какую основную задачу ставит фгос в обучении
Цели и задачи ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На протяжении многих столетий цель обучения видоизменялся. Еще недавно, целью воспитания и обучения являлось формирование гармонически всесторонне развитой личностью. В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились.
Новая цель образования : Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.
Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены главные усилия. Независимо от того, осознается ли человеком цель, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. Цели подчиняется все – содержание, методы, организационные формы, технологии.
Цели образования определяются личностью, семьей, социальным строем общества и государством.
Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду. А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.
В.С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.
В настоящий момент, цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Зададимся вопросом: Чем стандарты нового поколения будут отличаться от предыдущих?
• 1. Изменение понимания
… это фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивает достижение планируемых результатов…
… это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
2. Изменение компонентов стандарта
Обязательный минимум содержания; Требования к уровню подготовки выпускников; требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
3. Деятельность образовательного учреждения выполняют: семья в первую очередь, ОУ (учителя, администрация школы) и муниципалитет.
4. Менталитет учителя: учитель должен находиться на заднем плане, лишь помогать, направлять детей. Школьник должен научиться самостоятельно, заниматься, добиваться успеха, овладеть универсальными учебными действиями.
5. Новыми целями, которые я уже упоминала в своем выступлении: формирование универсальных, учебных действий, самоорганизация и саморазвитие в детях
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
• 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Также в настоящий момент разработаны примерные программы начального общего образования; среднего общего образования; в процессе разработки – программа полного общего образования. Помимо этого, существуют проекты программ среднего профессионального и высшего профессионального обучения. Данные программы раскрывают содержание образования на разных этапах обучения.
Новые ФГОСы: цели, задачи, преимущества
Что такое ФГОС нового поколения?
Требования, регламентированные данными стандартами, касаются:
ФГОС нового поколения имеют существенные отличия от предшествующих стандартов.
Цели и задачи новых ФГОС
Основная цель: раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности. Таким образом, школа должна дать ученику полный объем навыков и знаний, необходимых не только для профессиональной деятельности, но и решения жизненных задач.
Задачи ФГОС нового поколения зависят от конкретного ученика и его возможностей. В общем виде они включают:
Новые стандарты наибольшее внимание уделяют нравственному воспитанию, при этом отдавая должное физическому и умственному развитию. Если раньше представления о здоровом образе жизни закладывались лишь поверхностно, то сейчас, в связи с неблагоприятной статистикой заболеваний, основы правильного питания и здорового образа жизни закладываются ребенку с 1 класса. Количество дней здоровья, занятий физической культурой и других мероприятий этой категории увеличилось.
Важным нововведением является появление у ученика индивидуального портфолио, в которое добавляется не только информация об успеваемости, но и дипломы, грамоты, результаты работ. Это даст большее представление о способностях ребенка.
Что это нам дает?
Причины, по которым формирование новых ФГОС стало необходимым, это устаревание старых систем образования, изменение жизненных приоритетов, развитие экономики и повышение количества стрессобразующих факторов. Новые ФГОС направлены именно на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами, знаниями и способности. Кроме того, ФГОС были пересмотрены и скорректированы с целью обеспечения индивидуального подхода к образованию детей. Если раньше дети обучались по классической, общей для всех программе, то теперь есть возможность выбрать программу обучения в зависимости от способностей и желаний ребенка.
ФГОС: расшифровка, цели и задачи, структура
ФГОС ― это законный свод правил к образовательным учреждениям. Придерживаться этих стандартов обязаны государственные и частные учебные заведения. На основе данных стандартов создаются методические пособия, учебные материалы, и другая профильная литература.
По ним устанавливается необходимое количество часов, отводимых на изучение конкретной темы. Согласно федеральным стандартам разрабатывается содержание экзаменов при окончании и поступлении в учебные заведения. Эти общие требования законно утверждены, поэтому их нельзя игнорировать.
Что такое ФГОС, его расшифровка
ФГОС ― это комплекс правил, безусловные при внедрении основных образовательных программ, начиная с дошкольного уровня и заканчивая курсами по повышению квалификации.
Аббревиатура ФГОС расшифровывается как федеральные государственные образовательные стандарты. Созданы для того, чтобы дети получало одинаковое образование вне зависимости от места жительства. Это дает равные перспективы для дальнейшей жизни: возможности учебы в высших учебных заведениях, получения профессии и нахождения себя как личности в жизни.
Образовательные стандарты регулируют обучающие нормы в плане качества и количества. Это как показатели в спортивных результатах или стандарты качества в продуктовых товарах.
Они распространяются на государственные и частные учебные заведения, которые дают учащемуся возможность получения основного общего образования и следуют закону РФ «Об образовании».
Цели и задачи ФГОС
Цель образования по ФГОС ― это общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Оно создает главную компетенцию: умение учиться.
Образовательные каноны дают четкие разъяснения о том, что должен знать и уметь ученик при переходе из одного уровня образования в другой:
ФГОС в образовании определяют следующие задачи:
Структура ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт ― это обновленный документ для российского просвещения.
Раньше существовавшие подобные материалы выступали в качестве нормы программы просвещения. Сейчас ФГОС определяют главные области работы учебного заведения, порядок школьной жизни.
Преобразилось устройство стандарта
ФГОС представляет собой свод распоряжений:
Претерпела изменения и методика стандарта. В государственных стандартах постепенно проводится единая деятельная тактика.
Выполнение требований к оценке освоения основной программы общего образования создаст уютную среду как для учеников, так и для учителей. Также предоставит защиту и укрепит физическое, духовное и общественное здоровье учащихся. Позволит гарантировать высокий уровень просвещения, его престиж для учеников и нации, воспитание и формирование духовно‒нравственной личности.
ФГОС второго поколения
Установлено деление государственных шаблонов на три поколения. Сейчас функционируют ФГОС второго поколения. Действуют с 2009 по 2020 годы. Акцент на всесторонние способности. Общительность, личное освоение информационных материалов, работа по плану и в факультативах. Особое внимание уделялось личности ученика, его способности уважительно относиться к Родине, быть снисходительным, вести правильный образ жизни. Представления об этом старались вводить уже с первого класса.
ФГОС третьего поколения идут в ногу со временем, учитывая актуальные приоритеты, подверженность стрессам. Поэтому современный механизм обучения помогает учителю интенсивно привлекать ребят к участию в учебном процессе. Эта работа научит школьников самостоятельно ставить задачи и решать, использовать приобретенные знания на практике.
Иначе говоря, современные образовательные стандарты ориентированы на развитие у учащегося таких качеств, которые помогут быть успешным в жизни, реализовать свои знания и способности.
Требования ФГОС
ФГОС включают в себя новые, расширенные требования для перехода из одного образовательного уровня в другой. В соответствии с новыми стандартами, делается акцент на три главных результата:
Изменилась роль учителя, который не только обучает, но и развивает в ученике способность брать ответственность за свои поступки, находить выход из трудной ситуации.
В обязанности педагога входит создание условий для роста личности, активизация желания обучаться.
Виды ФГОС
Впервые ФГОС приняли в 2004 году.
Для всех уровней образования разработаны соответствующие государственные образовательные стандарты:
Помимо указанных, есть образовательные стандарты по направлениям бакалавриата, магистратуры, специальностям, аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры и ассистентуры. Утверждены ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов по направлениям бакалавриата, магистратуры и специалитета.
ФГОС третьего поколения начнут действовать с сентября 2021 года.
Разработка и внедрение стандартов
Согласно Закону РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт общего образования меняется каждые десять лет.
Правительством России утверждены правила создания и принятия федеральных государственных образовательных стандартов. Министерство науки и высшего образования РФ вводит в действие и делает поправки в этот документ.
Внедрение ФГОС в образовательных учреждениях происходит после определения готовности к осуществлению основной образовательной программы. С этой целью проводится изучение условий готовности школы к введению ФГОС.
Разработкой профессиональных стандартов занимаются союзы работодателей, профессиональные сообщества при участии образовательных учреждений профессионального образования. В соответствии с п.3 Правил, принятых Постановлением Правительства РФ № 23 от 22.01.2013, работодатели имеют право участвовать в создании значимого для них профессионального стандарта.
Проект профессионального стандарта подготавливается, утверждается и регистрируется. Затем Министерство науки и высшего образования РФ информируется о принятых стандартах. Эти пункты профессиональных стандартов далее учитываются в разработке норм профессионального образования.
Государственные шаблоны играют важную роль для учителей и учащихся. Образовательные нормы ― основа учебного процесса. Они помогают наладить общность российской образовательной сферы: устанавливают правила к содержанию программ, условиям претворения и желаемым результатам учащихся.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и методы преподавания. За счет этого ученик овладевает необходимыми знаниями и навыками в любом образовательном заведении каждого региона РФ.
В 2021 году завершается разработка и совершенствование стандартов третьего поколения. Отличием от прошлых будет конкретизация и четкость.
Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов
Цели стандартов образования
Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..
ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.
Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:
В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:
ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.
Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:
Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.
Федеральные стандарты школьного образования нового поколения
ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.
Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.
Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:
Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:
Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.
Требования ФГОС к результатам образования
Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:
В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.
Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:
Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.
Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.
И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.
Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.
Приведем и другие достоинства СО:
Все эти преимущества уже получают семьи, выбравшие Домашнюю школу «ИнтернетУрок». Учебная программа школы соответствует ФГОС, и при этом ребенок может заниматься в удобном ему темпе в комфортной обстановке и получать подробную обратную связь о своих успехах от педагогов школы.
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ, ЕГО ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТономного округа-югры
Бюджетное учреждение высшего образования
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогического и специального образования
Сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения, его инновационный характер
Сущность ФГОС второго поколения и его особенности
Структура и компоненты стандарта второго поколения
Инновационный характер стандарта второго поколения
Нормативное сопровождение требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения
Список используемой литературы
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Естественно, у педагогов возникает ряд вопросов: чем новый стандарт общего образования отличается от стандарта (федерального компонента ГОС), утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г.? Каковы его функции в современной школе? Когда будет завершена разработка стандарта и начнется его внедрение в школьную жизнь? Что изменится в работе учителей? Попытаемся разобраться в этих проблемах.
1.Сущность ФГОС второго поколения и его особенности
1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Сущность данного стандарта определяется тем, что в его основе лежит общественный договор, представляющий собой новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации основополагающих позиций в области образования.
В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести:
— функцию обеспечения права на полноценное образование. Она
заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
— функцию обеспечения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;
— функцию обеспечения преемственности основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
– функцию повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом [1].
В настоящее время разработаны проекты компонентов нового стандарта. С 2009/2010 учебного года началась массовая апробация нового стандарта в начальной школе. В настоящее время уже опубликован пакет документов нового стандарта для начальной школы.
Отличие нового образовательного стандарта
от действующего федерального компонента ГОС.
Начнем с целей и задач, решение которых должен обеспечить новый стандарт. Стандарт первого поколения (федеральный компонент ГОС), разработанный в соответствии со ст. 43 Конституции РФ, фактически представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам [3]. Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколения.
Концепция разработки государственных образовательных стандартов
второго поколения включает ряд принципиально новых стратегических целевых ориентиров. Образование является важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства. В начале ХХ I в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения, внедрение которого призвано обеспечить условия для достижения названных выше целей. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.
новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Подчеркнем, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.
Разработка стандарта – это не ведомственная задача Министерства образования и науки РФ, а общенациональный приоритетный проект, достижение которого возможно при условии скоординированных действий всех заинтересованных субъектов.