каргопольский спасо преображенский мужской монастырь

По святым местам. Храмы Каргополя. Часть 2

Аудио

Прекрасные каргопольские храмы по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения. Образцы северного узорочья и классицизма, они пропитаны духом старины и молитвы. Наша программа продолжит свой рассказ о древнем городе и его святынях.

Знаете ли вы, какой город на год старше Москвы? Как на площади в 13 км² разместить двадцать две церкви и два монастыря и почему греческая традиция благодарности за помощь святым прижилась на Русском Севере? Ответы на эти вопросы мы найдем в Каргополе, рассказ о котором продолжает программа «По святым местам». Прошлый выпуск мы посвятили храмам Соборной площади, а всего через пять минут пешком или через минуту на машине мы с вами будем тоже на площади, но уже на другой.

Вот мы и оказались на Благовещенской площади, названа она по имени храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом другая церковь – Никольская, а с этой стороны храм Рождества Царицы Небесной. Кстати, он никогда не закрывался, поэтому его так любят местные жители.

Ирина Викторовна Онучина, заведующая отделом научно-экспозиционной работы Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея:

– Это еще одна группа храмов. Такая особенность, что в Каргополе храмы строились очень компактно, группами, причем один приход состоял из двух храмов…

Хотя до постройки храмов площадь называлась не Благовещенской, а Старой торговой, Каргополь был город купеческий; именно купцы Андрей и Климент Пометяевы начали строить здесь в 1678 году храм Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня храма была достроена в 1844 иждивением других купцов – братьев Ивана и Андрея Насоновых. Стиль храма специалисты называли «каргопольским узорочьем».

Ирина Викторовна Онучина:

– Он закрывался совсем ненадолго, в течение пяти военных лет. Открыли на Пасху в сорок пятом…

Давайте зайдем внутрь храма – здесь все пропитано духом старины и молитвы, ведь в советский период церковь не закрывалась, оставаясь единственной действующей во всем Каргопольском районе. Больше всего, конечно, поражает огромный иконостас. Столетиями сюда приходили каргопольцы, обращаясь к святым, Богородице и Господу, прося помощи в своих трудах. Об одной из традиций благодарить силы Небесные за поддержку расскажут в местном музее.

Ирина Викторовна Онучина:

– Вы видите привесы к иконам. То есть это в благодарность за исцеление: люди, искренне веруя, не думая ни о каком язычестве, просто хотели поблагодарить Бога. Такая практика продолжается и сейчас, только используются другие какие-то драгоценные вещи. Но все-таки официально это Церковью не приветствовалось. В 1722 году из Новгорода был запрос о том, чтобы сообщить, есть ли такое в церквях. И все храмы и монастыри из слова в слово повторяют одну и ту же фразу: «в той нашей церкви у святых образов привесных, куриозных и прочих вещей не обретается, и до 1722 года ничего не сбирано было». Но на самом деле и в конце XVIII – начале XIX века в монастырях у храмовых образов привесы были.

Ирина Викторовна Онучина:

– Эти храмы сохранились, правда, в руинированном состоянии. Это Свято-Духовский и Вознесенский. Они находятся в конце улицы Акулова (раньше она именовалась Каменкой). Эти храмы тоже примечательны. С одной стороны, историей строительства. Дело в том, что они сначала были деревянные, а когда стали отстраивать в камне, то сначала построили приделы; основной массив оставался деревянным, уже потом ядро храма отстроили в камне. И все люди принадлежали к определенным приходам – в то время их менять было нельзя…

Свято-Духовский приход имеет еще одну особенность – оттуда происходит скульптура святителя Николая. Этот образ считался чудотворным, но официальная Церковь какое-то время запрещала эти скульптурные образы. Видимо, здесь усматривалась связь с язычеством, хотя на самом деле это не совсем так. И вот приезжает в город епископ, ему эта статуя не нравится; он поручает ее вынести из храма – ее вынесли. Но епископ покинул город, и статую внесли обратно.

Да, поморы – люди с характером. Не зря же говорят, что в Архангельской области не было крепостного права, а еще здесь жило немало старообрядцев. Сразу после церковной реформы они приехали сюда.

Ирина Викторовна Онучина:

– И вот когда начинается это брожение, гонение, то некоторые соловецкие иноки укрываются в Каргополе (уже в самое раннее время), находят здесь покровительство. Обосновывается Выгорецкое общежительство (в Повенецком уезде северо-западнее отсюда), но предварительно старообрядцы искали место и хотели обосноваться здесь, близ Чаженьги, у них там было свое поселение, где они выращивали хлеб. Каргополь был хлебородной страной.

А еще когда-то в Каргополе было два монастыря.

Ирина Викторовна Онучина:

– Оба они находились на краю города; вот этот монастырь на противоположном берегу – Спасо-Преображенский. Как раз мы видим его план, он был известен еще и тем, что здесь поддерживались традиции книгописания, была большая библиотека (около 300 книг).

Был и Успенский женский монастырь, сегодня его здания утеряны. Но в самом городе осталось еще немало старинных храмов, которые стоят и по сей день.

Ирина Викторовна Онучина:

– Троицкий был деревянным храмом, как и все, впрочем. Когда его стали отстраивать в камне в XVIII веке, то завершили пяти куполами. Там бил источник и был придел, освященный в честь преподобного Александра Ошевенского. Но в конце XIX века случился очередной пожар в этом храме. Когда его стали перестраивать, то купцы, которые вложили средства в это, пожелали сделать храм однокупольным.

За моей спиной Троицкий храм, он появился в Каргополе в 1790 году. Как вы убедились, старинных церквей здесь очень много, этот город вообще называют музеем под открытым небом, но если и говорить образно, что это музей, то пусть его фонды постоянно пополняются, а не ветшают. Например, в плачевном состоянии находится Воскресенская церковь.

Ирина Викторовна Онучина:

– Точной даты ее возведения нет, но это XVII век; даже говорят, сама архитектура завершения кровли позакомарная, она сейчас редко встречается. Христорождественский собор был такой же изначально, и на наружных стенах этого храма есть выбитые плиты, которые говорят о погребении.

Хорошо рассмотреть наружные стены храма Вознесения Господня вряд ли получится – сейчас они в строительных лесах. На этом, к сожалению, процесс реставрации пока остановился. Памятник федерального значения, образец северного средневекового каменного узорочья, грандиозный монументальный храм рассечен гигантской трещиной. Еще в 60-е годы он был в хорошем состоянии, но замерзшие осадки разрушают церковь. Многим храмам Каргополя удалось устоять только потому, что они были переданы в музейное пользование.

Ирина Викторовна Онучина:

– Вот этот храм с тридцать третьего года был отдан музею. После того как убрали главку, организовали книжную базу, музей располагался в другой церкви (эта церковь погорела – и его перевели сюда). А в 80-е и 90-е годы стали передаваться еще храмы. Передана церковь Зосимы и Савватия (в 80-е годы).

Этот храм Каргополя был одним из самых богатых в городе – его заложили в 1814 году на Колобовой горке. Давайте зайдем внутрь. Это церковь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, сейчас здесь концертный зал, но музыканты относятся очень бережно к зданию храма и на алтарную часть не заходят. Декорированный огромный купол напоминает приходящим сюда, что здание построено в стиле классицизма. Чем хорош Каргополь, так это тем, что множество архитектурных стилей здесь мирно соседствуют друг с другом.

Не только храмы, но и многие другие здания Каргополя старинные и имеют историческую ценность. Например, это неприметное небольшое строение – полоскалка; местные жители до сих пор ею пользуются. А туристы, особенно из дальних стран, не перестают удивляться этому строению. И дело не в отсутствии стиральных машин – у каргопольцев они есть; просто что-то хочется сохранить, оставить неизменным. Например, прекрасные каргопольские храмы, которые по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения, а о духовном значении судить вам. Приезжайте в Каргополь – все сами увидите и почувствуете.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

Каргопольский Спасо-Преображенский монастырь.

Александро-Ошевенский монастырь.

Кирилло-Челмогорская пустыпь.

Каргопольский Успенский женский монастырь.

г. Каргополь.

Христорождественский Собор Крестовоздвиженская,

Федоровская кладбищенская приписаные церкви.

протоиерей – Петров Владимир Иоаннович,

священник – Хотеновский Василий Стефановский,

диакон – Крылов Петр Михайлович,

священник на псаломщической вакансии – Устьволгский Александр

Богородице-Рождественская церковь – приписная к собору.

Благовещенская церковь.

протоиерей – Светлов Матфей Иоаннович,

псаломщик – Каргопольцев Михаил Стефанович.

Воскресенская церковь.

священник – Георгиевский Василий Иоаннович,

псаломщик – Богоявленский Владимир Петрович.

Владимирская церковь.

священник – Нименский Григорий Андреевич,

диакон на вакансии псаломщика – Первенцев Христофор Иоаннович.

Михаило Архангельская церковь ( Архангельский приход )

священник – Ордомский Георгий Васильевич,

священник – Зверовлев Федор Иоакимович,

диакон – Попов Матфей Иоаннович,

псаломщик – Прилежаев Иосиф Александрович.

Свято-Духовская церковь, Вознесенская – приписная.

священник – Скородумов Петр Иоаннович,

псаломщик – Успенский Петр Кузьмич.

Предтеченская церковь, Спаса Нерукотворного – приписная.

священник – Попов Николай Евдокимович,

псаломщик – Успенский Петр Кузьмич.

Зосимо-Савватиевская церковь.

священник – Николаевский Федор Иоаннович,

священник – Чермогорский Николай петрович,

диакон на вакансии псаломщика – Тервинский Константин Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Богоявленский Петр Федорович.

ПРИХОДСКИЕ церкви.

священник – Васильевский Николай Александрович,

священник на диаконской вакансии – Ржановский Павел Андреевич,

диакон на вакансии псаломщика – Ордомский Василий Васильевич.

Богоявленская церковь ( Богоявленский Ошевенский приход ).

священник – Мльинский Василий Стефанович,

псаломщик–диакон – Даманский Алексей Иоаннович,

псаломщик – Киприанов Николай Иаковлевич.

Христорождественская церковь ( Большешальский приход ),

Покровская, Богородице-Рождественская – приписные?

священник – Петров Ювеналий Иоаннович,

диакон – Соколов Василий Григорьевич,

псаломщик – Васильевский Михаил Лаврович.

Николаевская церковь ( Вадьинский приход )

священник – Мудролюбов Иоанн Иоаннович,

Покровская церковь ( Валдиевский прихлд )

священник – Зверовлев Антоний Андреевич,

диакон на вакансии псаломщика – Чернобровов Николай Иоаннович.

священник – Любимский Константин Иоаннович,

псаломщик – Пономарев Михаил Васильевич.

Преображенская,цнрковь ( Верхочурьевский Преображенский приход ),

священник – Поповский Александр Федорович,

диакон на вакансии псаломщика – Попов Петр Федорович.

Спасо-Преображенская церковь ( Воезерский приход ),

священник – Виноградов Петр Дмитриевич,

псаломщик – Попов Василий Онисимович.

Николаевская церковь ( Волосовский православный приход ).

священник – Соколов Николай Стефанович,

священник – Богоявленский Виталий Федорович,

диакон – Николаевский Иоанн Иоаннович,

псаломщик – Успенский Иван Никитич.

Николаевская церковь ( Вохтоминский приход ).

священник – Остреченский Александр Иоаннович,

диакон – Преображенский Иоанн Петрович,

псаломщик – Цветаев Александр Николаевич.

священник – Ильинский Федор Петрович,

псаломщик – Почезерский Александр Васильевич.

священник – Ржановский Николай Андреевич,

псаломщик – Ильинский Николай Косьмич.

Георгиевская церковь ( Замошский приход ).

священник – Братолюбов Тимофей Матфеевич,

псаломщик – Шежемский Лев Петрович.

Свято-Троицкая церковь ( Канакшанский приход).

священник – Поповский Константин Федорович,

псаломщик – Охотин Илья Федорович.

Параскевинская церковь ( Кенорецкий приход ).

священник – Фаворский Гавриил Иоаннович,

священник – Хазов Василий Тимофеевич,

диакон – Павинский Леонид Иоаннович,

священник на вакансии псаломщика – Благовещенский Иоанн Андрианович.

Христорождественсская церковь ( Ковежский приход ),

священник – Веселовский Андрей Алексеевич,

псаломщик – Прилежаев Константин Осипович.

Коневский приход.

священник – Охотин Петр Евфимович,

диакон на вакансии псаломщика – Троицкий Стефан Федорович.

священник – Петровский АндрейСимеонович,

псаломщик – Брянцев Александр Николаевич.

Красновский приход.

священник – Регов Виктор Петрович,

священник на диаконской вакансии – Воробьев Иоанн Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Размаринский Николай Васильвич.

священник – Казанский Михаил Иванович,

диакон – Богословский Николай Алексеевич,

псаломщик – Павлов Павел Иванович.

Благовещенская церковь ( Лекшморецкий Благовещенский приход ),

священник – Крылов Иоанн Михайлович,

диакон на вакансии псаломщика – Кипреев Николай Иоаннович.

священник – Петров Александр Иоаннович,

псаломщик – Веселовский Сергей Александрович.

священник – Ребров Василий Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Ребров Александр Иоаннович.

священник – Модестов Николай Иоаннович,

псаломщик – Пономарев Федор Васильевич.

Николаевская церковь ( Ловзанский Николаевский приход ),

священник – Вещезеров Иоанн Алксендрович,

диакон – Румов Иоанн Николаевич,

Благоввещенская церковь ( Луговский приход ).

священник – Виноградов Алексей Васильевич,

псаломщик – Богоявленский Федор Иосифович.

Покровская церковь (Лядинский Покровский приход), Богоявленская – приписная.

священник – Регов Михаил Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Хергозерский ВасилийСимеонович.

Одигидриевская церковь ( Малошальгский приход ).

священник – Преображенский Александр Георгиевич,

псаломщик – Модестов Стефан Иванович.

священник – Красновский Петр Дмитриевич,

псаломщик – Попов Василий Онисимович.

Богородице-Рождественская церковь ( Мошинский приход ),

священник – Кенорецкий Николай Ильич,

священник – Ильинский Стефан Иоаннович,

священник на диаконской вакансии – Кудряшов Александр Федорович,

диакон на вакансии псаломщика – Петров Николай Петрович,

псаломщик – Попов Алексей Федорович.

Николаевская церковь ( Надпорожский прихол ).

священник – Здравомыслов Александр Васильевич,

священник на вакансии диакона – Чернявский Иоанн Иоаннович,

псаломщик – Надпорожский Петр Лаврентьевич.

священник – Тихомиров Сергей Николаевич,

священник на вакансии диакона – Воскресенский Николай Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Казанский Александр Павлович.

Михайло-Архангельская церковь ( Нокольский приход ).

священник – Преображенский Иоанн Федорович,

псаломщик – Каргопольцев Александр Михайлович.

священник – Хотеновский Александр Стефанович,

псаломщик в сане диакона – Семчезерский Сергей Иоаннович.

Богородицерождественская церковь ( Ольгский приход ), Богоявленская, Михайло-Архангельская – приписные.

священник – Енохов Владимир Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Пятницкий Петр Стефанович.

Преображенская церковь ( Ольховский приход ). Покровская – приписная.

священник – Соболев Николай Христофорович,

псаломщик – Богоявленский Павел Федорович..

Николаевская церковь ( Павловскийприход ).

священник – Лядинский Николай Петрович,

псаломщик – Павлов Михаил Иванович.

Космодемьяновская церковь ( Печниковский Космодемьяновский приход ),

священник – Попов Алексей Стефанович,

диакон на вакансии псаломщика – Павловский Никандр Иоаннович.

священник – Волокославский Александр Иоаннович,

священник – Хахилев Иоанн Михайлович,

диакон – ПреображенскийАлексей Васильевич,

псаломщик – Поповский Александр Яковлевич,

псаломщик – Урбанов Николай Иванович.

Георгиевская церковь ( Полуборский приход ).

священник – Фесвитянинов Дмитрий Федорович,

псаломщик – Большешельгский Михаил Федорович.

Благовещенская церковь ( Ряговский приход ).

священник – Петропавловский Василий Стефанович,

псаломщик – Зотиков Павел Тимофеевич.

священник – Грандов Михаил Федорович,

псаломщик – Петров Петр Иванович.

священник – Преображенский Василий Георгиевич,

диакон на вакансии псаломщика – Молчанов Василий Федорович.

Свято-Троицкая церковь ( Троицкий приход ),Христорождественская – приписная?

священник – Павинский Иоанн Феодорович,

священник – Дикаревский Сергей Георгиевич,

диакон – Николаевский Георгий Иванович,

псаломщик – Модестов Григорий Иванович,

псаломщик – Веселовский Павел Андреевич.

протоиерей – Чернявский Иоанн Стефанович,

священник – Ярославцев Алексей Максимович,

священник – Любимский Александр Клавдиевич,

диакон – Красновский Федор Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Нименский Николай Григорьевич,

псаломщик – Некрасов Виктор Петрович,

псаломщик – Бронзов Иван Иванович.

Ильинская церковь ( Устьволгский приход ).

священник – Савойский Иоанн Васильевич,

диакон – Фарсинонов Василий Дмитриевич.

псаломщик – Беляев Петр Иоаннович.

Введенская церковь ( Хергозерская приход ), Георгиевская – приписная.

священник – Лебедев Дмитрий Иоаннович,

на диаконской вакансии – Папышев Константин Григорьевич,

псаломщик- диакон – Попов Иоанн Петрович.

священник – Ольгский Николай Михайлович,

диакон на вакансии псаломщика – Крылов Константин Иоаннович.

Николаевская церковь ( Шожемский приход ).

священник – Вотчинский Евгений Евдоксиевич,

псаломщик – Борисоглебский Александр Михайлович.

Свято-Троицкая церковь ( Троицкий единоверческий приход ).

священник – Преображенский Василий,

священник – Николаевский Алексей Александрович,

диакон на вакансии псаломщика – Братолюбов Николай Иоаннович.

Волосовский единоверческий приход.

священник – Ярославцев Иоанн Максимович,

диакон – Савойский Василий Иоаннович,

диакон на вакансии псаломщика – Попов Василий Никонорович.

ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Вельский, Сольвычегодский приходы Яренский, Красноборский

Монастыри

Приходы церкви

ВЕЛЬСКИЙ УЕЗД.

г.. Вельск.

Свято-Троицкий собор, при нем Успенская кладбищенская церковь.

Верховажский посад.

Покровская Рогачевская – приписная.

Афанасьевская церковь ( Верхнеподюжский приход ).

Николаевская Вельцовская – приписная.

Николаевская церковь ( Верхнепуйский приход ).

Воскресенская церковь ( Верхотерминский приход ).

Николаевская церковь ( Григоровский приход ).

Петро – Павловская церковь ( Жаровский приход ).

Воскресенская церковь ( Заручъевский приход ).

Воскресенская церковь ( Липецкий приход ).

Богородице – Рождественская церковь ( Кочеварский приход ).

Богородице – Одигидриевская церковь ( Кулойский приход ).

Покровская церковь ( Морозовский приход ),

Спасская Ереминская – приписная.

Воскресенская церковь ( Нижнеподюжский приход ).

Богородице – Рождественская церковь ( Никифоровский приход ).

Николаевская церковь 9 Олюшенский приход ).

Покровская церковь ( Пакшенгский приход ).

Богоявленская церковь ( Пежемский приход ),

Вознесенская Савинская церковь – школа.

Спасская церковь ( Раменский приход ).

Вознесенская церковь Ростовский приход ).

Ильинская церковь ( Судромский приход).

Спасо – Преображенская церковь ( Тавренгский приход ),

Богородице – Рождественская Зеленовская – приписная.

( Воскресенская церковь Терминский приход )

Благовещенская церковь ( Устькулойский приход ).

Успенская церковь ( Устьподюжский приход ).

Спасо – Преображенская церковь ( Хмельницкий приход ).

Благовещенская церковь ( Хозминский приход ).

Казанская церковь Шабановский приход ).

Христорождественская церковь ( Шадренгский приход ).

Покровская церковь Ширихановский приход ).

Спасская церковь ( Боровинский приход ).

Вознесенская церковь ( Верховский приход ).

Иоанно – Предтеченская церковь ( Верхопежемский приход ).

Николаевская церковь ( Верюжский приход ).

Николаевская церковь ( Волюжский приход ).

Михаило – Архангельская церковь (Двиницкий приход ).

Николаевская церковь ( Дмитриевский приход ).

Николаевская церковь ( Жиховский приход ).

Богородице – Рождественская церковь ( Заячеростровский приход ).

Покровская церковь ( Кулойский приход ),

Христорождественская Столбинская – приписная.

Воскресенская церковь ( Лиходеевский приход ).

Христорождественская церковь (Орловский приход ).

Покровская церковь ( Ракулококшенгский приход ),

Власиевская Русиловская – приписная.

Ильинская церковь ( Сидорослободский приход ).

Введенская церковь ( Угронгский приход ).

Николаевская церковь ( Чадромский приход ),

Афанасьевская Павлицовская – приписная.

Покровская церковь ( Чушевицкий приход ).

Богородице – Рождественская церковь ( Шангальский приход ).

Троицкая церковь ( Шелогский приход ).

СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ УЕЗД

г. Сольвычегодск

Благовещенский Собор,

приписные: Успенская, Иоанна Предтеченская Городищенская,

каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть картинку каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Картинка про каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь

каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть картинку каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Картинка про каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь

каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть картинку каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Картинка про каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь

каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Смотреть картинку каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Картинка про каргопольский спасо преображенский мужской монастырь. Фото каргопольский спасо преображенский мужской монастырь

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *