картина верроккьо крещение христа

Андреа Вероккьо

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

АНДРЕА ВЕРРОККЬО

Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. На всю свою жизнь он сохранил уверенность в том, что практический опыт имеет гораздо большее значение в искусстве, чем наука, предпочитая теории метод интуитивного поиска. Идеалом для Верроккьо был человек, умеющий установить равновесие между течением своей жизни и постоянным изменением природы. Традиции флорентийской культуры художник видит в натурализме, задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе красоты.

Ему нравятся тончайшие украшения в натуралистическом вкусе, сделанные с интеллектуальной целью – добавить к верному изображению вещей плод человеческого разума. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Более всего его имя прославила скульптура, однако и живописью он занимался до конца своих дней.

Настоящее имя скульптора было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони. Он родился в 1435 году. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. В последние годы своей жизни работал на таможне. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа остался главой семьи.

Документы из архива семьи Деи говорят о том, что Андреа ди Микеле в августе 1452 года совершил невольное убийство своего сверстника. В апреле следующего года он закончил поцелуйный образок, предназначенный в качестве виры отцу убитого, и в июне официально оправдан синьорией. До 1453 года Андреа работал в таможне, а затем, предположительно между 1453 и 1456 годами, был учеником ювелира Антонио ди Джованни Деи.

В этих же документах среди свидетелей договора Андреа с отцом убитого юноши упоминается ювелир Франческо ди Лука Верроккьо. У него позднее мог обучаться Андреа, что даёт объяснение его новому имени.

Первой работой Верроккьо с установленной датой является надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года.

Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов о создании «Давида» нет. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Давид, 1473-1475, бронза, 125 см, Национальный Музей Барджелло, Флоренция

Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С.О. Андросов:

«Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.

Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.

Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон, и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер — настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе — через общее движение юноши, через жест левой руки. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход, и расчёт этот претворён с большим мастерством. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы „Давид“ мог возвышаться над созерцающими его».

Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Созданный им образ всё же является и идеальным, и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия.

Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Руками путто прижимает к себе тело извивающегося и вырывающегося дельфина, из пасти которого льётся тонкая струя воды.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Путто с дельфином, 1470, бронза, 125 см, Палаццо Веччио, Флоренция

«В „Путто с дельфином“, — пишет Андросов, — есть ощущение парения в воздухе. Оно подчёркнуто широко расставленными крыльями, развевающимися драпировками, неустойчивой позой мальчика. Столь сильно и удачно переданное движение не встречалось ни у кого из предшественников Верроккьо и производит почти барочное впечатление. Такую фигуру легко представить себе на фоне меняющихся декораций, проплывающих мимо облаков…

Статуя Верроккьо тщательно продумана, вплоть до мельчайших деталей, и выполнена с чрезвычайной тонкостью. Её нужно рассматривать внимательно и любовно, чтобы найти множество живых, жизненных наблюдений. Следует обратить внимание, например, на трогательный жест, которым мальчик, как бы вцепившись в дельфина, прижимает его к своей груди, не давая ускользнуть его ловкому телу. В трактовке чуть асимметричного лица путто заметно стремление скульптора к выразительности. Глаза как бы прищурены. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Столь же внимательно прослежена мастером и анатомия тела мальчика… Отметим, например, его толстые и сильные ноги с характерными складками у коленок и щиколоток».

Шестидесятые — удачное время для Верроккьо. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. При этом диапазон его творчества широк. Им созданы произведения не только в области чистой скульптуры, но также и в области прикладного — замечательный канделябр, но и даже монументального искусства — надгробие Пьеро и Джованни Медичи.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Надгробие Пьеро и Диованни Медичи, 1469-1472, мрамор, бронза, 540 см, Флоренция

И техническое мастерство, и рука скульптора чувствуются в бронзовых частях гробницы Медичи. С большой любовью и тщательностью изображает скульптор плавные очертания круглящихся листьев аканта. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. С исключительным мастерством выполнены и зооморфные детали — мощные львиные лапы с устрашающими когтями и скромные маленькие черепахи, на которых покоится подиум.

Те немногие сведения, которые сохранились о жизни Верроккьо примерно между 1471 и 1477 годом, говорят о том, что скульптор практически находился в это время не у дел. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Но мачеха его, очевидно, уже умерла, а брат Томмазо отделился, поэтому он остался один в доме. Верроккьо, по-видимому, исполняет лишь несколько скульптурных портретов.

В восьмидесятые годы скульптор работает в основном над тремя монументальными произведениями. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. В мае 1476 года скульптор начинает проект кенотафа кардинала Никколо Фортегуэрри для пистойского собора. В самом начале десятилетия к ним добавился третий заказ — создание конного памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Христос и апостол Фома, 1476-1483, бронза, 230 см, Флоренция

Но лишь одно из трёх произведений — группу на Ор Сан-Микеле — Верроккьо суждено было довести до конца своими руками.

Эта группа является одним из самых совершенных произведений мастера. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Вместе с тем ему свойственны большая мягкость и округлость форм, усиливающие очарование юности.

«Статуи отлиты и прочеканены с исключительной тонкостью. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. Замечательно переданы, например, кисти рук с напряжённо пульсирующими жилами и тонкими трепетными пальцами. Большое внимание уделяет Верроккьо также чисто декоративным эффектам в обработке бронзы, любуясь мерцанием металла, игрой теней, происходящей от света, падающего на скульптуру.

В целом группу на Ор Сан-Микеле можно охарактеризовать как произведение, глубокое по замыслу и тонкое по исполнению. В этой работе, последней, завершённой им самим, Верроккьо ближе всего подошёл к классическому искусству — стилю Высокого Возрождения, создателем которого явился его ученик Леонардо да Винчи…»

В конце семидесятых годов скульптор трудился над другим ответственнейшим заказом — монументом в честь кардинала Никколо Фортегуэрри. Но памятник ждала трагическая судьба: его не удалось закончить ни Верроккьо, ни Лоренцо ди Креди, ни даже Лоренцетто в начале XVI века.

Последние годы жизни все мысли великого итальянца занимал заказ на конный памятник кондотьеру Коллеони. Среди произведений мастера его последняя работа является самой зрелой по глубине замысла и силе его воплощения. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Из документов известно, что Верроккьо приступил к работе в апреле 1486 года. Как далеко скульптор успел продвинуть монумент Коллеони за оставшиеся два с лишним года жизни? В своём завещании от 25 июня 1488 года он называл «изготовление конной статуи» только начатым. Документ, относящийся ко времени, когда Верроккьо не было уже в живых, от 7 октября 1488 года сообщает, что он успел выполнить «вышеупомянутую фигуру и лошадь только в глине» и из общей суммы в 1800 венецианских дукатов получить 380 дукатов.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Тяжёлая болезнь подкралась к Верроккьо незаметно и поразила его внезапно, прервав все дела и работы, как свидетельствуют ранние источники. По-видимому, уже смертельно больным он продиктовал своё завещание венецианскому нотариусу Франческо Малипеди 25 июня 1488 года. Твёрдость духа, рационализм мышления и ясность ума не оставили скульптора и в последние дни жизни.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Памятник кондотьеру Коллеоне, 1481-1495, бронза, 395 см

Памятник поручили завершить известному литейщику Алессандро Леопарди. Летом 1492 года обе фигуры — лошади и всадника — были отлиты им, а 19 ноября 1495 года памятник уже стоял на своём месте, на площади Сан-Джованни де Паоло.

Первое, что поражает в памятнике Коллеони, — совместное энергичное движение вперёд всадника и его коня. Всадник и конь у Верроккьо являются одним организмом, концентрирующим и направляющим вперёд свою совместную энергию. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Привстав в стременах, он кажется огромным и управляет конём не только волевым, но и физическим усилием. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Лицо его, страшное в фас, в профиль напоминает чудовищную птицу, над горбатым носом, похожим на клюв, над насупленными бровями — выдающийся вперёд острый козырёк шлема ещё усиливает впечатление чего-то нечеловеческого.

Определяющей чертой Коллеони у Верроккьо является всесокрушающий порыв и энергия, действительно способная вызвать ужас. Пожалуй, только у Микеланджело можно найти образы подобной титанической силы чувств, которым была свойственна такая же экспрессия.

Бронзовый кондотьер, воздвигнутый Верроккьо, — памятник воле, энергии, решимости, героизму человека. Скульптор прославил не только Коллеони, но создал яркий образ своего современника — человека действия, привыкшего бороться и побеждать. И может быть, есть в Коллеони что-то от самого Верроккьо, боровшегося всю жизнь с трудностями, упорно стремившегося к новым заказам и побеждавшего мощью своего таланта конкурентов.

Джорджо Вазари, рассказывая о многогранности дарования Верроккьо, называет его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Вазари также характеризует Верроккьо как человека средних способностей, добившегося всего упорным трудом.

Верроккьо так и не обзавёлся семьёй. С 21 года он содержал многочисленную родню, помогая своим замужним сёстрам, семье незадачливого младшего брата Томмазо, а в конце жизни даже племянницам.

Верроккьо был незаурядным педагогом, обладавшим редким свойством развиваться вместе со своими учениками. Один из них — великий Леонардо да Винчи.

Умер Верроккьо 30 июня 1488 года.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1477-1480, деталь алтаря, серебро, Флоренция

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Молодой воин, терракота, 1470, 52 см, Национальный Музей Барджелло, Флоренция картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Воскресение Христа, раскрашенная терракота, 1463, Национальный Музей Барджелло, Флоренция

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Дама с цветами. 1475-1480 г. Национальный МузейБарджелло, Флоренция. Высота статуи 62 см. Мрамор.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Бюст молодой женщины, 1465-1466, мрамор, высота 53 см

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Александр Македонский, мрамор. 43 х 33 см, частная коллекция

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Лоренцо Медичи, 1480, раскрашенная терракота, Национальная Галерея Искусств, Вашингтон

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Пьеро Медичи, терраскота. высота 56 см, Национальный музей Барджелло, Флоренция

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Джулиано Медичи, 1475-1478, терракота, 62 см. Национальный Музей Искусств, Вашингтон

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Александр Македонский, 1483-1485

Портрет Андреа Вероккьо

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

автор Лоренцо Ди Креди (1459-1537), итальянский художник, Флоренция,

1534, масло, дерево, 51 х 37, Галерея Уфицци, Флоренция

другие картины Лоренцо Ди Креди:

Живопись Андреа Вероккьо

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Крещение Христа. 1472-1475. Уффици.

В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, т. е. в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи – Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.

Источник

Описание картины Вероккьо и Леонардо да Винчи “Крещение Христа”

Картина “Крещение Христа” была написана Андреа Вероккьо – известным скульптором, который занимался еще и написанием картин, но делал это с перерывами. Вот и картину “ Крещение Христа” мастер никак не мог закончить – не хватало времени.

Поэтому он попросил Леонардо Да Винчи, который тогда был его учеником – еще молодым, но уже очень одаренным, дописать часть картины. Основные фигуры в центре уже были готовы. Они изображают Иисуса Христа и Иоанна Крестителя в момент проведения обряда крещения. Так же был завершен ангел справа.

Вероккьо писал в суховатом графическом стиле, изысканно вырисовывая фигуры темперой. Леонардо же изобразил своего ангела в мягкой светотени, окутанного легкой дымкой. В работе он использовал не темперу, а масляные краски.

Именно тогда зародилась и была в дальнейшем разработана художником знаменитая техника “сфумато”, которую он использовал в большинстве своих картин.
Так же художником был изображен пейзаж на заднем плане – каменистый вид долины и струящиеся воды реки Арно.

Голова ангела слегка приподнята и повернута в сторону центральной сцены Крещения Христа. Ангел стоит на одном колене, повернувшись к зрителям спиной. Он держит в руках одежду Иисуса, пока тот проходит обряд крещения.

В некоторых записях говорится так же, что Верроккьо был сильно поражен, увидев ангела, изображенного Леонардо в его отсутствие. Говорят даже, что мастер признал превосходство своего ученика и дал слово больше не рисовать. Когда работа была закончена Веррокъо не перестал писать картины, но большую часть времени все же стал уделять скульптуре.

Источник

Крещение Христа (Верроккьо и Леонардо да Винчи)

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

На картине изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем, записанное в библейских Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Ангел со светлыми волосами на переденем плане слева был выполнен молодым Леонардо.

Именно этот факт сделал картину знаменитой, породил множество самых разных предположений и мифов и, в конце концов, заставил всех совершенно забыть о том, что бОльшая часть картины написана все-таки Верроккьо.

Современные критики также приписывают Леонардо значительную часть пейзажа на заднем плане. В наши дни картина находится в галерее Уффици во Флоренции.

Иисус, с нимбом над головой, изображен молящимся босиком в воде, в то время как Иоанн, с посохом, увенчанным золотым крестом, льет воду на голову Христа.

Иисус, в противовес обряженном в одежды Иоанну, представлен почти нагим, если не считать приспущенной набедренной повязки. На свитке, который держит в руке Иоанн, присутствует надпись, включающая два первых слова из Евангелия от Иоанна (1:29): «ECCE AGNUS DEI QUI TOLLIT PECCATA MUNDI» («Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира»).

Андреа дель Верроккьо был скульптором, ювелиром и художником, который руководил большой и успешной мастерской во Флоренции во второй половине 15 века. Верроккьо обучал своих учеников рисунку, механике, лепке, умению писать драпировки и правильно использовать свет и тень.

Сам Верроккьо не был плодовитым художником, и очень немногие картины приписываются его руке. Слава его главным образом связана с его скульптурными работами. Картины Верроккьо, типичные для флорентийских вещей того времени, выполнены темперой на деревянных панелях.

Верроккьо нарисовал общий пейзаж вместе с Христом и Иоанном в начале работы над картиной, а затем поручил выполнить кое-какие элементы пейзажа в центральной части своему ученику Франческо Боттичини.

По словам Джорджо Вазари, который упоминает эту работу в своих мемуарах, ангел Леонардо получился настолько впечатляющим, что Верроккьо бросил рисовать, убедившись, что Леонардо превзошел его в мастерстве.

Источник

Искусство : Живописные впечатления: Легенда о «побежденном учителе»

Леонардо да Винчи — гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства — живопись, графика, скульптура и др. — являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: «Нет предела совершенству». И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

Креститель

Елисавета уже никогда не возвращалась из своего горного убежища назад к людям. Она учила маленького Иоанна слову Божьему, рассказывала ему, как он появился на свет и что сказал о нем ангел.

Спустя семь лет после стремительного бегства Елисавета умерла. Иоанн к тому времени уже подрос и научился сам выживать в пустыне. Еду он добывал, выкапывая съедобные корешки и собирая дикий мед в гнездах горных пчел. Ему не было одиноко, потому что ангел, предсказавший его рождение, часто посещал его. Никто не знает, о чем они разговаривали во время этих встреч. Но ангел — значит вестник. Он всегда передает людям лишь то, что сам услышал от Бога.

Прошли годы. Иоанн давно уже вырос, стал взрослым мужчиной. И вот однажды ангел сказал ему:

— Иоанн, время настало. Ступай к народу Израиля, чтобы уготовить путь Господу, идущему за тобой. Исправь ожесточенные сердца, верни заблудившихся, расскажи им о праведной жизни и научи ходить перед Богом так, как я тебя научил.

— Да, мой господин. Вот я уже иду.

Иоанн надел накидку из верблюжьей шерсти, перетянул ее поясом и отправился к реке Иордан.

Вскоре по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Это был Иоанн.

Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель.

Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами:

— Порождения змеиные! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

И спрашивал его народ:

Он сказал им в ответ:

— У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных.

Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову и спросил:

— Учитель, что нам нужно делать, чтобы жить праведно?

Народ с ненавистью и страхом смотрел на чужеземцев. Римская армия в те времена захватила Израиль, поэтому легионеров все боялись. Люди ждали, что бесстрашный пророк сейчас крикнет римлянам: «Убирайтесь отсюда, нечестивцы!».

Но Иоанн посмотрел на солдат и тихо сказал:

— Не обижайте никого. Не отнимайте у беззащитных людей деньги, еду и одеж­ду. Довольствуйтесь своим жалованием и выполняйте лишь то, что должны по службе.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну:

— Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными.

Мытарей ненавидели все иудеи, но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение.

Более четырехсот лет не было на иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

История создания картины

Картина «Крещение Христа» для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины «Крещение Христа» начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Последние дни Леонардо да Винчи

За два года до своей смерти у Леонардо стала отниматься правая рука. Ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. В последние годы жизни ему помогал один из его учеников — Франческо Мельци. Который в последующем остался распорядителем картин и экспонатов, а также рукописей Леонардо.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой, и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I.

Сюжет произведения

Сюжет картины «Крещение Христа», или Богоявление — один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: «Не я тебя, но ты меня крестить должен». Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Многие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение — это первый «унитаз».

Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I первое, что его поразило в Париже, знаменитом городе любви и романтики, так это его зловония, да, да именно зловония. У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проводки водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Найдены автографы Леонардо да Винчи!

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.

Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, где и находилась до 1530 года.

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть (из Википедии).

Сколько людей за 540 лет создания знаменитой картины «Крещение Христа» кисти Андреа Вероккио и его ученика Леонардо да Винчи, видели её, но почему-то не заметили автографа Леонардо. Но начнём всё по порядку, с описания картины и о тех странных недоразумений, которыми обросла эта картина.

Первая странность в том, что искусствоведы принимают двух юношей за ангелов, хотя это не так. Ведь ангелов художники эпохи Возрождения изображали с крыльями, что часто писал и сам Леонардо да Винчи, например на картине «Благовещение».

Значит, перед нами реальные свидетели крещения Иисуса Христа, которые фигурируют в Евангелие.

На картине Вероккио воспроизведён момент крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, как это описано в Евангелие от Иоанна:

«28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Ин.I.28-34)»

Но в Евангелие от Иоанна не говорится, кто присутствовал в тот момент крещения Иисуса, хотя мы знаем из Евангелия, что у него были ученики.

35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? 39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.. (Ин. I, 35 — 42)

Исходя из этой цитаты, можно предположить, что на картине «Крещение Христа» изображены два ученика Иоанна: Андрей и его брат Симон, впоследствии, получившие имена Андрей Первозванный и Пётр. И мы видим, что эти ученики Иоанна помогают тем, что держат одежды Иисуса Христа во время крещения. Это довольно смелое решение композиции картины, ведь, судя по приведённым цитатам из Евангелия, этих учеников Иоанна не было в момент крещения, иначе, зачем Иоанну объяснять ученикам, кто был Иисус, а Андрею объяснять, кто такой Иисус, брату Симону. Наверное, поэтому искусствоведы и посчитали этих двух юношей за ангелов, несмотря на то, что у них нет характерных атрибутов ангелов – крыльев. Но у них есть нимбы над головой, что говорит о святости, коими и были эти два брата.

Считается, что лицо мальчика слева, это детский автопортрет Леонардо да Винчи, а рядом портрет Сандро Ботичелли. Как художник скажу, что автопортреты в таком ракрусе в профиль и со спины, очень трудно писать. Нужно иметь два зеркала, чтобы увидеть себя в профиль, что сложно для профессионального художника, а Леонардо было в то время всего 23 года.

Вторая интересная деталь этой картины – это одежда Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, которую держат Андрей и Симон. Мы видим, что это воистину царские хитоны, верх голубой, а подкладка из золотой парчи.

Но, как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетический образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом акридами(вид саранчи).

На картине мы видим, что Иоанн имеет чёрную меховую куртку, а сверху наброшен этот царский хитон, по краю которого проходит золотой орнамент. Точно такой аккуратно держат два брата, его ученики. Что интересно, на многих картинах Леонардо да Винчи мы видим подобный хитон или плащ на Деве Марии, матери Иисуса Христа. Порой этот золотой хитон находится в центре композиции, значит, Леонардо придавал ему особое значение, как бы говоря, что персонажи его картин относятся к царскому роду.

Согласно родословной Иисуса Христа и Иоанна, сына Захарии, они происходят от царского рода Давида и являлись двоюродными братьями. Странно то, что Иоанн говорил:

« 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (Ин.I.31)»

Однако, на своих картинах, Леонардо не раз изображал вместе Иисуса и Иоанна, когда они были ещё маленькими детьми, значит, он был убеждён, что они знали друг-друга, ведь родственники. Поэтому, Леонардо был ближе к истине, чем утверждение, приводимое в Евангелие от Иоанна. Больше того, Леонардо хотел показать в своих произведениях первичность Иоанна в создании новой религии.

На картине «Мадонна в гроте» видно, что Дева Мария, жестом своих рук, как бы подталкивает Иоанна к некоему действию, а жестом левой руки останавливает Иисуса. Ангел справа так же указывает на маленького Иоанна, значит, Леонардо ставил влияние Иоанна на всё христианство на первое место. И это действительно так, ведь в самом слове ХРИСТИАНИН соединены два слова: ХРИСТ — ИОАНН, причём именно после ритуала крещения — «рождения очищенным» человек становится христианином.

Этот смысл слова ХРИСТИАНИН, возникает при переводе этого слова с санскрита: mkr,sti [мкристи] «очищенный» и «и(о)анин», т.е. «очищенный Иоанном». Возможно, что сложно произносимое МКР свелось к звуку Ч и осталось в русском языке, как ЧИСТ, ЧИСТИТЬ, что в принципе и делал Иоанн Креститель, очищал Души людей водой.

Значит и вся христианская церковь, по сути, является церковью очищенных от грехов людей Иоанном, значит, это Иоаннова церковь! Даже Иисус Христос у него очищался и потом продолжил очищать вместе с учениками Иоанна Крестителя, но уже Святым Духом, т.е. очищать ЭНЕРГИЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. По законам грамматики, христианство следует именовать, как «христизм» — «учение о Христе», и соответственно люди, следующие этому учению должны называться «христы». Сравните с аналогичными словами: «коммунизм» — «коммунисты», «социализм» — «социалисты», «демократизм» — «демократы». С учётом перевода слова Христос, как «Сын Бога», значит, и все последователи Христа тоже должны именоваться «Сынами Бога». Но пока имеет место определения христианина, как «раб Божий», что в корне отличается от изначального смысла этого действа – очищение Души от грехов перед Концом Света или Днём Господним.

Но вернёмся к рассмотрению двух учеников Иоанна: Андрея и Симона (Пётр), так как в складках хитона Иисуса и скрыта подпись Леонардо да Винчи, доказывающая его авторство.

На фрагменте картины я выделил цветом инициалы имени Леонардо (L) да (D A) Винчи (VIN), как причудливые сладки. Но в них можно усмотреть и инициалы имени Андрея (АND), что подтверждает наше предположение. Покровителем коммуны Винчи, где родился Леонардо, почитается святой апостол Андрей! По сути, Леонардо изобразил себя в образе святого апостола Андрея и в складках одежды указал на это.

Трудно сказать, заметил ли сам Вероккио эту подпись ученика, но то, что она не была известна искусствоведам это точно, ведь я нигде не встречал упоминания этого автографа. А ведь это в характере великого художника, скрыть тайный смысл или зашифровать надписи с помощью обратного письма.

Этот остроумный способ оставлять свои автографы в складках одежды, можно найти и на других произведениях Леонардо. Приведу анализ нескольких картин, где фигурирует упомянутый царский хитон на Деве Марии.

Фрагмент картины «Благовещение» Леонардо да Винчи

«Мадонна с гвоздикой» Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

«Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи

«Ларокская Мадонна» (Madonna de Laroque) предположительно Леонардо да Винчи

Живописное полотно «Ларокская Мадонна» (Madonna de Laroque), приобретенное группой французских коллекционеров в 1998 году, считается принадлежит кисти Леонардо да Винчи, но профессор Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi), глава Музея Леонардо да Винчи (Museo Ideale de Vinci) в Италии, один из самых авторитетных экспертов по творчеству художника, убежден в том, что «Ларокская мадонна» была создана другим автором. Он сличил отпечаток руки неизвестного мастера, оставленный на полотне, с отпечатками ладоней и пальцев Леонардо, распознанными на его картинах. Эти отпечатки оказались абсолютно различными. «Я не хочу сказать, что картина не представляет интереса. Возможно, она действительно принадлежит кисти какого-либо ученика Леонардо. Мы знаем около 1500 подобных работ», – пояснил профессор Веццози. https://www.vokrugsveta.ru/news/5211/

Отличительной особенностью всех Мадон Леонардо был тот сине-золотой хитон, который впервые был изображёен на картине «Крещение Христа» Вазаррио. На этой картине » Лакорская Мадонна» мы видим точно такой хитон и вновь в золотых складках явно просматриваются латинские буквы LVIN, что означает Леонардо да Винчи.

Кроме этого, на картинах Леонардо видны символы «золотой лилии», как знак относят к Непорочной Деве, её беспорочной чистоте и целомудрию. В средневековой Европе культ почитания «нашей Девы» (Нотр-дам) впервые появился на монетах XI—XII веков, выпущенных епископами кафедральных соборов, посвящённых Деве Марии, и на них появляются лилии. С XIII века лилия становится обязательным атрибутом изображений Мадонны. Похожий символ находится и на гербе Флоренции, где жил и творил художник Леонардо да Винчи. Общий вывод в том, чтобы увидеть и понять творческий гений Леонардо да Винчи, который в каждом своём произведении шифровал глубокий смысл, надо включить своё творческое воображение.

Автор статьи Владимир Ком https://www.proza.ru/2018/01/10/2060

Символика цвета в картине

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: «Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о «Крещении Христа» Леонардо да Винчи?»

Леонардо да Винчи «Благовещение» (1472-1475)

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Доска, масло. 98х217 см. Уффици (Флоренция) Картинка из Википедии Сюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Гавриил открывает тайное знание Бога. Согласно Евангелию от Луки, Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33).

Описание картины

Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии). Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Дева Мария изображена с Библией (дань традиции). Реалистичность картины на этом и заканчивается. Богатый дом, башни и стены портового города на заднем плане вызывают в нашем воображении большой город. Но упоминания о Назарете в исторических текстах первых веков отсутствуют, что говорит о том, что это был очень маленький город либо деревня. Город Назарет расположен в нижней Галилее – в красивой долине, окруженной горами.

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Назарет. Современная фотография Автор: StateofIsrael – Nazareth, из Википедии Но окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор всё те же…

Искусство : Живописные впечатления: Легенда о «побежденном учителе»

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи (

1470-1475) Дерево, темпера, масло. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

картина верроккьо крещение христа. Смотреть фото картина верроккьо крещение христа. Смотреть картинку картина верроккьо крещение христа. Картинка про картина верроккьо крещение христа. Фото картина верроккьо крещение христа

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя — Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину «Крещение Христа» от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо — скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику? Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки. Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио. Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем. Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков ангелов Леонардо и необычного изображения пальмы на фоне красивого пейзажа за главными действующими фигурами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *