какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка дж локк
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
Просмотр содержимого документа
«Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)»
1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
a) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов
в) М.А. Данилов, Б.П. Есипов
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.
в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.
г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
20. Основная функция курсов по выбору:
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
a) авторитарные педагогические технологии
г) свободного воспитания
a) авторитарные педагогические
в) гуманно – личностные
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
в) педагогическая психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
в) различение и обобщение;
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
в) метод эвристических вопросов;
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется
58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели
в) личностно –ориентированной
a) верховая езда на лошади
в) социокультурной анимации
г) физической культуры
60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены
a) туристические и экскурсионные виды деятельности
б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом
в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах
Джон Локк и его педагогические идеи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом ивоспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.
1690 — «Опыт о человеческом разуме».
1693 — «Мысли о воспитании».
Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:
— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;
— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;
— здоровье ребенка — первая задача воспитания;
— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
— следует отказаться от принуждения в воспитании;
— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.
В своем труде «Опыт о человеческом разуме» Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.
Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия-между людьми», — пишет Локк.
Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни ; таким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.
« Мысли о воспитании»
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».
Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».
Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк рекомендовал поручить воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.
Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим джентльменам.
Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.
Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.
Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста.
Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».
Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.
Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.
Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.
Д. Локк. Основные педагогические идеи работы автора.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Биография
Джон Локк (29 августа 1632-
28 октября 1704)- британский педагог и философ,
представитель эмпиризма и либерализма.
отношение государства к церкви, проблема
веротерпимости и свободы совести.
Биография
Педагогические идеи
• ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;
• все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
• воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
• основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;
• здоровье ребенка — первая задача воспитания;
• пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
• следует отказаться от принуждения в воспитании;
• польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.
Педагогические идеи
Воспитание «джентльмена»
Из всех его систем следует сказать, что концепция воспитания вела к Формированию образа жизни достойного человека, (ребенка).
Воспитание «джентльмена»
Джентльмен должен получить всестороннее домашнее воспитание под руководством воспитателя: физическое, нравственное, умственное, трудовое, религиозное.
1) Физическое воспитание подразумевает организацию жизни ребенка, при которой соблюдается умеренность в пище, одежде, развлечениях. «В здоровом теле – здоровый дух».
Воля начинается с воспитания привычек. Она – основа твердого характера. Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки (лень, ложь, капризы) можно преодолеть хорошими.
Дисциплина начинается с подчинения требованиям взрослых, воспитателей.
Однако « рабская дисциплина создает рабский характер».
Воспитание «джентльмена»
3) Умственное воспитание должно быть практическим, полезным. Следует опираться на желание, любознательность, интерес ребенка: «где нет желания, не может быть никакого усердия». Главное в обучении – самостоятельность мышления в сочетании с опытным характером знания. При обучении не должны применяться наказания. Активность необходимо поощрять вопросами, игрой. Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер. 4) Трудовое воспитание – основа подготовки к жизни, т.к. ремесло делает человека независимым; предупреждает праздность; является средством закалки.
5) Религиозное воспитание необходимо направлять на формирования любви к Богу.
Основные средства воспитания
Среда, окружение ребенка: «ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример»; «положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров
других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут
даваться по этому поводу».
Список используемой литературы
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.-М., 1998.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений под ред. А. И. Пискунова.П., 2001.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Педагогические взгляды Джона Локка
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
Материалы статьи взяты с разных интернет-ресурсов.
Содержимое разработки
Педагогические взгляды Дж. Локка……………………………. ……5
Опыт — источник познания……………………………….…….5
Цель и задачи воспитания………………………………….……8
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием “педагогика” обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь
распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).
История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Педагогические взгляды Джона Локка
Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Он жил в эпоху английской революции, означавшей переход от доиндустриального к индустриальному типу производства, время глубинных перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением новых условий для развития личности.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля. Основной педагогический труд — «Мысли о воспитании».
Опыт — источник познания
Чувства и опыт. Локк рассматривает одну из важнейших проблем философии — сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде «Опыт о человеческом разуме» он выступает против концепции врожденности идей, которую провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой.
Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания. Эти утверждения Локка выражают новый в его эпоху взгляд на человека и его воспитание. Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми», — пишет Локк.
Но здесь нужно отметить и еще одну особенность его рассуждений: он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII в. Существующий строй он считал вполне рациональным и нужно лишь укрепить его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.
Мораль. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родится ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни; таким образом, не существует и врожденной порочности человека — излюбленного утверждения, насаждаемого церковью-в эпоху Средневековья. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. Взрослые, воспитываясь с детства в почтении к определенным принципам, считают, что они были наделены ими от рождения, являются вечными и неизменными. По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.
Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать надушу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена. Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия — дело ненужное и даже вредное, утверждает Локк.
Таким образом, не отрицая совсем некоторого влияния наследственности и среды, Локк считает решающим в становлении ребенка воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.
Цель и задачи воспитания
Воспитание способно сформировать особую «породу» людей — джентльменов. Основная цель воспитания — счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полюбит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удовольствие. Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.
Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания. Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство неприятного; неверные, ложные суждения. Поэтому первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы. Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Тот, у которого нездоровое и слабое тело, никогда не может быть счастлив. Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка: закаливать его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж; пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и т.н. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. Важнейшими задачами воспитания признается выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. Родителям дается совет: «Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут. охранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала». В воспитании характера особенно важны: упражнения, опыт, пример воспитателей и родителей. Не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ребенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним.
Ложное суждение. Локк резко критикует те знания, которые получили юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторванные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику успешно вести свои дела, устраивать личное счастье. Какие научные знания следует сообщать детям? Задача воспитания состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том, «чтобы дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся».
Следовательно, тем самым подготовить воспитанника к самостоятельному добыванию знаний. Чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение составляют круг дисциплин, необходимых джентльмену. Словесной форме обучения, по мнению Локка, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представления составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что возможно при физическом здоровье. Здоровое тело — залог полноценного умственного развития.
В методе обучения следует соблюдать определенные правила:
1. Ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навязывать им, как нечто обязательное, не нужно превращать его в бремя. Все, что навязывается, становится тут же скучным для детей, даже если раньше это казалось им приятным. Детям хочется показать, что они свободны, «что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы». Если же они сами не проявляют такой готовности, следует их вначале расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям, тогда «ребенок усвоит в три раза больше» того, что он делает неохотно или по принуждению. «Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы они сами просили его поучить их», тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой.
Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:
— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и
— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;
— здоровье ребенка — первая задача воспитания;
— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
— следует отказаться от принуждения в воспитании;
— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм. Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просветителей XVIII в.