казанская дуниловская икона божией матери
Икона Богородицы Казанская Дуниловская (Дуниловская)
Празднование
История
Положительных сведений о времени явления сей чудотворной иконы не имеется. Из немногих сохранившихся сведений можно с вероятностью заключить, что явление ее последовало в царствование Феодора Алексеевича (1676–1682 гг.). Икона явилась в слободке Никольской, в 35 верстах от теперешнего города Никольска Вологодской губернии, крестьянину Диомиду Крохалевскому. Он ловил рыбу в реке Юге, недалеко от впадения в нее речки Дуниловки. На сухих сучьях, прибитых течением реки к берегу, он вдруг увидел икону Богоматери, которая стояла, никем не поддерживаемая. Пораженный дивным изображением, крестьянин усердно помолился перед новоявленной иконой, а затем вырубил в дереве большое углубление и поставил туда икону. Когда он рассказал своим односельчанам о чудесном явлении ему иконы Богоматери, все поспешили на поклонение ей. Усердно и с глубокой верой молились крестьяне перед новоявленной иконой и получили неисчислимые благодеяния от всесильного заступления и предстательства Царицы Небесной перед Богом.
Вскоре после явления иконы на том месте была выстроена Крохалевским часовня во имя Пресвятой Богородицы; сюда и была поставлена новоявленная икона Богоматери, получившая название Дуниловской — по месту своего явления недалеко от речки Дуниловки. Через несколько лет решено было выстроить храм, но так как само место явления иконы не было удобно для постройки вследствие того, что ему угрожала опасность наводнения, то строители решили искать более подходящего места. Для этого они пустили стрелу вверх; стрела упала на другом берегу реки Юга, против места явления иконы. Место оказалось удобным; здесь был выстроен храм и освящен в 1712 году. Около храма вскоре возникла иноческая обитель, которая однако существовала недолго: в 1764 году она была упразднена.
В 1815 году Дуниловская церковь была приписана к Сретенскому собору в городе Никольске. В 1857 году в Дуниловке был сооружен каменный храм для увековечения памяти о чудесном явлении иконы Богоматери и в благодарность Пресвятой Богородице за все Ее неизреченные благодеяния; чудотворная же явленная икона была поставлена в Сретенском соборе г. Никольска, где она пребывает и ныне. Летом она помещается в верхней церкви близ солеи, а зимой — в нижней, рядом с местной иконой Богоматери. Ежегодно 29 июня сия чудотворная икона переносится с торжественным крестным ходом в Дунилово, в память явления иконы, а 20 июля с таким же крестным ходом она возвращается обратно — в воспоминание того, что в этот день в первый раз перед чудесно найденной иконой был отслужен благодарственный молебен с водоосвящением и окроплением места явления иконы. В этих крестных ходах участвует обыкновенно очень много богомольцев. На то время, когда Дуниловская икона Богоматери находится в крестных ходах, в Сретенский собор г. Никольска приносят из пустыни копию с нее.
Со времени явления сей иконы при ней не перестают совершаться многочисленные чудесные исцеления. Благодатную помощь и утешение получают и отдельные лица, и целые общества.
Чудотворная Дуниловская икона представляет собой копию с Казанской иконы Богоматери, но при этом отличается и некоторыми особенностями. На верхней половине иконы помещается изображение Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. По правую сторону от Нее изображен архангел Михаил, архистратиг небесных воинств, а по левую — пророк Илия, ревнитель по Боге и нищих кормитель. На нижней половине иконы представлен святитель Николай, Мирликийский чудотворец; по левую сторону его помещается образ св. Тихона, Амафунтского чудотворца, а по правую — изображение преподобномученицы Параскевы, нарицаемой «Пятница».
Икона Богоматери писана на доске, имеющей 1 аршин длины и 10 вершков ширины, и украшена серебряной позлащенной ризой с драгоценными камнями в венце.
Казанская дуниловская икона божией матери
икона Богородицы «ДУНИЛОВСКАЯ» КАЗАНСКАЯ
Местночтимая
Этот образ редкой иконографии чудесно явился в XVII веке в селе Дунилове, недалеко от города Никольска, что на Вологодчине. По молитвам перед ним совершались многие чудеса. Состоит образ из двух частей, верхняя представляет из себя копию КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери, на которой также изображены Архистратиг Михаил и пророк Илия. На нижней части – изображение Святителя Николая Чудотворца, рядом с которым образ святителя Тихона Амафунтского и преподобномученицы Параскевы Пятницы.
Дуниловская икона Божией Матери широко почиталась у местного населения, а в годы гонений местные верующие сумели спасти этот чудотворный образ от безбожников, которые на протяжении десятилетий за ней охотились. С открытием в 90-х годах церкви в Дунилове и возращением туда святыни, стало возрождаться народное почитание чудотворного образа, совершаются многолюдные крестные ходы. По молитвам перед чтимым образом отмечены неоднократные исцеления.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Дуниловская» молятся о получении облегчения и исцеления при всякой немощи телесной и душевной.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Дуниловская»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит державу нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы бо иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.
Также читайте у нас на сайте:
Первое Православное радио в ФМ диапозоне!
Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.
Где в России найти чудотворные иконы Казанской Божьей матери
Все о самом почитаемом образе — в его праздник
4 ноября в России День народного единства совпадет с праздником чудотворной Казанской иконы Божьей матери — одной из самых почитаемых в России. С ней страна не раз спасалась от врагов, а сама икона спасала верующих в нее от недугов. URA.RU собрало всю информацию об иконе: как спасали образ и какие чудеса он творит.
Несгоревшая икона
История чудесного обретения Казанской иконы Божьей Матери описана во многих источниках: после большого пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большую часть города, 9-летней Матроне явилась во сне Богородица, повелевшая откопать на пепелище ее икону. Девочка рассказала о видении своим родителям, но на слова ребенка не обратили внимания. Однако Богородица явилась к девочке во второй, а затем и в третий раз — после просьб матери организовали поиски, и на месте, указанном девочкой, была найдена икона, завернутая в полотно. Образ передали в Никольский храм, список с нее отправили в Москву Иоанну Грозному, по указу которого на месте обретения иконы был возведен Богородицкий монастырь, первой послушницей которого (а затем и настоятельницей) стала та самая Матрона.
В Смутное время (рубеж 16 — 17 веков), когда в стране был раздор, а в столице хозяйничали поляки, икона совершила свой первый и самый грандиозный по значимости «подвиг» — помогла освобождению страны от интервентов.
Во время похода ополчения Минина и Пожарского на Москву к ним присоединились дружины из Казани, которые несла с собой список (копию) с Казанской иконы. Освободив Кремль, ополченцы прошли с этой иконой крестным ходом. На средства Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда и поместили образ Богоматери.
Похищение Казанской и ее списки
Оригинал Казанской иконы Божьей Матери был похищен в 1904 году вместе с образом Спасителя: обе иконы были богато украшены драгоценностями. Похитителей вскоре поймали — молодой крестьянин Стоян с женой были задержаны на пароходе, на которой пытались скрыться из Казани. При обыске у них дома нашли украшения с окладов, но сами иконы, как установило следствия, были сожжены в печи. Стояна приговорили к 12 годам каторги, своей вины он так и не признал.
Есть много версий о том, что оригинал иконы все же уцелел. По одной, Стоян продал ее за большую сумму старообрядцам, по другой — крестьянин украл не подлинник, а копию иконы: якобы игуменья Богородицкого монастыря каждый день подменяла на ночь икону списком. И теперь есть оспариваемая искусствоведами версия о том, что оригинал сейчас находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани.
Есть и третья версия. «Кто-то говорит, что Казанская икона Божьей Матери была вывезена за границу и находится за пределами России, — заявил URA.RU епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии. — Но большая часть [духовенства] склонна считать, что в 1904 году чудотворный образ был похищен и до сих не обнаружен, остались только списки с него». Кстати, схожая судьба постигла и Московскую казанскую икону (с которой шло на Москву ополчение Минина и Пожарского): в 1918 году она была похищена из Казанского собора столицы, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Из других списков иконы самыми известными являются Санкт-Петербургская Казанская икона, написанная с оригинала и привезенная в северную столицу по указу Петра I (хранится в Казанском соборе Питера), а также «Ватиканский список». Эта икона датируется началом 18 века, после революции она оказалась за границей, много раз перепродавалась, пока не оказалась в покоях папы Ионнна Павла II. Ее передача РПЦ состоялась во время визита папы Римского в Москву в 2004 году, спустя год патриарх Алексий II передал ее Казанской епархии (сейчас образ находится в Богородицком монастыре).
Из уральских списков Казанской иконы Божьей матери самой известной была Чимеевская икона, находившая в одноименном монастыре и сгоревшая в 2019 вместе с другой святыней — частицей Креста Господня.
Через полгода, в канун праздника Казанской иконы Божьей Матери, в монастырь привезли отреставрированную икону — новый список, в который вкраплены обожженные фрагменты старой иконы, найденные после пожара. Впрочем, среди курганских прихожан и священнослужителей ходит слух о том, что оригинал иконы не сгорел, а был украден.
Чудеса Казанской Богоматери
В сети можно найти описание множества историй о том, как Казанская икона Божьей матери помогала людям, страдавшим недугами. Например, однажды в казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках, который после ее молитв перед образом Богородицы прозрел. Слепотой страдал и инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф. Однажды, отслужив молебен перед иконой Божьей матери, он увидел ее во сне. Богородица повелела ему вытереть лицо полотенцем, после чего он стал видеть. Казанская икона Божьей матери помогала и другим страждущим — исцеляла от слабоумия, ставила людей на ноги, спасала раненых солдат.
По мнению священников, чтобы просить Богородицу об исцелении, совсем не обязательно ехать в Москву, Казань или Питер — намоленные образы есть и в провинции, иногда — в самых глухих местах.
«По территории Руси немало чудотворных списков Казанской иконы Божьей Матери, — говорит епископ Филарет. — В 18-19 веках образ Казанской иконы Божьей матери был в каждой православной семье — наряду с иконами Спасителя и Николая Чудотворца.
Ей приписывалась благодатная сила, поскольку с ней связано много исторических событий нашего государства, она сопровождала многие истории нашей страны, поэтому этот образ лег на сердце русского человека и почитается особо. В каждой епархии есть свои чудотворные образы иконы».
В Свердловской области около двух десятков храмов названы в честь Казанской иконы Божьей матери. Со многими из этих храмов связаны удивительные, почти невероятные истории.
Неопалимая реликвия
В селе Арамашево (100 км от Екатеринбурга) есть храм, стоящий на скале над рекой Реж. Он носит имя Казанской иконы Божьей матери — есть предание, что первые поселенцы (селу 390 лет) прибыли в Арамашево с этой иконой. Сперва в селе была деревянная церковь, затем ее заменил каменный храм 1800 года постройки (в 2020-м году отметили его 220-летие). По рассказу краеведа, экс-директора местного музея Веры Реутовой, в 1930 году большевики решили разрушить церковь, но не смогли, хотя этому поспособствовал пожар, выжегший все внутри.
Силами прихожан храм восстановили уже в постсоветское время. В нем сегодня есть несколько старинных икон, в том числе — Казанская XIX века: ее отдала храму уроженка села Ангелина, ныне живущая в Ульяновске. «Сперва она не хотела возвращать ее — это была домашняя икона ее семьи и она была ей дорога как частичка родины, — рассказывает заведующая Арамашевским музеем Лариса Доронина. — Но однажды ей приснилась бабушка и попросила отвезти икону домой».
Эта икона отличается от всех других Казанских икон: у Богоматери немного обожжен лик. Женщина, вернувшая образ в храм, в детстве, будучи пионеркой, ткнула икону горящей свечкой. Позже, став взрослой, пыталась очистить, и через раскаяние поняла, что Богоматерь ее простила.
Казанская икона и красноармеец
История спасения есть в другом уральском храме в честь Казанской божьей матери — на Химмаше в Екатеринбурге. «Недавно в храм вернулась старинная икона, который больше 100 лет и которая исчезла в 30-е годы, — рассказал настоятель этого храма иерей Алексий Русин. — Это была надвратная икона (висела над вратами храма).
В 30-е годы, когда храм полностью закрыли, один верующий человек по имени Константин забрал эту икону себе. Он был красноармейцем, но, несмотря на это, его душа заболела за икону — и он увез ее в деревню Щелкун, где сохранил в своей семье. Когда стали восстанавливать храм, его потомки вернули эту икону в наш храм».
Богоматерь и советская власть
«Многие светские люди зачастую считают такие истории „россказнями“, „сказками“. Мы [представители духовенства] тоже относимся к ним критически, потому что не в этом цель веры и вообще церкви — все эти „рассказы о чуде“. Наверное, у каждого верующего такое чудо происходило. И у меня был такой опыт», — признается руководитель информационного отдела Нижнетагильской епархии Дмитрий Пронин.
Его судьба, как и многих других тагильских священников, связана с Казанским храмом в Нижнем Тагиле. Бывшая старообрядческая часовня, ставшая православным храмом, в годы СССР не закрывалась ни на один день. Большие соборы рушились, а маленький храм устоял, став домом и для священников, и для прихожан. «В него действительно как домой попадаешь: стены невысокие, и есть что-то такое, что заставляет задуматься о жизни», — говорит Пронин.
Впоследствии Казанский храм в Тагиле становится собором, а в 1997-98 — мужским монастырем: своего рода «кузницей кадров» для РПЦ на Урале в перестроечные годы (из него вышло почти все духовенство Нижнетагильской епархии). При этом он остается одним из самых популярных храмов у прихожан: тетрадка благодарностей главной иконе храма — Казанской иконе Божьей матери — насчитывает сотни записей, первые из которых датируются 80-х годами XX века.
Спасение от бездетности
Название «Казанский» носил и один из храмов Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», духовника которого экс-схиигумена Сергия сейчас судят за самоуправство, воспрепятствование богослужению и склонение несовершеннолетних к суициду. Сегодня Сергий «не в почете», а его монастырь почти закрыт. Но еще полтора года назад в монастырь привозили людей, болеющих раком и уже потерявших надежду на выздоровление (при обители было подобие хосписа). Отец Сергий, как правило, отправлял их молиться Всецарице (иконе, помогающей при онкологии), многие насельники верили, что икона исцеляла — тому даже приводили примеры. Так или иначе, но к иконе Казанской Божьей матери всегда шли паломники.
«Одна женщина по имени Ольга более 10 лет возила к нам группы паломников из Челябинской области, и они как раз молились в Казанском храме, — рассказала бывшая монахиня обители. — Она говорила, что все, чего бы ни просили перед той иконой, непременно случалось: например, если человек долго не мог трудоустроиться, работа ему находилась. Помогала икона и от вредных привычек (алкоголизм, наркомания), и в воспитании трудных детей».
Но больше всего историй — про бездетных, которые, помолившись перед Казанской иконой Богоматери, смогли зачать детей. «Были семьи, у которых по 10-12 лет не было детей, а сейчас у всех них есть дети, — рассказывает монахиня. — Есть даже семья, у которой 18 лет не было детей — сейчас у них четверо. Были семьи, где ситуация доходила до развода, но они воссоединялись. Но не было семей, которые приходили бы, молились и не получали бы просимого».
Дуниловская Казанская икона Божьей Матери
Летом 2013 года с православной эколого-географической экспедицией «Югра» мы проводили исследование деревни Дунилово и других примыкающих населенных пунктов. Во время одной из поездок нам рассказали о чудотворном образе Дуниловской Казанской Божьей Матери, местночтимой святыне Вологодской области, история обретения которой очень интересна. Согласно Синаксарю, икона явилась в 1677 г. «близ Андагских починков», в устье речки Дуниловки, впадающей в реку Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в лучах света среди сухих веток и сучьев, прибитых течением к берегу, нашел рыбачивший близ того места Диомид Крохалевский, «государев крестьянин», приписанный к Кичменгскому Городку. Диомид установил икону в высеченную им в стволе дерева нишу. Вскоре вместе с сыновьями он поставил на месте явления образа одноглавую восьмигранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом, и туда впоследствии поместил икону. До нашего времени часовня не сохранилась.
Весть об обретении иконы облетела округу. Священники приходили на место явления и проводили молебны перед чудотворным образом, который исцелял многих больных из окрестных деревень. Неподалеку от часовни стало возникать поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет жил возле часовни как монах-отшельник. В настоящее время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком и с натянутой тетивой, как на гербе Вятки.
Икона (размер 62,5×37,3 см) состоит из двух частей: в верхнем регистре – образ Божьей Матери типа «Казанская» с предстоящими пророком Илией и архистратигом Михаилом, в руках у которого изображены скипетр и держава. В нижнем регистре – изображение святого Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от которого в круглых медальонах изображены епископ Амафунтский Тихон и преподобномученица Параскева Пятница.
Во второй половине 19 века по заказу никольского купца А. П. Рыжкова и на его средства великоустюгскими мастерами был изготовлен серебряный оклад иконы весом около 2,5 кг, который имел эмалевые поля и драгоценные камни в венцах. В начале 21 века оклад восстанавливали в мастерской Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.
Даже при советской власти при храме до 30-х годов сохранялась монашеская община. До своего ареста там проживал на покое епископ Никольский Варсонофий (Вихвелин). Когда храм перед войной разорила безбожная власть, верующие спасли икону. Только чудом можно объяснить, что это им удалось: когда икону доставали из киота, она вдруг выпала из рук святотатца (вырвалась) и упала в щель между стеной и полом. Церковь закрыли, решив забрать икону утром, – куда, мол, денется… а ночью верующие извлекли образ из-под пола (достала ее маленькая девочка, больше никто не смог бы пролезть) и спрятали. Несколько раз приезжали из Никольска большевики, пытались искать, но безуспешно. Ее прятали по дворам, в подпольях и даже под навозом, лишь бы не нашли. Икона ни разу не ночевала две ночи подряд в одном доме. Однажды пришли с обыском в ту избу, где находился образ. Хозяйка, не растерявшись, сунула святыню в детскую зыбку – и все обошлось: младенца поднимать посовестились.
Старожилы нам рассказали, что, когда проходил праздник явления иконы, от районного центра, по дороге до храма, местные жители вставали на посты, чтобы успеть доложить о приближении большевиков
В 60-е − 70-е годы стало легче: новый председатель хоть и был коммунистом, но уважал религию. Порой предупреждал, что едут искать икону: спрячьте, мол, понадежнее. Бывало, сам просил: «Бабы, помолитесь перед вашей иконой, чтобы дождик пошел, засохнет ведь все!» − и молились, и выпадал дождь. В 90-е годы икона находилась (вся в рушниках) в доме одной бабушки. Перед ней стоял ящичек с песком для зажигаемых свечей. Икона со временем закоптились, лики на ней только угадывались. Получилось так, что одна из бабушек из благих побуждений решила почистить икону речным песком. В итоге лики оказались полустертыми.
Отец Ефрем и отец Сергий Колчеев возобновили церковное почитание иконы. Дуниловский храм освободился от спортзала и был передан церковной общине. Его ремонтировали всем миром, и с 1992 года икону установили в переднем приделе.
Когда отец Сергий стал настоятелем Казанской церкви в Никольске, возобновилось паломничество на Петров день (12 июля) к чудотворной иконе.
Сначала он ходил один, затем к нему присоединились другие паломники из соседних районов и областей. Сейчас из Никольска на специальных носилках в Дунилово несут копию иконы. Носилки настолько тяжелы, что их держат четыре человека. Примерно за 3 км до конца пути (весь путь – 40 км) никольчан встречает небольшой крестный ход дуниловцев.
На месте встречи иконы почитатели святыни встают на колени, над ними проносят образ Царицы Небесной в ознаменование идущей благодати. Затем путь лежит через красивый Дуниловский бор и старое Дунилово, пересекает крошечную речку Дуниловку, далее − по пойменному лугу и через подвесной мост на Юг-реке.
В каменной церкви Богоматери служат перед копией явленной иконы. Деревянная церковь до недавних пор была в запустении и имела неприглядный вид. Сейчас же в этой церквушке одним из уроженцев Дуниловского сельского поселения сделан косметический ремонт.
У паломников стало традицией останавливаться на отдых в старом Дунилове. В доме одной верующей и благочестивой семьи находится картина, изображающая явление Дуниловской иконы Богородицы. Какой-то, видимо, местный художник изобразил ночной лес на берегу реки, сияющую на дереве икону и рыбаря, стоящего перед Царицей Небесной на коленях. Живопись (скорее всего, начала 19 века) потемнела от времени. Картина висит на кухне в углу в простой деревянной раме под стеклом.
Явление икон служило сюжетом и для церковной литературы. Устное предание записывалось или в местной летописи, или отдельным сказанием. Известность иконы Дуниловской Казанской Богоматери вышла за пределы Никольского уезда. Еще до революции она, как «явленная и чудотворная», была внесена в список известной книги «Жизнеописание и чудеса Пресвятой Богородицы».
Необычность явленных икон заключалась в том, что было неизвестно, откуда они появились. Например, первую икону Казанской Богоматери будущий патриарх Гермоген, по внушению свыше, откопал на свалке мусора. Туровецкая Одигитрия явилась на пихте. Дуниловская – приплыла по реке. Вспоминается замечательное стихотворение Н.Гумилева «Старые усадьбы», где есть такие строки:
Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут – то значит, по течению
В село икона приплыла.
Отец Сергий предполагал, что икона по реке могла приплыть из Тихоновой пустыни. Село Тихон и сегодня есть в соседней Костромской области. Возможно, после закрытия Тихоновой пустыни в 18 веке монахи и «отправили» икону-реликвию по реке. Недаром на ней изображен Тихон Амафунтский. Мощи отца-основателя Тихонской обители и сейчас находятся под разрушенной церковью. Отец Сергий намеревался совершить туда паломничество через дебри и чащи.
Ночная кража чудотворной иконы 23 августа 2002 года омрачила церковную жизнь в Никольске. Видимо, грабители-святотатцы не местные, действовали по наводке. Для «страховки» они украли не только оригинал, но и фотокопию иконы. Это говорит о заказном характере преступления. По неофициальным источникам, икона найдена, но на данный момент не возвращена в церковь.
«Может быть, и Дуниловская икона вернется?» – спрашивают прихожане отца Сергия. Если есть что-то святое в наших душах, вернется!
Катичева Анна,студентка БОУ СПО ВО
«Белозерский индустриально-педагогический колледж»,
научный руководитель: Рогозина Г.М.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: