календарь троицы с 1918 по 2050
Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы
Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года
В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:
Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):
Год | Неделя мытаря и фарисея | Прощеное Воскресенье | Вербное Воскресенье | Пасха | Вознесение | Троица | Петров пост |
2001 | 04 февраля | 25 февраля | 08 апреля | 15 апреля | 24 мая | 03 июня | 31 дн. |
2002 | 24 февраля | 17 марта | 28 апреля | 05 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дн. |
2003 | 16 февраля | 09 марта | 20 апреля | 27 апреля | 05 июня | 15 июня | 19 дн. |
2004 | 01 февраля | 22 февраля | 04 апреля | 11 апреля | 20 мая | 30 мая | 35 дн. |
2005 | 20 февраля | 13 марта | 24 апреля | 01 мая | 09 июня | 19 июня | 15 дн. |
2006 | 12 февраля | 05 марта | 16 апреля | 23 апреля | 01 июня | 11 июня | 23 дн. |
2007 | 28 января | 18 февраля | 01 апреля | 08 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дн. |
2008 | 17 февраля | 09 марта | 20 апреля | 27 апреля | 05 июня | 15 июня | 19 дн. |
2009 | 08 февраля | 01 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 07 июня | 27 дн. |
2010 | 24 января | 14 февраля | 28 марта | 04 апреля | 13 мая | 23 мая | 42 дн |
2011 | 13 февраля | 06 марта | 17 апреля | 24 апреля | 02 июня | 12 июня | 22 дн. |
2012 | 05 февраля | 26 февраля | 08 апреля | 15 апреля | 24 мая | 03 июня | 31 дн. |
2013 | 24 февраля | 17 марта | 28 апреля | 05 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дн. |
2014 | 9 февраля | 02 марта | 13 апреля | 20 апреля | 29 мая | 08 июня | 26 дн. |
2015 | 01 февраля | 22 февраля | 05 апреля | 12 апреля | 21 мая | 31 мая | 34 дн. |
2016 | 21 февраля | 13 марта | 24 апреля | 01 мая | 09 июня | 19 июня | 15 дн. |
2017 | 5 февраля | 26 февраля | 09 апреля | 16 апреля | 25 мая | 04 июня | 30 дн. |
2018 | 28 января | 18 февраля | 01 апреля | 08 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дн. |
2019 год | 17 февраля 2019 | 10 марта 2019 | 21 апреля 2019 | 28 апреля 2019 | 06 июня 2019 | 16 июня 2019 | 18 дн. |
2020 | 9 февраля | 1 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 07 июня | 27 дн. |
2021 | 21 февраля | 14 марта | 25 апреля | 02 мая | 10 июня | 20 июня | 14 дн. |
2022 | 13 февраля | 6 марта | 17 апреля | 24 апреля | 02 июня | 12 июня | 22 дн. |
2023 | 5 февраля | 26 февраля | 09 апреля | 16 апреля | 25 мая | 04 июня | 30 дн. |
2024 | 25 февраля | 17 марта | 28 апреля | 05 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дн. |
2025 | 9 февраля | 2 марта | 13 апреля | 20 апреля | 29 мая | 08 июня | 26 дн. |
2026 | 1 февраля | 22 февраля | 05 апреля | 12 апреля | 21 мая | 31 мая | 34 дн. |
2027 | 21 февраля | 14 марта | 25 апреля | 02 мая | 10 июня | 20 июня | 14 дн. |
2028 | 6 февраля | 27 февраля | 09 апреля | 16 апреля | 25 мая | 04 июня | 30 дн. |
2029 | 28 января | 18 февраля | 01 апреля | 08 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дн. |
2030 | 17 февраля | 10 марта | 21 апреля | 28 апреля | 06 июня | 16 июня | 18 дн. |
2031 | 2 февраля | 23 февраля | 06 апреля | 13 апреля | 22 мая | 01 июня | 33 дн. |
2032 | 22 февраля | 14 марта | 25 апреля | 02 мая | 10 июня | 20 июня | 14 дн. |
2033 | 13 февраля | 6 марта | 17 апреля | 24 апреля | 02 июня | 12 июня | 22 дн. |
2034 | 29 января | 19 февраля | 02 апреля | 09 апреля | 18 мая | 28 мая | 37 дн. |
2035 | 18 февраля | 11 марта | 22 апреля | 29 апреля | 07 июня | 17 июня | 17 дн. |
2036 | 10 февраля | 02 марта | 13 апреля | 20 апреля | 29 мая | 08 июня | 26 дн. |
2037 | 25 января | 15 февраля | 29 марта | 05 апреля | 14 мая | 24 мая | 41 дн. |
2038 | 14 февраля | 07 марта | 18 апреля | 25 апреля | 03 июня | 13 июня | 21 дн. |
2039 | 06 февраля | 27 февраля | 10 апреля | 17 апреля | 26 мая | 05 июня | 29 дн. |
2040 | 26 февраля | 18 марта | 29 апреля | 06 мая | 14 июня | 24 июня | 10 дн. |
2041 | 10 февраля | 03 марта | 14 апреля | 21 апреля | 30 мая | 09 июня | 25 дн. |
2042 | 02 февраля | 23 февраля | 06 апреля | 13 апреля | 22 мая | 01 июня | 33 дн. |
2043 | 22 февраля | 15 марта | 26 апреля | 03 мая | 11 июня | 21 июня | 13 дн. |
2044 | 14 февраля | 06 марта | 17 апреля | 24 апреля | 02 июня | 12 июня | 22 дн. |
2045 | 29 января | 19 февраля | 02 апреля | 09 апреля | 18 мая | 28 мая | 37 дн. |
2046 | 18 февраля | 11 марта | 22 апреля | 29 апреля | 07 июня | 17 июня | 17 дн. |
2047 | 10 февраля | 03 марта | 14 апреля | 21 апреля | 30 мая | 09 июня | 25 дн. |
2048 | 26 января | 16 февраля | 29 марта | 05 апреля | 14 мая | 24 мая | 41 дн. |
2049 | 14 февраля | 07 марта | 18 апреля | 25 апреля | 03 июня | 13 июня | 21 дн. |
2050 | 06 февраля | 27 февраля | 10 апреля | 17 апреля | 26 мая | 05 июня | 29 дн. |
2051 | 26 февраля | 19 марта | 30 апреля | 07 мая | 15 июня | 25 июня | 9 дн. |
2052 | 11 февраля | 03 марта | 14 апреля | 21 апреля | 30 мая | 09 июня | 25 дн. |
2053 | 02 февраля | 23 февраля | 06 апреля | 13 апреля | 22 мая | 01 июня | 33 дн. |
2054 | 22 февраля | 15 марта | 26 апреля | 03 мая | 11 июня | 21 июня | 13 дн. |
2055 | 07 февраля | 28 февраля | 11 апреля | 18 апреля | 27 мая | 06 июня | 28 дн. |
2056 | 30 января | 20 февраля | 02 апреля | 09 апреля | 18 мая | 28 мая | 37 дн. |
2057 | 18 февраля | 11 марта | 22 апреля | 29 апреля | 07 июня | 17 июня | 17 дн. |
2058 | 03 февраля | 24 февраля | 07 апреля | 14 апреля | 23 мая | 02 июня | 32 дн. |
2059 | 23 февраля | 16 марта | 27 апреля | 04 мая | 12 июня | 22 июня | 12 дн. |
2060 | 15 февраля | 07 марта | 18 апреля | 25 апреля | 03 июня | 13 июня | 21 дн. |
2061 | 30 января | 20 февраля | 03 апреля | 10 апреля | 19 мая | 29 мая | 36 дн. |
2062 | 19 февраля | 12 марта | 23 апреля | 30 апреля | 08 июня | 18 июня | 16 дн. |
2063 | 11 февраля | 04 марта | 15 апреля | 22 апреля | 31 мая | 10 июня | 24 дн. |
2064 | 03 февраля | 24 февраля | 06 апреля | 13 апреля | 22 мая | 01 июня | 33 дн. |
2065 | 15 февраля | 08 марта | 19 апреля | 26 апреля | 04 июня | 14 июня | 20 дн. |
2066 | 07 февраля | 28 февраля | 11 апреля | 18 апреля | 27 мая | 06 июня | 28 дн. |
2067 | 30 января | 20 февраля | 03 апреля | 10 апреля | 19 мая | 29 мая | 36 дн. |
2068 | 19 февраля | 11 марта | 22 апреля | 29 апреля | 07 июня | 17 июня | 17 дн. |
2069 | 03 февраля | 24 февраля | 07 апреля | 14 апреля | 23 мая | 02 июня | 32 дн. |
2070 | 23 февраля | 16 марта | 27 апреля | 04 мая | 12 июня | 22 июня | 12 дн. |
2071 | 08 февраля | 01 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 07 июня | 27 дн. |
2072 | 31 января | 21 февраля | 03 апреля | 10 апреля | 19 мая | 29 мая | 36 дн. |
2073 | 19 февраля | 12 марта | 23 апреля | 30 апреля | 08 июня | 18 июня | 16 дн. |
2074 | 11 февраля | 4 марта | 15 апреля | 22 апреля | 31 мая | 10 июня | 24 дн. |
2075 | 27 января | 17 февраля | 31 марта | 07 апреля | 16 мая | 26 мая | 39 дн. |
2076 | 16 февраля | 08 марта | 19 апреля | 26 апреля | 04 июня | 14 июня | 20 дн. |
2077 | 07 февраля | 28 февраля | 11 апреля | 18 апреля | 27 мая | 06 июня | 28 дн. |
2078 | 27 февраля | 20 марта | 1 мая | 08 мая | 16 июня | 26 июня | 8 дн. |
2079 | 12 февраля | 05 марта | 16 апреля | 23 апреля | 01 июня | 11 июня | 23 дн. |
2080 | 04 февраля | 25 февраля | 07 апреля | 14 апреля | 23 мая | 02 июня | 32 дн. |
2081 | 23 февраля | 16 марта | 27 апреля | 04 мая | 12 июня | 22 июня | 12 дн. |
2082 | 08 февраля | 01 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 07 июня | 27 дн. |
2083 | 31 января | 21 февраля | 04 апреля | 11 апреля | 20 мая | 30 мая | 35 дн. |
2084 | 20 февраля | 12 марта | 23 апреля | 30 апреля | 08 июня | 18 июня | 16 дн. |
2085 | 04 февраля | 25 февраля | 08 апреля | 15 апреля | 24 мая | 03 июня | 31 дн. |
2086 | 27 января | 17 февраля | 31 марта | 07 апреля | 16 мая | 26 мая | 39 дн. |
2087 | 16 февраля | 09 марта | 20 апреля | 27 апреля | 05 июня | 15 июня | 19 дн. |
2088 | 08 февраля | 01 марта | 11 апреля | 18 апреля | 27 мая | 06 июня | 28 дн. |
2089 | 20 февраля | 13 марта | 24 апреля | 01 мая | 09 июня | 19 июня | 15 дн. |
2090 | 12 февраля | 05 марта | 16 апреля | 23 апреля | 01 июня | 11 июня | 23 дн. |
2091 | 28 января | 18 февраля | 01 апреля | 08 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дн. |
2092 | 17 февраля | 09 марта | 20 апреля | 27 апреля | 05 июня | 15 июня | 19 дн. |
2093 | 08 февраля | 01 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 07 июня | 27 дн. |
2094 | 31 января | 21 февраля | 04 апреля | 11 апреля | 20 мая | 30 мая | 35 дн. |
2095 | 13 февраля | 06 марта | 17 апреля | 24 апреля | 02 июня | 12 июня | 22 дн. |
2096 | 05 февраля | 26 февраля | 08 апреля | 15 апреля | 24 мая | 03 июня | 31 дн. |
2097 | 24 февраля | 17 марта | 28 апреля | 05 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дн. |
2098 | 16 февраля | 09 марта | 20 апреля | 27 апреля | 05 июня | 15 июня | 19 дн. |
2099 | 01 февраля | 22 февраля | 05 апреля | 12 апреля | 21 мая | 31 мая | 34 дн. |
2100 | 21 февраля | 14 марта | 25 апреля | 02 мая | 10 июня | 20 июня | 15 дн. |
Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:
Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2019 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2019 ;
Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2019 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2019 ;
Кириопасха
Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.
Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *
Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),
Комментарии и предложения
Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):
Пасхалия
Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».
О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018–2030 годы (по новому стилю)
Год | Пасха | Вознесение Господне | День Святой Троицы |
2018 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2019 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
2020 | 19 апреля | 28 мая | 7 июня |
2021 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2022 | 24 апреля | 2 июня | 12 июня |
2023 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2024 | 5 мая | 13 июня | 23 июня |
2025 | 20 апреля | 29 мая | 8 июня |
2026 | 12 апреля | 21 мая | 31 мая |
2027 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2028 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2029 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2030 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в‑третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7‑е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14‑й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлианскому календарю это воскресенье датировалось 18‑м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому православные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан