каменный престол для храма

ОСВЯЩЕНИЕ КАМЕННЫХ ПРЕСТОЛОВ

Из сборника «Освящение храма» (ИС РПЦ, 2006 г., с.375380)

В заключение раздела о великом освящении храма архиереем мы приводим русский перевод рубрики византийских Евхологиев XI и последующих веков [1] о порядке устройства престола из мрамора – этой рубрикой следует руководствоваться в тех случаях, когда в храме сооружен не деревянный, а мраморный престол (в остальном, кроме особенностей устройства, чин освящения мраморного престола ничем не отличается от чина освящения деревянного престола):

«За один день [ до освящения ] [2] заведующий рукоположениями, иеромним [3], или кто-нибудь другой, кому вверено церковное служение, прибывает в указанный храм и указывает каменотесам приготовить трапезу [4] и поставить ее на столбы, так, как она должна быть водружена.

Пришедший после этого архиерей берет три частицы святых мощей мучеников, которые после священнодействия должны быть помещены, если трапезу поддерживают столбы, в приготовленную в основании между восточными столбами [ престола ] как бы гробницу; если же ее поддерживает либо цельнокаменное [5], либо сложенное из многих камней возвышение, – то в сделанном мастером [6] ковчежце посреди возвышения с той его стороны, которая обращена к горнему месту; и, вложив эти три частицы мощей в шкатулку, подобную ларцу, в которой они и будут лежать, полагает эту шкатулку в святой дискос и, поставив на дискос так называемую звездицу, покрывает покровцом и, отнесши, оставляет в каком-либо честном храме, находящемся неподалеку [ от освящаемого ] ; и здесь совершаются вечерня, ночная служба[7] и утреня.

Итак, приготовив это, пришедший заранее священнослужитель повелевает плавить воск в разогретом горшке и в это время отмеряет мастику, подобно отмеряется и мраморная крошка – количество этих [ компонентов соразмеряется ] количеству и толщине колонн; также приказывает вынести из храма всё, что можно двигать, и не зажигать [ ни одну ] лампаду.

Когда же придет архиерей, трапезу снимают со столбов и приставляют куда-либо к стене. Выводят всех мирян, внутри остаются только иереи и прочие клирики и служители, а также всё необходимое для освящения; и, когда надежно запрут врата со всех сторон храма, архиерея облачают во все архиерейские одежды, и находящиеся вместе с ним архиереи, иереи и служители облачаются в свои одежды.

А тому архиерею, который собирается совершать освящение, возлагают саван [20] поверх священных облачений, спереди простирающийся от груди до ног, сзади же держащийся с обоих краев под подмышками к спине, связанный посередине, обтянутый поясом; и на каждую руку налагают убрусы [21], обвязанные поясками.

И, облачившись таким образом, [ архиерей ] входит с сопровождающими его в алтарь, и, когда он прикажет, приносят растительный папирус, который они должны разрезать так, чтобы им можно было обернуть каждый из столбов трапезы; отрезают сколько необходимо; верхнюю часть папируса, которая должна выступать над верхом столба, делают двойной, короткую сторону складки загибают внутрь; нижнюю [ часть папируса оставляют простой ] ; ибо сверху будет наливаться горячий воск с мастикой [22] и папирус должен быть двойным, чтобы он смог удержать воскомастих, чтобы не пролился, причем удержать его [ так, чтобы воскомастих был налит ] с большой палец по периметру столба сверху.

Итак, обернув каждый столб папирусом так, как было сказано, обвязывают снаружи веревкой, оборачивая трижды сверху и трижды снизу; затем, обвивая концы верхних и нижних витков, ведут [ их ] вокруг середины и, пересекая их друг с другом, совершают образ креста между верхними и нижними витками; и, протягивая, связывают сзади.

После этого верхние края столбов обкладывают мраморной крошкой возле выступающего сгиба папируса, чтобы воскомастих не вытек через какую-нибудь небольшую дырку, и, когда принесут горшок, возливают на столбы воскомастих, вплоть до тех пор, пока папирус не наполнится до краев; растекаясь, [ воскомастих ] слегка охлаждается, потому что он горячий.

Архиерей молится так: «Господи Боже Спасителю наш, вся творяй и строяй о спасении рода человеческаго».

И после «Аминь» архиерей вместе с соприсутствующими берут руками трапезу, позвав, если в этом возникнет необходимость, даже некоторого мастера [23]; и кладут ее на столбы, с пением псалма 141-го, «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой» трижды, славословят [24] и, обрезав вытекший воскомастих и очистив те места, куда он пролился, опять поют – псалом 22-й, «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит», по окончании которого славословят; и возглашает архиерей: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем со всех сторон слегка надавливают руками на трапезу, чтобы приладить ее к столбам и хорошо [ ее ] водрузить. Все бывает так, если трапеза поддерживается столбами или даже одним столбом.

[ Если же трапеза должна покоиться на возвышении, то ] если возвышение, находящееся под ней, имеет прямоугольную форму [ и ] если поддерживаемая этим трапеза [ тоже ] окажется прямоугольной, [ тогда ] на четыре угла возливается воскомастих и так совершается водружение.

В остальном порядок освящения каменных престолов не отличается от порядка освящения деревянных.

[1] См.: Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI в. / Перевод, предисловие и комментарии М.С.Желтова // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира / Сост.А.М.Лидов, М., 2000. С. 111–126.

[2] Квадратными скобками обозначены слова, отсутствующие в греческом тексте и добавленные нами для большей ясности.

[3] В русском Чиновнике ему соответствует «ключарь», т.е. настоятель кафедрального храма.

[4] Этим словом обозначается верхняя плита (в русском Чиновнике – «дска») престола.

[5] Греч. μονόλιθος – «монолитное».

[10] В русском Чиновнике – «возглавие», подушка для подкладывания под колени при чтении архиереем коленопреклоненных молитв.

[11] Таким образом, чин исключает использование пергамена, изготавливавшегося из свиной кожи; позднейшие рукописи говорят просто о бумаге.

[12] Греч. ςφήκωμα – «обвязка». Веревка используется в дальнейшем как для прикрепления папирусов или бумаги к столбцам престола (чтобы налить в получившиеся резервуары клеящее вещество – воскомастих), так и для фиксации срачицы.

[13] Мастика приготовлялась из мастикового дерева, Pistacia lentiscus.

[14] В русском Чиновнике – «горнец».

[15] В русском Чиновнике – «возливальник».

[17] Т.е. трубки для фитилей лампад.

[18] Греч. οἰνάνθος, букв. «винный цвет». Славянские переводчики поначалу оставили это слово без перевода: «имафь» (Требник РНБ. Гильф. 32. Л. 169), более поздние греческие и славянские чины говорят о розовой воде или о вине с добавлением розовой воды и других ароматных веществ.

[19] Пропущен комментарий о количестве св. мира и душистого вина.

[20] В русском Чиновнике – «запон», т.е. льняной фартук; греч. σάβανον – саван.

[22] В русском Чиновнике – «воскомастих». Из чина освящения каменных престолов ясно виден смысл воскомастиха, который заключается в том, что воскомастих служит связующим веществом конструкции (что совсем не ясно в случае сооружения деревянного престола, где связующим элементом оказываются гвозди, а воскомастих сохраняется в чине только по традиции).

[23] Т.е. не священнослужителя, а мирянина-каменщика, соорудившего престол. Участие мирянина здесь допускается, поскольку престол еще не освящен помазанием св. мира и положением св. мощей, а надежное сооружение каменного престола ответственно и требует серьезного навыка.

[24] Здесь под термином «славословить» подразумевается пение «Слава, и ныне».

Источник

Престолы из камня

Убранство современного храма или церкви сложно себе представить без наличия каменного престола. Этот небольшой каменный столик высотой около метра имеет не только функциональное, но и символическое значение. Как правило, данная деталь церковного интерьера изготавливается из мрамора, может быть украшена полудрагоценными камнями, золотом.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Первые престолы в христианских храмах начали появляться еще в V веке, как правило, они имели вид небольшого столика, расположенного перед алтарной апсидой, были переставными и изготавливались из дерева или камня, уже с х века их начали ставить глубине алтарной апсиды.

Роль престола в храме

Церковная мебель и атрибутика во многом перекликаются со стилистикой оформления храма и позволяют создать торжественную атмосферу во время богослужений, поэтому к выбору материала для изготовления жертвенников, алтарей и престолов стоит подходить осознанно.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Мраморный престол станет прекрасным украшением для собора или церкви, ведь данный минерал отличается не только превосходными визуальными характеристиками, но и завидной долговечностью.

К преимуществам мраморных изделий можно отнести:

Изготовление пресололов из мрамора

Компания Мраморкрым.рф оказывает услуги по изготовлению изделий из камня любой сложности. Мы осуществляем все виды резьбы по камню: горельефы, барельефы, орнаменты, выполняем комбинирование нескольких видов камня в одном изделии. Для заказа изделий и просчета стоимости обращайтесь к менеджерам нашей компании по телефону или через форму связи на сайте.

Подобрать материал для изготовления изделий можно в нашем каталоге.

Контакты

Мы не только продаем камень: собственный производственный цех, расположенный в Ялте, позволяет изготовить изделия из камня любой сложности и объема, опытная команда монтажников осуществляет все виды фасадных и внутренних отделочных работ.

Источник

Мраморный престол для храма на заказ

Компания ООО»СНК-МКК» создает престолы из мрамора для храмов на заказ. В работу проект отправляется после полного согласования всех деталей изделия. Мастера строго соблюдают все каноны при изготовлении церковной продукции. На Святом Престоле предстоятели совершают Литургию, здесь же готовится Святое причастие для прихожан. Помимо этого на Престоле стоят Святое Евангелие, крест, антиминс, илитон, лампада, дарохранительница в форме маленькой церкви, два подсвечника (по одной свече), мирница, дароносица и семисвечник.

Престол находится в центральной части алтаря. Святой Престол является главной церковной святыней, местом пребывания Бога в Храме. Сверху его покрывают красивой парчовой тканью, под конструкцией находится частичка святых мощей. История появления частиц святых мощей под Престолом берет свое начало в первых трех столетиях.

Мраморный мрестол может быть изготовлен из нескольких видов мрамора

При изготовлении мраморного престола часто сочетают несколько видов мрамора. Крышку делают темнее чем снование престола.

При изготовлении мраморного престола применяется резьба и подсветка

На гранях основания престола выполняют резные элементы, иконы, кресты и тд. В престол можно встроить подсветку. Таким образом изделие становится оригинальным, единственным в данном исполнении.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Наше производство работает для вас

Современные производственные линии с ЧПУ управлением, квалифицированные специалисты и дальновидное руководство позволяют воплощать в жизнь грандиозные проекты. Мы всегда готовы идти вперед.

Источник

Престолы и жертвенники из камня

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Тщательный подход к обустройству и оформлению внутреннего интерьера церквей и храмов имеет важнейшее значение. Мебель и утварь для храма, к которой среди прочего относятся и престолы, жертвенники, аналои, семисвечники, выполненная из натурального камня, позволяет создать особую, торжественную и возвышенную, атмосферу в храме.

Испокон веков престолы в церквях и храмах были переносными и изготавливались из натуральных материалов: дерна, глины, камня. В более позднее время, примерно с IV-го века, они приобрели форму стола перед алтарной апсидой. Начиная с XV-го столетия устройство святого престола претерпело изменения – в наше время чаще всего он исполняется в виде монолитной конструкции из камня или дерева.

Производство престолов. От моделирования, до монтажа.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Сейчас престол в православной церкви — это своего рода стол, расположенный в центре алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии (Таинства Причащения). Его высота обычно составляет примерно метр. Прекрасным украшением, подчеркивающим особый статус престола в православной церкви, является киворий, выполненный из мрамора или гранита, который устанавливается в больших соборах и храмах.

Престол в храме

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

Жертвенник — это место в алтаре храма, на котором осуществляется проскомидия (процедура приготовления просфор и вина для последующего таинства). Как правило, он имеет четырехугольную форму (как и престол). И украшен таким же облачением. Жертвенник чаще всего расположен либо в алтаре слева, либо отдельно в обособленной части храма (приделе).

Несмотря на то, что жертвенник в православии имеет чуть меньшее значение, чем престол, это священное место с богатой символикой, прикасаться к которому могут лишь служители церкви.

В православии в соборах и больших храмах часто присутствует несколько престолов и алтарей, в таком случае принято на каждом из них проводить богослужения только один раз в день.

Высококвалифицированные художники, дизайнеры, церковные архитекторы и скульпторы компании «Исакидис» разработают проект и изготовят престолы, жертвенники, епископские или священнические кафедры, ризницы любой сложности на заказ по готовому или индивидуальному проекту. Многолетний опыт и профессионализм мастеров компании «Исакидис» позволяют осуществить полный комплекс работ по отделке и изготовлению церковной мебели и утвари для внутреннего убранства храма.

Источник

Престол канонический, практическое изготовление и литургика.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храма

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храмаПрестол канонический, практическое изготовление и литургика.

каменный престол для храма. Смотреть фото каменный престол для храма. Смотреть картинку каменный престол для храма. Картинка про каменный престол для храма. Фото каменный престол для храмаавтор Руслан Остров Вс Окт 07, 2012 6:56 pm

Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески τραπεζα «трапеза,» как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также «жертвенником» (по-гречески θυσιαστηριον «фисиастирион»), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески κατασαρκιον «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого ενδυω «эндио» «одеваю») из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом.

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого αντι «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или «вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом. Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия, императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Ряд известий об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12 столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего «сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями. Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри его полагается «губа,» или по-гречески μυσα «муса.» Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется ειλετον «илитоном» от греческого ειλεω «илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней доске его, в середине Воскресение Христово, а по углам четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться («малый вход»).

Рядом с Евангелием полагается на престоле крест (по-гречески σταυροσ «ставрос»), ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным.» Иногда ставится еще крест за престолом.

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели ciborium, по гречески κυβοριον киворий, или по-славянски сень, род балдахина, поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам, одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел περιστεριον перистерий сосуд в виде голубя, в котором хранились запасные св. Дары на случай причащения больных и для Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св. Духа.

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

На престоле поставляются еще светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир. И предписывается новорукоположенному Иерею: «на трапезе не положи ничего, разве Евангелия и Таин и прочих священных.»

За престолом иногда ставится семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.

Архиепископ Аверкий
ЛИТУРГИКА

Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Вс Окт 07, 2012 8:55 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *