каргополь храм рождества богородицы
Каргополь Православный
Каргополь Православный запись закреплена
13 ноября в Тихманьге отметили престольный праздник. Новый храм в деревне построен в честь Божией Матери ради ее чудотворного образа «Всех скорбящих Радость».
Сам праздник на самом деле отмечается 6 ноября, но в связи с его совпадением с родительской субботой в этом году, по благословению владыки Александра, он был перенесен на 13-ое число.
Богослужение в Тихманьге в день престольного торжества совершили благочинный Каргопольского округа протоиерей Андрей Усачев и настоятель прихода в д. Тихманьга иерей Георгий Спасский. За богослужением пел хор из местных прихожан. После богослужения состоялся традиционный для такого случая крестный ход вокруг храма.
(фото: Юлия Клементьева)
Каргополь Православный запись закреплена
10 ноября Православная Церковь совершала память святой великомученицы Параскевы Пятницы. В этот день храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Каргополя отметил так называемый «малый престол». Один из двух приделов храма посвящен именно этой угоднице Божией. А сама церковь несмотря на посвящение Божией Матери в народе до сих пор называется «Пятницкая».
В день престольного торжества в храме была совершена Божественная Литургия. По благословению владыки Александра, епископа Плесецкого и Каргопольского, в этот день богослужение в храме возглавил благочинный Каргопольского округа протоиерей Андрей Усачев. Батюшке сослужили иерей Георгий Спасский и иеродиакон Лонгин (Ступников). После Литургии состоялся крестный ход.
Каргополь Православный запись закреплена
Каргополь Православный запись закреплена
Воспитанники Каргопольского детского дома встретились со священником.
Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи г. Каргополя протоиерей Андрей Усачев пришел, чтобы ответить на вопросы детей и просто поговорить о вере. Желающих пообщаться с батюшкой собралось около десяти человек. Вопросов к о. Андрею было много. Например: Кто такие ангелы? Что такое грех и как его победить? Что такое заповеди? Беседа прошла в теплой уютной обстановке.
Каргополь Православный запись закреплена
20 октября в библиотеке Каргопольского индустриального техникума состоялась встреча студентов с благочинным Каргопольского округа протоиереем Андреем Усачёвым.
Темой встречи была «Вера и храм». В ходе общения отец Андрей объяснил что такое вера и какая она бывает, как люди приходят к вере и рассказал несколько историй из жизни, связанных с верой. Студенты смогли задать интересующие их вопросы.
Каргополь Православный запись закреплена
14 октября православно-поисковый отряд «Дружина» г. Каргополя отпраздновал День рождения!
Участники поискового отряда собрались за большим столом вместе с родителями и гостями, пели песни, кушали вкусный торт. Руководитель отряда Андрей Трофимов провел для собравшихся интересную викторину. В конце устроили новичкам шуточное посвящение в поисковики.
Показать полностью.
Среди гостей праздника был владыка Александр, епископ Плесецкий и Каргопольский и отец Андрей Усачев, благочинный Каргопольского округа. Обсудили вопрос духовного окормления «Дружины» и возможных встреч со священником.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь
РЕЖИМ РАБОТЫ ХРАМА:
Ежедневно с 9.00 до 17.00
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД «АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ПРИ ХРАМЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ Г.КАРГОПОЛЯ ПЛЕСЕЦКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Показать полностью.
НАСТОЯТЕЛЬ: Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр (Зайцев Александр Анатольевич)
ИНН/КПП: 2911000993/291101001
ДАТА РЕГИСТРАЦИИ: 05.01.2003
ИНДЕКС : 164110
АДРЕС: Архангельская обл., г. Каргополь,ул. Ленина, д. 32
GPS: 61.50170517,38.941436768
ТЕЛЕФОН: (81841) 2-19-36, (81841) 2-01-98
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЯ «КАЗАНСКОЙ»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
11-00 Молебен общий, Панихида
17-00 Утреня, 1-ый час
(по окончании исповедь)
ЧЕТВЕРГ, 4 НОЯБРЯ
Празднование Казанской иконе Божией Матери
8-00 Исповедь
8-40 Часы
9-00 Божественная литургия
14-30 Молебен преподобному Александру Ошевенскому
15-00 Беседы о Вере и Церкви
(Послания апостола Павла к Ефесянам)
17-00 Парастас
(по окончании исповедь)
СУББОТА, 6 НОЯБРЯ
Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников
8-00 Исповедь
8-40 Часы
9-00 Божественная литургия
17-00 Всенощное бдение
(по окончании исповедь)
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 НОЯБРЯ
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия
8-00 Исповедь
8-40 Часы
9-00 Божественная литургия
12-00 Огласительные беседы
13-00 Крещение
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Каргополь запись закреплена
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4,10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Каргополь (храмы)
Содержание
Введенская церковь (Каргополь) [ править ]
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается еще в Сотной переписи 1561-1564 годов. Она являлась вторым храмом Соборного прихода и была деревянной. После того, как сгорела в пожаре 1765 года, была восстановлена в камне. Строительство завершено в 1802 году, а освящение состоялось 24 июня 1811 года. В 1871 году на средства купца Александра Лаврентьевича Лаврентьева был устроен престол в честь Казанской иконы Божией Матери. В зимний период чудотворная икона пребывала в этом храме.
Во время Отечественной войны 1812 года в подклете было укрыто привезенное из Москвы имущество императорского дома. Во Введенской церкви 23 июня 1872 года состоялось прощание и панихида по скончавшемуся в Каргополе историку-слависту, собирателю былин Александру Федоровичу Гильфердингу.
С началом гонений на церковь службы здесь были прекращены. В 1923 году сняли главку, здание передали городскому коммунальному хозяйству. Некоторое время здесь была книжная база.
С 1933 года во Введенской церкви находится музей.
Адрес: Россия, Архангельская обл., Каргопольский р-н, г. Каргополь, Соборная площадь
Троицкая церковь (Каргополь) [ править ]
Тро́ицкая це́рковь — православная двухэтажная церковь в северной части города Каргополь Архангельской области. В настоящее время входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Выстроена в стиле раннего провинциального классицизма, с элементами барокко. Основное помещение храма представляет собой массивный куб (четверик) с тремя ярусами окон, верхние из которых — восьмигранные (как и в церкви Иоанна Предтечи). При реконструкции храма после пожара 1878 года четверик был перекрыт огромным куполом в византийском стиле, барабан которого прорезан 16 окнами.
Адрес: Каргополь, Архангельская обл., Россия, 164110
Храм Рождества Богородицы (Каргополь) [ править ]
Церковь начала строиться в 1678 году на Старой торговой площади купцом Стефаном Пометяевым. По первоначальному проекту она должна была иметь один боковой придел, но брат Стефана Пометяева Андрей настоял на устройстве двух приделов. Южный придел был освящён в честь святых Климента, папы Римского и архидиакона Лаврентия, северный – в честь Андрея Стратилата и архидиакона Стефана. Завершилось строительно в 1682 году.
Колокольня, возведённая в 1844 году, очень органично вписана в общий силуэт постройки.
Единственный во всем Каргополье (на территории 2-х современных районов – Каргопольского и Няндомского) действовавший в советское время приход, сохранил внутреннее убранство и непрерывность традиций. Сейчас является действующим православным храмом.
Адрес: 164110, Архангельская обл., г.Каргополь, ул.Ленина, д.32
Христорождественский собор (Каргополь) [ править ]
Христо́рожде́ственский собо́р — православный пятиглавый белокаменный собор, был построен в 1562 году. В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Является объектом культурного наследия федерального значения.
Сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трёхапсидный храм на подклете.
Первый ярус собора — представлена уникальная коллекция «небес» из церквей и часовен Каргопольского района. Во втором ярусе сохранился резной пятиярусный иконостас второй половины XVIII в., фрагмент средневековой фрески.
Сегодня стены покрашены в белый цвет, виден лишь небольшой фрагмент средневековых фресок с западной стороны. От икон осталось лишь то, что было установлено после 1765 года. Необычным элементом внешней конструкции является железная балка в виде руки, торчащая из центрального каменного барабана. К её концу прикреплена цепь, державшая центральное паникадило (само паникадило исчезло при закрытии собора).
Адрес: наб. имени Баранова, 32, Каргополь, Архангельская обл., Россия, 164110
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Каргополь) [ править ]
В 1692 году на Старой торговой площади возводят Благовещенскую церковь. Сто рублей дал на постройку Пётр I.
Стены из местного белого камня кубического по объёму здания прорезаны в стройном ритме расположенными оконными и дверными проёмами. Белокаменная гладь стен — как бы фон, по которому идут резные наличники с тонко выработаными деталями.
В настоящее время ведутся реставрационные работы.
Адрес: 164110, Россия, Архангельская область, Каргопольский район, Каргополь, ул. Красноармейская
Церковь Зосимы и Савватия на Горке (Каргополь) [ править ]
Це́рковь Зоси́мы и Савва́тия на Горке́ расположена на Красной горке (ранее Колобова горка). В настоящее время входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
На 1-м этаже сейчас находится выставочный зал, где экспонируются древнерусская живопись, храмовая скульптура, книжные памятники и другие коллекции. Здесь же проходят концерты музейного коллектива – хора духовной музыки «Светилен» хора Каргопольского музея духовной музыки «Светилен».
Адрес: Архангельская обл., г. Каргополь, ул. Красная горка, 8
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Каргополь) [ править ]
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1740—1752 годах на месте деревянной приходской церкви известной с середины ХVI столетия. Церковь располагается на Соборной площади города.
Эта церковь является самой большой и высокой в городе (35 метров), подчеркнуто строгая по форме, эта церковь с куполами в стиле барокко высится над окружающей местностью с тремя ярусами окон.
В 1930-е годы церковь была закрыта. Долгое время помещение пустовало.
В 1990-е годы была произведена реставрация церкви. С 1994 года храм находился в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 году был передан Архангельской и Холмогорской епархии.
Сейчас храм Рождества Иоанна Предтечи является действующим, проводятся богослужения.
Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, Каргополь, Октябрьский проспект, 54
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Фото и описание
Храм Рождества Пресвятой Богородицы является пятиглавой православной белокаменной церковью, расположенной на Старой торговой (сейчас Красноармейской) площади в городе Каргополь Архангельской области. Здание церкви отличается миниатюрностью и изяществом по сравнению с другими местными храмами. Храм выглядит весьма элегантно, благодаря своему изысканному убранству.
Богородицко-Рождественская церковь считается самой ранней из сохранившихся в Каргополе зданий XVII века. Ее начали строить вместо деревянной в 1678 году (по другим данным в 1680 году) тщанием каргопольских купцов Климента и Андрея Пометяевых, и в благодарность братьям, к храму были пристроены северный и южный приделы во имя святых Климента и Андрея. Строительство было завершено в 1682 году. Колокольня была достроена с западной стороны лишь в 1844 году на средства купцов Андрея и Ивана Насоновых.
Единственный во всей Каргопольской земле (на территории двух нынешних районов: Каргопольского и Няндомского) действовавший в годы Советской власти приход, тем самым он сохранил непрерывность традиций.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – одноапсидный, бесстолпный храм с пятью главами. Имеет два чуть пониженных по отношению к основному помещению симметричных придела, поставленных по северо-западному и юго-западному углам здания. В плане – крещатая, вытянута с востока на запад. Высокий четверик завершают элегантные маковки глав на тонких узорных барабанах. Узорные золоченые кресты представляют собой новодел, не свойственный каргопольским художественным традициям. Со всех сторон к храму примкнули разновеликие пристройки: апсиды, приделы, трапезная. С западной стороны находится широкая паперть.
Церковь отличается богатством каменной резьбы: ромбики, зубчики, валики украшают приделы, апсиды, паперть. Также поражает разнообразие декоративных элементов наличников окон, размещенных не рядами, а будто взбегающими наискось от нижнего к верхнему углу с севера и спускающимися вниз с юга. Каждый белокаменный, причудливо вырезанный наличник отличается уникальностью и неповторимой красотой: у одного стрельчатое завершение, у соседнего – зубчатое, у третьего – килевидное, у четвертого – полуциркульное и так далее. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являет собой ряд памятников уникального местного стиля, называемый «каргопольским узорочьем». Недаром эту церковь с давних пор в народе именовали «предивной».
По мнению Г.В. Алферовой, прототипом Богородицкой церкви послужили московские посадские храмы. Кроме того, она указывает на необычность для каргопольской каменной архитектуры наличие низких уютных интерьеров этой церкви, которые напоминают «интимные интерьеры», характерные для деревянных храмов.
Сейчас церковь является одним из двух приходских храмов города. Протоиерей Борис (Коробейник) исполняет обязанности настоятеля прихода.
Пять дней священника: Север, Каргополье
Пять приходов: их надо восстанавливать, на них нет средств, один из храмов – самый большой в Архангельской области, семья, гараж и лекторий в бывшем музее революции – труды и дни каргопольского благочинного 31-летнего иерея Андрея Усачева
Отец Андрей родом из Каргополя, но служить сюда он приехал не сразу. Прежде ему пришлось пройти долгий путь. «В храм меня привела моя бабушка, – рассказывает он. – Сама она стала ходить в церковь в советское время. Как-то поехала с дедушкой отдыхать на юг и там зашла впервые в храм, служба ее поразила. Когда они с дедушкой вернулись в Каргополь, то тут ходить в церковь она уже не могла, дедушка работал в райкоме партии, городок у нас маленький, это было невозможно. Так что в следующий раз она попала в храм только через год, опять на юге. Так и ходила в церковь несколько раз в год летом и ждала, когда же дедушка выйдет на пенсию. И когда он стал пенсионером, бабушка действительно начала регулярно ходить в наш каргопольский храм, стала постоянной прихожанкой, много молилась».
Крестился он в первом классе. Это был 1988 год, Тысячелетие крещения Руси, первые признаки свободы Церкви. Крестились вместе с отцом, но осознанной веры у них не было. Просто бабушка сказала: «Давай покрестим тебя, чтобы можно было за тебя молиться в церкви, чтобы учеба устраивалась и знания давались». Отец умер через шесть лет, будущего священника воспитали бабушка с дедушкой.
Каргополь. Двор, в котором прошло детство отца Андрея
Хочешь поступить в семинарию?
Однажды, когда Андрей учился в 9 классе, отец Борис спросил, не хочет ли он поступить в семинарию. Андрей об этом не думал. Хотел быть историком и собирался поступать в Поморский университет. «Папа покупал мне солдатиков, мы играли вместе с ним, а потом с друзьями, – вспоминает отец Андрей. – Брали в библиотеке книги про походы Александра Македонского, сами разыгрывали сражения по книгам, потом было увлечение военно-исторической миниатюрой. Но все-таки к концу 10 класса утвердился в мысли о поступлении в семинарию».
В Московскую семинарию он не прошел по конкурсу, да и по возрасту, там принимали с 18-ти, а поступать приехал сразу после школы 17-летним. Знакомые посоветовали юноше Рязань: сказали, что из провинциальных семинарий она достаточно сильная. В Рязани учились студенты из Москвы и Подмосковья, Тамбова, Оренбурга, Самары, даже с Сахалина. То есть она носила общероссийский характер, а не региональный.
«Не все меня там сразу приняли, ректор сначала почему-то заподозрил, что я старообрядец, – говорит отец Андрей. – Архангельская область представлялась многим оплотом старообрядчества, мне даже пришлось показывать церковный календарь с фотографиями епископ.
После окончания учебы он прослужил три года в Рязани в православной гимназии. Там преподавал Закон Божий и служил в храме при гимназии. Последние два года я еще и работал психологом. Получил для этого дополнительное образование педагога-психолога.
Во время учебы в семинарии отец Андрей познакомился со своей будущей супругой, Галиной. Она по профессии реставратор, закончила ПСТГУ. Матушка Галина, тоже пережила в детстве утрату близкого человека, поэтому еще до свадьбы они условились – сколько бы ни было у них своих детей, хотя бы одного ребенка они усыновят.
На родину
Через три года отец Андрей подал прошение о переводе в родную Архангельскую епархию, чтобы быть поближе к бабушке и дедушке, которые его вырастили, а теперь постоянно болели.
«Когда мы с супругой уезжали из Рязани, многие нас не понимали: «Куда вы едете? В глушь, на север, а здесь у нас цивилизация, супермаркеты, «Эльдорадо»… Но хотелось все-таки жить и служить на родине. Хотя многих наш быт, наверное, испугал бы – почти весь город на печном отоплении, газа нет и не предвидится, воду из колонки носим на второй этаж. Так живет здесь большинство, да и я привык с детства.
Вставать приходится рано, каждый день топить печи (хотя у нас квартира, каменный дом). А вот интернет в Каргополе просто « летает», весь город и деревни сидят «в контакте», – добавляет священник Андрей Усачев.
Когда они с матушкой переезжали в Каргополь, гимназисты и даже некоторые родители плакали – настолько они полюбили своего преподавателя.
Отца Андрея быстро назначили настоятелем четырех храмов в трех деревнях. «Деревни все разные, – объясняет он. – есть такие, где большинство стариков (деревня Лекшма), а есть и очень активные – Архангело, Усачево, о каждой из них можно много рассказывать.
А в деревне Усачево на сельском сходе они решили построить храм. И построили за год! Без чертежей, без проектов, по моим карандашным наброскам, за год построили маленький деревянный храм. Строили его буквально всей деревней. Есть фото, как жители деревни вышли на первый субботник, расчищать территорию, где будет их церковь. Местные предприниматели помогали и техникой, и материалом. Храм пока не освящен.
Три года назад отец Андрей стал благочинным Каргопольского округа, а в конце 2011 года – настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе.
День первый: кочевая жизнь
А ехать в первый описываемый нами день надо было на приход в село Архангело – за несколько десятков километров. Туда, к счастью, ходят автобусы, да еще так, что можно обернуться за один день. В Архангело население тысяча человек, есть своя поликлиника, школа, несколько ансамблей самодеятельности, даже своя рок-группа. Здесь находится старинный деревянный храм Михаила Архангела, туристы приезжают его смотреть. Но денег на реставрацию пока найти не удалось, поэтому мы решили строить новый храм, небольшой, но чтобы все желающие могли прийти помолиться».Строительство движется медленно, постоянно не хватает средств. С другими деревенскими приходами батюшке повезло меньше – на автобусе уедешь в один день, а вернуться можно только на следующий, но ночевать там негде, поэтому пока без своей машины отцу благочинному приходится туго…
Итак – встаем, пока дети пьют чай, папа сбегал на автовокзал за билетами. Автобусы маленькие, мест может не хватить.
Немножко лечимся… Вивея, дочь отца Андрея
…и одеваемся.
«Цыгане шумною толпой» на автостанции ждут этого автобуса.
Автобус погасил свет в салоне и покатил… Поздняя оттепель почти съела весь снег, поэтому за окном темно. Периодически фонари, немногочисленные желтые окна и аромат печного дыма говорили о том, что мы проезжаем населенные пункты.
Батюшкины дети заснули, и сам батюшка задремал. В больших селах в открытые двери автобуса сырой ветер приносил запах чего-то вкусного, немного кисловатого и очень-очень забытого. Постепенно количество людей в автобусе убывало, а за окном светало.
Приехали. Служат во временном помещении, рядом батюшка строит храм. О. Андрей с матушкой и прихожанами сами работали на сооружении фундамента прошлым летом, сейчас храм рубит профессионал Александр и его помощники. Александр купил дом рядом и с семьей переехал жить сюда. Село тут большое, есть хорошая школа и детский сад, так что они довольны. Теперь они с батюшкой дружат семьями, а матушка стала крестной для младшей дочки Александра. В часовне, между тем, начинается служба. Прихожане – как одна семья, все знают друг друга. Входят, здороваются…
Храм рубят по древней технологии, топором и другими традиционными инструментами.
Строитель Александр еще и помогает читать и петь.
По первому образованию матушка Галина – регент, что очень ей пригодилось на приходах… Тут даже бабушки уже не помнят ни служб, ни праздников.
Размер помещения 5х5 м, отопления нет.
После службы отправляемся на молебен в главный храм села – Архангельский. Эти два храма – памятники архитектуры, реставрация которых строит миллионы, поэтому решили, что дешевле построить новый храм. Хотя и эти 2 храма отец Андрей с Александром надеются восстановить постепенно.
Храм Архангела Михаила, уникальный по архитектуре. Специалисты говорят, может простоять долго, а может упасть хоть завтра. По второму образованию матушка Галина – реставратор икон, поэтому вместе с отцом Андреем переживает за судьбу каргопольских храмов. Но что поделать, если денег нет.
Внутри храма сохранилось «небо» с апостолами и Небесными силами.
Больше ничего не сохранилось, в том числе стекол в окнах.
Между двумя храмами некогда было старинное кладбище. «Со святыми упокой».. Может быть, тут лежат и батюшкины предки, ведь по деду он родом из соседней деревни.
Матушка с детьми ушла к прихожанам, строителям часовни, ставшим для детей буквально родными бабушкой и дедушкой. У отца Андрея еще 2 дела – отпевание и освящение, его ждут люди.
Отправляемся через все село к Людмиле Васильевне и Александру Михайловичу – незаменимым батюшкиным помощникам. Когда с автобусным сообщением было не так хорошо, отец Андрей с матушкой оставались у них ночевать, когда работали на стройке храма, «баба Люда» и «деда Саша» сидели с ребенком. Они кормят батюшкину семью обедом, дают отдохнуть после службы перед дорогой домой. Теперь они – родные бабушка и дедушка для детей о. Андрея. Узы христианской любви – сильнее всего.
Дедушкин любимчик. В прошлом году батюшка с матушкой собирались приехать сюда помочь копать картошку, но не успели – Людмила Васильевна с Александром Михайловичем поскорее сами все выкопали, пока батюшка в Каргополе чинил машину. Впрочем, отец Андрей тогда без работы не остался – поехали копать картошку другой, сильно заболевшей, прихожанке…
Впереди еще концерт самодеятельности с благотворительной ярмаркой – все-таки день села! Отец Андрей говорит вступительное слово об архангеле Михаиле, покровителе села
Концерт оказался большой и разнообразный – приехали коллективы из соседних сел и деревень, дети, взрослые…
Играют местные мальчишки.
Батюшка посмотрел почти весь концерт – но до конца не получилось, так как надо было идти на автобус. На автобусной остановке мы обнаружили расписание прошедшего дня.
День второй: храм своими руками
С самого утра батюшка убежал в свой другой храм – Иоанна Предтечи в самом Каргополе. Он там стал настоятелем недавно. В этом храме уже была община, штат сотрудников, хор из нескольких человек, воскресная школа.
«Этот храм по площади самый большой в Архангельской области, он просто огромный, – говорит благочинный. – Но служим мы в маленьком зимнем приделе почти весь год, так как основной объем протопить нереально. Летом мы начали ремонт зимнего придела и помещения для воскресной школы. Несмотря на все сложности (конечно, в большинстве своем материальные) ремонт почти закончен. Очень помогали москвичи, в том числе благотворительный фонд «Предание». Хотелось бы воспользоваться случаем и поблагодарить всех, кто откликался на наши просьбы. С февраля начала работу наша воскресная школа. Пришло около тридцати детей на первые занятия»
Храм является памятником архитектуры федерального значения, однако никаких средств на ремонт и содержание никто не выделяет. Когда в этом году решили перекрыть крышу в теплом приделе (на фото-притвор справа), оказалось, что вся крыша гнилая, пришлось влезть в долги и ремонтировать как следует.
Также пришлось переделывать полы и систему отопления. Отец Андрей такой – делает настолько правильно и основательно, что уж лучше не сделаешь, особенно, если это храм Божий.
Лестница на чердак, где сделали комнатку для занятий воскресной школы и хора. Дома причта у храма нет.
Многое в храме сделано руками отца Андрея, отца Михаила Бузынкина (на фото слева) и алтарника Леонида. Сегодня о.Михаил делает временный престол для другого деревенского прихода, а отец Андрей делает дьяконскую дверь. На заднем плане – новая печка.
Уже довольно поздно, а батюшка все еще в храме. Они со вторым священником о. Михаилом по очереди дежурят до ночи – пока наемные рабочие делают лестницу.
Не дождавшись батюшку, я, пошла домой, а отец Андрей вернулся домой ближе к полуночи.
День третий: краеведческий музей
Днем у батюшки православной лекторий. Отец Андрей ведет его уже не первый год, 2 раза в месяц. Батюшка задержался. Ему много звонят по телефону – в любое время суток. И не только как священнику. Он также получил в Рязани профессию психолога, и периодически ему звонят, чтобы получить консультацию и в этой области.
Раньше лекции проходили в другом помещении, рядом.
Сейчас там ремонт, и отец Андрей бегом бежит в помещение музея в здании бывшего духовного училища.
По его словам, в последнее время многие приходят креститься из-за жизненных сложностей, хотят принять крещение как магическое действие. А христианин ведь как воин на поле брани, сложностей после крещения может только прибавиться.
День четвертый. Воскресная служба
На Литургию народу пришло больше чем накануне вечером.
Дочка батюшки с утра проснулась с температурой, но в момент, когда на Литургии отец Андрей поминал прихожан и особенно свою болящую дочь – температура у девочки стала нормальной. К концу службы, как раз к Причастию, матушка с детьми радостно прибежала в храм…
Само богослужение для него нетяжело: «Наоборот, оно дает силы. Радостно бывает, когда видишь, что кого-то смог поддержать, помочь. Улыбка ребенка, которого ты покрестил. Бывает, что пришел напутствовать умирающего, вроде бы поговорил совсем немного, но видишь, что человеку стало легче. Радость бывает тогда, когда живешь в мире со своей совестью, когда несмотря на все трудности остаешься с Богом. И тогда радость может быть в любой день, независимо от времени суток и погоды».
А там застали сына крестной, которого провожали в армию. «Постричь налысо» — сказали дома
Хорошо, что батюшка приехал – новобранец взял благословение и отправился на сборный пункт…
День пятый. День рождения о. Андрея.
Когда о. Андрей вернулся на родину, квартира, оставшаяся от родителей, была в полуразрушенном состоянии, гараж и дровяной сарай (в квартире отопление печное, вода – на улице в колонке) сильно обветшали. Своими силами на скопленные деньги и с помощью нескольких друзей за шесть лет почти доделали ремонт.
«Сложностей у нас достаточно, – говорит отец благочинный. – Конечно, материальные в первую очередь – в одном из храмов прохудилась крыша, долго не могли собрать на ремонт, в другом строительство еле движется, в третьем нужна богослужебная утварь, в четвертом вот сейчас ломаем голову, как и где мебель подешевле для воскресной школы найти, зарплату сотрудникам надо платить.
Все эти хлопоты отнимают много сил и времени, это тяжело».
Вид из окна кухни отца Андрея. В ночь на понедельник выпал снег. С утра батюшка будет в храме – литургия, молебен. Снег сделал город еще более тихим. Неспешно клубится дым над трубами Вдалеке проехал на велосипеде отец Борис – старейший клирик Архангельской епархии и духовный отец батюшки Андрея. Он всю жизнь так ездит по Каргополю и окрестностям – на старом советском велосипеде, его узнают издалека
Матушка немного оживила подъезд, чтобы радостней было детям. И соседям…
В позапрошлом году сами перестроили сарай, а до гаража уж руки не дошли. Да он им и не нужен был поначалу. Позже добрые люди из Москвы отдали б/у «Ниву», которая служила им верой и правдой, но потом начала ломаться. Так что когда были сделаны эти фотографии, семья вновь стала безлошадной…
Священник Андрей Усачев: «Нельзя не согласиться с тем, что современная деревня в упадке. Труд на земле в современном обществе не востребован, недостаточно внимание государства, люди отказываются держать скот, получается, что дешевле купить мясо и молоко в магазине. Но я бы не сказал, что все совсем пессимистично. У нас в районе есть ряд деревень, где живут активные, творческие люди, поэтому есть надежда. Проблема нашего общества – и в городе тоже – в том, что мы сейчас находимся в апатии. Государство не помогает, у многих просто опускаются руки. Не хватает инициативы, храбрости, силы духа. Часто можно увидеть такую картину в деревне: стоит дом, весь покосился, крыльцо прогнило, крыша течет, зато на фасаде три тарелки для приема ТВ. То есть человеку надо хлеба и зрелищ. Работа, магазин и телевизор, а то, что вокруг – неинтересно. Надо менять наш внутренний настрой, надо выходить из состояния равнодушия».
Он продолжает: «Иногда считают, что Запад лучше живет, потому что там государство лучше заботится о гражданах. Но дело не только в этом. Там и сами люди по-другому относятся к окружающей действительности. Если каждый из нас будет что-то делать на благо родного города или деревни, то ситуация может измениться».
Первый храм отца Андрея, здесь они с матушкой венчались. Тут служит отец Борис
Зимний Каргополь
Отец Андрей пришел из храма и сел немного поделать свой сайт, посвященный в основном приходу в Архангело. За окном — снег.
Свой день рождения каргопольский благочинный решил отметить чаепитием в храме. Прихожане принесли пироги, варенье. Мы с матушкой тоже сделали торт. Прихожане, как большая семья – и бабушки, и дети, и внуки.
Батюшка отличный рассказчик с большим чувством юмора. Так какой-нибудь случай из жизни расскажет, что только успевай за животики хвататься. А иногда и на какой серьезный вопрос ответит как бы шутливо – и понятно, и запоминается хорошо…
А вот матушка Галина немного грустит, переживает за батюшку, что у храма долг, что утром муж сказал «в этом месяце зарплаты не жди», потому что сначала заплатит всем работникам, а себе – когда деньги появятся, что муж не отдыхает почти, месяц назад от переживаний и трудов у отца Андрея было предынфарктное состояние…
Дети нашли себе игрушки. И не только дети…
К ночи впервые за последние дни из-за туч появилась луна. Каргопольский благочинный иерей Андрей Усачев возвращается домой с семьей, в день своего 31-летия
Приходы Каргополья просят оказать помощь
О. Андрей и о. Михаил с прихожанами всегда молятся о жертвователях.
Контакты иерея Андрея Усачева: http://arhistratig.kargopol.ru/faq#section_4
СРОЧНЫЕ НУЖДЫ в селе Архангело – храм почти год строился на деньги одного доброго человека, но сейчас деньги закончились, а еще нужно докупать материалы и платить строителям, нужны средства на крышу, главку и отделку.
В данное время долг строителям более 70 тысяч рублей. На закупку доски, пиломатериалов необходимо еще 100 тысяч примерно. На завершение рубки сруба надо еще примерно 65 тысяч рублей.
И, конечно, хочется, чтобы старинные деревянные храмы начали восстанавливаться или хотя бы перестали быть аварийными. Но это гораздо бОльшие суммы.
При отправлении платежа важно указать его назначение.
Например: «Пожертвование на восстановление храмов села Архангело» или «Добровольное пожертвование на уставные цели прихода»
Текст, Вероника БУЗЫНКИНА, Анна ФЕДОТОВА, фото: Анна ФЕДОТОВА