каргопольский спасо преображенский мужской монастырь
По святым местам. Храмы Каргополя. Часть 2
Аудио
Прекрасные каргопольские храмы по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения. Образцы северного узорочья и классицизма, они пропитаны духом старины и молитвы. Наша программа продолжит свой рассказ о древнем городе и его святынях.
Знаете ли вы, какой город на год старше Москвы? Как на площади в 13 км² разместить двадцать две церкви и два монастыря и почему греческая традиция благодарности за помощь святым прижилась на Русском Севере? Ответы на эти вопросы мы найдем в Каргополе, рассказ о котором продолжает программа «По святым местам». Прошлый выпуск мы посвятили храмам Соборной площади, а всего через пять минут пешком или через минуту на машине мы с вами будем тоже на площади, но уже на другой.
Вот мы и оказались на Благовещенской площади, названа она по имени храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом другая церковь – Никольская, а с этой стороны храм Рождества Царицы Небесной. Кстати, он никогда не закрывался, поэтому его так любят местные жители.
Ирина Викторовна Онучина, заведующая отделом научно-экспозиционной работы Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея:
– Это еще одна группа храмов. Такая особенность, что в Каргополе храмы строились очень компактно, группами, причем один приход состоял из двух храмов…
Хотя до постройки храмов площадь называлась не Благовещенской, а Старой торговой, Каргополь был город купеческий; именно купцы Андрей и Климент Пометяевы начали строить здесь в 1678 году храм Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня храма была достроена в 1844 иждивением других купцов – братьев Ивана и Андрея Насоновых. Стиль храма специалисты называли «каргопольским узорочьем».
Ирина Викторовна Онучина:
– Он закрывался совсем ненадолго, в течение пяти военных лет. Открыли на Пасху в сорок пятом…
Давайте зайдем внутрь храма – здесь все пропитано духом старины и молитвы, ведь в советский период церковь не закрывалась, оставаясь единственной действующей во всем Каргопольском районе. Больше всего, конечно, поражает огромный иконостас. Столетиями сюда приходили каргопольцы, обращаясь к святым, Богородице и Господу, прося помощи в своих трудах. Об одной из традиций благодарить силы Небесные за поддержку расскажут в местном музее.
Ирина Викторовна Онучина:
– Вы видите привесы к иконам. То есть это в благодарность за исцеление: люди, искренне веруя, не думая ни о каком язычестве, просто хотели поблагодарить Бога. Такая практика продолжается и сейчас, только используются другие какие-то драгоценные вещи. Но все-таки официально это Церковью не приветствовалось. В 1722 году из Новгорода был запрос о том, чтобы сообщить, есть ли такое в церквях. И все храмы и монастыри из слова в слово повторяют одну и ту же фразу: «в той нашей церкви у святых образов привесных, куриозных и прочих вещей не обретается, и до 1722 года ничего не сбирано было». Но на самом деле и в конце XVIII – начале XIX века в монастырях у храмовых образов привесы были.
Ирина Викторовна Онучина:
– Эти храмы сохранились, правда, в руинированном состоянии. Это Свято-Духовский и Вознесенский. Они находятся в конце улицы Акулова (раньше она именовалась Каменкой). Эти храмы тоже примечательны. С одной стороны, историей строительства. Дело в том, что они сначала были деревянные, а когда стали отстраивать в камне, то сначала построили приделы; основной массив оставался деревянным, уже потом ядро храма отстроили в камне. И все люди принадлежали к определенным приходам – в то время их менять было нельзя…
Свято-Духовский приход имеет еще одну особенность – оттуда происходит скульптура святителя Николая. Этот образ считался чудотворным, но официальная Церковь какое-то время запрещала эти скульптурные образы. Видимо, здесь усматривалась связь с язычеством, хотя на самом деле это не совсем так. И вот приезжает в город епископ, ему эта статуя не нравится; он поручает ее вынести из храма – ее вынесли. Но епископ покинул город, и статую внесли обратно.
Да, поморы – люди с характером. Не зря же говорят, что в Архангельской области не было крепостного права, а еще здесь жило немало старообрядцев. Сразу после церковной реформы они приехали сюда.
Ирина Викторовна Онучина:
– И вот когда начинается это брожение, гонение, то некоторые соловецкие иноки укрываются в Каргополе (уже в самое раннее время), находят здесь покровительство. Обосновывается Выгорецкое общежительство (в Повенецком уезде северо-западнее отсюда), но предварительно старообрядцы искали место и хотели обосноваться здесь, близ Чаженьги, у них там было свое поселение, где они выращивали хлеб. Каргополь был хлебородной страной.
А еще когда-то в Каргополе было два монастыря.
Ирина Викторовна Онучина:
– Оба они находились на краю города; вот этот монастырь на противоположном берегу – Спасо-Преображенский. Как раз мы видим его план, он был известен еще и тем, что здесь поддерживались традиции книгописания, была большая библиотека (около 300 книг).
Был и Успенский женский монастырь, сегодня его здания утеряны. Но в самом городе осталось еще немало старинных храмов, которые стоят и по сей день.
Ирина Викторовна Онучина:
– Троицкий был деревянным храмом, как и все, впрочем. Когда его стали отстраивать в камне в XVIII веке, то завершили пяти куполами. Там бил источник и был придел, освященный в честь преподобного Александра Ошевенского. Но в конце XIX века случился очередной пожар в этом храме. Когда его стали перестраивать, то купцы, которые вложили средства в это, пожелали сделать храм однокупольным.
За моей спиной Троицкий храм, он появился в Каргополе в 1790 году. Как вы убедились, старинных церквей здесь очень много, этот город вообще называют музеем под открытым небом, но если и говорить образно, что это музей, то пусть его фонды постоянно пополняются, а не ветшают. Например, в плачевном состоянии находится Воскресенская церковь.
Ирина Викторовна Онучина:
– Точной даты ее возведения нет, но это XVII век; даже говорят, сама архитектура завершения кровли позакомарная, она сейчас редко встречается. Христорождественский собор был такой же изначально, и на наружных стенах этого храма есть выбитые плиты, которые говорят о погребении.
Хорошо рассмотреть наружные стены храма Вознесения Господня вряд ли получится – сейчас они в строительных лесах. На этом, к сожалению, процесс реставрации пока остановился. Памятник федерального значения, образец северного средневекового каменного узорочья, грандиозный монументальный храм рассечен гигантской трещиной. Еще в 60-е годы он был в хорошем состоянии, но замерзшие осадки разрушают церковь. Многим храмам Каргополя удалось устоять только потому, что они были переданы в музейное пользование.
Ирина Викторовна Онучина:
– Вот этот храм с тридцать третьего года был отдан музею. После того как убрали главку, организовали книжную базу, музей располагался в другой церкви (эта церковь погорела – и его перевели сюда). А в 80-е и 90-е годы стали передаваться еще храмы. Передана церковь Зосимы и Савватия (в 80-е годы).
Этот храм Каргополя был одним из самых богатых в городе – его заложили в 1814 году на Колобовой горке. Давайте зайдем внутрь. Это церковь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, сейчас здесь концертный зал, но музыканты относятся очень бережно к зданию храма и на алтарную часть не заходят. Декорированный огромный купол напоминает приходящим сюда, что здание построено в стиле классицизма. Чем хорош Каргополь, так это тем, что множество архитектурных стилей здесь мирно соседствуют друг с другом.
Не только храмы, но и многие другие здания Каргополя старинные и имеют историческую ценность. Например, это неприметное небольшое строение – полоскалка; местные жители до сих пор ею пользуются. А туристы, особенно из дальних стран, не перестают удивляться этому строению. И дело не в отсутствии стиральных машин – у каргопольцев они есть; просто что-то хочется сохранить, оставить неизменным. Например, прекрасные каргопольские храмы, которые по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения, а о духовном значении судить вам. Приезжайте в Каргополь – все сами увидите и почувствуете.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Каргопольский Спасо-Преображенский монастырь.
Александро-Ошевенский монастырь.
Кирилло-Челмогорская пустыпь.
Каргопольский Успенский женский монастырь.
г. Каргополь.
Христорождественский Собор Крестовоздвиженская,
Федоровская кладбищенская приписаные церкви.
протоиерей – Петров Владимир Иоаннович,
священник – Хотеновский Василий Стефановский,
диакон – Крылов Петр Михайлович,
священник на псаломщической вакансии – Устьволгский Александр
Богородице-Рождественская церковь – приписная к собору.
Благовещенская церковь.
протоиерей – Светлов Матфей Иоаннович,
псаломщик – Каргопольцев Михаил Стефанович.
Воскресенская церковь.
священник – Георгиевский Василий Иоаннович,
псаломщик – Богоявленский Владимир Петрович.
Владимирская церковь.
священник – Нименский Григорий Андреевич,
диакон на вакансии псаломщика – Первенцев Христофор Иоаннович.
Михаило Архангельская церковь ( Архангельский приход )
священник – Ордомский Георгий Васильевич,
священник – Зверовлев Федор Иоакимович,
диакон – Попов Матфей Иоаннович,
псаломщик – Прилежаев Иосиф Александрович.
Свято-Духовская церковь, Вознесенская – приписная.
священник – Скородумов Петр Иоаннович,
псаломщик – Успенский Петр Кузьмич.
Предтеченская церковь, Спаса Нерукотворного – приписная.
священник – Попов Николай Евдокимович,
псаломщик – Успенский Петр Кузьмич.
Зосимо-Савватиевская церковь.
священник – Николаевский Федор Иоаннович,
священник – Чермогорский Николай петрович,
диакон на вакансии псаломщика – Тервинский Константин Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Богоявленский Петр Федорович.
ПРИХОДСКИЕ церкви.
священник – Васильевский Николай Александрович,
священник на диаконской вакансии – Ржановский Павел Андреевич,
диакон на вакансии псаломщика – Ордомский Василий Васильевич.
Богоявленская церковь ( Богоявленский Ошевенский приход ).
священник – Мльинский Василий Стефанович,
псаломщик–диакон – Даманский Алексей Иоаннович,
псаломщик – Киприанов Николай Иаковлевич.
Христорождественская церковь ( Большешальский приход ),
Покровская, Богородице-Рождественская – приписные?
священник – Петров Ювеналий Иоаннович,
диакон – Соколов Василий Григорьевич,
псаломщик – Васильевский Михаил Лаврович.
Николаевская церковь ( Вадьинский приход )
священник – Мудролюбов Иоанн Иоаннович,
Покровская церковь ( Валдиевский прихлд )
священник – Зверовлев Антоний Андреевич,
диакон на вакансии псаломщика – Чернобровов Николай Иоаннович.
священник – Любимский Константин Иоаннович,
псаломщик – Пономарев Михаил Васильевич.
Преображенская,цнрковь ( Верхочурьевский Преображенский приход ),
священник – Поповский Александр Федорович,
диакон на вакансии псаломщика – Попов Петр Федорович.
Спасо-Преображенская церковь ( Воезерский приход ),
священник – Виноградов Петр Дмитриевич,
псаломщик – Попов Василий Онисимович.
Николаевская церковь ( Волосовский православный приход ).
священник – Соколов Николай Стефанович,
священник – Богоявленский Виталий Федорович,
диакон – Николаевский Иоанн Иоаннович,
псаломщик – Успенский Иван Никитич.
Николаевская церковь ( Вохтоминский приход ).
священник – Остреченский Александр Иоаннович,
диакон – Преображенский Иоанн Петрович,
псаломщик – Цветаев Александр Николаевич.
священник – Ильинский Федор Петрович,
псаломщик – Почезерский Александр Васильевич.
священник – Ржановский Николай Андреевич,
псаломщик – Ильинский Николай Косьмич.
Георгиевская церковь ( Замошский приход ).
священник – Братолюбов Тимофей Матфеевич,
псаломщик – Шежемский Лев Петрович.
Свято-Троицкая церковь ( Канакшанский приход).
священник – Поповский Константин Федорович,
псаломщик – Охотин Илья Федорович.
Параскевинская церковь ( Кенорецкий приход ).
священник – Фаворский Гавриил Иоаннович,
священник – Хазов Василий Тимофеевич,
диакон – Павинский Леонид Иоаннович,
священник на вакансии псаломщика – Благовещенский Иоанн Андрианович.
Христорождественсская церковь ( Ковежский приход ),
священник – Веселовский Андрей Алексеевич,
псаломщик – Прилежаев Константин Осипович.
Коневский приход.
священник – Охотин Петр Евфимович,
диакон на вакансии псаломщика – Троицкий Стефан Федорович.
священник – Петровский АндрейСимеонович,
псаломщик – Брянцев Александр Николаевич.
Красновский приход.
священник – Регов Виктор Петрович,
священник на диаконской вакансии – Воробьев Иоанн Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Размаринский Николай Васильвич.
священник – Казанский Михаил Иванович,
диакон – Богословский Николай Алексеевич,
псаломщик – Павлов Павел Иванович.
Благовещенская церковь ( Лекшморецкий Благовещенский приход ),
священник – Крылов Иоанн Михайлович,
диакон на вакансии псаломщика – Кипреев Николай Иоаннович.
священник – Петров Александр Иоаннович,
псаломщик – Веселовский Сергей Александрович.
священник – Ребров Василий Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Ребров Александр Иоаннович.
священник – Модестов Николай Иоаннович,
псаломщик – Пономарев Федор Васильевич.
Николаевская церковь ( Ловзанский Николаевский приход ),
священник – Вещезеров Иоанн Алксендрович,
диакон – Румов Иоанн Николаевич,
Благоввещенская церковь ( Луговский приход ).
священник – Виноградов Алексей Васильевич,
псаломщик – Богоявленский Федор Иосифович.
Покровская церковь (Лядинский Покровский приход), Богоявленская – приписная.
священник – Регов Михаил Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Хергозерский ВасилийСимеонович.
Одигидриевская церковь ( Малошальгский приход ).
священник – Преображенский Александр Георгиевич,
псаломщик – Модестов Стефан Иванович.
священник – Красновский Петр Дмитриевич,
псаломщик – Попов Василий Онисимович.
Богородице-Рождественская церковь ( Мошинский приход ),
священник – Кенорецкий Николай Ильич,
священник – Ильинский Стефан Иоаннович,
священник на диаконской вакансии – Кудряшов Александр Федорович,
диакон на вакансии псаломщика – Петров Николай Петрович,
псаломщик – Попов Алексей Федорович.
Николаевская церковь ( Надпорожский прихол ).
священник – Здравомыслов Александр Васильевич,
священник на вакансии диакона – Чернявский Иоанн Иоаннович,
псаломщик – Надпорожский Петр Лаврентьевич.
священник – Тихомиров Сергей Николаевич,
священник на вакансии диакона – Воскресенский Николай Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Казанский Александр Павлович.
Михайло-Архангельская церковь ( Нокольский приход ).
священник – Преображенский Иоанн Федорович,
псаломщик – Каргопольцев Александр Михайлович.
священник – Хотеновский Александр Стефанович,
псаломщик в сане диакона – Семчезерский Сергей Иоаннович.
Богородицерождественская церковь ( Ольгский приход ), Богоявленская, Михайло-Архангельская – приписные.
священник – Енохов Владимир Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Пятницкий Петр Стефанович.
Преображенская церковь ( Ольховский приход ). Покровская – приписная.
священник – Соболев Николай Христофорович,
псаломщик – Богоявленский Павел Федорович..
Николаевская церковь ( Павловскийприход ).
священник – Лядинский Николай Петрович,
псаломщик – Павлов Михаил Иванович.
Космодемьяновская церковь ( Печниковский Космодемьяновский приход ),
священник – Попов Алексей Стефанович,
диакон на вакансии псаломщика – Павловский Никандр Иоаннович.
священник – Волокославский Александр Иоаннович,
священник – Хахилев Иоанн Михайлович,
диакон – ПреображенскийАлексей Васильевич,
псаломщик – Поповский Александр Яковлевич,
псаломщик – Урбанов Николай Иванович.
Георгиевская церковь ( Полуборский приход ).
священник – Фесвитянинов Дмитрий Федорович,
псаломщик – Большешельгский Михаил Федорович.
Благовещенская церковь ( Ряговский приход ).
священник – Петропавловский Василий Стефанович,
псаломщик – Зотиков Павел Тимофеевич.
священник – Грандов Михаил Федорович,
псаломщик – Петров Петр Иванович.
священник – Преображенский Василий Георгиевич,
диакон на вакансии псаломщика – Молчанов Василий Федорович.
Свято-Троицкая церковь ( Троицкий приход ),Христорождественская – приписная?
священник – Павинский Иоанн Феодорович,
священник – Дикаревский Сергей Георгиевич,
диакон – Николаевский Георгий Иванович,
псаломщик – Модестов Григорий Иванович,
псаломщик – Веселовский Павел Андреевич.
протоиерей – Чернявский Иоанн Стефанович,
священник – Ярославцев Алексей Максимович,
священник – Любимский Александр Клавдиевич,
диакон – Красновский Федор Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Нименский Николай Григорьевич,
псаломщик – Некрасов Виктор Петрович,
псаломщик – Бронзов Иван Иванович.
Ильинская церковь ( Устьволгский приход ).
священник – Савойский Иоанн Васильевич,
диакон – Фарсинонов Василий Дмитриевич.
псаломщик – Беляев Петр Иоаннович.
Введенская церковь ( Хергозерская приход ), Георгиевская – приписная.
священник – Лебедев Дмитрий Иоаннович,
на диаконской вакансии – Папышев Константин Григорьевич,
псаломщик- диакон – Попов Иоанн Петрович.
священник – Ольгский Николай Михайлович,
диакон на вакансии псаломщика – Крылов Константин Иоаннович.
Николаевская церковь ( Шожемский приход ).
священник – Вотчинский Евгений Евдоксиевич,
псаломщик – Борисоглебский Александр Михайлович.
Свято-Троицкая церковь ( Троицкий единоверческий приход ).
священник – Преображенский Василий,
священник – Николаевский Алексей Александрович,
диакон на вакансии псаломщика – Братолюбов Николай Иоаннович.
Волосовский единоверческий приход.
священник – Ярославцев Иоанн Максимович,
диакон – Савойский Василий Иоаннович,
диакон на вакансии псаломщика – Попов Василий Никонорович.
ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ
Вельский, Сольвычегодский приходы Яренский, Красноборский
Монастыри
Приходы церкви
ВЕЛЬСКИЙ УЕЗД.
г.. Вельск.
Свято-Троицкий собор, при нем Успенская кладбищенская церковь.
Верховажский посад.
Покровская Рогачевская – приписная.
Афанасьевская церковь ( Верхнеподюжский приход ).
Николаевская Вельцовская – приписная.
Николаевская церковь ( Верхнепуйский приход ).
Воскресенская церковь ( Верхотерминский приход ).
Николаевская церковь ( Григоровский приход ).
Петро – Павловская церковь ( Жаровский приход ).
Воскресенская церковь ( Заручъевский приход ).
Воскресенская церковь ( Липецкий приход ).
Богородице – Рождественская церковь ( Кочеварский приход ).
Богородице – Одигидриевская церковь ( Кулойский приход ).
Покровская церковь ( Морозовский приход ),
Спасская Ереминская – приписная.
Воскресенская церковь ( Нижнеподюжский приход ).
Богородице – Рождественская церковь ( Никифоровский приход ).
Николаевская церковь 9 Олюшенский приход ).
Покровская церковь ( Пакшенгский приход ).
Богоявленская церковь ( Пежемский приход ),
Вознесенская Савинская церковь – школа.
Спасская церковь ( Раменский приход ).
Вознесенская церковь Ростовский приход ).
Ильинская церковь ( Судромский приход).
Спасо – Преображенская церковь ( Тавренгский приход ),
Богородице – Рождественская Зеленовская – приписная.
( Воскресенская церковь Терминский приход )
Благовещенская церковь ( Устькулойский приход ).
Успенская церковь ( Устьподюжский приход ).
Спасо – Преображенская церковь ( Хмельницкий приход ).
Благовещенская церковь ( Хозминский приход ).
Казанская церковь Шабановский приход ).
Христорождественская церковь ( Шадренгский приход ).
Покровская церковь Ширихановский приход ).
Спасская церковь ( Боровинский приход ).
Вознесенская церковь ( Верховский приход ).
Иоанно – Предтеченская церковь ( Верхопежемский приход ).
Николаевская церковь ( Верюжский приход ).
Николаевская церковь ( Волюжский приход ).
Михаило – Архангельская церковь (Двиницкий приход ).
Николаевская церковь ( Дмитриевский приход ).
Николаевская церковь ( Жиховский приход ).
Богородице – Рождественская церковь ( Заячеростровский приход ).
Покровская церковь ( Кулойский приход ),
Христорождественская Столбинская – приписная.
Воскресенская церковь ( Лиходеевский приход ).
Христорождественская церковь (Орловский приход ).
Покровская церковь ( Ракулококшенгский приход ),
Власиевская Русиловская – приписная.
Ильинская церковь ( Сидорослободский приход ).
Введенская церковь ( Угронгский приход ).
Николаевская церковь ( Чадромский приход ),
Афанасьевская Павлицовская – приписная.
Покровская церковь ( Чушевицкий приход ).
Богородице – Рождественская церковь ( Шангальский приход ).
Троицкая церковь ( Шелогский приход ).
СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ УЕЗД
г. Сольвычегодск
Благовещенский Собор,
приписные: Успенская, Иоанна Предтеченская Городищенская,
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.