какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся

Стиль педагогической деятельности преподавателя как один из факторов, влияющих на формирование положительной мотивации учебной деятельности

Формирование учебной мотивации является одной из важнейших проблем в обучении. Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительных мотивов учения, является стиль педагогической деятельности и взаимоотношений с учащимися. Опытные педагоги редко используют один стиль руководств, обычно в зависимости от сложившейся ситуации или отношений в коллективе они переключаются с одного на другой. Различные стили формируют различные мотивы.

Авторитарный стиль руководства. Авторитарное лидерство сосредоточено на одном человеке. Это означает, что педагог обладает полной властью и ответственностью. Он устанавливает дисциплину и требует послушания. При таком стиле руководства правила поведения устанавливаются только одним человеком, который должен знать все, и члены коллектива безоговорочно подчиняются ему. Как и при любом стиле руководства, у авторитарного стиля есть отрицательные и положительные аспекты.

К положительным аспектам относятся:

высокая эффективность деятельности с точки зрения экономии времени;

многообразие информации, которая может быть передана в короткий период;

неплохие результаты при использовании этого стиля в ситуации физической опасности для членов коллектива;

высокая эффективность при работе с большими коллективами.

К отрицательным аспектам такого стиля руководства относятся: однообразие, отсутствие интереса в коллективе (это происходит от предопределенности действий руководителя);

возможность агрессивного поведения руководителя (то же самое может происходить и у детей);

сокращение области активного вовлечения в деятельность членов группы; возможность формирования у де­тей отрицательных чувств, что может привести к распаду коллек­тива как социальной единицы. Какие положительные мотивации учебной деятельности несёт данный стиль учащимся: многообразие информации, которая может быть получена в короткий период; защита от физической опасности.

Авторитарный стиль руководства лучше всего использовать в следующих случаях:

Либеральный стиль руководства используется, когда педагог дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы, и является полной противоположностью автори­тарному стилю руководства; группа несет полную ответственность. Педагог обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом про­сят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели и тоже имеет положительные аспекты:

зависимость уч-ся от принятия решений;

умеренный контроль со стороны руководства;

наличие у временного коллектива ответствен­ности и свободы решений и действий.

Есть также и отрицательные аспекты:

ограниченность действий руководителя без коллектива;

возникновение определенных трудностей в достижении всеобщего согласия.

В либеральном стиле руководства факторами, влияющими на положительную мотивацию учебной деятельности, являются: свобода в управлении и принятии решений, а также в достижении цели; когда необходимо развивать коммуникативные навыки без вмешательства руководителя.

Либеральный стиль руководства лучше всего использо­вать в следующих случаях:

Данный стиль руководства следует использовать осторожно, убедившись, в том, что у группы есть опыт, для того чтобы выполнять задания успешно. Педагогу, лучше сразу не ис­пользовать этот стиль, пока он не почувствует общность с коллек­тивом и его целями.

Демократический стиль руководства — наиболее распростра­ненный и наиболее эффективный по отношению к членам коллектива. Педагог помогает члену коллектива выработать средства для принятия решений, поощряет взаимо­действие членов коллектива. Педагог постоянно ищет возможности для привлечения членов коллектива к руководящим ролям. Этот стиль руководства ориентирован на людей, помогает членам коллектива раскрыть свой потенциал.

Положительные аспекты этого стиля: (для педагога)

расширение возможности членов коллектива участвовать в руководстве;

привлечение членов коллектива к принятию решений и учету;

возможность достижения лучших результатов благодаря активности всех членов коллектива.

На положительную мотивацию учебной деятельности влияет:

расширение возможности членов коллектива участвовать в руководстве;

привлечение членов коллектива к принятию решений и учета.

Опытный педагог будет использовать демократический стиль руководства по мере возможности, поскольку этот стиль предполагает терпение и практику, пользуется популярностью у тех руко­водителей, которые открыты людям, терпеливы, гуманны и гибки. Лучше всего, если педагог будет оценивать ситуацию в коллективе и использовать сочетание авторитарного, либерального и демократического стилей руководства.

Но какой бы тип отношений ни выбрал для себя педагог, необ­ходимо запомнить некоторые правила, соблюдение которых обязательно при организации учебно-воспитательной деятельности;

Не балуйте уч-ся, это их портит.

Всегда старайтесь заинтересовать чем-то уч-ся, чтобы эта деятельность, вызвала интерес и доставляла удовольствие в усвоении новых умений и знаний.

Не бойся быть твердым. Это позволит уч-ся опреде­лить свое место.

Не полагайтесь на силу.

Никогда не подвергайте уч-ся телесным и моральным наказаниям.

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить, это ослабит веру в вас.

Если не смогли выполнить обещание, объясните причины и извинитесь.

Не делайте за уч-ся того, что в состоянии сделать для себя сам.

Не поправляйте уч-ся в присутствии окружающих, а скажете ему все спокойно с глазу на глаз, он внима­тельнее прислушается к вашему замечанию.

Не придирайтесь и не ворчите на уч-ся. Это может привести к вынужденной защите (уч-ся оговаривается, притворяться глухим).

Не подвергайте слишком большому испытанию честность уч-ся. Будучи запуган, он легко может превратиться в лжеца.

Не пытайтесь отделаться от уч-ся, когда они задают откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что они во­обще перестанут задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

Не забывайте, что для успешно развития каждому уч-ся нужно внимание и ободрение.

Относитесь к уч-ся как своим друзьям, тогда они тоже станут вашими друзьями.

Никогда не унижайте и не смейтесь над уч-ся.

Не употребляйте слов «надо», «должны», «я сказала», заменяй­те их выражениями «нам предстоит.», «я предлагаю.», «я ду­маю.». Старайтесь не приказывать, просьбу всегда легче и при­ятнее выполнять.

Мастер всегда должен выглядеть отлично.

Чаще вспоминайте, себя в возрасте уч-ся, легче бу­дет их понять.

Не будьте хмурым, скучным, равнодушным.

Никогда не повышайте голос, уч-ся перестанут вас уважать.

Не подавляйте инициативы уч-ся, а старайтесь направить её в нужное для вас русло.

Не срывайте на уч-ся свое настроение.

Не запрещайте одному уч-ся что-либо, если потом разрешите это другому.

И, наконец, просто любите уч-ся!

Это психологический портрет педагога, которого хотелось бы видеть каждому учащемуся, не забывая при этом о принципах пе­дагогического процесса.

Педагог всегда искренен и честен с детьми. Дети очень чутко чувствуют фальшь, их очень трудно обмануть. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

На своем рабочем месте вы всегда должны быть бодрым и жизнерадостным. Ваши личные или рабочие проблемы не должны касаться детей. Вы как аккумулятор, который на протяжении всего урока должен заряжать своей энергией всех учащихся.

При любой си­туации педагог терпеливый и сдержанный. Вам придется ответить на миллион с хвостиком вопросов, разрешить такое же количество детских проблем, которые вам могут показаться несущественны­ми. Всегда помните: «.они спешат к тебе, ища подмоги.», ведь вы для них сейчас самый близкий взрослый.

Рядом с таким педагогом все дети будут стремиться быть самыми лучшими, бороться и за честь группы, и за репутацию сво­его педагога. За таким педагогам учащиеся пойдут в любые дали.

В плане общения, отношения с учащимися очень важно:

1. Показывать достижения и недостатки в работе и развитии личности, не сравнивая его с другими, проявляя доверие к силам и возможностям учащихся (сегодня ты работал лучше, чем вчера. Я надеюсь, что ты на отлично выполнишь задание).

2. Проявлять личное отношение к учащемуся, к группе в целом, высказывать собственное мнение (мне не нравится твоё поведение, я довольна работой группы на уроке)

3. Проявлять собственные качества, данные личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждать учащихся к подобным проявлениям (умение ладить с людьми, гасить конфликты; открывать неизвестное в известном; демонстрировать знание предмета; практичность, дальновидность и т.д.)

4. Организовывать дружеские взаимоотношения в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Взаимопроверка выполнения работ; работа в подгруппах над одним заданием; взаимопомощь при работе в бригаде.

Источник

Влияние стиля педагогической деятельности на мотивацию учения младших школьников

какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся. Смотреть фото какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся. Смотреть картинку какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся. Картинка про какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся. Фото какой стиль педагогической деятельности способствует поддержанию мотивации учения обучающихся

Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Учитель, который умеет активизировать учащихся, достигает, как правило, значительных успехов. Например, зная, какие мотивы содействуют привлечению школьника к учебе, он может усилить действие одних и ослабить действие других (нежелательных) мотивов.

Знания по мотивации необходимы каждому учителю, так как он должен побуждать к деятельности других людей или побуждать их работать с интересом, легко и непринужденно.

Вооружившись знаниями в области психологии мотивации, учитель будет способен:

Мотивационная сфера ребенка достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных слов могут резко изменить отношение человека к учебной деятельности. Учитель, зная о мотивации своих учеников, может легко актуализировать у них необходимые для учебной деятельности мотивы.

Мотивационная сфера человека в психологии до сих пор изучена недостаточно хорошо. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному вопросу: начиная с древних времён и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал учёных и философов и приводил их к построению различных гипотез.

На формирование учебной мотивации младших школьников оказывает влияние достаточно большое множество различных факторов, однако наиболее значимыми из них представляются факторы, связанные с личностью первого учителя, его стилем педагогического общения и индивидуальным педагогическим стилем. Давно замечено, что дети в начальной школе у одних учителей с желанием ходят в школу, стремятся выполнять все домашние задания, любят и уважают своего учителя, в других классах отмечается боязнь детей не выполнить задание, нежелание идти в школу и др. Сформированное в начальной школе негативное отношение к учебе в дальнейшем значительно ограничивает потенциальные возможности ребенка по обучению в среднем и старшем звене. Это обуславливает необходимость, во-первых, проведения исследований, направленных на выявление влияния различных стилей педагогической деятельности и стилей педагогического общения на формирование учебной мотивации, во-вторых, разработки научно-обоснованных рекомендаций педагогам, психологам и администрации школ для проведения коррекционно-воспитательной и профилактической работы.

В этой связи целью настоящего исследования ставится выявление факта влияния индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения на формирование учебной мотивации младших школьников, а также степени данного влияния и направленности мотивационной сферы.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников. В качестве предмета исследования рассматриваются закономерности влияния на мотивацию учебной деятельности индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения учителя.
Предварительный анализ степени влияния педагогического стиля на объект исследования позволил сформулировать основную гипотезу :
формирование учебной мотивации младших школьников находится в сильной зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности учителя и его стиля педагогического общения.

Альтернативная гипотеза может быть сформулирована в виде:
педагогический стиль учителя незначимо влияет на формирование мотивации учебной деятельности. Проверка выдвинутой основной гипотезы предполагает выполнение следующих основных задач:
проведение анализа стилей педагогической деятельности, стилей педагогического общения; анализ существующих видов мотивации, ее направленности и структуры; выбор и описание объектов экспериментального исследования; формирование методического аппарата для проведения экспериментального исследования;
проведение обследования, анализ результатов.

1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Программа исследования влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учебной деятельности

В современной педагогической психологии разработано достаточно большое число методик, позволяющих выявить структуру и направленность индивидуального стиля педагогической деятельности, а также преобладающий вид мотивации учебной деятельности (8, 9, 12).
В диагностических целях могут быть использованы методики, рассмотренные в указанных источниках : «Оценка школьной мотивации», «Направленность на приобретение знаний», «Неоконченные предложения» или задания: «Составь расписание на неделю», «расскажи, в каких учебных кабинетах ты хотел бы заниматься».
Исходя из анализа методик выявления учебной мотивации видно, что все они направлены на определение мотивации учения, по сути, являются проективными, кроме того не одна не из них не определяет учебную мотивацию в полном объёме, а скорее даёт характеристику тех или иных учебных мотивов (6).

Методика «Мотивационные предпочтения» (Д.В. Солдатов, 2001) Методика предназначена для выявления иерархии мотивов в мотивационной сфере ребёнка путём ранжирования им разных занятий по степени их привлекательности.

Для проведения исследований в настоящей работе наиболее предпочтительным представляется методический аппарат, разработанный Ильиным Е.П. и Курдюковой Н.А. (8). Так, для исследования индивидуального стиля педагогической деятельности использована методика «Самооценка стиля управления», исследования направленности мотивации младших школьников проводились по методике «Направленность на приобретение знаний», по методике «Направленность на отметку». Кроме того, для оценки стиля педагогической деятельности использовались материалы оценивания учителей, проводимого в рамках диагностики уровня развития педагогической деятельности по работе Т.В. Морозовой (14). Диагностика уровня развития педагогической деятельности проводилась по 8 показателям путем сравнительного анализа результатов самооценки учителей и результатов экспертного оценивания их педагогической деятельности. В качестве экспертов выступали коллеги учителей, руководитель методического объединения и администрация школы.

Программа исследований предполагает последовательное выполнение ряда этапов.
1. Выбор и предварительное описание объектов исследования, т.е. классов и учителей.
2. Исследование и описание стилей педагогической деятельности, включающее в себя:
• самооценку учителями индивидуального стиля педагогической деятельности по методике разработанной Т.В. Морозовой(14), методике Ильина Е.П. «Самооценка стиля управления» (8);
• экспертное оценивание стилей индивидуальной педагогической деятельности по методике (14).
3. Исследование направленности мотивации учебной деятельности у учащихся:
• исследование по методике «Направленность на приобретение знаний»;
• исследование по методике «Направленность на отметку».
4. Анализ зависимости направленности мотивации от стиля педагогической деятельности.
Объектом экспериментального исследования выбраны учащиеся пяти классов начальной общеобразовательной школы г. Москвы и преподаватели этих классов. Целью исследования являлась проверка выдвинутой гипотезы о зависимости стиля педагогической деятельности и личных психологических качеств учителя на формирование мотивационной сферы учащихся. Особое внимание уделялось формированию видов мотивации: «Направленности на приобретение знаний» (8) и «Направленности на отметку» (8) и их соотношения.
Количественные характеристики исследуемых классов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики исследуемых учителей
Класс Кол-во обслед. детей в классе Преподават. Возраст учителя Образование учителя Стаж педагогической деятельности (лет)
2А 20 1 52 Высшее. 33
2Б 21 2 34 Ср.сп. 4к. 14
3А 23 3 31 Ср.сп.5к. 12
3Б КРО 11 4 30 Ср.сп.4к. 5
4А 22 5 41 высшее 14

Качество обученности по предметам в этих классах в 3 четверти представлено в таблице 2:

Таблица 2. Качество обученности по предметам в %

Класс 2а 2б 3а 3б 4а ср.%
Учитель 1 2 3 4 5
Русский язык 84 65,4 76 33,3 65,6 58,22
Чтение 92 88,5 86 83,3 81,3 82,95
Англ. яз. 83 77 70 50 71,9 66,98
История 92 77 83 41,6 78 71,6
Математика 88 65,4 76 41,5 72 61,32
Информатика 88 88,5 86 33 71 73,2
Технология 87 92,3 100 83,3 90,6 85,2
Изобр. иск. 90 92,3 100 100 100 94,22
Музыка 96 100 93 75 96,6 93,43
Окруж. мир 88 88,5 86 58,3 100 82,63
Физ. восп. 96 88,5 100 100 71,9 78,73

Социальный портрет исследуемых классов описывается по основным признакам (Табл.3):
относительное количество детей из неполных семей, многодетных, воспитываемых матерями-одиночками;
относительное количество детей с отклонениями в состоянии здоровья по причине различных хронических заболеваний и т.д.

Таблица 3. Социальный портрет исследуемых классов
Класс Кол-во детей в классе Из неполных семей Род. в разво-де Мать один. Малоимущ. Многодет. Опека Р.студенты Пот.
корм
2А 32 6 5 3 18 1
2Б 11 6 6 9 3 2 1
3А 29 11 2 9 2
3Б 26 10 6 6
4А 26 2 4 11 1 1 1 1

За последние два учебных года были проведены опросы учителей с целью выявления профессиональных умений, навыков умения проводить анализ, самоанализ своей деятельности, определения стиля педагогической деятельности, измерение потребности достижения по методике Ю. М. Орлова (14). На основании исследований можно дать следующие характеристики учителям.

Учитель 1 имеет большой стаж педагогической деятельности 33 года, высшее образование. Эмоционально-методический стиль. Динамические характеристики: обладает высокой гибкостью (быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается, часто меняет первоначальный план урока). Импульсивность, устойчивость к изменяющейся ситуации, ориентируется не на ситуацию, а на собственные цели. Стабильное эмоциональное отношение к учащимся, отсутствуют резкие спады и подъёмы настроения. Отсутствие личностной тревожности. Содержательные характеристики: весь процесс направлен на обучение и результат. Адекватное планирование деятельности. Способность к самоанализу. Результативные характеристики: стабильность навыков учения, заинтересованность в изучении предметов. Ставит задачи формирования у школьников умения учиться.

Творческий человек с интересным опытом работы, готова поделиться своими знаниями с коллегами. Активна, эмоциональна, уроки проходят в хорошем быстром темпе, общительна и доброжелательна. Самооценка и оценка со стороны администрации совпадают. Учитель стремится ставить развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими. Личность данного учителя имеет педагогическую направленность, позитивную «Я- концепцию».

1.2. Анализ полученных результатов

На втором этапе преподавателям был предложен опросник Ильина (8) имеющий 33 вопроса. По каждому пункту опросника предлагалось не задумываясь ответить «да » или «нет» в зависимости от того, согласен ли опрашиваемый с высказанным в нем утверждением. В бланке ответов сделать соответственную пометку. Целью тестирования было выявление индивидуального стиля педагогического общения. Результаты тестирования представлены в таблице 4.

Таблица 4. Преобладание стилей педагогического общения у учителей
Учитель Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный
Стиль Вывод о преобладающем стиле
1 15,7 % 52,6% 31,5% Демокр.-либер.
2 55,5% 33,3% 11,1% Авторит.-демократич.
3 26,3% 42,1% 31,5% Смешанный Преобл. Демокр.
4 11,7% 47% 41,1% Демокр.-либер.
5 35,7% 57,1% 7,1% Демокр.-авторит.

Результаты исследования стиля педагогического общения и индивидуального педагогического стиля представлены в таблице 5.

Таблица 5. Стили педагогического общения и педагогические стили учителей
Учитель Индивидуальный педагогический стиль Преобладающий стиль педагогического общения
1 Эмоционально-методический стиль Демократическо-либеральный
2 Рассуждающее-импровизационный Авторитарно-демократический.
3 Эмоционально-методический Демократический
4 Рассудительно-методический Демократическо-либеральный
5 Рассудительно-методический Авторитарный

На третьем этапе учащимся пяти начальных классов было предложено ответить на вопросы анкет двух методик. Методики предложены Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой (8) и направлены на выявление направленность на приобретение знаний и направленности на отметку. Полученные результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты исследования направленности мотивации
Класс учителя №
Направленность на знания Направленность на оценку Одинаковые результаты
1. 80% 10% 10%
2. 80,9% 19,1% нет
3. 69,5% 17,4% 13%
4. 54,5% 18,18% 27,2%
5. 72% 13,6% 13,6%

Могут рекомендоваться следующие приёмы формирования мотивации учения :

Проведенное исследование показало, что учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, среди которых основным может стать индивидуальный педагогический стиль учителя, стиль руководства и педагогического общения. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, настойчивостью и динамичностью. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы ребенка.

Необходимое условие, для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, осуществляемой в условиях свободного демократического общения как с педагогом так, и внутри детского коллектива.

Таким образом, учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и индивидуальными психолого-педагогическими качествами учителя.

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Изд.2-е, стереотипное. Воронеж:НПО «МОДЕК», 1997-352с.
3. Болотова А.В., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для ВУЗов. М.:Аспект Пресс, 2001.-383с.
4. Ванек Д. Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий// Вопросы психологии.-1989.-№3.
5. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.// Вопросы психологии.-1977.-№1.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
7. Занюк С. Психология мотивации.-Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.-352 с.
8. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер,2000.-512с.
9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.-Нальчик,1996.-Серия «Библиотека психологи-педагогической литературы».-96с.
10. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учебе в школе и дома. М., 1995.
11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.,- 1984г.
13. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. Вопросы психологии. 1987, №5.
14. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров школ. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-160с.
15. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 2003.- 640 с.
16. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: «МОДЕК»,2002.-160с.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998 г. – 240 с.
18. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998
19. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1961.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Учитель. Очерки. Статьи. Воспоминания. М.,1961.
21. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
22. Хрестоматия по возрастной психологии. М.:»МОДЕК»,1998.-352с.

Методика «Направленность на приобретение знаний»
Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой. Инструкция
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника

Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы #
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приоб¬ретение знаний.

Методика «Направленность на отметку»
Методика предложена Е, П. Ильиным, Н. А. Курдюковой. Инструкция
Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «—» («нет»).
Текст опросника
№п/п Вопросы Да Нет

Обработка результатов
Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» — по позициям 10-12. Подсчитываете^ общая сумма баллов.
Выводы
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена на-правленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Методика «Самооценка стиля управления»1
Инструкция
По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» в зависимости от того, согласны ли вы с высказанным в нем утверждением, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.
Текст опросника

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *