карты ума для дошкольников
Использование интеллект-карт в ДОУ
Елена Татаурова
Использование интеллект-карт в ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»
Нижнетуринского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ
МАСТЕР-КЛАСС
Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова
первая квалификационная категория
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума».
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
Мастер-класс
Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:
Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
— К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.
Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.
Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.
Мастер-класс с педагогами «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». Фотоотчет В апрели, я провела мастер-класс с педагогами нашего детского сада по теме «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием метода интеллект-карт «Белый медведь» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием метода интеллект-карт с дошкольниками подготовительной группы.
Совместная деятельность «Составление карт по временам года» Изготовленные карты можно использовать для индивидуальной работы: • Составление рассказов о временах года с опорой на картинки; • Закрепление.
Эмоциональный интеллект Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности.
Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ Все мы часто сталкиваемся с таким понятием как «интеллект», под которым принято подразумевать.
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
Юля Маслова
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
• развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развивать воображение и творческую активность;
• формировать преемственность между детским садом и школой;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
• наглядность (в интеллект— карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
1 этап. Подготовительный
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
Варианты создания интеллект карты:
Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
Дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
Марина Жаркова
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету»
Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагога специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Проблемы в обучении детей с речевыми нарушениями, а также высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного образования.
Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование ментальных (интеллектуальных) карт.
Ментальная (интеллектуальная, мыслительная) карта – это техника визуализации мышления в виде схем и рисунков.
В традиционном обучении давались детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.
В условиях реализации ФГОС ДОО методика интеллектуальных картпозволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
— развивать психические функции (внимание, память, мышление);
— стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
— развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
— развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развивать воображение и творческую активность;
— формировать преемственность между детским садом и школой;
— развивать мелкую моторику рук;
— формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
— развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
— способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства ментальной (интеллектуальной) карты
— возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Применение ментальных (интеллектуальных карт) в речевом развитии
1. Сбор материала о предмете или объекте.
2. Закрепление и обобщение материала.
3. Развитие связной речи.
По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа может проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же используется в работе с детьми с ЗПР и даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Методика составления ментальной (интеллектуальной) карты
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Вариативность использования интеллектуальных картопределяется в зависимости от:
— индивидуальных способностей детей;
— формы организации детей.
Рекомендации по применению ментальных (интеллектуальных) карт (из опыта работы):
— задавайте больше вопросов;
— обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
— беседуйте по карте;
— добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
— экспериментируйте.
Применение метода ментальных (интеллектуальных) карт в коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития детей.
Положительная динамика в речевом развитии:
— пополнение словарного запаса;
— улучшение лексико-грамматической структуры речи;
— связное, последовательное изложение своих мыслей, рассказ о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Прикреплённые файлы:
Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.
Дидактические игры с прищепками в развитии речи Дидактические игры с прищепками в развитии речи. Иванова Ирина Сергеевна Картотека дидактических игр с прищепками. Муниципальное комбинированное.
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.
Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.
Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками
Анна Егорова
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мною был взят метод интеллектуальных карт как идею и адаптирован в работе с детьми дошкольного возраста. Этот метод был предложен и разработан Тони Бюзеном – британским психологом, автором методики запоминания и творчества. В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен к. п. н. Акименко В. М., доцентом кафедры педагогики и предметных методик, который предложил использовать данную технологию для развития речи дошкольников.
Интеллектуальнаякарта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. С помощью карт памяти у дошкольников развиваются творческие и речевые способности. Это инновационный уникальный метод запоминания информации.
Ментальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги. При составлении мыслительной карты задействованы оба полушария головного мозга. Это одна из особенности методики.
Результативность технологии интеллект –карты заключается в: наглядности (мысли изображены на бумаге в виде рисунков, аппликаций, предметов); привлекательности (карта должна быть красивая, яркая, интересная); запоминаемости (так как информация представлена в образе и словесной форме, карта легко запоминается); творчестве (поиск разных ассоциаций); возможности дополнения, (пересмотр карты через некоторое время помогает запомнить лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
В своей педагогической практике мы применяем ментальные карты следующим образом:1 направление. Сбор информации. 2 направление. Закрепление и обобщение материала. 3 направление. Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
При составлении ментальной карты по закреплению материала по изученной теме с детьми последовательность занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности.
Рассмотрим общий алгоритм составления ментальной карты по изученной теме «Дикие животные наших лесов» (долгосрочный проект).
1. Лис располагается горизонтально.Обозначается тема: «Дикие животные». Выделяется в центре. Используем фотографии, надпись яркими карандашами. 2. От центра расходятся цветные ветви. Это мысли детей, придумывание существительных, связанных с темой. (Лиса, волк, медведь и тд.) 3. Подбор картинок, наклеивание на карту или самостоятельное рисование. 4. От каждого животного отходят еще ветви, более мелкие, но того же цвета. Дети подбирают ассоциации, слова-признаки, картинки и фото. (Место обитания, детеныши, способ добычи еды и др.) 5. Изображение на карте детьми. 6. Составление предложений, рассказа по заданной теме.
Ментальные карты вариативно используются на практике, зависят от поставленных задач, способностей дошкольников. Можно применять следующий порядок работы с применением карт: 1. Выделение ключевых понятий по теме. 2. Называние картинок, изображённых на карте. 3. Составление предложений по каждой «ветке» дерева. 4. Воспроизведение рассказа по карте.
Форма интеллектуальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их интересов и способностей. Для углубленного изучения темы карты можно детально разбирать в течение длительного периода. Для этого необходимо добавлять мелкие ветви-отростки на рисунке. В нашей практике с детьми карты составляются в течение 1-3 месяцев. В течение этого периода дети обобщают полученные знания по пройденным темам и добавляют новую информацию.
В составлении карт ума могут участвовать как педагог, так и педагог совместно с дошкольниками. К процессу изготовления и чтения карт можно привлечь также родителей.
В условиях реализации ФГОС использование карт ума позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.
Список использованной литературы:
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7.
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
3. Бьюзен Тони.Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] —М: «Росмэн», 2007.
4. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М., 1984.
Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.
Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.
Буклет «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Учитель-логопед Чистикина Елена Юрьевна г. Переславль-Залесский.
Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Конспект познавательного занятия «Экскурсия в Военно-Морской музей» (с использованием «интеллект-карт») Цель: На основе полученных знаний познакомить детей с методом изготовления интеллект-карты. Образовательные задачи: 1. Способствовать формированию.
Консультация для воспитателей «Использование интерактивного метода в работе с детьми «Сторителлинг» Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Сторителлинг – это повествование.
Мастер-класс «Применение метода сторителлинг с использованием техники пластилинография в работе с дошкольниками» Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности. Задачи: • расширить.
Образовательная деятельность с использованием интеллект-карт «Природа родной Земли» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Природа родной Земли» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование.
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить.
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.