канонические иконы иисуса христа

Иконография Христа

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

Каноническое изображение Христа было утверждено в IX веке: «Благотелесный… со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…»

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Но если способы изображения столь различны, как мы узнаем на иконах Спасителя? Благодаря одной детали: изображение Христа практически всегда имеет крестчатый нимб. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога: «Аз есмь Сущий».

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христаСогласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

В воспоминании о создании и чудесном обретении иконы в иконографии распространены два типа Нерукотворного Образа: «Спас на убрусе», то есть на куске ткани, и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

Пантократор

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель». Различаются несколько вариантов композиций: изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Часто икона Спасителя изображается в купольном пространстве. Этот образ символизирует Христа, Творящего Вселенную.

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир Бесплотных Сил, или ангельских чинов, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христаХристос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

На этих иконах Христос предстает в различные моменты Своей земной жизни. Спаситель в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, и «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Спас Эммануил

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христаКроме традиционного, так называемого исторического типа иконографии Христа, существуют образы, в которых Спаситель представлен в виде Младенца или Отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (см.: Ис. 7, 14) и означает «с нами Бог». Это имя относится, прежде всего, к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы.

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.

Источник

Иконография и канон

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).

Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).

Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).

Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).

Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.

На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.

Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Христос Пантократор. Первая половина VI в. 84 × 45.5 × 1.2 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Вседержитель, Царь на троне, в терновом венце, с закрытыми глазами, с ангелами, первые Его шаги, плач об убиенных младенцах — все это икона Иисуса Христа. Самые первые изображения Спасителя, самые главные, сильные, чудотворные, редкие, нерукотворные… Какие бывают иконы, их названия, описание и значение — все подробности в статье Натальи Сазоновой.

Икона Господа – самая дорогая сердцу каждого верующего, и, конечно, нет православного дома, где не было бы хотя бы одной. Отсюда – разнообразие изображений Господа, возникшее еще с древности.

Какой была внешность Христа

Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось. Евангелисты совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в

Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.

Как выглядел на самом деле, кем был по национальности, на каком языке говорил, чем питался и во что одевался, что стало с Телом после Воскресения…

Какой бывает икона Иисуса Христа

Обычно их выделяют два типа:

При этом образы первого типа вышли из употребления с VII в., тогда как изображения второго вида к настоящему времени получили наибольшее распространение.

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Катакомбы святого Калликста, Рим. Изображение датируют I-II веками

Агнец, Пастырь, «рыба»…

Современный христианин вряд ли узнает здесь Бога Живого. На стенах катакомб I-IV вв. часто можно увидеть фрески:

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Причины распространенности символических изображений различны: все еще довлевшие над многими стереотипы времен Ветхого Завета, запрещавшие изображать Бога, а еще гонения, которым подвергались христиане.

Отношение к ним Церковь сформулировала с конца VII в. Решением так называемого Трулльского собора 692 г. они были признаны нежелательными – не столько из-за возможности их неоднозначного понимания, сколько потому, что исповедание веры должно быть открытым:

Так и изображать Спасителя нужно таким, каким Он воплотился и жил на земле. Постановления Собора положили начало развития совсем другой иконографии Христа.

Однако, несмотря на них, до сих пор существуют символические изображения Господа.

Ангел Великого Совета

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.

Именование основано книге пророка Исайи, именующего Мессию «Великого совета Ангелом» (Ис.3:6). Песнопение, основанное на книге пророка, поется накануне Рождества Христова, поэтому Господь изображается до Его Рождения на земле.

Благое Молчание

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Благое Молчание — очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. Икона изображает Христа до прихода к людям

Здесь осмысливается Христос до Воплощения на земле. Он символически написан как Ангел, с крыльями, при этом – облаченным царскими одеждами.

Икона Иисуса Христа «Пастырь Добрый»

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Пастырь Добрый Россия, XIXв., 36х31,2 см. Нидерланды, частное собрание. Первые известные изображения датируются III веком. В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие. В более поздние периоды изображения встречаются редко

Это древнее изображение, восходящее к первым векам Церкви – Господь представлен как Пастух, несущий на плечах потерянную овцу. Подобные иконы получили наибольшее распространение у западных христиан.

Сын Человеческий

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

«Подобный Сыну Человеческому» с мечом в устах посреди семи светильников. Откровение Иоанна Богослова, иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса XI века.

Помимо того, что начал писаться Лик Христа, постепенно сложились также особые правила Его изображения:

Надписи

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Особенности иконографии Спасителя
1. Нимб крещатый
2. Синий плащ (гиматий)
3, 4. Красная рубаха (хитон)
5. Книга с цитатой
6. Имя

Принадлежностью ранних образов были греческие буквы «альфа» и «омега» по сторонам от Лика. Первая и последняя буквы греческого алфавита символизировали начало и конец – в данном случае мира.Они отсылают к словам Христа, передаваемым св. Иоанном Богословом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр.1:8).

СXI в. появляются новые надписания: это греческие буквы OWN на крестчатом нимбе. Это слово «Сущий», одно из имен Бога; кроме того, тогда же появляется надпись под титлами (короткая изогнутая линия над словом): ІС ХС, означающая «Иисус Христос».

Перечисленные черты – неотъемлемая часть любой иконы Господа как Сына Человеческого. Однако, при единстве в главном, иконография Его все равно очень разнообразна.

Лики: чудотворные и знаменитые, необычные и редкие

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Эммануил. Симон Ушаков, 1697 г., Москва, Исторический музей

Существует несколько десятков изводов. Основные из них:

Икона Иисуса Христа: краткое описание и значение

Среди других образов Господа Нерукотворный выделяется тем, что представляет не только собственно Лик Христа, но также – событие, с которого вообще начинается складывание Его иконографии.

Первый образ: Спас Нерукотворный

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века. Третьяковская галерея

Церковное предание хранившееся с первых веков христианства, повествует, что оригинал представлял собой чудесно проявившийся на ткани отпечаток Лика Христа еще при Его земной жизни. Правитель города Эдесса (ныне – Урфа, территория Турции) по имени Авгарь тяжело болел. Услышав о Целителе из Назарета, он возымел веру, что даже изображение Спасителя может излечить его от болезни. Поэтому правитель послал живописца, который должен был начертать Лик Господа.

Художник нашел Иисуса, однако за множеством народа не смог приблизиться к Нему. Провидя, с чем пришел посланец Авгаря, Господь Сам подозвал его. А затем, попросив воды, умыл Свой Лик, отерся платом. На нем внезапно проступил образ Иисуса.

Впоследствии Авгарь действительно получил облегчение недуга, приложившись к плату (по-гречески – Мандилиону), полностью же выздоровел – после Крещения. С I в. в его городе появилась первая христианская община.

После захвата города язычниками Мандилион скрыли в нише над городскими воротами, заложив глиняной плитой. Когда же через много лет местонахождение святыни было открыто, на глиняной дощечке, закрывавшей Лик, отпечаталась его точная копия. Так возник Керамион – также Нерукотворный, но «на чрепии».

Бесспорно одно: к началу XII в. подлинники святынь были утрачены, так что позже стали появляться их копии.

Мандилион и Керамион

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Это две разновидности Нерукотворного Образа: Лик Христа пишется или на плате, или «на черепице». Изображения последнего типа отличаются коричневым или же золотистым фоном, подобным цвету глиняной дощечки.

Особенность обеих икон – то, что изображается исключительно Лик Господа, обрамленный традиционным «крестчатым» нимбом. Иногда по сторонам его могут быть написаны Ангелы.

Мокрая Брада

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Мокрая Брада. XV век

Власы, борода Христа изображаются прямыми, как бы влажными, как ознаменование того, что Спаситель умыл Свой Лик, перед тем, как отереться платом.

В терновом венце

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Это западный извод Нерукотворного Образа, представляющий Христа Распинаемого: Его Лик на белом плате, однако очи закрыты, а на главе – терновый венец. Западные христиане считают, что во время казни женщина по имени Вероника отерла Лицо умирающего Спасителя, а на ткани отпечатался Лик.

Однако православные подвергают сомнению само предание, считая его более поздним, возникшим не ранее XIII в. Тем не менее реликвия – кусок ткани, на котором просматривается изображение Христа – хранится в Римской базилике св. Петра.

В католическом мире бытуют многочисленные списки.

С закрытыми глазами (моргающий)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Редкая икона, которую называют «Иисус моргающий»

Это образ из монастыря Св. Креста в Джвари (Грузия), похожий на «Плат св. Вероники». Здесь Господь в терновом венце. Паломники говорят, что одни люди могут видеть глаза Господа, тогда как для других Его очи закрыты.

Пантократор (Спас Вседержитель)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Иисус Христос-Спаситель и Животодавец. Икона 1394-го года, находится в церкви монастыря Сс. Перображение в деревне. Зрзе — Prilep

Слово переводится с греческого как «всевластный» или «Вседержитель». Это самый распространенный тип изображений Христа, на которых Он представлен, как Царь Царей, Судия:

Древнейшее из таких изображений датируют VI в., это мозаика из Синайского монастыря, изображающая благословляющего Господа с раскрытым Евангелием.

Христос может изображаться:

Смысл образа всегда состоит в представлении Христа как Царя мира, Милостивого, благословляющего. Не случайно Вседержитель чаще всего пишется под куполом храма, символизирующим небо.

Ветхий Денми

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия

Это необычный, нечасто встречающийся образ Христа как седого старца. Так иногда пишется Бог Отец, однако по православным канонам изображать можно лишь Человечество Христа, тогда как Божество неизобразимо. Видимо, поэтому некоторые иконописцы, пишущие Бога как «Ветхого денми», старца, делают надписание «Иисус Христос».

Самое древнее изображение такого рода относится к VI в., оно находится в Римском храме св. Констанции. На Руси подобная фреска известна с XII в. в Новгородском храме Спаса на Нередице.

Произведение Андрея Рублева

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас, из деисусного чина, Рублев Андрей, Школа или худ. центр: Москва, 1410-е годы

Икона, найденная реставраторами в 1918 г. в Звенигороде, приписывается кисти прп. Андрея Рублева на основании его узнаваемого стиля: одухотворенность лика, золотистый свет, как бы пронизывающий весь образ. Несмотря на то, что икона сохранилась не полностью – только лик – глаза Господа, весь Его Лик, дышавший мудростью, любовью, спокойствием, производят неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего даже репродукцию. Оригинал его сейчас хранит Третьяковская галерея.

На троне (на престоле)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Икона Господь Вседержитель на троне (Пантократор на престоле)

Этот вид изображений Пантократора представляет Христа восседающим на украшенном троне, которому предстоят святые, Богородица, Ангелы.

В Силах

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас в силах. Из деисусного чина. Рублев Андрей c помощниками. Школа или худ. центр: Москва 1408 г. 314 × 220 см. Государственная Третьяковская галерея

Это одно из наиболее ярких, эмоционально сильных изображений Вседержителя.Его отличительные черты– доминирование алого (царский цвет) с синим (традиционный цвет земли).

Он окружен особым нимбом – мандорлой, который охватывает не только главу, но всю фигуру Господа. Это красные ромбы, один из которых вписан в синюю сферу, другой – окружает уже саму эту сферу. Мандорла пронизала золотыми лучами, а на иногда можно видеть едва прорисованные лики Ангелов – они как бы невидимо присутствуют у престола.

Такую икону часто можно видеть над Царскими вратами храмов, ведь это, по мнению многих, изображение главного Таинства – Евхаристии, ведь именно здесь в священнических молитвах упоминаются Небесные Силы, окружающие Царя Царей. По католической традиции «Спасу в силах» соответствует образ «MaestasDomini», обычно, правда, выполненный как скульптура.

Царь Царем

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Царь Царем (Предста Царица) 19 век. Палех Дерево, левкас, темпера. 91х72,3 см. Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, возможно, Палеха. Представляет художественный и иконографический интерес

Название заимствовано из Откровения св. Иоанна Богослова (Откр.19:11-17). Христос представляется как Владыка царей земных, поэтому Его пишут облаченным одеянием правителя, часто – мантией. Неотъемлемый атрибут – диадемы на главе, держава, символ мира, увенчанная крестом, скипетр, означающий царскую власть. Иногда Господь пишется с предстоящими святыми.

В полный рост

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Появление иконы на Руси относится к 60-м годам XII века — периоду формирования Владимирского княжества как сильной военно-политической державы. Текст «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» гласит:
«Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости Божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»

Это также извод Пантократора. На нем Господь благословляет верных, держа на левой руке Евангелие.

Всемилостивый

Название связано с введением на Руси праздника Всемилостивого Спаса 1 (14 н.ст.) августа, когда, по словам летописца «еже пантократы день милости Божиа празднуем». Речь идет о благословенной Господом победе над Волжскими булгарами 14 августа 1164 г., как память о которой появился праздник.

Смоленский

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС. Икону XVI века несколько раз образ поновляли и даже переписывади заново «в связи с порухами»

Это ростовое изображение Христа, известное с конца XIV в. Кроме Него, здесь припавшие к Господу с молением прпп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Образ написан в 1514 г. как благодарность за взятие Смоленска русскими войсками.

Эммануил с ангелами

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Эммануил с ангелами. XII век
Дерево, крупнозернистая паволока, левкас; яичная темпера. 72 × 129 см
Третьяковская галерея, Москва

Так как именование «Эммануил» («с нами Бог») преимущественно применяется к Христу Воплотившемуся, Родившемуся на земле, изображение этого типа представляет Его отроком или младенцем. Это может быть как самостоятельная икона Отрока Иисуса, так и вместе с Богородицей, Небесными Силами.

Всевидящее Око

Всевидящее Око Божие (икона)

Здесь благословляющий Эммануил – центр всей композиции. Его изображение вписано в круг, окруженный еще тремя:

Сложность семантики, а также неоднозначное отношение к ее каноничности (изображение Бога Отца, что не приветствуется Церковью) привели к тому, что «Всевидящее Око» не принадлежит к распространенным иконам.

Агнец

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Еще один образ Эммануила с Ангелами –«Агнец». Это не символическое изображение, как было с первых веков христианства: здесь Эммануил показан как Жертва, приносимая во время Евхаристии.

Земная жизнь Христа (Евангельские сцены)

Здесь получили отражение значимые события, описанные Евангелистами. Наиболее древние из них – посвященные тем, стали основой праздников, особенно 12 великих, отмеченных церковным календарем. С XVI в. появляются образы другого рода, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни Христа или сказанные Им притчи.

Рождество

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Василий Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847 г. Холст, масло. 233 х 139,5 см. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

Икону можно увидеть за богослужением праздника, а также в Рождественских вертепах, напоминающих о пещере, где явился миру Спаситель. Центр композиции – пещера, где в яслях (кормушке для животных) лежит обернутый пеленами Младенец, рядом – Богородица. Вокруг вертепа – события, предшествовавшие Рождеству, последующие за ним. Здесь можно увидеть прав. Иосифа, сидящего в недоумении о происходящем, пастухов, идущих поклониться Господу, волхвов, несущих дары. А вверху образа – звезда, указавшая путь «царям с Востока».

Все образы и символы в статье:

Первые шаги

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Редкая икона «Первые шаги Иисуса Христа»: православные верят, что молитва перед образом поможет в воспитании детей

В России этот образ не распространен. Он – отражение предания о пребывании Святого Семейства в Египте. Именно там Младенец впервые встал на ноги. На иконе Он идет к Матери, Которая заботливо протягивает Иисусу руки.

Крещение

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Крещение Господне, Андрей Рублев, фрагмент

Центр композиции – вошедший в Иордан Христос и св. Иоанн, возложивший руку на Его главу. Воды священной реки не покрывают Господа, как бы стоят почтительно по сторонам Его. Это соответствует церковному песнопению праздника: «… и разделяется Иордан, Владыку зря крещаема»

Много фотографий с описанием

Искушение

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка)

Образы по большей части распространены у католиков. Однако подобные есть также у православных – обычно это храмовые фрески. Господь стоит на горе, на отдалении от него – темный ангел, не смеющий приблизиться. Иногда длань Господа простерта к сатане запретительным жестом.

Виноградная лоза

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Спас Лоза Истинная – редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»

Образ появился с XV в. Первый его вариант – Господь как Лоза Истинная, ветви которой – святые. На более поздних изображениях Христос держит Чашу, куда выжимает сок грозди винограда.

Исцеление

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Исцеление расслабленного в Капернауме. Фреска 1684 года. Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Еще один по преимуществу храмовый образ – исцеление расслабленного. Обычно этот сюжет можно увидеть на фресках: узнается он как по характерным деталям – лежащий человек, благословляющий Господь, так по надписанию.

С Лазарем

Воскрешение Лазаря. Русская икона XV века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Обычно икона лежит на аналое в Лазареву Субботу. На нем:

Омовение ног

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Омовение ног
Первая половина X в.
25.6 × 25.9 см
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Сюжет встречается среди мозаик, фресок храмов Византии еще с XI в. Изображение воспроизводит рассказ св. Иоанна Богослова о том, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.

Моление о чаше

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен для храма Христа Спасителя, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»

Лобзание Иудой (поцелуй)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

После революции Николо-Берлюковский монастырь, в котором в 1829 году обрели чудотворный образ «Лобзание Иудой» власти закрыли, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки

Обычно это также – храмовые фрески.

К настоящему времени святыня утрачена, она была увезена из обители во время гонений советских лет.

В темнице

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век

Обычно это образ, похожий на Пантократора, но при этом поверх Лика написана тюремная решетка. Существует также скульптурный вариант, больше тяготеющий к католическим натуралистических изображениям – кроме тернового венца, здесь также представлены раны Господа от бичей, видна кровь. Подобные деревянные резные изображения можно было увидеть в русских храмах XVIII-XIXвв., хотя еще Стоглавый собор запретил натуралистические изображения Христа.

Бичевание

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест. Иконы-таблетки из собора Святой Софии Великого Новгорода. Школа или худ. центр: Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник

Это изображение обычно встречается в росписях церквей. Оно представляет Господа привязанным к столбу, избиваемым римскими воинами.

Спаситель на Кресте, распятие

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Икона «Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы)

Обычно такое изображение находится:

Самое знаменитое Распятие такого рода – так называемый Кийский крест, полная копия Креста Христова, сделанная по просьбе Патриарха Никона. Это не просто изображение Распятия, но также реликварий с частицами мощей нескольких сотен святых. До революции Крест находился в Кий-островском Крестном монастыре на р. Онеге, ныне святыне можно поклониться в храме прп. Сергия Радонежского Московского района Крапивники.

Снятие с Креста

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Сюжетная композиция Снятие с Креста. Дерево, левкас, темпера, 16 в. Около 1515 г. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Реставрирована в 1969-1973 гг. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор Н.В.Перцев

Больше всего подобных изображений у западных христиан, однако, по крайней мере с XV в., они встречались в России, например, во Введенском соборе Комельской обители (г. Вологда). На нем представлен Христос умерший, Тело Которого бережно снимают с Крестного древа Богоматерь и прав. Иосиф. Рядом скорбящий св. Иоанн Богослов, женщины, смотревшие на казнь.

Положение во гроб

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Икона
Положение во гроб
Школа: Русский Север XV в.
Государственная Третьяковская галерея

Икона имеет византийское происхождение и множество вариантов. Обычно пишется Тело Христа, окруженное Его близкими. Иногда одна из жен-мироносиц (Мария Магдалина) изображается со скорбно воздетыми руками.

Царь Славы

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Христос во гробе (Царь Славы). Икона. Византия, последняя четверть XII века. Византийский музей в Кастории, Греция. Фрагмент

Это изображение умершего Христа – как человека, обычно погрудное. Его Тело обнажено, очи закрыты.

С Божией Матерью («Не рыдай Мене, Мати»)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Икона «Не рыдай Мене, Мати», со святыми на полях Школа: Невьянск (?) Конец XVIII — первая четверть XIX вв. Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург

Это одна из самых эмоциональных икон, на которой Богородица прижалась к Лику умершего Сына. Однако, Христос склонил к Ней главу, как бы утешая Скорбящую. Не случайно название образа начинается со слов песнопения «Не рыдай Мене Мати, во гробе зрящи…»: Сын обращается к Марии как живой, а не как умерший, возвещая будущее Воскресение.

Воскресение

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Иконография: Воскресение Христово, 1910 год. Иконописец: Карпычев Сергей Васильевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото Размеры иконы: высота 31 см, ширина 27,2 см Христос изображен в рост, в белых одеждах, с поднятым крестом в руке. Позади него ангел со скрещенными на груди руками. Инв. № ГМПИ 3108. ДИ-343-И. © Государственный музей Палехского искусства

Есть два варианта иконы:

С Марией Магдалиной

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Явление Христа святым женам Конец XII в. Собор Рождества Богородицы, Монреале (Сицилия), Италия Мозаика частично реставрирована.

Таковые некоторые современные греческие иконы, представляющие Марию и Воскресшего Господа: она пала на колени, Христос благословляет Свою ученицу.

Благословение детей

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16)

Подобные иконы характерны для католических, особенно – протестантских изображений. Многие поздние образы в России написаны под этим влиянием по канонам светской живописи. Однако немало образов традиционного стиля на сюжет Евангелия, когда Господь обнимает, благословляет детей.

Плач об убиенных младенцах (аборты)

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

«Плач Иисуса Христа о детоубийцах» 2012 г., иконописец Сергей Осипов

Современные иконы, посвященные убийству детей – страшному греху нашего времени, появляются за последние годы.

В 2012 г. Самарский художник Сергей Осипов создал большую икону, которая как бы делится на две части:

А в храме св. Уара, епископа Липецкого, есть икона плачущего Господа, держащего на ладони убиенного во чреве ребенка.

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

«Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах» — икона символ исцеляющего покаяния. Многие повинные в абртах возле этой иконы обретают покаянное умиротворение. Хранится она в Липецком храме священномученика Уара первого епископа Липецкого, содержит капсулу с частичкой мощей от святых 14000 убиенных младенцев

Другие

Среди икон Господа также:

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Какая икона Иисуса Христа подходит для домашнего иконостаса, а какая для храма

Как правило, православные стараются иметь для домашних молитв образы Вседержителя, такие, на которые больше отзывается душа. По традиции, восходящей еще к древней Эдессе, Спаса Нерукотворного обычно помещают над дверями, при входе. Многие также любят иконы Воскресения Христова.

Иконы, посвященные отдельным сюжетам жизни Господа, как правило, часть настенной росписи храмов.

канонические иконы иисуса христа. Смотреть фото канонические иконы иисуса христа. Смотреть картинку канонические иконы иисуса христа. Картинка про канонические иконы иисуса христа. Фото канонические иконы иисуса христа

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

В чем помогает Господь по молитве перед Его образом

Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).

Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *