катерлезский свято георгиевский женский монастырь официальный сайт требы
Катерлезский свято георгиевский женский монастырь официальный сайт требы
Вписываем имена только тех людей, которые участвует в таинствах Церкви, причащается не менее одного раза в год.
Имена поданные в монастырь:
Виды поминовений:
Именной кирпичик
Каждый человек, желающий принять участие в возрождении нашего монастыря – может внести пожертвование на именной кирпичик для строительства Храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца! Жертвуя на именной кирпичик, вы указываете имя конкретного человека, о котором будет возноситься молитва о здравии или об упокоении во все дни, пока монастырь будет стоять на этой земле. Одно имя будет написано на одном кирпичике, вложенном в стену Храма. Всего таких кирпичей на первый этап строительства понадобится 39 895 штук, соответственно и имён будет равное количество. Каждому жертвователю, на его электронную почту, автоматически поступит именное свидетельство об участии в возрождении Православного Свято-Георгиевского Катерлезского женского монастыря. Сохраните его в семейном архиве, чтобы Ваши дети, внуки и правнуки знали и помнили, что наш монастырь был возрожден Вашими трудами.
Записка на Литургию (простая)
Записки с именами читаются о здравии и упокоении в алтаре во время литургии без вынимания частиц из просфор.
Записка на Литургию (Проскомидия)
Это самое важное поминовение о живых и усопших. На главном церковном богослужении — Литургии, на её 1-й части — проскомидии, священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении христиан, за которых подавались записки. В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Панихида
Заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после, обычно в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Молебен (молебное пение)
Богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за полученные благодеяния.
Неусыпаемая Псалтирь
Непрерывное чтение Псалтири с поминовением на «славах» живых и усопших, совершаемое, обычно, в монастырях. Согласно преданию, родоначальником чтения неусыпаемой Псалтири считается преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих» недалеко от реки Евфрат. Святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Три года преподобный авва молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение.
Акафист
Сложное по композиции песнопение, жанр православной церковной гимнографии, прославляющее Господа Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник.
КОНТАКТЫ
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь Феодосийская епархия
Настоятельница: Игумения Феодосия
Михайленко Ольга Юрьевна
(для почтовых и денежных переводов)
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Мiръ Россия Республика Крым Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь основан в 1857 году на месте явления местному пастуху святого великомученика Георгия. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.
Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.
Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.
К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.
В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх. В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.
Позднее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.
В 1900 году епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом».
В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.
В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.
20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.
В 1923 году обитель была закрыт, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.
К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.
В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.
В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.
Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны. В 2014 году Матушка Акилина почислена на покой. В сан Игуменьи возведена матушка Феодосия (Ольга Михайленко).
Современное состояние [ править ]
Современная жизнь монастыря продолжается. В 2016-2017 году был достроен гостевой дом, обустроены новые монашеские кельи. Созданы первые паломнические комнаты. Продолжается обустройство территории монастыря и ведутся новые постройки.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 298221, г.Керчь, Ленинский р-н, с. Войково ул. Степная 33
Проезд: Из Симферополя:
Телефон: +7 (978) 779-58-68 (звонки только в рабочее время с 9:00 до 18:00 МСК)
Паломнику [ править ]
Где остановиться [ править ]
Паломническая гостиница рассчитана на 30 человек, в ней есть уютные комнаты на двух, трех или четырех человек. В комнате – вся необходимая мебель – шкаф, тумбочка, стулья и кровати.
На этаже находятся совмещенные санузлы с сантехникой. Просторная трапезная на первом этаже гостиницы предлагает гостям комплексное питание из экологически чистых продуктов.
Находясь на территории подворья, гости могут наслаждаться местными красотами — из окон гостиницы открываются завораживающие виды на море и горы.
Расписание богослужений [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте монастыря.
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в Керчи. Он находится на территории села Войково, которое также известно под названием Катерлез. Место, где функционирует женская обитель, вызывает к себе неугасающий интерес. Основание монастыря связано с красивой легендой, которая бережно хранится русскими православными людьми и передается из поколения в поколение.
История появления обители
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь принадлежит к Феодосийской епархии. Датой его основания считается 1857 г. Инициатива создания обители принадлежала архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию Борисову.
Давняя история, связанная с этим святым местом, повествует о следующих событиях:
После таких удивительных событий гора в Крыму, где местным жителям явился неземной юноша, получила имя Святого Георгия и стала особенно почитаемой православными христианами. Вскоре здесь была возведена небольшая часовня. Позже появился храм, который освятили во имя великомученика Георгия. Икона, обнаруженная на горе, хранилась в его стенах.
Адрес: Крым, село Войково, ул. Степная, 33
Координаты GPS: 45.392006, 36.442041
Режим работы: Круглосуточно
Архиепископ Иннокентий всегда хотел построить на месте явления небесного воина женский монастырь. Также он стремился укрепить православную веру на территории Крымского полуострова. Мечта этого человека осуществилась только после его смерти. Так возникла Катерлезская Свято-Георгиевская обитель, которую впереди ожидали очень непростые годы.
Интересный факт! Слово «Катерлез», которым был назван прилегающий к описанной местности поселок, происходит из татарского языка. В переводе на русский оно звучит как «всадник на коне».
Как развивалась женская обитель
В первые годы своего существования Катерлезский монастырь не получал никакой государственной помощи. Его обитатели выживали собственными усилиями. У монастыря имелось около 20 десятин земли, пожертвованной богатым помещиком К. Хамарито, однако ее большая часть была непригодной для посевных работ. Основным доходом, позволяющим святому месту существовать, являлись пожертвования и платные обряды.
В годы Октябрьской революции монастырь переживал самые тяжелые времена. По решению советских властей обитель была ликвидирована, а на ее территории организовали детский приют, которому было передано все монастырское имущество. От инокинь, желающих остаться на прежнем месте и выполнять различные работы, требовалось отказаться от данного Богу обета. Тех, кто противился этому, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь, расположенный в Алуште.
В 1928 г. здание обители было разобрано для строительства школы и других учреждений. После этого от некогда существовавшего монастыря остались только развалины. Восстановление святого места началось лишь в 90-х гг., после распада Советского Союза.
В 1991 г. на горе Святого Георгия установили православный крест высотой 7 метров. С 1996 г. на монастырской земле вновь начали проводить богослужения. Обители было отведено два здания, где ранее функционировал ипподром. Теперь здесь располагалась новая церковь и кельи монашек.
Обязанности настоятельницы после возрождения монастыря исполняла матушка Акилина (мирское имя – Литвиненко Александра), принимавшая участие в Великой Отечественной войне. В 2013 г. в обители находились только три монахини. Сегодня здесь другая игуменья, матушка Феодосия, а количество инокинь увеличилось.
Чем интересен Катерлезский монастырь
Уже много лет в обители находится камень, на котором, по преданию, стоял светлый небесный воин Георгий Победоносец. Он сохранил на себе отпечатки ног святого, а также следы от копыт его верного коня.
В Катерлезском женском монастыре также пребывают частицы мощей нескольких святых:
Кроме всех перечисленных святынь, здесь имеется камень, хранящий капли крови Соловецких мучеников. По территории святого места протекает целебный источник, вода в котором имеет уникальный природный состав.
Современное состояние обители
Работы по восстановлению монастыря по-прежнему продолжаются. Усилиями монахинь и неравнодушных людей здесь появился новый иконостас, храмовый притвор, был выполнен ремонт в трехэтажном монастырском здании.
Обитель располагает гостиницей для паломников, рассчитанной на 30 мест. В ней можно расположиться в одиночестве или в удобной двух-, трех-, четырехместной комнате. На первом этаже находится просторная трапезная, где гостям предлагаются вкуснейшие блюда из натуральных продуктов. С подворья гостиницы удастся насладиться прекрасными горными и морскими пейзажами.
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь постоянно принимает поминовения (требы). Каждый православный христианин может подать записку на литургию, неусыпаемую псалтирь, молебен, акафист, панихиду.
Как добраться к святому месту
Доехать до Катерлезской обители из Симферополя можно двумя способами:
Адрес местонахождения Катерлезского Свято-Георгиевского женского монастыря: г. Керчь, Ленинский р-н, с. Войково, ул. Степная, д. 33.
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Краткая справка
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в Керчи. Он находится на территории села Войково, которое также известно под названием Катерлез. Место, где функционирует женская обитель, вызывает к себе неугасающий интерес. Основание монастыря связано с красивой легендой, которая бережно хранится русскими православными людьми и передается из поколения в поколение.
История появления обители
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь принадлежит к Феодосийской епархии. Датой его основания считается 1857 г. Инициатива создания обители принадлежала архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию Борисову.
Давняя история, связанная с этим святым местом, повествует о следующих событиях:
После таких удивительных событий гора в Крыму, где местным жителям явился неземной юноша, получила имя Святого Георгия и стала особенно почитаемой православными христианами. Вскоре здесь была возведена небольшая часовня. Позже появился храм, который освятили во имя великомученика Георгия. Икона, обнаруженная на горе, хранилась в его стенах.
Адрес: Крым, село Войково, ул. Степная, 33
Координаты GPS: 45.392006, 36.442041
Официальный сайт: https://георгиевский-монастырь.рф
Режим работы: Круглосуточно
Архиепископ Иннокентий всегда хотел построить на месте явления небесного воина женский монастырь. Также он стремился укрепить православную веру на территории Крымского полуострова. Мечта этого человека осуществилась только после его смерти. Так возникла Катерлезская Свято-Георгиевская обитель, которую впереди ожидали очень непростые годы.
Интересный факт! Слово «Катерлез», которым был назван прилегающий к описанной местности поселок, происходит из татарского языка. В переводе на русский оно звучит как «всадник на коне».
Как развивалась женская обитель
В первые годы своего существования Катерлезский монастырь не получал никакой государственной помощи. Его обитатели выживали собственными усилиями. У монастыря имелось около 20 десятин земли, пожертвованной богатым помещиком К. Хамарито, однако ее большая часть была непригодной для посевных работ. Основным доходом, позволяющим святому месту существовать, являлись пожертвования и платные обряды.
В годы Октябрьской революции монастырь переживал самые тяжелые времена. По решению советских властей обитель была ликвидирована, а на ее территории организовали детский приют, которому было передано все монастырское имущество. От инокинь, желающих остаться на прежнем месте и выполнять различные работы, требовалось отказаться от данного Богу обета. Тех, кто противился этому, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь, расположенный в Алуште.
В 1928 г. здание обители было разобрано для строительства школы и других учреждений. После этого от некогда существовавшего монастыря остались только развалины. Восстановление святого места началось лишь в 90-х гг., после распада Советского Союза.
В 1991 г. на горе Святого Георгия установили православный крест высотой 7 метров. С 1996 г. на монастырской земле вновь начали проводить богослужения. Обители было отведено два здания, где ранее функционировал ипподром. Теперь здесь располагалась новая церковь и кельи монашек.
Обязанности настоятельницы после возрождения монастыря исполняла матушка Акилина (мирское имя – Литвиненко Александра), принимавшая участие в Великой Отечественной войне. В 2013 г. в обители находились только три монахини. Сегодня здесь другая игуменья, матушка Феодосия, а количество инокинь увеличилось.
Чем интересен Катерлезский монастырь
Уже много лет в обители находится камень, на котором, по преданию, стоял светлый небесный воин Георгий Победоносец. Он сохранил на себе отпечатки ног святого, а также следы от копыт его верного коня.
В Катерлезском женском монастыре также пребывают частицы мощей нескольких святых:
Кроме всех перечисленных святынь, здесь имеется камень, хранящий капли крови Соловецких мучеников. По территории святого места протекает целебный источник, вода в котором имеет уникальный природный состав.
Современное состояние обители
Работы по восстановлению монастыря по-прежнему продолжаются. Усилиями монахинь и неравнодушных людей здесь появился новый иконостас, храмовый притвор, был выполнен ремонт в трехэтажном монастырском здании.
Обитель располагает гостиницей для паломников, рассчитанной на 30 мест. В ней можно расположиться в одиночестве или в удобной двух-, трех-, четырехместной комнате. На первом этаже находится просторная трапезная, где гостям предлагаются вкуснейшие блюда из натуральных продуктов. С подворья гостиницы удастся насладиться прекрасными горными и морскими пейзажами.
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь постоянно принимает поминовения (требы). Каждый православный христианин может подать записку на литургию, неусыпаемую псалтирь, молебен, акафист, панихиду.
Как добраться к святому месту
Доехать до Катерлезской обители из Симферополя можно двумя способами:
Адрес местонахождения Катерлезского Свято-Георгиевского женского монастыря: г. Керчь, Ленинский р-н, с. Войково, ул. Степная, д. 33.
Обитель особого назначения
Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое. Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск. Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор.
Святой Георгий повелел
Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины. Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.
В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя Георгия Победоносца. Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца. Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.
«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»
– Прихожанам сюда будет трудно добираться, и, похоже, такой прекрасный храм будет пустовать, – по некотором размышлении сказал владыка. А потом, словно полушутя, добавил: – Это вряд ли понравится святому Георгию. Монастырю здесь быть с приютом для девочек, – благословил архиепископ Феофан и полностью взял на себя финансирование и руководство работами по созданию на Северном Кавказе новой православной обители. По свидетельству очевидцев, владыка очень много времени проводил на стройке и иногда буквально на коленке рисовал планировку будущего монастыря, чертил наброски новых строений.
И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.), а также две трапезные и подсобные помещения.
Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители. Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.
Нынешний глава епархии архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт достойно «принял эстафету» своего предшественника – насельницы обители всегда чувствуют его неустанную архипастырскую заботу, помощь и поддержку.
По благословению Священного Синода 11 апреля 2006 года официально был открыт Свято-Георгиевский монастырь – на сегодняшний день единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах. За два месяца до этого события сюда приехали первые насельницы – монахиня Варвара, инокиня Антония и послушница Елена из Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, широко известного в православном мире своими твердыми духовными устоями. Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и неустанно трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.
Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина), с возложением наперсного креста по должности, а в 2011 году она была возведена в сан игумении. За прошедшие годы обитель стала важным духовным центром Северного Кавказа, излюбленным местом паломничества, душевного успокоения и возрождения христианской веры. А игумения Варвара снискала любовь и уважение священноначалия и администрации, сестер, прихожан и местных жителей.
Путь на Дубровку
Вопрос о том, какими же путями люди приходят в монастырь, всегда волновал меня. В малоярославецкой обители, как, впрочем, и в любой другой, не принято делиться друг с другом, а тем более с мирскими людьми, своими воспоминаниями о прошлом. Так что историю матушки Варвары я узнала, как говорится, из первых уст, только когда «интервьюировала» ее в качестве журналиста и писателя.
Детство и юность Анны, будущей игумении Свято-Георгиевского монастыря, прошли в небольшом симпатичном городке Кимры, раскинувшемся по берегам Волги и впадающей в нее реки Кимрки. Матушка Варвара с теплотой вспоминает милый среднерусский пейзаж, приветливую атмосферу, сохранившийся особый колорит архитектурного облика, который отличается большим количеством построек в стиле модерн. Это, наверное, единственный «город провинциального русского модерна», яркий и неповторимый, при этом тихий и уютный.
Но настало время, и Аннушке пришлось покинуть это милое сердцу место – школа окончена, надо продолжать образование. Девушка выбрала Тверской университет и поступила на исторический факультет. В студенческом общежитии ее соседкой стала верующая девушка Галя, благодаря которой у бывшей комсомолки Ани появился интерес к Православию. Первой иконой стал образ преподобного Серафима Саровского, который она поместила на письменном столе, чтобы он всегда был перед глазами во время занятий. Это было начало 1990-х, когда стали возрождаться многие монастыри. Но первое свое паломничество Анна совершила в недавно открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель. Почти месяц трудилась там во славу Божию.
– После Дивеева было горячее желание оставить университет и немедленно отправиться туда пожить, пусть хотя бы трудницей. Но, представь, остановил меня строгий взгляд батюшки Серафима с той самой первой моей иконы. Я вдруг четко поняла, что университет все-таки надо закончить. Продолжила и учебу, и поездки по святым местам.
После Дивеева самым удивительным и впечатляющим стало посещение Оптиной пустыни. В этой пока еще полуразрушенной обители так остро чувствовался вековой молитвенный покров оптинских старцев, что смутно бродившая мысль о монашеской жизни превратилась в жгучее желание. После одной из таких поездок Анне довелось возвращаться в Москву в одной машине со старцем Илием. И она робко, полувопросительно обратилась к нему:
– Батюшка, как же хочется в монастырь, пожить настоящей монашеской жизнью.
– Что, так хочется все время в навозе копаться? – спросил старец.
– Да хоть бы и в навозе, лишь бы в монастыре! – с горячностью ответила девушка.
Представьте себе, что именно коровник стал на тринадцать лет главным послушанием Анны, в постриге Варвары. И не где-нибудь, а в Малоярославецком Свято-Никольском монастыре, который был связан тесными духовными узами с Оптиной пустынью еще в XIX веке, в годы расцвета старчества. Это оптинское устроение дивным образом возродилось в Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви в 1993 году. Сегодня это один из самых процветающих монастырей, который больше всего известен именно своей строгой монашеской жизнью, потому что его настоятельница игумения Николая с первых дней проявляет неусыпную заботу о духовном становлении сестер. О результатах этих трудов лучше всего свидетельствует назначение ее 15-ти сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. В их число попала монахиня, а ныне игумения Варвара. Так что помимо трудовых навыков, приобретенных в коровнике, она, несомненно, достигла такого уровня духовной зрелости, который позволяет ей руководить столь необычной обителью, как Свято-Георгиевский монастырь близ города Ессентуки.
Удивительно, что в такой беспокойной окружающей обстановке и особых сложностях устроения монашеской жизни в новой обители матушке Варваре удается всегда сохранять ровное настроение и благорасположение ко всем – и к сестрам, и к наемным рабочим, и к многочисленным посетителям. Я уж не говорю о приютских детишках, которые бегут к своей любимой матушке со всех ног. И для каждого у нее находится доброе слово и ласковый жест. А ведь они так необходимы обездоленным детям.
Согреть любовью и заботой
Раз речь зашла о детях, то стоит рассказать о некоторых особенностях их жизни в приюте «София», созданном практически одновременно с открытием монастыря. Игумения Варвара ведет меня в отдельное крыло келейного корпуса, отведенное для детишек. Когда перешагнешь его порог, возникает ощущение, что ты уже не в монастыре, а в многодетной семье. Девочки одеты по-домашнему и по-разному. Комнаты, в которых они живут, обставлены прекрасной детской мебелью, на окнах – красиво задрапированные занавески самого что ни есть девичьего розового цвета, пол устлан веселыми ковриками. Честно говоря, такое убранство могут позволить себе только очень состоятельные родители. А в «Софии» всеми этими удобствами и красотами пользуются дети из малоимущих и, мягко говоря, неблагополучных, социально несостоявшихся семей.
Матушка Варвара рассказывает:
У каждой из двенадцати воспитанниц, даже самых маленьких, за плечами недетские переживания и страдания
– Наш приют – не аналог детского дома, к нам под опеку поступают девочки, у которых есть родители, но такие проблемные, что не могут обеспечить своим детям самого элементарного содержания. Например, у четырех наших девочек папы есть, а мам как будто бы нет – кто пьет, кто сидит, кто шатается. Вот недавно Машу привезли, с мамой она в бомжатнике жила больше года. Отец ее еле разыскал и оттуда вытащил, опеку оформил, изо всех сил старался для дочки, но потом понял, что не справляется, и в шесть лет привез ее нам. Потом он может забрать подросшую и окрепшую дочку. Есть вообще страшные истории – недавно привезли малышку, у которой на глазах маму убили. И у каждой из двенадцати наших воспитанниц, даже самых маленьких, есть за плечами такие недетские переживания и страдания, что можно понять все срывы и депрессии, которые у них случаются. Вот мы и стараемся окружить их теплом и заботой, чтобы они успокоились и почувствовали нашу любовь.
Не прерывается молитва
Молитва – главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.
У Георгиевского монастыря особое предназначение – молиться о многих тысячах болящих
Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести. В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур. Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах. Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.
Обители – десять лет
Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки Симферопольского, всех преподобных жен Дивеевских. Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.
Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия. Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу. Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.
Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки. А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу. Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.
Территория веры и надежды
Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники. С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау. А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.
В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»
Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:
Среди полей, среди цветов,
Среди холмов, среди лесов,
Под небом ярко-голубым,
С крестом, как солнце золотым,
Как птица белая парит –
Храм на верху горы стоит.
Звон колокольный раздается
И вдоль по воздуху несется,
Под ним в небесной синеве
Святой Георгий на коне
Летит, благословляя нас,
И молится за весь Кавказ.
Здесь труд монахинь и смиренье,
И Богу теплое моленье.
В их лицах – мир и доброта.
В глазах любовь и чистота.
Увидев эту красоту,
Забыть ее я не смогу!
Душа трепещет и горит,
И Господа благодарит.