карта новоиерусалимского монастыря и окрестностей
Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
В г. Истра находится немало ценных исторических и культурных объектов, но одним из самых прославленных и необыкновенных из них является Новоиерусалимский монастырь.
Это священное место, основанное патриархом Никоном – личностью довольно противоречивой и с церковной, и с исторической точки зрения – стало не только важным культурным и религиозным наследием того времени, но и храмом с необычайно красивой и символичной архитектурой.
Сегодня я хочу поделиться с вами тем, что узнала об удивительных достопримечательностях и святынях Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря в Истре.
Где находится Новоиерусалимский монастырь
Как добраться до Новоиерусалимского монастыря
Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.
Особенности посещения монастыря
Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства: богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.
Расписание служб в монастыре в Истре
Где можно остановиться рядом с монастырем
В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу». У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.
История Новоиерусалимского монастыря в Истре
История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона, который основал собор в 1656 году.
С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества в России.
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей.
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви, реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.
Достопримечательности монастыря
Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:
Святыни Новоиерусалимского монастыря
Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, Гроб Господень и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:
Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».
Фото Новоиерусалимского монастыря
Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.
Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.
Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.
А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!
Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.
Вход в уникальную подземную церковь.
Новоиерусалимский монастырь на видео
Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.
Достопримечательности Истры и монастыря в Новом Иерусалиме
Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.
Что посмотреть?
Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.
Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.
Оказавшись здесь, нужно увидеть:
В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.
Монастырский комплекс
Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.
Воскресенский собор
Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.
Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.
Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.
С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.
Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.
Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.
Подземная церковь
Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.
Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.
Палаты и церковь Рождества Христова
Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:
Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.
В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.
Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.
Церковь Входа Господня
Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.
Символизирует вход Иисуса в Иерусалим и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.
Защитные постройки
У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.
Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:
Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.
Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.
Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.
Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?
Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:
Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.
Распорядок работы касс несколько иной:
Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.
Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.
На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.
Видео: новоиерусалимский монастырь.
Как доехать?
Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.
На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.
В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.
Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.
Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.
Стоимость проезда на электричке составит:
Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:
В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.
Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.
Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.
В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.
Что сделать чтобы не сгореть на солнце или если уже сгорели.
Горящие туры от Travelata.
Новоиерусалимский монастырь в Истре
Автобус | ост. «Музей», 4, 22, 25, 26, 27, 29, 32, 33, 34, 39, 40, 46, 48 |
Пригородная электричка | ст. Истра |
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь находится в городе Истре в Московской области, на расстоянии более 50 км от центра столицы.
Монастырь является исторически ставропигиальным: его основал в 1656 году патриарх Никон, по изначальному замыслу которого в новой обители предполагалось воссоздать комплекс святых мест Палестины. В частности, первый Воскресенский собор построили по образцу Храма Гроба Господня, он был украшен архитектурной керамикой.
На монастырской территории в это время был отстроен традиционный для русского зодчества деревянный комплекс, а также гостиный двор и хозяйственные постройки.
К концу XVII века взамен деревянной ограды Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря были возведены каменные крепостные стены высотой девять метров и толщиной в среднем до трех метров. Новая ограда включала восемь башен, в стилевом плане входила в единый архитектурный ансамбль с ранее созданными сооружениями. Примерно в это же время в комплексе было завершено строительство подземной церкви Константина и Елены.
Также к XVII веку относят захоронения некрополя Новоиерусалимского монастыря — внутри собора и на монастырской территории.
Первые комплексные реставрационные работы проводились в 1731–1747 годах — после частичного обрушения собора и случившегося вскоре пожара.
Первый проект восстановления собора и монастырского комплекса был предложен еще в годы войны, но в последствии его реализация затянулась. Центральная часть собора была воссоздана в 1970–1980-х годах.
В 2014 году восстановлена колокольня. Реставрационные работы в комплексе продолжаются.
К монастырю примыкает парк, на территории работает музей «Новый Иерусалим».
Добраться до монастыря в Истре из Москвы можно на машине — по Волоколамскому шоссе. Направление обслуживают регулярные автобусные рейсы (ближайшая остановка — «Музей»), пригородные электрички (до станции Истра).
Новоиерусалимский монастырь
Фотографии
Описание
Основан в 1656 патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. По замыслу Никона, монастырь в будущем должен был стать центром православного мира.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь. В одном из приделов собора погребён патриарх Никон.
В 1698 близ монастыря произошло сражение между восставшими стрельцами и войсками, верными царю. Монастырь стал крупным землевладельцем (в XVIII в. — до 13 тыс. крепостных душ); в XVII в. на территории Нового Иерусалима существовала большая библиотека, собранная по инициативе Никона; монастырь был важным центром паломничества.
Лучшие архитекторы России — К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон, П. И. Заборский создали красивейший архитектурный ансамбль (помимо Вокресенского собора, отметим также скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658—1664; Трёхсвятительскую церковь (1686—1698); надвратную церковь (1694—1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стену монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694).
В 1919 монастырь был закрыт, в 1921 в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 — Московский областной краеведческий музей).
В 1941 здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.
В 1959 музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы 17 века.
25 августа 1994 монастырь посетил Патриарх Алексий II.
В 1995 был возвращен Московскому Патриархату; началось возрождение монашеской жизни.
11 октября 1995 администрацией Московской области было издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре» во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, предусматривавшее на первом этапе передачу Патриархату Воскресенского собора, храма святых равноапостольных Константина и Елены, храма Рождества Христова, Восточного братского корпуса и скита Патриарха Никона.
Это описание достопримечательности Новоиерусалимский монастырь 33,8 км на запад от Зеленограда, Московской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
Новоиерусалимский монастырь в Истре
Описание
Ставропигиальный мужской монастырь, основанный Патриархом Никоном в XVII веке
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истра Московской области.
Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.
История
Основание
Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
Первый этап строительства
На строительные работы, для производства которых «требовалось огромное количество как квалифицированных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские крестьяне, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне в своих челобитных жаловались на то, что, оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им некоторых льгот. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.
Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года — архимандрит Леонид (Кавелин), опираясь на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относит это событие к 1 сентября. В этом же году Никон был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.
В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.
В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились, среди прочего, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. 500 экземпляров из монастырской библиотеки в 1674 году было взято в Патриаршию ризную казну. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Рукописи из библиотеки монастыря описаны Амфилохием в 1859 году в его «Описании рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим». В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, с 1920 года оно хранится в Государственном Историческом музее.
Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.
Конец XVII века
Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.
В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.
XVIII век
В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.
В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.
XIX век
Появляются описания монастыря, адресованные широкому кругу читателей: А. Н. Муравьёва, И. М. Снегирёва и других авторов. Всего известно более двадцати паломнических описаний второй половины XVIII — начала XX века, которые стали источниками сведений об утраченных к настоящему времени сооружениях и деталях архитектурного комплекса, особенностях богослужебной практики, характерной только для этого монастыря, быта насельников и богомольцев.
В 1869 году архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин). Годы, проведённые в Новом Иерусалиме стали для него временем плодотворной научной деятельности. В своём труде «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря» (1876) Леонид впервые опубликовал документы XVII века (позднее утраченные) из архивов обители. До настоящего времени его монография «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год» остаётся единственным исследованием истории этой керамической мастерской. Кавелин открыл имена мастеров «ценинного дела» Петра Заборского и Яна Флегнера. С 1870-х годов архимандрит вёл работу по созданию одного из первых церковных музеев России — музея патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате монастыря.
Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для богатых паломников и странноприимный дом — для неимущих, построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек.
После 1918 года
В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.
В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.
В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.
Возобновление монастыря в 1990-е гг.
10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.
В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.
Архитектурный комплекс
Вторая половина XVII века
Согласно описи 1668 года, рядом с монастырём были возведены гостиный двор и две кельи, а также конюшенный двор с жилыми и хозяйственными постройками. Монастырь был обведён рвом, укреплённым брёвнами с одной стороны, перед ним был отсыпан вал с мелким камнем. Входили в монастырь по перекинутому через ров мосту. Деревянная монастырская стена имела восемь башен. Надвратную башню украшали часы «на польское дело». В ограде монастыря находились деревянные кельи Никона и братские кельи. В камне были отстроены хлебная палата, поварня, кузница, погреба.
Воскресенский собор
По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания — 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната — символ мученической смерти или глаз на пере павлина — символ Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, украшал он и третий ярус. Сейчас «павлинье око» можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри). Выполненными по тем же формам изразцами позднее были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 — середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683). По мнению исследователей, для ещё одного фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.
Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.
К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков.
Подземная церковь Константина и Елены
С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
Крепостная ограда
Некрополь
Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.
На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора — настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине XVIII века. Самые ранние захоронения в соборе — могилы Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей на придел Голгофы), в южной части погребён автор жизнеописания Никона Иван Шушерин (придел Архангела Михаила).
В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
Реконструкции
XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы
В начале века плоские кровли-гульбища Воскресенского собора сменили на скатные, убрав парапет-ограждение. 23 мая 1723 года шатёр ротонды собора, вероятно из-за перегруженности, обрушился по нижние хоры, при этом уцелевшие стены растрескались. По версии исследователей, «шатёр, будучи сильно армирован связями, в первые мгновения катастрофы сползал на запад как единое целое, и рухнул всей массой на двухъярусную галерею, окружавшую ротонду». В 1726 году пожар в соборе уничтожил кровли и деревянные части окон. Ремонтными работами в 1731—1747 годах занимался И. Мичурин. Свой проект по восстановлению собора в том виде, в каком он был до разрушения, с сохранением старых фундаментов и стен ротонды, архитектор направил в Синод в 1745 году (чертежи утрачены, до наших дней дошла лишь смета). Позднее появились проекты восстановления других архитекторов, обследовавших собор: А. П. Евлашева и Д. В. Ухтомского, Х. Мускопа.
Под руководством Мичурина к 1736 году были восстановлены два нижних яруса ротонды, создан и установлен керамический фриз второго яруса, подобный фризу второго яруса крестовой части. Однако полным ходом исследования и работы пошли после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на них деньги (1749). В своём проекте Б. Растрелли (1756) также предусматривал возведение шатра из кирпича, сомнения в прочности конструкции задержали его выполнение. Архимандрит Амвросий, ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил построить деревянный шатёр. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатёр из дерева, конструкция которого была разработана инженером В. Бернардаччи. Проект был реализован под руководством К. Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле европейского барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты керамические пояса, их место заняли белокаменные карнизы. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре — шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Наиболее сильное впечатление производил интерьер собора, залитый светом, украшенный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и пространства между окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской будущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского. Керамические иконостасы были покрыты масляной краской, а частями — позолотой.
В результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в XIX веке, существенных изменений в его облик внесено не было.
Послевоенная реставрация. 1942—1969
Уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942—1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством А. В. Щусева на базе обмеров Ф. Ф. Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В 1944—1947 годах выпускники Московского архитектурного института Н. Любимова, И. Сахарова, М. Ковалева под руководством П. Д. Барановского провели обмеры керамического декора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.
В 1956 году Барановский выпустил «Предварительный проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов». Строительные работы начались в 1957 году, и к 1972 году пилоны были доведены до уровня пят подпружных арок.
В 1958 году вышел эскизный «Проект покрытия над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» с тремя вариантами покрытия для сохранения лепного декора ротонды, предложенными Барановским. Третий вариант предусматривал возведение над ротондой шатра на металлическом каркасе с деревянной обшивкой, который позднее мог стать основой для проведения восстановительных работ. По этому варианту леса должны были возводиться только в центре ротонды (над кувуклией, уцелевшей при взрыве), таким образом сохранялась возможность для проведения исследовательских и реставрационных работ в помещении. Проект не был реализован, позднее (в 1970-х — 1990-х годах) строительные леса занимали всю ротонду и препятствовали изучению и восстановлению внутреннего убранства.
Реставрационные работы
1970-е — 1990-е годы
В 1975 году под руководством Б. Малхасова возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. По заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания от 31 января 1984 года, восстановленная глава собора: «…не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века».
В 1978—1979 годах на барабане центральной части собора установлена керамическая храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982—1983 году по проекту Н. Любимовой реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов трестом «Мособлстройреставрация» была разработана документация на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов). Шатёр собирался из блоков трёх типов, располагавшихся в три ряда. Недостатками этого проекта были признаны жёсткое соединение блоков и уменьшение высоты шатра. По мнению Барановского, высота его была на 2 метра ниже творения Бланка, не сохранены формы основания ротонды, люкарны в шатре были слишком узки, чтобы пропускать достаточно света. Главной же ошибкой Барановский считал покрытие шатра листами железа, материала, подверженного коррозии. Восстановление Воскресенского собора стало предметом общественной дискуссии: 30 мая 1978 года в газете «Правда» было опубликовано коллективное письмо, где эти работы приводились как пример реставрации без согласования со специалистами. К марту 1979 года для стереофотограмметрического исследования на смонтированной на три четверти конструкции был собран макет шатра с имитацией окон-люкарн.
В 1983 году макет был разобран, начались работы по восстановлению шатра по проекту, выпущенному в 1980 году. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие специалисты выступали против увеличения высоты шатра на 2 метра, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов. По настоянию сотрудников музея «Новый Иерусалим» покрытие шатра было выполнено из оцинкованного железа, а не, как предполагалось ранее, из никелированной меди «в шашку». Последний тип покрытия был отвергнут, так как давал протечки, а также по эстетическим соображениям.
2011—2016 год
В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола.
Реставрационные работы в монастыре планируется закончить в 2016 году.
Список архитектурных сооружений
Крепостные стены и башни (1690—1694)
Постройки, расположенные за крепостной стеной
Современная жизнь обители.
Наместник монастыря с мая 2008 года (утверждён Священным Синодом 23 июня 2008 года) — игумен Феофилакт (Безукладников). Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург, ул. Камская 11, лит А.