какой каменный храм в козьмодемьянске был построен еще в 17 веке
Храмы в Козьмодемьянске республики Марий Эл
→ Собор Смоленской Божьей Матери
В нижней части Козмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни.
→ Стрелецкая часовня
В Козьмодемьянске недалеко от пристани расположен один из интереснейших памятников города — Стрелецкая часовня. Уже 300 лет она напоминает о ратном подвиге 240 козьмодемьянцев — участников Азовских походов Петра I 1695-1696 годов.
→ Церковь Богоявления Господня
Среди церквей Козьмодемьянска в начале XX века там, где сегодня высится обелиск Воинской Славы, стоял один из древнейших городских храмов — церковь Богоявления. Каменный храм был построен в 1734 году в традициях русского зодчества XVIII века.
→ Церковь Пресвятой Троицы
На козьмодемьянской Пугачевой горе словно каменный цветок радует глаз белокаменная Троицкая церковь — один из старейших храмов города на Волге. В начале XX века эту церковь называли лучшей в городе, и сегодня она остается одной из главных достопримечательностей Козьмодемьянска.
→ Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери
В западной части старого Козьмодемьянска, над Кузнецким оврагом, стоит храм, забытый и малодоступный для обозрения. Это Тихвинская церковь, построенная в 1827 году на средства прихожан. Она была двухпрестольной: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
→ Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В Козьмодемьянске ближе всех к пристаням стояла Успенская церковь, известная также под именем Никольская, так как в ней находился местночтимый старинный образ святителя Николая Чудотворца. В 1871 году храм был расширен, по существу выстроен вновь на средства купца Ивана Матвеевича Зубкова.
Церковь Пресвятой Троицы в г. Козьмодемьянск
На козьмодемьянской Пугачевой горе словно каменный цветок радует глаз белокаменная Троицкая церковь — один из старейших храмов города на Волге. В начале XX века эту церковь называли лучшей в городе, и сегодня она остается одной из главных достопримечательностей Козьмодемьянска.
Храм был построен в 1733 году в архитектурных формах XVII столетия. Основной куб храма, украшенный у завершения каменным пояском в виде гирек, венчает ряд декоративных закомар. На четырехскатном покрытии широко и свободно расставлено традиционное пятиглавие, декоративное оформление которого в виде закомар, очень гармонирует с закомарным рядом на четверике. Центральный барабан световой, остальные — глухие. Они крыты куполами красивого рисунка из железа. Граненые главы возносят ажурной формы кресты. С запада к церкви примыкает трапезная, завершающаяся трехъярусной четырехгранной колокольней, выстроенной уже в строгих формах позднего классицизма и в более позднее время.
Троицкая церковь в начале XX века была трехпрестольной: главный храм во имя Святой Троицы, приделы: правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый — во имя иконы Божией Матери “Страстная”. В храме имелся чудотворный список этой иконы.
Ежегодно 4-18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. Первоначально ход совершался только со свечой, которая покупалась на средства прихожан и которая по приходе ставилась перед Палецкой иконой. Со временем крестный ход стал совершаться с иконой Одигитрии “Страстная”. Кроме того, в Троицком храме имелись местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца; Архистратига Михаила и Божией Матери Троеручицы. Последняя икона была списана с чудотворного образа, хранящегося на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим изографом и принесена архимандритом Феофаном в октябре 1664 года в монастырь Новый Иерусалим патриарху Никону, а затем перенесена в Козьмодемьянск.
На колокольне церкви в начале XX века имелось 7 колоколов. Самым крупным из них был стопудовый, отлитый в г. Казани на заводе купца Луки Рукавишникова. Средние колокола имели вес 60, 25 и менее пудов и были отлиты мастерами-литейщиками Саратова и Чебоксар.
В храме имелась церковноприходская школа. В 1901 году приходским священником был Иван Львович Булгаков.
В 1938 году Троицкая церковь была закрыта. Здание храма передали под квартиры. Только в 90-е годы XX века началось возрождение этой жемчужины Козьмодемьянска. Храм был передан общине верующих. Началось его восстановление. Вновь засверкали на солнце главы церкви, была восстановлена колокольня. Храм обрел свой голос. 200-килограммовый колокол, доставленный из Новочебоксарска, мелодично звучит над древним городом. Постепенно восстанавливается интерьер церкви: появился новый иконостас, изготовленный йошкар-олинскими резчиками, мраморный пол, укреплены своды, предстоит большая работа по восстановлению фресок.
При храме имеется духовная школа, которую посещают около 20 мальчиков и девочек. Большую пастырскую и просветительскую работу проводит священник церкви протоиерей Василий Лихачев.
5 июля 2004 года архиепископ Иоанн отслужил в храме Божественную литургию. Богослужение проходило в сослужении духовенства горномарийского района и при стечении множества верующих.
Святые места Козьмодемьянска
Лето 1552 года от Р.Х. Легенда гласит: царь Всея Руси Иоанн IV со дружиною после покорения Казани возвращался в Москву по водному пути; застигнутые бурею, они молились свв. Косме и Дамиану и были спасены.
И повелел Иоанн построить здесь город и назвать его в честь свв. Космы и Дамиана.
Это было первое упоминание о городе Козьмодемьянске, которое подтверждается фактами нахождения в церквях города икон, купленных и подаренных в 60-е годы 16 века.
Лето 1583 от Р.Х. Первая историческая запись о возникновении города. В книге 17 века существует запись о том, что по указу Иоанна IV на месте поселения Козьмодемьянск был построен острог, т.е. крепость для защиты волжских берегов. Указ царя был приведен в действие.
Старый Козъмодемьянск славился своими церквами. Их колокола возвещали людям радость, вселяли в сердца горожан веру и надежду. Колокольный звон в будни и праздники широко разливался по волжским просторам.
Колокола, как люди, имели свою судьбу, порой трагическую. Сохранились сведения о Козьмодемьянских церковных колоколах, позволяющие воссоздать их биографии.
Каждый колокол имел свое имя: Большой колокол, Новый колокол, Первый колокол и т.д. На каждом колоколе было клеймо с датой, именем мастера, местом изготовления, с надписью, гласившей о тех, кто пожертвовал деньги на колокол, а также слова молитв, например, «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». На клейме был указан и вес колокола.
Колокола производились в Чебоксарах, в Вятской губернии, в Казани и в самом Козьмодемъянске.
В праздничный день по всему городу разносился звон колоколов, сливаясь в один радостный звук торжества Божия, каждая церковь гордилась своими колоколами.
Церковь Пресвятой Троицы
22 сентября 1884г. в храме была открыта церковно-приходская школа, начали обучение 32 мальчика. В 1901г. приходским священником был Иван Львович Булгаков.
На колокольне церкви в начале XX века имелось 7 колоколов.
Большой колокол имел вес около 100 пудов и надпись: «Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова. Второй колокол отлит в 1869г. весом около 60 пудов, имеет надписи: «Лили сей колокол на заводе потомственных почетных граждан саратовских 1-гильдии купцов братьев Гудковых; «Благоветствуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Господи возлюбих селения твоя».
Церковь Богоявления Господня
Храм имеет каменную колокольню. В церкви было 9 колоколов. Большой колокол, отлитый в 1882г весил 111 пудов 28 фунтов, имел надпись: «Вылит сей колокол в городе Чебоксары на заводе братьев Рязановых».
Второй колокол весил примерно 50 пудов, имел надпись : «. Вылит в городе же Козьмодемьянск в церкви Богоявления Господня»
Третий колокол весил примерно 20 пудов, имел надпись: «Сей колокол лит на заводе Торгового дома потомственного почетного гражданина П.И. Оловяшникова», «Благоветствуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу».
В 30-е годы XX века церковь была полностью разрушена. На ее месте сначала был построен памятник Сталину, а затем обелиск Воинской славы.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В церкви было 8 колоколов, три из которых имели надписи.
Большой колокол весил 164 пуда 15 фунтов, имел надпись: « Лил мастер Василий Иванов Рязанов с детьми».
Второй колокол был отлит в 1869г весом 30 пудов 21 фунт, имел надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Лит на заводе потомственных почетных граждан саратовских первой гильдии купцов братьев Гудковых».
Третий колокол весом 41 пуд 14 фунтов, вероятно, отлит чебоксарским мещанином В.И.Рязановым.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины 19в. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Собор венчают 5 глав, символизирующие И.Христа и его апостолов. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор схож с храмом Христа Спасителя в Москве.
С 1878г. П.Ф.Бычков состоял церковным старостой Смоленского собора. В 1881г. в пользу города и городских учреждений он купил на нижегородской ярмарке за свои деньги икону Божией Матери в позолоченном окладе.
К 15 июля 1888г. городская управа выписала для раздачи жителям города 500 экземпляров «Жития Равноапостольного Великого князя Владимира» и брошюру «Крещение русского народа» П.Ф.Бычков выписал «на свой счет» 500 экземпляров для раздачи ученикам. В память сего события им была приобретена для Смоленского собора икона Святого Равноапостольного великого князя Владимира» Большую по размерам, богатую по убранству, бесценную по значимости икону прислали из Киева.
В Соборе было 7 колоколов, 4 из них имели надписи.
Большой колокол весом 139 пудов 10 фунтов имел надпись: «Христобожественского прихода перелит из разбитого колокола с прибавлением от прихожан».
Третий колокол весом 31пуд 39 фунтов с надписью: «Лили сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском братья Бакулевы», «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой».
Четвертый колокол отлит в 1856г. весом 15 пудов 25 фунтов с надписью «Лили сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском».
Соборному храму принадлежала деревянная часовня, устроенная на ключе в 1890г. на средства мещанки города Симбирска Праскевны Глебовой-Каржевой, в память чудесного спасения Государя Императора Александра III с Августейшим Его Семейством от угрожавшей опасности 17 октября 1888г., близ станции «Борки»
Храм Вознесения Господня
Каменный однопрестольный храм был воздвигнут в 1759г. усердием и старанием прихожан бывшего в то время здесь Вознесенского женского монастыря. Сохранилось предание, что церковь построили прихожане в одно лето своими руками из своих материалов. Это предание подтверждается незатейливой архитектурой церкви, и тем, что построена не знатоками дела, сравнительно скоро пришла в ветхость.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Каменная, построена в 1872г. на средства прихожан. Была двухпрестольной: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя святителей Василия Великого, Георгия Богослова и Иоанна Златоуста.
Тихвинский храм является памятником архитектуры, принадлежащим эпохе высокого классицизма. Композиционно состоит из четверика, увенчанного световой ротондой и куполом, одноэтажной трапезной и двухъярусной квадратной в плане колокольни.
4 октября 1890г. при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой начали обучение 57 мальчиков и 6 девочек. Учащихся обоего пола насчитывается ежегодно до 50 человек, находится она в здании, выстроенном на средства купца А.Пономарева.
В церкви было 9 колоколов, четыре из которых имели надписи.
Большой колокол отлит в 1844г. весом 102 пуда 1 фунт имел надпись: «Лил сей колокол на заводе Вятской губернии в городе Слободском братья Бакулевы», «Заутра уелыши глас мой Царю мой и Боже мой»
Второй колокол отлит в 1843г. весом 52 пуда 9 фунтов имел надписи: «Лил сей колокол на заводе Вятской губернии в. городе Слободском братья Бакулевы».
Третий колокол отлит в 1817г и имел надпись: «Заутра уелыши глас мой Царю мой и Боже мой».
Храм был закрыт в 30-е годы, бездействовал. Осквернен присутствием в его стенах пивзавода. Разрушен северный четырехколонный портик четверика, исчезли завершения купольной ротонды и шпиль колокольни.
Монастырские строения включали в себя двухэтажный корпус, в котором располагалась домовая церковь в честь Афонской иконы Божией Матери. В этом же корпусе размещались кельи игуменьи, рукодельная мастерская, трапезная. В 5 двухэтажных корпусах находились кельи сестер, школа, больница, живописная мастерская, просфорня. Храм во имя Божией матери «Скоропослушницы»
Монастырское хозяйство имело три дворовых участка, пашни сенокосы, 156 десятин леса, рыбные ловли на Волге. В 1899г. к монастырю была причислена Спасо-Геронтиева Владимирская Чебоксарская пустынь.
Главной святыней монастыря являлся Троицкий собор, строившийся с 18 84-1891г. Храм строился на средства благотворителей. Усадебное место было предоставлено купцом А. Пономаревым.
В настоящее время от Троицкого собора ничего не осталось. В 60-е годы ХХв. Основное здание собора еще стояло, а колокольня была приспособлена под пожарную каланчу.
Старообрядческая церковь Преображения Господня
В 1997г. остатки здания передали официально зарегистрированной общине Козьмодемьянских старообрядцев. Уроженец Козьмодемьянска, профессор, доктор технических наук Б.Н.Родионов, живущий ныне в Москве направил личные средства, разработал техническую документацию, готовил чертежи, выезжал на лесозаготовительные делянки. Множество людей бескорыстно и с добрым сердцем помогало возрождать храм. Старообрядцы Москвы прислали в дар три колокола на звонницу.
Церковь во имя Нерукотворного Спаса
Каменная однопрестольная церковь была надстроена на здании тюрьмы в 1892г., шириною З сажени, длиной 4 сажени, имела 5 окон с железными решетками, и 2 круглых печи, обтянутых железом. С Северной стороны к храму примыкала каменная паперть длиной 14 аршин, шириной 4 аршина. Оградою вокруг храма служит стена тюрьмы. Колокольня устроена была отдельно от храма на тюремном дворе на деревянных столбах. Колоколов было 6.
Колокола на основании требования заведующего Карательным отделением Казанского Губ.Отд. Юстиции сданы под расписку Начальника Козьмодемьянской тюрьмы А Же. 1919г, 6сентября.
1919г. 25 июня все церковное имущество церкви передано на хранение игуменье Свято-Троицкого женского монастыря, матери Алевтине священником Спасской тюремной церкви Михаилом Брагиным.
Конец 80-х-90-е годы стали новым зтапом в жизни Православной Церкви, церковного возрождения. Люди потянулись к своим истокам. Подвижники Православной веры, сплачивая вокруг себя людей, начали поднимать из руин храмы. С учреждением Марийской епархии в 1993 году это движение в нашем крае обрело новую силу. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освящал престолы восстановленных храмов, благословлял народна добрые дела.
Какой каменный храм в козьмодемьянске был построен еще в 17 веке
Церковь Святой Живоначальной Троицы г. Козьмодемьянска
Церковь Святой Живоначальной Троицы города Козьмодемьянска
Свято-Троицкий храм города Козьмодемьянска построен в 1733 году на средства прихожан на месте разобранной за ветхостью церкви в честь Рождества Христова. Храм имел 3 престола: главный из которых освятили в честь Пресвятой Троицы, правый придел — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, левый, в 1893 году, — в честь иконы Божией Матери «Страстная», чудотворный список с которой находился в церкви. Кроме того, в храме находились местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца, Архистратига Божия Михаила, образ Божией Матери «Троеручица», списанный с чудотворной иконы, хранившейся в Хиландарском монастыре на Святой Горе Афон. К церкви была приписана Стрелецкая часовня, построенная стрельцами в 1697 году после благополучного возвращения из похода против крымского хана. С 1885 года при храме действовала мужская церковно-приходская школа.
В советское время духовенство и верующие Троицкой церкви не уклонялись в обновленчество, находились под омофором Патриарха Тихона, а затем — митрополита Сергия (Страгородского), с конца 1920-х годов входили в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Репрессии неоднократно обрушивались на Троицкий приход, и в первую очередь на возглавлявших его священнослужителей. 13 декабря 1934 года по ложному обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы протоиерей Александр Федорович Михайлов и диакон Александр Иванович Аристовский. Следствию не удалось собрать доказательства их вины, и оба священнослужителя в 1935 году были освобождены. По-иному сложилась судьба протоиерея Валериана Евгеньевича Новикова, арестованного 19 декабря 1937 года и осужденного на 10 лет лагерей. Сама церковь была закрыта 27 сентября 1938 года, ее здание в дальнейшем использовалось под жилой дом.
В 1989 году храм возвратили Церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска.
Церковнослужители
Воецкий Михаил (1847–1861)
Алексеев Иоанн (1795 –1799)
Кроковский Димитрий (1799–1817)
Николаев Николай (1803–1810)
Троицкий Иоанн (1817–1825)
Птицин Петр (1825–1830)
Ястребов Гавриил (1861–. )
Челноков Аристарх (1866–1871)
Арнольдов Георгий (1867–1883)
Гортинский Матфей (1868–1871)
Богородицкий Иаков (1925–1930), отказался от церковного служения в 1930 году
Козьмодемьянск. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
На козьмодемьянской Пугачевой горе словно каменный цветок радует глаз белокаменная Троицкая церковь — один из старейших храмов города на Волге. В начале XX века эту церковь называли лучшей в городе, и сегодня она остается одной из главных достопримечательностей Козьмодемьянска.
Храм был построен в 1733 году в архитектурных формах XVII столетия. Основной куб храма, украшенный у завершения каменным пояском в виде гирек, венчает ряд декоративных закомар. На четырехскатном покрытии широко и свободно расставлено традиционное пятиглавие, декоративное оформление которого в виде закомар, очень гармонирует с закомарным рядом на четверике. Центральный барабан световой, остальные — глухие. Они крыты куполами красивого рисунка из железа. Граненые главы возносят ажурной формы кресты. С запада к церкви примыкает трапезная, завершающаяся трехъярусной четырехгранной колокольней, выстроенной уже в строгих формах позднего классицизма и в более позднее время.
Троицкая церковь в начале XX века была трехпрестольной: главный храм во имя Святой Троицы, приделы: правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый — во имя иконы Божией Матери “Страстная”. В храме имелся чудотворный список этой иконы.
Ежегодно 4-18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. Первоначально ход совершался только со свечой, которая покупалась на средства прихожан и которая по приходе ставилась перед Палецкой иконой. Со временем крестный ход стал совершаться с иконой Одигитрии “Страстная”. Кроме того, в Троицком храме имелись местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца; Архистратига Михаила и Божией Матери Троеручицы. Последняя икона была списана с чудотворного образа, хранящегося на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим изографом и принесена архимандритом Феофаном в октябре 1664 года в монастырь Новый Иерусалим патриарху Никону, а затем перенесена в Козьмодемьянск.
На колокольне церкви в начале XX века имелось 7 колоколов. Самым крупным из них был стопудовый, отлитый в г. Казани на заводе купца Луки Рукавишникова. Средние колокола имели вес 60, 25 и менее пудов и были отлиты мастерами-литейщиками Саратова и Чебоксар.
В храме имелась церковноприходская школа. В 1901 году приходским священником был Иван Львович Булгаков.
В 1938 году Троицкая церковь была закрыта. Здание храма передали под квартиры. Только в 90-е годы XX века началось возрождение этой жемчужины Козьмодемьянска. Храм был передан общине верующих. Началось его восстановление. Вновь засверкали на солнце главы церкви, была восстановлена колокольня. Храм обрел свой голос. 200-килограммовый колокол, доставленный из Новочебоксарска, мелодично звучит над древним городом. Постепенно восстанавливается интерьер церкви: появился новый иконостас, изготовленный йошкар-олинскими резчиками, мраморный пол, укреплены своды, предстоит большая работа по восстановлению фресок.
Свято-Троицкий храм города Козьмодемьянска построен в 1733 году на средства прихожан на месте разобранной за ветхостью церкви в честь Рождества Христова. Храм имел три престола, главный из которых освятили в честь Пресвятой Троицы, правый придел – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, левый, в 1893 году, – в честь иконы Божией Матери «Страстная», чудотворный список с которой имелся в церкви. Кроме того, в храме находились местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца, Архистратига Божия Михаила, образ Божией Матери «Троеручица», списанный с чудотворной иконы, хранившейся в Хиландарском монастыре на Святой Горе Афон. К церкви была приписана Стрелецкая часовня, построенная стрельцами в 1697 году после благополучного возвращения из похода против крымского хана. С 1885 года при храме действовала мужская церковно-приходская школа.
В советское время духовенство и верующие Троицкой церкви не уклонялись в обновленчество, находились под омофором Патриарха Тихона, а затем – митрополита Сергия (Страгородского), с конца 1920-х годов входили в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Репрессии неоднократно обрушивались на Троицкий приход, и в первую очередь на возглавлявших его священнослужителей. 13 декабря 1934 года по ложному обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы протоиерей Александр Федорович Михайлов и диакон Александр Иванович Аристовский. Следствию не удалось собрать доказательства их вины, и оба священнослужителя в 1935 году были освобождены. По-иному сложилась судьба протоиерея Валериана Евгеньевича Новикова, арестованного 19 декабря 1937 года и осужденного на 10 лет лагерей. Сама церковь была закрыта 27 сентября 1938 года, ее здание в дальнейшем использовалось под жилой дом.
В 1989 году храм возвратили церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска.
Свято-Троицкий храм был отстроен и освящён в 1733 году на средства прихожан с использованием старых фундаментов Христорождественского собора 1658 года постройки. Церковь в честь Живоначальной Троицы была освящёна как однопрестольная, холодная. В 1825 году к основному объёму церкви пристроили тёплую трапезную с Благовещенским приделом с южной стороны, так как в том же году была разобрана рядом стоящая одноимённая церковь. В 1827 году возвели трёхъярусную колокольню, храм обнесли каменной оградой с железной решёткой. 28 ноября 1893 года с северной стороны в трапезе освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Троицкий храм считался городским собором до того, как в 1872 году был построен Смоленский собор.
При храме с 1884 года действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось 50 мальчиков. В приходе числилось 125 домов, из них 87 мещанских, 35 крестьянских. Проживало в них 318 мужчин и 357 женщин. После Октябрьской революции при советской власти церковное здание было передано общине верующих по договору с Козьмодемьянским городским советом. Решением того же Совета церковь Живоначальной Троицы была закрыта 27 сентября 1938 года. Перед закрытием, чуть ранее, протоиерея Валериана Новикова арестовали 19 декабря 1937 года и осудили на 10 лет лагерей. После закрытия храм пустовал некоторое время. На протяжении четырёх лет, с 1941 по 1945 гг. в Троицкой церкви был оборудован детский дом для детей из осаждённой Москвы, позже сюда въехали дети-сироты. Затем здесь размащались библиотека, возле храм был оборудован конный двор коммунального городского хозяйства, позже в здании бывшего храма разместили коммунальные квартиры.
В конце 1930-х годов снесли пятиглавие, разобрали трёхчастную апсиду и два яруса колокольни. Обрушено сводчатое перекрытие, а над трапезной поставили семистенный сруб. В то время был утрачен южный портал храма и часть северного. Был демонтирован иконостас, сброшены колокола, внутреннее пространство перепрофилировано, стены и своды выкрашены в белый цвет (частично сохранилась масляная живопись ХIХ века). В 1989 году храм, точнее то, что от него осталось передали РПЦ.
В 1990 году на средства образовавшейся церковной общины вновь был отстроен уничтоженный алтарь из силикатного кирпича. В процессе ремонтно-восстановительных работ внутри здания разобрано межэтажное перекрытие, восстановлено пятиглавие. В 1992-1993 гг. специалистами-реставраторами Козьмодемьянского реставрационного участка восстановлена колокольня, был заказан новый иконостас для храма. При последней реставрации была восстановлена и трапезная.
В настоящее время объект культурного наследия «Церковь Пресвятой Троицы» представляет собой действующий храм, на территории которого находятся деревянные и кирпичные постройки конца ХХ века. Привлекает интерес смотровая площадка в виде часовни с мозаичным изображением святых Космы и Дамиана.