какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат

Иконы Божией Матери на полях сражений русского воинства

Человек в трудную минуту зовёт на помощь родную матушку. Русские люди в тяжкую годину призывают Матерь Божию. Вся российская история подтверждает, что упование на помощь Небесной Заступницы не бывает напрасной. Об иконах Богородицы на войне в нашем материале.

Не удивительно, что православные считают Русь уделом Пресвятой Богородицы. Когда русский народ возлагает упование на свою Взбранную Воеводу от всего сердца, тогда силы возрастают, приходит воодушевление, безстрашие и готовность душу свою положить за родное Отечество. А если человеческих усилий не хватает, тогда заступает Сила Божия. Все важнейшие переломные события отечественной истории происходили под сенью образов Спасителя и Богородицы.

В житии благоверного князя Андрея Боголюбского приводится рассказ о походе на волжских булгар в 1164 году. Пред войском несли хоругви, Животворящий крест и чудотворную икону Владимирскую. Поход был успешным. Пленники освобождены, угроза набегов устранена.

На Куликовом поле, где впервые собралась общерусская рать во главе с князем Димитрием, чтобы сбросить ордынское иго, велико было упование на помощь Божию. Велико было мужество русских ратников в битве на Дону. Значима была и победа, приблизившая час освобождения. С тех пор икона Богородицы, принесённая на битву донскими казаками, пред которой молился князь Димитрий и всё воинство, стала именоваться Донскою.

В 1480 году пришло время окончательного избавления от ордынского ига. Хан Ахмат (Ахмет), разгневанный непокорностью князя Ивана III, выступил со всем своим войском, но был встречен общерусской ратью на реке Угре. В русском стане находилась Владимирская икона Божией Матери, перед которой непрестанно совершались молебны. Четыре дня продолжалось вооружённое противостояние. Ахмат так и не смог преодолеть этот рубеж, и был вынужден оставить русские пределы, после того как русские вместе с союзными нам тогда крымскими татарами предприняли обходной манёвр. Настал час освобождения Руси! Река Угра с тех пор стала называться «поясом Богородицы».

В 1547 году накануне Казанского похода Иоанн Васильевич Грозный пришёл в Тихвин для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. После успешного похода Царь основал здесь Тихвинский Успенский монастырь.

Этот монастырь уже в смутное время выдержал долговременную осаду шведских войск. Обороной руководил князь Семён Прозоровский, впоследствии принявший здесь монашеский постриг. А монастырь с тех пор стали называть «Домом Богоматери».

Псково-Печерская икона Богородицы помогла избавить Псков от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. В память чудесного избавления древнего города при царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена жемчугом и драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами.

В 1591 году новая опасность нависла над Русью. Огромные орды крымского хана Казы Гирея подступили к самой Москве и уже стояли на Воробьёвых горах. Для ободрения защитников города Царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону. Крестный ход с этой иконой прошёл по всем стенам Москвы, а затем её торжественно поставили в походной церкви. Все попытки крымчаков овладеть городом были отбиты. Неожиданно хан в панике поспешно отступил, бросая по дороге всё награбленное. Это был последний набег крымских татар, когда им удалось дойти до Москвы.

Смутные годы начала XVII века довели страну до края гибели. От безисходности население присягнуло польскому королевичу Владиславу, в кремле хозяйничали поляки, первое ополчение распалось. Новое народное ополчение, собиравшееся в Нижнем Новгороде, восприяло Казанскую икону как свою духовную предводительницу. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. 22 октября/4 ноября 1612 года, ополченцы Минина и Пожарского штурмом овладели Китай-городом, и спустя два дня освободили Кремль.

В начале XVIII века Шведская корона распространила своё господство по всему северу Европы и намеревалась покончить с Россией, стоявшей на пути её победного марша. Под Полтавой решалась судьба России и всей Европы. В войска была принесена из Каплуновки местночтимая икона Божией Матери именуемая Каплуновская. Накануне сражения этой иконой благословляли коленопреклоненных воинов. Царь Петр неоднократно молился перед ней, испрашивая благословения и победы. Баталия была выиграна, а непобедимая шведская армия нашла своё последнее убежище в русской земле. Грозная шведская держава отныне не посягала на русские владения.

Решающее сражение Отечественной войны 1812 года произошло на Бородинском поле. Русские войска, уходя из Смоленска, взяли с собой Смоленскую икону Богоматери. Перед судьбоносной битвой «Матушку Смоленскую» пронесли перед полками, и верховный главнокомандующий М.И. Кутузов преклонив пред ней седую голову, молил о заступлении. Жестокая кровопролитная битва предопределила весь последующий ход войны, в которой властитель Европы Наполеон схоронил военную армаду из «двунадесяти язык» на необъятных и непокорённых российских просторах. Впоследствии трофеи разгромленных французов были положены в Казанском соборе Петербурга, рядом с местом упокоения полководца Кутузова.

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдатМ.И. Кутузов накануне Бородинского сражения пред Смоленской иконой

Освоение необозримых и глухих сибирских земель вплоть до самых берегов Великого океана происходило с благословением Царицы Небесной. В далёкой крепости Албазин на Амуре икона, именуемая «Слово плоть бысть», укрепляла духом русских воинов-первопроходцев при китайских набегах. В 1900 году китайцы осадили Благовещенск, куда ранее была перенесена Албазинская икона. Всё время осады в Благовещенском храме непрерывно шла служба и читались акафисты. По заступничеству Богородицы удалось отогнать неприятеля от города.

Ещё до начала русско-японской войны для поддержания духа защитников Порт-Артура была написана икона Божией Матери. Эта икона, созданная на народные деньги, была доставлена из Киево-Печерской лавры во Владивосток в 1904 году. Но все попытки перевезти её в Порт-Артур оказались неудачными. Духовная святыня так и не достигла осаждённого гарнизона — город был сдан. Лишь в конце XX века копия Порт-Артурской иконы была доставлена в город, где была совершена заупокойная литургия по погибшим воинам.

В этом бою ни один из свидетелей чудного явление не погиб. Через два года Святейший Синод «признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

По месту явления икона стала именоваться Августовской.

В последние годы стали известны свидетельства о небесном заступничестве за Россию и её воинство во время Великой Отечественной войны.

При подходе немецких войск к Ленинграду Казанская икона Божией Матери была обнесена вокруг города на Неве. И произошло удивительное. Гитлер приказал остановить танки. Враг так и не переступил невидимую границу, намеченную крестным ходом.

Позже Казанскую икону перевезли в Богоявленский Собор московского Кремля, а затем в Сталинград. И вновь врагу не удалось захватить город.

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдатКрестный ход в Сталинграде

Согласно рассказу лётчика А.Е. Голованова (впоследствии маршала авиации) 8 декабря 1941 года был совершён облёт вокруг Москвы с чудотворным образом Богоматери Тихвинской. Враг был остановлен на подступах к столице.

Сохранились рассказы очевидцев о явлении Божией Матери в небе Восточной Пруссии в конце войны под стенами Кёнигсберга. Вскоре неприступный город-крепость был захвачен нашими солдатами.

Все эти свидетельства говорят о том, что и в послереволюционное время сохранилось заступничество Божией Матери за Россию, и что эти годы нельзя называть безбожными. Правильнее говорить о некоторых безбожных властителях советского времени.

В наши беспокойные дни заступничество Царицы Небесной за Русскую Землю не прекращается. Так было и во время войны на Северном Кавказе, и в 2008 году в Южной Осетии, и в 2014 в Крыму и Новороссии. Все эти знамения неопровержимо свидетельствуют о том, что Россия, как и встарь, остаётся уделом Пресвятой Богородицы.

Источник

Война священная. Часть 3

Памяти 1812 года

Части 1 и 2

Изгнание Наполеона – подарок к Рождеству Христову

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
А. Нортерн Отступление Наполеона из Москвы. 1851 г.

В декабре 1812 года через Неман из России в Европу вернулись 18 тысяч жалких, оборванных и обмороженных людей, которых уже трудно было назвать солдатами. В русском плену оказалось 130 тысяч, а 350 тысяч европейцев из двенадцати стран навеки остались лежать на бескрайних и прекрасных российских просторах.

Свершилось! Враг изгнан. В день светлого Христова Рождества вышел манифест государя об изгнании неприятеля из пределов Отечества. Тем радостнее звучали рождественские проповеди, читаемые во дни избавления от бедствия, которое еще недавно казалось непреодолимым.

Святителю Филарету суждено было стать первым, кто дерзнул осмыслить значение великих и потрясающих событий. В самом начале 1813 года президент Российской академии художеств Алексей Николаевич Оленин обратился к нему с просьбой написать рассуждение о том, почему России удалось сокрушить несокрушимую мышцу Наполеона. Оленин потерял на войне своего 19-летнего сына Николая, прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка, погибшего в Бородинском сражении. В письме к Филарету он писал: «Кому же, если не служителю святого алтаря, приличествует доказать происшествиями нынешней войны, что неимоверные подвиги народа русского начало и основание свое имеют в беспредельной вере к Богу, в верности к царю и в любви к Отечеству». Архимандрит Филарет откликнулся на просьбу Оленина и написал трактат «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне».

«Дано кровопролитнейшее из всех известных в наши времена сражение, в котором чем более победа колебалась между превосходством сил и совершенством искусства, между дерзостию и неустрашимостию, между отчаянием и мужеством, между алчностью грабежа и любовью к Отечеству, тем торжественнее увенчана правая сторона», – писал Филарет в своем «Рассуждении».

Обращаясь к Наполеону, он предупреждал его о каре Господней: «Ты не наступил на сердце России, но преткнувшись, оперся на грудь ея, и вскоре будешь отражен и низвержен. Россия не будет унижена, но вознесется к славе доселе невиданной. Война, расположенная по чертежу коварства и злобы, достигла своего предела: начинается брань Господня».

Говоря об участи государств, он подчеркивал, что она «определяется вечным законом истины, который положен на основание их бытия и который, по мере их утверждения на нем или уклонения от него, изрекает на них суд, приводимый потом в исполнение под всеобъемлющим судоблюстительством Провидения». И далее: «Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием как возмутительная область Божией державы».

Так были заложены нравственные христианские основы осмысления «грозы двенадцатого года». Войны, которая, по Божиему Промыслу, закончилась к Рождеству Христову, празднику явления в мир Спасителя. А полное уничтожение Наполеона произойдет к Пасхе 1814 года!

Отечественная война 1812 года стала воистину войной Православной Руси против безбожной Европы. Сразу после вторжения Наполеона началось возрождение религиозных чувств во всем народе России, от мала до велика, от беднейшего крестьянина до самого государя императора. В июле московский епископ Августин (Виноградский) составил молитву о спасении от «супостатов», разосланную по всем епархиям. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) своими речами вдохновлял паству и ополченцев на победу. Успел прозвучать и голос наилюбимейшего в народе митрополита Платона (Левшина), которому суждено будет уйти в лучший мир именно в 1812 году: «Дерзайте, стойте и зрите спасение!»

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
Молебен перед Бородинским сражением. Автор: Егор Зайцев

Огромное значение в полках действующей русской армии придавали чудотворным иконам. Особенно – Казанской. А в канун Бородинского сражения все наши солдаты и офицеры с чистым сердцем участвовали в молебне перед Смоленской иконой Богоматери. «– Матушку несут! Заступницу! – писал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных».

А сама Бородинская битва произошла в день Владимирской иконы Богородицы. Французы издалека в подзорные трубы с удивлением наблюдали за тем, что происходит в рядах русских. Для них поклонение иконе выглядело диким. Они издевательски посмеивались над «русским невежеством».

Святейший Синод организовал сбор средств от приходов и монастырей на нужды армии. От одной лишь Троице-Сергиевой лавры поступило 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и свыше пяти пудов серебра в слитках и посуде. А всего Святейший Синод собрал около 1 миллиона рублей ассигнациями, более 27 тысяч рублей серебром, 556 рублей золотом и более 3000 рублей медью. Кроме того, поступали золотые слитки, золотые и серебряные изделия, иностранные монеты.

Священство Русской Православной Церкви не ограничивалось сбором средств, но и лично участвовало в военных действиях. При действующей армии находилось около 200 священников, они исповедовали и причащали, отпевали погибших, утешали раненых, вдохновляли на бой, утверждая в своей пастве православное чувство: «С нами Бог! Разумейте, языцы!»

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
Сражение за Малоярославец 12 (25) октября 1812 г. Автор: Александр Аверьянов. Фрагмент. В рядах воинов священник Василий Васильковский с крестом в руках

Они, эти воины Христовы, облаченные в священнические одежды, и сами являли примеры героизма. Иные из них погибли. Иные стали героями. Иерей Василий Васильковский в 1810 году был назначен священником 19-го егерского полка, вместе с которым и встретил «грозу двенадцатого года». В бою под Витебском он шел впереди солдат и был ранен в лицо и в ногу, а затем контужен пулей, попавшей в наперсный кипарисовый крест! Далее был его подвиг в сражении под Малоярославцем. Генерал Дохтуров докладывал о его поведении: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». А затем по личному ходатайству Кутузова государь повелел наградить мужественного батюшку за неустрашимость и ревностную службу орденом святого Георгия 4-й степени. Доселе ни один священник не был удостоен этой награды! В дальнейшем отец Василий дошел вместе со своим полком до Франции и уже там скончался от полученных ран.

В Бородинской битве прославился своим подвигом отец Василий Андрианов. Совершив молебствие, он находился среди своей паствы – солдат и офицеров Литовского полка, стоя на фланге с крестом в руке и ободряя воинов. Не кланялся пулям, но склонялся над ранеными, причащал их, приободрял.

Не менее храбро вел себя протоиерей лейб-гвардии конно-егерского полка Феодор Раевский. Он пребывал со своим полком неотлучно с 1812 по 1814 год, участвовал во всех походах и сражениях, верхом на лошади, с крестом в руке и дароносицей на груди, ободрял воинов, благословляя на храброе исполнение своего долга.

На Бородинском поле погиб священник Черниговского драгунского полка Забуженков.

Протоиерей московской церкви 40 мучеников Севастийских священник Петр Вельяминов-Святославский пострадал за веру и Церковь Православную во время пребывания французов в Москве. Враги требовали от него ключей от храма, чтобы можно было там спрятаться вместе с лошадьми, то есть осквернить храм. Отец Петр наотрез отказал. Его стали пытать и замучили до смерти. Этот герой войны с Наполеоном похоронен с южной стороны Екатерининского храма в Новоспасском монастыре. Его сын Александр Петрович в 1821 году закончил Московскую духовную семинарию, и Консистория определила его к святителю Филарету (Дроздову), которому он прослужил верой и правдой целых 35 лет.

Главной целью явившихся к нам европейцев был грабеж. Всюду они рыскали в поисках поживы. Когда искали сокровищ в московском Богоявленском монастыре, стали пытать монастырского казначея иеромонаха Аарона и замучили до смерти.

Наполеоновские солдаты не пожалели древнюю христианскую обитель – Новоспасский монастырь: они осквернили храмы обители. Наместник монастыря престарелый отец Никодим был подвергнут пыткам и лишь чудом остался жив. Спасо-Преображенский собор французы хотели превратить в конюшню, но не успели это сделать. А чуть позже Москву охватил великий пожар, нанесший невосполнимый ущерб Новоспасскому монастырю. Разграблению подверглись Донской, Заиконоспасский и Данилов монастыри. Монахи Данилова, правда, успели до вступления вражеских войск в Москву вывезти ризницу в Вологду, а казну – в Троице-Сергиеву лавру.

Издевательски относясь к святыням Русской Православной Церкви, оскверняя их, французы, немцы, поляки сами рыли себе яму, вызывая жгучую ненависть в нашем народе. Вдоволь насмотревшись на этих цивилизованных варваров, русские зачастую не могли даже относиться к ним как к людям, видя в них антихристово племя.

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
Верещагин. В Успенском соборе

В Успенском соборе Московского Кремля захватчики установили весы для взвешивания награбленного ими, а записи о взвешиваниях оставляли прямо на стенах и колоннах храма. Согласно надписи, оставшейся на одной из колонн, враг забрал 325 пудов серебра и 18 пудов золота, не считая драгоценных камней. Золотые и серебряные оклады гробниц, драгоценные кресты, лампады, подсвечники – все сгребали в одну кучу. Учет переплавленного металла записывался на иконостасе. Храмы осквернялись не только использованием их в качестве казарм и конюшен, но и даже в качестве скотобоен.

Спрашивается: с кем пришел воевать Наполеон на русскую землю? Сам он утверждал, что необходимо лишь ослабить слишком сильное влияние России в Европе, но цели были куда шире – покарать русских за то, что, упорствуя, сохраняют православную веру.

В Москве в 1812 году действовало 237 храмов, все они были разграблены, из священных гробниц выбрасывались святые мощи. Уходя из Москвы, Бонапарт увозил награбленное на 40 тысячах повозок! Многое из того, что прибрали к рукам грабители с большой европейской дороги, удалось отбить за время преследования тающей «великой армии», но многое и бесследно утекло в Европу.

Когда началось движение наполеоновских войск к западным границам Российской империи, все большую мощь набирало партизанское движение, которое, надо отметить, получило не просто благословение русских батюшек, но и во многих местах было ими организовано, вдохновлено. Отступающих европейцев били, что называется, в хвост и в гриву. Измученные ужасами московского пожара, измотанные, истрепанные, они с каждым днем являли собой все более жалкий вид. Вспомним, сколько их, горящих жаждой славы и наживы, с веселыми глазами хищников, вторглось в пределы Отечества нашего – более 600 тысяч. А из Москвы до Смоленска дошло уже лишь 50 тысяч. В Смоленске бегущие прочь супостаты вынуждены были оставить большую часть артиллерии и обозов. Дух Наполеона был сломлен, оставалось лишь как можно быстрее улепетнуть из страны, которую император Франции намеревался растоптать.

Он уполз из России, унося жалкие остатки еще недавно «великой армии», а русский народ-победитель мог вздохнуть свободно и вместе с Рождеством Христовым отметить изгнание антихриста из пределов Отечества нашего!

Память Отечественной войны 1812 года

Огромное количество участников войны и изгнания Наполеона было представлено к наградам Российской империи. Кто-то получил высшие знаки отличий, даже ордена святого Георгия 1-й степени, кто-то просто медаль, но каждый был горд, что внес свою лепту в общую победу, и эта лепта была оценена.

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 1817 г. 12 октября

В ознаменование того, что враг был изгнан к Рождеству Христову, уже 25 декабря 1812 года император принял решение возвести огромный Рождественский храм-памятник в Москве «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Отечеству, каким в сии трудные времена превознес себя народ русский»; и другой храм-памятник в Петербурге, но уже во имя святого Исаакия Далматского, ибо в день памяти этого святого родились Александр Невский и Петр Первый – два гения и героя русской истории, которые непревзойденно громили неприятеля.

Строительство храма Христа Спасителя в Москве затянулось на несколько десятилетий. В середине XIX века им руководил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), один из столпов Русской Православной Церкви. Он лично продумывал сюжеты для внутренних росписей и наружных горельефов, коими было украшено бессмертное творение архитектора Константина Андреевича Тона.

Когда к власти в России пришли безбожники, духовно более близкие Наполеону, нежели героям 1812 года, сей величественный храм был уничтожен. Его восстановление на прежнем месте и в прежнем виде осуществилось уже в эпоху великого патриаршества незабвенного Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси. Человека, в роду которого были и те, кто защищал Отечество наше во время «грозы двенадцатого года», как, например, генерал Федор Васильевич Ридигер, который под командованием Витгенштейна не пускал французов к Петербургу и лично взял в плен французского генерала Сен-Жермена.

Ныне храм Рождества Христова, более известный как храм Христа Спасителя, снова плывет над Москвой, являя собой грозное предупреждением всем врагам Отечества нашего, что если они вновь сунутся к нам, то «есть место им в полях России среди нечуждых им гробов». А интерьеры собора расписаны важнейшими упоминаниями о событиях той великой и священной войны.

Другой выдающийся памятник войне 1812 года – Спасо-Бородинская обитель, воздвигнутая на Бородинском поле стараниями вдовы генерала Тучкова при духовном окормительстве святителя Филарета (Дроздова). Судьба Маргариты Михайловны Тучковой по сей день потрясает нас, далеких потомков людей 1812 года.

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
Спасо-Бородинский монастырь. Вид от деревни Семеновское. Бородино. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 г.

Сколько восторженных криков, сколько слез умиления вызвали в русском обществе жены декабристов, отправившиеся вместе со своими мужьями в Сибирь. Но почему же такого же восторга не вызывали жены многих русских военных, не желавшие расставаться со своими мужьями и уходившие вместе с ними на театр военных действий? А ведь в отличие от жен декабристов, имевших и в Сибири весьма сносные условия существования, жены военных делили со своими сужеными все тяготы и опасности войны, нередко – голод, холод, лишения; видели, как погибали солдаты и офицеры, как страдали раненые.

Маргарита Тучкова сопровождала мужа во многих походах, начиная с 1807 года. Это был настоящий подвиг во имя любви. Изнеженная аристократка научилась варить походную кашу, ухаживать за лошадьми. Мало того, полюбила все это. Потому что умение жить в походных условиях давало ей уверенность, что муж не заставит ее вернуться домой. Когда-то она могла упасть в обморок даже не при виде крови, а лишь при произнесении слова «кровь». Теперь она научилась ухаживать за ранеными, и если надо, могла быстро зашить рваную рану или даже извлечь пулю.

Генерал Тучков геройски погиб на Бородинском поле. Маргарита Михайловна тщетно искала его тело среди других тел. Все свои ювелирные украшения она продала. Заложила и тульское имение. В 1817 году военный министр генерал Петр Петрович Коновницын сообщил ей, где именно в последний раз видели Тучкова. На этом месте, возле средней Багратионовой флеши, Маргарита возвела поминальную часовню, а вскоре стала строить и храм-памятник Спаса на крови, и это стало первой постройкой на Бородинском поле. Государь Александр выделил под это дело 10 тысяч рублей. В 1820 году храм Спаса Нерукотворного на Бородинском поле освятил Московский архиепископ Августин (Виноградский).

какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Смотреть картинку какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Картинка про какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат. Фото какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат
«Не нам, не нам, а имени Твоему». Наградной наперсный крест в память войны 1812 года

Созданное Тучковой на Бородинском поле благочестивое женское общество с благословения митрополита получило статус Спасского женского богоугодного общежительного заведения. Святитель Филарет составил его «Правила», в них он утверждал, что «особенная обязанность пребывающих в сем общежитии – приносить молитвы за православных вождей и воинов, которые в сих местах за веру государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». Под его руководством основанная Маргаритой Тучковой – монахиней Меланией – Спасо-Бородинская община на Бородинском поле превратилась в Спасо-Бородинский женский монастырь. Вдовы героев не только войны 1812 года, но и других войн приходили сюда, становились послушницами, находили утешение и приют. И ныне сия обитель открыта как для паломников, так и для тех, кто хочет приобщиться к монашеской жизни, войти в сонм сестер. Стоит монастырь на месте главного сражения Отечественной войны 1812 года.

Так переплелись в одном восхитительном творении героизм русских солдат и офицеров, женская верность и вера в Христа, давшего людям надежду на грядущее светлое воскресение их душ.

200 лет прошло с той поры, как наш народ, воспрянув духом, воскресив в себе христианские идеалы, совершил беспримерный подвиг и сокрушил Наполеона, пред коим дрожало все человечество, в ком видели антихриста и кто сам не особо-то стремился развеять таковое о себе впечатление.

200 лет не меркнет слава о героях Отечественной войны 1812 года и о русских православных священниках и архиереях, которые вдохновляли тех героев на битву с врагами России и Христа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *