камень миропомазания в новоиерусалимском монастыре
Кувуклия в новоиерусалимском монастыре
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла — создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
У ворот на постаменте лежат несколько старинных пушек. Откуда они взялись, я не знаю, но по внешнему виду похоже, что относятся к временам Петра I.
Центральным сооружением всего комплекса Русской Палестины стал Воскресенский собор, построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор строился с 1658 по 1685 год и был частично перестроен в XVIII веке.
Грандиозный, трехчастный, как и его прототип, собор воспроизводит основные христианские святыни. В юго-восточной части храма находится Голгофский придел, обозначающий место казни Иисуса Христа. За алтарем устроены три придела, увенчанные главками, в память Страстей Господних. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда был положен Иисус после снятия с креста.
Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место, где был распят Спаситель. В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.
Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным. Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.
С юга Воскресенского собора когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. А с востока к алтарной части пристроена подземная церковь Константина и Елены, соответствующая такой же части иерусалимского храма. Согласно церковному преданию, императрица Елена, мать императора Константина Великого, обрела в IV веке на этом месте главную христианскую святыню — Крест Господень, сброшенный после казни Иисуса Христа в пещеру восточнее Голгофы.
Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, до сих пор не восстановлена, поэтому церковный колокол подвешен во дворе на металлическом каркасе.
В 1692 году было закончено строительство корпуса трапезных палат с церковью Рождества Христова, возведенных на средства царевны Татьяны Михайловны. По случаю его освящения в обители состоялся первый в России праздник поэзии, где свои стихи читали монастырские и придворные поэты. С севера к Трапезным палатам примыкают настоятельские покои, с юга — больничные палаты, перестроенные в конце XVIII века под царский дворец. Сохранились нарядные палаты царевны Татьяны Михайловны в стиле московского барокко, братские корпуса, караульные палаты и хозяйственные постройки.
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры.
Силоамский источник расположен у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая Силоамская купель». Она была построена в 1845 году и снесена в 1930-х годах. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х годов по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.
У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурный музей под открытым небом, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области, крестьянская изба Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области и ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области. Изба и ветряная мельница открыты для посещения. Была еще деревянная церковь, но несколько лет назад она полностью сгорела из-за короткого замыкания.
Гроб Господень на Русской земле
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Закладывая святую обитель на реке Истре, Патриарх Никон мечтал о том, чтобы у каждого русского паломника была возможность прикоснуться к величайшим христианским святыням, не покидая родное Отечество. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Никон (один из лучших зодчих своего времени) строил в точном соответствии с храмом Гроба Господня по модели, подаренной ему в 1649 году иерусалимским Патриархом Паисием.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
История претворения в жизнь этого грандиозного проекта была не из легких. Опала Патриарха, отсутствие средств, обрушение целых конструкций и пожары грозили свести на нет великий замысел. Но все же его удалось претворить в жизнь – во многом благодаря настойчивости императрицы Елизаветы Петровны и богатым пожертвованиям московского фабриканта Цурикова.
Кувуклия, к созданию которой причастен великий
архитектор Бартоломео Растрелли. (1756–1761)
К середине ХVIII века Воскресенский храм поражал своим великолепием. Над Гробом Господним была возведена двухярусная Кувуклия, богато украшенная изысканной лепниной по рисункам великого архитектора Б. Растрелли. Внутри мраморная часовня была отделана листовым золотом, от которого при свете горящих лампад исходило невыразимое сияние. Каждая деталь Кувуклии подчеркивала святость и величие этого места.
В ХIХ и начале ХХ веков Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками мест. После революции святая обитель была превращена в музей, а в годы Великой Отечественной войны практически полностью разрушена фашистами.
Так выглядит Кувуклия сейчас
Реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря затянулась на многие годы. Не окончена она и до сегодняшнего дня. Однако доступ к Гробу Господню уже открыт. Поклониться святому ложу, которое является точным двойником иерусалимской святыни, можно в субботу и воскресенье с 11 до 16 часов.
Покровский храм в Ясеневе
Гроб Господень в Покровском храме выполнен из материалов, привезенных со Святой Земли. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, где находится копия священного камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе также выполнено по чертежам оригинала.
Покровский храм в Ясеневе
В блокнот паломнику:
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Адрес: г. Истра, ул. Советская, д. 2.
Как добратся: на общественном транспорте. С Рижского вокзала на электричке до ст. Истра или Ново-Иерусалимская, далее на автобусе до ост. «Монастырь».
На автомобиле. Ехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе через г. Истру до монастыря (45 км от МКАД).
Покровский храм в Ясеневе
Адрес: ул. Айвазовского, вл. 7–8
Как добратся: м. «Ясенево», далее пешком (1 км).
Отзыв: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Россия, Истра) — Место духовной силы!
Продолжая идею путешествий по прекрасной нашей земле русской, решили мы в выходные съездить в Ново-Иерусалимский Монастырь, тем более что в Храм Гроба Господня приезжаем в каждый наш приезд в Израиль — место для нас это Святое и значимое духовностью своей. А в своём Ново- Иерусалимском Монастыре не были ни разу.
Добирались до монастыря на автомобиле, доехали быстро — чуть больше часа.
Удивительно прекрасное место- Ново- Иерусалимский Монастырь на Истре, основаннный еще в 17 веке пвтриархом Никоном. Все место : территория Монастыря и внутри него поражает своей удивительно теплой и доброй энергетикой.
Ново — Иерусалимский Монастырь построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, дабы не имеющие возможности прикоснуться к Святыне там, смогли сделать это на Родине. И это правильно!
Как и в Иерусалимском Храме Гроба Господня, при входе нас встречает камень миропомазания, то есть камень на котором снятого с креста Иисуса Христа, положили на специальную ткань и умащивали маслом мирры. В нашем Ново-Иерусалимском Монастыре камень миропомазания выглядит вот так:
А вот как выглядит камень Миропомазания в Иерусалимском Храме Гроба Господня:
На стене перед камнем Миропомазания, на фреске показано: как тело Иисуса умащивают мирой и заворачивают в ткань. Над камнем висят всегда зажженные лампады.
Напомню, что в Иерусалимском Храме Гроба Господня имеется несколько пределов, один из самых известных: предел Марии Магдалины; и несколько этажей. Около камня Миропомазания есть лестница, которая ведёт на Голгофу и алтарь, по обеим сторонам которого стоят мать Иисуса и его любимый ученик Иоанн — этот алтарь одна из самых главных Сятынь Храма Гроба Господня.
Ново-Иерусалимский монастырь также сделан по подобию в несколько этажей, поражает своей красотой, изяшеством и богатством внутренней отделки, нас не покидало ощущения небесного присутствия в этом удивительно прекрасном и светлом Монастыре.
Алтарь Монастыря также роскошен, украшен ликами Святых и сделан во всю высоту Монастыря.
У алтаря можно поставить свечи и помолиться, что мы и сделали. Несмотря на то, что в Ново-Иерусалимском монастыре мы были впервые, мы не могли насмотреться на это великолепие, и снова у нас было ощущение, что небеса рядом, они с нами, и Господь и ангелы закрывают нас своими Крылами.
Интересное решение крыши Ново-Иерусалимского Монастыря дает много света и он выглядит воздушным и небесно-чистым!
Кувуклия в Монастыре выполнена практически как в Храме Гроба Господня, но только вдоль левой стены там идет подставка, где можно помолившись зачечь и поставить свечи, а в Монастыре : эта левая стена выполнена с ликами Святых. Передняя часть Кувуклии практически повторяет Иерусалимскую и снаружи и внутри:
Перед входом в Кувуклию также стоят подставки под свечи, можно помолиться и, поставив свечи, войти в Кувуклию и поговорить с Господом нашим.
Скажу честно, уходить из Монастыря не хотелось, действительно ощущение Божественного присутствия в Монастыре не покидает тебя. И хочется находиться в этом умиротворенном состоянии Божественой любви постоянно!
Обойдя весь Монастырь внутри, помолившись и поставив свечи, налюбовавшись им и прочувствовав его Божественную энергетику, мы вышли на территорию самого храма и с умилением рассматривали сделанную со вкусом и большим старанием внешнюю отделку Великого нашего Святого Храма:
Перед тем, как приехать в Ново- Иерусалимский Монастырь, мы прочитали историю Монастыря, в 1919 году он был разрушен большевиками. Я не могу себе представить у кого поднялась рука на Величайшие Святыни, неужели у этих людей совсем не было души и они не понимали, что творили.
И как радостно на душе, что Величайшая наша Святыня восстановлена и воссияла с новой силой, дает духовную поддержку тысячам уже наших паломников, посещающих эту Чудотворную по воздействию на внутреннее состояние, Русскую Ново- Иерусалимскую Обитель!
Уезжая, мы поняли, вернемся снова очень скоро и будем частыми паломниками этого Монастыря.
Святые места
Новый Иерусалим
— придельная церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская),
— придел Поругания Господня, или Тернового Венца,
— придельная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).
Наиболее близок к Иерусалимскому храму южный фасад.
В XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел.
Также есть крест-мощевик с частицей Креста Господня и др. святынь.
Изначально в соборе было заложено 14 приделов, в XVIII-XIX вв. устроено еще 15. В настоящее время действует всего несколько приделов, ведутся восстановительные работы. Богослужение совершается в Успенском, Архангельском, Предтеченском приделах Воскресенского Собора, а также в храме Рождества Христова.
На берегах реки Истры, которое повторяет русло реки Иордан, искусственно воссозданы ландшафты Палестинской местности – горы Сион, Фавор и Элеон. Есть тут и источник, именуемый Силоамской купелью, а также другие источники (их всего 3).
Немного дальше находится отходная пустынька» или скит патриарха Никона. По дороге два дерева увешаны платочками, ленточками, тряпочками — люди оставляют их на деревьях словно свои просьбы, желания.
Камень миропомазания в новоиерусалимском монастыре
Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»
Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных
Справа от входа находится придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери — точным списком чудотворного образа.
В трапезе придела погребен Иоанн Корнильевич Шушерин (†1689) — жизнеописатель Патриарха Никона, воспитанный «при бедре» Святителя, проведший десять лет в ссылке за преданность ему и завещавший похоронить себя близ гроба своего учителя.
Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи
Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого — с нимбом вокруг главы.
Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.
Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».
Иконы в иконостасе — современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.
В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.
Камень миропомазания
Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).
Святая Голгофа
Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, — кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).
В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.
В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.
Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.
В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.
На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.
Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.
В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.
Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков — царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.
Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса — совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».
От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.
Церковь святых равноапостольных Константина и Елены
Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.
Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.
В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.
В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда — житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.
В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.
Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.
Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII — XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.
В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750—1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786—1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых — щедрых вкладчиков Воскресенской обители.
Приделы Страстей Господних
Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.
Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» — в древнем Иерусалиме, и «зде» — и Иерусалиме Новом.
Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».
Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.
Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.
Третий придел, как написано на фризе иконостаса, — «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.
Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:
«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».
В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.
16 декабря 1999 года церковь освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.
В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя — священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.
В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых — мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.
Гроб Господень
Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.
Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.
Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.
Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.
Первоначально камень в Иерусалиме был большим — в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.
Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.
Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.
Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями — пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19—20).
Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).
В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15—16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой — это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».
Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея — Господа Иисуса Христа в славе Своей.