картезианский монастырь в березе
Интересное о Березе. Монастырь картезианцев.
Монастырь картезианцев в Берёзе — памятник архитектуры XVII века, единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев, он считался самым крупным и богатым монастырем в княжестве. Является единственным монастырем картезианцев, находящимся на территории бывшего СССР.
Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси – Сапегами. Есть несколько легенд, почему монастырь (кляштор) был построен именно в Березе. По одной из них когда-то в этих местах была березовая роща, где было много чистых родников. Однажды слепой старец, пришедший в рощу с мальчиком поводырем, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же заигрался в лесу и заблудился. Когда старик проснулся, он стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись и умывшись чистой водой, старик стал снова видеть. В честь этого чуда старец поставил у родника березовый крест. О чудодейственном исцелении услышал Сапега, у которого был слепой сын. Отец привез мальчика к источнику и когда сын умылся, к нему вернулось зрение. В знак благодарности Сапега решил построить на этом месте монастырь. По другой легенде во время охоты Сапегов собаки с лаем погнались за зверем, вдруг внезапно наступила тишина. Когда хозяева догнали собак, те мирно лежали на поляне, а посреди поляны стоял крест, которого никогда на этом месте раньше не было. Сапега воспринял это как знак божий и решил заложить на этом месте монастырь.
Историческим же фактом является то, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге. Казимир Лев был человеком образованным и так же как отец обладал выдающимися способностями и умом, занимал высокие посты в Великом Княжестве Литовском.
Казимир Лев Сапега
Казимир Лев Сапега был глубоко набожным человеком. За свою жизнь он основал немало костелов и монастырей. В 1646 году ему написали послание монахи-картезианцы из Картузов (около Гданьска), в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Сапеге понравилась идея основать Картезианский монастырь.
Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Картезианцы уделяли много внимания физическому и интеллектуальному труду. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы. Из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».
После получения разрешения на строительство монастыря у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Строительство началось в 1648 году и продолжалось 40 лет. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени. Как только был заложен первый камень, Сапега подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская, которое сохранялось до 1940 года.
Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел (построен намного раньше, в 1666 году), жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму (въездные ворота) с бойницами. В отчете по строительству монастыря, случайно найденного в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев (что было равно 1 тонне золота), потраченная на возведение монастыря.
Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дожил до окончания строительства, он скончался в 1656 году и был похоронен в Березе, в монастыре картезианцев, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.
Земельная собственность монастыря постоянно увеличивалась за счет новых пожалований, завещаний феодалов, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронения в склепе костела.
Монастырь стал крупным феодальным поместьем, основанным на крепостном труде около 2,5 тысяч крестьян.
Березовский монастырь картезианцев был и кредитором-ростовщиком. За денежными ссудами в монастырь обращались феодалы, городские магистраты, нуждающиеся в наличных деньгах мещане, обедневшие жители городских окраин.
В 19 веке монастырь стал одним из самых крупным собственников Беларуси. Во владении Березовского монастыря входили:
— 2 кирпичных завода с производственной мощностью 12 и 10 тыс. штук кирпича;
— 2 лесопилки;
— мастерские по производству черепицы и извести;
— кожевенный завод;
— 5 мельниц;
— броварни (винокуренные заводы).
В самом монастыре проживало 14-16 монахов. Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром. Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы отшельники шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.
Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.
На фотографиях ниже — макет монастыря, выполнен студентами Брестского государственного технического университета.
Монастырь не раз подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской 1654-1667, русско-шведской 1656-1658, Северной 1700-1721 годов, войны 1812 года. По преданиям, во время Северной войны в 1706 году в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII.
Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня.
После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Берёзу прибыл на постоянное расквартирование 151 Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костёл на территории картезианского монастыря. В своё время костёл был сооружён из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Казармы сохранились до наших дней и их так и называют: «Красные казармы».
В 1915 году здания монастыря горели во время пожара.
Во второй половине 1930-х лет в кляштор приехали монахи-паллотины, которые восстановили Дом Сапегов, некоторые хозяйственные здания, построили капличку (на фото справа от Дома Сапегов). Снимок сделан с колокольни разрушенного костела.
В 60-е годы вся территория кляштора принадлежала воинской части.
От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своей величественностью и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, он мог бы стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.
Ваш Биодент,
Многопрофильный медицинский центр в Березе, тел. (01643) 3-33-33
Уникальный заброшенный комплекс в Берёзе
В небольшом городе Береза, что в Брестской области, сохранилось наследие времен ВКЛ – Березовский Монастырь Картезианцев. Заложенный в начале 17 века огромный монастырский комплекс сейчас представляет собой руины. Сам монастырь включал: костел святого Иосифа (частично сохранилась лишь руины башни-колокольни), кельи братьев-монахов картезианцев, трапезную, библиотеку, госпиталь, аптеку, крупные и мелкие хозяйственные постройки.
Монастырь Картезианцев в Березе служил обителью духовного ордена картезианцев. Монастырь не только был домом братьев – монахов, но и вместилищем богатств, накопленных орденом. Постройка монастырского комплекса связана с небезызвестным канцлером Великого княжества Львом Сапегой в 1617 году.
Именно к нему в 1646 году прислали письмо монахи из гданьских Картузов, в котором изложили просьбу поселиться на землях Сапеги и заложить собственный монастырь.
Картезианцы являлись одним из многочисленных католических орденов, основанным около 1084 года в Шатрезах близ французского Гренобля. Основой идеей картезианцев служило отречение от мирских дел, жесткая аскеза и уединение, включающее периодические молитвы.
Монахи поставили на первый план развитие своих физических и интеллектуальных способностей посредством каждодневного труда.
Местный епископ Гемблицкий дал соответствующее разрешение, после которого канцлера посетили троица монахов, выбравшие Березу местом будущего строительства.
Данная местность отличалась некоторой изоляцией и обособленностью, что полностью устраивало орден.
Фундамент был заложен в 1648 г., и в течение сорока лет архитектор итальянского происхождения Джованни Батиста Джислени воплощал в камне свой грандиозный проект.
Архитектура комплекса обладала пятиугольными очертаниями и раскинулась на шести с половиной гектарах.
В обитель ордена вошли уже находившийся там с 1666 года костел, жилые помещения, богатая библиотека, покои госпиталя, аптеки и множество функциональных пристроек.
Центральное место было отведено звоннице с непробиваемыми стенами и ярусами под пушки. Монастырь опоясывала сплошная стена, за которую попасть можно было единственным способом – через широкую браму с многочисленными бойницами.
Случайно сохранившийся отчет включает сумму в три сотни тысяч золотых червонцев, затраченных на проект.
Спустя годы монастырь прослыл крупнейшим поместьем, на котором трудились 2500 крепостных.
Служители ордена зарекомендовали себя ростовщиками, к которым обращались за финансовой помощью магистраты, феодалы, горожане и беднейшие граждане. 19 век стал временем расцвета березовских картезианцев, ставшими крупнейшими собственниками.
Особой гордостью являлась картезианская библиотека с 39 рукописными, 2314 печатными трудами.
Монастырь Картезианцев в Березе периодически захватывался и разрушался во времена русско – польской, русско – шведской, Северной и Отечественной войн.
После последнего раздела Речи Посполитой описываемые владения вошли в Российскую империю, воинственные монахи же содействовали восстанию против царской власти. Это послужило причиной последующего закрытия комплекса и передачи его царским войскам.
Если вам понравился материал – Монастырь Картезианцев. Монастырские руины Береза, то также рекомендуем: Заброшенные Усадьбы Беларуси. Часть 1
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Юридическая консультация в Беларуси
Откуда в Березе были ананасы, черепахи, зуб носорога и самый строгий монашеский орден?
«В тихом омуте черти водятся» — в некотором смысле это высказывание можно отнести к одному из небольших (нет и 30 тысяч населения) районных городков на юго-западе Беларуси — Березе. Это всегда было тихое место, и сейчас о нем можно услышать разве что в привязке к расположенным здесь промышленным предприятиям, в то время как история города впечатляет и величием, и трагизмом.
Изображение сервиса «Яндекс. Карты»
Честно говоря, отправляясь в дорогу, на великие открытия мы не рассчитывали. «Я удивлена, что ты собираешься в наш город. Наверное, кроме монастыря картезианцев у нас больше ничего интересного и нет», — отреагировала на запланированную поездку знакомая родом из Березы. Однако, как это всегда бывает в неизведанных местах, мы все же надеялись получить новые впечатления. И они не заставили себя ждать. Первое из них — удивление. Конечно же, приятное: для города районного масштаба Береза выглядит очень привлекательно. Широкие дороги с множеством пешеходных переходов и звуковыми светофорами. Чисто. Светло. Только в центре мы увидели множество цветников, около десятка разнообразных малых архитектурных форм, несколько скверов и как минимум три фонтана. Вдоль главной улицы Ленина — преимущественно невысокие, красиво покрашенные дома. Да и частный сектор окраин аккуратный и ухоженный.
Но самое главное — в городе чувствуется водоворот жизни. На улицах людно, очень много детей, молодых мам и пап с колясками, и велосипеды, велосипеды, велосипеды. Что примечательно, в отличие от столицы, где велосипед — преимущественно молодежное средство передвижения, здесь на двух колесах ездят люди среднего возраста и даже пожилые. Абсолютно европейская тенденция, если вспомнить, что, например, мэр Лондона добирается до работы на велосипеде. Однако и автомобилей в Березе немало — дорожное движение довольно активное. А еще в городе впечатляет большое количество броской наружной рекламы на зданиях. Нечто подобное приходилось видеть разве что в Бобруйске. «У нас несколько крупных предприятий, людям есть где работать и зарабатывать деньги. Хорошо развивается частный бизнес, поэтому город действительно живет», — пояснила сотрудница местной газеты «Маяк». Она показывала нам дорогу к монастырю, ибо без подсказок местных жителей в городе ориентироваться довольно сложно: указателей здесь нет, если не считать того единственного — в сторону монастыря, но и до него еще надо добраться.
Пожалуй, единственное, что разочаровало в городе, — уровень пунктов питания, которому еще есть куда расти. Захотев подкрепиться, корреспонденты «Звязды» набрели на кафе, но оно оказалось закрытым. на обед. Местные жители посоветовали нам сходить в бистро «Старый город», однако и там обслуживание уже закончилось, хотя на часах было еще только 16 после полудня. Визит в местный ресторан «Береза» мы решили отложить на крайний случай (может, зря?), так как увидели по дороге еще одно бистро. Это оказалась обычная «забегаловка», где продают хот-доги не первой свежести и пекут блины, не отличающиеся высокими вкусовыми качествами, зато цены на них — на высоте. Удивило и то, что среди множества частных киосков, вывески на которых свидетельствовали о торговле провиантом, не нашлось ни одного открытого. Так что спасением для голодных туристов в Березе пока могут быть только магазины и, возможно, ресторан, до которого мы так и не дошли.
За интересностями — в музей
Впрочем, не хлебом единым жив человек, и в плане духовной пищи здесь найдутся свои «деликатесы». Город имеет как минимум несколько интересных в туристическом плане объектов:
А еще Береза — родина одного из первых президентов Академии наук БССР Павла Горина-Коляды.
О достопримечательностях города и района можно узнать в местном краеведческом музее, который находится в старинном еврейском здании в центре города. В этом году два года, как музей работает после ремонта, и представленная в нем экспозиция действительно впечатляет и восхищает с самого первого — археологического — зала. Здесь вам расскажут о затопленных меловых карьерах, которые время от времени слегка «приоткрывают» тайны своих глубин, позволяя ученым «находить» месторождения янтаря или, например, знаменитый Малечский клад с римскими серебряными денариями. Примечательно, что деревня Малеч, где был найден клад, когда-то была городом и даже получила магдебургское право и свой герб. А еще, как повелось с древности, когда-то четверг в Малечи был торговым днем, так и сейчас местные предприниматели собираются там именно по четвергам.
Один из интересных экспонатов музея — зуб мамонта, найденный на территории района. Однако некоторые ученые, посещавшие музей, высказывали мнение, что это зуб носорога. Каким образом он появился здесь, на Березовщине, — загадка. Как небезосновательно свидетельствуют специалисты, регион до конца еще не изучен поэтому можно предположить, что этот край до сих пор хранит немало тайн.
Также интересностью музея является импровизированная партизанская лесная школа, где во время экскурсий сотрудники проводят с учащимися настоящие занятия по арифметике, письму, музыке, истории. Этакая своеобразная возможность попутешествовать во времени. А еще здесь предлагают множество экскурсий по району на самый любой вкус — экологических, исторических, велосипедных, пеших, с возможностью рыбной ловли и отдыха в агроусадьбах.
Место большой аскезы
Безусловная жемчужина Березы — монастырь картезианцев — требует отдельного рассказа. Заложен он был в 1648 году сыном Льва Сапеги Казимиром Львом Сапегой и строился более 40 лет. Устав ордена картезианцев (картузианцев, картезианцев — название происходит от названия первого монастыря — Великой Шартрез во Франции) отличается особой строгостью и аскетизмом. Может быть, поэтому во всем мире насчитывается всего 22 картезианских монастыря.
Почему монастырь возвели именно в Березе? Есть несколько легенд, связанных с этим. Согласно первой, когда-то в этих местах была березовая роща, где струились чистые родники. Однажды сюда зашел слепой старик с мальчиком-поводырем. Старик уснул, а мальчик заигрался в лесу и заблудился. Проснувшись и не дозвавшись своего поводыря, слепой стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись чистой воды и умывшись ею, стал видеть. В честь этого чуда он поставил около родника березовый крест и отправился свидетельствовать людям о своем исцелении. О чудодейственном источнике услышал Сапега, у которого был слепой сын. Он привез его в рощу, и мальчик, умывшись, приобрел зрение. И тогда в знак благодарности магнат решил построить здесь монастырь. Другая легенда рассказывает, что однажды во время охоты Сапегов собаки почуяли зверя и погнались за ним с громким лаем. И вдруг — тишина. Когда хозяин выбрался на поляну, он увидел, что посреди нее стоит крест, которого раньше здесь не было. Вокруг креста мирно лежали его собаки. Представитель древнего дворянского рода воспринял это как Божий знак и решил заложить здесь монастырь.
На самом деле Казимир Лев Сапега был человеком образованным и благочестивым, финансировал много костелов и монастырей, и Папа Римский удостоил его за это титулом князя Священной Римской империи. Ознакомившись с уставом картезианцев, Казимир Лев обратился к Папе за разрешением на строительство монастыря этого ордена. Разрешение было получено. К Сапеге приехали три монаха, которым было предоставлено право выбрать место для будущего монастыря, и именно Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Как только был заложен первый камень будущего монастыря, магнат подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская, которое сохранялось до 1940 года.
Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. Здесь был костел Святого Креста, 15 домиков монахов-отшельников, хозяйственные постройки, сад, пруды и даже кузницы. Монахи выращивали виноград, лекарственные травы и даже ананасы — и это при нашем довольно суровом климате! Впрочем, это еще не все чудеса, которые можно было увидеть в монастыре. Были здесь пруды не только для выращивания рыбы, но и для разведения. черепах. Их выращивали на экспорт. Вообще монахи способствовали развитию торговли: в Березе в течение года проходило 8 крупных ярмарок.
Постепенно монастырь картузианцев разбогател. В его подвалах обрели вечный покой, помимо четырех десятков человек других родов, 14 представителей рода Сапегов, среди которых и сам Казимир Лев, который не дожил до завершения строительства, умер в Бресте во время эпидемии чумы.
Однако судьба распорядилась таким образом, что богатому монастырю суждено было прийти в упадок. После третьего раздела Речи Посполитой, когда территория Беларуси оказалась в составе Российской империи, монахов обвинили в поддержке восстания 1830-1831 гг. Монастырь закрывают, библиотеку и все вещи раздают другим монастырям, а часть построек предписывают разобрать. Затем кирпич с монастырских стен пошел на строительство красных казарм, в которых разместился 151-й Пятигорский полк. Эти казармы стоят в центре Березы и сегодня. Во время Первой мировой здесь был немецкий госпиталь, а сейчас в этом здании магазин.
Кликните для увеличения фото.
Сегодня на бывший величественный монастырь больно смотреть: небольшую территорию занимает воинская часть, а все остальное разрушается под воздействием осадков и людей — когда-то святое, избранное для большой аскезы место стало свалкой. Однако есть и положительные моменты. Во время нашего визита перед входом на территорию монастыря работала техника — укладывали асфальт, а на въездных воротах, которые сегодня все в лесах, старательно трудились рабочие: с 12 мая здесь начался первый этап реставрации, который должен завершиться летом следующего года.
В истории Березы есть и черные страницы. После Рижского мирного договора 1921 года Береза оказалась на территории Польши. И вот в 1934 году, по приказу польского правительства, в городе был открыт концлагерь Береза-Картузская для недовольных польскими властями. Формально в лагерь помещали на три месяца. Обжаловать приговор было невозможно, и срок заключения постоянно продлевался, так что человек никогда не знал, когда его освободят. «Из нашего лагеря есть только два пути: или на собственное погребение, или в сумасшедший дом», — говорил первый комендант тюрьмы. Здесь были два правила: все приказы полицейских заключенные были должны выполнять бегом, причем молча: наказание ожидало даже за малейшее шевеление губ. Людей часами заставляли бегать, прыгать, ползать — почти до потери сознания. Также были наказания карцером: в подземелье, где и летом сохранялась низкая температура, узникам не давали спать, поливая пол водой, чтобы нельзя было на него прилечь. Ночью в дверь карцера с определенной периодичностью стучал полицейский, и на этот грохот надо было отвечать «Есть!», иначе пленных ждали побои.
За всю историю существования концлагеря в нем ни разу не вспыхивало восстания. Береза была очень тихим местом, и с появлением тюрьмы для того, чтобы въехать в город, необходимо было получить специальное разрешение. А местные жители в случае появления чужаков были должны информировать об этом лагерное начальство.
По данным брестского архива, через березовский концлагерь прошло около трех тысяч человек. Но исследователи утверждают, что эти цифры неполные, и предполагают, что в тюрьме побывало от 8 до 10 тысяч заключенных. Однако сведений о них нет: часть документов могла исчезнуть или их могли вообще перестать вести.
— Во время первого форума «Музеи Беларуси», проходившего в 2012 году в Гродно, к нам подошел пожилой мужчина и тихо сообщил, что родился в этом лагере, — рассказала старший научный сотрудник Березовского историко-краеведческого музея Галина Кравчук. — Его мать была арестована. К сожалению, мужчина отказался назвать свою фамилию.
Сегодня сложно представить, что в старых царских казармах в центре Березы, где находятся магазины и галерея искусств, когда-то было место гибели людей — физической и, в первую очередь, моральной. Теперь они приспособлены под самые что ни есть мирные и даже бытовые нужды и в это же время являются напоминанием о событиях почти вековой давности — чтобы потомки больше никогда не допустили подобного.