какой краской расписывают стены в храме

Чем расписывают храмы

какой краской расписывают стены в храме. Смотреть фото какой краской расписывают стены в храме. Смотреть картинку какой краской расписывают стены в храме. Картинка про какой краской расписывают стены в храме. Фото какой краской расписывают стены в храмеКак расписывают православные храмы? В наши дни практикуется несколько технологий. Одни из них пришли из глубины веков, другие основаны на современных материалах.

Фреска по сырой штукатурке – самый традиционный метод, требующий от мастеров виртуозного искусства. Живопись создается минеральными красками на водной основе по стене, которая только что покрыта известковой штукатуркой. Секрет состоит в том, что роспись необходимо завершить за то время, пока сохнет штукатурка, то есть всего за несколько часов. Именно так работали Дионисий и Андрей Рублев. Расписать таким образом можно далеко не каждый храм: например, на бетонную стену известковая штукатурка и, соответственно, роспись по ней просто не ляжет. Впрочем, не стоит думать, что все древние фрески от начала до конца были написаны «по сырому». Роспись завершали уже по сухой стене темперными красками на яичной основе.

какой краской расписывают стены в храме. Смотреть фото какой краской расписывают стены в храме. Смотреть картинку какой краской расписывают стены в храме. Картинка про какой краской расписывают стены в храме. Фото какой краской расписывают стены в храмеВ трактате афонского иеромонаха и иконописца XVII века Дионисия Фурноаграфиота «Ерминия или Наставление в живописном искусстве» есть раздел «Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются». Там сказано: «Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло­коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет».

Позднее стенопись начали полностью выполнять яичной темперой. В XVIII столетии храмы стали расписывать масляными красками, но эта технология имела ряд недостатков, в частности – очень долгое время высыхания стенописи и способность к растрескиванию красочного слоя.

В наши дни широко распространена стенопись акриловыми красками. Такая роспись отличается яркими, сочными цветами и блестящей поверхностью. Многим эта эстетика очень нравится. К тому же, акриловая стенопись представляет собой пленку, которую при желании можно снять со стены. Акрилом в наши дни расписывают и храмы, и светские интерьеры. Метод широко распространен ввиду своей относительной дешевизны. Акриловая стенопись не трескается. Если есть желание сделать ее матовой, – поверхность по окончании росписи можно покрыть специальным лаком.

Роспись силикатными красками, созданными на основе жидкого калиевого стекла, сочетает в себе преимущества фрески и какой краской расписывают стены в храме. Смотреть фото какой краской расписывают стены в храме. Смотреть картинку какой краской расписывают стены в храме. Картинка про какой краской расписывают стены в храме. Фото какой краской расписывают стены в храмеакрила. Поверхность получается бархатистой, цвета – нежными, скорее пастельными, нежели яркими. При этом силикатные краски не ограничивают художника во времени работы, а расписывать ими можно не только кирпичные, но и бетонные стены, а также стены из силикатного кирпича. Силикатные краски проникают глубоко внутрь стены, поэтому роспись получается очень стойкой. Такая живопись внешне напоминает древние фрески.

Со времен Византии до нас дошли великолепные росписи, украшенные золотыми фонами. Золото в церковном искусстве – метафора Нетварного Божественного Света. Стены покрывали настоящим сусальным золотом. Иногда золотили лишь небольшие фрагменты росписи: нимбы, ассист (блики света). В наши дни эта традиция переживает свое возрождение. Производители золота предлагают металл разных оттенков, что позволяет создавать выразительные художественные эффекты. Игра света на белом, желтом, цветном, червонном золоте выглядит поистине великолепно. В целях удешевления вместо натурального золота нередко используют краски, которые дают эффект золотого или серебряного блеска либо покрытия бронзой. Современные материалы дают возможность не только расписать храм, но и защитить стены от грибка и плесени. Для этого используются специальные добавки и пропитки. Увеличению прочности росписи, усилению сцепления краски со стеной служат грунтовки, которые накладываются под живопись. Силикатным краскам соответствует силикатная грунтовка, акриловым – акриловая. При необходимости стенопись покрывают защитными грязе­ и водоотталкивающими покрытиями. Наиболее распространены силикатные и акриловые лаки. Одним из самых высокотехнологичных является покрытие на основе наностекла, представляющее собой тончайшую невидимую сверхпрочную пленку.

Источник

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

какой краской расписывают стены в храме. Смотреть фото какой краской расписывают стены в храме. Смотреть картинку какой краской расписывают стены в храме. Картинка про какой краской расписывают стены в храме. Фото какой краской расписывают стены в храме

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Наружные поверхности кирпичных храмов могут быть украшены выступающими элементами фигурного кирпича, в т.ч. карнизами, обрамлениями окон и дверей, декоративными фризами, аркатурным поясом и т.д.

Стены могут быть отделаны также известково-песчаной, известково-цементной штукатуркой, а также натуральным камнем. Использование цементно-песчаной штукатурки не позволяется ввиду ее паронепроницаемости. Штукатурными могут быть декоративные элементы стеновых поверхностей и карнизов.

Виды штукатурок (простая, улучшен­ная и высококачественная) должны устанавливаться проектом.

Высококачественная и улучшенная штукатурки должны выполняться путем нанесения слоя обрызга, одного или нескольких слоев грунта и накрывочного слоя, а простая штукатурка — путем нанесения слоя обрызга и одного слоя грунта.

Штукатурка фасадов должна производится сверху вниз захватками, начиная от венчающего карниза здания.

До начала работ по оштукатуриванию фасадов должны быть установлены коробки дверей и окон, по­ставлены ухваты для водосточных труб, установлены крепления пожарных лестниц, закончено устройство козырьков, поясков, карнизов и т. п.

Внутреннее оштукатуривание по­верхностей храма надлежит выполнять из растворов на извести, позволяющих вести роспись различными красками.

Выступающие кирпичные и деревянные архитектур­ные детали (карнизы, пояски и т. п.), места сопряжении деревянных частей зданий с ка­менными, кирпичными и бетонными конструк­циями, а также другие поверхности в случае необходимости нанесения на них штукатур­ного намета общей толщиной более 20 мм должны до оштукатуривания покрываться металлической сеткой с размером ячеек 10х10 мм или плетением из проволоки с ячей­ками не крупнее 40х40 мм.

Места сопряжения оштукатуриваемых кон­струкций, выполненных из разных материа­лов, обиваются металлической сеткой на 4— 5 см по обе стороны стыка.

Средняя общая толщина штукатурного на­мета не должна превышать для простой шту­катурки 12 мм, улучшенной 15 мм и высоко­качественной 20 мм.

Толщина слоя накрывки после ее вы­равнивания и затирки войлочными терками должна составлять не более 2 мм. Для на­ружных декоративных штукатурок толщина накрывки должна составлять 4—7 мм и нано­ситься по окрепшему, заранее нарезанному грунту.

Для защиты оштукатуренной поверхности здания от атмосферных осадков ее обрабатывают гидрофобной жидкостью, которая состоит из 2 ч по массе метилсиликоната натрия и 98 ч. воды. В известковые или цементно-известковые растворы перед нанесением на фасад вводят гидрофобизирующие добавки.

Для вытягивания свода в центре свода устанавливают жесткую ось и на ней укрепляют шаблон-лекало таким образом, чтобы оно свободно держалось и вращалось, а между лекалом и стенками свода оставалось пространство, равное толщине штукатурки. Когда на своде расположены тяги или карниз, сначала вытягивают гладкие места свода захватками, идущими сверху вниз, а затем тяги.

При вытягивании карнизов, поясков в круглых помещениях в правилах делают пропилы на половину толщины и сгибают в сторону пропилов. При вытягивании тяг с наружной стороны вместо правила можно навесить канат, примороженный гипсом. Для шаблона салазки и полозок делают вогнутым или выпуклым.

Штукатурные наличники криволинейной формы у оконных и дверных проемов могут быть тянутыми или гладкими. Наличники без тяг выполняются по приставным лекалам, вырезанным из широких досок, фанеры или ДВП по кривым, образующим форму наличника. В пространство между лекалами наносят раствор, который разравнивают и затирают.

Архитектурные детали оштукатури­ваемых поверхностей (карнизы, тяги и др.) могут выполняться из сборных элемен­тов. Способы крепления деталей назначаются проектом. В исключительных случаях допу­скается применение тяг сложного профиля.

Лепные работы

Лепные изделия, доставленные на стройку, должны быть готовыми к установке и не требовать дополнительной обработки.

Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штука­турки.

Архитектурные лепные детали фаса­дов устанавливаются одновременно с кладкой стен и закрепляются за арматуру, заложен­ную в конструкцию. Арматура должна быть защищена от коррозии. Способ крепления де­талей должен предусматриваться проектом отделки фасада.

На наружных частях зданий лепные детали, как правило, должны изготовляться из цементных растворов. Гипсовые детали должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков водостойкими покрытиями (олифа, парафин).

Крепление архитектурных деталей должно производиться с соблюдением следующих требований:

а) легкие погонные и штучные гипсовые детали высотой до 10 см и бетонные до 5 см крепят к поверхностям простой присадкой (примораживанием) на гипсовом или цементном растворах;

б) детали среднего веса (гипсовые высо­той более 10 см и цементные высотой более 5 см) крепятся на костылях, шурупах и пр., одновременно примораживая их на растворах;

металлические части крепления должны при­меняться из нержавеющего металла или оцинковываться;

в) тяжелые детали, изготовленные с кар­касом из стальной арматуры, крепятся с ее помощью к основным конструкциям здания; способ крепления особо больших элементов должен указываться в проекте здания.

Камнерезные и облицовочные работы

Резной естественный камень применяется для декоративного убранства фасадов современных храмов в основном в карнизах, оконных наличников и обрамлений порталов входов. Внутри резной камень используется в основном в капителях колонн, а также при выполнении иконостасов и киотов.

Облицовочные плиты и камни изготов­ляются путем раскалывания или распиливания блоков-полуфабрикатов из природного камня.

Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта.

К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, пояски, карни­зы, подоконные плиты, плин­тусы и т. п.

Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей.

Растворы, применяемые для облицо­вочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверх­ности облицовки.

Стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, должны быть защищены от коррозии.

Наружные облицовочные работы должны производиться преимущественно одновременно с кладкой стен; при этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен.

Плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцин­кованы или изготовлены из нержавеющей ста­ли. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали.

Барельефы и горельефы должны монтироваться одновременно с облицовкой стен.

Облицовка мрамором панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц должна производиться до облицовки пола и сту­пеней.

Для облицовки фасадов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков и песчаников, белых мраморов, туфов и др.

В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования:

а) верхние грани всех выступающих гра­нитных деталей (карнизов, поясков, сандриков) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники;

б) уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитного цо­коля необходимо перекры­вать плитой;

в) верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия;

г) в местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допу­скаются.

Внутренняя облицовка природным камнем

Для облицовки поверхностей должны применяться плитные и профильные детали из мрамора и гипсового камня.

Фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом.

Облицовка стен должна выполняться до устройства покрытия пола.

Облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без за­ливки раствором. Смежные плиты рисунча­тых мраморов подбираются по цвету и ри­сунку.

Плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ±0,5 мм. Швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня.

Заливка раствором зазора между облицо­вываемой конструкцией и плитами производится слоями за несколько приемов, во избе­жание смещения плит.

Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, керамики или дерева, допускающих мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего не скользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленоприклонениях во время богослужений.

При реконструкции храма и устройстве новых полов не рекомендуется устройство цементной стяжки, которая препятствует испарению влаги, которая может при этом концентрироваться в стенах, что приведет к появлению высолов, грибка и разрушению стен.

Мозаика

Для изготовления мозаик применяется смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу их полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «КЕРАБОНД» с добавлением дисперсии «ИЗОЛАСТИК» увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% от массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30, ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ-161), фасадные краски на основе хлорсульфированного по­лиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загряз­няются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатурен­ных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиаль­ной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. По­крытия на основе известковых красок декоративны, отличаются ярко­стью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перети­рают известью (известковым тестом), смешанной, с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар, следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2-2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15-0,2, вода не более 0,025-0,3 10 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35—40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под мас­ляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грун­товкой

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному основанию и натуральному камню. Как система, окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным ма­лярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской от­дельных участков (панелей, фризов, бордюров и т. п.) в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филен­ками или багетами с соответствующим обра­зом подобранным цветовым тоном, объединяю­щим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

Фресковая живопись

Фресковую роспись наносят на специаль­ную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:

кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;

бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для исполь­зования под фресковую роспись из-за известковых со­лей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. В этом случае де­лают защитную облицовку с отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обя­зательным образованием воздушной прослойки толщи­ной 2. 3 см между бетоном и штукатуркой;

поверхности из природного камня — неплотного из­вестняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепле­ния со штукатуркой.

Для оштукатуривания под фреску применяют известко­вые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3 %. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живо­писи рекомендуется использовать наиболее чистые раз­новидности извести, получаемые обжигом белого мра­мора с содержанием углекислого кальция (СаСОз) око­ло 99. 99,5 %.

Наполнителем для раствора служит промытый реч­ной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Стена, предназначенная для фресковой живописи, сначала покрывается известково-песчаной штукатуркой толщиной слоя 3-4 см с шероховатой поверхностью. Следующий слой с мелкозернистым кварцевым песком, предназначенный под живопись щелочеустойчивыми пигментами на воде, накладывается на плоскость такого размера, какую можно записать за один сеанс до засыхания штукатурки. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных детали композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка. Те участки, которые не удались или не успели расписать, срезаются до нижнего слоя штукатурки с тем, чтобы возобновить операцию в следующий раз.

Золочение на лаковой основе

Этот вид отделки заключается в наклеивании на поверхность очень тонких листков чистого золота, так называемого сусального, или тонких листков, приготовленных из сплава металлов, называемого поталью.

Сусальное золото хранят в книжечках, между лис­тами которых уложены 60 листочков золота размером 72Х120 мм. Поталь укладывают также в книжечки по 100 листков в каждой размером 100Х100 или 150Х150 мм.

Сусальное золото применяют для наружных и внут­ренних отделок деревянных и металлических поверх­ностей, в том числе, крестов, глав, иконостасов и киотов; поталь — только для внутренних с обязательным покрытием бесцветным лаком, предохраняющим от потемнения.

Поверхности под золочение готовят так же, как под окраску масляными составами, но выравниванию и шли­фованию поверхностей уделяют еще больше внимания, создавая безукоризненно гладкую поверхность. Метал­лические изделия тщательно очищают от пыли, раствора и коррозии и окрашивают два раза свинцовым суриком на масле. Иногда второй раз окрашивают под цвет зо­лота, при этом рекомендуется для подцветки колера применять только золотистую охру, а не крон желтый, который очень часто является причиной потемнения позолоченной поверхности вследствие почернения крона от сероводорода. Золочение производят на масляном лаке «Мордан», который высыхает «от пыли» в течением 12 ч и сохраняет отлип не менее 24 ч.

Источник

Живописное убранство православного храма

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

какой краской расписывают стены в храме. Смотреть фото какой краской расписывают стены в храме. Смотреть картинку какой краской расписывают стены в храме. Картинка про какой краской расписывают стены в храме. Фото какой краской расписывают стены в храме

«Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22,5)

Традиции храмовой росписи

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу — символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь — символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла. Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения, в зоне ниши — с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений — с райскими аллегориями.

После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во–вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала — Христос, затем — Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы систему церковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. — чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово–купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах — Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах — Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда — одно из наиболее ранних в росписи русских храмов.

Во Владимирском Успенском соборе сохранились фрагменты росписей 1408 года, выполненных выдающимися русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

Основные принципы росписи православного храма

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В своем начальном состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, приобрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее ярко раскрылись после завершения эпохи иконоборчества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как:

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо-и новозаветных сюжетов.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единого строя композиции интерьера.

В средней части храма система росписи образует три зоны: первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды; вторая — зона парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних частей стен.

В верхней зоне находятся изображения наиболее важных в Православии лиц (Иисуса Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

В числе изображений на куполе можно назвать образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, монограмму Христа, Агнца. Позднейшая традиция связана с образами Троицы Новозаветной, Отечества, Господа Саваофа. Периферийная часть купола, представляющая собой либо нецентральные зоны широкой скуфьи, либо барабан, включает обычно изображения апостолов, пророков, праотцев, а также в некоторых случаях Небесных Сил, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божии). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже — пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христо-вых,— Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, — Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности — цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,— Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада.

К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвящённой Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский — Прп. Сергия и т.д.

В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур — это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ — «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Великого и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше — сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами — хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери — Иоакима и Анны, или Предтечи Спасова Иоанна.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божии создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

Современная практика живописного убранства храма

Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский, построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

Храм представляет собой основной объём 12х12 метров кубической формы, пе-реходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы, с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока — полукруглая апсида, а с запада — притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира — Шестодневу. Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы. Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом — это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы.

Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила. В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову — видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

В «парусах» изображены четыре Евангелиста — Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Господские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых. В третьем — житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

На западной стене все 4 регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами — Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей. Справа и слева от хоров — 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними — стоящие Ангелы. В центре композиции — Итимасия. Справа от Итимасии — народы, ожидающие Суда. Ниже — трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых — святители и праведные жены, под ними — апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану, тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы. Ниже, на стенах апсиды — орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него — 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост. Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

Наружные росписи храма

Снаружи на стенах храма в нишах выполнены росписи силикатными красками.

На западной стене основного объема храма: Покров Божией Матери, свв. Бессребреники и целители Косма и Дамиан. На западной стене южного придела: Ангел хранитель, два Архангела, Троица Новозаветная.

На южной стене: свв. Константин и Елена, икона Божией Матери «Одигитрия».

На северной стене: св. кн. Владимир и св. кнг. Ольга.

С востока на центральной апсиде — Богоматерь «Знамение», на апсиде южного придела — Воскресение Христово.

Работы по росписи храма проводились более двух с половиной лет с мая 2006 по январь 2009 года. По мнению руководителя Координационной группы специалистов Совета попечителей Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись Космодамиановского храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована как эталон.

Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этой церкви Софии Константинопольской, которая настолько поразила послов князя Владимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Церковное благолепие не менее нужно нам и сегодня, когда дорога к храму может стать короче благодаря восприятию его красоты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *