католический храм москвы не закрывавшийся в годы советской власти
Москва: от креста ко кресту
Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.
С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.
Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?
Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.
В шаге от метро
Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…
И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.
Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.
Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.
«Милости источниче»
Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я както направилась зимним вечером.
Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…
В память Воскресения
До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.
Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!
В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)
Храм Святого Людовика Французского
от Анастасия Ширяева
Прогуливаясь по шумным улицам столицы, корреспондент «Мой Дом Москва» оказался у одного из трёх действующих католических храмов златоглавой – Святого Людовика Французского. Римско-католический храм находится почти в самом центре столицы – на улице Малая Лубянка.
Наши дни
Добраться до католической святыни можно пешком. Расстояние от станции метро «Лубянка» – меньше одного километра. Сам храм располагается между улицами Большая Лубянка и Мясницкая.
Храм Святого Людовика Французского на Малой Лубянке.
Католический храм с белоснежной колоннадой построен в стиле ампир. По обеим сторонам располагаются невысокие колокольни. На противоположной стороне за забором можно обнаружить мозаику иконы с изображением Божьей Матери.
Вид на верхнюю часть колоннады церкви Святого Людовика Французского.
Перед святыней располагается небольшая зелёная зона отдыха, где можно присесть на деревянных скамейках среди хвойных деревьев. Скамейки расположены полукругом, а перед ними разбита клумба. Несмотря на то, что рядом проходит дорога с односторонним движением, здесь уютно и чисто. Машины ездят не часто, поэтому не мешают отдыхать.
Посетить католический храм может любой желающий. Фотографировать никто не запрещает, но только без вспышки и звука, чтобы не мешать прихожанам, которые молятся, сидя на скамьях перед алтарём. Верующие тихо общаются друг с другом, перебирая в руках чётки. В храме много детей. Корреспондент стал свидетелем того, как служители в форме игры объясняли непоседам, зачем и кому нужно молиться. Занятие проходило на английском языке.
Вид на лестницу церкви
Главный вход в церковь
Оказалось, что и мессы в базилике проводятся на нескольких языках: русском, английском, французском, литовском, итальянском и… вьетнамском. Службы проходят по расписанию, которое составлено на неделю вперед. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте храма.
Костел разделён на три нефа. Главный среди них – центральный алтарь, где расположена статуя святого Людовика. Над ней находится живописный сюжет Преображения Господня. По бокам от центрального алтаря располагаются ещё две святыни: слева – статуя святого Бернара Клервосского, справа – святого Франциска Сальского. Более того, в алтаре у левого нефа установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: Жанны д’Арк и Терезы из Лизьё.
Левый неф храма Святого Людовика Французского.
Центральный алтарь храма Святого Людовика Французского.
Правый неф храма Святого Людовика Французского.
Реставрация
Каменная базилика Святого Людовика Французского была построена ещё в начале 30-х годов XIX века. Реставрация католической святыни началась спустя 200 лет. Ремонтные работы проводились в два этапа. Первый закончился в 2017 году, второй этап реставрации исторического здания завершен в октябре 2018-го.
Было отмечено, что одним из самых сложных видов работ стала реставрация мраморного пола церкви. Специалистами был проведен косметический ремонт колонн при входе в базилику, у которых из-за влаги начала разрушаться нижняя часть.
Основание колонн храма Святого Людовика Французского после реконструкции.
– Нет-нет, церковь не закрывалась, когда была реконструкция, – рассказала прихожанка римско-католической базилики Линда Фейн. – Служения продолжались, но не в очень удобное время и не каждый день.
Сейчас мессы проводятся регулярно, согласно расписанию. Так, Денис Селезнёв стал приходить в базилику со своей девушкой.
– В первый раз мы зашли в храм из любопытства, сейчас сюда приходим часто. Нет, я не стал католиком, я – крещеный христианин. А здесь можно музыку послушать, и хор. Чем не культурный отдых? – поделился Денис.
История
В 1627 году Луи де Гай, посол французского короля Людовика XIII, попытался добиться разрешения властей построить в Немецкой слободе церковь для французских купцов. Однако в то время на Руси иноверцам нельзя было строить свои храмы. И только в 1694 году с разрешения Петра Первого в Москве появился католический собор – храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Строительство храма Святого Людовика Французского для французской диаспоры начали в 1790-м году. Этому поспособствовал подписанный «Трактат между Россией и Францией, о дружбе, торговле и мореплавании». Из документа следовало, что французским поданным дана «совершенная свобода веры на территории России».
Колокольня храма Святого Людовика Французского.
Тогда храм был воздвигнут из дерева. Освящение его состоялось в марте 1791 года. Современный облик церковь приняла спустя сорок лет после перестройки, которую провели по проекту архитектора Алессандро Осиповича Жилярди. В отделке католической святыни принимал участие знаменитый скульптор Сантин Кампиони. Ранее он создал интерьеры здания Благородного собрания в Охотном Ряду и дворца Разумовских на Гороховом Поле.
К 1917 году число прихожан храма достигло 2700 человек. Старостой церкви в начале ХХ века был известный промышленник Юлий Петрович Гужон. Так же много лет здесь служил органистом знаменитый музыкант Александр Фёдорович Гедике.
Убранство церкви храма Святого Людовика Французского.
После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена – настоятель святыни был выслан из страны, а сам храм разорен. Однако мессы в храме продолжались. До 1926 года французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке.
Католический храм Святых Петра и Павла в Милютинском переулке.
В 1938 году храм Святого Людовика остался единственным действующим католическим храмом Москвы. Здесь проводил молебны единственный католический священник Леопольд Браун, капеллан посольства США. С 1950 года в храме служили священники, направляемые в Москву архиепископом Рижским.
Храм Святого Людовика Французского является объектом культурного наследия.
В настоящее время в Москве действует несколько католических церквей: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, церковь Святой равноапостольной княгини Ольги, храм Святых Апостолов Петра и Павла и храм Святого Людовика Французского.
Католицизм
ГЛАВНОЕ
Католицизм – одна из традиционных конфессий России. История католической церкви в Москве насчитывает многие столетия и прошла путь от полного неприятия до доброжелательности. Сегодня в столице работает три католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, храм св. Людовика и храм св. равноапостольной княгини Ольги. В них идут богослужения на разных языках, организуются мероприятия скаутского движения, курсы катехизации, работают воскресные школы и проводятся замечательные концерты органной музыки.
История появления католиков в Москве
Рядовые москвичи впервые близко познакомились с католиками в конце XV века во время строительства Московского Кремля и его соборов. Все ведущие архитекторы — Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин, Марко Руффо — были итальянцами-католиками. В XVI в. был известен Алевизов двор в Кремле, который был своеобразной гостиницей итальянцев, задействованных в строительстве.
В 1469 г. великий московский князь Иван III решил жениться на Софье Палеолог, наследнице византийских императоров. Она долгое время жила и воспитывалась в Италии при папском дворе. Папа римский Павел II, давая согласие на брак, рассчитывал, что это станет залогом сближения церквей и участия Руси в борьбе против турок. Заочное обручение великого князя и греческой принцессы произошло в 1472 г. в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме. Однако при въезде в Москву православное духовенство не пропустило католическую символику в город, и очный обряд венчания прошел по православным традициям.
Еще одной попыткой упрочить влияние римско-католической церкви на Руси был брак царя-самозванца Лжедмитрия I и польской дворянки Марины Мнишек в 1606 г., но новый царь был свергнут в том же году народным восстанием. В годы польской оккупации Москвы в начале XVII в. на Руси был провозглашен царем первый и единственный в истории страны монарх-католик — королевич Владислав, сын короля Польши Сигизмунда III. Его выбрал совет знатнейших московских бояр. Но Владиславу в итоге не суждено было венчаться на царство, поскольку он отказался принимать православие.
В XVI-XVII вв. католики в Москве были представлены многочисленными выходцами из польских земель, осевшими здесь в ходе затяжной эпохи войн и внутренних конфликтов в Польше. Они селились преимущественно в районах «Старые паны» (ул. Ильинка в Китай-городе), «Литовском дворе» на ул. Тверской и на Крымском валу. Это были первые центры католической диаспоры в столице. Вскоре потомки польских переселенцев ассимилировались, и польские слободы исчезли.
Первые католические храмы
Первый католический собор появился в Москве в конце XVII века в эпоху преобразований царя Петра I. Он был построен в Немецкой слободе в 1690-е годы и располагался в Старокирочном переулке. Это было небольшое деревянное здание храма свв. Петра и Павла, которое позже заменили каменным и освятили его в честь Пресвятой Троицы.
В 1789 г. московские власти разрешили строительство католического храма на улице Малая Лубянка, в самом центре города. Одним из самых известных его священников был аббат Адриен Сюррюг. В 1812 г. император Франции Наполеон, вошедший в Москву, пожелал встретиться с ним, но аббат отказался, а позже остановил французских солдат-мародеров, напавших на храм, выйдя к ним в полном священническом облачении с крестом!
Еще один католический храм в Москве принадлежал польской общине. Это был костел св. апостолов Петра и Павла (Милютинский пер., д. 18). При храме в XIX веке действовали приходская школа, богадельня, дом польского благотворительного общества и женское училище. В костеле было выстроено шесть алтарей, хранились ковчеги с частицами св. Креста, с частицами мощей св. Станислава Костки, находился образ Матери Божией Ченстоховской. В приходе было около 15 000 верующих. Прихожанами храма были доктор Фридрих Гааз, архитектор Михаил Быковский, меценат Альфонс Шанявский, поэт Юргис Балтрушайтис.
Советский период
Католическая церковь, как и все остальные конфессии, сильно пострадала во второй четверти XX века от большевиков во время «антирелигиозной войны». Храмы всех церквей закрывали по всему Советскому Союзу, их имущество национализировали, а священнослужителей массово расстреливали или отправляли в тюрьмы и лагеря. В Москве работал только один католический храм св. Людовика. Там служили священники, которые были капелланами посольств западных стран и не могли быть репрессированы советскими властями в силу своего статуса.
Большую роль в сохранении католической церкви в советской России сыграл Мишель-Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи. Будучи посвященным папой Пием XI в епископы, он тайно рукоположил в епископы священников Б. Слосканса, А. Фризона, А. Малецкого и П. Эжена Невё. Они стали апостольскими администраторами четырех крупных регионов страны: Москвы, Ленинграда, Минска-Могилёва и Одессы.
В 1936 г. епископ Бургиньон д’Эрбиньи выехал во Францию на лечение, и советские власти запретили ему возвращаться в СССР. Считается, что под влиянием его свидетельств была издана энциклика папы Пия XI Divini Redemptoris, в которой осуждался коммунизм.
Возрождение католической церкви в Москве
В 1995 г. католической церкви вернули здание собора Непорочного Зачатия Девы Марии (см.ниже). А в 1996 г. открыли монастырь Св. Франциска (Шмитовский пр-д., 2, стр. 2). Монастырь относится к Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского и принадлежит ордену францисканцев-конвентуалов. Его здание выстроено в классическом стиле в 1993-1996 гг.
Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы (ул. Фридриха Энгельса, д.46, стр.4, м. Бауманская), который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии. При нем работает обширная библиотека и собственное издательство.
В 2011 г. во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, д. 1) был открыт памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (скульпторы А. Васякин, Илья и Никита Фёклины). Это дань уважения россиян главе римско-католической церкви.
Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии
Это истинное сердце католической общины Москвы. Собор находится на улице Малая Грузинская, д. 27. Его величественное здание было выстроено в 1906-1917 гг. под руководством архитектора Фомы Богданович-Дворжецкого. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии проработал до 1938 г. и был закрыт большевиками одним из первых. Его имущество было разграблено, а фасад и интерьеры сильно обезображены перестройками.
В 1995 г. собор был передан католической церкви. Ныне он полностью восстановлен. В нем идут службы на разных языках мира, проводятся Божественные Литургии армянского обряда. Здесь же проходят великолепные органные концерты, работает библиотека и церковная лавка. В настоящее время в соборе несут служение салезианцы (общество св. Франциска Сальского, основанное св. Иоанном Боско), а также сёстры Святейшего Сердца Иисуса. Настоятелем собора является о. Иосиф Заневский. В здании курии находятся секретариат и резиденция архиепископа, который руководит учрежденной в 2002 г. Архиепархией Божией Матери в Москве.
В алтарь Собора Непорочного Зачатия Девы Марии помещены частицы мощей св. ап. Андрея, свв. Косьмы и Дамиана, св. Зенона, св. Анастасии, св. Григория Назианина, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии, которая была подарена Веронской епархией. В крипте собора находится Большая часовня, в которой служат тридентскую мессу. Алтарь в северном конце часовни происходит из США. Поскольку реставрация храма шла медленно, он использовался первоначально в качестве дарохранительницы, а потом был перенесен в крипту собора. В нем также заложены мощи святых. На передней стенке алтаря изображены святые Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. В соборе имеются часовня Божия Милосердия в конце левого нефа (с дарохранительницей и алтарем Святых Даров), реликварий с мощами св. Терезы Младенца Иисуса (дар Посольства Гватемалы). В западной части двух трансептов установлены еще два алтаря: слева — Фатимской Божией Матери, справа — св. Иосифа. В нартексе храма можно видеть вмурованный кирпич из святых врат Латеранской базилики и медаль Юбилейного 2000 г. Под иконой выгравированы тексты молитв на церковнославянском и польском языках.
Орган собора был установлен в 2005 г. Он был создан фирмой Kuhn, и ранее стоял в соборе швейцарского Базеля. Это один из самых больших органов в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы.
Пять колоколов звонницы собора были подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом: это «Фатимская Божья Матерь» «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».
12 декабря 1999 г. собор был освящен легатом папы Иоанна Павла II государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал кафедральным собором Москвы. В 2000 г. в здесь был проведен Всероссийский евхаристический конгресс, и прошла евхаристическая процессия по улицам Москвы, а в 2001 г. в соборе завершилось празднование Великого Юбилея, посвященного 2000-летию Рождества Христова, которое завершилось коронацией статуи Фатимской Божией матери. В притворе храма установлена памятная доска в честь Иоанна Павла II, а на одном из шпилей собора и витражах – гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Храм св. Людовика
Современный католический храм св. Людовика (ул. Малая Лубянка, д. 12А) является старейшим в Москве. Его выстроили в стиле классицизм по проекту А. Жилярди в 1827-1830 гг. Вход в храм обрамляют две невысокие колокольни. В алтаре левого нефа расположены статуи святых Людовика, Бернара Клервосского и Франциска Сальского, а также небольшие статуи святых покровительниц Франции: Жанны д’Арк и Терезы из Лизьё. Правый алтарь посвящён Богородице, в нем установлена статуя Девы Марии Лурдской. В росписи центрального алтаря живописное изображение Преображения Господня. С XIX века в храме сохранился витраж с изображением св. Иосифа.
Сегодня здесь служат мессы на латинском, английском, французском, русском, литовском, итальянском и вьетнамском языках.
Католические праздники
Самым радостным праздником для католиков является Рождество Христово. В московских храмах проводятся рождественские мессы и вертепы, изображающие младенца Христа и волхвов, звучат рождественские песнопения, устраиваются салюты и праздничные угощения.
В Вербное воскресенье вокруг соборов проходят процессии, прихожане держат в руках листочки пальм, веточки вербы (по русской традиции). В католических храмах проводятся инсценировки событий священной истории. В Москве во время Великого поста по улицам города проходит «Крестный путь» — богослужение, во время которого воспоминают о страданиях Иисуса Христа. Перед началом Пасхального богослужения католики зажигают Пасхал (особого рода свечу), после чего начинается богослужение, а огонь от нее раздают верующим. Пасху и Рождество католики празднуют раньше, чем православные.