какой отдел мозга называют малым мозгом
Контрольная работа по биологии за курс 8 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по биологии за курс 8 класса
А1. Как называется наука о строении человека и его органов?
1) анатомия 3) биология
2) физиология 4) гигиена
А2. Какой отдел мозга называют малым мозгом?
1) средний мозг 3) продолговатый мозг
2) спинной мозг 4) мозжечок
А3. К какой группе мышц относятся височные мышцы?
1) к мимическим 3) к дыхательным
2) к жевательным 4) к двигательным
А4. Как называется процесс уничтожения микробов клетками-пожирателями?
1) иммунитет 3) фагоцитоз
2) бруцеллез 4) иммунодефицит
А5. Как называется фермент желудочного сока, способный действовать только в кислой среде и расщепляющий белок на более простые соединения?
1) гемоглобин 3) мозжечок
2) гипофиз 4) пепсин
А6. Как называют нервные образования, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы?
1) чувствительными нейронами 3) вставочными нейронами
2) рецепторами 4) синапсами
А7. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?
1) гипертония 3) гипотония
2) аллергия 4) аритмия
В1. Какие функции выполняют органы нервной и эндокринной системы?
В2. Как называется постоянный состав жидкостей, составляющих внутреннюю
В3. Как называют жидкость, содержащую ослабленные микробы или их яды?
В4. Кто открыл центральное торможение?
В5. Как называются ритмичные колебания стенок артерий?
С1. К железам какой секреции относится поджелудочная железа? Объясните почему?
С2. К каким последствиям приводит нарушение работы почек у человека?
Контрольная работа по биологии за курс 8 класса
А1. Как называется теплая соленая жидкость, связывающая все органы человека между собой, обеспечивающая их кислородом и питанием?
1) тканевая жидкость 3) лимфа
2) кровь 4) межклеточная жидкость
А2. Как называется отдел головного мозга, обеспечивающий координацию и согласованность движений, а также равновесие тела?
1) продолговатый мозг 3) мозжечок
2) гипоталамус 4) средний мозг
А3. К какому типу ткани относится костная ткань?
1) соединительной 3) мышечной
2) эпителиальной 4) нервной
А4. Что составляет основную часть плазмы?
1) лимфа 3) эритроциты
2) вода 4) форменные элементы
А5. Как называется самая большая железа нашего тела, расположенная в брюшной полости под диафрагмой?
1) щитовидная 3) поджелудочная
2) селезенка 4) печень
А6. С помощью чего осуществляется контакт между нейронами и клетками рабочих органов?
1) с помощью синапсов 3) с помощью блуждающего нерва
2) с помощью альвеол 4) с помощью рецепторов
А7. Из чего образуется лимфа?
1) из крови 3) из тканевой жидкости
2) из межклеточного вещества 4) из желудочного сока
В1. Как называется прозрачная полужидкая масса, заполняющая внутреннее пространство глазного яблока?
В2. Из чего состоит серое вещество мозга?
В3. Как называется недостаток витаминов в организме?
В4. Где происходит газообмен?
В5. Как называется способность органа ритмически возбуждаться под влиянием возникающих в нем импульсов без внешних раздражителей?
С1. Назовите не менее 3 критериев, которые позволяют отнести человека к классу млекопитающих.
С2. Можно ли человеку со II группой крови перелить III группу крови и почему? Почему кровь I группы можно переливать всем четырем группам?
С1 – Смешанной секреции. Часть клеток поджелудочной железы выделяет непосредственно в кровь гормоны (инсулин), другая часть – поджелудочный сок, поступающий в двенадцатиперстную кишку по протокам.
С2 – Почки – орган выделительной системы. Нарушение их работы может привести к нарушению гомеостаза (изменению состава внутренней среды) и к отравлению организма продуктами обмена
В1 – стекловидное тело
В2 – из тел нейронов
В4 – в альвеолах легких и тканях
С1 – наличие матки и молочных желез, легкие альвеолярного типа, сердце включает 4 камеры, постоянная температура тела, грудная и брюшная полости разделены диафрагмой.
С2 – нельзя, потому что встреча агглютининов β, содержащихся в крови II группы, с агглютиногенами В, содержащимися в крови III группы, приведет к агглютинации. В крови группы нет агглютиногенов А и В, поэтому ее можно перелить всем группам крови.
Критерии оценки ответов
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл, всего 7 баллов.
За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется 2 балла, всего 10 баллов.
За каждое правильно выполненное задание под литерой С начисляется 3 балла, всего 6 баллов.
Для проведения промежуточной аттестации по биологии в 8-м классе составлен комплект тестовых заданий (2 варианта). Они составлены с учетом государственного образовательного стандарта. Содержание учебного материала соотнесено с объемом времени, отводимого на изучение биологии в 8 классе базисным учебным планом (2 часа в неделю/68 часов в год).
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С).
Уровень В – содержит 5 заданий (В1-В5). Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов).
Уровень С – повышенной сложности содержит 2 задания (С1-С2). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут (1 урок).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-307973
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Нейроны и нейромедиаторы
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств
Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Серотонин
Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.
В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.
Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.
Дофамин
Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.
С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.
Гамма-аминомасляная кислота
Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп». Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.
Гормоны
Химическое взаимодействие
Какой отдел мозга называют малым мозгом
|