канон казанской иконе божьей матери читать

Икона Богородицы Казанская (Каплуновская)

Празднование

История

В кон­це XVII ве­ка в 20 вер­стах от го­ро­да Ах­тыр­ки Харь­ков­ской гу­бер­нии, в недав­но воз­ник­шем сель­це Кап­лу­нов­ке, на ре­ке Хух­ре, жил бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник о. Иоанн Ильич Ума­нов. В 1689 г. ему явил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

8 сен­тяб­ря, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он ви­дел во сне стар­ца, ко­то­рый ска­зал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трех пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ем хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за нее 15 ко­пе­ек. По­сле это­го они про­дол­жа­ли свой путь.

Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:

— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!

Цер­ковь в Кап­лу­нов­ке бы­ла в честь Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри. Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шел к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла ее ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.

Отец Иоанн дол­го еще по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Ко­гда швед­ский ко­роль Карл XII вторг­ся со сво­и­ми вой­ска­ми в Ма­ло­рос­сию, Петр, идя к нему на­встре­чу и ища по­мо­щи Небес­ной, вы­звал к се­бе в Харь­ков от­ца Иоан­на с Кап­лу­нов­ской ико­ной, ко­то­рую и оста­вил при ар­мии. Меж­ду тем Карл, до­брав­шись с Ма­зе­пой до Кап­лу­нов­ки, рас­по­ло­жил­ся там на от­дых и за­нял дом о. Иоан­на. Несколь­ко сол­дат Кар­ла хо­те­ли под­жечь цер­ковь, но дро­ва, ко­то­ры­ми они об­ло­жи­ли храм, не за­го­ра­лись. Карл ви­дел все это из ок­на и по­про­сил у Ма­зе­пы объ­яс­не­ния то­го, как это лю­ди не мо­гут за­жечь хра­ма. Ма­зе­па ска­зал, что храм, ве­ро­ят­но, охра­ня­ет Бо­го­ма­терь, так как здесь на­хо­дит­ся Ее ико­на, при­зна­ва­е­мая чу­до­твор­ной. Швед­ский ко­роль ве­лел при­ве­сти к се­бе ко­го-ни­будь из кап­лу­нов­ских жи­те­лей. Сыс­ка­ли од­но­го че­ло­ве­ка в ле­су, и Карл стал рас­спра­ши­вать его, где сто­ит Петр с вой­ска­ми. Тот от­ве­чал, что в Харь­ко­ве. За­тем Карл спро­сил, тут ли ико­на Бо­го­ро­ди­цы. Узнав, что она уне­се­на в ар­мию, он ска­зал Ма­зе­пе:

— Церк­ви и без ико­ны не мог­ли за­жечь, а где бу­дет Она Са­ма, там, на­вер­ное, при­дет­ся нам очень пло­хо.

Пе­ред на­ча­лом Пол­тав­ско­го боя Петр при­ка­зал но­сить Кап­лу­нов­скую ико­ну по ря­дам рус­ской ар­мии и со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом. За­тем по­сле бит­вы свя­щен­ник Иоанн с ико­ной был вы­тре­бо­ван в Моск­ву и от­ту­да уже от­пу­щен с свя­ты­ней до­мой. Петр сде­лал на ико­ну се­реб­ря­ную вы­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми и се­реб­ря­ный ков­чег.

На ки­о­те этом — над­пись: «В сем ков­че­ге им­пе­ра­тор Петр I по окон­ча­нии 1709 го­да с Кар­лом XII под Пол­та­вой вой­ны, при­слал об­рат­но в Кап­лу­нов­ку чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри».

В 1744 го­ду в Харь­ко­ве со­став­ле­но по­вест­во­ва­ние о Кап­лу­нов­ской иконе на ос­но­ва­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных от свя­щен­ни­ка о. Иоан­на Ума­но­ва. Поз­же сю­да вклю­че­ны сви­де­тель­ства о по­сле­ду­ю­щих зна­ме­ни­ях и ис­це­ле­ни­ях, быв­ших от ико­ны.

Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся еще 8 июля, в день Ка­зан­ской ико­ны.

14 июня 2020 года чудотворная Каплуновская икона Божией Матери была передана в дар патриаршему собору в честь Воскресения Христова – главному храму Вооруженных сил Российской Федерации.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Новости

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

КАНОН ПРЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

КАНОН ПРЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНОЙ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

канон казанской иконе божьей матери читать. Смотреть фото канон казанской иконе божьей матери читать. Смотреть картинку канон казанской иконе божьей матери читать. Картинка про канон казанской иконе божьей матери читать. Фото канон казанской иконе божьей матери читать

Память празднуем 22 октября (4 ноября) и 21 июля

Заступнице Усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Канон, глас 4-й
Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Благоговеют Ти, Богородице, Ангелов начальницы, и святых чини честно служат, праведнии красуются, Небесных Ходатаицу блажат Тя. Купно же и земля и Небо в веселии светло восхваляют Тя, и мы, грешнии, милости просим: озари наша сердца, Владычице, воспети песнь святая Твоея иконы явлению.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Приидите, соберитеся, христоименитии людие, умы тайно очистившеся, во Святую Церковь Матере Христа Бога нашего: источает бо нам неоскудно от святыя иконы источник духовен, целебен душам и телом, песнь вопиющим; благословен из Тебе рождейся Бог наш.

Слава: Дивит, Пренепорочная, и ужасает всяк слух странно чудо Божественнаго Твоего Рождества: како Херувимскаго Творца зачала еси; како Огнь нестерпимый во утробе носила еси; како Сущую Жизнь плотию облекла еси и Живот всему миру родила еси, Бога купно и Человека.

И ныне: Под кров Твой, Дево Госпоже прибегаем вси роди человечестии: просвети ны светом Рождества Твоего, грешныя рабы Твоя, молящияся прилежно и кланяющияся пречистей Твоей иконе, просяще от Тебе прияти великия милости.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кую Ти достойную похвалу наше принесет конечное неможение, яко явлением пречистыя Твоея Божественныя иконы независтныя источники целебныя источаеши верно прибегающим к Тебе рабом Твоим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Божественныя Твоея иконы святое явление, Богородице Дево, яко светозарное возсия нам солнце, преславных чудес лучи пущающи, тьмы лютых обстояний отгоняющи священными Твоими, Владычице, предстательствы.

Слава: Исполнила еси благодати иногда первописанную Твою икону, Госпоже Дево Богородице, и ныне та же благодать истинствует сиянием веры чудес, яко тоя ради первописанныя, ко спасению верно к Тебе по Бозе прибегающим.

И ныне: Покланяемся, Богородице, Твоему пречистому образу и пресладкому Твоему Младенцу, Превечному и Незаходимому Свету, Христу, Имже спасла еси от лютых зол и тления смертнаго все человеческое естество.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:
Седален, глас 8-й

Божественнии Слова Апостоли, Евангелия Христова велегласнии вселенныя благовестницы, Божественную Церковь создавше в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, моляще Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром и Аз с вами тамо есмь. Они же, шедше, обретают тамо на стене церкве Твоего, Владычице, образа подобие, Божественною писано силою шаровными подобии, и, видевше, поклонишася Ти и прославиша Бога. С нимиже и мы Божественней Твоей покланяемся иконе, просяще от Тебе великия милости: даруй согрешений оставление рабом Твоим, Едина Благословенная.

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Почтим, людие, Чистыя в чистоте икону Девы Богородицы и Тоя Божественнаго Младенца, Христа Бога нашего, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом: почитаем бо икону благочестно, паче же почитаем Самую Тую сущую Чистую Богоматерь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Давид, Божественный и чудный пророк, издалеча провидя, глагола: лицу Твоему помолятся богатии людие. Мы же, вернии, покланяемся и лобызаем честную икону, душами купно и телесы освящаемы.

Слава: Евангелия Христова Богогласный списатель Лука Божиим мановением всенепорочный Твой написует образ, Богородице, и Младенца Превечнаго на руках Твоих вообразив, к немуже притекающия напастей и бед избавляеши, и вся покрываеши, и спасаеши Твоею Милостию.

И ныне: Ты еси похвала и венец святым всем, о Царице! Ты упование наше и Помощница по Бозе, и на Тя надежду спасения нашего возложихом вси. Тебе молимся, яко Божии Матери: одожди грешным рабом Твоим богатыя Твоя душеспасительныя милости.

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всяко, Пречистая, существо воспети недоумеет Тя, паче бо Горних умов превозвысилася еси, рождши неприступнаго и страшнаго Всецаря и Бога, но, яко Милостива и скорая человеком Помощница, вонми молению раб Твоих и даруй Твою помощь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Идеже осенит благодать Твоя, Богородице, страхом исчезают демони и разрушается злокозненное тех мечтание, бегают дуси темнии, радуется же верных все множество, Тебе песнь хвальну от сердца вопиюще: радуйся, Божественный покрове душ наших.

Слава: Безочесным сладкое зрение дается, глухим слышание, немым благоглаголание, хромым хождение, прокаженным очищение, демонствуемым целомудрие и в болезнех сущим различных исцеление осенением Пречистыя Твоея, Богородице, иконы.

И ныне: Не умолчим никогдаже, Богородице, псалмы и песньми воспевати величия Твоя, Обрадованная: Бога бо воистинну воплотившагося родила еси, во спасение наше всемирное и избавление.

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Божественнаго Твоего Рождества, Дево Госпоже, пребогатая благодать, юже древле изглашением предала еси пречистому Твоему образу, неоскудне действовати великая же и преславная во спасение на Тя надеющимся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Идеже прославляется святое имя Обрадованныя Богородицы, тамо всяческих благих источницы проливаются; приидите в чистоте, человецы, се бо явление Божественныя Девы иконы сказует Царицы пришествие во спасение всех верных.

Слава: Целения болезней, отгнание же страстей и душепитательное спасение, грехов прощение и вечное избавление от пречистыя Твоея иконы, Владычице, верно приходяще приемлем, Богомати Всенепорочная.

И ныне: К Тебе, Госпоже, прибегают роди правоверных, просят великия милости и приемлют неоскудно сущии в недузех исцеление, в страстех пременение, в печалех утешение. Источи и мне, Владычице, каплю душеспасительную, да со всеми и аз пою Твое величие.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:
Кондак, глас 8-й

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и Богобоящияся рабы Своя.
Икос

Смысл очистивше и ум, притецем к Богородице, светло песньми ублажающе Ю, и пречистую икону Ея прославляем и чтим, и, припадающе, покланяемся яко Самой сущей оной: честь бо иконы на Первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей почитает самое Первообразное, якоже Божественнии отцы рекоша. И аще кто не чтит Пресвятыя Богородицы и не покланяется иконе Ея, анафема да будет: посрамляет бо и погубляет не чтущия Ю, избавляет же от великих бед и зол благонравныя и Богобоящияся рабы Своя.

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии, паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Приидите, почерпем отпущение от неистощимаго источника, точащаго святыню Пречистыя Девы и Тоя Пречистаго Младенца, Божия Слова, нас ради вочеловечшагося. К Нему возопиим: Творче Избавителю, препрославленный со Отцем и Духом, Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Неусыпную, Чистая, и Богоприятную имущи молитву, и непреодолеемую державу крепости, врагов наших дерзость, яже на ны, разори и выя их под нозе верному народу нашему низложи, да возвеселимся о Тебе, раби, Сыну Твоему вопиюще: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Радуемся и веселимся, вернии людие, чудному явлению иконы Пречистыя Владычицы Богородицы: река бо явися неисчерпаема, целебную воду точащи, слепым бо видети дает и глухим слышание, хромым хождение и всем сущим в недузех безмездное исцеление.

И ныне: Неиспытана глубина, недоведомо таинство, непостижим образ, Дево, зачатия Твоего, зачатия без семене, без мужа рождество. Безплотный воплотися, Превечный младенствует, Сын Божий, Сын Тебе Девы, бывает, Емуже вопием: Боже, благословен еси.

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ум Ангельский и человеческий ужасаете Богородице, како Бога Небеснаго, ложеснами объемши, воплотила еси, како, Младенца рождши, яко Сына на руку носиши Егоже ужасается тварь и трепещут Горнии Престоли, вопиюще непрестанно: Свят, Свят, Свят еси, Боже, препетый и превозносимый во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радуйся, сущая радосте всего мира, со Архангелом Гавриилом вопием Ти, Богородице; радуйся, вместилище Невместимаго; радуйся, Благодатная, носило Божества всего; радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь, и Тебе ради с нами, спасая нас, Егоже поем и превозносим во веки.

Слава: Корень Иессеев освященный, корень греха нашего исторгнула еси; жезл Ааронов процветший, Жизнодателя цвета израстивши Христа; стамно манноприемная, смерти всю силу сокрушила еси и в породу жизни возвела еси род человеческий: темже Тя поем, добрых виновную.

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тебе, твердую Помощницу роду человеческому, Богородице Марие, лик пророческий многообразно провозвести, Сень Святую Небес Пространнейшую, Скрижаль Богописанную и Купину Неопалимую, Дверь Богопроходную, Гору же и Лествицу, и Мост, и Жезл процветший: мы же воистинну Богородицу Тя величаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тайна глубины Рождества Твоего ум Ангельский ужасает, Дево, и пречистая икона демоны прогонит, и лица нечестивых омрачает, и в студ поревает: не терпят бо взирати на силу ея, бегают же и исчезают. Мы же любезно покланяемся и лобызаем, и Тя Богородицу величаем.

Слава: Предстательница сущи неотступна к Вышнему Царю, яко имущи матерне дерзновение непостыдно, в мире глубоце православных житие утверди, и отечество наше возвыси, и вся полезная даруй всегда рабом Твоим, да Тя, Богородице, величаем.

И ныне: О Всемилостивая христианом Помощнице! Не может Тя воспети достойно ум человеческий и ангельский, яко всея твари честнейши, небесных и земных славнейши. Всех бо родила еси Творца и Бога. Но, о Владычице! Приими милостивно, Юже Тебе от сердца возложихом песнь, спасай нас всегда, на Тя бо надеемся.

Молитва пред Казанским образом Божией Матери:

О пресвятая госпоже Владычице, Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою твоею, молим Тя: не отврати лица твоего от прибегающих к тебе. Умоли, милосердная Мати, Сына твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, да утвердит державу Российскую во благочестии, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница. Избави всех, с верою тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия твоя, сподобимся небесного царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Oтца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Эта молитва, как и вся Служба Казанской иконе Божией Матери, составлены известным русским гимнографом страдальцем за землю Русскую сщмч. Гермогеном, патриархом Московским и всея России, чудотворцем († 1612)

Источник

Икона Богородицы Казанская

Празднование

История

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]

1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 6 но­яб­ря).

Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну.

28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства.

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та.

Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.

В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский († 1612; па­мять 17 фев­ра­ля). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни». С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.

Неболь­шая ико­на, об­ре­тен­ная де­воч­кой Мат­ро­ной на недав­но при­со­еди­нен­ной ино­род­че­ской окра­ине Рос­сий­ско­го цар­ства, ста­ла вско­ре все­на­род­ной свя­ты­ней, зна­ме­ни­ем Небес­но­го по­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­лен­но­го всей Рус­ской Церк­ви, ибо ду­ша пра­во­слав­но­го на­ро­да чув­ство­ва­ла осо­бое уча­стие Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы в ис­то­ри­че­ских судь­бах Ро­ди­ны. Не слу­чай­но Ка­зан­ский об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с древ­ней Влахерн­ской ико­ны (празд­но­ва­ние 7 июля) и от­но­сит­ся по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу к ико­нам, име­ну­е­мым Оди­гит­рия-Пу­те­во­ди­тель­ни­ца. Мно­го раз «Ма­туш­ка Ка­зан­ская» ука­зы­ва­ла путь к по­бе­де рус­ским пра­во­слав­ным во­и­нам в ис­пол­не­нии их свя­щен­но­го дол­га пе­ред Бо­гом и Ро­ди­ной.

В год яв­ле­ния ее в Ка­за­ни (по дру­гим ис­точ­ни­кам дву­мя го­да­ми поз­же) на­чал­ся зна­ме­ни­тый по­ход «за Ка­зань» (за Ураль­ские го­ры) бла­жен­но­го Гер­ма­на, ка­за­чье­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча По­воль­ско­го († 1584), увен­чав­ший­ся при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. За несколь­ко де­сят­ков лет рус­ские зем­ле­про­ход­цы-мис­си­о­не­ры про­шли на во­сток, «встречь солн­ца» мно­гие ты­ся­чи ки­ло­мет­ров и в празд­ник По­кро­ва в 1639 го­ду вы­шли в пер­вое пла­ва­ние по Ти­хо­му оке­а­ну, бла­го­вест­вуя спа­се­ние окрест­ным на­ро­дам.

В со­бо­ре Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ико­на на­хо­ди­лась до на­ча­ла ХХ в., а в 1904 г. Рос­сию по­тряс­ло из­ве­стие о по­хи­ще­нии свя­ты­ни. Свя­то­тат­ствен­ное со­бы­тие про­изо­шло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.

К яв­лен­ной иконе име­лось несколь­ко риз. Празд­нич­ная на­де­ва­лась на Рож­де­ство Хри­сто­во, Пас­ху и в дни празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны, буд­нич­ная, или по­все­днев­ная, – в осталь­ные дни. Празд­нич­ная ри­за бы­ла зо­ло­тая. На нее на­де­ва­лась дру­гая ри­за, ни­зан­ная круп­ным жем­чу­гом, брил­ли­ан­та­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми и др. дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Буд­нич­ная, не ме­нее дра­го­цен­ная, мос­ков­ской ра­бо­ты, сплошь ни­зан­ная жем­чу­гом, име­ла зо­ло­тые вен­цы с брил­ли­ан­то­вы­ми ро­за­ми, мно­же­ством дру­гих укра­ше­ний и дра­го­цен­ных кам­ней. А в 1767 го­ду им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II при­ло­жи­ла к иконе еще и брил­ли­ан­то­вую ко­ро­ну. Ви­ди­мо имен­но из-за та­ко­го оби­лия дра­го­цен­но­стей яв­лен­ная Ка­зан­ская ико­на бы­ла по­хи­ще­на из Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря шай­кой 28-лет­не­го Вар­фо­ло­мея Сто­я­на. Во­ры вско­ре бы­ли пой­ма­ны, и в но­яб­ре 1904 го­да в Ка­за­ни со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс. Од­на­ко, что ста­ло с чу­до­твор­ной ико­ной, в хо­де след­ствия окон­ча­тель­но вы­яс­нить не уда­лось. На су­де бы­ло вы­ска­за­но мне­ние, что ико­на бы­ла со­жже­на, так как на квар­ти­ре Сто­я­на в пе­чи бы­ли най­де­ны об­го­рев­шие остат­ки икон. Мать со­жи­тель­ни­цы Сто­я­на Ку­че­ро­вой, по­ка­за­ла на су­де, что обе ико­ны бы­ли по­руб­ле­ны и со­жже­ны Сто­я­ном. Сам же Сто­ян от­ри­цал уча­стие и в кра­же, и в уни­что­же­нии ико­ны, со­зна­ва­ясь лишь в по­куп­ке кра­де­ных дра­го­цен­но­стей. Сто­ян и его по­дель­ник Ко­мов бы­ли при­го­во­ре­ны к ли­ше­нию всех прав, иму­ще­ства и к ссыл­ке на ка­торж­ные ра­бо­ты на 12 и 10 лет со­от­вет­ствен­но.

По­те­ря пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за не ума­ля­ет бла­го­дат­ной си­лы все­го мно­же­ства спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны, через ко­то­рые Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­мо­га­ет нам Сво­им хо­да­тай­ством пе­ред Сво­им Сы­ном по пло­ти, а по ипо­ста­си Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом.

Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]

Пра­во­слав­ные во­и­ны и мис­си­о­не­ры шли на во­сток, от­ступ­ни­ки бе­жа­ли на за­пад. Вол­ной са­мо­зван­цев и «во­ров­ских лю­дей» ста­ра­лись за­то­пить Русь в на­ча­ле ХVII сто­ле­тия иезу­и­ты. Про­мыс­лом Бо­жи­им в пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612), ко­то­рый на­род на­звал «Смут­ным вре­ме­нем», Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия – свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и Служ­бы ей.

В труд­ные дни, ко­гда Москва бы­ла за­ня­та по­ля­ка­ми, а по стране ши­ри­лись усо­би­цы и нестро­е­ния, непре­клон­ный стра­да­лец за Свя­тую ве­ру и Оте­че­ство, на­хо­дясь под стра­жей, су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние: «Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство, и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой и за чу­до­твор­цев и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те. вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем». Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.

Трех­днев­ный пост и усерд­ная мо­лит­ва пред Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри при­к­ло­ни­ли Гос­по­да на ми­лость. В оса­жден­ном Крем­ле на­хо­дил­ся в то вре­мя в пле­ну при­быв­ший из Гре­ции, тя­же­ло боль­ной от по­тря­се­ний и пе­ре­жи­ва­ний, ар­хи­епи­скоп Элас­сон­ский Ар­се­ний (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский; † 1626; 13 ап­ре­ля). Но­чью кел­лия свя­ти­те­ля Ар­се­ния вдруг оза­ри­лась Бо­же­ствен­ным све­том, он уви­дел Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря), ко­то­рый ска­зал: «Ар­се­ний, на­ши мо­лит­вы услы­ша­ны; пред­ста­тель­ством Бо­го­ро­ди­цы суд Бо­жий об Оте­че­стве пре­ло­жен на ми­лость; за­ут­ра Москва бу­дет в ру­ках оса­жда­ю­щих и Рос­сия спа­се­на».

Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня – Кремль.

В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с Крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте Крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.

По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на Лу­бян­ке, в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.

В па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от по­ля­ков уста­нов­ле­но бы­ло со­вер­шать 22 ок­тяб­ря осо­бое празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сна­ча­ла это празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось лишь в Москве, а с 1649 го­да бы­ло сде­ла­но все­рос­сий­ским.

В 1709 го­ду пе­ред Пол­тав­ской бит­вой Петр Ве­ли­кий со сво­им во­ин­ством мо­лил­ся пе­ред ико­ной Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри (из се­ла Кап­лу­нов­ки). В 1721 го­ду Петр пе­ре­нес один из спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы из Моск­вы в Пе­тер­бург, где ико­на вна­ча­ле бы­ла по­став­ле­на в ча­совне, по­том в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, а с 1737 го­да в хра­ме в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те. В 1811 го­ду пе­ред Оте­че­ствен­ной вой­ной свя­тая ико­на Небес­ной За­ступ­ни­цы пе­ре­не­се­на в но­во­со­здан­ный Ка­зан­ский со­бор.

В 1812 го­ду Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри осе­нял рус­ских сол­дат, от­ра­зив­ших фран­цуз­ское на­ше­ствие. В празд­ник Ка­зан­ской ико­ны 22 ок­тяб­ря 1812 го­да рус­ские от­ря­ды под пред­во­ди­тель­ством Ми­ло­ра­до­ви­ча и Пла­то­ва раз­би­ли арьер­гард Да­ву. Это бы­ло пер­вое круп­ное по­ра­же­ние фран­цу­зов по­сле ухо­да из Моск­вы, враг по­те­рял 7 ты­сяч че­ло­век. В тот день вы­пал снег, на­ча­лись силь­ные мо­ро­зы, а ар­мия по­ко­ри­те­ля Ев­ро­пы на­ча­ла та­ять.

. Ка­зан­ский со­бор в Пе­тер­бур­ге стро­ил­ся с 1801 по 1811 год – как бы спе­ци­аль­но для то­го, чтобы стать хра­мом-па­мят­ни­ком рус­ской сла­вы в Оте­че­ствен­ной войне 1812 го­да. Ико­но­стас глав­но­го ал­та­ря тон­кой че­кан­ной ра­бо­ты, ис­пол­нен из ста пу­дов се­реб­ра: из них со­рок по­жерт­во­ва­ны хра­му дон­ски­ми ка­за­ка­ми, от­бив­ши­ми в 1812 го­ду это се­реб­ро у фран­цу­зов. Сте­ны со­бо­ра укра­ше­ны тро­фе­я­ми, взя­ты­ми у фран­цу­зов в 1812 го­ду. Вра­же­ские зна­ме­на скло­ни­лись у свя­щен­ной гроб­ни­цы по­гре­бен­но­го в со­бо­ре кня­зя Ми­ха­и­ла Ку­ту­зо­ва-Смо­лен­ско­го, спа­си­те­ля Оте­че­ства. Брон­зо­вые из­ва­я­ния Ку­ту­зо­ва и Барк­лая де Тол­ли сто­ят пе­ред хра­мом у кон­цов ко­лон­на­ды, по­лу­кру­гом об­няв­шей со­бор­ную пло­щадь.

В мно­го­чис­лен­ных чу­до­твор­ных спис­ках с Ка­зан­ской ико­ны про­слав­ля­ет­ся на Ру­си Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца, По­кро­ви­тель­ни­ца пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да. Из мно­же­ства икон Бо­го­ро­ди­цы, по­чи­та­е­мых в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ни од­на не рас­про­стра­не­на в та­ком чис­ле, как Ка­зан­ская. Всей Пра­во­слав­ной Русью она свя­то чтит­ся, к ней ча­ще все­го об­ра­ща­ют взо­ры в бе­дах и бо­лез­нях, взы­вая: «За­ступ­ни­це усерд­ная, Ма­ти Гос­по­да Выш­ня­го, за всех мо­ли­ши Сы­на Тво­е­го Хри­ста Бо­га на­ше­го. всем по­лез­ная да­руй и вся спа­си, Бо­го­ро­ди­це Де­во, Ты бо еси Бо­же­ствен­ный по­кров ра­бом Тво­им».

Бла­го­дат­ным осе­не­ни­ем рас­по­ло­жи­лись ико­ны Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы по ли­цу на­шей От­чиз­ны, во­ис­ти­ну об­ра­зуя Небес­ный по­кров. Ее неустан­ным хо­да­тай­ством нис­по­слан­ный Бо­же­ствен­ным Сы­ном, при­нес­шим Се­бя в жерт­ву для спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. Древ­ний Вла­ди­мир­ский свя­той об­раз Бо­го­ро­ди­цы хра­нит и бла­го­слов­ля­ет на­ши се­вер­ные пре­де­лы, Смо­лен­ская и По­ча­ев­ская ико­ны ограж­да­ют за­пад, а на во­сток, до края зем­ли си­я­ет лу­ча­ми неиз­быв­ной бла­го­да­ти чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­чи­стой на­шей Ма­те­ри.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *