какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Закладка камня: 23 февраля 532 года

Освящение: 27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус: музей Айя-София

История:

В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Архитектурные особенности собора:

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

Источник

Храм Айя-София в Стамбуле – чудо с парящим куполом

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Собор Святой Софии в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе (по-гречески «Айя-София»), Великая церковь – чудо строительного искусства и инженерной мысли, величайшее творение Злотого века Византии. Интереснейшая постройка, тысячелетнее святилище христианского мира, 500 лет после того служила мусульманам и превратилась в историческую энциклопедию.

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

Архитектурные особенности собора

Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

«Парящий» купол

Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.

Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.

Особенности строительства храма

Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.

Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Разрушение Айя-Софии

Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.

Видео: святыня двух мировых религий

Источник

Стиль Константинополя

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Всматриваясь в архитектуру храмов, мы привычно восхищаемся: «Ах, как красиво»! И редко задумываемся о том, что же означают его формы и необычные детали декора. Если научиться «читать» храм по оболочке, то можно сделать для себя немало интересных открытий. В новой рубрике мы будем знакомить читателя с архитектурными стилями, которые нашли воплощение в русском храмовом зодчестве. Начать экскурс предлагаю с русско-византийского (неовизантийского) стиля, и это неслучайно. Русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Первые храмы на Руси возводились по византийским канонам и с помощью византийских мастеров. А окончательно сложился и оформился византийский стиль в России к середине XIX века, когда в архитектуре уже на равных сосуществовали восточные и русские идеи.

Канон в камне

Византийский стиль возникает как результат воспроизведения и улучшения античного греко-римского опыта и сильного восточного влияния, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству. В связи с тем, что в Константинополе обосновалась восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии был необходим и собственный антураж. Эти задачи решали лучшие художники мира, которые, стекаясь в Константинополь, создавали уникальные произведения, которые стали новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Православный собор должен был производить на зрителя неизгладимое впечатление своим масштабом и великолепием. Храм ассоциировался с Царствием Божиим, поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались.

За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Все храмы Константинополя, как и его главный Софийский, были в плане прямоугольными, как базилики, и разделялись внутри на нефы — отдельные помещения, ограниченные колоннами или столбами. В отличие же от базилик они, благодаря новаторскому решению архитекторов, получили купольное завершение. Поэтому главной и отличительной чертой византийского храма стала крестово-купольная система конструкции. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания. Так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности.

Важная примета византийских построек — суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом. Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, — это еще одна особенность византийских строений. Принципами же оформления интерьеров стали утонченность, богатство и изящество — для них использовались очень дорогие, эффектные материалы: мрамор и золото, — производившие сильное впечатление. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это позволило сформировать отличительную черту византийских построек — облицовку зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзино­образными капителями.

По византийским мотивам

С принятием на Руси христианства, которое пришло к нам из Византии, начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую почву. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде.

Целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера начиная с X века не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их. Традиционный крестово-купольный византийский храм обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Ярким примером такой переработки в духе национального искусства стал собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма была преобразована в пятинефную и обстрое­на галереями, а пять глав дополнены двенадцатью малыми главками.

На новом витке

Новый импульс в освоении византийского стиля в архитектуре России приходится на середину XIX века. До этого русские мастера много веков переосмысляли и перерабатывали идеи зодчих из Константинополя. Поэтому византийский стиль в России, оформившийся к XIX столетию, имея иностранные корни, был уже продуктом развития собственных идей.

Идеологом и пропагандистом этого стиля в России стал архитектор Константин Тон, а яркими образчиками — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Однако ведущим византийский стиль становится в архитектуре Петербурга. Здесь как пример можно назвать храм в честь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, греческую церковь Димитрия Солунского.

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к канонам Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысляются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что и в современной архитектуре России византийский стиль жив. Достаточно вспомнить знакомый многим храм в честь Антония Великого в Дзержинске.

Храмы с византийским профилем

В Нижегородском храмовом зодчестве византийский стиль тоже можно встретить. Он нашел воплощение в храмах конца XIX — начала XX века, когда доминирующим направлением в архитектуре была эклектика, которая допускала сочетание элементов разных стилей. Упомянем постройки с преобладанием византийских черт.

Одна из них — храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на улице Грузинской при Архиерейском подворье, освященный всего два года назад. Как и все здание, он выполнен в духе характерной для второй половины XIX века эклектики с преобладанием неовизантийских форм. От Византии — один приземистый купол, возведенный над массивным объемом здания, и узкие полукруглые окна, увенчанные арками.

Византийские мотивы можно найти и в строгом облике Сергиевской церкви, одной из архитектурных жемчужин Ильинской слободы. Она имеет привлекательные фасады с выразительным рельефным декором, характерным для византийских храмов.

Наиболее яркий образец неовизантийского стиля в церковном зодчестве Нижнего Новгорода — Спасо-Преображенский собор в Сормове. Он демонстрирует сходство и по композиции, и в декорировании барабанов узкими окнами с арочным завершением. Таких храмов в Российской империи было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

Нельзя обойти вниманием и всем хорошо известный главный собор Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители — Троицкий — еще один храм с византийским характером. Он был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Резанова, ученика академика Константина Тона. Именно Резанов завершил строительство Храма Христа Спасителя в Москве. По воспоминаниям паломников, Троицкий собор всегда производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров, оставивший воспоминания о саровских торжествах 1903 года. Подобные ощущения испытали и посланники князя Владимира, когда побывали на богослужении в Константинопольской Софии.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник

27 декабря 537 г. в столице Византийской империи Константинополе был освящен Храм Святой Софии

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле
(Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии)

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году.

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле
(св. Юстиниан (Иустиниан) Великий со свитой, полное имя: Флавий Петр Савватий Иустиниан)

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что « в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания », и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. « Соломон, я превзошёл тебя! » — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле
(Святитель Мина, Патриарх Константинопольский (536-552))

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.
(Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы « злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей ».

На нём император поместил надпись « Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора ». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную).

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле
(Святая София в наше время)

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле
(мозаика с изображением святителя Иоанна Златоуста)

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плавне пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое расространение в мировой архитектуре.

какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Смотреть картинку какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Картинка про какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле. Фото какой собор построенный в константинополе являлся ориентиром в художественном стиле

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Компания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: « Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери. Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству ».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году.

Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *