кант чувственность рассудок разум
Философия И.Канта
Объектом исследования «Трансцендентальной эстетики» является чувственность.
Значит, с точки зрения Канта вещи даны познающему субъекту в чувственности. Однако, Кант выделяет такое понятие, как вещь в себе.
Так Кант разграничивает действительность на:
Кант считал, что категории являются предикатами этих суждений
Кант выделил систему из 12 категорий, которые разбил на 4 группы.
Категории количества | Категории качества | Категории отношения | Категории модальности |
---|---|---|---|
1.единство 2.множество 3.совокупность | 1.реальность, 2.отрицание, 3.ограничение | 1.субстанция и принадлежность, 2.причины и следствия, 3.взаимодействия | 1.возможности и невозможности, 2.существование и несуществование, 3.необходимость и случайность |
Таким образом, по мнению Канта, знание в естествознании есть сочетание формы и содержания. Знание в естественных науках чувственно по содержанию, так как получено из экспериментов, и априорно по форме, так как опирается на систему категорий и основоположений, которые также являются априорными.
Наконец, переходим к третьему вопросу «Как возможна метафизика как наука ?». Этот вопрос разрабатывается в той части «Критики чистого разума», которая имеет название «Трансцендентальная диалектика «. Здесь Кант определяет различие между рассудком и разумом.
Понятия разума Кант назвал трансцендентальными идеями.
Предметом метафизики, по мнению Канта, являются три трансцендентальные идеи:
Кант задался вопросом: возможны ли теоретические дисциплины, которые бы имели рациональный характер об этих трех трансцендентальных идеях. Кант под метафизикой понимал совокупность этих трех дисциплин. Т.е. может ли быть рациональная психология, космология, теология. Кант подверг критике и серьезному анализу каждую из этих научных дисциплин.
Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как о времени, так и в пространстве.
Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого
Антитезис: не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы
Антитезис: нигде в мире нет никакой абсолютно необходимой сущности ни как части его, ни как его причины.
Кант, пытаясь разрешить эти противоречия, пришел к выводу, что формирование антиномий в человеческом мышлении определяется тем, что наш рассудок выходит за пределы сферы своей применимости, т.е. начинает применять категории в частности единство и причины за пределами мира явлений. Так рассудок вторгается в пределы вещей в себе.
Критика рациональной теологии. Кант критикует все имеющиеся доказательства бытия Бога
Все эти доказательства, по мнению Канта, выводятся из самого понятия Бог. Т.е. из понятия Бога выводят его существование. Кант считает, что Богу приписывают предикат реальности и этим доказывают его существование. Кант считает это неверным и признает Бога вещью в себе. Тем самым рациональная теология также невозможна.
Но метафизика возможна, по мнению Канта. Для этого нужно метафизику модифицировать. Метафизика должна представлять собой философскую систему, состоящую из трех частей:
Этика Канта. Этическое учение Канта представлено в «Критике практического разума». Этика связана с основоположениями практического разума.
Кант выделял гипотетические и категорический императивы.
Формулировки категорического императива Канта:
Постулаты практического разума:
наивысший гарант морального миропорядка. Бог есть конечная причина всего, он обеспечивает высшее благо и вершит справедливость в мире.
Кант чувственность рассудок разум
5. Концепция научного знания И. Канта. Феномены и ноумены. Априорные формы чувственности и категории рассудка. Рассудок и разум
Концепция научного знания И. Канта
И. Кант рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
Восприятие предмета и предмет восприятия — не одно и то же.
Феномены (вещи для нас [Гегель]) и ноумены (вещи в себе)
Ноумены — объективные, не зависящие от сознания, вещи.
Ощущение и восприятие не несут никакой информации о вещах в себе. Значит эти вещи непознаваемы. Однако нет восприятия без предмета восприятия. То есть, есть мир вещей в себе и есть мир вещей для нас. И все вещи, которые мы видим существуют только в нашем сознании; а за пределами сознания существует другой мир, о котором мы ничего не знаем и никогда не узнаем. С точки зрения Канта объективный мир существует только благодаря нашей в него вере.
Вещь в себе имеет 2 смысла:
Вещь для нас также имеет 2 смысла:
В то же время, вещь только для нас может стать вещью самой по себе (идея благодаря практической деятельности человека становится изобретением).
Априорные формы чувственности и категории рассудка
Мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство.
Когда мы смотрим на мир, перед нами предстаёт множество предметов, расположенных в определённом порядке. Пространство — это объективный порядок расположения вещей вокруг нас.
Но тела не остаются неизменными — с ними всегда что-то происходит (они меняются, могут исчезнуть или появиться). Одни и те же события также могут происходить в определённом порядке. Время — это объективный порядок изменения вещей.
С точки зрения Канта ощущения поступают к нам в полном беспорядке. А время и пространство являются формами наведения порядка (формами чувственного созерцания). При помощи времени и пространства мы превращаем хаос ощущений в набор вещей, которые расположены в определённом порядке.
Однако Кант считал, что время и пространство присущи только для нас. Хотя это не так. С точки зрения материалистов время и пространство — это формы материального мира, который отражается в нашем сознании в виде информации. Иначе говоря, наш субъективный мир — это воспроизведение объективного мира. Поэтому время и пространство — апостериорны.
Все вещи существуют где-то и когда-то; иначе они не существуют: если они существуют нигде, то они не существуют; если они существую никогда, то их никогда и не было. Так что «быть» означает быть во времени и пространстве.
Время и пространство объективны, но не материальны. Они объектальны.
А как возникает мир для нас? Наши чувства сами по себе мира не составляют — это лишь материал для того, чтобы построить мир для нас, так как ощущения, поступающие к человеку, представляют собой хаос. Поэтому нужно навести в этом хаосе порядок. Для этого существуют две априорные формы чувственного созерцания:
Но для того, чтобы организовать мир, мало времени и пространства. Кант вводит ещё и категории рассудка (предельно общие понятия), с помощью которых мир полностью упорядочивается. Например:
Всего у Канта 17 априорных категорий, которые разбиты на 4 группы.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
Существует два вида мышления:
Вильгельм Фридрих Гегель впервые показал чёткие различия между этими видами мышление.
Рассудок — мышление как человеческая субъективная деятельность (как система волевых операций).
Разум — мышление как объективный процесс, идущее по объективным законам.
Наука — есть мышление. Таким образом, существует и две науки:
Формальная логика изучает три формы мышления:
У животного есть только чувственная форма восприятия. У человека существует помимо этого есть мышление, которое отражает общее, которые формируют понятия и системы понятий. В мире существует не только чувственнозримое, но есть и то, что доступно только умом.
Возникает проблема, каково соотношение между нашим сознанием (умозримым миром) и чувственнозримым?
Эту проблему первым поставил и пытался решить Имануил Кант. Положения теории познания:
Философия И.Канта
Объектом исследования «Трансцендентальной эстетики» является чувственность.
Значит, с точки зрения Канта вещи даны познающему субъекту в чувственности. Однако, Кант выделяет такое понятие, как вещь в себе.
Так Кант разграничивает действительность на:
Кант считал, что категории являются предикатами этих суждений
Кант выделил систему из 12 категорий, которые разбил на 4 группы.
Категории количества | Категории качества | Категории отношения | Категории модальности |
---|---|---|---|
1.единство 2.множество 3.совокупность | 1.реальность, 2.отрицание, 3.ограничение | 1.субстанция и принадлежность, 2.причины и следствия, 3.взаимодействия | 1.возможности и невозможности, 2.существование и несуществование, 3.необходимость и случайность |
Таким образом, по мнению Канта, знание в естествознании есть сочетание формы и содержания. Знание в естественных науках чувственно по содержанию, так как получено из экспериментов, и априорно по форме, так как опирается на систему категорий и основоположений, которые также являются априорными.
Наконец, переходим к третьему вопросу «Как возможна метафизика как наука ?». Этот вопрос разрабатывается в той части «Критики чистого разума», которая имеет название «Трансцендентальная диалектика «. Здесь Кант определяет различие между рассудком и разумом.
Понятия разума Кант назвал трансцендентальными идеями.
Предметом метафизики, по мнению Канта, являются три трансцендентальные идеи:
Кант задался вопросом: возможны ли теоретические дисциплины, которые бы имели рациональный характер об этих трех трансцендентальных идеях. Кант под метафизикой понимал совокупность этих трех дисциплин. Т.е. может ли быть рациональная психология, космология, теология. Кант подверг критике и серьезному анализу каждую из этих научных дисциплин.
Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как о времени, так и в пространстве.
Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого
Антитезис: не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы
Антитезис: нигде в мире нет никакой абсолютно необходимой сущности ни как части его, ни как его причины.
Кант, пытаясь разрешить эти противоречия, пришел к выводу, что формирование антиномий в человеческом мышлении определяется тем, что наш рассудок выходит за пределы сферы своей применимости, т.е. начинает применять категории в частности единство и причины за пределами мира явлений. Так рассудок вторгается в пределы вещей в себе.
Критика рациональной теологии. Кант критикует все имеющиеся доказательства бытия Бога
Все эти доказательства, по мнению Канта, выводятся из самого понятия Бог. Т.е. из понятия Бога выводят его существование. Кант считает, что Богу приписывают предикат реальности и этим доказывают его существование. Кант считает это неверным и признает Бога вещью в себе. Тем самым рациональная теология также невозможна.
Но метафизика возможна, по мнению Канта. Для этого нужно метафизику модифицировать. Метафизика должна представлять собой философскую систему, состоящую из трех частей:
Этика Канта. Этическое учение Канта представлено в «Критике практического разума». Этика связана с основоположениями практического разума.
Кант выделял гипотетические и категорический императивы.
Формулировки категорического императива Канта:
Постулаты практического разума:
наивысший гарант морального миропорядка. Бог есть конечная причина всего, он обеспечивает высшее благо и вершит справедливость в мире.
9. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании.
Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.
Формы чувственности – пространство и время
Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)
— категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)
— качества (реальность, отрицание, ограничение).
— отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)
— модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).
Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.
Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.
Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д
В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога как безусловно необходимого существа. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет.
Таким образом, разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в немецком классическом идеализме.
Кант характеризует воображение как «способность созерцания и без присутствия предмета»[6, С.401]. Считая визуальное воображение одной из основных способностей человеческой души, лежащей в основании всякого познания, Кант относит воображение, с одной стороны, к области чувственности, а с другой – считает его проявлением действия рассудочной спонтанности.
Изучение Кантом проблем визуального воображения продолжилось в его трансцендентальной философии, где он рассматривает воображение сквозь призму трех способностей души: чистого созерцания, чистого мышления и трансцендентальной (чистой) способности воображения. Размышления Канта о природе визуального воображения как трансцендентальной способности, стали классическими в философии. Кант приходит к выводу о том, что без способности визуального воображения был бы невозможен человеческий опыт и человеческое познание.
10. Этика Канта в сравнении с этикой киников и киренаиков.
Об абсолютной морали и доброй воле. Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. Категорический императив
Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива. Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье). Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели. Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: человек как явление и человек как вещь в себе.
Этический идеал кинизма формируется как: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы. Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм.
Суть этики киренаиков состояла в проповеди самоутверждения конкретного субъекта, который отвергает мораль как некую силу, препятствующую достижению поставленных целей: они провозглашали в качестве высшей моральной ценности саму его жизнь в ее позитивных, чувственных проявлениях. Но последовательное следование гедонистическому принципу обернулось совершенно противоположным результатом: благо индивида признается неосуществимым, и жизнеутверждение сменяется жизнеотрицанием.