какую роль пико делла мирандола отводит разуму человека
ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494)
Джованни Пико делла Мирандола – один из ярких представителей итальянского Возрождения. Идеи Пико делла Мирандола оказали существенное влияние на гуманистическую мысль Европы, во многом определив направление дальнейшего её развития. Центральное место в его философии занимают проблемы человеческого существования: свободы воли, интеллектуально-духовного развития и нравственного совершенствования.
Основные философские труды Пико Делла Мирандолы
«Мы будем, если пожелаем, не ниже, чем они». Проблема свободы воли человека
Философия Джованни Пико делла Мирандолы – это учение о возвышенности человеческой природы, развиваемое им в духе античного гуманизма. Не случайно уже в первых строках своей «Речи о достоинстве человека» он приводит слова, которые приписывают Гермесу Трисмегисту – легендарному мудрецу древности: «Великое чудо есть человек!». Что придаёт особый характер человеческому существованию? Благодаря каким своим качествам человек возвышается над всеми прочими созданиями? Каковы глубинные источники человеческого духа, а также действительные основания нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы рассматриваются итальянским философом.
Свою основную задачу Пико делла Мирандола видит в выявлении онтологических предпосылок, которые обеспечивают человеку его особое, в некотором смысле, привилегированное положение в мире. Согласно его взглядам, человек в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии изначально ничем не ограничен. Он сам устанавливает для себя тот «образец», которым будет в дальнейшем руководствоваться в своих действиях. Поступки человека выявляют его скрытую сущность, определяющую человеческое бытие. Однако следует знать, что сама эта сущность есть внутренний мир человека, который не дан ему сразу, так сказать, в готовом виде, но формируется человеком постепенно в течение всей его жизни.
Вот как говорит об этом сам философ: «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные”».
Таким образом, в качестве существенного основания человеческого бытия Пико делла Мирандола полагает изначальную свободу человека. Схоластический тезис о том, что «сущности вещей неизменны», может быть применим ко всем вещам и существам, но не к человеку. Для мыслителя представляется несомненным, что человек обладает независимостью в выборе для себя формы своего существования. Как «творение неопределённого образа» человек исполнен гранями разноликого бытия, он может осуществить себя во всём, стать всем, чем пожелает.
Различные виды сущего, всё, что окружает человека в мире – неодушевлённые предметы, растения, животные и пр., – действуют каждый в строгом соответствии со своей природой, которая неизменна. Напротив, человек, единственный из созданий помещён на границе многих миров, он тот, кто заключает в себе семена и ростки разнородной жизни. Какие кто будет возделывать, такие и прорастут и принесут свои плоды. «Возделает растительные – будет растением, чувственные – станет животным, рациональные – сделается небесным существом, интеллектуальные – станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из этих творений, пусть вернется к своей изначальной единичности и, став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, который стоит надо всем, будет превосходить всех».
Такая свобода и подвижность человеческого духа определяет саму человеческую индивидуальность. Человек, растворяя в себе всякую сущность, независим в выборе формы своего наличного бытия. Бытие человека не может быть исчерпано до конца, ибо он сохраняет в себе возможность стать иным. Поэтому, согласно точке зрения философа Пико делла Мирандола, человек есть производное собственных усилий: он свободен как творец самого себя.
Способность к изменению и выбору своей природы, несвязанность никакими сугубо внешними обстоятельствами составляют для Пико делла Мирандола залог свободного творчества самосозидания человека, позволяют ему по отношению к самому себе выступать с той же независимостью, с какой Бог выступает по отношению к созданному им миру. Человек – «скульптор», который должен создать, «изваять» свою собственную самость, свою форму бытия – природного, общественного, интеллектуального и духовно-нравственного. Изменения, происходящие с ним, являются результатом свободного выбора им целей и смыслов своего существования и реализации их в деятельной активности.
Таким образом, по мысли философа, человек, в отличие от всех прочих существ, единственный, кто обликом своим обязан глубочайшим движениям своей души, ума и собственным деяниям своим, которые либо возвышают человека до уровня существа божественного, либо, напротив, низвергают его в пучину жизни примитивной – неосознанной, бездуховной и безнравственной. Однако в чём именно заключена такая божественность для человека? Подобно тому, как Бог есть всё, заключает в Себе мир, так и в душе человека заключён мир – мир разнообразных возможностей. У каждой человеческой души этот мир свой, особенный, так как душа свободна как суверен, она есть сама себе закон. Поскольку человек целиком властен над собой и есть результат собственных усилий, постольку он – бог, а именно: «человеческий, смертный бог».
Идея, что человек есть свой собственный «ваятель», даёт новое понимание христианской религиозной идеи богоподобия. Теперь уже не просто Бог раз и навсегда сотворил человека по Своему подобию, положив тем самым на него Свою печать. Образ и подобие Божии – это не «дар», вручённый человеку, с которого бы он мог начинать свою жизнь, но духовный подвиг, который ещё надо совершить. Как само существо свободы, её наивысший и сокровенный смысл он должен быть осуществлён самим человеком. Эта свобода означает для философа, то, что человек с самого начала не заключён в рамки детерминированного, т.е. принуждающего его к чему-либо внешним образом, бытия. Поэтому свет человеческой свободы стоит выше всякой необходимости природы и предвосхищает её.
Таким образом, у итальянского гуманиста наиболее отчётливо выражена центральная для всей ренессансной антропологии идея суверенности человека прежде всего как творца собственной сущности и бытия, причины себя и ответственного судии.
Центральное положение человека в мире
Человек как существо, которое объединяет в себе и осмысляет в едином видении то, что в мире существует отдельно, есть нечто особенное. В пятой книге «Гептапла» Пико делла Мирандола так рассуждает об этом. «В человеке же мы ищем нечто особенное, открывающее и свойственное ему достоинство, и образ божественной субстанции, не присущей более никакой другой твари. И в чём другом оно может заключаться, если не в том, что субстанция человека охватывает в себе по своей собственной сущности субстанцию всякой природы и полноту всего мироздания? Ведь подобно тому, как Бог есть Бог, не потому, что мыслит всё, но потому, что в самом себе соединяет и собирает совершенство истинной субстанции вещей; точно также и человек объединяет и связывает в полноте своей субстанции любую имеющуюся в мире природу. Между Богом и человеком различие в том, что Бог заключает в себе всё как начало всего, человек же заключает в себе как средоточие всех вещей».
Роль человека в судьбе мироздания трудно переоценить. Человек наделён разумной душой, а она в высшей степени необходима, будучи связующим звеном, без которого различные крайности, сферы бытия, высшие и низшие ступени существования – физическое и духовное, природное и интеллектуальное, материальное и идеальное, земное и божественное – бежали бы друг от друга, и мир не имел бы единства. «Земные сущности покорны человеку, небесные – ему благоприятствуют, ибо он есть связующее начало и соединение небесного и земного, которые, если только он пребывает в мире с собой, не могут не быть в согласии с ним, в самом себе устанавливающем мир и союз между тем и другим». Человеческая сущность причастна природе тех и других: даже когда устремляется к высшим, не оставляет собой низших, и наоборот, погружаясь в низины бытия (материальный мир), «не покидает вершин». Отсюда его центральное положение, которое он по праву занимает в мире.
Путь окончательного формирования человеческой сущности, равно как и генезиса образов бытия, которые складываются в смысловое единство и целостность мироздания, лежит через познание. Человек, наделён многими качествами: чувственным восприятием, разумом и духом. Благодаря их совершенному соединению в человеке, ему становятся доступны для познания различные планы бытия – мир земной (сфера чувственности), мир небесный (сфера интеллекта), мир божественный (сфера духа). Коренящееся в природе человека достоинство проявляется прежде всего в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Но выше всех наук Пико делла Мирандола ставит философию, целью которой является «размышление над полнотой жизни». «Без философии нет человека» – утверждает мыслитель и делает вывод о том, что занятия философией – удел не избранных, но всех людей, если они хотят сохранить в себе и приумножить дары человеческой природы. «Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и в исследованиях и размышлениях никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме формирования моей души и постижения истины, к которой я страстно стремился. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому».
Заметное смещение акцента с теологии на философию как силу формирующую человеческую сущность, восхваление науки оказывается закономерным явлением в развитии рационалистических тенденций в ренессансной философии XV века. Философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей.
Джованни Пико делла Мирандола: основные идеи
Выходец из графской семьи, Пико родился в 1463 году и был родственником многих знатных господ Италии. Уже в 14 лет он поступает в университет итальянского города Болоньи. На сегодняшний день это старейшее непрерывное учебное заведение такого уровня в Европе. На этом обучение молодого и талантливого юноши не закончилось. Он учится в Ферраре, Падуе, Павии и Париже… Учёный освоил право, словесность древних народов, теологическую и философскую науки. Штудировал языки древности и современности. Он стремился охватить главные и сокровенные истины, постичь накопленный духовный опыт разных народов от древности до современности…
Воплощение гуманизма
Для современников Пико делла Мирандола был воплощением высокого гуманизма и духовной культуры. Многие называли его божественным. Личность философа, его труды стали известны в кругах образованной Европы. К сожалению, Пико умер в молодом возрасте. Однако он успел прославиться поистине княжеской щедростью и многогранными способностями, познаниями, интересами.
Ко всем достоинствам своего внутреннего мира Пико делла Мирандола был обладателем счастливого вида наружности. Ещё в раннем возрасте учёный сблизился с членами флорентийской Платоновской академии. Это Лоренцо Медичи, Фичино, Полициано и другие. Такая среда обитания благотворно сказалась на его творчестве, религиозных взглядах и философских устремлениях. С одной стороны, его идеи – это воплощение неоплатонизма, с другой — волюнтаризма и персонализма.
Неодобрение тезисов
Смелость рассуждений двадцатитрёхлетнего философа поразила папу Иннокентия VIII. Он назначил специальную комиссию для проверки 900 тезисов по морали, диалектике, физике и математике.
После проверки были осуждены некоторые положения. Эти тезисы Пико делла Мирандола хотел публично защищать на диспуте в Риме перед весомыми личностями в философской научной среде из Италии и Европы. Речь напоминала манифест и посвящена двум главным вопросам:
Осуждению тезисов послужила «Апология» Дж. Пико делла Мирандола, которая была им составлена на скорую руку. Он оказался перед угрозой преследования инквизицией и в 1488 году Пико сбежал во Францию, где все же был взят под стражу и заточен в Венсеннском замке. Спасло Мирандолу заступничество со стороны высоких покровителей, таких как Лоренцо Медичи, являвшийся правителем Флоренции по факту. В 1489 году Пико делла Мирандола завершил трактат «Гептапл» и издал его. В нем он трактует семь подходов в толковании шести дней творения.
Исследование богословия
Философ применил методы тонкой герменевтики в изучении сокровенного смысла книги Бытия. Сочинение «О сущем и едином» (1492) должно был увязать воедино системы Платона и Аристотеля. Оно было лишь самостоятельной частью большего труда. Но цель не была достигнута. Не осуществился и другой замысел, который вынашивал Джованни Пико делла Мирандола – «Поэтическое богословие». Перед смертью философ успел написать «Рассуждения против прорицающей астрологии». Похоронили Пико в монастыре Св. Марка, относящемся к доминиканским. Настоятелем в обители на то время был аскетического склада богобоязненный Джироламо Савонарола, который тесно общался с мыслителем в конце его жизни.
Человек и свобода
Философская антропологическая позиция, которую исповедовал Джованни Пико делла Мирандола, говорит о достоинстве и свободе человека как имеющего неограниченную полноту власти быть творцом собственного «Я». Человек – это результат своих усилий, он способен стать кем угодно, вбирая в себя все. При этом у него всегда сохраняется возможность нового выбора, который неисчерпаем, какая бы форма наличного бытия в мире ни была…
Пико утверждал, что мудрость вечна, как Всевышний Творец, и она не связана ограничениями, поэтому свободно перетекает между учениями. При этом мудрость выбирает для собственной манифестации форму соответственно обстоятельствам. Гуманист Пико делла Мирандола, основные идеи которого, часто противоречивые и взаимоисключающие, представлены в статье, универсум знаний строит на явных и скрытых соответствиях, исполненных сокровенного смысла, доступного для понимания только посвящённому.
Переплетение понятий
Двойственная философия Пико делла Мирандола, кратко говоря, сочетает в себе несовместимые вещи: мистику и натурализм. В ней переплелись все понятия патристики, схоластики, античности, перипатетики, зороастризма, древнееврейской и халдейской мистики. Все учения собраны причудливо вместе. Они переплелись, исказив первоначальные образы Христа, Моисея, Гермеса, Зороастра, Платона, Авиценны, Аристотеля и других. Сам Пико делла Мирандола кратко говорит об этом как об отсутствии присяги на верность кому бы то ни было. Он исследователь, а таковые ходят многими путями, касаясь разных доктрин и школ. Так, в каждом учении Пико находил достойное и собирал в единую систему суждений. Ему была присуща независимость во взглядах. Джованни не признавал монополии в истине, подчёркивая право всех культур на своё мировоззрение и понимание.
Ключевая мысль Пико делла Мирандола
Философия мыслителя Джованни сводилась к главному — единству людских знаний и непрерывности нити развития человечества, которое не зависит от разделения на вероисповедания и народы. Космологические взгляды он описал в трактатах «Рассуждения против божественной астрологии» и «Гептапл». Философ считал, что Библию трактуют просто и грубо. Поэтому в произведении «Гептапл» (1489) он представил трактовку семи дней сотворения мира с помощью пифагорейской теории чисел и каббалы, толкуя библейское сказание в философском, а не теологическом смысле. «Гептапл» вызвал недовольство в церковных кругах, но большой интерес со стороны учёных.
Джованни говорит о том, что чувственный мир возникает из высшего начала, которое бестелесно и порождено Богом. Он отрицает непосредственное его происхождение в результате промысла Бога, творения из «ничего». Мир вещей, по мнению мыслителя, возникает из материи – хаоса, исполненного всех смешанных и несовершенных форм, находящихся в его недрах. Мироздание, по мнению Джованни, – это иерархия трёх сфер: ангельской, небесной и подлунной. Человека он не относит ни к одному, это иной, четвёртый мир.
Изучение сил природы
Взгляды Пико делла Мирандола, основные идеи кратко выражаются в неприятии отдалённых, общих понятий о причинах проявлений природы и человеческой жизни. Штудируя движение небесных светил, учёный обращается к исследованию личных природных свойств самих вещей и прилегающих, связанных с ними причин. По его мнению, есть наука, являющаяся посредником между познанием сил и действиями природы, их соотношений и приложений друг к другу.
«Рассуждения против божественной астрологии» (1494) написаны в год смерти философа. Трактат вызывает особый интерес у историков, видящих в нём начало натурфилософии и зарождение критики лженаук. В этом произведении философ утверждает независимость жизни человека от расположенности светил небесных. Это неудивительно, так как астрологией увлекались в то время практически все поголовно. Этого не избежали даже гуманисты, проповедовавшие безусловность свободной воли человека.
Произведение не было завершено. Философ умер… В своём последнем труде он описывает математическую структуру природы и её законов. Речь шла не о «суеверной математике», которой пользовались астрологи, а об основной природной науке – натуральной магии, которая противопоставлена суеверию. Она учит совершать поразительные вещи, используя природные силы …
Гуманистические взгляды
Философские работы Пико делла Мирандола о достоинстве человека раскрывают новый гуманистический смысл. Исходя из античных идей, Джованни связывает два понятия человека как микрокосмоса и как центра Вселенной с христианским воззрением на сотворение его. При этом он изменил коренной смысл последнего о том, что человек создан по образу и подобию Бога, подменяя его понятием о человеческой свободе. Пико утверждает, что человек сам является свободным творцом собственной природы.
По теории мыслителя, он обладает исключительной привилегией во всем, особенно в оценке величия мироздания, которое сотворено Богом. Привилегия дает будто право человеку возвыситься над всеми другими смертными. Образ всех остальных творений определён законами, написанными им. Философ утверждал, что человек созидает свой образ сам. Он мыслил категориями символической мысли. Конечно, Пико ошибался, шёл вопреки церковным канонам, смешивал все в одну систему противоречивых взглядов… Это объясняется лишь его пытливым умом и духом искателя… Он был горяч и молод, но имел отлично развитую способность к наукам.
Если говорить про идею философского труда Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко раскрывая его смысл, становятся очевидными его истинные достижения. Этим выступлением Пико задумал антиципировать защиту девятисот тезисов. Оно должно было не только стать риторическим показом, представляющим учёное рассуждение, но и снабдить его замечательным предисловием. В этой теме Джованни являет квинтэссенцию всех основных идей. Учёный указывает на точку схождения всего многообразия форм и усилий. Если человек будет помещён в тот же самый интеллектуальный фокус, то он увидит себя как совершенно самодостаточное целое.
Микрокосмос
Труд Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» не первое произведение, в котором поднимается проблема человеческого образа как микрокосмоса. Эти взгляды имеют очень древнее происхождение. Ещё в мифологии такие мысли чётко прослеживаются. Отличие Пико от других школ в том, что он не удовлетворяется интерпретацией этого образа в философских школах, которые говорят, что человек есть малый мир, где смешались тело, элементы и небесный дух, бессмысленное чувство и душа растений, ангельский ум и подобие Божие.
В своей речи философ обращается к человеку, говоря ему о том, что он свободен, что он способен не только спуститься к самой низкой ступени животности, но и способен подняться к высшей сфере божественного. Человек может быть тем, кем захочет, – именно так считал Пико делла Мирандола. Гуманизм мыслителя возвышал человека как причастника всему земному и небесному. Свобода выбора делает людей космически не закреплёнными, утверждая их творческую способность к самоопределению. Человек – сам себе скульптор, сам творит свою собственную судьбу. Будучи соединительной связью всей природы, её эссенцией, составленной из всех её соков, человек, познавая себя, познаёт в себе все.
Идея, проповедующая человека как собственного скульптора, добавляет новый смысл в религиозный взгляд на богоподобие. Согласно Джованни, Бог неспроста раз и навсегда отметил человека своею печатью и подобием своим. Образ и подобие Божии нужно заслужить, совершить подвиг. Способность к этому заложена в природе самих людей, что и есть величайший Божий дар. Человек не обладает как наследством, своим подлинным и глубочайшим бытием, но это бытие связано с его собственными действиями.
Восхождение
Пределом свободы людей, согласно взглядам учёного, являются законы природы. Если они нарушаются, то человек утрачивает достоинство и право господствовать над прочими творениями. С концепцией свободной воли тесно связано понимание счастья как высшего блага. Чтобы достичь естественного счастья, нужно овладеть собственной природой, осознать её совершенство.
На пути восхождения от низшего к высшему мыслитель Пико выделяет три этапа:
Поднимаясь по лестнице познания, человек совершенствуется и достигает состояния счастья. Он осознаёт своё достоинство. Высшим достоинством для человека является развитие творческих способностей. Философия – это стезя к добродетели, а теология – путь к божественному откровению, высшему наслаждению. Учение Джованни имело огромное влияние на формирование направления религиозного течения и гуманизма в Европе. Под воздействие идей Пико попали такие мыслители, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Муциан Руф, Томас Мор и другие.
Тенденции развития философской мысли Пико очень близки к Фичино и Кузанскому Н. Вообще, гуманизму присуща принципиальная открытость человеческой культуры, её богатства. Можно сказать, что в полной мере она реализовалась в произведениях Джованни, причём достаточно последовательно, а учение Пико – определённый итог всей истории развития гуманизма. Однако если глубоко проанализировать явно неоплатонические взгляды философа, то в его суждениях часто прослеживается отсутствие свободомыслия, которое послужило причиной причисления его к гуманистам. Скорее всего, сам Пико отнёс бы себя к религиозным мыслителям. Ценность его учения заключается в том, что он обнажил узел противоречий в философии эпохи Возрождения. Безусловно, мысли Джованни наталкивают на размышление, однако все же не могут претендовать на истинные. Это плод его собственных изысканий в поиске истины, которая лишь приоткрыла свою завесу, а дальше философ смотрел на неё через собственную призму. Именно философия научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, а о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.
УЧЕНИЕ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
Тема достоинства человека — традиционная в христианской литературе — впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х годов XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джанноццо Манетти. Действовать в мире, познавать его и управлять им — такой смысл вкладывает Манетти в понятие достоинства человека, видя в этом проявление его божественной сущности. В концепции Манетти человек выступает как продолжатель дела бога, как творец мирской красоты. Традиционные христианские представления еще во многом связывают Манетти, Проблема самопознания и самосовершенствования человека еще не ставится в трактате Манетти: главный предмет его
рассуждений — отношение человека к окружающему его
Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — ученого большой эрудиции и таланта, блестящего знатока древних языков (латинского, греческого, халдейского и еврейского). Пико делла Мирандола вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, как страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетом, будь то христианский теолог или античный философ.
Первую попытку занять самостоятельную позицию в кардинальных вопросах науки и теологии молодой философ-гуманист сделал в 1486 г.: он составил «900 тезисов, относящихся к разным областям знания», намереваясь защищать их на публичном диспуте в Риме. Это привело его к серьезному конфликту с папской курией.
‘ См. также: Н. В. P e в я к и н а. Учение о человеке итальянского гуманиста Джанноццо Манетти. — В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, стр. 245—275.
Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия VIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи. Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему «Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за ее пределами. «Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV—начала XVI в. Последние годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу гуманистов Платоновской академии, пользовавшихся покровительством Лоренцо.
В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи — человек-микрокосм, человек—центр Вселенной—и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию бога) и приходит к заключению, что человек сам — свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека, предопределенной тем, что именно он должен оценить величие мироздания — божественного творения — и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами. Эту мысль Пико выразил следующими словами: «Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом»’. Создав человека и поставив его в центре мира, возгласил творец: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же,нестесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предостав-
1 Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.—В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I. М., 1962, стр. 507..
Микелоццо. Библиотека Саа Марко. Флоренция |
Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть
‘Джованпи Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 507.
2 См.: Л. M. Б ρ а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола — в сб. «Средние века», вып. 28, 1965, стр. 131.
3 Джованни Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 508.
|
Медаль в честь 500-летиясо дня рождения Джованни Пико делла Мирандола. 1963. Мирандола
в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих творений, центральный момент учения Пико о достоинстве человека. Как предел человеческой свободы выдвигаются в учении Пико законы природы («порядок мира»). Преступив их, человек утрачивает свое достоинство и господство над прочими творениями.
В теории свободного выбора рационалистическое решение вопроса о соотношении человеческой воли и божественной — когда первая, хотя и ставится в определенную зависимость от второй, но не подавляется ею и, более того, сохраняет всю свою силу, разумеется, в рамках естественной необходимости, — очевидно расходится с христианской догмой.
С концепцией свободы воли тесно связано и понимание счастья—высшего блага; Пико рассматривает эту проблему в своем сочинении—«Heptaplus». В отличие от прочих существ, замечает Пико, человеку дано достичь как естественного счастья, так и высшего блаженства. И поскольку такая возможность заложена в людях, их цель—не довольствоваться обыденным, а стремиться к достижению высшего блага. «В душу вторгается святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего и, по возможности, добивались, если захотим, того, к чему предназначены все люди»’. Признавая вслед за теологами, что к высшему— «сверхъестественному» — счастью человек может прийти с помощью божественной благодати, философ-гуманист
‘G. Pico délia Mirandola. De horninis dignitate— Heptaplus—De Ente et Uno, a cura di E. Garin. Firenze, 1942, p. 110, 8·
как бы противопоставляет ему «естественное» счастье, путь к которому лежит через познание, философию. Однако «естественное» счастье Пико мыслит не только как наслаждение деятельностью разума в поисках истины, но и как постижение того блага, которое заложено в человеке и во всех прочих творениях бога’. Таким образом, достижение «естественного» счастья—это овладение человеком своей собственной природой, осознание ее совершенства. И этой возможностью человек обладает в большей мере, чем прочие творения, поскольку он наделен способностью познания, свободным выбором, т. е. «тем, что более всего может привести его к счастью». Оба счастья мыслятся философом как процесс познания божественного, как духовная деятельность человека, ведущая к пониманию единого, истины в себе самом и боге.
Итак, если нет глубокого различия между видами счастья и если предназначение человека рассматривается в конечном счете как деятельность разума, направленная на познание сущности его собственной и окружающего мира, то божественная благодать перестает быть единственным средством для достижения всех видов счастья, уступая место философии и сохраняя лишь прерогативу на познание высшей истины. Таким образом, не вера, а философия определяет в учении Пико о счастье поведение человека на его пути к высшей цели. В этом убеждает и решение гуманистом вопроса о соотношении философии с теологией в «Речи о достоинстве человека». Пико выделяет три этапа на пути восхождения человека к высшей цели: очищение от пороков с помощью этики, совершенствование разума диалектикой и натурфилософией и, наконец, познание божественного с помощью теологии. Поднимаясь по этим ступеням познания и совершенствуясь на каждой из них, человек достигает всех видов счастья и тем обнаруживает высокое достоинство своей природы.
Этика — подготовительная ступень; она смиряет страсти и создает условия для спокойной деятельности разума, учит познавать добро и зло, побуждает следовать по пути добра. Вторая ступень—натурфилософия, открывающая человеческому разуму тайны природы, сущ-
‘ См.: Л. М. Б p а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола. стр. 133.
ность земных и небесных явлений. На третьей ступени происходит познание глубочайших тайн мироздания «через свет теологии»’. Наука, совершенствующая разум,— вот что позволяет, по мысли Пико, выявить и сохранить достоинство человеческой природы и достичь высшего блага. Платоновские идеи очень заметны в учении Пико, они придают его взглядам строгий рационалистический смысл. Пико-христианин сохраняет за теологией высшее место в системе познания, но роль главной творческой силы в познании отводит философии. /
Возвеличению философии — науки в античном ее понимании — посвящено немало блестящих страниц в сочинениях Пико. Как гуманист он убежден, что без обогащающей разум философии невозможно совершенствование человека и раскрытие всех его природных способностей. «Без философии нет человека»,—утверждает Пико и делает из этого важный практический вывод: занятия философией должны стать потребностью всех людей, а не горстки избранных. Служение философии должно быть всепоглощающим и бескорыстным. «Не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и ни в своих исследованиях, ни в размышлениях никогда не рассчитывал на какое-либо вознаграждение, кроме как на формирование моей души, осознание той истины, к которой я страстно стремился. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений» 2 ^ В этих словах звучит не только гордость человека, отдавшегося бескорыстному научному познанию, но и твердая вера в то, что именно философия открывает простор творческому. мышлению и является важнейшей моральной силой, направляющей человека на путь добродетели.
•G. Pico délia Mirandola. De hominis dignitate. p. 122.
2 ДжoвaнниПико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека, стр.514.
8 См.: Е. О а г i n. La cultura filosofica. p. 248.
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», фрагмент картины. 1483—1484. Галерея Уффици. Флоренция
лучшую частьсвоего естества, благодаря которой он может познатьсебя и окружающий мир. Главная же роль в этом процессе,по убеждению Пико, принадлежит философии.
Мысль Пико о важной роли философии тем более значительна, что занятие наукой он понимает как творческое освоение всего духовного наследия человечества, как свободное, не скованное авторитетами, исследование законов природы и человеческого бытия, как безграничность самого познания. Все творчество философа-гуманиста доказывает право человека на свободомыслие, на смелый научный поиск. Развитие творческих способностей — такова для Пико высшая добродетель; философия —путь добродетели, ведущий человека к счастью.
Сандро Боттичелли. «Хоровод муз», деталь картины «Весна». Ок. 1478. Галерея Уффици. Флоренция
Итак, основу достоинства человека Пико видит в способности его разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человече. ского бытия. Однако монополию обладания высшей истиной Пико сохраняет за теологией—высшее наслаждение он понимает как божественное откровение. Но определяя нравственный путь человека через познание, философию, Пико пытается гуманистически решить проблему соотношения веры и разума — истины теологии, полагает он, открыты лишь разуму, подготовленному и обогащенному философией. Таким образом, сама теология оказывается в его понимании вершиной человеческого знания.
Утверждение высокого достоинства человека иего
творческих возможностей, права на свободомыслие, при.
знание необходимости духовного развития каждого человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения. С этой вершины открывался широкий горизонт научного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов в концу XV в.
В творчестве самого философа его учение о достоинстве человека послужило основанием для борьбы с астрологическими представлениями. Человек, вознесенный своей природой выше всех прочих существ и являющийся подлинным центром Вселенной, не подвержен влиянию ни материальных, ни духовных субстанций. Звезды и планеты не могут определять судьбу людей, доказательство тому—сама человеческая культура, созданная гением мыслителей, художников, государственных деятелей. Феномен разума сильнее небесных феноменов, поэтому нельзя первый выводить из последних.
Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей. В этой мощи духа и созидания человек подобен богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры.
Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художникатитана Микеланджело.