казанская икона божией матери где находится в питере

Икона Богородицы Казанская (Петербургский список)

Празднование

История

Глав­ной свя­ты­ней Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Санкт-Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, во имя ко­то­рой со­бор был по­стро­ен в 1811 г. Эта ико­на, чу­дес­ным об­ра­зом яв­лен­ная в г. Ка­за­ни в 1579 г., яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых по­чи­та­е­мых икон во всем пра­во­слав­ном ми­ре.

День чу­дес­но­го яв­ле­ния об­ра­за (8/21 июля) стал еже­год­но от­ме­чать­ся как боль­шой празд­ник вна­ча­ле в Ка­за­ни, а за­тем и по всей Рос­сии. В том же 1579 г. царь Иван Гроз­ный ос­но­вал в Ка­за­ни мо­на­стырь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рый и бы­ла по­ме­ще­на об­ре­тен­ная ико­на. С нее сде­ла­ли несколь­ко ко­пий, неко­то­рые из ко­то­рых, как и са­ма из­на­чаль­ная ико­на, бы­ли при­зна­ны чу­до­твор­ны­ми.

Со вре­мен ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ико­на ста­ла рас­смат­ри­вать­ся как По­кро­ви­тель­ни­ца до­ма Ро­ма­но­вых и празд­ни­ки во имя ико­ны (8/21 июля и 22 ок­тяб­ря/4 но­яб­ря) из мест­ных — мос­ков­ских и ка­зан­ских — ста­ли об­ще­рос­сий­ски­ми.

При Пет­ре I в Санкт-Пе­тер­бург при­во­зят Ка­зан­скую ико­ну, при­над­ле­жав­шую ца­ри­це Па­рас­ко­вии Фе­до­ровне, род­ствен­ни­це Пет­ра. Со­глас­но по­след­ним ис­сле­до­ва­ни­ям она бы­ла спис­ком (ко­пи­ей) с из­на­чаль­но­го ка­зан­ско­го про­то­ти­па. По­сле дли­тель­но­го на­хож­де­ния в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те, она бы­ла по­ме­ще­на в но­вом Ка­зан­ском ка­фед­раль­ном, ко­то­рый был воз­ве­ден для нее ар­хи­тек­то­ром А.Н. Во­ро­ни­хи­ным. Ка­зан­ская ико­на ста­ла од­ной из глав­ных пра­во­слав­ных свя­тынь Санкт-Пе­тер­бур­га.

Ни­же при­во­дит­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ский очерк об ис­то­рии Чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Ав­то­ром очер­ка яв­ля­ет­ся ныне по­кой­ный до­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.Н. Некра­сов.

По­ми­мо да­ра чу­до­тво­ре­ния, она пред­став­ля­ет боль­шой ин­те­рес в том от­но­ше­нии, что в преж­нее вре­мя, а имен­но, в XIX и на­ча­ле XX сто­ле­тий, су­ще­ство­ва­ли раз­но­об­раз­ные, ино­гда со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные, взгля­ды на про­ис­хож­де­ние этой ико­ны, но еди­но­го, об­ще­при­знан­но­го мне­ния по это­му во­про­су так и не бы­ло вы­ра­бо­та­но. Не воз­буж­да­ли спо­ра толь­ко ос­нов­ные фак­ты, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­рии пер­во­об­ра­за Ка­зан­ской ико­ны. Как из­вест­но, ори­ги­нал Ка­зан­ской ико­ны, со­став­ля­ю­щий раз­но­вид­ность Оди­гит­рии, был чу­дес­ным об­ра­зом от­крыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Ка­за­ни на ме­сте по­жа­ра, ис­тре­бив­ше­го неза­дол­го пе­ред этим зна­чи­тель­ную часть го­ро­да. Спи­сок, или ко­пия с но­во­яв­лен­ной ико­ны вме­сте с опи­са­ни­ем чу­дес, про­ис­шед­ших от нее, бы­ли вско­ре ото­сла­ны в Моск­ву ца­рю Ива­ну Ва­си­лье­ви­чу IV Гроз­но­му.

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри быст­ро сде­ла­лась из­вест­ной в ши­ро­ких мас­сах рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да и ста­ла од­ним из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых в Рос­сии изо­бра­же­ний Ца­ри­цы небес­ной. По­сте­пен­но по­яви­лось мно­же­ство спис­ков с нее, рас­про­стра­нив­ших­ся по ли­цу рус­ской зем­ли. В 1611 г. Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, под­лин­ную или спи­сок с нее взя­ло с со­бой ка­зан­ское опол­че­ние, ко­то­рое от­пра­ви­лось под Моск­ву на по­мощь вой­скам Тру­бец­ко­го и За­руц­ко­го, пы­тав­ших­ся осво­бо­дить сто­ли­цу Рос­сии от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов.

Оду­шев­лен­ные чу­до­твор­ным об­ра­зом рус­ские опол­че­ния в мае 1611 г. от­би­ли у по­ля­ков Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. Но успе­хи рус­ских войск этим и огра­ни­чи­лись; сре­ди опол­че­ний на­ча­лись раз­но­гла­сия и ссо­ры. Ка­зан­ская дру­жи­на на­пра­ви­лась в об­рат­ный путь. В Яро­слав­ле со­рат­ни­ки встре­ти­лись с ни­же­го­род­ским опол­че­ни­ем, ко­то­рое под пред­во­ди­тель­ством кня­зя Д.М. По­жар­ско­го и Козь­мы Ми­ни­на шло на осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков, и пе­ре­да­ли ни­же­го­род­цам свою чу­до­твор­ную ико­ну, вза­мен ко­то­рой в Ка­зань был по­слан бо­га­то укра­шен­ный спи­сок с нее.

Про­ник­нув­шись глу­бо­кой ве­рой в по­мощь свы­ше через чу­до­твор­ный об­раз Ца­ри­цы Небес­ной, опол­че­ние По­жар­ско­го и Ми­ни­на 22 ок­тяб­ря 1612 г. взя­ло при­сту­пом Ки­тай-го­род, а вско­ре очи­сти­ло и Кремль от по­ля­ков и лит­вы. По­сле осво­бож­де­ния сто­ли­цы от вра­га князь Д.М. По­жар­ский по­ста­вил Ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, спут­ни­цу и по­мощ­ни­цу его в по­хо­дах и бит­вах, спер­ва в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния (на Лу­бян­ке), а по­том, в 1636 г., во вновь по­стро­ен­ный им Ка­зан­ский со­бор, вбли­зи Крас­ной пло­ща­ди.

Царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич, узнав о чу­де­сах, быв­ших от ико­ны Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, по­ве­лел че­ство­вать в Москве чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри два­жды в год: 8 июля, в день яв­ле­ния ико­ны в Ка­за­ни, и 22 ок­тяб­ря, в па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от ино­зем­ных за­хват­чи­ков.

В 1649 г. по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча мест­ный мос­ков­ский (и ка­зан­ский) празд­ник в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри де­ла­ет­ся об­ще­рос­сий­ским. По­во­дом к это­му ука­зу по­слу­жи­ло рож­де­ние во вре­мя все­нощ­ной служ­бы на 22 ок­тяб­ря на­след­ни­ка, ца­ре­ви­ча Дмит­рия Алек­се­е­ви­ча.

Это ра­дост­ное для ца­ря со­бы­тие бы­ло при­пи­са­но им ми­ло­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей, и с это­го вре­ме­ни Алек­сей Ми­хай­ло­вич на­чи­на­ет смот­реть на мос­ков­скую ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не толь­ко как на из­ба­ви­тель­ни­цу Рос­сии от на­ше­ствия ино­зем­цев, но и как на По­кро­ви­тель­ни­цу ди­на­стии Ро­ма­но­вых. Этот взгляд был усво­ен и по­сле­ду­ю­щи­ми ца­ря­ми из до­ма Ро­ма­но­вых.

По­сле ос­но­ва­ния в 1703 г. Пе­тер­бур­га и пе­ре­не­се­ния сю­да сто­ли­цы Рос­сии Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пред­ме­том бла­го­го­вей­но­го по­чи­та­ния и на бе­ре­гах Невы. В са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия здесь по­яв­ля­ет­ся чти­мый чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­ший­ся впо­след­ствии с 1811 г. в Ка­зан­ском со­бо­ре на Нев­ском про­спек­те. В го­ди­ны тя­же­лых ис­пы­та­ний рус­ские лю­ди при­бе­га­ли к это­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу, про­ся за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной. Из­вест­но, на­при­мер, что князь М.И. Ку­ту­зов, вождь рус­ской ар­мии в Оте­че­ствен­ную вой­ну 1812 го­да, воз­ло­жил об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на се­бя, вве­ряя се­бя Ее все­силь­но­му охра­не­нию и по­мо­щи. По­сле раз­гро­ма ар­мии На­по­лео­на он все се­реб­ро, от­ня­тое ка­за­ка­ми от фран­цу­зов, при­нес в дар Ка­зан­ско­му со­бо­ру, счи­тая по­бе­ду над вра­гом про­яв­ле­ни­ем ми­ло­сти Ца­ри­цы Небес­ной.

По­сле 1812 г. ве­ра в чу­до­твор­ное за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди мо­литв пред Ее чу­до­твор­ным ка­зан­ским об­ра­зом еще бо­лее воз­рос­ла у жи­те­лей Пе­тер­бур­га, счи­тав­ших Бо­го­ма­терь в ли­це Ее чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны По­кро­ви­тель­ни­цей се­вер­ной сто­ли­цы.

В на­сто­я­щее вре­мя Ка­зан­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по-преж­не­му поль­зу­ет­ся огром­ным ува­же­ни­ем и по­чи­та­ни­ем со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих. От­ку­да же она про­ис­хо­дит? По од­но­му мне­нию, бо­лее дру­гих рас­про­стра­нен­но­му, эта ико­на, есть та са­мая ико­на, ко­то­рая 8 июля 1579 г. яви­лась в Ка­за­ни; в Смут­ное вре­мя она бы­ла взя­та в Моск­ву, а от­ту­да в 1710 г. по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург.

Ска­за­ний об этом рань­ше 30-х го­дов про­шло­го сто­ле­тия не на­блю­да­ет­ся. Но с кон­ца 30-х го­дов это мне­ние, уже как ис­то­ри­че­ский факт, ста­ло вхо­дит в раз­ные из­да­ния по ис­то­рии Пе­тер­бур­га, а в кон­це 60-х го­дов во­шло в «Ска­за­ние о чу­до­твор­но-яв­лен­ной Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри с крат­ким опи­са­ни­ем С.-Пе­тер­бург­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра», в 1867 г.; за­тем, в «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии», вып. I, отд. П, из­дан­ные в 1869 г. С.-Пе­тер­бург­ским епар­хи­аль­ным ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ским ко­ми­те­том. Здесь ска­за­но, что яв­лен­ная и чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни толь­ко до на­ше­ствия по­ля­ков на оте­че­ство в 1612 г.

В 1710 го­ду свя­щен­ный па­мят­ник и сви­де­тель из­гна­ния по­ля­ков из Моск­вы и вос­ше­ствия до­ма Ро­ма­но­вых на цар­ский пре­стол — их се­мей­ный чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри — по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­сен из Моск­вы в Санкт-Пе­тер­бург, в освя­ще­ние но­вой на бе­ре­гах Невы сто­ли­цы.

Эти­ми же сло­ва­ми го­во­рит о пе­ре­не­се­нии Мос­ков­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1710 г. в Пе­тер­бург и про­то­и­е­рей Г.С. Де­боль­ский в сво­ей кни­ге «Дни бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной ка­то­ли­че­ской во­сточ­ной церк­ви», т. I, 1901 г., из­да­ние 10, СПб, стр. 201-202. Но он не бе­рет­ся су­дить, под­лин­ная это ка­зан­ская ико­на, или же толь­ко спи­сок с нее (там же, стр. 198). Рав­ным об­ра­зом и в ака­фи­сте, со­став­лен­ном про­фес­со­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии П.С. Ка­зан­ским для ка­зан­ской ико­ны в Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре и одоб­рен­ном Си­но­дом в 1867 г., го­во­рит­ся, что Петр Ве­ли­кий взял ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри из Моск­вы в Пе­тер­бург — в Пу­те­во­ди­тель­ни­цу сво­е­му во­ин­ству … и, как ограж­де­ния и освя­ще­ние но­вой сто­ли­цы, в серд­це го­ро­да по­ста­вил (икос 5), но от­ку­да и ка­кую имен­но ка­зан­скую ико­ну взял Петр I, об этом в ака­фи­сте ни­че­го не ска­за­но. В ано­ним­ной книж­ке под за­гла­ви­ем «Чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в С.-Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре», изд. 5, СПБ., 1896 г., цен­зор ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий, стр. 8-9; 13-14 и в ил­лю­стри­ро­ван­ном из­да­нии «Лав­ры, мо­на­сты­ри и хра­мы на Свя­той Ру­си. С.-Пе­тер­бург­ская епар­хия», СПБ., 1908 г., стр. 455а, про­во­дит­ся тот же взгляд на пе­тер­бург­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, как и в ука­зан­ных вы­ше «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ских све­де­ни­ях о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии». Свя­щен­ник Д. Бул­га­ков­ский со­гла­сен с тем, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург по­ве­ле­ни­ем Пет­ра I, но по его мне­нию, эта ико­на яв­ля­ет­ся спис­ком с ка­зан­ско­го пер­во­об­ра­за.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют Г.З. Ели­се­ев и ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор, ко­то­рые, хо­тя и не за­ни­ма­ют­ся во­про­сом о пе­тер­бург­ской иконе Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, но по­ло­жи­тель­но утвер­жда­ют, что под­лин­ная ЯВЛЕННАЯ Ка­зан­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы все вре­мя, до ее по­хи­ще­ния в 1904 г., на­хо­ди­лась в Ка­за­ни, в жен­ском Бо­го­ро­диц­ком мо­на­сты­ре.

Чу­до­твор­ный же об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, быв­ший в опол­че­нии По­жар­ско­го и Ми­ни­на и впо­след­ствии по­став­лен­ный в мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, был толь­ко СПИСКОМ с ка­зан­ско­го ори­ги­на­ла. Спис­ком же счи­та­ют этот об­раз и Стро­ев, про­то­и­е­рей К. Фо­мен­ко, ис­то­рик С. Со­ло­вьев, мос­ков­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий, А. За­вья­лов, И. По­кров­ский, про­фес­сор А. Дмит­ри­ев­ский, ар­хи­манд­рит Ф. Поз­де­ев­ский, Н. Ро­ман­ский — в «Рус­ском Па­лом­ни­ке», Ив. Ко­но­бе­ев­ский и др. В до­ка­за­тель­ство пра­виль­но­сти сво­е­го взгля­да ука­зан­ные ли­ца ссы­ла­ют­ся обыч­но на «Ни­ко­нов­скую ле­то­пись» и «Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах». В пер­вой рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Смут­ное вре­мя ка­зан­ские рат­ни­ки, при­шед­шие на по­мощь рус­ско­му вой­ску, сто­я­ще­му под Моск­вой … «при­не­со­ша (же) из Ка­за­ни Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы СПИСАНИЕ (под­черк­ну­то мною, В.Н.) с Ка­зан­ской ико­ны» (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­но­ву спис­ку, изд. 1792 г., VIII, стр. 167).

Во вто­рой чи­та­ем: «…При­не­со­ша из Ка­за­ни об­раз Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах, 1771 г., стр.236).

Та­ким об­ра­зом, боль­шин­ство ав­то­ров со­глас­ны в том, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не есть яв­лен­ная ико­на Ее, об­ре­тен­ная в Ка­за­ни, а есть один из мно­го­чис­лен­ных древ­них спис­ков с ка­зан­ско­го под­лин­ни­ка. В та­ком слу­чае и пе­тер­бург­ская ико­на, да­же ес­ли бы она и ока­за­лась тож­де­ствен­ной с ико­ной мос­ков­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра, так­же бу­дет все­го лишь спис­ком с Ка­зан­ской яв­лен­ной ико­ны, но ни­как не ори­ги­на­лом. В дей­стви­тель­но­сти же пе­тер­бург­ская и мос­ков­ская ико­на не име­ют меж­ду со­бою ни­че­го об­ще­го: это два раз­лич­ных спис­ка с ка­зан­ско­го про­то­ти­па.

Мос­ков­ский свя­щен­ник Н. Ро­ман­ский при­во­дит ряд ис­то­ри­че­ских сви­де­тельств, под­твер­жда­ю­щих, что мос­ков­ский спи­сок в XVII и XVIII сто­ле­ти­ях пре­бы­вал имен­но в Москве, а не в дру­гом ка­ком-ли­бо ме­сте. Так, на ниж­нем по­ле мос­ков­ской ико­ны с ли­це­вой сто­ро­ны сде­ла­ны две над­пи­си — од­на от 1687 г., а дру­гая от 1754 г. Пер­вая гла­сит: «Сей пре­чи­стый об­раз по­нов­лял Ми­ха­ил Ма­лю­тин»; а дру­гая: «а се­го 1754 го­да — па­ки сей свя­той об­раз по­нов­ля­ла гос­по­жа ба­ро­нес­са Прас­ко­вья Ива­нов­на Стро­га­но­ва». Под­лин­ность вто­рой над­пи­си, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, не под­ле­жит со­мне­нию, а по сло­вам Г. Тре­не­ва, ин­те­ре­со­вав­ше­го­ся во­про­сом о Ка­зан­ской иконе Бо­го­ро­ди­цы, под­пись Ма­лю­ти­на так­же под­лин­на и ему хо­ро­шо из­вест­на. От­сю­да отец Н. Ро­ман­ский де­ла­ет со­вер­шен­но пра­виль­ный вы­вод, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри не бы­ла пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург ни при Пет­ре I, ни по­сле него.

Боль­ше­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет мне­ние, опи­ра­ю­ще­е­ся на ар­хив­ные дан­ные, по ко­то­рым пе­тер­бург­ская свя­ты­ня яв­ля­ет­ся обет­ной ико­ной, вы­пол­нен­ной по за­ка­зу вдов­ству­ю­щей ца­ри­цы Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны (1723), су­пру­ги ца­ря Иоан­на Алек­се­е­ви­ча (…1796), бра­та Пет­ра I. Та­ким об­ра­зом она мог­ла быть на­пи­са­на в са­мом кон­це XVII или в са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия.

К сто­рон­ни­кам это­го мне­ния при­над­ле­жат про­то­и­е­рей В. Жма­кин, упо­мя­ну­тые вы­ше А. За­вья­лов, Ф. По­кров­ский и дру­гие. По-ви­ди­мо­му, неко­то­рые ар­хив­ные до­ку­мен­ты и по­сле­ду­ю­щая ис­то­рия пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри под­твер­жда­ют их точ­ку зре­ния.

Из­вест­но, что 2 мар­та 1727 г. в Си­нод по­сту­пи­ло хо­да­тай­ство «Церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, что на Пе­тер­бург­ском ост­ро­ву, свя­щен­ни­ка Ива­на Сте­фа­но­ва с то­ва­ри­ща­ми и при­ход­ских лю­дей» (в чис­ле 23 че­ло­ве­ка, В.Н.) о том, чтобы Си­нод дал рас­по­ря­же­ние о воз­вра­ще­нии в ука­зан­ную цер­ковь об­ра­за яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из С.-Пе­тер­бург­ско­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра, ку­да этот об­раз был взят в 1720 г Нов­го­род­ским ар­хи­ере­ем Фе­о­до­си­ем, ибо «…Тот яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз по обе­ща­нию вновь на­пи­сан и укра­шен до­сто­бла­жен­ныя па­мя­ти ца­ри­цы и ве­ли­кия кня­ги­ни Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны и от нас нема­лым ижди­ве­ни­ем». Прось­ба эта Си­но­дом бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и об­раз Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ший­ся в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Пе­тер­бур­гом ост­ро­ве (сто­роне), на По­сад­ской ули­це, был пе­ре­не­сен ту­да, по всей ве­ро­ят­но­сти, из Ка­зан­ской ча­сов­ни, сто­яв­шей ря­дом с этой цер­ко­вью и на­зван­ной так, ви­ди­мо, по­то­му что там на­хо­ди­лась ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ча­сов­ня эта бы­ла устро­е­на не поз­же 1707 г., т.к. в кон­це это­го го­да, 25 но­яб­ря, им­пе­ра­тор Петр I из­дал имен­ной указ, ко­то­рым по­веле­ва­лось разо­брать все по­стро­ен­ные в Санкт-Пе­тер­бур­ге ча­сов­ни и об­ре­та­ю­щи­е­ся в них ико­ны и кни­ги пе­ре­дать в цер­ковь. Ес­ли, как утвер­жда­ет А. За­вья­лов, пе­тер­бург­ская ико­на бы­ла, по его вы­ра­же­нию, «со­ору­же­на» (т.е. на­пи­сан но­вый об­раз) по обе­ща­нию ца­ри­цы Па­рас­ко­вьи Фе­до­ров­ны и ижди­ве­ни­ем неко­то­рых при­ход­ских лю­дей и на­хо­ди­лась спер­ва в Ка­зан­ской ча­совне, то она мог­ла по­явить­ся на свет на ру­бе­же XVII и XVIII сто­ле­тий. Но, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, вы­ра­же­ние «об­раз … вновь на­пи­сан» сле­ду­ет по­ни­мать в смыс­ле «вновь пе­ре­пи­сан», или пол­но­стью ре­ста­ври­ро­ван. В до­ка­за­тель­ство та­ко­го по­ни­ма­ния ука­зан­но­го вы­ра­же­ния Н. Ро­ман­ский в сво­ей ста­тье при­во­дит текст кон­трак­та, за­клю­чен­но­го 31 мая 1754 г. Го­судар­ствен­ной кон­то­рой с мос­ков­ским куп­цом Ше­ста­ко­вым и кре­стья­ни­ном Се­зе­мо­вым на ис­прав­ле­ние «раз­ных вет­хо­стей» в Мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, кро­ме цер­ков­ной утва­ри, риз и книг, со­глас­но осмот­ру ар­хи­тек­то­ра Д. Ухтом­ско­го.

В этом кон­трак­теи ре­ест­ре, по­дан­ном по ис­пол­не­нии кон­трак­та 8 фев­ра­ля 1755 г. с от­мет­ка­ми свя­щен­ни­ков со­бо­ра о про­де­лан­ной ре­став­ра­ции, вы­ра­же­ние «вновь на­пи­сать» встре­ча­ет­ся не ме­нее 8 раз в от­но­ше­нии раз­ных об­вет­шав­ших икон и име­ет смысл, при­да­ва­е­мый ему Н. Ро­ман­ским. На­при­мер, «Во озна­чен­ном (же) ико­но­ста­се об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, об­раз Страст­ныя Бо­го­ро­ди­цы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В ол­та­ре на гор­нем ме­сте Гос­по­да Са­ва­о­фа, ко­то­рый об­вет­шал, вновь на­пи­сать» и т.д.

Та­ким об­ра­зом, пе­тер­бург­ская ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, как толь­ко ре­ста­ври­ро­ван­ная, а не «со­ору­жен­ная» за­но­во, зна­чи­тель­но древ­нее, чем пред­по­ла­га­ет За­вья­лов и дру­гие ав­то­ры, сто­я­щие на той же точ­ке зре­ния, и мо­жет от­но­сит­ся в XVII или да­же к кон­цу XVI ве­ка. В этом нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го; как мы ви­де­ли, спи­сок с ка­зан­ской ико­ны был при­слан вско­ре же по­сле ее об­ре­те­ния ца­рю Ива­ну IV Гроз­но­му в Моск­ву; мож­но по­ла­гать так­же, что в цар­ских па­ла­тах в Москве на­хо­дись и дру­гие, та­кие же древ­ние или бо­лее позд­ние спис­ки Ка­зан­ской ико­ны, как очень чти­мой в цар­ской фа­ми­лии. Од­ну из та­ких ко­пий цар­ская се­мья мог­ла взять с со­бой при пе­ре­се­ле­нии в но­вую сто­ли­цу и по­ме­стить на пер­вых по­рах в Ка­зан­скую ча­сов­ню, вбли­зи от до­ми­ка Пет­ра I. Эта ко­пия и бы­ла ре­ста­ври­ро­ва­на ца­ри­цей Па­рас­ко­вьей Фе­до­ров­ной. Пред­по­ло­же­ние о та­кой ре­став­ра­ции мог­ло быть обос­но­ва­но бо­лее твер­до по­сле над­ле­жа­щей рас­чист­ки ико­ны, но это де­ло бу­ду­ще­го, по­ка же при­хо­дит­ся огра­ни­чи­вать­ся сви­де­тель­ства­ми ар­хив­ных до­ку­мен­тов. Из Ка­зан­ской ча­сов­ни, разо­бран­ной по ука­зу в 1707 г., ико­ну Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­нес­ли в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, при­хо­жан­кой ко­то­рой со­сто­я­ла вдов­ству­ю­щая им­пе­ра­три­ца, а от­ту­да в 1737 г. вме­сте с дру­ги­ми тре­мя то­го же на­зва­ния ико­на­ми во вновь по­стро­ен­ную ее до­че­рью, им­пе­ра­три­цей Ан­ной Иоан­нов­ной, ка­мен­ную цер­ковь так­же Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те и, на­ко­нец, в 1811 г. в Ка­зан­ский со­бор, где она и на­хо­ди­лась до за­кры­тия со­бо­ра. До 1727 г. эта ико­на ни­где в до­ку­мен­тах чу­до­твор­ная не на­зы­ва­ет­ся, в этом же го­ду по хо­да­тай­ству пе­ред свя­тым Си­но­дом прит­ча и при­ход­ских лю­дей Рож­де­ствен­ской церк­ви бы­ло раз­ре­ше­но ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри вы­но­сить в до­ма при­хо­жан «ра­ди мо­ле­ния бо­ля­щих». Оче­вид­но, она про­сла­ви­лась да­ром чу­до­тво­ре­ния. А. За­вья­лов за­ме­ча­ет по это­му по­во­ду, что, по­ка не от­кры­ты но­вые до­ку­мен­ты, 1727 г. и сле­ду­ет счи­тать на­ча­лом при­зна­ния этой ико­ны чу­до­твор­ной. Впро­чем, он сам же до­пус­ка­ет, что ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий взял в 1720 го­ду дан­ную ико­ну в Тро­иц­кий со­бор быть мо­жет в пред­по­ло­же­нии, что она уже яв­ля­ет­ся чу­до­твор­ною, по­че­му и поль­зу­ет­ся в на­ро­де та­ким по­чи­та­ни­ем, хо­тя спе­ци­аль­ное рас­по­ря­же­ние свя­то­го Си­но­да об ото­бра­нии в церк­ви икон, ко­то­рые недав­но ока­за­лись чу­до­твор­ны­ми, вы­шло 21 фев­ра­ля 1722 г.

Для пол­но­ты кар­ти­ны не бу­дет лиш­ним ука­зать раз­ме­ры икон Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри: яв­лен­ной, мос­ков­ской и пе­тер­бург­ской. Пер­вая име­ет раз­ме­ры 6 х 5 верш­ков, вто­рая — 5 х 8 верш­ка, пе­тер­бург­ская — 13 х 12 верш­ков. Бо­го­ро­ди­ца на яв­лен­ной иконе, на­хо­див­шей­ся в Ка­за­ни, пред­став­ле­на в кра­си­вом гре­че­ском ти­пе с пра­виль­но по­стро­ен­ным ли­цом с воз­вы­шен­ным вы­ра­же­ни­ем. Вы­со­кие ху­до­же­ствен­ные до­сто­ин­ства ико­ны и гре­че­ский ха­рак­тер ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри сви­де­тель­ству­ют о при­над­леж­но­сти ико­ны ки­сти неза­у­ряд­но­го ху­дож­ни­ка и кос­вен­но — о ее древ­нем про­ис­хож­де­нии. О пер­во­на­чаль­ном пись­ме пе­тер­бург­ской ико­ны су­дить труд­но вслед­ствие ее пол­ной ре­став­ра­ции в на­ча­ле XVIII или в кон­це XVII ве­ка. Лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на пе­тер­бург­ской иконе в ее те­пе­реш­нем ви­де, зна­чи­тель­но усту­па­ет по ис­пол­не­нию ли­ку Бо­го­ро­ди­цы на Ка­зан­ском ори­ги­на­ле: про­пор­ции и фор­мы ли­ца ме­нее со­вер­шен­ны, и уже не за­мет­ны чер­ты гре­че­ско­го ти­па. Все вы­ше­из­ло­жен­ное за­став­ля­ет прид­ти к вы­во­ду, что мне­ние свя­щен­ни­ка Н. Ро­ман­ско­го о про­ис­хож­де­нии пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри мож­но счи­тать наи­бо­лее при­ем­ле­мым.

До­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.А. Некра­сов

Источник

Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.

Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.

Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.

Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.

Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).

После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.

В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.

Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.

В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.

Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6).

Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.

Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в «Русском Паломнике»15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).

Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).

Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.

Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.

Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.

Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.

В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.

Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).

Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов

Примечания.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: «Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году» (т.е. от Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895, № 16, стр.366.

Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье А. Завьялова под заглавием «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге», см. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья «Казанская икона Божией Матери»); архимандрита Никанора (Сборник «Святыни Казани», статья «Казанская икона Божией Матери», 1890 г.); Г.З. Елисеева («Православный собеседник», 1858 г., III ч., статья «Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября»); И. Покровского («Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери», Казань, 1904 г.); священника Н. Романского («Московские церковные ведомости», 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья «Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери») и других авторов.

2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.

25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в «Русском Паломнике», 1904 г., № 30, стр. 519.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *