католический храм ростов на дону

Збигнев Бартошевский, настоятель католического прихода «Тайной Вечери» Ростова-на-Дону: «В отличие от России, главный семейный праздник в католических странах – это Рождество Христово»

католический храм ростов на дону. Смотреть фото католический храм ростов на дону. Смотреть картинку католический храм ростов на дону. Картинка про католический храм ростов на дону. Фото католический храм ростов на дону

На этой неделе часть христианского мира отметит Рождество Христово. Будут встречать праздник и ростовские католики. Об особенностях празднования Рождества и других традициях католиков корреспонденту 161.ru рассказал настоятель католического прихода «Тайной Вечери» Ростова-на-Дону Отец Збигнев.

– В ночь с 24 на 25 декабря католики всего мира встречают Рождество Христово. Как его празднуют в вашем храме?

– Само торжество начинается ужином в сочельник – 24 декабря. Мы всегда объявляем, что это ужин для пожилых людей, одиноких, да и для всех желающих. В Ростове много студентов из разных католических стран, в общежитиях они не устраивают такого ужина, поэтому мы приглашаем их всех к нам. Как он выглядит? В начале мы читаем Евангелие, потом совершается преломление рождественского хлеба и говорятся пожелания друг другу. Все блюда в этот вечер постные, ну, и, по традиции, условное количество блюд – 12. Далее кушаем, общаемся, поем рождественские песни.

В полночь совершается уже торжественная служба Рождества Христова. Сначала крестный ход, во главе которого ребенок несет маленькую фигурку Иисуса. Священник берет эту фигурку, кладет на алтарь, и после этого начинается святая месса. В конце литургии фигурка кладется в ясли и освящается.

– Как дома католики празднуют Рождество? Должен ли как-то дом по особенному украшен?

– К примеру, у меня дома всегда 24 декабря проходит торжественный ужин. Под елкой в этот день всегда появлялись подарки откуда-то ( Улыбается.). Вечером также постные блюда, белая скатерть. Дедушка обычно клал под нее немножко сена. Оно напоминало вифлеемские ясли, хлев, в котором Иисус родился. 25 декабря опять же будут утренняя и вечерняя литургии.

Рождество Христово – очень семейный праздник к католических странах. В России, в основном, на Новый год все собираются в семейном кругу, а католики – в Рождество.

– Какие еще праздники важны для католиков?

– Самый главный – это Пасха. На условном втором месте – Рождество. Еще есть много других – Богородица, Богоявление, Крещение Господне, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы и др. Это одни из самых главных.

– А вообще много ли католиков в Ростове-на-Дону?

– На самом деле, их немного. Единственный католический приход находится на пер. Ставропольском. До революции приходов было около пяти тысяч, потом католический храм, который был в центре города, разрушили в 1937 году, и община значительно уменьшилась. Сейчас в Ростове примерно 300-500 католиков. Но не всех мы знаем, не все приходят на службы. Регулярно храм посещают 150-200 человек. В основном, на праздники.

– Как часто в приход обращаются взрослые, желающие принять католичество? И увеличивается ли количество прихожан?

– Тяжело сказать, но в среднем, да, растет. Наш приход довольно молодой. Много молодых семей, у них рождаются дети. Мы этому рады, что не только бабушки и дедушки. Что касается взрослых, вот как раз сегодня у нас происходит крещение.

– Требуется ли какая-то подготовка перед тем, как принять крещение?

– Особенное обучение совершается, когда взрослый человек готовится к крещению. Длится оно один год, потому что человек готовится не только к крещению, но и к первой исповеди, и первому причастию святому. Человек должен знать, как ему исповедоваться, если он согрешил после крещения. Тоже самое и для тех, кто крещен в детстве католической церковью, но не совершал еще ни одного таинства.

К таинству венчания мы тоже готовим молодых людей. Занимает это приблизительно три месяца. Мы проводим несколько встреч с женихом и невестой, желающими вступить в церковный брак, а также с их свидетелями, чтобы они тоже знали, как нужно себя вести во время таинства.

Римско-католический приход «Тайная вечеря» ведет свою историю со второй половины XIX века, когда в Ростове-на-Дону был открыт приход общей численностью более пяти тысяч человек. Однако в середине XX века католическая церковь, как и многие другие церкви, была разрушена. В 1992 году приход возродился, а в октябре 1993 года ростовский приход получил в дар деревянную часовню. К весне 1999 года был заложен фундамент церкви и духовно-благотворительного комплекса. Приход церкви насчитывает более 300 человек. 19 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение храма «Тайной Вечери». Освящение совершил епископ епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель.

– Могут ли желающие углубить свои знания в католичестве получить такое образование в Ростове? Есть ли при храме семинария?

– Нет. Единственная католическая семинария в России находится в Санкт-Петербурге.

– Общаетесь ли вы с представителями РПЦ? Как это происходит?

– Общаемся редко, но я лично знаком с Митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, неоднократно приглашался в семинарию. Также знаком с несколькими священниками, даже такие дружеские отношения у нас. Каких-то частых встреч мы не устраиваем, если мне что-то нужно, у меня есть телефоны православных священников, могу договориться о встрече, и я знаю, что вот с этим человеком я могу спокойно посидеть, поговорить.

Когда у нас были мощи святого Иоанна Боско, я просил владыку Меркурия, чтобы он прислал представителя РПЦ на этот большой праздник. И, конечно, православный священник пришел, поздравил.

– Остается ли в вашем графике свободное время и как вы предпочитаете его проводить?

– Я люблю кататься на велосипеде, особенно, когда в городе большие пробки. Да и машину не всегда удается припарковать. Буквально несколько дней назад я ездил на велосипеде посещать больных. До закрытия Ворошиловского моста даже ездил на велосипеде на левый берег. Еще в семинарии играл в волейбол, баскетбол, футбол. Также люблю петь и играть на гитаре.

– Вы говорите, что посещаете больных. Это тоже прихожане?

– Это прихожане. Я им помогаю подготовиться к торжествам, исповедоваться, а тем, кто желает, делаю помазание, которое укрепляет больного человека, его физические и духовные силы. Делаем это несколько раз в году.

Отец Збигнев Бартошевский родился в Польше. В дальнейшем по собственному желанию отправился в Россию. Три года был настоятелем в Санкт-Петербурге, шесть лет в Москве. Настоятелем прихода в Ростове-на-Дону работает четвертый год. Принадлежит к монашеской конгрегации салезианцев.

Источник

Власти Ростова потребовали с католиков в парке Чуковского 5,7 млн рублей

Приход Тайной Вечери якобы задолжал за землю

католический храм ростов на дону. Смотреть фото католический храм ростов на дону. Смотреть картинку католический храм ростов на дону. Картинка про католический храм ростов на дону. Фото католический храм ростов на дону

Приход Тайная вечерия в Ростове, фото Денис Демков

Департамент имущественно-земельных отношений Ростова подал очередной иск к приходу Тайной Вечери Римско-Католической церкви, который находится в парке Чуковского в переулке Ставропольском. Власти требуют с католиков 5,7 млн рублей.

Как пояснили donnews.ru в пресс-службе Арбитражного суда Ростовской области, причиной иска стал спор вокруг участка, на котором находится приход. Земля была передана ростовским католикам в аренду для строительства костёла (польское название римско-католического храма) и духовно-благотворительного центра на срок с февраля 2010 года по февраль 2011 года.

Объекты были возведены. В 2012 году приход Тайной Вечери оформил в собственность костёл, а в 2013 году — духовно-благотворительный центр. Участок же под ними перешёл в собственность несколько позже — в сентябре 2016 года.

«Истец считает, что в период с июля 2013 года по сентябрь 2016 года пользование участком осуществлялось без правовых оснований, Оплата за пользование участком не производилась», — пояснили в суде. В общей сложности, подсчитали власти Ростова, за 3 года набежал долг в 4,4 млн рублей и проценты. Итого — 5,7 млн рублей.

За последние 10 лет приход и власти Ростова обменялись почти десятком взаимных исков. Приход Тайной Вечери судился за право собственности на те или иные объекты, а администрация чаще всего требовала с католиков деньги за пользование муниципальной землёй. Однако суммы в основном были небольшие (предметом спора становились даже 10 тысяч рублей), так что нынешний иск можно назвать самым «дорогим».

Добавим, что парк Чуковского пару лет назад фигурировал и в другом скандале, связанном с церковью. Однако на этот раз уже с православной. Летом 2016 года стало известно, что в парке планируется построить храм Преображения Господня. На первом этапе собирались возвести временную церковь из газоблоков с обшивкой «под бревно», а затем возвести уже большой храм. В соцсетях были созданы сообщества «Построим храм вместе», где назначенный настоятелем будущего храма иерей Дмитрий Дарчиашвили объявил сбор средств на стройку.

Узнав об этом, жители окрестных домов пришли в негодование: в парке уже есть католический храм, а до ближайшей православной церкви — 15 минут ходьбы. Была составлена петиция с требованием отменить решение о строительстве. С тех пор стройка, судя по всему, заморожена. По крайней мере, группа в «ВКонтакте», посвящённая строительству храма и сбору средств, умерла тогда же, когда и родилась — в 2016 году.

Источник

Католический храм ростов на дону

католический храм ростов на дону. Смотреть фото католический храм ростов на дону. Смотреть картинку католический храм ростов на дону. Картинка про католический храм ростов на дону. Фото католический храм ростов на дону

католический храм ростов на дону. Смотреть фото католический храм ростов на дону. Смотреть картинку католический храм ростов на дону. Картинка про католический храм ростов на дону. Фото католический храм ростов на дону

католический храм ростов на дону. Смотреть фото католический храм ростов на дону. Смотреть картинку католический храм ростов на дону. Картинка про католический храм ростов на дону. Фото католический храм ростов на дону

История Римско-католической Церкви на территории Приазовья и Нижнего Дона с момента первого упоминания о христианстве до ликвидации последней католической общины на территории Ростовской области в 1952 году, представляет интерес как с точки зрения церковной истории, так и с точки зрения изучения истории донского края, его этнического состава и в связи с этим этнокультурных влияний. Кроме того, она обусловлена значительно возросшим в последнее время интересом и к истории Римо-католической Церкви на территории России, и к истории католичества на территории Ростовской области, которая на сегодняшний день изучена в недостаточной степени. В современных исследованиях о католическом населении Дона упоминается лишь вскользь. Такое состояние вопроса объясняется тем, что католические общины Приазовья и Области войска Донского до 1856 года административно относились к Могилевской Римско-католической Духовной консистории [ГАРО. Ф. 266. Оп. 21. Д. 651. Л. 39].

С 1856 года они принадлежали вначале к Бердянскому, а затем к Саратовскому диоцезу [Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России. Саратов, 2001. С. 350, 356]. Иными словами, исследуемый регион никогда не был не только административным центром Римо-католической Церкви, но и в количественном отношении не представлял значительной единицы, даже в сравнении с другими неправославными религиозными общинами, сформировавшимися на Дону. Этими фактами объясняется и сравнительно небольшое количество документальных источников, отложившихся в Государственном архиве Ростовской области (далее ГАРО), свидетельствующих о католических приходах на Дону, их жизни и деятельности.

Из документов донских костелов в фондах ГАРО сохранились небольшие части архивов таганрогского костела Св. Троицы и ростовского костела Св. Тайной Вечери. Так, из архива таганрогского костела мы имеем «книги о смерти» за 1835 – 1845, 1860 – 1877 и 1919 годы, метрические книги за 1835 – 1843 годы, алфавитный указатель умерших за 1870 – 1921 годы, «книги предбрачных экзаменов» (аналог брачных обысков в делопроизводстве Русской Православной Церкви) за 1859 – 1883 и 1906 – 1933 годы. Из архива ростовского костела в Государственном архиве Ростовской области отложились метрические книги за 1917 и 1918 годы. Скорее всего, обоим упомянутым костелам принадлежит такой документальный источник как «Списки прихожан, принятых под покровительство Римско-Католической церкви» за 1904 – 1927 годы.

Из источников, в которых упоминается о католических костелах на Дону, следует назвать журналы Областного Правления войска Донского, свидетельствующие о строительстве католических костелов в г. Новочеркасске, в селении Гринталь Таганрогского округа и в поселке Дмитриевском Макеевской волости Таганрогского округа. В фондах г. Таганрога встречается несколько документов, посвященных строительству таганрогского костела. Отдельно следует сказать о сохранившихся в Донской государственной публичной библиотеке опубликованных отчетах Правления Римско-Католического благотворительного Общества для пособий бедным в Ростове-на-Дону 1900-1911 годов (сохранились отчеты за 1900, 1905, 1907, 1910 и 1911 годы).

Кроме перечисленного, краткие сведения о жизни и деятельности ростовского католического костела можно найти в документах, освещающих работу Комиссии по отделению Церкви от государства (1920 – 1921 годы). Также в ГАРО отложилось регистрационное дело Римско-католической церкви г. Ростова-на-Дону. (1944 – 1952 годы), в котором прослеживается не только история открытия и закрытия костела в советский период, но и списки католической общины, а также ее внутренняя жизнь.

Отсутствие подробных описаний, в том числе мемуаров, и довольно длительный временной интервал, который охватывает интересующие нас события, создают определенные трудности при реконструкции реальной исторической картины. Но, тем не менее, в настоящем исследовании мы попытаемся ответить на вопросы: когда и каким образом появляются католические общины на территории Приазовья и Нижнего Дона; каковы причины появления в конце XVIII – XIX веков католических приходов в Области войска Донского и их правовое положение. Особенный интерес для нас представляет попытка реконструкции внутренней жизни и деятельности Римо-католической Церкви на примере костела Св. Тайной Вечери в г. Ростове-на-Дону в XIX – середине XX веков.

Первые упоминания о христианстве на Северном Причерноморье и первые католические храмы на Нижнем Дону

Прежде чем говорить о христианстве в целом и о католичестве в частности на территории Приазовских и донских степей, необходимо описать религиозную ситуацию, предшествовавшую и долгое время сопутствовавшую появлению Благой Вести в этом регионе.

Слабая культура Боспора не выдерживает все более интенсивной сарматизации, и местная культурная жизнь в ее проявлениях сближается в значительной степени с доисторическим примитивным укладом соседних кочевых племен» [ГАРО. Ф. Р-2613. Оп. 1. Д. 17. Л. 43]. Исходя из того, что сарматы являются носителями древней иранской культуры и, соответственно, язычества, население Боспора и Нижнего Дона скорее было склонно к исповеданию привычных языческих культов, приобретших к тому времени довольно сложную форму языческо-греко-иудейского верховного божества Сабазия в окружении пантеона других менее значительных богов, чем к принятию христианства.

Именно на этом фоне в Северном Причерноморье появляется и существует христианство. В истории его появления до сих пор остается много неясностей. Однако представляется возможным вычленить источники христианской проповеди в Северном Причерноморье, и тем самым определить формы существования христианства на указанной территории с конца I века до путешествия в 860 – 862 годах в Хазарию равноапостольного Кирилла и начала завоевания в X веке Приазовья дружинами русских князей.

Первым источником христианства в Крыму и Приазовье принято считать проповедь ап. Андрея Первозванного. Однако в настоящее время факт его проповеди в данных землях не нашел археологического подтверждения [см., напр., Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. М., 1993. С. 40 – 51].

Вторым, не менее исторически спорным, можно считать сказание о ссылке и мученической смерти близ Херсонеса четвертого Римского папы Климента, ныне святого и в Римо-католической, и в Русской Православной Церквах. Все доводы за и против историчности этого сказания освещены в монографии В.В. Болотова «Лекции по истории Древней Церкви» [Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. М., 1994. С. 78-79].

Как о наиболее приближенном к исторической правде можно говорить о факте ссылки в конце I века христиан из Римской империи в Крым в Инкерманские каменоломни, расположенные недалеко от Херсонеса, вблизи современного Севастополя. Этот факт многократно повторяется в исторических исследованиях, хотя ни в одном из них нет ссылок на древние источники ранее IV века. Вполне возможно, что христиане благовествовали местному населению, и оно было знакомо с христианством. Однако, исходя из общей религиозной ситуации, можно предположить, что христианство в этом регионе носило локальный характер, т.е. существовало замкнутыми общинами, не имеющими большого количества адептов из среды местного населения.

Наиболее исторически верным и не менее важным источником присутствия христианства в Северном Причерноморье является самая северная греческая колония Боспорского царства Танаис. Исторически доказано, что эта колония имела постоянные торговые, военные и дипломатические связи с Грецией и Римской империей. Следовательно, Танаис не могло обойти учение Христа, получившее распространение в Римской империи. Но Танаис не мог быть христианским городом, поскольку в этот период его смешанное население – греки, евреи и представители местных племен подверглись сильной сарматизации, а, следовательно, язычество здесь было преобладающим. Это подтверждает и археология. В Танаисе был найден языческий алтарь, и ни одного здания, более или менее соответствующего христианскому храму даже катакомбного типа.

Кроме того, можно предположить, что помимо ссыльных христиан между Доном и Дунаем проповедовали и греческие пленники – христиане, захваченные в набегах на Римскую империю жителями Северного Причерноморья [Данилов В., свящ. История распространения католичества в русских землях до 1917 г. // http://www.christianity.org.ru/unafides/danilov_history.html].

Итак, ко II веку на территории Приазовья и Нижнего Дона, скорее всего, существовали христианские общины, но они носили характер локальных образований и не оказывали практически никакого влияния на христианизацию местного населения. К сожалению, все эти выводы не подтверждены никакими древними источниками и имеют право на существование в качестве гипотез. Следует также сказать, что, изучая историю христианства на Дону в первые века нашей эры, мы сталкиваемся с фактами, которые при более детальной проработке оказываются довольно спорными. К таким фактам относится и проповедь ап. Андрея в Крыму и Приазовье, и проповеднические труды и мученичество папы Римского Климента и особенно современные утверждения о христианском населении Танаиса, особенно распространенные в конфессиональных исследованиях. К сожалению, сведения о христианском Танаисе остаются скорее лишь благочестивым пожеланием, чем исторической реальностью. Время не позволяет нам увидеть реальную картину, тем более что и в настоящем из-за отсутствия должного интереса к теме нашего исследования остается слишком много белых пятен, для восстановления которых требуется кропотливая научно-исследовательская работа.

Христианские влияния в Подонье в эпоху раннего Средневековья

Первые сведения о христианском храме на территории донских степей, подтвержденные археологическими раскопками, проведенными в конце XIX века, относятся к IV веку. Так, раскопки, произведенные в 1888 году на левобережном Цимлянском городище, возле хутора Попова (в 7 километрах от станицы Цимлянской и не менее чем в 4 километрах от современного русла Дона) дали следующие результаты: был найден скелет с двумя крестами-складнями и «остатки небольшого здания, по всей видимости, христианского храма с характерною византийскою кладкою из рядов камня, чередующихся с кирпичом» [Артамонов М.И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л., 1935. С. 10-11]. Найденные на месте раскопа капители ионическо-византийского типа были широко распространены в ранневизантийскую эпоху и известны во множестве экземпляров. Датируются они временем не раньше IV века [Там же. С.13]. Кроме того, археологом Сизовым было найдено два креста с рельефными изображениями распятий и византийские монеты [Там же. С. 19, 22]. Эти находки подтверждают приведенную выше гипотезу о том, что локальные христианские поселения существовали на Дону с первых веков нашей эры, причем эти поселения в культурном плане были носителями византийской традиции.

Немаловажным фактом в истории становления последующих влияний Римо-католической и Православной Церкви на территории Подонья – Приазовья служит обращение в первой половине IX века хазарского кагана и бека к византийскому царю Феофилу (829 – 842 годы) с просьбой о построении укрепления на Дону для защиты от кочевников. Царь отправил на судах отряд под предводительством спафарокандидата Петроны, присоединив к нему морскую эскадру катапана Пафлагонии. Именно таким образом была построена столица Хазарии Саркел [Артамонов М.И. Указ. соч. С. 79]. Этот факт показывает, что земли Хазарского каганата находились в сфере влияния Византии.

В вопросе о сфере влияния небезынтересен следующий факт: в столице Золотой Орды Сарае епархия Русской Православной Церкви была учреждена митрополитом Кириллом в 1261 году, и существовала до конца XV века. В ее пределы входило все пространство между Волгой и Доном. При свт. Алексие, митрополите Московском, вся левая сторона Дона отошла в состав Рязанской епархии, а правая – к Сарской и Подонской [Кириллов А.А. К церковной истории Донского края. Христианство на Дону до образования здесь самостоятельной епископской кафедры // Памятная книжка Области Войска Донского на 1904 г. Новочеркасск, 1904. С. 3]. Католическое архиепископство возникло в Сарае лишь в середине XIV века [Данилов В., свящ. История распространения католичества в русских землях до 1917 г. // http://www.christianity.org.ru/unafides/danilov_history.html].

Католическая Церковь в Приазовье

Первое упоминание о присутствии Римо-католической Церкви на Дону, и даже о существовании католической епархии, относится к сведениям о средневековом городе Тане (современный Азов). Изначально Тана была основана как греческая колония. Около 1067 года она была покорена половцами. В XIII веке город, имевший во всех отношениях удобное географическое положение, переходит к венецианцам, и становится крупным перевалочным пунктом для торговли Запада и Востока [ГАРО. Ф. Р-2613. Оп. 1. Д. 17. Л. 26]. Немного позднее рядом с венецианской колонией была построена колония генуэзцев. Немецкий историк Г. Байер нашел первоначальные свидетельства о поселившихся там генуэзцах: «Везде приняты были учтиво и получили в знатнейших городах особливые места для жития, также и немало земли, имея над оными по своей воле правление, от чего их власть знатно умножилась» [Тарасова М. Уникальная книга об истории Азова // http://www.relga.rsu.ru/n18/don18.htm]. Именно в качестве северной колонии купцов Запада Тана стала центром католичества в Приазовье.

Из сведений, приведенных Н. Фомичевым в исследовании «Некоторые данные о культовых сооружениях и религиозной жизни средневекового города Азака – Таны в XIV-XV вв.» [Очерки истории Азова. Вып. 2. Азов, 1994], можно сделать следующие выводы: с 1305 по 1332 годы Тана была неким «перевалочным пунктом» католических миссионеров, направлявшихся в столицу Золотой Орды и далее в Китай. Так, в 1306 году папа Николай IV наладил постоянную связь через Тану с Каффой через венецианских купцов, сопровождавших послов хана Тохты в Китай. В 1320-е годы через Тану проезжал агент Авиньона францисканец Илья Венгер и епископ Кафы Джироламо. В 1339 году из Авиньона через Тану в Новый Сарай к хану Узбеку последовала миссия из 50 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли [Там же. С. 5]. В 1318 году папская курия при папе Иоанне XXII направила в Тану, находившихся в ведении каффской епархии доминиканцев, которые учредили там отдельную кафедру [Там же. С. 5]. Свящ. Б. Чаплицкий в своей книге «История Католической Церкви в России» приводит 1300 год как год назначения в Тану католического епископа [Чаплицкий Б., свящ. Указ. соч.]. Однако это вряд ли возможно, поскольку только в 1332 году хан Узбек выдал венецианцам грамоту для основания их колонии в Тане [Фомичев Н.М. Указ. соч. С. 6].

Именно с этого времени начинается активное строительство, как колонии, так и церквей и монастырей Римо-католической Церкви. К 1333 году относится упоминание о Госпитальной католической церкви, к 1340 году – упоминание о строительстве церкви св. Франциска, к 1343 году – предложение о строительстве церкви св. Марка. Нотариальные акты Бенедетто Бьянко, относящиеся к 1359 – 1366 годам и проанализированные Н. Фомичевым, дают следующую картину: в Тане к этому периоду уже существовали два католических ордена францисканцев и доминиканцев, Гостевая церковь (для приезжих купцов), две венецианские церкви св. Марка и св. Иакова, два католических монастыря св. Антония и св. Марии, одна церковь и два монастыря ордена францисканцев. Францисканцы и доминиканцы имели кладбище «верных католиков» [Там же. С. 8, 9]. Деятельность католических священников в Тане была многоплановой – они строили церкви и монастыри, заботились о безопасности своих колоний в качестве нотариусов и секретарей венецианского консула в Тане. Важнейшим направлением их деятельности было распространение католичества путем крещения рабов [Там же. С. 12].

Несмотря на довольно большой центр католичества с епископской кафедрой в Тане, нельзя сказать, что Римо-католическая Церковь была здесь основной конфессией. В Тане также существовала Греческая Православная Церковь, подчиненная митрополии Алании, и Армяно-григорианская Церковь [Там же. С. 13].

В июле 1475 года турецкие войска под командованием Ахмед Гедик-паши захватили Тану. Построенная на основе сооружений Таны крепость Азак стала самой северной точкой огромной Османской империи. К этому периоду относятся последние упоминания о Римо-католической Церкви на территории Приазовья вплоть до XVIII века, хотя формально до XVIII века эта область относилась к католической митрополии Северного Кавказа и к 16 сентября 1464 года относится последнее упоминание о назначении епископа на кафедру в Тане [Чаплицкий Б., свящ. Указ. соч.].

Католичество на Дону в XVI-XVIII вв.

Как говорилось ранее, с середины XV и до конца XVIII веков не встречается ни одного упоминания о католических приходах на территории Нижнего Дона и Приазовья. В первую очередь это связано с миграционными процессами и формированием совершенно новой этнической группы в этих землях – донских казаков. Начиная с появления первых казачьих сообществ в конце XV – начале XVI веков, население Дона никогда не было конфессионально однородным [Римский С.В. Православная Церковь и государство в XIX в. Ростов н/Д., 1998. C. 265]. Это обусловлено тем, что оно формировалось на границе христианского и исламского миров в очень сложных политических, этнических и конфессиональных условиях. Но «сейчас не вызывает сомнения, что донская вольница окончательно сформировалась при подавляющем преобладании славянского элемента православного исповедания» [Там же, с. 258]. Среди казаков был большой процент татар, исповедовавших ислам, калмыков-ламаистов и казаков-старообрядцев, но нет ни одного упоминания о казаках – носителях католической религии.

Лишь к концу XVIII века относятся первые сведения о католиках среди жителей Дона. Это напрямую связано с притоком на Дон эмигрантов, вследствие государственной политики. То есть католичество было привнесено и получило развитие как религия диаспор, наитеснейшим образом взаимосвязанная с их историей и развитием. Римо-католическая Церковь на Дону находилась в стадии формирования с конца XVIII до конца XIX веков. Этапами этого формирования были три «волны» эмиграции – из Западной Европы и Крыма: эмиграция поляков и литовцев из Польши в конце XVIII – начале XIX вв.; переселение крымских армян в конце XVIII века и образование немецких поселений на Дону в XIX веке. Еще раз следует подчеркнуть, что все эти процессы были вызваны исключительно политикой Российской империи. Каким образом это происходило, рассмотрим относительно каждого отдельного случая.

Польские католики на территории Области войска Донского

Появлению десятков тысяч поляков на Северном Кавказе и на Нижнем Дону предшествовали известные события в Польше в конце XVIII – первой половине ХIХ веков. Созданное по Люблинской унии 1569 года Польско-Литовское государство Речь Посполитая было разделено Петербургскими конвенциями 1770 – 90-х годов (три раздела – в 1772, 1793 и 1795 годах) между Пруссией, Австрией и Россией. С конца XVIII века Польша фактически перестала существовать в качестве суверенного государства. В 1794 году вспыхнуло польское национально-освободительное восстание во главе с Т. Костюшко, которое было подавлено царской Россией. После этих событий часть поляков – «заговорщиков» была сослана на Кавказ, другая часть мирных жителей эмигрировала в приграничные с Украиной, до конца XVIII века входившей в состав Речи Посполитой, донские степи.

Вторая, не менее многочисленная волна эмиграции польско-литовского населения на Дон, относится к 1830-м годам, вызванная польским национально-освободительным восстанием 1830 – 1831 годов. Польско-литовская эмиграция составила довольно большой процент от инородных поселений на Дону, в т.ч. основной процент католического населения.

Выходцы из Польши имели на Дону значительную социальную инфраструктуру: владели большими предприятиями и составляли основной процент служащих. Активная деятельность по формированию польских сообществ и, в том числе, по устройству духовной жизни, началась в первой трети XIX века. Это показывает факт ходатайства о постройке в 1806 году в Таганроге первого католического костела.

Немецкие католические колонии

Следующий этап развития католических общин на Нижнем Дону связан с образованием в Области войска Донского немецких колонистских поселений, которые появились в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века как дочерние ответвления базовых Причерноморских колоний, а также колоний, ранее основанных в Самарской и Саратовской губерниях Поволжья и в Бессарабии [Терещенко А.Г., Черненко А.Л. Российские немцы на Юге России и Кавказе. Ростов н/Д., 2000. С. 80].

Причиной образования в Области войска Донского, как и в Поволжье и на Кавказе многочисленных немецких колоний, была политика Российской империи. Войны с Турцией в конце XVIII века значительно расширили территорию России на юге, где население было малочисленным. Чтобы освоить эти земли, Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию на следующих условиях:

1. «Всем иностранцам дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях».

2. «Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно».

4. «Поселившиеся в России иностранцы, во все время пребывания своего, ни в военную, ни же в гражданскую службу против воли их определены не будут» [цит. по: Чаплицкий Б., свящ. Указ. соч.].

Решающее значение для будущего колонистов имели следующие условия землевладения и землепользования: все отведенные колонистам земли передавались им в неприкосновенное и наследуемое владение на вечные времена, но не как личная, а как общинная собственность каждой колонии. Колонистам разрешалось приобретать земельные участки у частных лиц. Выделенные государством земельные наделы наследовались младшим сыном поселенца. Манифест Александра I от 20 февраля 1804 года и Всемилостивейшая Привилегия Павла I от 6 сентября 1800 года продолжали политику Екатерины II в данном вопросе. В свою очередь причинами эмиграции в Россию из Германии стали не только привилегии, обещанные правительством России, но и нестабильная ситуация на родине эмигрантов: последствия Семилетней войны, войны с Наполеоном и иностранной оккупации, массовый принудительный набор в рекруты крестьянского населения, подати, хозяйственная нужда, неурожаи, голодные годы, зачастую несправедливые методы управления, ограничение свободы вероисповедания.

Плановое заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года. Некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года. В Области войска Донского основная масса немецких населенных пунктов и значительная часть арендованной ими земли находились в Таганрогском и Ростовском округах. Здесь же были основаны первые по времени появления на территории Области войска Донского немецкие населенные пункты, колонии и хутора: Гринталь, Вассеррайх, Корнталь, Остгейм, Александроталь, Принцфельд, Розенфельд и другие. Всего 14 населенных пунктов, имевших 152 двора и 540 жителей [Терещенко А.Г., Черненко А.Л. Указ. соч. С. 80]. Все немецкие колонии были организованы по вероисповедному принципу [Чаплицкий Б., свящ. Указ. соч.].

Вторым мощным анклавом немецких колоний в Области войска Донского являлся комплекс колоний и хуторов в Донецком округе на северо-западе области. Там в 23 колониях и хуторах проживало 4603 колониста. На территории Ростовского округа проживало в 7 колониях 1117 чел. Отдельные колонии были разбросаны в Хоперском, Усть-Медведицком, Черкасском и Сальском округах. Всего же в Области войска Донского перед первой мировой войной числилось 34 855 немцев и назвавших немецкий язык своим родным. В Ростове-на-Дону и Нахичевани-на-Дону оказалось около 3400 немцев, а также 296 человек немецкой национальности, не имевших российского подданства. Всего в Области войска Донского перед Первой мировой войной было 34 855 немцев. Среди них 10 047 относились к римско-католическому вероисповеданию и 20 495 – к протестантскому. Остальные – к другим конфессиям [Терещенко А.Г., Черненко А.Л. Указ. соч. С. 82].

Как видно, немецких колоний с населением католического вероисповедания в Области войска Донского было немного. К сожалению, привести их полный список невозможно, поскольку данный вопрос не получил всестороннего исследования. На сегодняшний день мы располагаем только списками немецких колоний Области войска Донского на 1915 год с немецкими названиями, представленными в Областное Правление для переименования (в связи с событиями Первой мировой войны) [ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3698. Л. 21, 44 – 46 об.]. Конфессиональный состав этих колоний (учитывая, что были немецкие колонии с русскими наименованиями, списки которых не составлялись) не указывался.

Сравним примерные списки католических поселений на территории Области войска Донского, приведенные в изданиях: в статистическом сборнике «Вся Область Войска Донского и Северный Кавказ за 1899 г.», в исследовании А.Г. Терещенко, А.Л. Черненко «Российские немцы на Юге России и Кавказе» и в труде католического автора О.А. Лиценбергер «Римско-католическая церковь в России. История и правовое положение»:

Данные на 1899 год

(Вся Область Войска Донского и Северный Кавказ за 1899 г. Ростов н/Д., 1899. С. 313)

Данные на 1915 год

(Терещенко А.Г., Черненко А.Л. Российские немцы на Юге России и Кавказе. Ростов н/Д., 2000. С. 172 – 174)

Данные на 1917 год

(Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России. История и правовое положение. Саратов, 2001. C. 350)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *