какой блок мозга является блоком программирования и контроля
Какой блок мозга является блоком программирования и контроля
Просто о сложном: 3 блока мозга
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
— истощаемость, утомляемость, вялость;
— аллергии у ребенка;
— часто болеющие дети;
— дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
— движение языком во время письма (другие синкинезии);
— сужение полей зрения и др.
2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:
— первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации). При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.).
— вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора). При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).
Признаки несформированности 2 блока:
— несформированность пространственных представлений (например у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);
— несформированность сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);
Какой блок мозга является блоком программирования и контроля
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: 3 блока мозга как структурно-функциональная модель.
Статья:
3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
Функциональные блоки мозга
Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурией на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:
Содержание
Функциональные блоки мозга
Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач.
1-й блок: энергетический
Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
Энергетический блок включает в себя:
Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.
2-й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации
Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.
В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.
Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
3-й блок: программирование, регуляция и контроль
Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.
Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.
О трех блоках мозга
О трех блоках мозга
Головной мозг человека – это единая система, но состоит она при этом из различных отделов, каждый из которых выполняет свои функции.
С чего всё началось?
Александр Романович Лурия изучал различные нарушения психики человека при локальных поражениях головного мозга и разработал модель, в которой разделил весь мозг на три блока (каждый имеет своё строение, выполняет определённые функции и играет свою роль).
1. Энергетический блок;
2. Блок приема, переработки и хранения входящей информации;
3. Блок программирования, регуляции и контроля за психической деятельностью.
Зачем это нужно?
Когда человека мыслит, заучивает (и вспоминает), говорит, воображает и воспринимает что-то, участвуют все 3 блока мозга, каждый из которых играет в этом процессе свою определённую роль.
Что такое блок? Из чего он состоит?
В I энергетический блок входят такие структуры как ретикулярная формация ствола, мозолистое тело (нервные волокна, соединяющие два больших полушария между собой), структуры среднего мозга, лимбическая система, Мозжечок — отдел головного мозга, который обеспечивает равновесие, отвечает за координацию движений и мышечный тонус.» >мозжечок, таламус, гипоталамус, диэнцефальные и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.
Во II блок (прием, переработка, хранение внешней информации) входят основные системы анализаторов: зрительная корковая зона расположена в области затылка, слуховая — в виске, кожно-кинестетическая — в теменной зоне.
К III блоку (программирование, регуляция, контроль психической деятельности) относятся отделы коры лобных долей, это моторные, премоторные и префронтальные отделы (разрабатывают стратегии поведения, запускают и контролируют движения, осуществляют произвольные функции).
Какие именно функции выполняет каждый блок мозга?
Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоциональных состояниях и регуляции сознания. Когда снижается тонус, человеку совсем непросто быть внимательным и сосредоточенным, например в конце рабочего дня, после перенесённой болезни и проч.
Помимо этого, с помощью I блока изменяется уровень бодрствования (это обеспечивает РФ ствола и средний мозг). I блок поддерживает общий тонус центральной нервной системы (ЦНС), также он связан с мотивацией и эмоциями. Лимбические структуры I блока, а именно гиппокамп, поясная извилина, миндалевидные ядра и др., обеспечивают человеку страх, боль, удовольствие, гнев. I блок мозга анализирует информацию о внутреннем состоянии организма и регулирует её.
Если у человека поражается I блок мозга, то у него появляется повышенная истощаемость, вялость, сонливость, сниженный тонус мозга, снижается и работоспособность, внимание становится неустойчивым (см. Гипопрозексия), мышление теряет произвольность, эмоции пропадают (нарастает безразличие) или же обостряются, тогда наблюдается патологическая тревожность и обеспокоенность, чрезмерное возбуждение.
II блок мозга осуществляет переработку внешней информации. Первичная кора больших полушарий максимально тонко анализирует поступающие стимулы, отражает свойства окружающего на уровне ощущений. Вторичные поля реагируют на раздражители, объединяют их в сложные синтезы. Третичные зоны обеспечивают работу анализаторов. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.
При поражениях II блока в области височных долей может нарушаться слух, в области теменных долей – осязание и кожная чувствительность, в области затылка – зрение. У человека с поражением третичных зон II блока наблюдаются затруднения в различении предметов (см. Зрительные агнозии) и звуков (см. Слуховые агнозии), трудности с ориентацией в пространстве (см. Оптико-пространственная агнозия), определением направления (право и лево), пониманием сложных грамматических конструкций и проч.
III блок мозга контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна. Этот блок мозга позволяет человеку формировать намерения и замыслы своего поведения, строить планы своих действий, то есть создавать программы, по которым впоследствии будет реализовываться задуманное.
В III блоке (в 4 поле по Бродману) представлена вся мышечная система организма. Передняя центральная извилина — это исполнительный аппарат III блока. Префронтальные отделы головного мозга формируют намерения человека и программы его поведения, регулируют и контролируют сложные формы поведения.
Благодаря III блоку мозга контролируются результаты деятельности и поведения (то есть сравнивается полученный эффект действия с задуманным, намеченным, корректируются допущенные ошибки).
Если поражается III блок мозга, то возникают нарушения опорно-двигательного аппарата (тогда движения становятся отрывистыми, неплавными), нарушается контроль за своей деятельностью, поведение становится стереотипным, импульсивным, начинает регулироваться случайными импульсами (см. Полевое поведение). Поражение правой и левой лобных долей приводит к тому, что человек не может сохранить сложные программы и цели своих действий, он не в состоянии концентрировать внимание на определённой задаче, пропадает критика к своим действиям (см. Анозогнозия), исчезает также и способность осознавать свои ошибки, исправлять их.
Просто о сложном: нейропсихология
3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.