каллиграфия арабская для начинающих обучение
Урок каллиграфии
Сегодня я вам расскажу, как создаются работы арабской художественной каллиграфии, а точнее, как я создаю некоторые свои работы.
Главное в создании таких работ– это изменение форм букв. Чтобы лучше понять процесс изменения форм букв и процесс работы над простой художественной каллиграфией, давайте вместе составим один несложный рисунок.
1) Мы выбираем текст, который собираемся изобразить в художественной форме. В нашем случае, это Аят Корана –
وجعلنا السماء سقفا محفوظا
«Мы сотворили небеса крышей охраняемой…»
Этот Аят относится к феноменам Корана. В нем говорится о том, что небо охраняет землю, и только в наше время стало известно, что небо охраняет землю от вредоносных излучений солнца, от всяких метеоров и т.д.
2) Определение задачи. Нужно определиться в форме. Облакам присуща, в основном, комбинированная форма круга. Значит, наши буквы должны также иметь округлые формы, чтобы повторить форму облака.
Здесь мы должны следить за тем, чтобы наша буква не стала неузнаваемой. На рисунке вы видите пример изменения букв «ДЖИМ» и «АЛИФ». Они изменены достаточно сильно, но всё же узнаваемы. Также важно следить за тем, чтобы буква, потеряв свои свойства, не стала больше похожа на другую.
3) Мы можем смело рисовать набросок, если мы будем держать в голове установку, что форма букв – это наш выбор, а не твёрдая установка арабской письменности.
Вначале я пробую написать текст в округлой форме, похожей на облако, чтобы проверить подходит ли текст форме.
Затем, я рисую форму облака, не очень сложную, но узнаваемую.
И после уже можно вписывать текст в эту форму, т.е делать предварительный набросок.
В итоге у нас получится рисунок наподобие этого.
Деформация округлением чаще всего используется в художественной каллиграфии, так как в природе мало встречаются прямые углы. Подчиняясь этому правилу, можно свести любой другой арабский текст под простые и комбинированные формы.
Арабский алфавит–это особенный алфавит. Особенность в нем, например то, что его буквы сильно отличаются друг от друга в графическом написании и при этом одинаковы по стилю геометрии. Арабские буквы сродни простым геометрическим формам и имеют мало углов. Это позволяет сильно менять форму арабских букв для придания определенной красоты.
Я использую эту особенность арабского алфавита при изображении текста в какой-либо форме. Это намного сложнее обычной каллиграфии и на сегодняшний день практически нет художников-каллиграфов, которые занимаются чисто художественной каллиграфией.
Выше вы видели, как создается подобная работа, но это упрощённая схема. Зачастую для создания какой-либо с виду простой работы нужно сделать множество набросков.
Например, легкая на вид идея картины с надписью «Дубай», которая одновременно является изображением города Дубай и двух главных его достопримечательностей, была нарисована только после многочисленных набросков разных вариантов.
Креативная арабская каллиграфия для начинающих: введение
Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)
Для того, чтобы этот курс мог понравиться всем, в том числе людям без знания арабского языка, введение в скрипт и основы этого алфавита необходимы, прежде чем мы начнем работать с собственно каллиграфией. Вот почему этот первый урок необычно похож на лекцию. Однако даже арабские ораторы могут найти здесь то, чего они не знали раньше, поскольку мы не обязательно узнаем много о самом сценарии в школе или повседневной жизни.
Только горстка людей в мире, сегодня, вообще на это способна; Большинство практикующих довольствуются тем, что они узнали, когда узнавали об этом, в то время как большое количество учеников-каллиграфов, как я заметил, теряют интерес задолго до того, как они наберут достаточную практику, чтобы сделать что-либо стоящее.
Это не критика этого традиционного подхода: он очень красив и подходит многим, но не всем. Для тех, кто хочет использовать арабскую каллиграфию (которую я буду называть как хатт) творческими способами, я объединил этот курс, веб-адаптацию того, что я преподаю в Лондоне.
Содержание курса совершенно оригинально, поскольку я вытачивал его из своей собственной практики, основы которой я приобрел у нетрадиционного мастера, который вообще не преподавал никакой теории, но заставил меня работать в течение многих лет, пока этот материал не стал второй натурой. Поэтому он не может пересекаться с какими-либо официальными курсами, преподаваемыми каллиграфами с официальной лицензией (иджаза).
Куфик против скруглений: история
Арабские каллиграфические сценарии можно разделить на две большие семьи: так называемые прямолинейные сценарии (Kufic), и скорописные или круглые сценарии. Хотя Куфик слишком часто представляется, как если бы он был единственным конкретным шрифтом среди остальных, это ошибка, и его можно только свести к формуле искусственным способом. Чтобы прояснить это, я кратко опишу историю этих двух семей и объясню их фундаментальные различия. (Обратите внимание, что все названия, которыми мы обозначаем шрифты, применяются ретроспективно. Источники периодов использовали их более плавно)
Рождение прямолинейных шрифтов
В доисламские дни письменность была известна народам Аравийского полуострова, где использовался рудиментарный арабский шрифт. Он было рудиментарным, потому что они были малопригодны для него, будучи культурой с сильной устной традицией, и самые ранние тексты, которые пришли к нам, показывают всю неловкость системы, которая еще не встала на ноги.
Образцы ранних арабских текстов вплоть до рождения Ислама
Затем, почти за одну ночь, они оказались во владении чем-то, что нужно было сохранить не только слово в слово, но и паузы между словами. Это был Коран, и для этого требовалась достойная транскрипция, при этом арабский язык приобретал особый статус, считаясь языком, выбранным Богом для Его откровения. Буквы алфавита теперь были магическими существами, поскольку они были способны удерживать и сохранять божественное Слово.
Таким образом, ранние книжники сделали шрифт: Kufic был первым арабским подлинником, который будет сделан сознательно красивым. Это были дни, когда те, кто отвечал за чтение Корана, знали его наизусть, поэтому практический аспект разборчивости был второстепенной проблемой: гораздо важнее была явная красота текста, его баланс, гармония и чувство.
Династия Аббасидов Коран (VIII или IX вв.)
Таким образом, мы видим версии, которые адаптированы к среде чернил на пергаменте, а другие подходят для каменной, мозаичной или даже кирпичной кладки (первые в мире «пиксельные» шрифты!), Все узнаваемые как Kufic, но ни одного идентичного. Один из вариантов, по-разному называемый Eastern Kufic или Broken Cursive, является тонким с динамическими контрастами и диагоналями, как будто под влиянием округлых стилей, но без потери куфических черт. Единственный куфический стиль, который действительно может быть закреплен, это Square Kufic, и это потому, что это самая минимально возможная форма арабского шрифта.
Синий Коран, раннее куфическое письмо (около 900 г. н.э.)
Квадрат и другой геометрический куфик, из свитка Топкапи (Иран, династия Сефевидов, 15 в.)
«Восточный» Куфич, 11 в.
Декоративный куфик на миске из Нишапур (10 век)
В течение 300 лет только Куфич был красивым и достаточно монументальным, чтобы писать Коран, а в Магрибе (что означает «закат» или «Запад» на арабском языке, т.е. Северная Африка, земли к западу от Египта) он никогда не терял своего статуса. При этом развил очень конкретную скорописную форму, в равной степени открытую для вариаций: шрифтв Магриби.
Коран из Северной Африки в Магриби (13 век)
Появление круглых шрифтов
С другой стороны, в Машрики («восход солнца» или «Восток», Леванте и на Ближнем Востоке), где всегда находились столицы мусульманского мира, огромное количество административной работы означало множество профессиональных книжников, и это неизбежно привело к появлению скорописных или круглых сценариев, более быстрому написанию и более приспособленному к меньшему масштабу букв и официальных документов.
В конце концов были предприняты попытки поднять круглый шрифт до статуса Куфича, чтобы сделать его достойным священных текстов, особенно потому, что на свет появилась бумага, и так как ее поверхность имела свойства, совершенно отличные от пергамента.
Похоже, это постепенная эволюция, но фольклор приписывает одному человеку, Ибн Мукле, революционное изобретение, превращая его в легендарного отца классической исламской каллиграфии. Говорят, что он изобрел систему пропорций, так что все буквы основаны на высоте Алифа, который сам рисуется относительно толщины используемого пера.
Шесть стилей (Aqlam el-Sitta) классической традиции исламской каллиграфии были созданы и усовершенствованы Ибн Муклой и его преемниками Ибн аль-Баввабом и Яктом. Это «Насх» (основа большинства арабских шрифтов), шрифт Тулута, Мухакака, Райхани, Рики и Тауки.
Линия в Тулуте (13 век)
Коран в Насской письменности (начало 20 века)
Сценарий Мухакака, династия Мамлюков (XIV в.)
Коран в Tawqi ‘сценарий (14 в.)
Это был последний вклад этой части мира. После падения Аббасидов в 1258 году культурный и энергетический центр исламского мира переместился из Багдада в Персию, где были разработаны персидские алфавиты: Ta’liq, Nasta’liq (по-прежнему официальный шрифт персидского и урду) и Шикасте. В 1517 году пришла очередь турок унаследовать исламский мир, и турецкие события дали нам сверхструктурированный Дивани и Рук’а, на которых основан сегодняшний почерк в арабском мире. Другие меньшие шрифты возникли до Индонезии, но не имели отношения к истории хатта в целом.
Талигский шрифт (16 век) Насталик шрифт (XVIII – XIX вв.)
Дивани и Дивани Джали
Сравнение
Круглые шрифты называются на арабском языке al-khatt al-mansûb, который является « шрифтом, который соответствует, то есть регулируется». В этом главное отличие от Kufic: круглые шрифты являются формальными. Есть очень четкие правила, чтобы писать каждую букву и как соединять их вместе, правила, которые будут практиковаться, пока рука не последует за ними автоматически.
Это очень эффективно, но за счет свободы творчества. Действительно, это был признак великого каллиграфа, что его работа выглядела так, как будто в нее не была вовлечена человеческая рука, не говоря уже о его собственной личности. Вот почему круглые шрифты проще учить (буквально, без особого труда), но они более требовательны к освоению.
Алфавит
Вам не обязательно говорить по-арабски, чтобы работать с khatt, и на самом деле этот шрифт используется для нескольких языков, включая персидский и урду. Но вам нужна определенная близость с буквам, поэтому в этом первом уроке, прежде чем начать изучать каллиграфию или «красивое письмо», нам нужно научиться самому писать.
Арабский и латинский алфавиты происходят от одного и того же, финикийского алфавита. Таким образом, у них есть сходство (в общем, буквы совпадают, например), но они также очень отличаются в других отношениях. Вот возможности, о которых нужно знать, и в которых западный пользователь может найти себе сложную задачу:
(Примечание: произношение некоторых букв, таких как jîm ج, может значительно варьироваться в арабском мире. Поскольку мы работаем только с письменными буквами, это не имеет большого значения для наших целей.)
Если вы посмотрите на них внимательно, вы заметите, что они вовсе не являются различными формами этих букв, а лишь предварительный просмотр того, как они выглядят с соединением справа, поэтому можно их игнорировать. Но черные фактически совсем из меняются, и мы собираемся подробно рассмотреть это «букво-анатомию» в следующем уроке.
Упражнения
Сегодняшние упражнения направлены на то, чтобы просто познакомить вас с этими двумя основными типами букв одним словом: как они меняют форму и как они соединяются (арабы могут пропустить их). Поэтому, не заботясь об эстетике, возьмите любую бумагу и ручку, чтобы попрактиковаться. Ответы на эти два упражнения находятся в исходном файле, прилагаемом к этому уроку: скачайте и разархивируйте (после того, как вы закончите!).
1. Вот список слов, написанных отдельными буквами в их изолированной форме. Используя алфавитные диаграммы для справки, перепишите слова правильно связанные, с буквами в правильной форме для своей позиции (они находятся в правильном порядке).
2. Нажав его на выемку, запишите следующее на арабском языке. Помните, что буквы нужно переставлять справа налево.
3. Я бы также рекомендовал поиск изображений «кафийского куфи», чтобы ознакомить вас с его различными формами. Если вы можете распознать некоторые из приведенных выше букв в результатах, которые придумали, вообще супер, но если нет, то все в порядке. Мы собираемся очень внимательно рассмотреть их в следующем уроке.
Где учиться каллиграфии: 12 школ в Москве
Каллиграфия – искусство, вид медитации и признанное средство от деменции. Доказано, что в процессе письма активизируются важные зоны головного мозга, которые бездействуют, когда вы бьете по клавиатуре. А теперь это еще и модное столичное хобби. Елена Анфимова – каллиграф с 15-летним стажем, рекомендует дюжину школ в Москве.
Академия красивого письма «Каллиграфик»
Юра Дадонов, 10 лет. Фото: «Каллиграфик»
Одна из старейших школ, отпраздновавшая свое десятилетие. Основной упор – занятия для школьников (для них даже делают летний творческий лагерь по каллиграфии) и исправление почерка. Для взрослых предлагают, кроме привычного вводного курса, блок по книжному орнаменту (4 000 рублей) и двухдневный интенсив «Малый филигранный инициал птичьим пером» (1 900 рублей).
Школа каллиграфии при Современном музее каллиграфии в «Сокольниках»
Культурно-образовательный центр (5-й Лучевой просек, 7, строение 6, павильон 7), где проводятся выставки, экскурсии и мастер-классы и с 2010 года постоянно работает Национальная школа искусства красивого письма. Тематических двухмесячных курсов целых 12. Из обширного списка, кроме привычных базовых и ознакомительных, стоит выделить «Вводный в китайскую каллиграфию» (5 950 рублей), курс «Готическое письмо», знакомящий с техникой письма плакатным пером (9 600 рублей), и «Устав. Полуустав», посвященный истории древнерусской кириллицы (9 600 рублей). Для тех, у кого мало времени, почти все они предлагаются в ускоренном формате четырехчасовых интенсивов (4 000 рублей).
Школа каллиграфии Евгения Добровинского
Фото: Школа каллиграфии Евгения Добровинского
Школа известного графического дизайнера и преподавателя Высшей академической школы графического дизайна основана 10 лет назад, живет и развивается в стенах мастерской каллиграфа Евгения Максовича. Дважды в неделю он проводит трехчасовые занятия (стоимость – от 7 000 рублей), причем одновременно для учеников всех уровней: таким образом, новички видят, к чему можно стремиться, а те, кто занимается давно, вспоминают, с чего начинали. Полная свобода: ученик сам выбирает, как часто будет приходить на занятия. Можно сделать паузу на какое-то время, потом снова вернуться: объяснений никто не потребует. Первые упражнения начинаются с довольно крупного пера.
Школа исторической каллиграфии
Фото: Школа исторической каллиграфии/«ВКонтакте»
Школа работает с 2012 года, ее основатели – Юрий Ковердяев, мастер международного уровня, занимается графикой и каллиграфией с 1987 года, и Андрей Санников, кандидат филологических наук и каллиграф. Кроме практических навыков письма, здесь дают серьезную теоретическую базу: изучают палеографию и историю письменности. Большой составной курс знакомит с особенностями каллиграфии от Древнего Рима до наших дней (всего четыре блока по 18 000 рублей). Есть тематические занятия: по работе с маркерами и кистями (в среднем от 15 000 рублей), мастер-класс по созданию поздравительных открыток.
Студия каллиграфии Елены Анфимовой
Фото: Елена Анфимова/«ВКонтакте»
Курсы набираются несколько раз в год (стоимость – от 7 000 рублей), есть практика частных занятий. Елена Анфимова считается «самым быстрым каллиграфом Москвы». Она уверена, что главное – помочь ученику не просто научиться красиво писать и обращаться с инструментом, но найти свой собственный стиль.
U0026
В школе каллиграфии и леттеринга есть онлайн-курс из 23 видеоуроков с азов (от 6 000 рублей): преподаватель с 11-летним стажем Юлия Кузнецова предлагает занятия каллиграфии кистью. Среди новых очных курсов – «Леттеринг», для желающих изучить шрифты и принципы их построения. Есть формат разбора работ (от 500 рублей) для тех, кто уже немного освоил эту науку. Необходимые для обучения материалы и инструменты, включая авторские прописи, предоставляются бесплатно и остаются у студентов.
ART YAUZA
Преподаватель курсов каллиграфии – Светлана Корнеева, дипломированный специалист МГУП им. Ивана Федорова по направлению «Графический дизайн», член международной графической ассоциации ATypl. Начинают занятия с плоского пера, затем переходят к кисти. Дают представления о скорописи, славянском курсиве. 10 занятий – от 11 500 рублей.
Школа каллиграфии Headway
Скорее блог и платформа, посвященная каллиграфии, с отличными статьями и большой подборкой онлайн-курсов от разных авторов. Особой популярностью пользуется онлайн-курс Ирины Шевченко «Каллиграфия: Стиль Сopperplate 2.0» (4 900 рублей). Выпускники должны научиться писать строчные и заглавные буквы латинского и кириллического алфавитов, рисовать растительные узоры, декоративные перья и сказочных птиц.
Kalacheva school
Фото: Kalacheva school
Основательные занятия для начинающих, акцент в которых делают не только на технике, но и на умении расслабляться. «Самое важное – это научиться видеть и воображать, и тогда технические нюансы будут работать на вас», – считает преподаватель Анна Цымбал. На первом уроке учат работать с образами и словами, также предлагают освоить меловую технику и рисунок на стекле. Цены – от 9 500 рублей.
Bang Bang Education
Фото: Bang Bang Education
Школа на базе иллюстраторского агентства Bang Bang с онлайн-курсами (от 20 000 рублей). «Эксперименты в рамках кириллицы» – это, к примеру, очень много практики, письма разнообразными инструментами: от острого пера до маркера-швабры Molotov. Задача на 10 занятий – понять кириллические буквы, изучить традиционные почерки и научиться использовать их возможности в современном дизайне. Преподает Виктория Лопухина, участница международных выставок и фестивалей.
Курсы Кати Шабановой
Фото: Курсы Кати Шабановой
4 тематических онлайн-курса: по каллиграфии острым пером (13 000 рублей), по американскому курсиву Spencerian (12 000 рублей), по работе с росчерками, где научат создавать птичек, лебедей и прочие затейливые вензели (9 900 рублей) и ознакомительный экспресс-курс (3 000 рублей).
Мастер-классы по каллиграфии и леттерингу в Центре «Слово» на ВДНХ
Фото: Центр славянской письменности «Слово»
Занятия рассчитаны в первую очередь на детей и подростков. Проходят достаточно часто, ближайшие – 18 и 25 января. Преподаватели познакомят учеников с самым необычным и декоративным стилем русского письма – вязью, затем научат рисовать широким пером. Билеты – от 400 рублей.