какой должна быть оценка деятельности спортсменов на тренировках и соревнованиях формальной
4.1. Спортивные достижения и спортивные результаты, критерии их оценки
Специфику спорта, как уже отмечалось, характеризует развернутая система спортивных соревнований со строгой регламентацией соревновательных действий и унификацией способов оценки достижений в ней. Для характеристики оценки конечного исхода спортивного соревнования используются такие показатели, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд» и т. п.
Каждое спортивное соревнование завершается тем или иным спортивным результатом. По определению Л. П. Матвеева (1999), спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и являющийся количественным выражением итогов соревновательной деятельности.
Под спортивно-достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.
Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами по некоторым внешним признакам – критериям, позволяющим получить количественную оценку итогов соревновательной борьбы. Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на: объективные, субъективные и смешанные. Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.
Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка; дальности полета снарядов; времени преодоления дистанции – в беге, плавании, лыжных гонках; веса поднимаемого спортивного снаряда – в тяжелой атлетике; и т. п. При их измерениях используется относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его лиц.
Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы, которые в значительной мере зависят от впечатлений, складывающихся у арбитров о качестве выполнения соревновательных действий, и сопоставления их с некоторыми «образцами» на основе собственного опыта и требований принятых спортивно-технических руководств и правил соревнований. При сопоставлении соответствий и отклонений выставляются оценки, имеющие условные градации, баллы и т. п.
Смешанные критерии – те, в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т. п. в целевую мишень (корзину, ворота и др.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т. п. Вместе с тем исход эпизодов и всего состязания оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных особенностей их восприятия и оценочных суждений качества исполнения действий.
Следует отметить, что эволюция критериев в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Этому в настоящее время способствуют разработка определенных количественных методов оценки результатов, внедрение новых технических средств объективного контроля, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой.
Основной составляющей соревновательной деятельности является стремление к максимальной реализации потенциала спортсмена для демонстрации возможно более высоких результатов. Однако в силу определенных причин и обстоятельств (в первую очередь – изменчивости состояния «спортивной формы») спортсменам далеко не в каждом состязании удается полностью реализовать свои спортивно-достиженческие возможности. Поэтому не каждый результат, демонстрируемый спортсменом (командой) в процессе выступлений в состязаниях можно назвать достижением.
Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т. п.
С ростом популярности спорта спортивные достижения получают все более широкую общественную оценку. Их значимость повышается в связи с тем, что их уровень в определенной мере отождествляется с уровнем развития культуры общества, государства и его социальной системы. Вполне очевидно, что спортивные достижения в массовом спорте обеспечивают оценку динамики общей подготовленности занимающихся на уровне массовых разрядов. Спорт высших достижений ориентирован на абсолютный максимум достижений. Поэтому спортивный результат как количественная характеристика спортивного достижения имеет самостоятельную ценность для человека. Спортивное достижение оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.
Рекорды – это спортивные результаты, превышающие все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга.
Рекорды регистрируются только в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени, количества попаданий и т. п. В других случаях результаты, превышающие ранее достигнутые, определяются как высшие достижения. Различают рекорды и высшие достижения – мировые, олимпийские, континентальные и т. п. Отдельно фиксируются рекорды для мужчин и женщин, а также в различных возрастных группах (юноши, юниоры, взрослые, ветераны).
Спортивные результаты и достижения неотделимы от субъекта деятельности (спортсмена), свидетельствуют об уровне развития прогрессивных сил индивида, его способностей в избранной сфере. При этом высшие достижения и рекорды служат интегральными критериями спортивной культуры, наглядным примером качества системы подготовки в конкретном виде спорта, сложившейся в той или иной стране, и в какой-то мере характеризуют уровень культуры общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
12.4. Оценка перспектив спортсменов на этапах спортивного совершенствования
На этапах подготовки к высшим достижениям и максимальной реализации индивидуальных возможностей критерии оценки перспектив спортсменов претерпевают существенные изменения. На этих этапах наряду с оценкой уровня и динамики спортивных достижений существенно возрастает значимость выявления резервных возможностей организма для дальнейшего совершенствования, мотивация, характеристики психики и интеллекта. К числу важнейших критериев, определяющих способность спортсменов реализовать свои достиженческие возможности, ведущие тренеры относят (по данным В. Н. Платонова, 2013):
– стремление к наивысшим достижениям и победам, уверенность в собственных силах и возможностях, высокое чувство собственного достоинства;
– достаточно высокий уровень знаний в области спортивной техники и методики подготовки, позволяющий активно общаться с тренером, врачом, научными работниками и другими специалистами, анализировать содержание подготовки, результаты тестирования, контролировать выполнение индивидуального плана, рекомендовать внесение корректив в подготовку;
– отсутствие самоуверенности, объективность, способность критически оценивать собственные действия, делать выводы из ошибок и поражений;
– умение переносить высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, преодолевать тяжелое утомление;
– стремление к неукоснительному выполнению плана подготовки;
– творческое отношение к своей подготовке, способность индивидуализировать общепринятые средства и методы, найти наиболее эффективные из них для совершенствования различных сторон подготовленности, устранения недостатков;
– отсутствие страха перед сильными конкурентами, стремление к соревнованиям с сильнейшими спортсменами, способность демонстрировать наилучшие результаты в главных соревнованиях в условиях острейшего соперничества;
– ответственное отношение к образу жизни, строгое соблюдение установленного режима, подчиненного эффективной подготовке;
– внимательное отношение к своему здоровью, серьезная работа над профилактикой травм и заболеваний;
– постоянный анализ рациона питания, качества продуктов и их соответствия особенностям тренировочного процесса и индивидуальным особенностям, уверенность в применении пищевых добавок и фармакологических средств, исключающих обвинение в использовании допинга.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте смысловое содержание понятия «спортивный отбор».
2. Чем отличается от концепции «спортивного отбора» концепция «спортивной», или «физкультурно-спортивной ориентации»?
3. Что такое «спортивная селекция»?
4. Охарактеризуйте задачи и укажите основные направления различных этапов отбора спортивного резерва.
5. Какие организационные приемы позволят лучше закрепить набранных в группу начальной подготовки детей и снизить тем самым неконтролируемый отсев юных спортсменов?
6. В чем суть общего методологического подхода к решению проблемы отбора и диагностики спортивных способностей?
7. Как соотносится прогностическая значимость исходных показателей подготовленности юных спортсменов и темпов прироста этих показателей в первые годы занятий по отношению к ожидаемой результативности спортсменов в возрастной зоне оптимальных возможностей?
8. Перечислите в иерархической последовательности основные категории факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юного спортсмена.
9. Расположите в порядке уменьшения надежности наследственный перенос предрасположенности детей (мальчиков и девочек) к занятиям спортом в семьях, где есть представители трех поколений.
10. Какие свойства организма занимающихся спортом в большей степени подвержены наследственному влиянию?
11. Какие антропометрические признаки наиболее важны для отбора к занятиям избранным видом спорта?
12. В чем суть изложенного в тексте главы подхода к оценке координационных качеств юных спортсменов?
13. Каков общий критерий, по которому можно достаточно надежно установить психологическую пригодность ребенка к спортивной деятельности?
14. В чем заключается особенность использования уровня и динамики спортивных результатов, как критериев перспективности спортсменов на разных этапах многолетней подготовки?
15. Какие критерии оценки перспектив спортсменов целесообразно использовать на этапах подготовки к высшим достижениям и максимальной реализации индивидуальных возможностей?
Оценка успешности спортивной деятельности
Экспертная оценка успешности спортивной деятельности [ править | править код ]
В спорте высокий уровень подготовленности, в том числе и психологической, в первую очередь отождествляется с успешной деятельностью. Закономерным становится то, что для управления подготовкой спортсмена необходима количественно-качественная оценка этой успешности. При изучении спортивной деятельности данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных параметров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания. Не учитывается, что спортивная деятельность является многосторонним процессом активности, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно формирует физические и психические качества человека, требуемые спецификой вида спорта.
В настоящее время для решения задач различного характера, установления специфики вида спорта, структуры деятельности, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий и др. в спортивной психологии используется метод экспертных оценок. Понятие «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», «сведущий». Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении анализа проблемы с количественной характеристикой качеств, суждений на основе личного опыта и последующей формализованной обработкой результатов, что важно для выделения критериев интегральной оценки успешности спортивной деятельности.
Как отмечалось выше, существует множество классификаций видов спорта и соревновательных упражнений. Однако при выделении критериев успешности спортивной деятельности целесообразно рассматривать три группы: циклические, сложнокоординационные и противоборства. Взаимосвязь объективных и субъективных показателей успешности показывает необходимость учета основных признаков, которые прямо или косвенно выражают полезные и вредные качества элементов деятельности уровень квалификации, степень выраженности психофизиологических свойств индивидуальности в их взаимосвязи с успешностью деятельности.
В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т.д.); в сложнокоординационных — субъективные, выявление победителя осуществляется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки). Предполагается, что сложнокоординационные виды в значительной степени «продвигают» развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве.
С точки зрения теории спорта успешность спортивной деятельности отождествляется с понятием результативность. Спортивный результат — количественный или качественный уровень показателей, в зависимости от особенностей вида спорта выраженный: победой в состязаниях; единицами измерения времени, пространства и массы; числом набранных спортсменом баллов при оценке судей; количеством набранных очков и др., которые являются критериями судейства. Однако такой подход позволяет очень узко оценивать деятельность спортсмена. Отмечено, что спортивный результат, с одной стороны, является главным итогом тренировки спортсмена, а с другой — далеко не всегда отражает реальное качество и эффективность тренировочного процесса. Как критерий успешности результат может выступать в сравнении с разрядными коэффициентами, с результатами других спортсменов, с динамикой выступлений спортсмена за определенный промежуток времени. Результат сам по себе еще не полностью характеризует успешность спортивной деятельности, что требует необходимости рассмотрения его в совокупности с другими критериями.
Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.
Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга и др. Так, в единоборстве среднее значение спортивных результатов может определяться отношением их суммы к количеству боев. Успешность спортивной деятельности определяется в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. Учитываются также результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.
В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов, как особенности специальных свойств личности, психомоторные показатели, отношение к деятельности, активность и др.
Все рассмотренные выше показатели оценивают успешность спортивной деятельности и вслед за ней психологическую подготовленность только по внешним критериями. Однако «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; изучая «внешнюю сторону» деятельности, можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности». Что указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.
Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации. В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием «надежность», под которой понимается комплексное внутреннее свойство, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени. Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надежности деятельности спортсменов.
Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает «внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности».
Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта.
Можно привести множество примеров из спортивной практики, когда наблюдается явное расхождение внутренней, субъективной оценки спортсмена, его тренера и болельщиков с экспертным мнением судейской бригады. Это относится к выступлениям спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так, выступление белорусского гимнаста И. Иванкова было признано лучшим по итогам зрительских симпатий, однако судейской бригадой на Олимпийских играх оценено только вторым местом. Обратная ситуация, когда прыжок фристайлиста Д. Дащинского по результатам судейских оценок на Олимпийских играх в Турине также оценен вторым, однако сам спортсмен своим выступлением был доволен и внутренне ощущал себя победителем.
В связи с этим не изученной остается проблема личности спортсменов, так и не сумевших в своей спортивной карьере завоевать золотую медаль, но по уровню своей подготовленности имеющих реальные шансы претендовать на звание победителей Олимпийских игр.
Психологу и тренеру важно уметь прогнозировать успешность спортивной деятельности, основываясь на индивидуальной субъективной оценке результативности спортсмена, степени реализации физических и психических возможностей личности, в соответствии с поставленными целями.
В качестве унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности существует методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности заносятся в протокол, в котором по 10-балльной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков.
Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в стране; перспективность (спортивный статус) — от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.
В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.
Спортивную квалификацию можно охарактеризовать как устойчивую характеристику спортсмена, обобщающую итоги выступлений на спортивных соревнованиях за определенный отрезок времени. Ее оценивают по среднему уровню спортивных результатов, их количеству, по особенностям соревнований, на которых достигнуты эти результаты. Стабильность, как многократное, относительно одинаковое по эффективности выполнение деятельности, выступает одной из основных предпосылок надежности деятельности в условиях соревнований. Стабильность результатов связана с психологическими особенностями спортсмена, что позволяет говорить о психической стабильности спортсмена, обеспечивающей его способность к созданию необходимого уровня готовности к соревнованию, к управлению психическим состоянием.
Внутренняя, субъективная оценка успешности осуществляется с помощью выбора соответствующей оценки от 1 до 10 баллов между полярными характеристиками.
Латентную оценку успешности составляет интегральный показатель, также выраженный в 10-балльной шкале. Он рассчитывается с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы.
Экспертная оценка широко используется в спортивном судействе в виде суммы баллов, выставляемых бригадой судей, каждый из которых оценивает спортивный результат по какой-либо шкале. Шкала может быть построена на баллах, начисляемых за конкретные признаки качества выполненного упражнения. При этом полученные баллы умножаются на определенные коэффициенты, например, за сложность упражнения (в фигурном катании, гимнастике и др.).
Итоговый показатель (экспертная оценка успешности) рассчитывается по формуле ЭОУСД=(ОУ/9 + СУ/15 + ЛУ)/3
где ОУ/, СУ/ и ЛУ/ — объективный, субъективный и латентный компоненты успешности.
Для всех сложнокоординационных видов спорта общими выступают первые два критерия успешности, а латентный показатель учитывает специфику судейской оценки в конкретном виде спорта.
Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта. Это позволяет совершенствовать психологическую подготовку спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего критериев. Внешний критерий психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний — в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.
Таким образом, проведение психолого-педагогического анализа спортивной деятельности, выявление «модели» сильнейшего спортсмена позволяет учитывать разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Самозащита без оружия
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
FIBA Assist Magazine
Мир дзюдо
Обо всем по порядку: Репортаж о репортаже
Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена
Валерий Лобановский. Четыре жизни в футболе
Небо над полем
Силовой тренинг рук. Часть I. Теоретические основы. Развитие силы бицепсов
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Экспертная оценка успешности спортивной деятельности (на примере сложнокоординационных видов спорта)
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, результат, сложнокоординационные виды спорта, успешность, экспертная оценка.
Key words: expert estimation, coordinating sports, psychological preparation, result, sports activity, successfulness.
Резюме. Проведен анализ используемых критериев оценки успешности спортивной деятельности, обосновано использование метода экспертных оценок. Разработанная методика экспертной оценки спортивной успешности позволяет учитывать как объективные, так и субъективные показатели деятельности спортсмена для проведения психографического анализа, необходимого при организации психологической подготовки. Стандартизированы разнородные оценки качественных сторон спортивной деятельности, что позволяет сопоставлять успешность с личностными свойствами спортсмена.
Summary. The realized analysis used standard of judgement to successfulness to sports activity. Motivated use the method expert estimation. The methods of the expert estimation was designed to sports successfulness. She allows to take into account as objective, so and subjective factors to activity of the athlete. It is important when undertaking psychographic analysis and organizations of psychological preparation. Heterogeneous evaluation of qualitative aspects of sports activities has been standardized. This allows to match successfulness with particularities of personality of the athlete.
В спорте высокий уровень подготовленности, в том числе и психологической, отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным соревновательным результатом (занятым на соревнованиях местом). Для управления подготовкой спортсмена необходима ее количественно-качественная оценка, которая определена для физической и технической подготовок, и является не менее значимой для психологической подготовки. При изучении спортивной деятельности данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных параметров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания [3, 5, 7, 9, 11 и др.]. Не учитывается, что спортивная деятельность является многосторонним процессом активности, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно формирует физические и психические качества человека, требуемые спецификой вида спорта [10].
В настоящее время для решения задач различного характера, установления специфики вида спорта, структуры деятельности, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий и др. в спортивной психологии используется метод экспертных оценок. Понятие «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», «сведущий». Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении анализа проблемы с количественной характеристикой качеств, суждений на основе личного опыта и последующей формализованной обработкой результатов, что важно для выделения критериев интегральной оценки успешности спортивной деятельности.
Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам.) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании. ). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.
Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга, и др. Так, М.И.Брегер (1986) определил критерии количественной оценки соревновательной деятельности, среднее значение спортивных результатов определялось отношением их суммы к количеству боев. ЕАГрозин в соавт. (1984) разработали коэффициент спортивного мастерства и интегральный показатель атакующих (защитных) действий в соревновательной деятельности. Г.П.Семенов (1982) выразил успешность спортивной деятельности в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. В.Н.Мурзинков, А.В.Медведь (1994) выявили унифицированные критерии оценки соревновательной деятельности борцов: результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.
В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов как уровень развития специальных свойств личности, психомоторных показателей, отношение к деятельности, активность и др.
Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации. В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием надежность, под которой понимается «такое комплексное внутреннее свойство, которое позволяет спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени», критерием надёжной деятельности спортсмена является «безотказная работа, то есть действия, выполненные без ошибок, без срывов с качественно высокой результативностью» [2, с. 7]. Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надёжности деятельности спортсменов. В.Л.Марищук, Л.Н.Серова (1983) выделили критерии успешности соревновательных действий, которые оцениваются непосредственно в процессе наблюдения за соревнованиями в условных баллах (от 1 до 5). Так, при высокой успешности спортсмены «действуют с учетом вероятностных ситуаций по оптимальной тактической схеме, легко и своевременно концентрируют, переключают или распределяют внимание; движения точные по форме и условиям, хорошо координированные», о низкой успешности свидетельствует «преобладание ошибок, ведущих к невыполнению действий, движения неадекватные заданным, хаотичные или же ступор» [6, с. 72]. Д.В.Попов (2001) успешность деятельности изучал в связи с субъективной оценкой ее результата в сравнении с запланированным, который определялся в соответствии с возможностями индивида, сопровождающаяся определенными переживаниями.
Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает «внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности» [12, с. 4]. Проведение психографического анализа спортивной деятельности, выявление «модели сильнейшего спортсмена» позволяет учитывать разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов, и может рассматриваться интегрирующим подходом в оценке успешности спортивной деятельности [11, 12, 13 и др.].
Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта. Можно привести множество примеров из спортивной практики, когда наблюдается явное расхождение внутренней, субъективной оценки спортсмена, его тренера, болельщиков с экспертным мнением судейской бригады по поводу выступлений сильнейших спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так, выступление белорусского гимнаста И.Иванкова было признано лучшим по итогам зрительских симпатий, однако судейской бригадой на Олимпийских играх оценено только вторым местом, прыжок фристайлиста Д.Дащинского по результатам судейских оценок на Олимпийских играх в Турине также оценен вторым, однако сам спортсмен своим выступлением был доволен и внутренне ощущал себя победителем. Такая ситуация встречается не только с нашими белорусскими спортсменами. В этой связи не изученной остается проблема личности спортсменов, так и не сумевших в своей спортивной карьере завоевать золотую медаль, но по уровню своей подготовленности, имеющих реальные шансы претендовать на звание победителей Олимпийских игр.
Изучая психологию успеха и неудачи спортсмена успешность соревновательной деятельности Н.А. Батурин (1988) рассматривал как «. интегральную оценку собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек» [1, с. 10].
Спортивными федерациями во всех сложнокоординационных видах спорта (фристайл, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.) проводилась большая работа по повышению объективности судейства: разрабатывались новые правила, создавались отдельные судейские бригады, вводились новые критерии оценки, использовались современные технические средства (компьютерная техника и видеозапись) для анализа спорных моментов выступлений спортсменов.
Однако, как в практической сфере спорта, так и в научных исследованиях мало внимания уделяется психологическому фактору успешности спортивной деятельности, основанному на индивидуальной субъективной оценке результативности спортсмена, степени реализации физических и психических возможностей личности, в соответствии с поставленными целями.
С целью создания унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности была разработана методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности, были занесены в протокол, в котором по 10-бальной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков (табл. 1, 2, 3).