какой срок обучения в аспирантуре
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
С изменениями и дополнениями от:
5 апреля 2016 г., 17 августа 2020 г.
4. К освоению программ аспирантуры (адъюнктуры) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура)*(2).
5. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры (адъюнктуры) в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) и находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона, устанавливаются соответствующими федеральными государственными органами.
6. Высшее образование по программам аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм обучения;
вне указанных организаций в форме самообразования.
Организация устанавливает направленность программы аспирантуры (адъюнктуры), конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.
В наименовании программы аспирантуры (адъюнктуры) указываются наименование направления подготовки и направленность указанной программы.
9. При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией;
проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры);
проведение контроля качества освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2016 г. N 373 в пункт 10 внесены изменения
При обучении по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля) «Иностранный язык» русского языка как иностранного.
Вариативная часть программы аспирантуры (адъюнктуры) направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией, а также научно-исследовательскую работу в объеме, установленном организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры).
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры (адъюнктуры), а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с направленностью указанной программы.
11. При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы аспирантуры (адъюнктуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в программу аспирантуры (адъюнктуры) специализированные адаптационные дисциплины (модули).
При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), разработанной в соответствии с образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть указанной программы.
II. Организация разработки и реализации программ аспирантуры (адъюнктуры)
Информация об изменениях:
12. Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры (адъюнктуры), учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), практики, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы аспирантуры (адъюнктуры) по решению организации.
13. В программе аспирантуры (адъюнктуры) определяются:
14. Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплект документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Порядок разработки и утверждения программ аспирантуры (адъюнктуры) устанавливается организацией.
15. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
16. При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(3).
При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий*(4).
Информация об изменениях:
17. Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(5).
Сетевая форма реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) обеспечивает возможность освоения обучающимся программы аспирантуры (адъюнктуры) и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных программами аспирантуры (адъюнктуры) (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций*(6).
18. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры (адъюнктуры) и ее составных частей используется зачетная единица.
Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.
Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.
Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры).
19. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) по различным формам обучения, при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), при ускоренном обучении, срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным стандартом.
20. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), особенностей индивидуального учебного плана, в том числе ускоренного обучения.
23. Получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется в сроки, установленные образовательным стандартом, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.
24. В срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.
25. Разработка и реализация программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
26. Разработка и реализация программ аспирантуры (адъюнктуры), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
III. Организация образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры)
27. В образовательных организациях образовательная деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются в соответствии с образовательными стандартами*(6).
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются в соответствии с образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации*(7).
Высшее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с программой аспирантуры (адъюнктуры) и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации*(8).
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(9).
28. Образовательный процесс по программе аспирантуры (адъюнктуры) разделяется на учебные годы (курсы).
Учебный год по очной форме обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца.
По очно-заочной и заочной формам обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.
29. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
30. Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся определяются учебным планом программы аспирантуры (адъюнктуры). На основе учебного плана для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.
31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.
Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом. Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.
Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.
Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.
32. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель.
Информация об изменениях:
33. При сетевой форме реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) организация в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(10) осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, проведения научно-исследовательской работы в других организациях, участвующих в реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).
34. При освоении программы аспирантуры (адъюнктуры) обучающимся, который имеет диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), и (или) диплом кандидата наук, и (или) диплом доктора наук, и (или) обучается по иной программе аспирантуры (адъюнктуры), и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить программу аспирантуры (адъюнктуры) в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры), установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.
35. Сокращение срока получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) при ускоренном обучении осуществляется посредством зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), и (или) отдельным практикам, и (или) отдельным видам научно-исследовательской работы и (или) посредством повышения темпа освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).
36. Перевод обучающегося на обучение с сочетанием различных форм обучения осуществляется с его письменного согласия.
37. Использование сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется с письменного согласия обучающегося.
Информация об изменениях:
38. Организация образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) при сочетании различных форм обучения, при ускоренном обучении осуществляется в соответствии с Порядком и локальными нормативными актами организации.
39. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья увеличивается организацией по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.
40. Контроль качества освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.
42. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
43. Лица, осваивающие программу аспирантуры (адъюнктуры) в форме самообразования (если образовательным стандартом допускается получение высшего образования по соответствующей программе аспирантуры (адъюнктуры) в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации программе аспирантуры (адъюнктуры), могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию программе аспирантуры (адъюнктуры).
После зачисления экстерна в срок, установленный организацией, но не позднее 1 месяца с даты зачисления утверждается индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом организации.
44. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры).
45. Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы аспирантуры (адъюнктуры) и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией*(10).
IV. Особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
46. Содержание высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой аспирантуры (адъюнктуры), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(11).
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ аспирантуры (адъюнктуры), адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся*(12).
47. Обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
48. Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(13).
Под специальными условиями для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(14).
49. В целях доступности получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
50. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях*(15).
51. При получении высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(16).
*(1) Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(2) Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(3) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(4) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(5) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(6) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
*(7) Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(8) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
*(9) Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962.
Информация об изменениях:
*(11) Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(12) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(13) Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(14) Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(15) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(16) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
Информация об изменениях:
*(17) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.