каратэ техника тренировок с нунчаками
Нунчаки. Весь начальный курс в одной статье.
Доброго времени суток, Бойцы! Несмотря на общеизвестность и распространённость, история происхождения нунчак покрыто лёгкой дымкой невнятного происхождения. Сама конструкция этого агрегата весьма проста: две палки, скреплённые верёвкой, да есть мнение, что управляется весьма сложно.
Взяло меня любопытство: смогу ли я в одной статье, объёмом примерно в две тысячи слов уместить весь базовый курс по нунчаку: а то меня всегда интересовало: как эти самые начала, можно растянуть на целую книгу, довольно-таки объёмную, когда собственно говоря, и рассказывать то не о чем. Отсюда и интерес нездоровый:) можно ли её утрамбовать в одну статью? С рисунками, разумеется.
Понятно, конечно, что базовая техника везде разная и количество составляющих элементов также может разнится в каждой секции. Также могут присутствовать и жутко похожие элементы, которые имеют разные названия при одинаковой сути. Если же всё это дело разложить по полочкам, то выйдет крайне простая «картинка»: точно такая же, как и в случае изучения боя сапёрной лопаткой.
Этот рисунок символизирует: 1) Восьмеркообразные движения. 2) Траектории ударов. 3) Перехваты (черный квадрат).
В общем, то мнение, что нунчаки сложно в изучении, я не поддерживаю. Научится ими действовать, причем вполне уверенно, можно за два-три месяца. Ничего сложного, главное тренировки каждый день, правильный подход и понимание того, что делаешь. Ну и «метода», разумеется.
Да и сами посудите. Зачем китайцам дополнительно усложнять их, дополняя лишним звеном или двумя, порождая таким образом длиннющие гибкие палки, искусство манипулирования которыми ставят годами? Чтобы жизнь раем не казалась? Да просто изучать тут нечего, вот и извращаются в конструировании;)
Впрочем, пущай тренируются как хотят. Мы же будем практиковать политику невмешательства в чужую жизнь и тренировки, а сэкономленное таким образом время лучше потратим на свою собственное крутое саморазвитие:)
Этот круг лежит в основе различных подкрутов, например, кистью, для усиления ударов, и восьмёрок нунчаками, которые больше всего интересуют начинающего и от которых частенько страдает голова, особенно если восьмерку пускаешь вкруговую вокруг тела. Так что, рекомендую надеть шапочку:)
За одну рукоять, вторая свешивается. За обе рукояти перед телом. За обе рукояти одной рукой.
Это главные положения, скажем так, базовые, потом можно вычленить и большее их число. Добавить, к примеру, удержания под плечом или над ним, да и вообще, конечное положение любого перехвата можно потом использовать в качестве базовой позиции:было бы желание, но эти положения есть та самая «база».
Ешё раз повторюсь: всё искусство управления нунчаками, всё кажущееся многообразие исполняемых техник проистекает всего из нескольких моментов: это перехваты, способы смены направления движении, а также координационного движения типа «круг», из которого рождается «восьмерка» (движения типа удары не в счет — они есть тот же круг, только больших размеров). Вот и весь сказ! Эти дела изучаются сначала в качестве некой общей базы, а потом уже начинается деталировка.
Такая подготовка будет гораздо живее, чем с выпученными глазами изучать какие-то комплексы, пусть даже и состоящие всего из нескольких движений. Зачем их изучать? Чтобы потом подойти к пониманию вышеназванных трёх моментов и, соответственно, раздробить все изучаемые в течении многих лет, комплексы на эти технические элементы и начать их комбинировать в свободной манере? А ведь так и будет! Такие комплексы можно изучать только с целью, к примеру, какого-нибудь нюанса, типа умения перейти с одного на другое.
Впрочем, это моя личная точка зрения. Никому не навязываю.
Верхняя горизонтальная линия символизирует перехват нунчак через шею (второй рисунок вверху), нижняя линия — через живот (первый и третий рисунок). Левая и правая вертикальные линии есть отражения перехватов над и под плечом (средний рисунок внизу). Горизонтальные линии соответствуют перехватам четвертого рисунка вверху, первого и третьего внизу. Учтите, что тут необходима работа на обе стороны тела, а кроме этого, и ключевую работу может исполнять как одна, так и другая рука.
Что же касается количества повторов, то тут следует говорить не о количестве повторов какого-нибудь элемента, а о процентом соотношении отрабатываемых техник: даже если со стороны вроде бы человек продолжает отрабатывать тоже самое, да суть уже другая по той причине, что его внимание уже концентрируется на другом.
Удобнее всего технику перемены направления нунчак, используя своё тело, ставить вместе с маховыми движениями (ударами), которые проводять по восьми направлениям (так называемой, «Розе Ветров).
Очень многие движения для непосвященного человека (который, вполне вероятно, неодобрительным взглядом контразведчика наблюдает за тренировками), выглядеть одинаково и он не заметит практически никакой разницы между, например, горизонтальным коротким ударом, исполненым перед собой, и перехватом, исполненным по той же траектории. А различие тут в той силе, которая вкладывается в движение: в первом случае, она несоизмеримо выше.
4. Удары нунчаками исполняются в восьми сторон. При проведении их по мешку, самое главное, это узнать каким местом прикладываться к мешку, чтобы не было отскока свободной рукояти, ну или хотя бы взять её под контроль, но в основном, всё таки, их проводят по воздуху, всячески помогая усилить атакующия движения активной работой туловища.
Они проводятся по восьми направлениям из вышеприведённой схемы. Ещё раз её приведу, чтобы страницу наверх не прокручивать.
Запомните! Если вы не хотите перечисленных эффектов, то на изучение каждого технического элемента не следует уделять больше пяти минут отработки!
Различные же подкруты с возвратом в исходное положение есть не что иное как её варианты.
Вертикальнай и горизонтальная восьмёрки: эти два вида движений. Кстати, тут следует отметить тот факт, что например, правильная техника некоторых движений безоружной рукой формируются как раз на основе восьмёрочных движений нунчаками.
Базой восьмёрки является круг, поэтому с проработки круга и следует начинать каждое занятие, о чем уже говорилось. Это круговое движение необходимо исполнять при самых различных положениях кисти относительно своего тела и накручивать, накручивать круг за кругом, круг за кругом, врабатываясь в него самым тщательным образом.
Два таких круговых движения, исполненных относительно друг друга в противоположных направлениях и смещённых друг от друга на на такт, порождают восьмёрку, а тут самым важным является момент смены направления движения, так как именно в этой микроскопической манипуляции и сокрыт секрет того, чтобы сила, набранная в предыдущем движении, плавно перетекла в противоположную траекторию.
Когда вся техника изучена, рождается, условно говоря, некий силовой кокон, как результат слияния вышесказанных подразделов. Восьмёрки помноженные на перехваты, перебросы, перемены хвата и удержания начинают приобретать пространственное звучание, потому что нунчаки начинают гулять вокруг всего тела, вследствие того, что ученик уже умеет перехватывать и перенаправлять их, ловко используя перехваты, которых у него в арсенале, что называется, на все случаи жизни:) [ad#3]
Так может прорабатываться вся изученная техника.
SHOTOKAN4YOU
Лучший учебник каратэ Шотокан
Искусство нунчаку
Нунчаку по своему принципу действия относится к холодному оружию ударно-раздробляющего и удушающего действия, состоит из двух палок (деревянных или металлических), соединённые шнуром или цепью.
Длина палок подбирается индивидуально и примерно равна длине предплечья.
Расстояние между палок (т.е. длина открытого шнура) обычно размером с ширину кулака.
История появления
Разновидности и конструкция нунчаку
Видов нунчаку существует огромное множество. Различаются они и по конструкции и по материалам изготовления.
Трехзвенные и четырехзвенные:
Баллистика и техника применения
Нунчаку значительно быстрее палки, а зона поражения намного выше, чем зона поражения безоружной руки. Техника боя с нунчаку представляет собой скоростные вращения в разных плоскостях,перехваты, атаки. Способов атаки множество: это и маховые удары, и щелчки подобно кнуту, и короткие тычковые движения. Все это создает неповторимый рисунок боя с нунчаку. Некоторые школы единоборств демонстрируют разнообразные способы удушающих захватов и болевых приемов, которые выполняются с помощью нунчаку.
Ката с нунчаку
Существуют также ката, изначально посвященные нунчаку:
Закон
Это будет и в рамках закона и в рамках соблюдения техники безопасности.
Обучение
Материалов по обучению искусству нунчаку существует огромное множество. Мы постарались отобрать для Вас самые интересные.
Руководство мастера Хондзе – Искусство владения нунчаками стиль “Летающее крыло”
А.Р. Комлев – практическое пособие нунчаку
Т.Ямашита – динамика нунчаку
Joseph Hess – Nunchaku in action
Hirokazu Kanazawa – Nunchaku dynamic training
Данной книги нет в электронном варианте, но ее можно заказать в бумажном.
Дополнительная литература:
Нунчаку. Книга 1. Школа ветра
Нунчаку. Книга 2. Природа боя
Нунчаку. Книга 3. Парные цепы
Фристайл нунчаку – рекомендуем канал Владимира Булатова.
Как научиться владеть нунчаками: крутить без опаски
Что такое нунчаки
Нунчаки предположительно произошли из Японии, а точнее с острова Окинава. Часто используются в восточных боевых искусствах, к примеру в карате.
Стержни изначально изготавливались из дерева, но в современных магазинах можно найти модели из металла, стеклопластика или пластика.
Существуют определенные нормы, под которые делают все нунчаки:
Виды нунчаков
Как научиться пользоваться нунчаками
Техника безопасности
Занятия в специализированном зале совместно с мастером позволяет не только сохранить здоровье, но и вещи, мебель и иные ценности в полной сохранности, поскольку в ходе проведения тренировок существует возможность повреждения подобных предметов.
Пошаговый план обучения
Главным секретом использования нунчаков является освоение основных движений и их неоднократное повторение, которое позволяет довести каждое действие до автоматизма, когда движение «ставится на рефлекс».
Добиться этого можно, если следовать следующей схеме:
Не спешите! Применяйте эту схему к каждому упражнению, чтобы прочувствовать движения и со временем научиться выполнять их не задумываясь.
Упражнения для начинающих
Изначально профессионалы рекомендуют научиться правильно держать нунчаку, применяя следующие приемы:
Научитесь выполнять самый известный прием с нунчаком – восьмерку:
Изучив основные азы можно приступать к обучению, связанному с блоками ударов. Компетентные профессионалы выделяют три основные типа блоков:
Далее можно приступать к обучению, связанному с основными, то есть базовыми движениями и маховыми ударами нунчаку. В основном маховые и базовые движения осуществляются по прямой и обратной траектории.
Ответственность за применение
В зависимости от материала эксперты могут оценить, какой именно вред здоровью можно нанести при помощи тех или иных нунчак.
Начиная пользоваться нунчаками нужно понимать, что применять вы их сможете только на занятиях, выступлениях или в дружеской компании. Не спешите с освоением, действуйте маленькими шагами и вы сможете достичь цели без серьезных травм и ушибов.
Практическое применение искусства владения нунчаками в жизни: как правильно крутить, трюки и приемы
После просмотра популярных фильмов с участием Брюса Ли все мальчишки нашего двора горели желанием научиться такому умению, как драться нунчаками так же, как и знаменитый китайский актёр. Казалось бы, для чего обычному человеку, не владеющему боевыми искусствами, такое необычное умение?
Когда целесообразно применять нунчаку на улице
План тренировок
Искусство владения нунчаками нарабатывается в среднем в течение трёх лет. Только из-за этого не стоит после просмотра нескольких обучающих видео начинать выполнять сложные приёмы, которые в руках новичка могут стать причиной нанесения своему же телу существенных увечий. Для того чтобы этого не произошло, следуем такому плану:
Однако не забывайте, что после наработки основных движений с учёбными видами нунчак, боевые варианты также потребуют немалого времени для тренировок. Это связано с различиями в весе, с совершенно разными траекториями движения, из-за чего прежние упражнения, которые вы выполняли виртуозно, следует делать медленно, словно заново учась древнему китайскому мастерству.
Исходные данные
Сейчас же давайте поговорим о том, как правильно крутить нунчаки. Но вначале ответим на интересующий читателей вопрос – для чего же нужно совершать вращение нунчак:
Теперь, когда всё более-менее понятно, определимся с исходными данными для начинающих:
Самым лучшим вариантом для обучения приёмам с нунчаками будет спортзал и личный тренер, владеющий данным искусством. Однако если вы всё же решили освоить базовую технику для улицы сами, нужно ознакомиться с главными движениями, тренировать которые придётся в течение нескольких лет.
Основные движения
Первым делом не забываем выполнить тренировку. Несмотря на то, что занятия сами по себе являются эффективными тренировками, включая фитнес в виде фристайла с нунчаками, перед началом обязательно разомните кисти рук, предплечья и мышцы. В процессе тренировок вы в любом случае будете задействовать всё тело, и шанс получить растяжение или вывих не разогретой конечности достаточно велик.
Только после этого приступаем исследовать мир тренировок с нунчаками:
Несколько слов в заключение
Если же вы хотите научиться сражаться, как первоклассный китайский ниндзя, запомните одну простую истину. Нунчаки – это эффективный тренажёр для тренировки координации движения, реакции и ловкости рук. Они чрезвычайно полезны для развития гибкости плечевого пояса, однако возможность их применимости на практике в реальном бою ставится под большие сомнения, если только это не дружеские соревнования.
Одно из самых любопытных применений китайского орудия – это фитнес. Освоив технику вращения с применением вышеописанных перехватов и вертушек, можно каждый день тратить тысячи калорий как мужчинам, так и женщинам, занимаясь исключительно фристайлом с нунчаками. При этом мы получаем на выходе сразу несколько полезных моментов – сбрасываем лишний вес, тренируем координацию движений и внимательность, которой так не хватает в нашем технологическом мире.
На завершение подготовил подходящее видео, которое многое ещё разъяснит и продемонстрирует полезную информацию.
13.6. Нунчаку-дзюцу
Рис. 26. Формы удержания нунчаку: а – хонтэ-мочи; б – гьякутэ-мочи; в – токуши мочи; г – иппон цки
Нунчаку-дзюцу включает следующие основные положения (рис. 27):
Рис. 27. Основные положения нунчаку
1) подмышечный захват;
3) разноименный подмышечный захват;
5) внутренний подколенный захват;
6) наружный подколенный захват;
7) наружный разноименный подколенный захват.
Смысл техники нунчаку-дзюцу заключается в способности увеличивать за счет вращения ведущей рукояткой (рукояткой, которая держится в руке) силу удара свободной рукояткой (рукояткой, которая не держится в руке).
Главнейшим элементом в работе с нунчаку является техника кистевой подкрутки ведущей рукояткой. Это неуловимое кистевое движение позволяет мгновенно менять направление движения свободной рукоятки.
В основе работы с нунчаку лежит «кистевая восьмерка» – движения ведущей рукоятки, подкрепленные кистевой подкруткой, траектория которых позволяет свободной рукоятке «рисовать восьмерки» в разных направлениях и плоскостях (рис. 28).
Рис. 28. «Восьмерки» нунчаку
В технике нунчаку-дзюцу присутствуют разнообразные приемы – махи (удары), хлысты, вертушки, перехваты.
Мах (удар) – это траектория движения нунчаку. Махи могут быть короткими (рука согнута) и широкими (рука вытянута полностью). По траектории махи могут быть вертикальными (вниз, вверх), горизонтальными (внутрь, наружу), диагональными (вниз-внутрь, вниз-наружу, вверх-внутрь, вверх-наружу), «восьмеркой» и т. д.
Хлыст – общее название атакующих приемов посредством махов (ударов) свободной рукояткой. Все хлысты выполняются за счет двух основных элементов – кистевая подкрутка и кистевой реверс (прямолинейное рывковое движение кисти). Кроме того, в выполнении хлыстов участвуют предплечья и производится скручивание бедер.
Вертушка – это движение, траектория которого представляет собой «восьмерку» на основе кистевой подкрутки в начале или в конце движения. Вертушки бывают разнообразными. Это – одиночный вертикальный (горизонтальный) кистевой перехват; кистевое вращение «восьмеркой» (обратной «восьмеркой», вертикальной «восьмеркой», обратной вертикальной «восьмеркой»); вертикальное вращение при помощи пальцев и др.
Как правило, большинство занимающихся каратэ использует в своей практике одну нунчаку. Однако в школах, специализирующихся на нунчаку, а также «продвинутые» ученики и мастера работают с двумя нунчаку одновременно.
Осваивать технику работы с нунчаку начинают с тренировки основных положений нунчаку, выполнения широких и коротких махов, «восьмерок», нанесения простейших ударов (вначале по воздуху, а затем по манекену) и возврата свободной рукоятки. После овладения техникой ударов нунчаку и возврата свободной рукоятки приступают к изучению техники перехватов, хлыстов, вертушек, а также осваивают технику постановки блоков растянутыми и сложенными нунчаку. Вначале эти действия отрабатываются на месте, а затем и в движении.
После овладения базовой техники работы с нунчаку переходят к изучению и отработке ката. Вначале отрабатывают простые ката на месте, а затем более сложные в движении. Преуспевающие ученики на этом этапе приступают к овладению техники работы с двумя нунчаку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
О школах «нин-дзюцу»
О школах «нин-дзюцу» В литературе по нин-дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что означает слово «школа нин-дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним и тем же словом «школа нин-дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных по сути явления, для
Что такое нин-дзюцу?
Что такое нин-дзюцу? Японские историки указывают, что как особое искусство нин-дзюцу сложилось не ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин-дзюцу «Бансэнсюкай». Автор этой
Нин-дзюцу Сайга-рю
Нин-дзюцу Сайга-рю Другая школа нин-дзюцу провинции Кии — Сайга-рю — была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV в. в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV в. этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на
БАТТО-ДЗЮЦУ
БАТТО-ДЗЮЦУ Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной).Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, основавший свою школу (Тояма-рю) в 1925 году. Он ранее принадлежал к школе
БО-ДЗЮЦУ
БО-ДЗЮЦУ Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава.Палка, чаще всего используемая в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 180 см. Кроме того, на
ДЗЁ ДЗЮЦУ
ДЗЁ ДЗЮЦУ Искусство фехтования дубинкой. Основано Мусо Гонноскэ в 1610-1615 гг. Ранее Мусо изучил технику работы «бо» (шест) школы Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто. Однако после поражения в поединке со знаменитым фехтовальщиком Мусаси Миямото, победившим его деревянным мечом
ДЗЮ-ДЗЮЦУ
КИАЙ-ДЗЮЦУ
КИАЙ-ДЗЮЦУ Если спросить преподавателей восточных боевых искусств о киай-дзюцу, то по их реакции легко можно понять, что нет искусства более неясного, таинственного и противоречивого. Услышав этот вопрос, одни улыбнутся, другие с уважением кивнут головой, третьи пожмут
КЭН-ДЗЮЦУ
ТАЙХО-ДЗЮЦУ
ТАЙХО-ДЗЮЦУ Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически
ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ
ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым
13.1. Бо-дзюцу
13.2. Дзё-дзюцу
13.2. Дзё-дзюцу Техника работы с дзё предусматривает четыре основных исходных положения:? дзё держится перед собой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё держится над головой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё под 45° у правого бока держится правой рукой на
13.3. Тонфа-дзюцу
13.3. Тонфа-дзюцу Существуют следующие основные формы удержания тонфы (рис. 23) Рис. 23. Основные формы удержания тонфы: а – хонтэ-мочи; б – гьякутэ-мочи; в – ура-тэ; г – уширо-тэ:? хонтэ-мочи – длинная часть тонфы является продолжением предплечья (рис. 23а);? гьякутэ-мочи –
13.4. Сай-дзюцу
13.5. Кама-дзюцу
13.5. Кама-дзюцу Работа с камой основана на так называемом вращении «пропеллера», лопасти которого составляют две камы.Прежде чем приступать к изучению техники с камой, отрабатывают ее правильный хват (рис. 25). Рис. 25. Основные формы хвата камы: а – хонтэ-мочи; б –