, будет не дешево, да придется проделать определенные работы как на дне, так и на берегу, но всё технически исполнимо.
Да, пока не забыл. Когда те кто понял что ни черта не получается, у них хватило ума блоки сложить кучкой у колонн, хотя один блок все-таки остался валяться примерно в десятке метров от кучи. На первом фото с квадрокоптера его видно внизу у обреза снимка. А теперь, когда я все подробно расписал и нарисовал, наложите мой рассказ на имеющиеся фото и вы поймете что я прав. Как минимум моя версия полностью соответствует тому что есть по факту. Один из рычагов при последнем варианте обломился и до сих пор его обломок торчит между колоннами. Напомню тем кто не читал вторую статью, древесина поддона достаточно свежая, хорошей сохранности. Её нельзя датировать периодом Российской империи.
Возможны иные предполагаемые варианты? Конечно возможны. И мой вариант так же может корректироваться. Например я описал вариант с двумя подъемными механизмами, но их могло быть и больше. Запросто могло быть три и даже четыре. При том что два вида блоков видимых на фото как раз имеют по три единицы примерно одного размера. Правда второго уровня поддона мы видим все же лишь два. Но среднюю часть второго уровня на каком то этапе вполне могли разобрать и пустить в ход на настил последнего варианта при закатывании сразу на судно. К сожалению этого мы уже не узнаем никогда, так и будем лишь строить предположения.
Кстати о предположениях. Я обещал рассказать почему версия со льдом ошибочна. Напомню, что я читал версии о том, что колонны и каменные блоки могли катать на санях или неких конструкциях по типу саней зимой по льду. Отвечу как местный рыбак.
1. Лёд не ровный и не однородный. Он и буграми, и с торчащими камнями, и разной толщины. В оттепели с промоинами. Ветер и течения его ломают, повсюду трещины. Часто уносит. Вспомните ежегодные эпопеи с питерскими рыбаками.
2. Торосы. Прибрежная часть до 3 км от берега обычно чрезвычайно торосистая. Локально и в отдельные годы полностью не проходимая ничем. Ни людьми, ни техникой. Даже сейчас.
3. Если выпадет снег, даже рыбацкий ящик на лыжах тащить крайне трудно. Особенно когда снег подтает и под ним вода. Или наоборот, выпавший снег своей массой выдавит через трещины воду которая скапливается под снегом. Передвижение на технике (снегоход, мотособака, сани) в таком случае практически невозможно, пешком крайне затруднительно.
4. в поземку снег надувает барханами как песок в пустыне. Локально запросто может быть толщиной более полуметра. Так же малопроходимо.
5. даже если снег выпал тонким слоем, свеженький, то пока он не спрессуется и не сцепится с поверхность льда, то точки опоры нет от слова совсем. Очень скользко. Вы даже ребенка на санках тащить не сможете. У всех питерских рыбаков, тех кто ходит далеко по Финскому заливу (корюшатники), имеется специальная обувь. Раньше это были специальной формы галоши на валенки. Сейчас сапоги с подошвой из специального состава и определенного протектора. А так же специальные накладки с шипами, так называемые ледоступы.
Следующее. Так же сейчас много идет разговоров о том, что древесина может быть более старой. Приводится в пример и морёный дуб, и Венеция (сибирская лиственница) и прочие примеры археологических находок. Тут так же нужно понимать что есть что и отделять мух от котлет. Древесина может долго сохраняться в среде с малым количеством кислорода. То есть должен быть некий консервант. Консервантом может быть лишь то, что исключает или снижает количество растворенного в воде кислорода. Например глина, выступающая гидроизолятором, или ил и торф которые активно пожирают свободный кислород. Там где лежат колонны нет ни глины, ни ила, ни торфа. Только песок. Песок хорошо пропускает воду, а вместе с ней и кислород. В данной локации нет условий для длительного сохранения древесины. При том что древесина в данном случае это обычная хвоя, как известно не отличающаяся особой стойкостью к гниению. Раз уж отвлекся на древесину, еще кое что скажу. Древесина бывает разной. Как по плотности и твердости, так и по химическому составу. Кроме того, разные породы дерева имеют разный электрический заряд. Древесина в воде гниет любая, но различные особенности могут уменьшать или увеличивать срок. Некоторые породы дерева при определенных условиях дубеют, кальцинируются. Всем известный пример с морёным дубом. Если дуб положить в воду и засыпать песком, да потолще, а лучше глиной или илом, то он каменеет. Но нужны многие годы. Сейчас в промышленных условиях этот процесс сокращен до дней путем нагрева, сушки, обработки паром и химикатами. При этом мало кто знает что ряд пород дерева в некоторых условиях по характеристикам превосходит мореный дуб. Например всем нам хорошо известная осина. Она очень мягкая, особенно верхушка дерева, при этом в естественных условиях гниет очень быстро, по-этому старых и толстых деревьев в лесу вы не найдете. Но, если дерево намочить, оно сильно разбухает, а при сушке сильно ссыхается. При этом имеется факт накопления. То есть каждый цикл разбухания и последующего усыхания будет плясать от последнего цикла с прогрессией к уплотнению. Так вот, после трёх таких циклов осина уже твёрже дуба. А после 10 циклов вы в неё даже гвоздь не забьёте. Самое интересное то, что осина не имеет предела сжатия. Даже после многих циклов сушки сохраняет способность к усыханию. Правда этот процесс крайне замедлен. При этом если окажется влажная среда, то будет так же впитывать влагу и разбухать. Даже покрытая лаком или воском. Ибо с годами лак, воск и прочие покрытия теряют свои свойства и увеличивают гигроскопичность. В общем со временем изделие из осины обязательно растрескается. Кстати, осина имеет отрицательный заряд и по-этому не дружит с хвоей. Вместе они не растут, осина угнетает хвою. А те ёлки что умудряются расти, имеют ветви в сторону от осины. Чёта Остапа понесло. Хватит. Да, у других пород дерева свои «тараканы».
И последнее. Справа и слева от колонн имеется песчаная «отмель». Кое кто пытается это связать каким-то образом с руинами прошлых лет. Типа под песком что-то погребено. А колонны с блоками это лишь верхушка айсберга.
]]> ]]>
Нет. Это не верхушка айсберга. Тут нет ничего необычного. У любого берега на некотором расстоянии от уреза воды есть такой намыв из песка и гальки. Образуется он придонным обратным течением при большой волне в берег. То что у колонн нет такого намыва обусловлено только тем, что сами колонны были как дамба и сдерживали как нагонное поверхностное течение, так и обратное придонное. А справа и слева этот намыв заканчивается причинами иного характера. Это рельеф дна (глубина), геометрия береговой линии, каменные гряды, заливчик впадающего ручья и пр..
Тепеь всё. Свои мысли по теме возможной принадлежности и транспортировке колонн я изложил. Равно как и наиболее вероятную причинно-следственную цепочку событийного характера. Всем спасибо за чтение.
Добавлено 20.09.2020. В данный момент происходит процесс изъятия колонн. Блоки уже вытащены на берег, в скором времени вытащат и колонны. Планируется создание ]]> музея в Выборге ]]> где колонны станут одним из экспонатов. Хорошо это или плохо, я не берусь судить. Могу лишь предположить, что маленький песчаный пляж, который был жемчуженой залива, перестанет быть этой самой жемчужиной, если вообще останется.