картина храм христа спасителя
Храм Христа Спасителя
В 1999 году Василий Нестеренко становится участником работ по восстановлению художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат воссозданные монументальные росписи на стенах Храма, четыре иконы Богородичного цикла и плащаница, цикл картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной, роспись в Аваназале Зала Церковных Соборов.
Четыре колоссальные росписи предстояло воссоздать Василию Нестеренко. Росписи «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» – располагаются в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев.
В XIX веке Храм Христа Спасителя расписывали в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы художники могли посмотреть снизу как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами. Сейчас не было такой возможности – и художники, и скульпторы, и строители спешили все завершить к 2000-летию Рождества Христова. Таким образом, работа над росписями потребовала огромных усилий. Для Василия Нестеренко задача усложнялась тем, что у него был не один сюжет, а сразу четыре, и тем, что он работал без помощников. Это была уникальная ситуация во время воссоздания Храма. Кроме Нестеренко никто не работал в одиночку над подобными сюжетами. Как правило, расписывали бригадами по пять-шесть, а то и по двенадцать художников в каждой. С тех пор прошло немало лет, сейчас трудно представить, как мог Василий выдерживать такую нагрузку – одновременно работать над всеми четырьмя сюжетами, переходя по лесам из одной части Храма в другую.
(С) профессор, академик РАХ Д.О. Швидковский, «Василий Нестеренко. Живопись.»
Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя
«Воскресение Христово», «Св. Апостол и евангелист Матфей» 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Роспись северо-западного пилона Храма Христа Спасителя
Воскресение Христово, фрагмент центральной части росписи
Св. Апостол и Евангелист Матфей, 550х450 см, масло, 1999 г.
Крещение Господне, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя
Вход Господень во Иерусалим, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя
Вход Господень во Иерусалим. Фрагмент центральной части росписи
З авершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года явилось окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. в канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения господня, состоялось Великое освящение. К радости миллионов верующих, в Храме Христа Спасителя возобновились богослужения. Между тем процесс воссоздания внутреннего убранства Храма продолжался, поскольку оставались некоторые детали интерьеров, которые еще предстояло восстановить. Написание серии картин для Патриаршей трапезной на евангельские сюжеты стала следующей работой Василия Нестеренко для Храма Христа Спасителя. Хотя для художника работа началась немного раньше, в 1997 году, написанием картины «Тайная вечеря» в 1997 году, которая была передана Храму в дар Правительством Москвы в 1998 году.
Тайная вечеря, 300х400 см, холст, масло, 1997 г.
Чудесное умножение хлебов, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.
Чудесное умножение хлебов, фрагмент
Чудесный улов, 300х400 см, холст, масло, 2000 г.
Брак в Кане Галилейской, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.
Христос и самарянка, 300х204 см, холст, масло, 2000 г.
Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86 см, дерево, масло, 2002 г.
В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных пристенных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы». Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году. Сложную и ответственную работу по воссозданию икон Богородичного цикла Комиссия по художественному убранству во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием решила предложить Василию Нестеренко.
Первоначально автором этих композиций был профессор Российской Императорской академии художеств Ф.А. Бронников. До наших дней дошли черно-белые репродукции его работ. Съемки производились в разных режимах двумя фотографическими фирмами, что позволило довольно ясно представить как выглядели оригиналы.
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, Василий Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. В.И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А.И. Павловой, возглавив творческий коллектив. Орнаментальная часть росписей была сделана бригадой художников-орнаметалистов. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды 20 православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василий Нестеренко, в свою очередь, создал 10 изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.
Серафимо-Дивеевский монастырь 240х220х120 см, масло, 2000 г.
Киево-Печерская Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
Картина храм христа спасителя
История Храма Христа Спасителя начинается с Манифеста «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа» подписанного императором Александром I 25 декабря 1812 года. Храм Христа Спасителя создавался как Храм-Памятник великому подвигу русского народа, победившего армию Наполеона. Впоследствии Храм стал символом Православия на Руси.
Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Более сорока лет продолжалось строительство Храма по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на всенародные пожертвования. Около двадцати лет продолжались работы по внешнему и внутреннему убранству. 26 мая 1883 года в присутствии императора Александра III состоялось освящение Храма во имя Христа Спасителя, также храму было присвоено наименование Кафедрального.
5 декабря 1931 года Храм был разрушен, представители новой власти планировали построить на месте Храма Дворец Советов.
В 1992 году Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал указ «О создании Фонда возрождения Москвы», в котором значился Храм Христа Спасителя. 31 мая 1994 года Правительство Москвы приняло Постановление о начале воссоздания Храма Христа Спасителя. После постройки Храма было принято решение по восстановлению интерьеров Храма Христа Спасителя. Внутреннее убранство Храма решено было полностью воссоздать в первоначальном виде.
В 1995 году художники узнали о решении восстановить интерьеры Храма Христа Спасителя. Среди художников был Василий Нестеренко, он активно включился в подготовительную работу. Художник вспоминает, что он ощущал невольный трепет от того, что приходится работать над воссозданием храмовых росписей, которые в свою очередь были образцом духовного искусства XIX века.
В 1999 году Комиссия по художественному убранству, в которую вошли представители Русской Православной Церкви, Российской академии художеств и другие ведущие специалисты окончательно определила сюжеты, которые нужно было исполнить Василию Нестеренко на стенах Храма. «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей» на северо-западном пилоне, «Крещение Господне» на северном тимпане и «Вход Господень во Иерусалим» на западном тимпане.
«Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей»
Василий Нестеренко создал величественные по своему драматизму и глубине произведения. Росписи северо-западного пилона «Воскресение Христово» и «Св. Апостол и Евангелист Матфей» стали настоящим украшением Храма Христа Спасителя.
(Василий Нестеренко, «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей». 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Росписи северо-западного пилона)
(Василий Нестеренко, «Воскресение Христово» фрагмент центральной части росписи)
Роспись, созданная Василием Нестеренко необыкновенно выразительна. В нижней части композиции изображены Адам и Ева с праведниками. В верхней части – сияющий Животворящий Крест, который окружают Ангелы. Центральное место занимает изображение Христа, подающего руку Адаму и обращающего на него свой взор.
Особой заслугой В.И. Нестеренко в этой работе является изображение света, исходящего от Спасителя и Креста. Все в росписи подчинено изображению Божественного сияния, свет, как будто пронизывает произведение. Для росписи характерна большая пластическая выразительность. Художник часто использовал смелый широкий мазок, при этом детально моделируя композиционные связки и ключевые моменты росписи. Нельзя не отметить высокое мастерство художника, его техническую подготовленность и полную свободу владения всеми имеющимися художественными средствами.
(Василий Нестеренко, «Св. Апостол и Евангелист Матфей». 550х450 см, масло, 1999 г.)
Роспись «Св. Апостол и Евангелист Матфей» составляет единое целое с росписью «Воскресение Христово» так же, как и остальные изображения Евангелистов сочетаются с сюжетными росписями верхних частей пилонов.
Василий Нестеренко создал сильный образ Апостола и Евангелиста Матфея. Монументальность изображения подчеркивается насыщенным цветом одежд, хорошо сочетаемым с фоном светлого неба. Евангелист изображен с крылатым Ангелом над головой.
«Крещение Господне»
Первоначальным автором росписи «Крещение Господне» был выдающийся живописец XIX века Генрих Ипполитович Семирадский. От изначального произведения Г.И. Семирадского сохранилась только композиция. Василию Нестеренко пришлось искать новые художественные решения, которые не сохранились на фотоматериалах.
(Василий Нестеренко, «Крещение Господне». 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана)
Таинство Крещения Господня, одновременное явление все трех ипостасей Святой Троицы. Академическая манера исполнения полностью раскрывает тему «Крещение Господне», это произведение считается одним из наиболее выразительных и глубоких работ Василия Нестеренко на стенах Храма Христа Спасителя.
В центре росписи – Иисус Христос, молитвенно сложивший руки, Иоанн Креститель совершает таинство Крещения, стоя на берегу Иордана, за ним – темное земное небо. Господь стоит в водах Иордана, над ним парит голубь, образ Святого Духа, рядом с Господом ликуют Ангелы держащие царские одежды Спасителя. Все внимание сосредоточено на Великом таинстве. Три стихии – земля, вода и небо сошлись воедино в одном Божественном Начале.
«Крещение Господне» стало первой росписью, с которой В.И. Нестеренко начал работу в Храме, также стало первым сюжетом, который завершил художник. Роспись является основным акцентом северной части Храма, которому подчинены все остальные сюжеты и орнаменты. Большая выразительность, строгое, но изысканное цветовое решение свидетельствует о высоких художественных достоинствах произведения.
«Вход Господень во Иерусалим»
Роспись «Вход Господень во Иерусалим» располагается на западном тимпане, напротив алтаря, являясь главной частью западного придела. Автором этого сюжета так же был Генрих Ипполитович Семирадский, эта роспись была наиболее характерна для творчества художника, он считался мастером многофигурных композиций. Сохранился эскиз художника и фотоматериалы, качество которых оставляло желать лучшего. Василий Нестеренко выполнял работу над сюжетом, полностью сохраняя композиционную схему Семирадского.
(Василий Нестеренко, «Вход Господень во Иерусалим». 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана)
Роспись «Вход Господень во Иерусалим» стала наиболее творческой работой из всех четырех монументальных сюжетов, воссозданных художником на стенах Храма Христа Спасителя. Василий Нестеренко создал выразительное, красивое по живописи, проникнутое евангельским духом произведение. Для росписи характерна легкая манера живописи, яркая и светлая палитра, естественность образов.
(Василий Нестеренко, «Вход Господень во Иерусалим» фрагмент центральной части росписи)
Сюжет росписи – торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим после воскрешения Лазаря, за шесть дней до иудейской Пасхи, чтобы показать, что Он есть истинный Царь. Иудеи хотели присвоить себе право на благословение Божие, с презрением смотря на все прочие народы. Через несколько дней Спаситель не оправдав тщеславных и лицемерных ожиданий, будет предан и распят по требованию толпы. Но сейчас народ радостно встречает Иисуса Христа, размахивая пальмовыми ветвями. Вход Господень в Иерусалим есть подготовка и предтеча страстей Господних. Это один из великих христианских праздников, в России его называют Вербным Воскресением. Подобно тому, как раньше люди держали пальмовые ветви, мы держим в руках первые распускающиеся весной ветки вербы как символ вновь пробуждающейся к жизни природы, и прославляем Спасителя, как Победителя смерти. Ветка служит знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскресении всех из мертвых.
Игра света и тени на фигурах людей создает приподнятый радостный ритм, настроение усиливается солнечным пейзажем, растворяющимся в темно-синем южном небе. Из всех художников, работавших в Храме, только Василий Нестеренко бывал на Святой Земле, в Иерусалиме, и именно ему пришлось воссоздавать сюжеты, связанные с изображением Земли Обетованной. Роспись «Вход Господень во Иерусалим» считается наиболее живописной и торжественной из всех работ художника, созданных для Храма, скорее всего вследствие темы, отражающей радостное и праздничное событие. Это ощущение праздничности поддерживают и изысканные орнаменты, окружающие роспись, которые вместе с изображениями святых в медальонах, прекрасно выполнены другими мастерами, в сочетании с обильной позолотой создают нарядное и торжественное звучание.
Существует любопытный момент в создании росписи, который привлечет внимание зрителя и читателя. Василий Нестеренко запечатлел в образах людей, приветствовавших Спасителя, торжественно въезжающего в Иерусалим, художников, так же расписывавших Храм Христа Спасителя. Художник иногда изменял облики портретируемых, чтобы они были наиболее схожи с евангельскими персонажами. Закончив роспись «Вход Господень во Иерусалим», В.И. Нестеренко завершил цикл из четырех огромных сюжетов на стенах Храма. Многофигурные, сложные композиции, были созданы всего за семь с половиной месяцев.
«Рождество Пресвятой Богородицы»
В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице», и «Успение Пресвятой Богородицы».
(Василий Нестеренко, «Рождество Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)
Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году, когда интерьер Храма почти полностью сложился. Последним звеном в цепи воссоздания былого величия внутреннего убранства Храма Христа Спасителя стала работа над иконами Богородичного цикла. Столь сложную и ответственную работу Комиссия по художественному убранству решила предложить Василию Нестеренко. Художник с большим воодушевлением принялся за работу, и к Пасхальным торжествам 2002 года им были воссозданы первые два сюжета: «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Вслед за этим были завершены композиции, располагающиеся в западной части Храма, напротив алтаря: «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы».
Композиция иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» академически правильна и уравновешена. Красивый ритм драпировок, продуманное расположение фигур, выразительное тональное решение, насыщенная, но при этом гармоничная цветовая гамма, все это создает ощущение внутренней наполненности и значимости, помогает раскрыть духовный смысл происходящего.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Священное предание содержит подробное повествование о введении Богородицы во храм и об истории детства Пресвятой Девы. Дева Мария с раннего детства проявляла стремление жить только для Бога.
(Василий Нестеренко, «Введение во храм Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)
К торжеству посвящения были приглашены все родные и знакомые Иоакима и Анны, которые должны были сопровождать Марию в храм. Шествие было торжественным – все шли с зажженными свечами, все провожающие пели псалмы и священные песни, и хоры Ангелов в трепетном недоумении сливали райские гласы с земным славословием Богу. Торжественная процессия достигла храма, и на встречу с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Захария, введя Марию во Святое Святых, назначил ей место для постоянных молитв. Образ жизни Святой Девы при храме был строго упорядочен и состоял из молитв, чтения Священного Писания и рукоделия.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» была установлена в киоте по правую сторону от главного алтаря Храма Христа Спасителя к празднованию Пасхи 2002 года.
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
«Благовещение Пресвятой Богородице» наиболее глубокое и мистическое произведение из всего Богородичного цикла, В этой работе Василий Нестеренко – автор воссоздания, по благословению Церкви, внес некоторые изменения в трактовку образов, в особенности Архангела Гавриила. Сложнейшая духовная тема выражена в простой и лаконичной композиции, полной внутренней экспрессии, и таинственной значимости.
«Успение Пресвятой Богородицы»
После славного Воскресения Господа, после Его Вознесения и Сошествия Святого Духа на Апостолов, все концы вселенной огласились славой Матери Божией. В Иерусалиме Богоматерь молилась о скорейшем распространении спасительной веры в Иисуса Христа по всей земле. Во время молитвы о скорейшем отрешении от тела, перед Приснодевой предстал Архангел Гавриил и с радостью возвестил Ей волю Божию о Ее успении, которое должно было совершиться через три дня. В ознаменование торжества Благодатной над телесной смертью Архангел вручил Ей райскую ветвь, сияющую небесным светом, сказав, чтобы эта ветвь была несена перед гробом Преблагословенной в день погребения Ее пречистого тела.
(Василий Нестеренко, «Успение Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)
Настал день, в который назначено было совершиться преставление Божией Матери. Святые Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно убранный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода. Внезапно заблистал неисповедимый свет Божественной славы, пред которым померкли пылавшие свечи и в лучах Небесного света, сошел Царь славы Христос, окруженный Ангелами, Архангелами и других праведными душами Праотцев и Пророков. Божия Матерь в третий день была воскрешена и вознесена с пречистым телом в славу небесную.
Воссоздание иконы «Успение Пресвятой Богородицы» завершило цикл Богородичных икон. Все четыре иконы органично вписались в интерьер Храма, тем самым было полностью закончено воссоздание внутреннего убранства центральной части Храма Христа Спасителя.
«Плащаница»
Плащаница – изображение тела Господа Иисуса Христа, когда оно было снято с креста и положено во гроб, это погребальная риза Спасителя, образ Его живоносного тела. Плащаница является одной из главных святынь в православном храме. Она хранится в алтаре, а в Великую пятницу священнослужители поднимают плащаницу, выносят через северные врата из алтаря и полагают на особое, приготовленное для этого случая возвышение, украшенное цветами. По православной традиции, от Пасхи до Вознесения в каждой церкви плащаница лежит в алтаре поверх престола, и на ней совершается таинство Евхаристии, или Литургия, самое важное христианское Богослужение.
(Василий Нестеренко, «Плащаница». 172х86 см, дерево, масло. 2002 г.)
В Храме Христа Спасителя была своя плащаница до наших дней дошло ее изображение, выполненное фотографической фирмой «Грибов и к о » в конце XIX века. Плащаница была написана на доске в академической манере, как и все живописные сюжеты Храма. Священники Храма Христа Спасителя предложили В. И. Нестеренко написать плащаницу – образ положенного во гроб Спасителя. Размер иконы точно соответствует ширине престола в алтаре Храма. При работе над плащаницей художник взял за основу оригинал ХIХ века. Плащаница является одним из самых важных, ответственных и глубоких по своему содержанию духовных сюжетов. Василий Нестеренко по благословению протоиерея Михаила Рязанцева во время Великого поста 2002 года выполнил работу над плащаницей для Храма Христа Спасителя. Плащаница явилась даром художника Храму, работа над ней была завершена к Страстной седмице, и во время Пасхального богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые совершил на ней Божественную Литургию.
«Патриаршая Трапезная»
Завершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года было окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. В канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения Господня, состоялось Великое освящение. Основная художественная работа началась в нижней части Комплекса Храма.
Василий Нестеренко начал работать над созданием серии картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной. Написание этих картин явилось естественным продолжением работы художника над росписями Храма. Трапезные палаты являются частью Комплекса Храма Христа Спасителя, они располагаются в его нижней стилобатной части. Этой части не было раньше, так как Храм стоял на холме. Но после неудачных попыток строительства Дворца Советов на этом месте образовался котлован. При воссоздании Храма его вновь подняли на прежнюю отметку, так появилась стилобатная часть. В ней находится нижняя Преображенская церковь, напоминающая об Алексеевском женском монастыре, некогда стоявшем на месте первого Храма. Помимо этого, частью Комплекса Храма Христа Спасителя являются Зал Церковных Соборов, Зал заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви, музеи истории воссоздания Храма, покои Патриарха, а также шесть трапезных палат.
Трапезные залы располагаются в виде анфилады, которая начинается с Аванзала, соединяющего трапезные с Залом Церковных Соборов.
Работа над созданием внутреннего убранства трапезных палат и всех нижних интерьеров началась в 2000 году вскоре после окончания росписей основного верхнего Храма, хотя для Василия Нестеренко она началась еще в 1997 году, когда он создал специально для Патриаршего трапезного зала картину «Тайная вечеря».
(Василий Нестеренко, «Тайная вечеря». 300х400 см, холст, масло, 1997 г.)
Эта картина была передана в дар Храму Христа Спасителя Правительством Москвы в 1998 году. После окончания росписей в верхнем Храме и начала художественных работ в нижних помещениях Комплекса Храма Христа Спасителя у В. И. Нестеренко появилась возможность продолжить работу в Патриаршей трапезной.
Художник предложил Комиссии по художественному убранству свою концепцию оформления Патриаршего зала. Помимо «Таиной вечери», уже находившейся на центральном месте, было задумано создать еще четыре новые картины на евангельские сюжеты, уместные для размещения в трапезной. Картины «Брак в Кане Галилейской» и «Чудесное умножение хлебов» должны находиться, по мысли автора, по обе стороны «Тайной вечери».
(Василий Нестеренко, «Брак в Кане Галилейской». 300х400 см, холст, масло, 2001 г.)
(Василий Нестеренко, «Чудесное умножение хлебов». 300х400 см, холст, масло, 2001 г.)
Далее располагаются картины «Христос и самарянка» и «Чудесный улов», также повествующие о событиях земной жизни Христа Спасителя.
(Василий Нестеренко, («Христос и самарянка». 300х204 см, холст, масло, 2000 г.)
(Василий Нестеренко, «Чудесный улов». 300х400 см, холст, масло, 2000 г.)
Художник творчески осмыслил сюжеты, взятые из Нового Завета, и предложил интересные композиционные решения в русле православной художественной традиции. Тематика картин и архитектурные особенности зала определили выбор большого формата живописных произведении. Сюжеты, запечатленные на картинах, должны, по замыслу Василия Нестеренко, вызывать у присутствующих чувство причастности к изображенным событиям и ощущение, будто они находятся на Святой Земле. Общее евангельское настроение усиливают светлые растительные орнаменты на потолках и стенах зала, своими розовато- серебристыми и охристо-палевыми тонами напоминая о пейзаже Земли Обетованной.
Соавторами В. И. Нестеренко в создании общей концепции художественного оформления Патриаршей трапезной, в особенности ее орнаментальной части, стали художники В.Ф. Павлов, А.И. Павлова и В.Г. Витошнов, возглавлявшие орнаментальные бригады во время росписи верхнего Храма и еще тогда работавшие в тесном контакте с Василием Нестеренко. Параллельно с эскизами Патриаршей трапезной В.И. Нестеренко совместно с В.Ф. Павловым и А.И. Павловой создал эскизы убранства Аванзала Зала Церковных Соборов и эскизы Сергиевского и Красного залов трапезных. Общий подход к решению интерьеров трапезных мог привести, по мнению авторов проекта, к цельности и художественному единству восприятия всей анфилады
Художники-орнаменталисты расписали изящными светлыми орнаментами потолки, стены и колонны Патриаршей трапезной. Завершенный вид трапезный зал приобрел благодаря картинам Василия Нестеренко. Художник создал четыре новых авторских произведения, так же как и «Тайная вечеря» полностью им задуманных и скомпонованных. Картины исполнены на высоком художественном уровне и покоряют зрителей неожиданными композиционными решениями и цветовой гаммой. Эти полотна создают цельное впечатление, как по отдельности, так и все вместе, органично вписываясь в интерьер трапезной. Пять больших картин образовали евангельский цикл, ставший уникальным творческим достижением художника и являющийся главной смысловой составляющей внутреннего убранства Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя.
Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, В. И. Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. Во время росписи Храма первостепенной задачей являлась концепция всего художественного убранства. Василий Нестеренко ощутил важность творческого решения интерьеров еще во время работы в верхнем Храме, когда, выполняя росписи, он координировал свою работу с другими творческими коллективами, учитывая все составляющие внутреннего убранства, включая орнаменты.
В. И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А. И Павловой, возглавив при этом творческий коллектив. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды двадцати православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василии Нестеренко, в свою очередь, создал десять изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.
Воссоздание святыни Православия, Храма Христа Спасителя, явилось символом духовного возрождения России. Вместе с этим возвращена и память воинов, погибших во время Отечественной воины 1812 года, ведь Храм Христа Спасителя строился как Храм- Памятник героям войны.
(Василий Нестеренко, «Храм Христа Спасителя». 110х150 см, холст, масло, 2002 г.)