каневский храм ленинградская область
Храм Коневской иконы Божией Матери
Храмовый комплекс в п. Саперное на территории Приозерского Благочиния
Храм Коневской иконы Божией Матери
Полное название: Православная местная религиозная организация Прихода храма Коневской иконы Божией Матери в п.Саперное Выборгской Епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат (Приозерское благочиние)
Престольный праздник: 23 июля в день памяти чудотворной Коневской иконы Божией Матери, 8 октября в день памяти Прп. Сергия Радонежского (нижний придел)
Святыни прихода: Почитаемая в Санкт- Петербургской Митрополии Коневская икона Божией Матери, Мощевик с мощами святых Православной Церкви.
Расписание Богослужений: каждая суббота — Всенощное бдение в 17:00, каждое Воскресение — Божественная Литургия в 10.00, а также другие праздничные и постовые службы.
Социальное служение: При приходе действует реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Обитель Исцеления»
Настоятель храма: протоиерей Сергий (Сергей) Николаевич Бельков
День Ангела: 8 октября (преп. Сергий Радонежский)
Священник храма: иеромонах Василиск (Воронин)
День Ангела: 11 января (преп. Василиск Сибирский )
Диакон: Секретарь Приозерского благочиния диакон Александр Семенов
День Ангела: 12 сентября (блгв. кн. Александр Невский )
Детальнее почитать о «рейтинг хостинга украина» можно на сайте наших коллег
История храма
История храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное Приозерского района
Священник Сергей Николаевич Бельков волей Божией и указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна от 23 августа 1994 года был назначен строителем и настоятелем храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное.
Возведение храма началось в сентябре месяце 1994 года. А в день Крещения Господня 10 января 1995 у стен стоящегося храма состоялось первое Великое освящение воды.
На приходском собрании было предложено освятить храм в честь Коневской иконы Божией Матери, которая и ранее считалась покровительницей Карельской земли.
Из-за отсутствия средств и квалифицированных рабочих строительство храма продвигалось очень медленно. Однако, через 10 месяцев храм был возведен. Он представлял собой куб на валунах по углам.
22 июня 1995 года по благословению митрополита Иоанна (Снычева), благочинным Приозерского округа протоиереем Николаем Тетерятниковым, наместником Рождественско-Богородичного Коневского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко), отцом настоятелем и строителем храма иереем Сергием (Бельковым) в сослужении с братией Валаамского и Коневского монастырей храм был освящен малым чином в честь Коневской иконы Божией Матери. После этого отслужили первую Литургию. Молебен перед иконой Коневской Божией Матери отслужил епископ Симон. И началась жизнь еще одного православного храма на земле Приозерской.
Однако, промыслом Божиим нашему приходу и нашему храму была предуготовлена необычная судьба. Спустя ровно один год после освящения храма в нем совершилось чудо. 22 июля 1996 года в канун Престольного праздника началось мироточение аналойной Коневской иконы Божией Матери, которое сопровождалось исцелением болящих, что описано в книге «Знамения Божии от святых икон 1991-96 гг.» (собрал и записал А. Любомудров, СПб, 1997 г.).
Чудо мироточения иконы отец Сергий расценил как благословение Божий Матери на реабилитацию наркозависимых. Один из них, раб Божий Георгий, и написал чудотворную икону. С апреля 1996 г. при нашем храме уже была образована духовная лечебница, первый в России Епархиальный реабилитационный центр помощи наркозависимым людям. Образ Пресвятой Богородицы стал особо почитаемой святыней нашего храма. А крест реабилитации наркозависимых смиренно взял на себя иерей Сергий Бельков. Батюшка имел уже некоторый опыт работы с болящими. Он работал с ними еще в монастыре на о. Коневец. В это же время батюшка имел еще послушание в Коневском монастыре. Был назначен настоятелем подворья Коневского монастыря в Санк-Петербурге. Вместе с тем, приход в п. Саперное подрастал, в храме становилось тесно, особенно летом. Поэтому была пора подумать о расширении храма. Но не только об этом. Реабилитируемым нужно было создать рабочие места, т.к. только труд и молитва могут вернуть болящим затемненный грехами образ Божий. Требовалось строительство мастерской. Приход также испытывал необходимость строительства приходского дома. С весны 1996 года шла заготовка бревен для церковно-приходского дома. Летом 1996 года был заложен фундамент дома и осенью началось строительство, которое закончилось в декабре 1998 года. Летом 1996 г. началось также строительство мастерской, которое было закончено осенью этого же года. С осени 1996 г. шла заготовка бревен для расширения храма, а в лето 1997 г. началось возведение правого прируба. Перед Престольным праздником (23 июля) стены обоих прирубов были возведены. Крыши не было, но, по милости Божией, дни были солнечными и ничто не омрачало праздник. В октябре 1997 года крыши над прирубами были возведены, а в декабре строительство завершилось. В результате первой реконструкции увеличилась основная часть храма. В 1998 году храм внешне изменениям не подвергался, но благоукрашался внутри.
Со строительством приходского дома к 1999 году пришло решение множества проблем: улучшение жилищных условий семьи о. настоятеля и реабилитантов, в доме — поварня, трапезная, ризница, кладовые. Появилась возможность открыть воскресную школу для реабилитантов, детей и прихожан, и библиотеку.
К 1999 г. на приходе построили ферму и завели домашних животных. По мнению о. Сергия, труд на свежем воздухе и полноценная натуральная пища способствуют выздоровлению болящих. За животными стали ухаживать реабилитанты. Опыт привлечения местного населения оказался неудачным, а вот городские девочки и мальчики, имеющие в лучшем случае опыт ухода за котом и собакой, ловко, с любовью, работают на ферме.
1999 год — начало второй реконструкции храма. Цель реконструкции — расширение алтаря, притвора, возведение на большую высоту основной части храма, устроение клироса.
В лето 1999 года был возведен алтарь и стены основной части храма. К зиме возведена крыша над алтарем. Над основной частью храма вместо купола старый брезент. Погода в храме как на улице: в дождь — дождь, в снег — снег… Первый алтарь быль сохранен внутри нового. Поэтому Богослужения в храме не прекращались. Осенью 2001 года вторая реконструкция храма была завершена. Храм обрел иной вид и является жемчужиной деревянного зодчества.
Летом 1999 года началось строительство бани, которое завершилось к началу зимы 2000 года. Так постепенно вокруг храма создавалось приходское подворье: приходской дом, мастерская, баня, ферма. Заметим, что в строительстве храма и приходского подворья вместе со специалистами трудятся и реабилитанты, приобретая таким образом трудовые навыки, необходимые им в дальнейшей жизни в миру. Трудятся по благоукрашению храма и других помещений построенных зданий.
На территории подворья разбит огород, где под руководством матушки Людмилы реабилитанты и прихожане выращивают овощи для церковной трапезной.
В лето 2000 г., когда храм поднялся на новый фундамент, началось рытье котлована под храмом для строительства нижнего храма. Таким образом, в 2000-2001 гг. одновременно с реконструкцией верхнего храма идет строительство нижнего храма: заливка стен, пола. Закончено осенью 2001 г. и. 8/10/2001 г. в день ангела о. настоятеля иерея Сергия в нижнем храме был отслужен первый молебен. К этому времени уже были отделаны стены храма. Основным строительным материалом являлся бетон и натуральный камень. Храм символизирует древне-византийский «фундамент», на который опирается и «произрастает» из него храм верхний деревянный — символ русской православной традиции. Так к 2002 году образовался храмовый комплекс.
2002 год — год начала украшения храмового комплекса. В 2000 году настало время делиться опытом реабилитации наркозависимых за пределами нашей епархии. Батюшка с докладом отправляется в Москву, в Данилов Монастырь, на конференцию, организованную Патриархией, где были представители 40 Епархий РПЦ.
Строить храмы, центры, души. Как везде ему успеть? Прежде надо все придумать. «Дай, Боже, силы все мне одолеть». С 2002 года коллектив мастеров иконописно-реставрационной мастерской Св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры по благословению наместника архимандрита Назария, приступил к комплексным работам по благоукрашению храмовых интерьеров прихода храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное Ленинградской области. Совместно с настоятелем храма иереем Сергием Бельковым была сформирована последовательность и программа всех проектно-иконописных работ. В соответствии с программой, работы начались с проектирования убранства нижнего храма. В лаврской иконописной мастерской был выполнен проект иконостаса, алтарного и храмового убранства и составлена программа росписи стен (Д.Г.Мироненко). Все работы по росписи стен были распределены на три летних сезона.
Летом того же года начато возведение каменного иконостаса, сооружение из натурального камня Престола, жертвенника и Горнего места в алтаре, каменного панихидного стола в северном приделе храма, установление каменных рам для всех настенных образов. В этот же сезон были исполнены первые росписи в алтаре и на восточных стенах северного и южного приделов храма, распятие и крещение, Царские врата для иконостаса, ростовой образ прп. Сергия Радонежского на западной стене храма. Дело в том, что 7 апреля 2002 г. в день Благовещения жребий указал освятить нижний храм в честь прп. Сергия, игумна Радонежского. Поэтому встречает и провожает всех приходящих в храм икона преподобного. Все настенные композиции написаны в технике цельнояичной темперы. Иконостас полностью закончен весной 2003 г., роспись стен — осенью 2004 г.
В зимне-весенний период 2002-2003 года группой лаврских иконописцев был разработан проект тяблового иконостаса для верхнего храма Коневской иконы Божией Матери и начато возведение деревянной конструкции и резного декора этого иконостаса. Одновременно пишутся иконы для иконостаса верхнего храма. Для работы с иконостасом были привлечены не только лаврские иконописцы, но и Санкт-Петербургские.
Летом 2003 г. продолжались работы по росписи стен в нижнем храме. А за осень 2003, зиму и весну следующего года в иконописной мастерской Лавры были выполнены деисусный и пророческий чины ля верхнего иконостаса. Иконы для праздничного чина были написаны учениками дипломного класса иконописной школы Санкт-петербургской Семинарии. В это же время написан запрестольный образ Воскресения Господня, продолжены работы по исполнению резного декора иконостаса, спроектированы и изготовлены три бронзовых паникадила для верхнего храма в художественно-реставрационной фирме «Ампир». Для нижнего храмов в Лаврской мастерской изготовлен двухсторонний запрестольный крест.
2003 г. — это год освящения нижнего храма. 17 мая для освящения храма прибыл викарий СПб епархии архиепископ Тихвинский Константин, архимандрит Назарий и проч.
После освящения храма и Божественной литургии Владыка Константин зачитал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возведении о настоятеля иерея Сергия Белькова в сан протоиерея. В проповеди Владыка Константин отметил изысканность оформления нижнего храма. Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось.
Еще в 2003 году началось строительство новой мастерской, значительно превосходящей по размерам первую. Осенью 2003 строительство закончено. Старая мастерская была переоборудована под жилые помещения для реабилитантов.
К 19 июня 2003 г. на территории приходского подворья возвели временный храм для участников противонаркотической конференции «Союз священника, врача и учителя». В работе конференции принимали участие наши реабилитанты.
В лето 2004 г. выполнены три заключительные композиции для притвора нижнего храма.
К 2005 году завершены работы по возведению иконостаса в верхнем храме, но благоукрашение храмового комплекса продолжается, и кажется, ему нет конца.
Весной 2004 года начинается строительство ограды вокруг храмового комплекса и приходского подворья.
С весны 2004 ведется строительство домового храма в честь свв. апп. Петра и Павла. Завершено к весне 2005 г.
В мае 2004 г. на базе нашего центра состоялась практическая конференция по проблеме реабилитации наркозависимых в загородных реабилитационных центрах.
2005 год — год 10-летия храма, но прежде мы пережили тяжкое искушение. 25 февраля 2005 г. около 12 часов дня в верхнем храме возник пожар. Братия, прихожане, пожарные боролись с огнем около 3,5 часов. В результате бедствия пострадало часть интерьера и деревянных конструкций храма. Иконостас практические не пострадал. Нижний храм был залит водой, но можно сказать, тоже не пострадал. Неугасимая лампада у храмового образа преп. Сергия Радонежского горела во все время тушения пожара.
Сразу же приступили к ликвидации последствий пожара. Уже к 5 марта был демонтирован купол, небо, сняты обгоревшие бревна основной части храма и левого прируба, где возник пожар.
В марте 2005 г. началась третья реконструкция верхнего храма. Левый прируб поднимается на большую высоту, крыша меняет форму. Соответствующим изменениям подвергается и правый прируб. Затем возводится основная часть храма, утраченная при пожаре. Она также поднимается на большую высоту. Внесены архитектурные изменения в барабан и купол.
К Престольному празднику при всеобщей радости и помощи прихожан храм был восстановлен от последствий пожара и обрел иную красоту. Снаружи он и по сей день благоукрашается наружной деревянной резьбой, выполненной в мастерской прихода.
На территории приходского подворья возведена надкладезная часовня, построена большая трапезная на 80-90 мест, построен настоятельский дом, волонтерский дом, овчарня, и другие хозяйственные постройки.
Благоустроена территория вокруг храмового комплекса и на подворье. На фоне природных сосен произрастают причудливые деревца и кустарники. Радуют глаз цветники, фонтаны, зеленые лужайки.
Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось.
Творческий потенциал, направленный на строительство храмов, центров и душ буквально витает и ощущается во всем. В этих условиях, в трудах и молитве, небезуспешно идет и реабилитация наркозависимых. Некоторые из братии не желают возвращаться в мир и выбирают монашеский путь, некоторые остаются в центре волонтерами, кто-то поступает учиться в духовную семинарию, и многие из реабилитированных готовы помочь центру своим посильным участием. Слава Богу за всё!
Как и было заявлено, поездка оказалась продолжительной (более шестнадцати часов), с весьма насыщенной программой, сопряжённой с конкретными физическими нагрузками. Конечно, для молодёжи, составлявшей большую часть группы, особых проблем не возникло. Но мы, так называемые «туристы третьего возраста», получили вполне конкретную проверку своей физической формы. Для иллюстрации поделюсь показаниями моего шагомера. Я снял его после возвращения домой вечером.
Уточняю, пешая часть маршрута местами включала экстремальные подъёмы и спуски по тропам, едва не граничащие по трудности восхождения с альпинистскими начального уровня.
Более подробно об отдельных фрагментах тура я постараюсь рассказать в отдельных отзывах. А сегодня поведаю вам о посещении удивительно благостного места, расположенного по пути следования нашего автобуса.
Двигаясь по трассе «Сортавала» и ещё не доехав до Приозерска, имевшего в разные периоды своей истории финские названия Корела, Кякисалми и Кексгольм, расположенного неподалёку от границы Ленинградской области с Республикой Карелией, мы остановились в посёлке Сапёрное, что в ста десяти километрах от Петербурга, возле построенной прямо у дороги удивительной церкви Коневской Божией Матери.
За бревенчатой изгородью нас ожидало маленькое архитектурное чудо.
Церковь Коневской иконы Божией Матери возведена по проекту архитектора Н. С. Веселова в 1994 году. Освящение её состоялось 22 июля 1995 года. В течение шестнадцати лет церковное здание достраивалось. Это происходило в три этапа. И, начиная с 2005 года, храм приобрел настоящий вид.
В том же 2005 году в храме возник пожар, уничтоживший и повредивший значительную его часть. К счастью, не пострадал великолепный иконостас. Последствия пожара были довольно оперативно ликвидированы, и храм стал ещё наряднее. Таким мы и видим его сегодня.
Сложенная из брёвен тёмно-коричневого цвета церковь напоминает сказочный терем.
Ещё большее сходство с теремом придают окна, украшенные резными наличниками.
Церковь построена в традициях деревянного зодчества. Это придаёт ей уютный вид, лишённый всякой помпезности.
Единственный купол храма установлен на изящном узеньком барабане. Его венчает золочёный крест.
Таким же крестом увенчана крохотная главка шатрового купола звонницы.
Я обошёл храм вокруг и внимательно осмотрел его со всех сторон.
Территория содержится в идеальном состоянии. Всё пространство, не занятое аккуратно подстриженным газоном, выложено светлой плиткой. Чистота везде образцовая.
В глубине территории, за невысоким забором, красуется ещё одна звонница в виде миниатюрной беседки.
Повсюду высажены кустарники, голубые пушистые ели и цветы.
На низеньком каменном постаменте установлен золотистый колокол. Его историю и причину, по которой он удостоин такой чести, мне выяснить не удалось. Если у кого-то есть информация, буду признателен.
Особую прелесть этому уютному и радующему глаз уголку придают два фонтана, украшенные бронзовыми скульптурами.
Первая изображает Архангела Михаила, убивающего диавола.
Второй фонтан устроен в просторной крытой беседке. В центре фигура Журавля, удерживающего в лапе камень. Он олицетворяет персонаж, являющийся основной частью герба финского города Кексгольма (нынешнего Приозерска, в административном подчинении которого находится посёлок Сапёрное). По преданию, перелётные журавлиные стаи, останавливаясь на отдых, выставляли сторожа, который неусыпно охранял их покой. Если сторож начинал засыпать, камень выпадал из поднятой лапы и бил его по другой.
Насколько помню, подобный приём использовал Александр Македонский для воспитания твёрдой воли. Правда он держал в руке ядро над медной чашей. (Этот эпизод запечатлён М. И. Козловским в мраморной скульптуре «Бдение Александра Македонского», которую можно увидеть в Русском музее)
Обойдя территорию, я заглянул внутрь храма. Вернее сказать, в верхнюю церковь.
Дело в том, что под фундаментом был вручную выкопан и обустроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Там, по рассказам гида, установлен мраморный иконостас и осуществлена стенная роспись. Нижний храм освящен 17 мая 2003 года. Ещё в нижней церкви находится крестильная чаша в форме бассейна для крещения погружением под воду. Но туда попасть не удалось. Поэтому я ограничился внимательным знакомством с верхним приделом.
Внутри церковь очень компакта. Бревенчатые стены заняты немногочисленными иконами. Часть стен и потолок украшены росписями. Свет проникает сквозь небольшие арочные окна в двух стенах и через восемь окошек в барабане под куполом.
Для освещения в тёмное время имеется нарядная люстра с множеством свечей, подвешенная прямо под куполом.
Очень нарядно выглядит резной золочёный иконостас.
Главная икона храма помещена в огромный резной оклад.
Напротив иконостаса, на карнизе, увидел ещё одну очень реалистичную икону Богородицы. В храме почти не было посетителей. Смиренная смотрительница скромно сидела в уголке с отрешённым видом.
Перекрестившись у образа Коневской богоматери, я тихонько вышел наружу.
По обе стороны от главного входа установлены гранитные стелы с выбитыми на них церковными заповедями.
Обе стелы обильно украшены цветами.
На территории церкви имеется церковная лавка с местными продуктами, а также небольшое кафе.
В заключение важно отметить, что церковь Коневской иконы Божией матери начинали строить как центр подворья Коневского монастыря (в Петербурге подворье Коневского монастыря находится в начале Загородного проспекта). Сейчас храм относится к Реабилитационному центру «Обитель исцеления» для наркозависимых. Устав центра имеет сходство с монашеским, содержание реабилитантов бесплатное. При центре организовано большое подворье с сельскохозяйственными животными, производственные мастерские. Наряду с другими навыками, реабилитанты осваивают резьбу по дереву и иконопись. В частности, главная икона храма была написана одним из выпускников центра «Обитель исцеления». Пациентами центра являются только мужчины. В течение годового цикла реабилитации группа из 10-12 человек проходит духовное очищение, а также трудовую практику.
Желаю вам интересных путешествий и ярких впечатлений.
pharmateacher
pharmateacher
Приехала я сюда зимой, в январе, когда были крутые морозы. Рождество.
Территория храма хорошо ухожена. Пока была там, не покидало ощущение благодати, защищенности, уюта даже какого-то. Особое Рождественское настроение. Тишина, красота..
Есть фонтаны, клумбы..Представляю себе, как тут хорошо летом)
Колокол засыпало снегом..Хорошо тут жить, наверное : сосны, воздух чистый..
Под фундаментом церкви вручную выкопан и обустроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. В подвальной церкви находится крестильная чаша в форме бассейна для крещения детей и взрослых.
Я туда не заходила.
В снежной пещерке устанавливается вертеп.
Обратите внимание на фотографию ниже. На воротах забора есть деревянный крестик.
А над ним игра солнечного света и очертаний веток-стволов деревьев образовали нерукотворный светящийся крест.. Удивительно! Отношу это к Рождественским чудесам.
Работает центр с 1996 года. Руководит им протоиерей Сергий Бельков, возглавляющий отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии.
( фото не мое)
И это очень важно, ведь многие парни совсем не имеют трудового опыта. Здесь они могут получить необходимые навыки, чтобы потом найти работу.
У Коневской иконы Божией Матери новички дают обет начать новую жизнь на совершенно других духовно-нравственных началах.
В отличие от медицинской наркологической практики, основой реабилитации в этом центре является восстановление духовных ценностей, изменение мировоззрения, переосмысление прошедшего жизненного этапа, нормализация психологического состояния, социальная адаптация.
(фото с сайта azbyka.ru )
(фото с сайта azbyka.ru )
Читаю слова отца Сергия, который объясняет, почему 80% выпускников центра больше никогда не возвращаются к наркотикам :
«Очень сложно объяснить людям неверующим, что самым главным в реабилитационном процессе является Бог, – говорит отец Сергий. – Когда мы говорим о своих 80% успеха, это у многих вызывает скептические улыбки. И это естественно для людей, которые посвятили этому жизнь и никогда не видели таких результатов. И это было бы естественно для нас, если бы мы не обращались за помощью к Богу. Ведь в других центрах с наркозависимыми работают те же самые психологи, а, может быть, и более профессионально, но нет таких результатов. А все потому, что вера ощутимо помогает в выздоровлении».
Вот такая интересная история у Храма : начинали строить церковь как центр подворья Коневского монастыря, а сейчас она относится к Реабилитационному центру для наркозависимых.