какой британский ученый считается основоположником дистанционного обучения
«Я к вам пишу, чего же боле. », или С чего начиналось дистанционное обучение
Кто помнит посылки от «Ешко»? Поднимите руки!
Учебники ЕШКО (Европейской школы корреспондентского обучения) — живой пример того, с чего начиналось дистанционное обучение. А начиналось оно с писем.
Праотцы дистанционного образования
Первым дистанционным преподавателем стал. Святой Апостол Павел, который рассылал по храмам свои священные послания. По крайней мере, есть такое мнение.
Чуть более правдоподобной выглядит теория о Яне Коменском. В 1658 году этот выдающийся чешский педагог-гуманист, защитник принципа наглядности в обучении, выпустил первый в истории учебник с иллюстрациями «Мир чувственных вещей в картинках».
До него никто и не думал, что картинки могут быть материалом для обучения. А Ян подумал, и теперь некоторые исследователи считают его родоначальником дистанционного обучения.
Ян Коменский — праотец дистанционного обучения
Вообще, в широком смысле, дистанционное образование появилось ровно в тот момент, когда люди придумали фиксировать знания и передавать их. Наскальные рисунки — тоже своего рода дистанционные курсы.
Но вернёмся к письмам.
Обучение по почте
Первый этап развития дистанционного обучения получил название «корреспондентское обучение» (correspondence education), и начался он со стенографистов.
В 1728 году Калеб Филипс разместил в бостонской газете объявление о наборе студентов на свои курсы стенографии и бухгалтерии. Рекламный текст обещал невероятное: «. Все граждане, желающие получить эти навыки, могут быть обучены так же прекрасно, как если бы они жили в Бостоне, с помощью нескольких уроков, еженедельно отправляемых по почте».
Последователем Филипса стал англичанин Айзак (Исаак) Питман. Питман, работая клерком в счетной конторе, обнаружил, что человек в обычной речи пользуется всего 700 словами. О том, как он это обнаружил, история умалчивает. Открытие его настолько впечатлило, что вскоре он создал свою систему скорописи на основе звуков.
В 1840 Питман начал обучать студентов своему методу стенографии, отправляя им почтовые карточки. Так появился первый образовательный курс дистанционного обучения.
А еще Айзак был вегетарианцем и рыцарем. Это так, к слову.
Айзек Питман и объявление о его курсах стенографии
Почтовый курс обучения Айзека Питмана
Чуть раньше Айзака Питмана, дистанционным обучением занялся Лондонский университет. В год его основания (1836) студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, разрешили сдавать экзамены, проводимые университетом.
Экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света. Это привело к возникновению колледжей, которые предлагали пройти курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
Америка не отставала от Европы в развитии корреспондентского обучения.
Американской «мамой» дистанционного обучения стала Анна Элиот Тикнор. В 1873 году она начала разработку системы обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. Это была не только первая заочная школа в Америке, но и первая попытка дать женщинам высшее образование. Girl power!
А «отцом обучения по почте» считается Вильям Рейни Харпер, который в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго.
«Родители» корреспондентского обучения в США — Анна Элиот Тикнор и Вильям Рейни Харпер.
Учитель есть — знаний нет
Корреспондентское обучение так бурно развивалось, благодаря регулярным почтовым службам. Зачастую уроки рассылались по цене почтовой доставки, и обучаться могли многие граждане, независимо от статуса и уровня дохода.
Однако (парадокс!) доступность дистанционного образования по почте не привела к всеобщему повышению образованности.
В 1890-е годы компания International Correspondence Schools, занимавшаяся дистанционным обучением, провела социальное исследование и выяснила, что большинство студентов не прошли и трети курса, который они изучали. Чтобы понять причины, давайте снова вспомним Ешко.
Как проходило обучение? Надо было самостоятельно слушать кассеты, выполнять задания, идти на почту, отправлять листы с домашним заданием куратору, а потом ждать ответа.
В результате редкая птица долетала до середины Днепра, как говорится. Ученики забрасывали обучение, не найдя в себе достаточной мотивации и тяги к знаниям.
«Обучение по почте» ожидала неминуемая гибель из-за низкой вовлеченности обучающихся в учебный процесс и медленной обратной связи от преподавателя. Но тут появилось радио, телевизоры, а потом и интернет, который всех спас.
В 1969 году в Великобритании был создан государственный Открытый университет Великобритании (Open University, OU), в котором впервые были разработаны качественные учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение.
Студенты обучались с помощью почты и радио, потом появились кассеты. Часть курсов проходила в форме очных занятий.
Первый выпуск из Открытого университета
Для тех времен это было настоящим прорывом. Во-первых, в университет принимали всех, независимо от официального уровня знаний (так, на программу бакалавра могли принять без диплома о завершении средней школы). Во-вторых, выпускники получали настоящий диплом о высшем образовании.
С появления Открытого университета начинается второй этап развития дистанционного образования — с комплексным подходом к обучению с использованием почты, радио и ТВ (хотя печатные материалы продолжали доминировать). О нём мы расскажем вам в других статьях блога.
История возникновения и развития дистанционного обучения
Важнейшим условием для процветающего общества является развитие. Не обошло стороной это и сферу образования. В результате последней тенденцией стало дистанционное обучение (ДО).
О новшествах и «плюшках» образования многое можете узнать из нашего телеграм-канала. А в группе почерпнете полезные акции и скидки.
Сейчас давайте посмотрим на историю появления и развития дистанционного образования в мире и в России и на то, как оно менялось с ходом времени.
История дистанционного образования в мире
Тенденция к дистанционному обучению появилась в Европе к середине 19 века. Эпицентром стал Лондонский университет, возникший в 1836 году. В то время в университет Объединенного Королевства можно было поступать и сдавать экзамены только тем местным и иногородним студентам, которые уже учились в аккредитованных вузах. То есть Лондонский университет разрешал таким образом учиться удаленно или дистанционно, получая образование на расстоянии.
Исаак Питман, учитель стенографии, приступил к своей деятельности в 1840 году. Вскоре он понял, что его сфера деятельности позволяет обучать студентов по почте – с помощью отправки писем. Тогда он и решил преподавать свой курс дистанционно.
В 1850 году немец Густав Лангеншайд опубликовал «обучающие письма», с помощью которых все желающие могли изучать язык.
Совсем скоро стало понятно, насколько привлекателен такой способ обучения. В 1858 году возможность сдавать экзамены удаленно предоставили еще и иностранным студентам, неважно из каких они были учебных заведений.
Постепенно этот опыт перенимали и другие учреждения – многочисленные университеты и колледжи, которые готовы были обучать по почте.
В 1873 году американка Анна Элиот Тикнор приступила к работе над обучающей системой для женщин. Общение и обмен информацией осуществлялся по почте. Программа основывалась на материалах «Общества поддержки домашнего обучения». Постепенно программу обучения по почте переняли университеты других штатов.
Газетные публикации для рабочих с техникой безопасности, правилами выполнения разных действий и т.д. стали настолько популярны, что в 1891 году был создан специальный курс, который стал прототипом модели обучения по почте по разным дисциплинам.
В 1892 году Университет Чикаго объявил о первом зарегистрированном отделении дистанционного обучения. В ближайшие годы такое же отделение стало появляться в нескольких других университетах штата.
В 1914 году появилось дистанционное обучение в Новой Зеландии и Канаде. В 1922 году дистанционные курсы обучения стали появляться в Австралии. И уровень их был достоин Квинслендского университета. Здесь же разработали программу дистанционного обучения для детей, которые проживают далеко от школы.
В 1939 году новшество дошло и до Франции – здесь был создан центр детского образования. А к 60-м гг. в СССР появилось 11 дистанционных университетов.
Не обошла стороной система дистанционного обучения школы и спецучилища. Программу писали в бумажном варианте. Учебники по почте доставляли адресатам, которые так же высылали обратно выполненные контрольные и другие типы работ.
Со временем и по мере развития системы ДО печатные материалы стали дополнять аудио- и видеозаписями.
В 1969 году в Англии появился Открытый университет, где все желающие учатся в удобное время в удобном месте
В 1979 году в Китае запустили теле- и радиопрограмму обучения.
Со временем активно развивались информационные технологии. Интернет и появление электронной почты совершили настоящую революцию в системе дистанционного обучения. С тех пор ДО развивается огромными рывками, чему свидетельствуют телеконференции, усовершенствованная графика, мультимедиа.
Что собой представляло дистанционное обучение 20 века
Когда мы говорим о домашнем обучении, стоит упомянуть о его отличительных чертах и особенностях. Так, ДО обязательно имело следующие особенности:
Основная форма ДО – заочная. Раньше она предусматривала регулярные поездки в учреждение образования для сдачи установочной сессии, во время которой студентам давали основные рекомендации по удаленной учебе. И дважды в год необходимо было личное присутствие для сдачи итоговых зачетов и экзаменов.
История отечественного дистанционного образования
У нас говорить о ДО стали в 1917 году сразу после революции.
Союз стал развивать систему обучения в виде консультаций. Речь шла о заочном обучении и курсах по разным направлениям.
К концу 60-х гг. было создано 11 открытых университетов. Схема ДО была проста: студенты в обязательном порядке приезжали на установочную сессию, где им выдавали материалы для самостоятельного обучения. По сути, это была стандартная заочная форма. При этом учащиеся могли поддерживать связь с преподавателем – по почте или телефону. Контроль усвоенного проводился дважды в год – опять же с обязательным присутствием.
Однако система была не слишком популярной. А кризис в политике и экономике привели к еще большему спаду популярности.
Но в 1993 году в России открыли ЕШКО – филиал дистанционного обучения английскому языку. В основе курса была прослушка аудиокассет в зависимости от выбранного уровня.
Новый этап в развитии – подписание меморандума с ЮНЕСКО, которое и дало старт развитию полноценного дистанционного обучения. В результате появился МТИ ВТУ с разными программами ДО. Правда, аккредитацию вуз получил только в 2000 году.
В 2004 году многие дистанционные проекты показали свою результативность и динамику. Поэтому дистанционная учеба стала развиваться не только в образовательных проектах, но и на производстве: многие компании стали обучать таким образом свой персонал. По этому пути пошли такие «гиганты» как «РЖД», «СеверСталь», «Норильский Никель» и пр.
В 2005 году международная ассоциация AdvancedDistributedLearning заявила, что российские дистанционные системы обучения успешно прошли проверку, что позволило выйти на качественно новый уровень образования. И отечественная система Redclass признана полностью соответствующей общепризнанному стандарту SCROM 1.2.
Сегодня система образования активно соревнуется с зарубежными, поэтому и дистанционное обучение шагает в ногу со временем, постоянно развиваясь. И сегодня уже около 40% всех университетов страны готовы предложить абитуриентам возможность дистанционного обучения.
Сложности в развитии ДО в России
Самой большой проблемой отечественного дистанционного обучения является отсутствие качественного электронного контента.
Чтобы развивать эту сферу, нужно все время работать над новыми возможностями и привлекать специалистов. А на это уходит слишком много времени и средств. Как вариант – адаптация иностранных материалов под наши условия. Но на это тоже не хватает специалистов.
Нельзя забывать и о проблеме регионов, где не только большой культурный барьер, но и плохо развитая инфраструктура. А когда у людей проблемы с интернетом, это создает проблемы при ДО.
При ДО нужно не только учиться, но и учиться новым методикам обучения
Но вместе с большими проблемами регионов именно они будут самым перспективным сектором, так как люди из удаленных уголков страны часто не могут себе позволить учебу и проживание в крупных городах. А ДО позволяет получить образование по доступной цене, не покидая места проживания.
Трудности, конечно, будут. Но где их не бывает? А чтобы справляться с ними еще более эффективно, предлагаем воспользоваться сервисом студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
История дистанционного обучения
История развития дистанционного образования
Дистанционное образование, базируясь на новых технологиях, использует весь опыт, накопленный в области заочного образования. И если в современной практике заочного образования, в обучении по переписке сохраняются известные черты асинхронного обучения, то в практику ДО пришли новые информационные и коммуникационные технологии в том числе электронная почта, видеоконференция и пр. Эти технологии в соединении с теорией и практикой ДО переходят в новое качество, становятся «средой знаний» ( knowledge-media).
Кто же является родоначальником дистанционного образования?
Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои Leh rbriefe(букв. «обучающие письма») в качестве самоучителя по языку для взрослых.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор общество Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»). В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University).
В Пенсильвании ежедневная газета под названием «Колъери Инжиниэ» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Вильям Рейни Харпер (William Rainey Harper), считающийся в Америке «отцом обучения по почте» (Mackenzie and Christensen, 1971, стр. 7), в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго (University of Chicago), начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин (University of Wisconsin).
Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. В 1938 году в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного Совета по образованию по почте (International Council for Correspondence Education).
После революции 1917 года дистанционное образование стало развиваться в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. В Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» (заочное образование). К 60-м годам XX столетия в СССР имелось 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй мировой войны примеру СССР последовали другие страны Центральной и Восточной Европы.
Что касается Западной Европы, то в 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseignement à Distance, CNED). В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет (University of South Africa, UNISA).
Огромное влияние на систему дистанционного образования оказало основание в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU): учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в целом ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них Universidad Nacional de Educación a Distancia (UNED) в Испании (1972), Allama Iqbal Open University (AIOU) в Пакистане (1974), Sukhothai Thammathirat Open University (STOU) в Тайланде (1978), Корейский государственный открытый университет (Korea National Open University, KNOU) (1982), Universitas Terbuka (UT) в Индонезии (1984) и Государственный открытый университет им. Индиры Ганди (Indira Gandhi National Open University, IGNOU) в Индии (1985).
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU). Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.
История обучения по почте и дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких. Проблемы, социальные и исторические потрясения, повлекшие появление этих систем, различны: территориально рассредоточенное или перемещенное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация. В новом тысячелетии по мере продвижения человечества к информационному обществу дистанционное образование станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм. Три поколения дистанционного образования
Если посмотреть на историю дистанционного образования под определенным углом зрения, то можно заметить, что достигнутые в процессе его развития успехи принадлежат к нескольким «поколениям». Гаррисон (Garrison) (1985) и Ниппер (Nipper) (1989) в числе первых использовали термин «поколение» для обозначения трех стадий развития дистанционного образования, «которые исторически связаны с развитием производственных, транспортных и коммуникационных технологий».
Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами.
Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.
Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее взаимодействие между наставниками и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.
«Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций, одинаково популярных в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяет облегчить взаимодействие между наставником и учеником, между учеником и учеником, а также между учеником и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели. Факторы, обусловливающие развитие дистанционного образования
Развитие дистанционного образования испытывает существенное влияние различных факторов, среди которых можно выделить усилия, направленные на распространение высшего образования, появление средств дистанционного образования второго поколения, увеличение государственных ассигнований. Определенное влияние оказывает также изменение характера рабочей силы: для улучшения карьерных возможностей люди стремятся получить второе образование либо повысить свою квалификацию. Очевидным выходом в сложившейся ситуации может стать дистанционное образование. Политика образовательной экспансии
Относительно новым явлением становится вовлечение государства в активное планирование развития высшего образования. Вплоть до середины XX века усилия были сосредоточены на всеобщем охвате населения средним образованием. Эта проблема в основном была решена в большинстве (увы, не во всех) стран к середине 60-х годов. С этого времени была поставлена цель повышения доступности высшего образования для широких масс, расширения программ непрерывного образования, улучшения профессиональных навыков и подготовки специалистов. Столь существенные задачи требовали новаторских решений и послужили импульсом для поисков новых, нетрадиционных форм организации высших учебных заведений.
В 60-е годы внимание ответственных лиц было направлено на поиски возможностей сделать образование более демократичным и профессиональным. Дистанционное образование явилось средством предоставления образовательных услуг широкому кругу людей, стремящихся учиться, но не имеющих возможности или желания посвятить свое время обучению в традиционной форме. Дидактические основы высшего образования могли бы быть существенно расширены за счет включения альтернативных вариантов приобщения к знаниям, при которых ученики обучались бы самостоятельно под контролем и наблюдением высших учебных заведений. Дистанционное образование второго поколения
Главным фактором, повлиявшим на определение статуса и качества дистанционного образования, стало создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Это событие имело важное значение для практики дистанционного обучения и продемонстрировало внедрение средств массовой информации в учебный процесс.
В сентябре 1963 года Гарольд Вильсон (Harold Wilson), лидер лейбористов, выдвинул идею создания «Эфирного университета», который бы сочетал в себе обучение с возможностями радио- и телевещания. Эта идея возникла после знакомства Вильсона с организацией заочного обучения в СССР и телевизионного образования в США, пользующегося большим успехом. Однако предложение не получило поддержки и даже было высмеяно.
Несмотря на множество противников, в июне 1969 года вышла королевская грамота, дающая Университету статус независимого и автономного учебного заведения с правом выдавать дипломы и присваивать ученые степени. В январе 1971 года на первый курс университета было зачислено 25 тысяч студентов.
Появление UKOU и его признание в качестве полноценного и правомочного университета послужило импульсом во многих странах, правительства которых получили весомый аргумент в пользу нетрадиционных способов развития высшего образования. Этот аргумент стал активно использоваться в дискуссиях со сторонниками академических традиций. Учебные заведения, аналогичные UKOU, стали появляться в разных уголках планеты, причем ведущую роль в их создании играло государство. Гарольд Вильсон напишет позже, что решение учредить Открытый университет «являлось политическим актом».
Позднее, под нажимом правительства и в результате конкурентной борьбы за студентов, многие традиционные вузы пересмотрели свою структуру, учебные планы и программы, а также формы и методы обучения, осознав необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных образовательных курсов.
Увеличение государственных ассигнований Давление общественности и потребности времени привели в 60-е — 70-е годы к увеличению государственных ассигнований на нужды высшего образования. Очевидные успехи широкомасштабной реализации дистанционных форм преподавания благодаря учреждению Открытого университета Великобритании убедили правительства разных стран в необходимости вкладывать средства в развитие как новых, так и традиционных учебных заведений, способствуя распространению и диверсификации методов обучения.
Отношение к образованию в обществе также претерпело изменения. Оно стало рассматриваться как важнейший фактор экономического роста и социального развития, способствующий решению национальных и мировых проблем. Как развитые, так и развивающиеся страны стали видеть в образовании залог их будущего процветания. В то время как развитые страны старались удержать и усилить свои позиции на мировом рынке, перед развивающимися странами стояла задача преодолеть пропасть, отделяющую их от развитых стран в экономическом и социальном планах.
Процессы глобализации и экономического соревнования между странами привели к соперничеству в технологической и научной сферах и вызвали потребность в квалифицированной рабочей силе. Область образования занимает одно из первых мест в списке инвестиционных приоритетов, привлекая как государственные, так и частные инвестиции. Выводы
История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанные с образованием, и релевантности в самых разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий, и теперь можно говорить о трех поколениях дистанционного образования. Образовательная экспансия, включающая стремление к непрерывному образованию, привела к возрастанию государственных ассигнований в образовательную сферу и готовности правительств обеспечивать финансирование новых методов обучения. Создание UKOU ознаменовало появление дистанционного образования второго поколения университетского уровня и высочайшего класса, послужив моделью для создания аналогичных учебных заведений. Следует, однако, иметь в виду, что это всего лишь одна модель. Существуют и другие, представляющие собой альтернативные варианты развития дистанционного образования. Факты истории развития дистанционного образования