какую часть православного храма отделяет иконостас
Объяснения основных типов икон. Иконостас
Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей внутреннего убранства в православном храме. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, поставленных на горизонтальные деревянные перекладины или вплотную одна к другой, как, например, в иконостасах XV в., или отделенных одна от другой полуколонками, что представляет собой множество икон, вставленных в отдельные, часто резные, кивоты, позолоченные или покрытые краской.
Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала, как известно, в христианских храмах древнейших времен. Сведения о древних преградах мы находим как у отцов Церкви, например у свтт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так и у древних историков, например у Евсевия. Форма и высота этих первоначальных преград были различны. Иногда это были сплошные низкие стенки или балюстрады по грудь человеку, на которые можно было облокотиться, иногда более высокие решетки или ряд колонн с архитравом. Делались они часто из особо драгоценных материалов и украшались скульптурой или живописными изображениями. С внутренней стороны, т. е. со стороны алтаря, преграды завешивались занавесом, который задергивался или открывался в зависимости от момента богослужения. Таким образом, алтарная преграда делала алтарь и видимым, и в то же время недоступным.
Алтарная преграда начала усложняться очень рано. Уже в Византии здесь помещались иконы месячные, святцы, или менологи, и иконы праздников. Сначала под архитравом, а потом на нем, непосредственно над Царскими Вратами, помещалась икона Спасителя, а затем и трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (состоящая из одной длинной доски или трех отдельных икон), так называемый Деисис. Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась, как полагают, тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления к названным иконам других икон и нарастания отдельных ярусов. К XIII–XIV вв. на Руси уже существовали многоярусные иконостасы, которые оттуда довольно поздно, в XVII или XVIII в., перешли в другие православные страны.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Исходя из такого толкования каждая часть новозаветного храма получает свое значение сообразно с общим положением и назначением ее в ходе богослужения. По толкованию прп. Максима Исповедника и свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство, причем первая просвещает и питает вторую, и последняя, таким образом, становится чувственным выражением первой.
Графическая схема русского пятиярусного иконостаса: 1 – Святые, или Царские, Врата; а и al: Благовещение; б, в, г, д: Четыре евангелиста; 2 – Тайная вечеря; 3 – Столбики Царских Врат с изображениями святителей, творцов литургии; 4 – икона Христа; 5 – икона Богоматери; 6 и 7 – северная и южная двери иконостаса с иконами архангелов или диаконов; 8 и 9 – иконы местнопочитаемых святых; 10 – деисусный ряд; 11 – праздничный ряд; 12 – пророческий ряд; 13 – праотеческий ряд.
Эта символика, как мы увидим ниже, находит наиболее ясное и полное раскрытие в развившемся впоследствии из алтарной преграды иконостасе. Будучи, с одной стороны, преградой, отделяющей мир божественный от мира человеческого, он в то же время объединяет их в одно целое в образе, отражающем такое состояние вселенной, в котором преодолено всякое разделение, где осуществлено примирение между Богом и тварью и в самой твари. Наглядно и наиболее полно, на грани божественного и человеческого, он раскрывает пути этого примирения.
Иконостас-складень. Россия. Середина XVI в. Частная коллекция
Следующий ярус иконостаса – праздничный. Он представляет собой ряд изображений тех событий Нового Завета, которые особо торжественно празднуются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, этапы «нарастания» Откровения. Это начало «имеющего у нас место служения», т. е. исполнение того, что предображено и предвозвещено в верхних рядах Праздники эти выражают собой совокупность учения Церкви; это «перлы божественных догматов», как называет их св. патриарх Герман. Обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных, так называемых двунадесятых, праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места (как, например, в воспроизведенном здесь иконостасе) к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия. На нашем иконостасе расположение икон праздничного ряда не соответствует церковному кругу. Оно следующее (слева направо): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Жены Мироносицы у Гроба, Распятие, Сошествие во ад, Воскрешение Лазаря, Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Воздвижение Креста, Успение, Троица. Содержание и значение икон этих праздников разобрано отдельно (см. с. 219–322).
Расположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю, сидящему на троне. Этим ритмическим движением они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции их фигур, выражающих глубокую сосредоточенность, придают им особую элегантность и невесомость. Певучие линии рисунка образуют их четкие силуэты, легко и свободно, как от дуновения ветра, склоняющиеся к центру.
Нижний ярус храмового иконостаса, местный, представлен здесь своей центральной частью, Царскими Вратами, по обеим сторонам от которых помещаются две большие иконы, обычно Спасителя и по правую от Него сторону (влево от зрителя) икона Божией Матери с Богомладенцем. Иногда икона Спасителя заменяется так называемой храмовой иконой, т. е. иконой праздника или святого, которому посвящен данный храм. Дальше, на северных и южных вратах, изображаются два Архангела, Михаил и Гавриил, или святые диаконы как служители при совершении таинства. Если остается свободное место, оно заполняется другими иконами. За этим ярусом сохранилось древнее его название – Поклонный. Назывался он так потому, что иконы текущего месяца, святцы, или очередного праздника, находившиеся здесь на алтарной преграде, снимались со своего места и клались на аналой для поклонения. Название это сохранилось, очевидно, по той причине, что местные иконы, находясь на небольшой высоте, представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставятся свечи и т. д. К ним преимущественно можно отнести слова свт. Симеона Солунского, что они «и на небе и с людьми пребывают». Этот ярус не только не имеет строгого ритмического распорядка других ярусов, но часто вообще асимметричен. Составляющие его иконы обычно крайне разнообразны и зависят от местных потребностей и характера данного храма.
См.: Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой свв. отцами и учителями Церкви христианскому храму и его составным частям. СПб., 1910.
См.: Евсевий Памфил. Церковная история, X, 4 // PG 20, col. 847–879 (рус. пер.: То же. М., 1993. С. 343–358. –Ред.).
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Иконостас. Инфографика
+ кликабельные материалы и материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.
Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.
Из чего состоит иконостас:
Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере
Ряды иконостаса:
Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.
Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.
Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.
Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.
Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.
Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.
Местночтимая икона
Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.
Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.
Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.
Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.
Как устроен иконостас?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.
Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.
Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.
Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.
В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.
Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.
Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.
Православный иконостас: изучаемый храмовый, устраиваем домашний
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконостас. Богоявленский Старо-Голу́твин мужской монастырь. Коломна
Уходящие ввысь ряды святых образов – такова «преграда» — иконостас, скрывающий священнодействие, происходящее в алтаре. Или – наоборот, приобщающая к нему?
Краткая история
Это – древняя, но все же не изначальная, не восходящая к истокам Церкви, традиция. Алтарной преграды у христиан совсем не было по крайней мере до IV в.
Ради немощи человеческой
Согласно преданию, которое приводят древние жития свт. Василия Великого, обычай алтарной завесы впервые введен при этом епископе Кесарии Каппадокийской. Совершение им литургии всегда сопровождалось особым Божественным действием, знаменовавшим свершившееся Сошествие Духа на Св. Дары – сотрясением изображения голубя над престолом.
Однажды, произнеся тайносовершительные молитвы, святой обычного знамения не увидел. Недоумевая, чем прогневал Господа, Василий оглядел сослужителей и увидел, как один из диаконов смотрит на недалеко стоящую женщину.
Тогда он повелел диакону удалиться, наложив на него епитимию. А также установил, что алтарь отныне должен быть скрыт завесой.
Алтарная перегородка античной базилики “Афентели” на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А.Орландоса.
Против иконоборчества
Впоследствии появились также особые ажурные решетки, отделяющие алтарь. Но укреплять на них святые образы начали не ранее IX в., после VII Вселенского Собора. Тогда была осуждена иконоборческая ересь, а иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых не только демонстративно вернулись в храмы (откуда их выбрасывали еретики), но стали как бы сопровождать главное Таинство, Евхаристию, находясь на алтарной преграде.
Но сама эта преграда не была высокой доXI-XIIIвв., верующие хорошо видели происходящее во время совершения Евхаристии.
Ярусные
Первоначально рядов икон было не более трех. Это не обязательно были писаные иконы.
Наконец, к XIV в. появляются многоярусные преграды, полностью скрывающие алтарь. Многие церковные историки предполагают, что это могло быть связано с взлетом византийской духовности того времени.
Алтарная преграда в церкви Санта-Мария ин Валле Абруцци. Италия. Основное сооружение датируется примерно 1080 годами, что записано на столбах портика
На Руси
Здесь традиция высоких иконостасов по мнению многих историков, возникает с XIV в. О причинах распространения таких алтарных преград существуют различные мнения:
Однако, устоявшегося мнения о причинах увеличения количества рядов нет. Понятно лишь, что при увеличении количества икон неизбежно встает вопрос о символике самого иконостаса.
Иконостас Успенского собора.
Московский Кремль
Символика
Так из «просто» преграды, отделяющей алтарь от остального пространства церкви, он становиться особым элементом храмового убранства.
Царские врата
Они находятся по центру, а именуются так потому, что чрез них проходят священнослужители, выносятся Святые Дары, то есть к людям исходит Сам Царь мира. На створах обычно образы:
Это символ того, что Воплощение Сына Божия, Его Слово, переданное учениками, открывают верующим Рай.
У византийцев известны также изображения:
Однако, есть важное отличие: новозаветная завеса – открывается, являя Рай. Вот как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст:
Окно в Рай
Вот почему символическое значение алтарной преграды сводится… к отсутствию преграды.
Она отделяет алтарь лишь внешне: на самом же деле это – ряд образов Бога, святых, которые помогают отрешиться от мирской суеты, духовно соединиться с Христом – при духовной помощи, как бы посредничестве тех, чьи образы входят смотрят с икон. Это – не доски, краски, а своего рода «окна», чрез которые горний мир реально соприкасается с жизнью земной.
Не случайно ряды икон также именуют «чинами», то есть так же, как называют иерархию Ангелов (Ангелы, Херувимы, Серафимы и др.), а также людей, особо угодивших Богу (чины преподобных, праведных, благоверных и пр.).
Чины иконостаса
Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.
В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?
Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.
Схема древнерусского иконостаса
Как называется первый ряд иконостаса?
Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.
Следующие ряды
Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.
Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).
Еще выше следуют чины:
С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:
Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.
Полный пятирядный иконостас
Краткое описание: какие бывают иконостасы
Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.
Тябловый
Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды
Рамочный
Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.
Походный
По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.
Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.
Материал
Чаще всего это дерево, или камень.
Каменный
Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.
Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция
Деревянный резной
Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.
Золотой
Дерево довольно часто покрывается позолотой, так как этот цвет – традиционный символ Царства Небесного.
Фарфоровый
Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.
Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково
Устройство иконостаса в храме
Сейчас встречаются преграды древней формы, из двух ярусов, или более высокие, включающие большее число рядов, чаще всего 5.
Самый древний иконостас
Многие считают таковым алтарную преграду храма Св. Софии в Константинополе (VI в.). Она состояла из 12 колонн (по числу Апостолов). Между ними, согласно воспоминаниям современников, были изображения Господа, Богородицы, Апостолов.
Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Фото 2010 год.
Самый большой
Место его расположения – кафедральный собор Румынской Православной Церкви. Он имеет четыре яруса общей высотой почти 17 м, длиной 23. 45 икон выполнены на камне техниками мозаики, фрески. Общая площадь – 407 кв.м.
Самый высокий
Он находится соборе Рождества Христова г. Новокузнецка. Храм освящен 23 августа 2012 г. Здесь 170 святых образов, это не только самый высокий (с пятиэтажный дом), но также самый большой в мире по количеству образов.
Знаменитые
Алтарные преграды известны не только величиной – многие из них принадлежат великим мастерам, связаны с историческими событиями или выполнены уникальной техникой.
Ионостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Он относится к XV в., а создан прп. Андреем Рублевым с учениками.
Благовещенского собора московского кремля
Он считается самым древним (начало XV в.) из ныне существующих в Русской Церкви, его создатели – Феофан Грек, прп. Андрей Рублев.
Успенского собора Московского Кремля
Его образы написаны первоначально мастером Дионисием в XV в., позже переписаны мастерами XVII в., при царе Алексее Михайловиче.
Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Правая сторона
Петропавловского собора
Он нетипичен, имея форму триумфальной арки. Такое художественное решение не раз вызывало критику современников – ведь, по мнению многих, подобная демонстрация имперского величия вряд ли уместна в храме.
Исаакиевского собора
Он выполнен в стиле классицизма, каменным. Образы разделены колоннами.
Хрустальный иконостас в Дятьково
Завод в этом городе Брянской области еще до революции считался «хрустальной столицей» страны, ведь здесь был самый крупный хрустальный завод. А еще – единственный храм с иконостасом из хрусталя. Он был разрушен после революции, но воссоздан с 2003 г. – также с алтарной преградой, изготовленной мастерами хрустального завода. Сейчас она – единственная в мире.
Иконостас, уничтоженнный в 1929 году, располагался он в храме Преображения Господня в Дятьково. В 1810 году храм был построен на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова, основателя хрустальной фабрики на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область). А в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный.
Иконостас домашний
Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.
Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?
Примерно так же, как это сделано в храме.
Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.
Образец домашнего иконостаса
Прямой и угловой
Образы могут находиться на стене, или же – в углу, тогда необходимы соответствующие полки.
Как сделать иконостас своими руками: видео
Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:
Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи
Создавая домашний «красный угол», важно помнить о значении иконы, ее символике. Разобраться с этими сложными вопросами поможет работа священника Павла Флоренского (1922 г.) Просто, ясно автор объясняет:
С туманом «у грани видимого и невидимого» сравнивает иконостас о. Павел:
Именно поэтому преграда иконостаса – на самом деле ничего не преграждает. Напротив, это путь к Небу.