католическая икона иисуса христа
Православная и католическая икона. Часть I
Отличие между православной и католической иконой такое же, как между иконописью и живописью. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различные и складывались они не одно столетие, в результате чего православную икону сразу можно отличить от католической, если даже знаешь об иконе очень мало. Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу.
Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений. Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства.
Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории. Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу какого-либо религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер.
Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит он лично. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.
Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая: от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне. Она не несет никакого иного дополнительного смысла.
Православная икона имеет четко установленный иконописный канон. Он не допускает отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы, каждый несущий свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон, в ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия», обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.
Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых. Он обязателен, чтобы ограничить субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника полностью определяет изображение.
Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.
Поэтому православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двумерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечном. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа иного мира, в котором пребывают святые.
Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личнОе, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.
В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий больше на школу, чем конкретного иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека, или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.
В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего от божественного, небесного.
Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели (продолжение следует).
Католическая икона иисуса христа
Иконы Иисуса Христа
Иконы Иисуса Христа, общая характеристика
Изображение Христа таким, каким мы видим его сегодня, сложилось в начале IV в. в Византии при императоре Константине Великом (306-337рр.), который покровительствовал христианство и перенес церковную столицу в Константинополь. А каноническое изображение Христа в человеческом образе было утверждено только в IX веке после завершения периода иконоборчества.
В годы иконоборчества символические изображения получили широкое распространение, поскольку они позволяли отдать дань Спасителю и избежать гонений. Впоследствии все аллегории и метафоры были поставлены под запрет и, к моменту раскола церкви, произошедшего в 1050 году, иконография Иисуса Христа оказалась сосредоточенной на его каноническом образе.
По преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий вытер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Древнейшая же икона, дошедшая до наших дней, была написана в VI веке в технике энкаустики (письмо восковыми красками) и сохраняется сегодня в Синайском монастыре в Египте.
Символика изображения Иисуса Христа
Божественная, царская власть Спасителя в иконах передается с помощью света.
Ребенок Иисус имеет лицо взрослого человека, особенно высокий лоб: символ Его вечной природы как Слова и Божьей мудрости.
Основа одежды Иисуса Христа, атрибуты и их символика
1. Нимб-символ Божественного света, Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Он на иконах Христа имеет еще и вписанный крест, внутри которого греческая надпись О W Н, который переводится как: Тот, кто Есть или Сущий.
2. ИС ХС, (Иисус Христос): сокращение имени Иисуса Христа, которые на греческом, церковнославянском и украинском языках тождественны.
Различают следующие виды икон Иисуса Христа: Пантократор или, как его еще называют, Вседержитель, Спас в славе, Нерукотворный Образ, Христос Эммануил, Христос виноградная лоза.
В общем, вся иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна.
Какие бывают католические иконы
Католическая икона представляет собой портрет или живописную картину на религиозную тему, на которой изображение полностью зависит от фантазии художника. Авторство таких произведений не скрывается, в отличие от православных икон. на которых лик и глаза выписывал главный иконописец, а все остальное – подмастерья. Чаще всего в православной иконописи автор анонимен. Иконографическая составляющая православных и католических икон отличается по своим религиозным и внешним особенностям. Иконы католической церкви являются замечательным украшением для картинных галерей и храмов, но, при этом, они не возбуждают молитвенное желание. Эти удивительные иконы очень живописны и красивы. Среди них огромной популярностью пользуются картины Джотто, Микеланджело, Боттичелли и многих других знаменитых художников. Это высочайшие произведения художественного искусства, но к иконе, как духовной святыне, они не имеют никакого отношения. На сегодняшний день существует много икон, почитаемых как в православии, так и в католичестве. Как правило, католические иконы изображают очень широкий религиозный сюжет.
Сходство православных и католических икон
Существуют католические иконы Божией Матери, которые очень близки православным христианам. Издавна древняя икона Остробрамская была привезена из Византии и до появления в католическом храме имела название Корсунская Благовещенская, на которой изображалось Благовещение православного письма с изображением Девы Марии. Почитаемая икона Умиление Серафимо-Дивеевская является, также, списком с иконы Остробрамская, которая относится к православной иконописной школе. Но множество реставрационных работ внесли в нее католические элементы, хотя в основе своей она православная. Образ Иисуса Христа очень схож на этих двух иконографиях, так же красив и прибывает в белых одеждах.
Отличие православных и католических икон
Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные. На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения. На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее. Отличительным считается и тот факт, что все подписи на католических иконах пишутся латинскими буквами.
Католические иконы из янтаря ровенских мастеров. В чем различия православных и католических икон?
Основное различие православных и католических икон заключается в иконописных традициях православия и католицизма.
Православная икона пишется по канону, не нарушаемому столетиями. Например, иконы Богородицы это несколько типов образов. На Богородице должен быть пурпурный плат и темно-синий хитон (рубашка). Надпись на иконе – четыре греческие буквы МР – МФ, означающие – Мария Матерь Божия. Икона без надписей – не православная.
Образы на иконе – это не портреты. Элементы портретов – форма бороды, длина волос, ракурс и т. п. служат только для узнавания образа. Нимбы над головами святых обычно светящиеся золотые или ярко желтые.
Католические иконы – это живописно исполненная картина или портрет, где изображение определяется ничем не ограниченной фантазией и мастерством художника.
Эти иконы трехмерные, т. к. имеют правильную прямую перспективу (уменьшение элементов по мере удаления). Свет и тени подчеркивают реальность образа. Фигуры, жесты рук, позы, выписаны по правилам и рассказывают о земном мире. Даже нимбы – излучаемая святость, имеют коричневый или темно-желтый цвет. Эти прекрасные, очень живописные иконы украшают католические храмы. Если на иконе показано действие в помещении, то планы четко разделены. Передний, с главными героями, средний – убранство комнаты и задний – обычно вид из окна или с террасы.
Все субъекты и предметы имеют четкие тени.
Поэтому можно сказать, что православные иконы изображают Царство Небесное иного мира и богочеловечие, а католические – показывают Царство Небесное на Земле и человекобожие.
Иконы ровенских янтарных мастеров
Ровенские художники-ювелиры из Клесовского янтаря (Украина), создают поистине шедевры иконописи. Среди них и католические иконы.
Красота камня-самоцвета, могущая соперничать даже с золотом, вначале использовалась мастерами для отделки рам икон. Потом пришел черед и живописной части иконы. Мелкой крошкой разных оттенков отделывались фоновые пространства.
Кусочки полированного камня образуют линии. Лики и руки изображены в технике флорентийской мозаики – тонкие пластинки самоцвета подобранны по форме и оттенку. Эти кусочки можно сравнить с мазками кисти. Подгонка так точна, что стыки видно только вблизи (как и мазки на картине).
Крошка янтаря, отражая и преломляя солнечный свет, придает блеск персонажам иконы. Лики как бы выходят из тьмы, изображенной кусочками темно-коричневого янтаря. Используя более светлые тона камня, мастера добиваются чистоты и просветленности святого образа. Так янтарь делает свет, струящийся из лика святого, светом обожествления.
Одежда изображается темными кусочками в местах складок и светлыми кусочками на свету. Свет от иконы делает чудо – образ как бы воспаряет, как свет от свечи.
Католические иконы Божией матери. выполненные из янтаря, в солнечном освещении покоряют своей красотой и правдивостью.
Люди искренне верующие и те, кто хочет иметь у себя такие шедевры, могут купить иконы в нашем интернет магазине.
Православная и католическая икона. Часть I.
Отличие между православной и католической иконой такое же, как между иконописью и живописью. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различные и складывались они не одно столетие, в результате чего православную икону сразу можно отличить от католической. если даже знаешь об иконе очень мало. Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу.
Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений. Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства.
Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории. Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу какого-либо религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер.
Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.
Православная икона. в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая. от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне. Она не несет никакого иного дополнительного смысла.
Православная икона имеет четко установленный иконописный канон. Он не допускает отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы, каждый несущий свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон, в ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает Мария Матерь Божия, обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.
Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых. Он обязателен, чтобы ограничить субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника полностью определяет изображение.
Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.
Поэтому православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входит в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечном. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа иного мира, в котором пребывают святые.
Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.
В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д. но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека, или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.
В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.
Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели. ( продолжение следует ).
Алевтина Гайкова.
Иконы Иисуса Христа
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Быстрый поиск икон Иисуса Христа по части названия
Примеры: поиск «госп» в базе икон отобразит «Вознесение Госп одне», «Распятие Госп ода Иисуса Христа», «Хвалите Госп ода С Небес » и другие подобные иконы.
Католические иконы
Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.
Есть ли иконы у католиков
В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.
Таков главный вектор, но есть и нечто общее.
К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.
Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:
Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.
Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.
Интересные факты
Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.
Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.
К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.
О некоторых различиях католической и православной иконографии распятия Христа
Наше небольшое исследование хочется начать с древности и обратится к иконографии Распятия Господа нашего Иисуса Христа.
Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия, 586 год
Распятие Христа. Фреска, около 741-752 гг. Базилика Санта Мария Антиква, Рим
Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен, раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».
Распятие Христа. Мозаика, XII век. Монастырь Дафни, Греция
В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.
Распятие Христа. Фрагмент фрески, 1209. Студенецкий монастырь, Сербия
После раскола 1054 года, вид западной иконографии потерпел некоторые изменения. Римская церковь, разорвав отношение с вселенским православием, стала понемногу привносить новшества в христианское учение. Без внимания не осталось и западное искусство. Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Такая иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.
Распятие Христа. Иконописец Мариотто ди Нардо. Италия. Икона, XIV-XV век. Италия
С того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»
Читайте также по теме:
Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475-1528).
Распятие Христа. Маттиас Грюневальд. Начало XVI века. Германия
А это уже более современные Распятия, распространенные в Испании и бывших испанских колониях:
Здесь хочется вспомнить Ф.М. Достоевского, который путешествовал по городам Германии и Швейцарии, где впервые знакомится со знаменитыми иконами великого немецкого живописца XVI в. Ханса Хольбейна Младшего (1497 – 1543). Писатель был глубоко потрясен впечатлением от «Мертвого Христа» Хольбейна, выставленном в местном публичном музее. Достоевская А.Г. в своих воспоминаниях пишет: «Более двадцати минут он стоял перед картиной «как прикованный». Эти минуты духовного напряжения чуть было не разрешились эпилептическим припадком. Ему захотелось перед уходом из музея «ещё раз зайти посмотреть на столь поразившую картину».
Мертвый Христос. Ханс Хольбейн Младший, XVI в.
Федор Михайлович, стоя перед «Мертвым Христом» в публичном музее Базеля, сказал жене, «что от такой картины вера может пропасть».
А вот как рассуждает о западном искусстве религиовед, доцент кафедры философии Брянского университета Константин Матаков:
Вывод
Использованная литература
1. Марченко Д.. «Образ смерти или образ торжества над смертью» http://www.pravoslavie.ru/90646.html
2. Сушко П.Н. «Мотивы католических икон Ханса Хольбейна младшего в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»»